МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПИРАМИДА» В ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Методика введения понятия «Пирамида» на уроках математики 5
1.1. Формирование понятия «Пирамида» на уроках
математики 5
1.2. Анализ изучения темы «Пирамида» в различных школьных
учебниках 11
1.3. Наглядные средства при изучении темы «Пирамида». Их
виды, и роль на уроках геометрии 17
1.4. Мотивация учащихся при изучении темы «Пирамида» 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия «Пирамида» на уроках геометрии в старших классах 26
2.1. Задачи, методы, условия организации опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Исследование степени усвоения учащимися понятий по теме
«Пирамида» 32
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение
Глава 1. Методика введения понятия «Пирамида» на уроках математики 5
1.1. Формирование понятия «Пирамида» на уроках
математики 5
1.2. Анализ изучения темы «Пирамида» в различных школьных
учебниках 11
1.3. Наглядные средства при изучении темы «Пирамида». Их
виды, и роль на уроках геометрии 17
1.4. Мотивация учащихся при изучении темы «Пирамида» 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия «Пирамида» на уроках геометрии в старших классах 26
2.1. Задачи, методы, условия организации опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Исследование степени усвоения учащимися понятий по теме
«Пирамида» 32
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение
Формирование у учащихся математических понятий - одна из важнейших задач преподавания математики. Овладение основами наук немыслимо без овладения системой понятий этих наук. В большей мере это относится к математике. Вся постановка преподавания должна способствовать образованию правильных понятий [8, с.150].
Доктор психологических наук Талызина Н.Ф. считает, что ни в коем случае нельзя давать учащимся готовые понятия, они должные получить их сами. Словесное знание определений это одно, важно уметь применять их на практике. Она признает, что школьное усвоение понятий имеет такой недостаток, как формализм. Суть в том, что многие учащиеся правильно воспроизводят понятие, имеют представление о нем, осознают содержание соответствующего понятия, но не умеют применять их [19, с.161].
Поэтому так же очень важно развить у учащихся абстрактное мышление. В значительной мере данной цели содействует применение наглядных пособий. Для осуществления данной задачи широкие возможности предоставляет тема «Пирамида». В процессе самостоятельного изготовление учащимися наглядных пособий, учащиеся закрепляют не только теоретические знания и умения, но и новые сформировавшиеся понятия, при помощи чертежа и практического решения задач на построение.
Образ создается по частям при самостоятельном изготовлении модели, и в данный момент с учащимися можно производить различного рода манипуляции.
Следовательно, формирование понятий - важная, актуальная проблема. Этим определяется актуальность темы исследования: «Формирование целостного представления о понятии «Пирамида» в старшей школе».
Цель работы: выявить особенности формирования понятия «Пирамида» на уроках математики в старшей школе и сравнить традиционный и новый подход, основанный на реализации ФГОС ООО второго поколения.
Задачи работы:
1) проанализировать основные школьные учебники по введению понятия «пирамида»;
2) изучить особенности процесса формирования математических понятий на уроках математики;
3) рассмотреть роль мотивации и наглядных средств, при введении понятия «Пирамида»;
3) сравнить традиционный и новый подходы к введению понятия «пирамида» в ходе эксперимента в школе и сделать выводы.
Предмет исследования - формирование целостного представления учащихся о понятии «пирамида».
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 10-11 классах средней школы.
Доктор психологических наук Талызина Н.Ф. считает, что ни в коем случае нельзя давать учащимся готовые понятия, они должные получить их сами. Словесное знание определений это одно, важно уметь применять их на практике. Она признает, что школьное усвоение понятий имеет такой недостаток, как формализм. Суть в том, что многие учащиеся правильно воспроизводят понятие, имеют представление о нем, осознают содержание соответствующего понятия, но не умеют применять их [19, с.161].
Поэтому так же очень важно развить у учащихся абстрактное мышление. В значительной мере данной цели содействует применение наглядных пособий. Для осуществления данной задачи широкие возможности предоставляет тема «Пирамида». В процессе самостоятельного изготовление учащимися наглядных пособий, учащиеся закрепляют не только теоретические знания и умения, но и новые сформировавшиеся понятия, при помощи чертежа и практического решения задач на построение.
Образ создается по частям при самостоятельном изготовлении модели, и в данный момент с учащимися можно производить различного рода манипуляции.
Следовательно, формирование понятий - важная, актуальная проблема. Этим определяется актуальность темы исследования: «Формирование целостного представления о понятии «Пирамида» в старшей школе».
Цель работы: выявить особенности формирования понятия «Пирамида» на уроках математики в старшей школе и сравнить традиционный и новый подход, основанный на реализации ФГОС ООО второго поколения.
Задачи работы:
1) проанализировать основные школьные учебники по введению понятия «пирамида»;
2) изучить особенности процесса формирования математических понятий на уроках математики;
3) рассмотреть роль мотивации и наглядных средств, при введении понятия «Пирамида»;
3) сравнить традиционный и новый подходы к введению понятия «пирамида» в ходе эксперимента в школе и сделать выводы.
Предмет исследования - формирование целостного представления учащихся о понятии «пирамида».
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 10-11 классах средней школы.
На примере введения понятия «Пирамида» на уроках геометрии в старшей школе, были изучены современные и традиционные подходы к формированию математических понятий, в соответствии с целью нашей работы.
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
1. Проанализированы основные школьные учебники по введению понятия «Пирамида». Во многих учебниках наблюдается следующая последовательность изучения темы: многогранники, пирамида, призма, тела вращения, комбинированные задачи. Видно, что преподаватели придерживаются одинаковой структуры, и следует заметить, что во всех учебниках при изучении темы «Пирамида» сначала вводится определение родового понятия - многогранник. Подходы к определению понятия «Пирамида» в каждом учебнике дается через род и видовые отличия.
2. Изучены особенности процесса формирования математических понятий на уроках математики.
В результате изучения этапов формирования понятий, видов обобщения, способов определения математических понятий, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время в методике обучения математике сложилось мнение, что учащихся необходимо подвести к понятиям, потому что, при подведении к понятиям учащиеся учатся обнаруживать признаки понятия, также у них развивается сообразительность. Подведение понятий, возможно, занимает больше времени, но зато здесь дети учатся обнаруживать признаки понятия, учатся умению проявить догадку. Это означает, что подведение к понятиям дает несравненно больше для развития детей, нежели сообщение определений в готовом виде.
3. Проанализированы роль мотивации и наглядных средств при изучении темы «Пирамида». Для того, чтобы некоторая материальная модель позволяла организоват усвоение того или иного понятия, она должна н только правильно его отражать, но и быть просто для восприятия у учащихся. Поэтому каждому учителю приходится искать новые методы повышения интереса у учащихся, а использование информационных технологий беспроигрышный вариант в данных случаях. Правильно подобранный материал с элементами ИКТ поможет учителям сделать урок продуктивным, эффективным и интересным.
4. В ходе эксперимента в школе был произведен сравнительный анализ традиционного и нового подхода к введению понятия «Пирамида» и сделаны выводы по результатам исследования.
Эксперимент проводился в феврале 2017г. в МБОУ Лицей №116 Вахитовского района. Для педагогического эксперимента были выбраны два класса: 10А класс обучался по новой методике, а 10Б класс по традиционной методике. После изучения уровня учащихся были составлены конспекты уроков и проверочная работа на усвоения темы «Пирамида» для обоих классов.
Сделав выводы, хочется сказать, что во всех трех уроках учащиеся были активные, такая новизна им очень понравилась. Особенно учащимся было интересно быть в роли консультанта и объяснять непонятные моменты решения задач однокласснику по парте. Обычно на уроке, если учащиеся обсуждают ход решения задач, учителя привыкли принять это как нарушение дисциплины, сделать замечание и сами объяснять ход решения. А в наших уроках, учащиеся могли обмениваться своими идеями и методами решения задач.
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы отметили следующее: на уроках в экспериментальном классе улучшилось качество работы и успеваемости, на открытии новых знаний была повышена заинтересованность и собственная активность учащихся. Это является практическим подтверждением того что, новый подход к формированию понятий эффективней традиционного.
Таким образом, задачи исследовательской работы выполнены.
В приложениях представлены планы-конспекты экспериментальных уроков по учебнику Л. С. Атанасяна и проверочная работа на усвоение понятия «Пирамида».
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
1. Проанализированы основные школьные учебники по введению понятия «Пирамида». Во многих учебниках наблюдается следующая последовательность изучения темы: многогранники, пирамида, призма, тела вращения, комбинированные задачи. Видно, что преподаватели придерживаются одинаковой структуры, и следует заметить, что во всех учебниках при изучении темы «Пирамида» сначала вводится определение родового понятия - многогранник. Подходы к определению понятия «Пирамида» в каждом учебнике дается через род и видовые отличия.
2. Изучены особенности процесса формирования математических понятий на уроках математики.
В результате изучения этапов формирования понятий, видов обобщения, способов определения математических понятий, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время в методике обучения математике сложилось мнение, что учащихся необходимо подвести к понятиям, потому что, при подведении к понятиям учащиеся учатся обнаруживать признаки понятия, также у них развивается сообразительность. Подведение понятий, возможно, занимает больше времени, но зато здесь дети учатся обнаруживать признаки понятия, учатся умению проявить догадку. Это означает, что подведение к понятиям дает несравненно больше для развития детей, нежели сообщение определений в готовом виде.
3. Проанализированы роль мотивации и наглядных средств при изучении темы «Пирамида». Для того, чтобы некоторая материальная модель позволяла организоват усвоение того или иного понятия, она должна н только правильно его отражать, но и быть просто для восприятия у учащихся. Поэтому каждому учителю приходится искать новые методы повышения интереса у учащихся, а использование информационных технологий беспроигрышный вариант в данных случаях. Правильно подобранный материал с элементами ИКТ поможет учителям сделать урок продуктивным, эффективным и интересным.
4. В ходе эксперимента в школе был произведен сравнительный анализ традиционного и нового подхода к введению понятия «Пирамида» и сделаны выводы по результатам исследования.
Эксперимент проводился в феврале 2017г. в МБОУ Лицей №116 Вахитовского района. Для педагогического эксперимента были выбраны два класса: 10А класс обучался по новой методике, а 10Б класс по традиционной методике. После изучения уровня учащихся были составлены конспекты уроков и проверочная работа на усвоения темы «Пирамида» для обоих классов.
Сделав выводы, хочется сказать, что во всех трех уроках учащиеся были активные, такая новизна им очень понравилась. Особенно учащимся было интересно быть в роли консультанта и объяснять непонятные моменты решения задач однокласснику по парте. Обычно на уроке, если учащиеся обсуждают ход решения задач, учителя привыкли принять это как нарушение дисциплины, сделать замечание и сами объяснять ход решения. А в наших уроках, учащиеся могли обмениваться своими идеями и методами решения задач.
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы отметили следующее: на уроках в экспериментальном классе улучшилось качество работы и успеваемости, на открытии новых знаний была повышена заинтересованность и собственная активность учащихся. Это является практическим подтверждением того что, новый подход к формированию понятий эффективней традиционного.
Таким образом, задачи исследовательской работы выполнены.
В приложениях представлены планы-конспекты экспериментальных уроков по учебнику Л. С. Атанасяна и проверочная работа на усвоение понятия «Пирамида».
Подобные работы
- «Методика обучения теме «Пирамида и ее основные свойства» с помощью компьютерных средств в старших классах общеобразовательной школы»
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПЛОЩАДИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ОБЪЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МНОГОГРАННИКИ» В КЛАССАХ
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Задачи на исследование свойств и признаков геометрических объектов как средство личностно-ориентированного обучения математике в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Развитие общих компетенций студентов младших курсов техникума в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2024 - Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Методика формирования общего приема решения текстовых задач в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



