Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с различным стилем педагогической деятельности (Нижневартовский государственный университет)

Работа №87822

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость2700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка : 30 педагогов дошкольной образовательной организации – женщины с педагогическим стажем от 10 лет и выше.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (результаты исследования и методические материалы).
Есть доклад и презентация к защите.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………. 13
1.1. Направления исследований проблемы стрессоустойчивости в психолого-педагогической науке…………………………………….. 13
1.2. Стиль педагогической деятельности в структуре профессиональной деятельности……………………………………… 21
1.3. Современные исследования психологических условий детерминирующих стрессоустойчивости педагогов………………… 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………… 38
2.1. Методологическое обоснование выбора методов и методик констатирующего эксперимента……………………………………. 38
2.2. Количественный, качественный анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………………. 43
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………… 54
3.1. Формирующий эксперимент по повышению стрессоустойчивости педагогов дошкольной организации в зависимости от стиля педагогической деятельности……………….. 54
3.2. Анализ динамики изменения выраженности уровня стрессоустойчивости…………………………………………………. 62
3.3. Оценка достоверности результатов формирующего эксперимента…………………………………………………………. 67
Выводы по третьей главе…………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 75
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 82


Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Объект исследования – процесс развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Предмет исследования – условия развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: Выдвигается предположение, что:
- для педагогов с эмоционально-импровизационным стилем характерно негативное восприятие себя, низкий уровень стрессоустойчивости;
- для педагогов с эмоционально-методичным педагогическим стилем характерна длительность и повторяемость стрессора, средний уровень стрессоусточивости;
- для педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем стрессовым фактором являются информационные перегрузки, низкий уровень стрессоустойчивости;
- для педагогов с рассуждающе-методичным стилем характерно неумение планировать рабочее и свободное время, что служит источников для стресса, низки уровень стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Охарактеризовать стили профессиональной деятельности педагогов.
3. Описать современные исследования психологических условий детерминирующих стрессоустойчивости педагогов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании уровень стрессоустойчивости у педагогов.
5. Подобрать систему методов развития стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с учетом их стиля профессиональной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепция стресса и стрессоустойчивости в аспекте социально-философских учений – поиск гармонии и эмоционального равновесия – Демокрит, Декарт, Лао Цзы и др.;
- подходы к понятию «стресс» и «стрессоустойчивость» – В.В. Бойко, О.Н. Поляковой, Г. Селье, Е.В. Семенова и др.;
- подходы к исследованию стрессоустойчивости как социально-психологического феномена – Л.А. Кижаев-Смык, А.А. Реан, Ф.З. Меерсон и др.;
- подходы к выбору стиля педагогической деятельности – Е.Н. Герасимова, А.К. Маркова, О.В. Соломатина и др.
Для достижения цели и решения задач исследования, проверки гипотезы нами использовался комплекс методов и методик исследования:
- теоретические: анализ и обобщение содержания философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по проблеме; анализ понятийно-терминологического аппарата исследования;
- эмпирические: анкетирование по методике А.К. Марковой «Опросник индивидуального стиля педагогической деятельности»; по методике «Оценка профессионального стресса» (Опросник Вайсмана); по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин);
- методы статистической обработки данных: метод математико-статистической обработки – корреляционный анализ с помощью критерия Пирсона; параметрический метод для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов исследования – «Парный t-критерий Стьюдента»).
Организационные рамки исследования традиционно представлены тремя этапами: этапом теоретико-методологического обоснования проблемы исследования; этапом констатирующего эксперимента; этапом формирующего и контрольного экспериментов.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, методы количественного и качественной обработки результатов тестирования, методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ результатов констатирующего этапа показал, что на низкую стрессоустойчивость педагогов с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем оказывает влияние негативная самооценка, педагогов с эмоционально-методичным педагогическим стилем – длительность и повторяемость стрессора, педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем – информационные перегрузки, педагогов с рассуждающе-методичным стилем – дефицит времени. Высокий уровень профессионального стресса имеют педагоги с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем.
На формирующем этапе работа психолога проводилась дифференцировано: для педагогов с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем и эмоционально-методичным был организован и проведен специальный цикл тренинговых занятий «Путь к себе» по повышению их самооценки и формированию стрессоустойчивости; для педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем была разработана система консультативно-практической работы по формированию навыков работы с информационными источниками; для педагогов с рассуждающе-методичным стилем был разработан цикл тренинговых занятий «Делу время, потехе час» с целью формирования умение планировать свое рабочее время и время подготовки к занятиям.
Сравнительные результаты по методике «Оценка профессионального стресса» (Опросник Вайсмана) показали, что на контрольном этапе педагогов с низким уровнем профессионального стресса выявлено 20, что составляет 67,7%: положительная динамика составила – +21,0% (6 педагогов). Сравнительные результаты по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е.В. Распопина показали, что на контрольном этапе на 27,2% (7 педагогов) увеличилось количество педагогов с высоким уровнем стрессоустойчивости. На констатирующем этапе педагогов с высоким уровнем стрессоустойчивости выявлено 26, что составляет 53,8%. По-прежнему есть педагоги со средним и низким уровнем стрессоустойчивости, однако их количество по сравнению с констатирующем этапом значительно снизилось: средний уровень стрессоустойчивости имеют 8 педагогов (26,5%), низкий уровень – 6 педагогов (19,7%).
По результатам проведенного анализа при помощи «Парного t-критерия Стьюдента» принимаются гипотезы Н1 и Н2 – в показателях исследуемых выборок присутствуют достоверные (статистически значимые) различия, можно делать выводы об отличии результатов констатирующего и контрольного этапов. Другими словами, можно утверждать о статистически достоверной разнице (доверительная вероятность 95% и более) в сравниваемых показателях до и после проведенных мероприятий по развитию стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с разными стилями педагогической деятельности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Ануфриев, А.Ф. Стресс в профессиональной сфере / А.Ф. Ануфриев // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 81-85.
2. Антипина, И.Ю. Психологический возраст как фактор профессиональной успешности преподавателя: дисс. … канд. пед. наук: 19.00.13 / И.Ю. Антипина. – Таганрог, 2015. – 166 с.
3. Бабанов, C.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / C.А. Бабанов // Новые Санкт-Петербургские Врачебные Ведомости. – 2016. – №1. – С. 30-35.
4. Багадаева, О.Ю. Стрессоустойчивость педагогов дошкольного образования / О.Ю. Багадаева // Человеческий капитал. – 2021. – № 5 (149). – С. 127-138.
5. Барышникова, Е.В. Психологическое здоровье педагогов дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 5. – С. 25.
6. Бахмутова, И.В. Стрессоустойчивость студентов гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета / И.В. Бахмутова, И.А Погонышева, Г.Г. Шаповалова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2015. – № 4-2. – С. 3-7.
7. Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 3 (55). – С. 167-171.
8. Бодров, В.А. Психологический стресс: условия профилактики, развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 458 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2013. – 463 с.
10. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.
11. Вернигора, П.А. Стрессоустойчивость педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО / П.А. Вернигора // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. материалы II Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. ООО «НОУ «Вектор науки»; научный редактор: И.А. Рудакова. 2015. – С. 25-28.
12. Виноградова, Е.Ю. Стресс-менеджмент в деятельности руководителя дошкольной образовательной организации / Е.Ю. Виноградова // В сборнике: Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования. Сборник научных и методических трудов. Научный редактор А.Г. Самохвалова. – Кострома, 2018. – С. 17-21.
13. Герасимова, Е.Н. Психолого-педагогическая технология повышения стрессоустойчивости / Е.Н. Герасимова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – Т. 1. – № 13. – С. 55-59.
14. Гребенщиков, Г.Ф. Педагогические аспекты перцептивной оценки типа стрессоустойчивости (лабораторно-практическая работа) / Г.Ф. Гребенщиков // В сборнике: Инновации в современной науке. Материалы IX Международного летнего симпозиума. Центр научной мысли. – 2015. – С. 19-24.
15. Григорьева, Е.М. Индивидуальный стиль педагога с позиции компетентностного подхода / Е.М. Григорьева // Альма-Матер. – 2016. – №2. – С. 78-79.
16. Денисов, М.Ю. Психология эмоций / М.Ю. Денисов, Л.В. Куликов. – М.: Инфра-М, 2013. – 348 с.
17. Доценко, О.Н. Профессиональный стресс: сущность, причины, последствия / О.Н. Доценко // Психологический журнал. – 2015. – Т. 29. – № 5. – С. 91-100.
18. Дутчина, О.Б. Я-концепция как ресурс развития стрессоустойчивости личности / О.Б. Дутчина // В сборнике: Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. – 2017. – С. 63-67.
19. Завьялова, А.Н. Стрессоустойчивость: социально-философский аспект / А.Н. Завьялова // Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: В 2 частях. Под общ. ред. С.А. Куценко. 2016. – С. 163-166.
20. Захаренко, Е.А. Сравнительный анализ стрессоустойчивости у педагогов ДОУ с разным стажем работы / Е.А. Захаренко // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 11 (52). – С. 106-115.
21. Зобнина, Л.Я. Психология преобразований / Л.Я. Зобнина. – СПб.: Питер, 2016. – 523 с.
22. Зотов, М. В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса / М.В. Зотов. – СПб.: Питер, 2018. – 312 с.
23. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. – М.: АСТ, 2017. – 423 с.
24. Ивайловская, К.Ю. Изучение стрессоустойчивости педагогов дошкольных образовательных учреждений / К.Ю, Ивайловская // В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Иркутск, 2021. – С. 100-105.
25. Иванова, Е.А. Исследование психологической устойчивости лиц помогающих профессий / Е.А. Иванова. – СПб.: Питер, 2015. – 404 с.
26. Игумнов, С.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С.А. Игумнов, В.А. Жебентяев. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
27. Исмагилова, Т.В. Педагогические средства гармонизации психоэмоционального состояния педагога / Т.В. Исмагилова // В сборнике: Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. – Казань, 2021. – С. 209-217.
28. Казанцева, Г.Н. Роль эмоциональной культуры преподавателя в успешности профессиональной деятельности: контекстный подход / Г.Н. Казанцева // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2018. – № 3. – С. 39–42.
29. Казаченко, Н. П. Внешние и внутренние факторы стрессоустойчивости личности / Н. П. Казаченко // Психологические исследования. – 2019. – №4. – С. 74-76.
30. Кижаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л.А. Кижаев-Смык. – СПб.: Питер, 2017. – 463 с.
31. Княжев, В.Б. К вопросу о проблемах формирования стрессоустойчивости в современном обществе и государстве / В.Б. Княжев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – Т. 11. – № 27 (312). С. 36-46.
32. Козлов, С.А. Психологическая устойчивость личности как фактор стрессоустойчивости / С.А. Козлов, С.А. Шувалова // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 63-66.
33. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер: пер. с нем. – М.: Академический Проект, 2015. – 328 c.
34. Либина, А.В. Эмоции и стресс / А.В. Либина, А.В. Либин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2018. – 248 с.
35. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
36. Майсак, Н.В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий: учеб.-метод. пособие / Н.В. Майсак. – М.: Моск. психол.-социал. ун-т, 2012. – 287 с.
37. Машкова, И.А. Психическое здоровье воспитателей ДОУ как задача дошкольной образовательной организации (из опыта работы) / И.А. Машкова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 4. – С. 1795-1798.
38. Меерсон, Ф.З. Физиология адаптационных процессов / Ф.З. Меерсон. – М.: Наука, 1986. – 874 с.
39. Михеева, А.П. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.П. Михеева // Вестник российского университета Дружбы Народов. серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2019. – С. 82-87.
40. Нагирнер, И.И. Стрессоустойчивость и адаптация: теоретический анализ понятий / И.И. Нагирнер // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – № 8. – С. 51-57.
41. Олькова, Л.В. Педагогический стиль и его структура / Л.В. Олькова // Педагогические исследования. – 2018. – №3. – С. 141-145.
42. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2012. – 480 с.
43. Остролуцкая, Н.П. Риск профессионального «выгорания» педагога / Н.П. Остролуцкая // Технологии образования. – 2021. – № 4 (14). – С. 48-51.
44. Полякова, О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Питер, 2013. – 144 с.
45. Реан, А.А. Психология стресса / А.А. Реан, С.В. Субботин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 356 с.
46. Рева, Е.М. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности / Е.В. Рева // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 1 (19). – С. 832-834.
47. Реснянская, Н.Л. Конфликты в системе дошкольного образования / Н.Л. Реснянская // В сборнике: Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. – 2016. – С. 223-225.
48. Рубальская, Е.А. Корреляты самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов / Е.А. Рубальская // Акмеология. – 2016. – № 1 (57). – С. 195-199.
49. Савченко, К.Г. Стрессоустойчивость как необходимое качество профессиональной успешности / К.Г. Савченко // Вопросы науки. – 2017. – № 1. – С. 48-53.
50. Семенова, Е.М. Противодействие стрессу / Е.М. Семенова // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 48-52
51. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – СПб.: Питер, 2012. – 66 с.
52. Сибурина, Т.А. Медико-социальные проблемы профессионального стресса / Т.А. Сибурина, В.А. Фурс, С.И. Мотков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2018. – № 2. – С. 16-19.
53. Сметанин, А.В. Стрессоустойчивость как фактор повышения качества профессиональной деятельности учителя / А.В. Сметанин // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (28). – С. 133-136.
54. Саломатина, О.В. Эмоциональная культура педагога как залог психологического здоровья / О.В. Соломатина // В сборнике: Формирование здорового образа жизни. передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей. Материалы областной межведомственной научно-практической конференции. – 2016. – С. 294-296.
55. Столяренко, A. M., Дорогов, П. П. Стресс и эмоции / А.М. Столяренко, П.П. Дорогов. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
56. Теплякова, С.Н. Стрессоустойчивость педагога дошкольного образовательного учреждения / С.Н. Теплякова // В сборнике: Инновации и рискологическая компетентность педагога. Сборник научных трудов Шестнадцатой Международной заочной научно-методической конференции. В 2-х частях. – 2020. – С. 235-238.
57. Тукачева, Т.П. Стресс-факторы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования / Т.П. Тукачева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4 (46). – С. 300-304.
58. Усатов, И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T2. – С. 21-25.
59. Шабанова, О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя (на примере классического университета): дисс. …канд. пед.наук: 13.00.11 / О.В. Шабанова. – Воронеж, 2019. – 210 с.
60. Шеховцова, Т.С. Понятие стрессоустойчивости и её составляющих / Т.С. Шеховцева // В сборнике: Современные проблемы психолого-педагогической науки и образования. – Ставрополь, 2015. – С. 124-128.
61. Чащева, К.Е. Управление стрессом / К.Е. Чащева. – СПб.: Питер, 2015. – 471 с.
62. Чижова, К.И. Эмоционально-волевая устойчивость как условие психологического здоровья педагога / К.И. Чижова // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 6. – С. 57-60.
63. Федунина, Н. Ю. Понятия устойчивости / Н.Ю. Федулина // Московский психотерапевтический журнал. – 2017. – №4. – С. 102-111.
64. Чистякова, Е.В. Эмоциональное здоровье педагога / Е.В. Чистякова // Методист. – 2022. – № 2. – С. 52-54.
65. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден: пер. с англ. – СПб.: Речь, 2002. – 345 с.
66. Юрчик, Р.О. Стрессоустойчивость как феномен психологии / Р.О. Юрчик // Молодой ученый. – 2019. – №3. – С. 112-115.
67. Яцук, Е.Е. Психология эмоций / Е.Е. Яцук. – М.: АСТ, 2014. – 354 с.
68. Wаtеrmаn, А. S. Idеntitу dеvеlopmеnt from аdolеsсеnсе to аdulthood: Аn ехtеnsion of thеorу аnd а rеviеw // Dеvеl. Psусhol. 1982. V. 18. № 3.
69. Lazarus, R.S. Theory-based stress measurement / R.S. Lazarus // Psychological Inquiry. – №1. – 1990. – рp. 3–13.
70. Hobfoll, S.E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress / S.E Hobfoll // American Psychologist. – 1989. – №44. – pp. 513–524.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ