Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА 7
1.1. Лингвистическая характеристика звуковой системы французского
языка 7
1.2. Лингвистическая характеристика фонетической системы русского языка
15
1.3. Особенности фонетической системы татарского языка 19
1.4. Прогнозируемая фонетическая интерференция при обучении
французскому языку в условиях билингвизма 23
Выводы по I главе 25
Глава II. СТРУКТУРА ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА 26
11.1. Формирование фонетических навыков на различных этапах обучения
французскому языку 26
11.2. Методические подходы в обучении фонетическим навыкам французского
языка 33
11.2.1. Артикуляторный подход 33
11.2.2. Акустический подход 35
11.2.3. Дифференцированный подход 37
11.3. Методические приемы применения полилингвальной технологии 38
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Библиография
На современном этапе языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению.
Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.
Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений.
Именно поэтому при обучении французскому языку большое значение придается работе над произношением. Ученики овладевают произносительными навыками в ходе обучения устной речи и чтению. Преимущественно сложным и ответственным этапом в обучении фонетике французского языка является начальный период, в котором закладываются основы всей последующей работы по формированию и совершенствованию произносительных навыков.
Обучение иностранным языкам в школах и гимназиях начинается со второго класса. В течение первого года дети изучают все звуки и буквы, осваивают минимум интонационных моделей повествовательных и вопросительных предложений французского языка. На первых занятиях учитель должен объяснить учащимся, что для того, чтобы правильно говорить на изучаемом иностранном языке, в нашем случае - на французском языке, нужно четко произносить каждый звук, и оттого в их устах французский язык станет очень мелодичным и красивым. Трудные звуки (носовые, [г], [u] [oe]) встречаются уже на первых уроках. Артикуляционная база родного (русского и татарского) языка недостаточна для произнесения этих звуков. Несмотря на то, что в татарском языке есть много схожих звуков с французскими, все же, необходима новая артикуляционная база. Учащиеся должны освоить непривычный уклад органов речи.
Важно наглядно показать правильную артикуляцию и научить этому детей. Сначала следует показать артикуляцию звука, затем слога, далее слова. Учащиеся повторяют каждую модель за учителем хором, затем индивидуально.
Все вышеизложенное и обучение иностранным языкам в условии билингвизма в республике Татарстан обуславливает актуальность темы. Жители республики владеют двумя официальными языками - татарским и русским, в связи с этим, овладение ими третьим языком - иностранным, должно носить полилингвальный характер.
Предмет исследования: полилингвальная технология обучения
фонетическим навыкам французского языка в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является учебный процесс с использованием полилингвальной технологии обучения фонетическим навыкам французского языка.
Цель исследования: разработать полилингвальную технологию
обучения фонетическим навыкам французского языка в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач:
1. Обобщить подходы к обучению фонетическим навыкам на примере французского языка;
2. Описать особенности фонетических систем русского и татарского языков;
3. Разработать методические приемы и упражнения для предотвращения интерференции русского и татарского языков при изучении французского языка.
За методологическую основу исследования нами приняты труды Рапанович А.Н., Зиндер Л.Р., Гак В.Г., Солововой Е.Н., использованы идеи Л.В.Щербы, Р.К. Миньяр-Белоручева, а также источники по теме исследования из сети интернет.
Методы исследования
1. Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение;
2. Методы массового опроса - интервью, беседы;
3. Опытное обучение - практика в общеобразовательной школе с
углубленным изучением французского языка.
Этапы исследования
1) Выбор темы исследования
2) Изучение научной литературы
3) Выявление целей и задач
4) Написание работы
5) Техническое оформление работы
6) Представление на рецензирование
7) Проведение опытного обучения в школе
Новизна и теоретическая значимость работы
Процесс обучения фонетическим навыкам французского языка происходит на основе билингвизма, методика построена на двуязычии.
Практическая значимость исследования
Весь материал может быть применен в полном объеме в общеобразовательной школе в обучении фонетическим навыкам французского языка в республике Татарстан.
В результате проведенного нами исследования на основе изучения трудов языковедов, лингвистов и методистов, а также на основе существующего опыта преподавания французского языка в средней общеобразовательной школе, нами были даны ответы на поставленные задачи:
1. Обобщены методические подходы в обучении фонетическим
навыкам французского языка: артикуляторный, акустический и
дифференцированный. Нами сделан вывод, что наиболее эффективным является дифференцированный подход к формированию фонетических навыков, но на полилингвальной основе с учетом специфики звуковой системы русского и татарского языков;
2. Вторая поставленная в работе задача посвящена представлению методического материала по учету особенностей фонетических систем русского и татарского языков. На основании научной литературы в параграфах
I.2 и I.3 главы I выпускной квалификационной работы изложены лингвистические характеристики лингвистической системы русского и татарского языков;
3. Третья задача, поставленная в данном научном исследовании, состоит в разработке методических приемов и упражнений для предотвращения интерференции русского и татарского языков при изучении французского языка.
Нами разработаны методические материалы, которые мы рекомендуем включать в ориентировочную основу речевых действий при постановке произношения на французском языке.
Несмотря на то, что методика обучения фонетике французского языка разработана методистами, она не учитывает специфических особенностей в условиях билингвизма, когда на изучаемый иностранный язык влияет не один, а несколько языков. В целях создания правильной артикуляционной базы в произношении звуков французского языка нами разработаны специальные материалы для включения в ориентировочную основу речевых действий при постановке произношения.
Мы полагаем, что выполненный нами труд, окажет помощь учителям французского языка общеобразовательных школ, которые работают в условиях билингвизма.
1. Андреевская-Левенстерн Л.С. Обучение французскому языку в средней школе / Л.С. Андреевская-Левенстерн. - М., 1983. - 325 с.
2. Артёмова Л.Ф., Васильева Е.В.: Теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 уч. год / Л.Ф. Артёмова, Е.В. Васильева. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - 144 с.
3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., Чепик И.В. / Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. - Минск,
2003. - 124 с.
4. Бим И.Л. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2004. - №5. - С. 2-12
5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2001. - №4. - С. 5-11.
6. Бужинский В.В., Павлова С.В. Современные проблемы фонетики и обучения иноязычному произношению / В.В. Бужинский, С.В. Павлова. - Курск: КГПУ, 2001. - 208 с.
7. Бурчинский В.Н. Теоретическая фонетика французского языка: учебное пособие / В.Н. Бурчинский. - М.: Восток-Запад, 2006. - 181 с.
8. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения в школе / Н.А. Вострякова. - М.: 2001. - 203 с.
9. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - 3е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. - 288 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Г альскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. / Н.Д. Г альскова, Н.И. Г ез. - М.: Академия, 2008.
- 333 с.
12. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Начальная школа: Методическое пособие / Г.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 296 с.
13. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в младшей школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высш. шк., 1992 - 209 с.
14. Гордина М.В. Фонетика французского языка: учебное пособие / М.В. Гордина. - Л.: ЛГУ, 1973. - 224 с.
15. Гордина М.В., Белякова Г.А. Практическая фонетика французского языка. Учебное пособие / М.В. Гордина, Г.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003. - 336 с.
16. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
17. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранных языках / И.А. Зимняя. - М., 1978. - 471 с.
18. Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие. - 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Высш.школа, 1979. - 312 с.
19. Иванова Т.В, Сухова И.А., Теория и методика обучения иностранному языку / Т.В. Иванова, И.А. Сухова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008.
- 186 с.
20. Катагощина Н.А. О современном французском произношении / Н.А. Катагощина. - М., 1999. - 203 с.
21. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам / А.В. Конышева. - СПб.: 2006. - 306 с.
22. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.: Рус. Яз. 1991. - 360 с.
23. Литкенс К.Я., Крупеникова М.Л. Французский язык для начинающих / К.Я. Литкенс, М.Л. Крупеникова. - М., 1999. - 288 с.
24. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие / М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981 - 189 с.
25. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику: учебное пособие / М.И. Матусевич. - СПб.: Комета, 1990 - 208 с.
26. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Милюруд // ИЯШ. - 1995. - № 5. - С. 13-18.
27. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. Яз.». - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
28. Назарова Г.И. Теория и методика обучения второму иностранному языку (французскому). Конспект лекций / Г.И. Назарова, Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014. - 41 с.
29. Павлова С.В. Обучение иноязычному произношению на коммуникативной основе / С.В. Павлова // ИЯШ. - 1990. - № 1. - С. 5-12.
30. Пасов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пасов. - М.: Русский язык, 1989. - 308 с.
31. Пасов. Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка / Е.И. Пасов., Н.Е. Кузовлева - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010 - 640 с.
32. Протасова Е.Ю. Дети и языки. Методическое пособие / Е.Ю. Протасова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - 187 с.
33. Рапанович А.Н. Фонетика французского языка: Курс
нормативной фонетики и дикции / А.Н. Рапанович. - М.: Просвещение, 2013. - 290 с.
34. Салимов Х.Х., Салимова Д.А. Сопоставительная фонетика татарского и русского языков (в таблицах, схемах, упражнениях): Учебное пособие для студентов вузов.». - Елабуга, 2007. - 80 с.
35. Смольянинова М.В. Практическое пособие по фонетике французского языка: учебное пособие / М.В. Смольянинова. - М., 1993. - 187 с.
36. Соколова В.С. Сборник хрестоматийных материалов по фонетике французского языка: учебное пособие / В.С. Соколова, Н.И. Портнова. - М., 1999. - 307 с.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. -
4- е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
38. Соловцова Э.И. Федеральный государственный образовательный стандарт-ориентир современного школьного образования / Э. И. Соловцова // ИЯШ. - 2012. - №11. - С. 2-7
39. Стернин И.А. Контрастивная лингвистика / И.А. Стерин. - М.: Восток-Запад, 2006. - 206с.
40. Тарасюк Н.А. Иностранный язык для школьников: Уроки общения / Н.А. Тарасюк. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 285 с.
41. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл С.О. Going over homework. // Иностранные языки в школе. - 1993. - 157 с.
42. Федоров В. А. Теоретическая фонетика французского языка: Учебно-методическое пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 63 с.
43. Филатов В.М., Филатова Е.Г. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: учебное пособие для педагогических колледжей, языковых вузов / В.М. Филатов, Е.Г. Филатова. - Ростов н/Д: АНИОН, 1999. - 235 с.
44. Щерба Л.В. Фонетика французского языка: учебное пособие / Л.В. Щерба. - М.: Высшая школа, 1963. - 380 с.
45. Якушев М.В. Обучение анализу учебника иностранного языка в процессе методической подготовки будущего учителя: Автореф. канд. дис. - М., 1998. - 205 с.
46. Capelle G. Les phonemes du francais et leurs realisations. - Le Francais dans le monde./ G. Capelle, 1968. - 127 p.
47. http://www.le-francais.ru/lecons/prononciation
48. http://www.parlonsfrancais.ru
49. http://www.languageguide.org/
50. http://phonetique.free.fr/