ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и факторы, способствующие развитию асоциальных явле¬
ний 9
1.2. Классификация асоциальных явлений 24
1.3. Социально-психологические особенности молодежи 32
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖ¬
НОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Организация деятельности по предупреждению (предотвращению) нега¬
тивных явлений 41
2.2. Профилактика асоциальных явлений молодежи в городе Казань... .65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная нестабильность, деформация духовной жизни современного общества ведут к разрушению моральных ценностей, устоев, приводят к неблагополучию в воспитании подрастающего поколения. В результате этого молодые люди не справляются с возникшими проблемами, а родители не могут уберечь детей от многих негативных
воздействий.
Молодежь – это своего рода переход от детской жизни во взрослую. В
этот период у молодых людей идет переосмысление ценностей, стремление к
самостоятельности, у них идет процесс социализации. Этот период опасен и
тем, что в это время могут быть эмоциональные, материальные как подъемы,
так и спады, которые могут привести к проблемам, асоциальным явлениям в
жизни молодых.
Школа, средние и высшие учебные заведения, семья, окружение играют
немаловажную роль в социализации. Для успешного выполнения профилактики асоциального поведения молодежи, необходимо выявить и проанализировать причины, способствующие их развитию. Благополучное будущее
страны во многом зависит от молодого поколения.
В связи с ростом негативных процессов, таких как наркомания, алкоголизм, суициды и др. среди молодежи, обуславливает актуальность необходимости профилактики асоциальных явлений.
Воротников В.Л. 1 приводит статистику, согласно которой было выявлено 50,7% испытуемых из числа опрошенной молодежи, находятся в группе
риска принятия ненормативного асоциального решения.
1 См.: Воротников, В. Л. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде (Результаты
опытно-экспериментальной работы) /Вестник ТГУ. В.3 (107), 2012. – С.238.5
Особую актуальность исследованию придает тенденция активизации
участия молодежи в различных радикальных и экстремистских течениях, которые в свою очередь, приводит к совершению правонарушений. Доля молодых людей в общем числе участников незаконных вооруженных формирований и террористических групп так же продолжает оставаться весьма значительной. Особую настороженность вызывают такие проблемы как участие молодежи в различных протестных акциях, дестабилизирующих общее состояние национальной безопасности и характеризующихся явным выходом за
рамки установленных правил поведения
Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), за 2016 г. в России зарегистрировано 2160,1 тыс. преступлений, что на 9.6% меньше чем за 2015 год. При этом
каждое двадцать второе расследованное преступление за 2016 год или 4,5%
преступлений совершено несовершеннолетними или при их соучастии1. Согласно данным МВД России о состоянии преступности в Республике Татарстан за 2016 г. зарегистрировано 48 150 преступлений. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных
преступлений составил 4,5%3.
Асоциальное поведение формируется как ответная реакция личности на
трудные жизненные ситуации, которые кажутся непреодолимыми. Это отклоняющееся поведение, потому что не соответствует нормам и требованиям общества. Самой подверженной к делинквентности группой является молодежь.
Молодежь – это особая возрастная группа, восприимчивая к различным экономическим, социальным, политическим изменениям в обществе. Важным является предупредить и предотвратить развитие асоциальных явлений у молодого населения страны.
Необходимо помнить, что основу построения отношений, взаимодействий человек получает в семье. Поэтому перед проведением профилактических мероприятий следует начинать с изучения семейной обстановки, далее
продвигаясь по следующим институтам социализации личности. В образовательных учреждениях за молодыми людьми наблюдают, как педагоги, так и
психологи. Психологи в свою очередь проводят тесты, беседы, тренинги. К
сожалению, в некоторых школах психологи выполняют свою роль поверхностно, сводя к проведению тестов, которые не обрабатываются, что сказывается в последующих действиях учащегося.
Материальные изменения, снижение уровня жизни, открытая и скрытая
безработица, неблагоприятный психологический фон влияют на формирование личности девианта.
В зависимости от направленности профилактической работы В.Л. Воротников выделяет следующую деятельность:
- в образовательных учреждениях необходимо проводить уроки, конкурсы, соревнования, викторины, посвященные здоровому образу жизни; беседы, конференции, направленные на предотвращение асоциальных явлений;
- в медицинских и медико-социальных учреждениях проводятся работы
с группами риска;
- в семье – индивидуальная работа;85
- в организованных общественных группах молодежи следует разрабатывать проекты, акции и др.
Полагаем, что профилактика асоциального поведения – это комплексная
научно-обоснованная деятельность всех структур и ведомств по выявлению,
предотвращению и борьбе против отклоняющегося поведения.
Педагогическая практика в «Лицее № 159» доказывает эффективность
правовой информированности в профилактике асоциальных явлений среди
молодежи. По итогам урока и тестирования было выявлена низкая склонность
учащихся к зависимости от ПАВ и высокая мотивация в получении правовой
информации и ее применении на практике.
Формирование правосознания молодежи происходит в условиях нравственно-правовой социализации, компонентом которой, наряду с социальной
адаптацией и правовым образованием, представлено и правовое воспитание.
К факторам, оказывающим особое воздействие на правовое сознание в современных условиях, относятся правовая информация, образовательное право,
юридическая деятельность государственных органов, уровень социально-правовой активности молодежи. Поэтому в школах следует уделять особое внимание на передачу правовой информации, ее закреплению и умению применить в жизни.
Существуют социальные, биологические, психологические, экологические, гуманистические, эмпирические подходы к изучению асоциального поведения.
Для проведения профилактических мероприятий необходимо учитывать
ряд принципов в работе с молодежью. Молодежь включает в себя несовершеннолетних, так и совершеннолетних людей. Следует уделять особое внимание
организации системы первичной профилактики, включая психолого-педагогическую диагностику, профилактические программы информационно-просве86
тительского характера с участием специалистов, психологов, педагогов, работников культуры, средств массовой информации и общественных организаций.
Однако важной частью профилактики является слаженные действия и
ответственность семьи, учебных заведений, государственных структур, ведомств, министерств с молодым населением страны. От их правильно выстроенной взаимной деятельности зависит будущее следующих поколений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправ¬ках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.05.2017) "О
полиции" // СПС «Консультант плюс»:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=217342&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.14594524527584518#0 [Дата обращения 01.06.2017].
3. Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 25.05.2016 №2128 «О Муниципальной программе профилактики терроризма и экстре-мизма в г. Казани на 2016-2020 годы» (Дата обращения - 27.04.2017).
I.I. Общая и специальная литература
4. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
5. Акмалов, А. Ф. Молодежные общественные организации как со-циальные лифты для студенческой молодежи (на примере Республики Татар-стан) / А. Ф. Акмалов // Вестник экономики, права и социологи. - № 1. - 2014. - 117-118 с.
6. Аллахвердов, В. М. Психология: учебник для вузов / В. М. Аллах- вердов и др.; отв. ред. А. А. Крылов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 743 с.
7. Белинская, Е. П. Проблемы социализации. История и современ-ность / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая . - М.: МПСИ, 2013. - 216 с.
8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Бели- чева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здо-ровье России», 1994. - 220 с.
9. Борисов, Г. А. Социально-управленческие технологии локализа¬ции общественных отклонений в молодежной среде малых городов / Г. А. Бо¬рисов, Г. М. Тарасенко // Научные ведомости. - 2007. - № 9 (40). - 116-121 с.
10. Венгер, А. Л. Словарь терминов // Психологическое консультиро-вание и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. В 29 Психологиче-ское консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
11. Волосков, И.В. Особенности социализации учащейся молодежи / И. В. Волосков // Социологические исследования. - № 6, 2009. - С. 107-109.
12. Воротников, В. Л. Профилактика асоциальных явлений в моло-дежной среде (Результаты опытно-экспериментальной работы) /Вестник ТГУ. В.3 (107), 2012. - С.238.
13. Гилинский, Я. И. Преступность в современной России: ситуация, тенденции, перспективы: конспект лекции / Я. И. Гилинский. - СПб.: СПб юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 2005. - 44 с.
14. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения / Я. И. Ги-линский, В. С. Афанасьев. - СПб., 1993.
15. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н. В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
16. Давлетбаева, З. К. Асоциальное поведение учащихся общеобразо-вательных учреждений как объект социально-психологического изучения / З. К. Давлетбаева. - Сибай, 2001. - С. 464-467.
17. Егорова, Т.В. Социально-педагогическая поддержка молодежи из неформальных объединений / Т. В. Егорова // Знание, понимание, умение. - № 3. - 2008. - 175-179 с.
18. Запесоцкий, А. С. Музыка и молодежь / А. С. Запесоцкий. - М., 1990. - с.65.
19. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Е. В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
20. Зубова, Л. В. Институциональный подход в изучении проблемы асоциального поведения личности / Л. В. Зубова // Вестник ОГУ. - 2006. - № 1. - С. 61.
21. Идрисов И.Р. Профилактика экстремизма в подростково-молодеж-ной среде. Образовательный модуль / И. Р. Идрисов, А. В. Идиатуллина, И. А. Смирнов. - Казань, 2014. - 70 с.
22. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология. Учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский. - 2004. - 1122 с.
23. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клей- берг. - М., 2001.
24. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - М., 2004. - 192 с.
25. Комлев, Ю. Ю. Социология девиантного поведения: Учеб. посо¬бие / Под общ. ред. Ю. Ю. Комлева, Н. Х. Сафиуллин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань: КЮИ МВД России, 2006. - 222 с.
26. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондратенко. - Минск, 1988.,
27. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск, 1990. - 224 с.
28. Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н.
Кудрявцев. - М.: Наука, 1982. 287 с. - с. 33.
29. Кучуб, Н. А. К вопросу склонности современного подростка к асо-циальному поведению / Н. А. Кучуб // Вестник ОГУ. - 2008. - № 10 (92). - 56¬60 с.
30. Лисовской, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовского. Изд-во СПбГУ. 1996.
31. Ложкина, А. И. Типологизация и классификация асоциальных яв-лений современного общества / А.И. Ложкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Во-просы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 4(30): в 3-х ч. - Ч. 2. - C. 108-112.
32. Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация ти¬пов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образо¬вания / Н. В. Майсак. 2010. № 4. С. 78-86.
33. Мазина, О. Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебно-методическое пособие. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. - С. 45.
34. Мантров, М. С. К проблеме становления «образа-Я» и самооценки на разных этапах подросткового возраста / М. С. Мантров, Е. С. Поликаркин // Актуальные вопросы психологии : Материалы Международной научно-прак-тической конференции. 16 января 2012 года. Сборник научных трудов. - Крас-нодар, 2012. - 300 с.
35. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
36. Методические рекомендации по профилактике асоциальных явле-ний в молодежной среде /Автор-сост. А.А. Румянцева. - М.: ГБОУ СПО Стро-ительный техникум № 30, 2014. - 101 с.
37. Неклюдов, Н. А. Уголовно-статистические этюды: Статистиче¬ский опыт исследования физиологического значения различных возрастов че-ловеческого организма по отношению к преступлению / Н. А. Неклюдов. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 196 с.
38. Никольский, Д. Социология молодёжи. Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура / Д. Никольский.
39. Павловский, В.В. Социология молодежи и ювенология // Социоло-гические исследования. 1999. № 5.
40. Пережогин, Л. О. Асоциальное поведение детей и подростков / Л. О. Пережогин, Н. В. Вострокнутов. - М., 2012.
41. Перешина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррек¬ция отклонений / Н. В. Перешина. - М.: Творческий центр, 2006, 216 с.
42. Писаревская Е.А. Переориентация и разобщение предкриминаль- ных и преступных групп несовершеннолетних// Вестник Томского государ-ственного университета. - 2012. - №360. - С.135-137.
43. Полищук, И. П. Профилактика отклоняющегося поведения кур-сантов военного вуза как социально-педагогическая проблема / И. П. Полищук // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - Том 13. - 2007. - С. 110-114.
44. Профилактика негативных явлений в молодежной среде: Методи-ческое пособие. /Под ред. Дерягиной М. Б., зам. директора МУ «МЦПН» - 2-е изд., испр. и доп. - Красноярск, 2008.
45. Пятунин, В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : со-временные тенденции / В. А. Пятунин. - Москва: РОО «Центр содействия ре-форме уголовного правосудия», 2010.
46. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
47. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. - СПб., 1999.
48. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А.
Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
49. Современные тенденции в формировании здорового образа жизни среди учащихся образовательных учреждений г. Казани. Материалы город-ской научно-практической конференции, 29 ноября - 2 декабря 2011 г. - Ка-зань: Редакционно-издательский отдел. ГУ «РЦМКО», 2012. - 128 с.
50. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - С. 173.
51. Степаненко, В. И. Диагностика самооценки подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов / В. И. Степаненко // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 3. - 168-171 с.
52. Таланов, С.Л. Социологическое измерение профилактики асоци-ального поведения студентов. - Ярославский педагогический вестник. №. 2010
53. Тарновский, Е. Изменение преступности в различных обществен-ных группах / Е. Тарновский // Юридический вестник. - 1889. - № 5. с. 63.
54. Трайнин, А. Н. Дети-преступники / А. Н. Трайнин // Сборник ста-тей. - М., 1912. - С. 544.
55. Трафимчик, Ж. И. Социология личности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов / Ж.И. Трафимчик. - Гомель: Учреждение образования «Гомельский государствен¬ный медицинский университет», 2012. - 43 с.
56. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. ком-плекс / Е. Б. Усова. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 180 с.
57. Фойницкий, И. Влияние времен года на распределение преступно-сти / И. Фойницкий // Судебный журнал. - 1873. - № 1 - 2.
58. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, ста-рость: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. - 208 с.
59. Челышева, Ю. В. Профилактика асоциального поведения детей и подростков: учебно-методическое пособие / Ю. В. Челышева. - М.: МГПУ, 2014.
60. Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: Материалы III Всероссий-ской научно-практической конференции (г.Елабуга, 15 апреля 2016 г.). - Ела-буга: изд-во Мухаметгалиев Искандар Габдулвалиевич, 2016. - 99 с.
61. Якиманская, И.С. Мониторинг социальных представлений под-ростков о ценностях и асоциальном поведении / И. С. Якиманская // Известия РГПУ. - 2014. - 62-70 с.
62. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст]: к изучению дисциплины / П. М. Якобсон. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
63. Яковлева Е.П. Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте. Человек и образование № 1 (18) 2009. Стр.73-78.
64. http://www.kzn.ru/old/page23492.htm. Программа профилактики правонарушений и преступлений в г.Казани на 2016-2020 годы. (Дата обраще-ния - 27.05.2017).
65. http://rnd-kazan.ru/prof?p_1120=2. Министерство Здравоохранения ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» о «Профилактике наркомании и алкоголизма» (Дата обращения - 29.04.2017).