Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА В РУССКОЙ И ИТАЛЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Г. Д`АННУНЦИО И В. БРЮСОВ

Работа №60622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Феномен жизнетворчества в культуре модерна и его теоретическое
обоснование 6
1.1. Определение понятия 6
1.2. Основные тенденции и особенности развития русской и итальянской литературы на рубеже XIX-XX веков 10
1.3. Жизнетворчество в поэтике модернизма 17
II. Идея жизнетворчества в русской и итальянской литературе и
философско-эстетические искания на рубеже XIX-XX век 23
2.1. Жизнетворческая традиция в художественно-философской
концепции русского символизма 23
2.2. Символистский роман как текстуализированный вариант действительности 27
2.3 Жизнетворческие тенденции в итальянской литературе рубежа XIX-XX веков 29
III. Жизнетворчество Валерия Брюсова и Габриеле Д'Аннунцио: «тексты
жизни» и образ писателя 35
3.1. Жизнетворческие стратегии В. Брюсова и Г. Д'Аннунцио как
характерная особенность литературы рубежа XIX-XX веков 35
3.2. Система «жизнь - текст» в поэтике В. Брюсова и Г.
Д'Аннунцио 42
Заключение 47
Список литературы

Исследование посвящено тому явлению культуры модерна, которое наиболее ярко выразило специфику самой культуры этого периода. Культура модерна в своих интенциях и свершениях была устремлена не только к выработке нового языка искусства, но к обновлению самих форм жизни, поведенческих стратегий, повседневного языка культуры. Не случайно, что свое философское обоснование эти тенденции находили в философии жизни (Ф.Ницше, Г.Зиммель). В рамках данного исследования предполагается рассмотреть феномен и идею жизнетворчества в культуре модерна, в русской и итальянской литературе рубежа XIX-XX веков. В частности, особое внимание мы уделим феномену жизнетворчества в поэтике символизма и в итальянской литературе этого же периода. Особенности символистской поэтики можно раскрыть через феномен жизнетворчества. Наиболее отчетливо феномен жизнетворчества и связанные с ним особенности поэтики произведений можно выразить, обращаясь к жизни, особенностям творческого пути представителей двух культур - итальянской и русской - Габриеле Д'Аннунцио и Валерия Брюсова.
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, исследование жизнетворческих практик обеспечивают выход на уровень междисциплинарных исследований.
Во-вторых, феномен жизнетворчества наиболее полно изучен в связи с историей русского символизма, но мало представлен в итальянских исследованиях. Предлагая сравнительное исследование данного феномена, мы обнаруживаем возможности для выявления общих специфических для культуры модерна тенденций и их национального преломления.
Объектом исследования является идея жизнетворчества в русской и итальянской культуре.
Предмет исследования - художественное творчество и жизненный путь Габриеле Д'Аннунцио и Валерия Брюсова. Основной исследовательский материал представлен произведениями указанных выше литературных деятелей, их биографиями, а также философско-эстетическими концепциями в русской и итальянской культуре рубежа XIX-XX веков.
Цель данной дипломной работы - выявление жизнетворческих принципов В. Брюсова и Габриеле Д'Аннунцио как выражения специфики культуры модерна.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительное исследование художественных практик и поведенческих стратегий В. Брюсова и Г. Д'Аннунцио.
2. Провести анализ художественно-философской концепции русского символизма и её преломления в творчестве В. Брюсова.
3. Выявить жизнетворческие тенденции в итальянской литературе указанного периода.
4. Определить особенности воплощения феномена жизнетворчества в поэтике произведений.
Для решения поставленных задач в рамках данного исследования мы пользовались следующими методами:
• сравнительный метод культурологического анализа;
• биографический метод
В структуре данного дипломного исследования можно выделить следующие части: введение, основная часть (3 главы) и заключение.
Введение - обоснование актуальности выбранной для исследования темы определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, выявление использованных при написании работы методов, а также выделение общей структуры данного дипломного исследования.
Первая глава посвящена феномену жизнетворчества и направлениям его исследования. Рассматриваются теоретические основания определения понятия «жизнетворчество», выделяются тенденции и особенности развития итальянской и русской литературы рубежа XIX-XX веков, а также выявляется специфика феномена жизнетворчества в поэтике модерна.
Во второй главе внимание уделяется выражению феномена жизнетворчества в традиции русского символизма и в итальянской литературе.
В третьей главе выделяются основные аспекты творчества и поведенческих стратегий Валерия Брюсова и Габриеле Д'Аннунцио. В рамках данной главы объясняется связь: «жизнь - текст», подробно рассматриваются и анализируются тексты указанных выше писателей, а также раскрываются образы, созданные Г. Д'Аннунцио и В. Брюсовым и ставшие характерной особенностью литературы рубежа XIX-XX веков.
В заключении содержатся результаты исследования и выводы.
Список литературы включает научные труды зарубежных и отечественных исследователей. В ходе работы были изучены и проработаны монографические публикации, статьи в научных журналах, материалы научных конференций, художественная литература, интернет-источники. Список использованной литературы приведен в конце данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в рамках данного исследования, рассматривая феномен и идею жизнетворчества в русской и итальянской культуре, мы раскрыли специфику культуры модерна, в частности русской и итальянской литературы рубежа XIX-XX веков. Атмосфера духовного кризиса и философско-эстетических исканий, царившая на рубеже столетий, привела к обновлению поведенческих стратегий и самих форм жизни. В этой связи возникают разнообразные жизнитворческие практики, уникальные и самобытные, отражающие дух эпохи и ментальность. Раскрытие жизнетворческих стратегий Ф. Ницше и О. Уайльда помогло определить факт их влияния на осуществление жизнетворческих практик в поэтике русского символизма и итальянской литературы этого же периода.
Осуществив анализ художественно-философской концепции русского символизма, мы выяснили, что восприняв биографический тип ницшеанца, русский символизм создал свои собственные жизнетворческие модели, отвечающие реалиям российской действительности. В свою очередь представители итальянской литературной интеллигенции того же периода, откликаясь на вызовы эпохи, также в своей практике осуществляли принципы соотнесения жизни и творчества. Наиболее яркое отражение они нашли в художественной концепции итальянского футуризма и жизнедеятельности Габриеле Д'Аннунцио. Автобиографичность текстов, понимание литературного произведения как текста жизни, отражающего аспекты деятельности автора, а самой жизни как произведения искусства - все это характерные черты, присущие поэтике модерна - именно к такому выводу мы пришли в ходе нашего исследования.
Знакомство с биографией и художественным творчеством представителей русского символизма и современной ему итальянской литературы В. Брюсовым и Г. Д'Аннунцио позволили выявить специфические черты их жизнетворческих моделей и поведенческих практик. Образы данных писателей, сформированные ими сознательно, уникальны и самобытны. Проведя сравнительное исследование поведенческих стратегий и художественных практик В. Брюсова и Г. Д'Аннунцио, мы убедились в том, что не смотря на их различия, обусловленные, прежде всего, индивидуальностью самих писателей и их принадлежностью к разным культурам, жизнетворческие стратегии данных авторов являются специфической чертой эпохи модерна. Изучение поэтики произведений В. Брюсова и Г. Д'Аннунцио позволило на примере ознакомиться с феноменом жизнетворчеством, который, как нам удалось установить, является особенностью эпохи модерна.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: осуществив решение поставленных перед нами задач исследования, мы достигли главной цели выпускной квалификационной работы, сформулированной во введении


1. Антология русской поэзии. Серебряный век / Сост., предисл., биограф. заметки С. Дмитренко. - М.: Эксмо, 2007. - 720 с.
2. АртамошкинаЛ.Е. Биография поколения: олицетворение истории. - СПб.: Санкт- Петербургское философ. общ-во, 2012. - 210 с.
3. Артамошкина Л.Е. Феноменология ландшафта: итальянские впечатления В.В. Розанова // Studia Culturae. 2012. №14. C. 179-194.
4. Бартош Н.Ю. Миф как модель в жизнетворчестве художников модерна (на примере творческой биографии О. Уайльда) // Вест. Новосиб. Гос. ун-та. Психология. 2011. Т. 5. №2. С. 57-62.
5. Белоусова Т.В. Реализация метода диалога культур при изучении литературы Серебряного века // Вест. Вятск. Гос. Гуман. ун-та. Сер. 3. 2012. №2. С. 81-85.
6. Белый А. Андрей Белый о Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М. 1997. - 608 с.
7. Белый А. Символизм и современность. Искусство [Электронный ресурс] // http://az.lib.rU/b/belyj a/text 12 1908 arabeski.shtml,28.04.2017
8. Брюсов В.Я. В эту минуту истории. Политические комментарии. 1902-1924. / Вступит. Статья В.Э. Молодякова. - М.: АИРО-XXI, 2013. - 312 с.
9. Брюсов В. Из моей жизни: Автобиографическая и мемуарная проза / Сост. В.Э. Молодякова. -М.: ТЕРРА, 1994. - 268 с.
10. Брюсов В., Петровская Н. Переписка: 1904 -1913 / Вступ. статьи Н.А. Богомолова, А.В. Лаврова. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 776 с.
11. Брюсов В.Я. Письма неофициального корреспондента: Письма к жене (август 1914 - май 1915) / под ред. М.В. Орловой. - М.: Водолей, 2015. - 232с.
12. Брюсов В.Я. Поэзия; Огненный ангел: Роман / Вступ. ст. В. Макарова. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. - 528 с.
13. Володина И.П. Итальянская традиция сквозь века: Из истории итальянской литературы XVI-XX веков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 262 с.
14. Гордина О.В. Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых // Гуманит. исслед-ия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. №6 (26). С. 58-62.
15. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм [Электронный ресурс] // https://gumilev.ru/clauses/2/,27.04.2017
16. Д'Аннунцио Г. Невинный [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/d/d annuncio g/text 1892 linnocente.shtml,30.04.2017
17. Д'Аннунцио Г. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 1. - М., 2010. - 561 с.
18. Де Микелис Ч. Д'Аннунцио в русской культуре / Пер. А.Е. Шашковой. // Начало века: Из истории международных связей русской литературы. -СПб.: Наука, 2000.
С. 281-315.
19. Ерохина Т.И. Моделирование жизнетворческого модуса текста в русском символизме. // Ярославский Педагогический вестник. - Ярославль, 2011. Т.1. №4. С. 254-258.
20. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века / под ред. В.М. Толмачева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 496 с.
21. Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.
22. Иоффе, Д.: Жизнетворчество русского модернизма sub specie semioticae: Историографические заметки к вопросу типологической реконструкции системы жизнь ^ текст. // Критика и семиотика. - Новосибирск., 2005. С. 126-179.
23. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн: Дис. ... канд. филолог. наук. - М., 2001. - 241 с.
24. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия интеллигенции: Дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2003. - 181 с.
25. Кондаков И.В., Корж Ю.В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Обществ. науки и современность. 2000. №6. С. 176-186.
26. Кондрахина Г.К. Традиции примитивизма в литературе модернизма // Вест. Пермского ун-та. 2009. Вып. 2. С. 90-99.
27. Кормильцев И. Три жизни Габриэле Д'Аннунцио [Электронный ресурс] // http://ilyakormiltzev.livejournal.com/4656.html, 30.04.2017
28. Крохина Н.П. Авторский способ существования и формы его воплощения. // Научный поиск. - Шуя.: Технологический центр, 2014. №2. С. 38-42.
29. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. Текста / Ю.М. Лотман; М.Л. Гаспаров. - Спб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.
30. Маринетти Ф.Т. Манифест футуризма [Электронный ресурс] // http://m936rea.internet.kemsu.ru/futur.html, 29.04.2017
31. МережковскийД.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы [Электронный ресурс] //
http://az.lib.ru/m/merezhkowskij d s/text 1893 o prichinah upadka. shtml, 25.04.2017
32. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство - СПб, 2004. Кн.3: Поэтика русского символизма. С. 59-96.
33. Минц З.Г. Понятие текста и символистская эстетика // Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство - СПб, 2004. Кн.3: Поэтика русского символизма. С. 97-102.
34. Молодяков В.Э. Валерий Брюсов: биография / В. Э. Молодяков. - СПб. : Вита Нова, 2010. - 671 с.
35. Новикова Н.Л., Тремаскина И.В. Модернизм и постмодернизм: к проблеме соотношения. // Вест. Томского Гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. №2. С. 19-25.
36. Потапова З.М. Кризис веризма. Декаданс: [Итальянская литература на рубеже XIX и ХХ веков] // История всемирной литературы: В 8 т. Т. 8. — М., 1994. С. 259-262.
37. Прохорова Н.И. Концепт "жизнетворчество" в художественной картине мира Б.Ю. Поплавского: Дис. ... канд. культурологических наук. - Саранск, 2007. - 165 с.
38. Прошина Н.В. Автобиографический миф Валерия Брюсов // Брюсовские чтения 2006 года (сб. статей). -Ер.: Лингва, 2007. С. 222-232.
39. Руссо А., Эберле Е. Авиационный роман Г. Д'Аннунцио [Электронный ресурс] // http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-italiya/russo-eberle-aviacionnyj-roman-annuncio.htm,3.05.2017
40. Рене Гиль - Валерий Брюсов. Переписка. 1904-1915 / Сост. Р. Дубровкина. - СПб.: Академический проект, 2004. - 512 с.
41. Сатретдинова А.Х. Интертекстуальность поэзии В. Брюсова: автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / А. Х. Сатретдинова. - Астрахань, 2004. - 197 с.
42. Сергиенко Е.Е. «Итальянская» тема в художественной литературе Серебряного века // Актуаль. проблемы высшего муз. образ-ия. 2011. №5. С. 34-37.
43. Толстиков В.С. К вопросу о русской культуре Серебряного века. // Вестн. Челяб. Гос. ун-та. Философия. Социология. Культурология. -Челябинск, 2012. - Вып. 25. С. 62-68.
44. Тюлькин О. Блистательный Маринетти [Электронный ресурс] //http://www.nb- info.ru/orden/lim36 1.htm,30.04.2017
45. Уайльд О. Саломея. Повести, пьемы, сказки, исповедь / О. Уайльд; Пер. с англ. К. Бальмонта, В. Чухно. -М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. - 575 с.
46. Ходасевич В.Ф. Некрополь [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/h/hodasewich w f/text 0020.shtml,28.04.2017
47. Худенко Е.А. Жизнетворчество писателя как текст: особенности структуры // Филология и человек. - Барнаул.: Издат-во Алт.Гос.ун-т, 2016. №2. С. 166-176.
48. Худенко Е.А. Проблема жизнетворчества в русской литературе (романтизм, символизм) // Вестник АлтГПУ. - Барнаул.: Издат-во Алт.Гос.ун-т, 2001. №1-2. С. 58-63.
49. Чекалов К.А. Блок, Брюсов и «спор двух Франчесок» // Шахматовский вестник. Вып. 10-11. -М. : Наука. 2010. С.427-439.
50. Чурсанова И.А. Проблема соотношения искусства и жизни в художественно-философской концепции русского символизма // Вест. Воронеж. Гос. ун-та. Философия. 2014. №2 (12). С. 77-89.
51. Шапке Р. Габриэле Д'Аннунцио: поэт и воин [Электронный ресурс] // http://www.nb-info.ru/orden/annuncio 1.htm, 30.04.2017
52. Шахадат Ш. Искусство жизни: Жизнь как предмет эстетического отношения в русской культуре XVI-XX веков / Шамма Шахадат; пер. с нем. А.И. Жеребина. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 440 с.
53. Якеменко А.С. «Я лиру посвятил народу своему...»: история русской литературы в лицах. - М.: «Кругъ», 2010. - 304 с.
54. Altrocchi R. Gabriele D'Annunzio: Poet of Beauty and Decadence. The Chicago Literary club, 1922.
55. Binni W. La poetica del decadentismo. -Firenze, Il Ponte editore, 2014.
56. Ledeen M. The first duce : D'Annunzio at Fiume. - London : Johns Hopkins univ. press, 1977.
57. Jansen M., Jurisic S, Van den Berg C. Life as Art, Art as Life, and Life's Art: the ‘Living Poetics’ of Italian Modernism // Arcadia. 2016. №51(1), p. 24-45.
58. Noto A. D'Annunzio e il mondo balcanico // Humanities. -Messina, 2014. №5. С. 1-13.
59. NuceraA. Oltre ogni confine: il mondo ricorda D'Annunzio // Humanities. -Messina,
2014. №5. С. 169-186.
60. Paperno I., Grossman J. Creating life: The Aesthetic utopia of Russian modernism. - Stanford: Stanford University Press, 1994.
61. Ruggeri A. Gabriele D'Annunzio tra letteratura e cinema // Humanities. -Messina,
2014. №5. С. 103-114.
62. Trifiro'K. La seduzione dell'eccesso. Sperimentalismi teatrali di Gabriele D'Annunzio // Humanities. -Messina, 2014. №5. С. 82-89.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ