Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Идея Софии в русской поэзии:философско-культурологический анализ

Работа №7301

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы144стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
688
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. София и софийность как одно из оснований русской культуры 10
§ 1. Софиология в России в конце XIX - начале XX в.в 10
§ 2. Современные софиологические исследования 38
Глава II. Идея Софии в русской поэзии конца XIX - первой половины XX в.в.
54
§1. Специфика поэтико-художественного воплощения идеи Софии 54
§ 2. Мирообъемлющий и миротворящий образ Софии в поэзии 61
B.C. Соловьева и Л.П. Карсавина 61
§3. Аспекты софийности в поэзии Н.С. Гумилева, С.А. Есенина и А.А. Блока
§4. Проявление софийных элементов в творчестве А.А. Ахматовой и
Д.Л. Андреева
Заключение 115
Библиография 123


Начало XX и начало XXI века во многом созвучны в русской истории. Сегодня, как и век назад, Россия стоит на перепутье, в поисках очередной национальной идеи, новых идеалов, ибо старые, коммунистические, попраны, а новые, по преимуществу, западные, плохо соотносятся с русской ментальностью. Поэтому ответ на традиционный русский вопрос: «Что делать?» закономерно искать в творчестве отечественных авторов, и в первую очередь, философов рубежа XIX- XX в.в., наследие которых далеко не в полной мере востребовано современниками. Кроме всего прочего, Россия начала XX века - страна, совершившая огромный скачок от старой, традиционной России к России новой, советской. А в истории, как и в природе, если и бывают скачки и перерывы, то они не отменяют прошлого, и чем резче и сильнее эти скачки, тем яснее вырисовывается позже возврат жизни к прошлому. Именно поэтому современная философско-культурологическая мысль во многом вернулась к проблемам начала XX века: проблема свободы и вседозволенности, культуры и цивилизации, проблема взаимодействия России и всего остального мира, проблема зла, насилия и гуманизма и т.д. Многие исследователи отмечают, что сегодня в нашей стране идет процесс национальной самоидентификации. В понимании этого термина нам наиболее близка точка зрения А.В. Иванова, который считает, что национальная самоидентификация это «существование у индивида эталонно-идеальных представлений о своей культурно¬национальной принадлежности, с которыми он соотносит свое реальное повседневное поведение» (Иванов, 1993, с. 56).
Как известно, каждая эпоха характеризуется своим типом мироотношения. XX век строился на атеистической ментальности, в которой человек воспринимался как конечное существо, живущее здесь и сейчас, для него существовал только этот, земной мир, земная реальность. А

это не могло не повлиять на отношение человека к миру, да и к самому себе. Человек подменил собой Бога. Следствием этого становится духовная деградация человека и общества. Попытка переделать мир обернулась серьезными проблемами, а потому в сознании человека XXI века ощущается потребность в новом осмыслении утраченных ценностей. Они, заново осмысленные сквозь призму трагического опыта XX века, призваны лечь в основание нового духовного возрождения России. Сегодня, в условиях социального, экономического кризиса, глобального переосмысления истории страны, утраты государством ведущего геополитического положения в мире потребность в глубинной и обстоятельной рефлексии над фундаментальными основаниями и целями национально-культурного бытия приобретает для личности и для всего общества острейший, жизненноважный характер.
В центре внимания данной работы находится идея Софии. Следует заметить, что София - одно из основных понятий русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков. Известно, что религия играла ведущую роль при формировании всего комплекса русской культуры, и конфессиональный признак в России был всегда выше, нежели признак национальный. Еще Н.Я. Данилевский подчеркивал, что «религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий интерес простых русских людей» (Данилевский, с. 480). И сегодня, формируя культурное пространство, важно осознать духовные истоки русской культуры, понять и принять традицию и научиться жить в соответствии с ней.
Итак, основной задачей, стоящей перед культурой России сегодня, является новое осмысление традиционных духовных ценностей, в том числе софийных истоков культуры. Один из путей осознания этого - анализ разных сфер русской культуры и, прежде всего, ее наивысших достижений, к которым по праву относится русская поэзия конца XIX - первой половины

XX веков. Этому периоду, особенно «серебряному веку» русской поэзии посвящена обширная критическая и аналитическая литература. Детально проанализированы собственно литературоведческие особенности поэзии этого периода; в то же время, на наш взгляд, анализ ее мировоззренческих основ пока недостаточен. Но понять специфику и дух поэзии без понимания ее глубинных оснований, миропредставлений авторов, а также без анализа истоков и корней этих представлений, вряд ли возможно.
Поскольку же, как уже сказано, для русской философской мысли этого периода идея Софии была одной из центральных, то закономерно поставить задачу выявления софийных мотивов в русской поэзии конца XIX — первой половины XX веков.
Степень разработанности проблемы.
Философская разработка идеи Софии проводилась в трудах представителей русской религиозной философии: B.C. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского и др.
Среди современных авторов, исследующих становление и развитие софиологии, можно назвать Н.К. Бонецкую, А.В. Иванова, А.П. Козырева,
А.Ф. Управителева, С.С. Хоружего и др. В данных работах анализируются глубинные истоки категории Софии вообще и в русской культуре в частности, выявляются ее основные характеристики и оцениваются ее различные аспекты (онтологический, гносеологический, эстетический, эсхатологический и т.д.)
Культурологическо-литературоведческий анализ творчества поэтов представлен в работах А.П. Авраменко, М.М. Бахтина, П.В. Басинского, М. Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбурга, П.П. Громова, И. Делич, В.М. Жирмунского, З.Г. Минца, С.Р. Федякина осмысливают весь ход истории

русской литературы, выявляют традиционные и новаторские черты, специфику и характерные особенности.
Наиболее близки к теме нашего исследования труды авторов, в которых поэтика не только древней русской литературы, но и авторов XIX - XX веков рассматриваются в контексте именно православной культуры. К данной группе можно отнести работы В.А. Воропаева, С.А. Гончарова, И.А. Есаулова, В.Н. Захарова, М.В. Лосской-Семон, А.М. Любомудрова, B.C. Непомнящего, Л.А. Пермяковой и др.
Кроме того, можно выделить и работы авторов, занимающихся изучением творчества отдельных поэтов: В.Я. Виленкина, И. Гурвич, Л.К. Долгополова, А.С. Карпова, А.С. Куняева, С.С. Лесневского, Д.Е. Максимова, А.М. Марченко, В.Н. Орлова, К.Г. Петросова, Ю. Л. Прокушева, О.П. Смола и др.
В то же время надо отметить, что исследования, касающиеся проявления идеи Софии в русской поэзии, практически не проводились (за исключением, пожалуй, анализа поэтического творчества B.C. Соловьева, где можно отметить работы А.В. Лосева и З.Г. Минца), что обусловило цель и задачи нашего исследования.
Объектом исследования является русская поэзия конца XIX — первой половины XX века.
Предметом исследования является идея Софии в русской поэзии указанного периода.
Целью диссертационного исследования является философско- культурологический анализ мировоззренческого и художественного отражения идеи Софии в русской поэзии конца XIX - первой половины XX века.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
1. Выделение основных концепций Софии в русской религиозной
философии рубежа XIX- XX веков и их влияния на русскую поэзию.

2. Выявление аспектов идеи Софии, проявляющихся в русской поэзии
конца XIX - первой половины XX века.
3. Анализ специфики поэтико-художественного воплощения идеи Софии.
4. Выделение различных уровней освоения софийной проблематики в
творчестве русских поэтов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1994. - 18с.
2. Авраменко А.П. Блок и русские поэты 19 века. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- 248 с.
3. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. - Новосибирск: Наука, 1990. - 158с.
4. Алексеев П.В. Философы России 19-20в.в.: биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 1999. - 944 с.
5. Андреев Д. Роза мира. М.: Товарищества «Клышников - Комаров и К», 1993.-303с.
6. Арапов А.В. Русская софиология в контексте религиозных традиций Востока и Запада. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997. - 26с.
7. Ахматова A.: pro et contra: Антология. Т.1. /Сост., вступ. ст. С. Коваленко. СПб.: РХГИ, 2001. - 964с.
8. Ахматова А.А. Собрание сочинений. В 2 т. М.: Изд-во «Правда», 1990
9. Баевский B.C. История русской поэзии. - Смоленск: Русич, 1994. - 304с.
Ю.Баженов А. «Серебряный век» как отражение революции: О «серебряном веке» в русской литературе // Москва. — 2001. -№1. — с. 186-210
11. Бандура А.И. Космическая тема в музыке и философии А. Скрябина / Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции. М.: Международный центр Рерихов, 2004. Т.З. с. 444-455

124
12. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература к. 19 - н. 20в. и первой эмиграции. СПб.: 2001. - 324 с.
13. Бахтин М.М. Человек в мире творчества /Сост., предисл., примеч. О.Е. Осовского, М.: РОУ, 1995. - 140с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1976. — 254 с.
15. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528с.
16. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. М.: Искусство, 1994
17. Березовая Л.Г. История русской культуры: В 2 ч./ Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. - М.: Владос, 2002
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. М.: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан - баптистов, 1968.
- 296 с.
19. Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета (канонический). М.: Изд-во «Новая жизнь - Советский Союз», 1991. — 666 с.
20. Блок А. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1988. - 174с.
21. Блок А.А. В огне и холоде тревог. Избранное. М., 1980. - 431с.
22. Блок А.А. Избранное. ( Школа классики). - М.: Олимп; Изд-во ACT,
1997.-528с.
23. Блок А.А. Собрание сочинений. В 8 т./ Под общ. ред. В.Н. Орлова, А.А. Суркова, К.И. Чуковского. М., Л., 1960-1963
24. Бодров В.Н. Сергей Булгаков: софиологическое видение мира.// Вест. Моск. Ун-та. Сер.7, Философия. - 1989. - №5. - с. 55-64
25. Бонецкая Н.К. Имяславец - схоласт. //Вопросы философии. 2001. № 1. с. 123-142
26. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. - 2000. - №4. - с.70-80

27. Бонецкая Н.К. П. Флоренский и русское гетеанство: Из истории отечественной философской мысли.// Вопросы философии. — 2003. - №3.-с. 97-116
28. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия. //Вопросы философии. — 1995. — №7. - с. 79-97
29. Бонецкая Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер: Об отношениях П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова // Вопросы философии. - 1999. - №4. - с. 120-138
30. Бонецкая Н.К. София: метафизика и мифология.// Вопросы философии. - 2000 . - №.7 - с. 112-116
31. Бонецкая Н.К. Тайна триединства. //Вопросы философии. - 2003. -№11. -с. 112-117
32. Бонецкая Н.К. Форум флоренсковедов. //Вопросы философии.- 2001.- №7.-с. 177-184
33. Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. Т.1 Философия хозяйства. Трагедия философии. М.: Наука, 1993. - 606с.
34. Булгаков С.Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. ч.1.- М.: Общедоступный православный университет, 2000. - с. 464
35. Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1997. - 592с.
36. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. - с. 480
37. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 672 с.
38. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: Т.1: От марксизма к идеализму. - М.: Наука, 1999. - 336с.
39. В мире А. Блока: Сборник статей. / Сост.: А. Михайлов, С. Лесневский. М.: Сов. писатель, 1981. - 535 с.

40. В мире Есенина. Сборник статей. Составители: Михайлов А., Лесневский С. М.: Сов. писатель, 1996.- 656 с.
41. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской».М.: РИЦ «Пилигрим», 1994. — 405 с.
42. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. 2-е изд., доп. - М.: Сов. Писатель, 1991.-720с.
43. Волк П.Л. Духовная основа национального менталитета как фактор культурной политики. //Духовные истоки русской культуры: Материалы научно-практической конференции 19-20 мая 2003г. 4.1. Рубцовск: РИО, 2003. — с. 50-59
44. Воронкова Л.П. Мировоззрение П.А. Флоренского. //Вест. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. - 1989. - №1. - с. 42-51
45. Воспоминания о Серебряном веке. /Сост. В. Крейд. М.: Республика, 1993.- 328 с.
46. Воспоминания об А. Ахматовой. М.: Советский писатель, 1991. - 720 с.
47. Гайденко П.П. В. Соловьев и философия Серебряного века. / П.П. Гайденко; МГУ. Ин-т мир. культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. -469 с.
48. Галкина - Федорук Е.М. О стиле поэзии С. Есенина. М.: МГУ, 1965. - 88с.
49. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 432
50. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. — 64с.
51. Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. Л.: Советский писатель, 1986. — 246 с.
52. Гулин А.В. «В сердце светит Русь...» Духовный путь Сергея Есенина. // Литература в школе. — 2001. - №4. — с.7-13




Осознание необходимости возврата к традиционным духовным ценностям, к истокам русской культуры сегодня является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед Россией. Новое обретение старых традиций дает возможность строить культурную политику, опираясь на ценности, издревле присущие русскому народу. Одним из основных понятий русской культуры была идея Софии.
Основной целью диссертационного исследования было выявление различных аспектов идеи Софии в русской поэзии конца XIX — первой половины XX века.
Нами были проанализированы философские труды русских софиологов конца XIX - начала XX веков, таких как B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Е.Н. и С.Н. Трубецкие. На основе их работ были выявлены основные аспекты идеи Софии и через их призму рассмотрена поэзия конца XIX — первой половины XX веков (творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Соловьева, Л. Карсавина, С. Есенина, Д. Андреева).
В результате исследования мы пришли к выводу, что идея Софии является органичной для всей русской культуры. Истоки этого - в самом женском характере России (Россия - мать сыра-земля), в древнем почитании славянами матери-земли, воплощающей женское начало, в широком распространении культа богородицы, в особой роли женщины и вообще женского в русской истории. Если рассматривать русскую философию, то источниками софиологии выступали платоновский «Тимей» и Книга Притчей Соломоновых. Особое распространения идея Софии получает в творчестве русских софиологов в конце XIX — начале XX веков. Идея Софии, как один из архетипических образов русской культуры наиболее ярко проявляется в сложные, переходные, пограничные эпохи. А поскольку образ архетипичен,

то и проявляется он практически во всех сферах культуры: в архитектуре, музыке, живописи, литературе и т.д.
В результате анализа работ русских софиологов нами были выделены три основных аспекта идеи Софии: онтолого-космологический, антропологический и этико-эстетический.
В онтолого-космологическом аспекте София есть причина и принцип тварного бытия, предвечный замысел Бога о мире, мир первообразов, идеальный мир, земной мир в данном случае есть становящаяся во времени София, отражение мира идеального, София есть посредник между Богом и миром, некая соединительная субстанция.
В антропологическом аспекте человек есть тварная София, он обладает двойственной природой: материально-телесной и духовной, душа и сердце - софийные центры в человеке. Идея Софии в антропологическом аспекте есть так же символ Вечной Женственности.
В этико-эстетическом аспекте идея Софии есть выражение всеобщей Гармонии, Любви и Красоты.
Поскольку русская философия часто получала выражение в литературных формах, а русская литература всегда была философичной, то вполне естественно, что идея Софии, как одна из ведущих идей русской религиозной философии рубежа XIX - XX веков, оказала прямое или косвенное влияние на формирование мировоззрения и на творчество поэтов Серебряного века, а также на дальнейшее развитие поэтической мысли в России, в частности на работы А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Д. Андреева и др.
Рассмотрев творчество ряда ведущих представителей русской поэзии конца XIX — начала XX веков через призму трех основных выделенных нами аспектов идеи Софии, мы пришли к выводу, что и в поэзии идея Софии проявляет себя в указанных трех аспектах, а именно: онтолого- космологическом, антропологическом и этико-эстетическом.

117
- онтолого-космологический аспект просматривается в поэзии также ясно, как и в философии. Картина мира для поэтов — это существование двух миров — мира горнего, небесного и мира дольнего — земного. Человек - Микрокосм, частица Макрокосма, а потому дисгармония в мире есть и дисгармония внутри человека и наоборот. Софийный космизм неотделим от патриотизма, потому тема родной земли, России неизменно присутствует в творчестве поэтов. Отношение их к Родине напоминает исконно славянское почитание Матери-земли. Софийный образ мысли просматривается в поэзии еще и потому, что одним из центральных становится образ странника. Земная жизнь - временна, а потому, земля лишь «хмурая привратница у входа в Божии поля». Наиболее полно космологический аспект просматривается в поэзии B.C. Соловьева, Л.П. Карсавина, Н.С. Гумилева, Д.Л. Андреева,
A. А. Блока.
- Софийная антропология в поэзии, как и в философии, предполагает двойственную природу человека: телесную и духовную. Душа, по мнению поэтов, «нездешних нив жилица», она — частичка мира горнего, софийная основа человека. Только душа делает человека Микрокосмом, соразмерным Макрокосму, только благодаря ей, человек способен познать, вернее прочувствовать, софийные законы Добра, Красоты и Истины. И только сердце, как орган, в котором сосредоточены софийные энергии, способен указать верный путь к гармонии. Антропологический аспект идеи Софии предполагает и восприятие Софии как Вечной Женственности. Данный аспект идеи Софии наиболее полно и образно отражен в творчестве
B. C. Соловьева, Н. С. Гумилева.

118
- Этико-эстетический аспект идеи Софии в поэзии выражен, пожалуй, более ярко, нежели в философии. Здесь София предстает перед нами в образе естественной Гармонии и Красоты природы С.А. Есенина, в образе яркого света и сияния Н.С. Гумилева, в образе настоящей, вечной Любви в творчестве А.А. Ахматовой.
Вместе с тем проявление идеи Софии в поэзии имеет свою специфику. Во-первых, поэтическое понимание идеи Софии, ее восприятие идет, в основном, от народа и из народа, оно более национально, более приближено к народным корням, имеет ярко выраженный национальный колорит.
Во-вторых, поэтическое преломление идеи Софии дополняет философскую ее интерпретацию и позволяет создать цельный, синтетический образ.
В третьих, поскольку поэтический образ Софии имеет народные истоки, то он более прост, нежели философский.
В-четвертых, идея Софии в поэзии изображена более ярко, эмоционально и образно именно с силу специфики жанра.
В-пятых, поэтическая интерпретация идеи Софии дополняется личностными переживаниями автора и постепенно обнаруживается поэтами в процессе их личной и творческой эволюции, а потому проявляются новые грани софийности.
Кроме того, в результате исследования, мы пришли к выводу о том, что можно выделить три уровня глубины проникновения в идею Софии и полноты ее выражения в творческом наследии поэтов.
Первый уровень - воплощение идеи Софии и в философском, и в поэтическом творчестве. На данном уровне нами были рассмотрены работы
B. C. Соловьева и Л.П. Карсавина. Нам удалось установить, что идея Софии присутствует в творчестве этих авторов, причем, присутствует в комплексе трех своих основных аспектов: онтолого-космологическом,

антропологическом и этико-эстетическом. Образ Софии, созданный мыслителями, комплексный, синкретический, философское понятие дополняется художественным образом. И B.C. Соловьев, и Л.П. Карсавин представляют Софию как участницу космологического процесса, как посредницу между Абсолютом и тварным миром. В их поэзию проникает философская идея о существовании двух планов бытия Софии: небесного и тварного, земного, а Л.П. Карсавин так же выделяет и в тварной Софии два лика — светлый и темный. Идея Софии в преломлении человеческой природы раскрывается авторами через образ Вечной Женственности, Прекрасной Дамы (как в творчестве B.C. Соловьева), или через призму грехопадения человека, отражения его двойственной природы — небесной и земной (как у Л.П. Карсавина). Этико-эстетический аспект идеи Софии в поэзии представлен цветовой символикой, символикой света, огня, он прослеживается так же через соотнесение Софии с Любовью и Красотой.
При рассмотрении творчества Н. Гумилева, А. Блока и С. Есенина, нам удалось установить, что в их поэзии присутствует идея Софии. В отличие от представителей первой группы (В. С. Соловьева и Л.П. Карсавина), идея Софии реализуется в их творчестве только в качестве художественного образа, а не в комплексе с философской трактовкой. Хотя и очевидно влияние
В. Соловьева на творчество А. Блока, тем не менее, мы можем говорить о том, что в его поэзии зачастую происходит подмена: от поклонения Софии (в соловьевской трактовке) до воспевания ее полной противоположности — Велги (в трактовке Д. Андреева). Если же рассматривать творчество Н. Гумилева и С. Есенина, то можно утверждать, что образ Софии в их поэзии скорее идет из глубин народного сознания, из менталитета русского народа, а потому он более схематичен. Хотя поэты открыто не говорят о Софии (за исключением, пожалуй, только А. Блока) данная идея присутствует в их творчестве в комплексе трех своих основных аспектов. Перед нами предстает двойственная природа мира и человека (которая, отнюдь, не отражает их

разрыва, они сосуществуют вместе как две грани одного целого). Небо — идеальный первообраз («там все сверканье, все движенье»), земное стремиться к идеальному, земля стремится к небу, «тоскует по браку с небом». Софийное восприятие мира предполагает и «софийный патриотизм», а потому тема Родины, России - одна из центральных в творчестве поэтов. Но наиболее ярко и образно, на наш взгляд, в поэзии Н. Гумилева, А. Блока, С. Есенина выражен этико-эстетический аспект идеи Софии. Здесь мы можем говорить о триединстве Красота - Любовь - Свет, которое, по сути, присутствует.у всех поэтов, дополняется этот аспект образом Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Анализируя поэтическое наследие А. Ахматовой и Д. Андреева, мы установили, что идея Софии присутствует в их творчестве, но проявляются лишь некоторые элементы данной идеи. В частности, в творчестве А. Ахматовой мы обнаружили этико-эстетический аспект, выраженный через призму Любви. Любовь - главный принцип в творчестве А. Ахматовой. Нам удалось установить, что понятие Любви эволюционирует: «великая земная любовь» - в начале творческого пути постепенно уступает место идеалу Материнства,- любви высокой, Божественной. Происходит это в годы революции и войны. Поэт сам нравственно возвышается, при этом происходит и творческая эволюция, а в этом и заключается одна из специфических характеристик воплощения идеи Софии в поэзии - различные ее аспекты постоянно обнаруживаются поэтом в процессе личной и творческой эволюции. В творчестве Д. Андреева идея Софии осмысливается в образе Навны - Соборной Души русской метакультуры, которая выступает как некий синкретический архетипический образ русской культуры, ее душа, в некотором смысле, метафорическое воплощение женственности, женской природы России. Отсюда - очень национальный образ Навны, она воплощается в образах русских женщин, она окружена русской природой, она

действует внутри российской истории. В этом еще одна специфическая черта воплощения идеи Софии в поэзии.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ