ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Сущность, факторы и принципы конкурентоспособности предприятия 9
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
1.3. Механизм управления конкурентоспособностью организации 22
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУСОФКОМПАНИ» 29
2.1. Организационно - экономическая характеристика деятельности ООО
«РусофКомпани» 29
2.2. Анализ управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани».... 34
2.3. Оценка эффективности управления конкурентоспособностью в ООО
«РусофКомпани» 42
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУСОФКОМПАНИ» 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью
ООО «РусофКомпани» 58
3.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО
«РусофКомпани» и оценка их эффективности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современных экономических условиях проблема эффективного управления конкурентоспособностью предприятий стоит очень остро, так как возрастает значение формирования конкурентной среды и конкурентоспособности отечественных производителей, как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризисов российской экономики.
Ожесточённая конкуренция за общественные ресурсы и доходы между секторами рынка сегодня ведёт к переливу капиталов в наиболее выгодные сферы торгового посредничества и финансовых операций. Внутренние макроэкономические условия, в которых работают российские товаропроизводители, в сочетании с мощным давлением на российский рынок со стороны зарубежных экспортёров, подрывают позиции отечественных предприятий на внутренних рынках.
Интернационализация экономики, усиление давления импорта, потребность в соответствии условиям конкурентного рынка, ставят перед отечественными предприятиями задачу детального анализа факторов и условий, в которых формируются их конкурентные преимущества. В настоящее время это обусловливает повышенный интерес к научным исследованиям в области управления конкурентоспособностью предприятий.
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует, прежде всего, совершенствования процесса управления конкурентоспособностью, так как конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, то есть его выживания в суровых условиях действительности и его последующего эффективного развития.
Научных работ посвященных вопросам конкурентоспособности и ее анализу опубликовано достаточно много, как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования.
Анализ научных исследований, посвященных данной проблематике и их результатов, показал, что такой важнейший аспект, определяющий эффективность управления конкурентоспособностью предприятия остался практически неизученным. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на оценке конкурентоспособности продукта и товаров-конкурентов.
Также у исследователей нет единства мнений в подходах к оценке эффективности управления конкурентоспособностью различных объектов рыночной экономики.
Проблематичным является и практическое использование теоретических результатов, полученных на примере конкретных объектов в других сферах. Так, результаты большинства исследований в области оценки конкурентоспособности ориентированы на определенную отрасль производства (или услуг) и не обладают свойством универсальности, что затрудняет их использование в других отраслях.
Все действующие методики оценки конкурентоспособности могут давать неоднозначные результаты, в силу присущих им субъективных особенностей. В связи с этим существует необходимость совершенствования методов оценки и анализа эффективности управления конкурентоспособностью предприятия в целом.
Дискуссионный характер проблемы, не разработанность многих ее вопросов, теоретическая и практическая значимость, определили выбор темы и структуры выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование процесса управления конкурентоспособностью предприятия и определения направлений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности управления конкурентоспособностью на предприятии ООО «РусофКомпани».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани».
Объект исследования - торговое предприятие ООО «РусофКомпани».
Предмет исследования - управление конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани».
В работе использовались методы логического и экономического анализа, статистические методы, метод маркетинговых исследований.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования и изложенные в нем предложений могут использоваться при изучении данной темы, а также позволяют на более высоком уровне решать проблему повышения эффективности управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические основы конкурентоспособности предприятия, где раскрыты: сущность и факторы конкурентоспособности предприятия; механизмы управления конкурентоспособностью предприятия; методы оценки эффективности управления конкурентоспособностью предприятия.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия ООО «РусофКомпани». В данной главе изложена организационно - экономическая характеристика деятельности ООО «РусофКомпани», проведен анализ процесса управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани» и дана оценка эффективности управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани».
В третьей главе определены пути совершенствования управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани». Здесь представлены рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани».
В процессе написания выпускной квалификационной работы была исследована и проанализирована специальная литература отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих вопросы управления
конкурентоспособностью в современных условиях.
Хотелось бы отметить следующих авторов, в трудах которых исследуемые вопросы изложены более подробно и доступно: Абрамов М. Ю. Адаева Т. Ю., Аристов О. В., Богомолова И. П., Голубков Е.П., Ершова И. В., Забелин П. В., Ламбен Жан-Жак, Портер М., Савинов Ю. А., Фатхутдинов Р.А., Шкардун В.Д. и др.
Теоретические исследования позволили сделать следующие выводы.
Конкурентоспособность предприятия определяется способностью выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
К числу важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия относятся: способность предприятия проектировать и производить принципиальные новые продукты; способность предприятия эффективной сбытовой сети и технического обслуживания продукции; эффективность ценообразования и стимулирования сбыта; качество и оригинальные свойства продукции; эффективность работы с потребителями; стабильность и широта ассортимента.
Подсистема управления конкурентоспособностью предприятия включает в себя исследование каждого фактора конкурентоспособности по характеризующим его показателям. Однако количество показателей, характеризующих внутренние факторы конкурентоспособности предприятия различных отраслей весьма многообразно и существенно различается.
На основании исследовании и анализа многообразных методик оценки конкурентоспособности предприятия, были определены основные критерии, по которым возможно проведение оценки конкурентоспособности предприятий, такие как:
- эффективность производственной деятельности предприятия: издержки производства, фондоотдача, производительность труда, рентабельность товара;
- финансовое состояние предприятия: коэффициент автономии;
коэффициент прогноза банкротства; коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности), коэффициент покрытия, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент эффективности использования оборотных средств;
- эффективность сбытовой деятельности: коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта, рентабельность продаж;
- конкурентоспособность товара (продукта): качество товара, цена товара.
Конкурентоспособность предприятия в конечном итоге определяется конкурентоспособностью выпускаемого продукта. Именно через него на рынке сталкиваются конкурирующие организации.
Под конкурентоспособностью продукта (товара) понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов.
Конкурентоспособность продукта является решающим фактором коммерческого успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. От конкурентоспособности продукта зависит уровень конкурентоспособности предприятия, так как продукт является результатом его деятельности.
Эффективное управление конкурентоспособностью предприятия способствует росту конкурентных позиций предприятия и обеспечению устойчивого долгосрочного конкурентного преимущества предприятия на товарном рынке.
В данной работе был проведен анализ и дана оценка эффективности управления конкурентоспособностью на предприятии ООО «РусофКомпани».
ООО «РусофКомпани» осуществляет реализацию продукции животного происхождения, в том числе мясо сельскохозяйственных животных, мясо птицы, яйцо куренное.
Функции по управлению конкурентоспособностью в ООО «РусофКомпани» возложены на коммерческий отдел, в который входит отдел розничной реализации и отдел оптовой реализации.
Основные функции по осуществлению маркетинговой деятельности возложены на специалиста по маркетингу, который работает в составе отдела оптовой реализации. В основном специалист по маркетингу занимается размещением рекламы в рекламных баннерах в Интернет, так как собственного
Интернет - сайта у предприятия нет, проводит мониторинг цен конкурентов, занимается организацией акций.
В ООО «РусофКомпани» за исследуемый период были проведены следующие маркетинговые мероприятия: размещение рекламных объявлений в интернет, размещение информации в рекламных буклетах, акция «Скидка на куриное мясо 20%», акция «Скидка на мясо свинины 20%», акция «Скидка на мясо говядины 10%», а в 2016 г. было ООО «РусофКомпани» приняло участие в качестве спонсора на мероприятии «День работников рекламы». Спонсорство заключалось в предоставлении продукции животного происхождения для приготовления мясных блюд, так как мероприятие проводилось в ресторане «Татарстан».
Оценки эффективности управления конкурентоспособность ООО «РусофКомпани» была проведена с использованием комплекса следующих показателей: анализ экономических показателей, оценка рентабельности и финансовой устойчивости предприятия, оценка эффективности маркетинговых мероприятий, маркетинговое исследование конкурентных позиций ООО «РусофКомпани» на рынке продукции животного происхождения г. Набережные Челны.
Анализ экономических показателей и показателей рентабельности ООО «РусофКомпани» позволили сделать вывод, что, не смотря на убытки, полученные в 2014 - 2015 г.г. и снижению рентабельности, к концу 2016 г. предприятие значительно повысило свои финансовые результаты и смогло получить достаточно высокую чистую прибыль.
Оценка финансовой устойчивости показала, что на конец исследуемого периода предприятие имеет способность погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе, однако степень покрытия запасов имеет не высокий результат, на это руководству предприятия рекомендовано обратить особое внимание.
Оценка маркетинговых мероприятий позволила сделать вывод, что проведение акций и участие в мероприятиях в качестве спонсора являются эффективными для ООО «РусофКомпани», так как после их проведения прибыль предприятия возрастает на 26 - 27%.
В процессе исследования было установлено, что специалистом по маркетингу не проводятся маркетинговые исследования, позволяющие оценить конкурентные позиции ООО «РусофКомпани». В основном маркетолог проводит мониторинг цен конкурентов, по результатам которого принимаются решения об установлении скидок на отдельные группы товаров, а для поддержания конкурентных позиций, этого не достаточно. Необходимо периодически проводить маркетинговые исследования с участием потребителей продукции, что позволяет своевременно реагировать на рыночные изменения и принимать эффективные управленческие решения для дальнейшего поддержания и развития бизнеса. В связи с этим, для получения более объективной оценки эффективности управления
конкурентоспособностью было проведено маркетинговое исследование.
Суть исследования заключалась в том, что на первом этапе были определены два основных конкурента ООО «РусофКомпани» и установлены критерии, по которым покупатели выбирают реализатора мясопродуктов. На втором этапе проведена оценка по установленным критериям.
Проведенные исследования показали, что ООО «РусофКомпани» занимает среди своих ближайших конкурентов лидирующие позиции и лишь незначительно уступает своему главному конкуренту, которым стал ООО «Фрегат», по широте ассортимента и доступности цен. Однако по качеству превосходит его, что говорит о соответствии цены и качества предоставляемой продукции в ООО «РусофКомпани».
В целом, полученные результаты позволили охарактеризовать управление конкурентоспособностью ООО «РусофКомпани» как достаточно эффективное, так как предприятие имеет высокие экономические показатели и является достаточно конкурентоспособным. Однако требуется проведение ряда мероприятий, которые позволят оптимизировать конкурентные позиции ООО «РусофКомпани» и в дальнейшем поддерживать их на высоком уровне.
В связи с чем, для совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «РусофКомпани» было рекомендовано создать собственный интернет - сайт, что позволит поддерживать непрерывную связь с потребителями, заказчиками и поставщиками и оптимизирует рекламную деятельность предприятия. А для повышения конкурентных позиций рекомендовано провести мероприятия по расширению региональных рынков сбыта.
На основании внесенных рекомендаций, в ООО «РусофКомпани» были проведены следующие мероприятия:
- создан собственный интернет - сайта, с целью поддержания непрерывной связи с потребителями, заказчиками и поставщиками, оптимизации рекламной деятельности предприятия, росту числа потребителей и расширения рынков сбыта.
- разработан бизнес план приобретения складского помещения и открытия магазина по реализации свежего мяса говядины, свинины, баранины и мяса курицы в г.Заинске.
Проведенные расчет показали высокую эффективность данного проекта для ООО «РусофКомпани».
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -
1996. - № 5.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях// Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ в ред. ФЗ РФ от30.12.2008
г. №309-ФЗ // СЗ РФ.-2002.-№ 1(1).-Ст.1; СЗ РФ.-2014.-№ 1.-Ст.17.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 30.12.2008 № 309-ФЗ; // СЗ РФ.- 2002.-№ 1(Ч.1).-Ст.3; СЗ РФ.-2014.-№ 1.- Ст.21.
6. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в ред. Федерального закона РФ от 23.07.2008 г. № 160- ФЗ//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1992.-№ 15 -Ст.766; СЗ РФ.- 2008.-№ 30 (ч.2).- Ст.3616.
II. Специальная литература:
7. Абрамов М. Ю. Комплексная конкурентоспособность продукции - основа обновления структуры производства и закупок оборудования. - М.: ЭПИКОН, 2008. - 103 с.
8. Адаева Т. Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия. - Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2014. - 107 с.
9. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ООО «Типография «Новости», 2016. - 254 с.
10. Алешина И. В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 384 с.
11. Алексунин В. А. Маркетинг: Краткий курс: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2014. - 291с.
12. Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финстатинформ, 2014. - 142 с.
13. Богомолова И.П. Анализ формирования категории
конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов// Маркетинг в России и за рубежом. -2014. - № 1. - С. 113-119.
14. Голубков Е, П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика, 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Финпресс, 2015.- 464с.
15. Ершова И. В. Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ-УПИ, 2008. - 151 с.
16. Забелин П. В. Основы стратегического управления. М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2008. - 195 с.
17. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов/ Г.А. Титоренко, Г. Л.Макарова, Д. М. Даийтбегов и др.; Под ред.Г.А. Титоренко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-335с.
18. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. - 2008. - № 11. - с. 108-111.
19. Каретникова Т. М. Конкурентоспособность фирм. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 2008. - 192 с.
20. Королев С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности
компании: зарубежный опыт и российская практика//
Внешнеэкономический бюллетень.- 2008. - № 6.- 55с.
21. Конышева М. В. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара //Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2014, № 4. - С. 23 - 27.
22. Краюхин Г. А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. - СПб, 2015. - 234 с.
23. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг/ Пер. с англ., под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
24. Липсиц И. В. Конкурентоспособность российской промышленности. - М.: Агенство «Инфомарт», 2016. - 105 с.
25. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-448с.
26. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. - М.: Проспект, 2008. - 568с.
27. Маркетинг: Учебник для вузов/Н. Д. Эриашвили, 6-е изд., пер. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДИАНА, 2008. - 631с.
28. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Мсалова Т.Д, Божук С.Г., Ковалик Л.Н., изд. 6-е, пер. и доп. - Спб: Питер, 2008. - 400 с.
29. Минько Э. В. Качество и конкурентоспособность - СПб.: Питер , 2016. - 267 с.
30. Мисаков В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 223 с.
31. Пичурин И. И. Общая теория маркетинга: в 3-х ч. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ-УПИ, 2007. Ч. 2 - 200 с.
32. Портер М. Конкуренция.: пер. с англ.: Учебное пособие - М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. - 495 с.
33. Разроев Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. - СПб.: Профессия, 2014. - 352с.
34. Рыбаков Ф. Региональные дифференциации социально-экономического развития России// Региональная экономика: теория и практика. - 2015. -№
12. - С. 12-16.
35. Савинов Ю.А. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике// Вопросы статистики. - 2014. - №5. - С. 8-13
36. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // Бизнес и банки. - 2008.- N 43. - С.5-10.
37. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 2008. - 384 с.
38. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э. А. - М.: Издательство ЭКМОС, 2014, - 448с.
39. Титова Н. Е. Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2008.352с.
40. Тулынин В. Е. Маркетинг: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА, 2015. - 568с.
41. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. - 2008. - №2 - с.18-22.
42. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия,
управление. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 312 с.
43. Финансовый менеджмент. Теория и практика: Учебник/ Под. Ред. Стояновой Е. С. - 6-е изд. , перераб. и доп. - М.: Изд. «Перспектива»,
2014. - 656 с.
44. Финансы предприятий. Учебник для вузов / Под ред. Е.И. Бородиной. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014 - 584 с.
45. Цветков С. В. Повышение конкурентоспособности как стратегия развития
предприятия. - Белгород: Изд-во Белгородской государственной
технологической академии строительных материалов, 2016. - 131 с.
46. Шкардун В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. - 2015. - № 1. - С. 38-50.
III. Текущий архив:
47. Устав предприятия ООО «РусофКомпани».
48. Бухгалтерский баланс ООО «РусофКомпани» за 2014 г.
49. Бухгалтерский баланс ООО «РусофКомпани» за 2015 г.
50. Бухгалтерский баланс ООО «РусофКомпани» за 2016 г.
51. Годовой финансовый отчет ООО «РусофКомпани» за 2015 г.
52. Г одовой финансовый отчет ООО «РусофКомпани» за 2016 г.
53. Должностная инструкция генерального директора ООО
«РусофКомпани».
54. Должностная инструкция главного бухгалтера ООО «РусофКомпани».
55. Должностная инструкция коммерческого директора ООО
«РусофКомпани».
56. Должностная инструкция заведующего складом ООО «РусофКомпани»
57. Должностная инструкция специалиста по маркетингу ООО «РусофКомпани».
58. Должностная инструкция торгового агента ООО «РусофКомпани».
59. Должностная инструкция специалиста по работе с поставщиками ООО «РусофКомпани».
60. Отчет о финансовых результатах ООО «РусофКомпани» за 2014 г.
61. Отчет о финансовых результатах ООО «РусофКомпани» за 2015 г.
62. Отчет о финансовых результатах ООО «РусофКомпани» за 2016 г.
63. Штатное расписание ООО «РусофКомпани» на 31. 12. 2016 г.