ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обучения композиционным навыкам на занятиях по декоративной росписи с учащимися начальных классов
1.1 Использование приемов композиции в декоративно-прикладном
искусстве на занятиях по декоративной росписи 7
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство формирования композиционного навыка на занятиях по декоративной росписи 16
Глава 2.Экспериментальная работа по формированию композиционных навыков у младших школьников на занятиях по декоративной росписи
2.1 Определение уровня композиционных навыков у младших школьников 23
2.2 Содержание занятий по народной кистевой росписи с целью формирования композиционных навыков у обучающихся начальной школы 32
Глава 3. Этапы создания творческой части дипломной работы
3.1 Творческая часть дипломной работы 41
3.2 Выполнение творческой части дипломной работы 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Глава 1.Теоретические основы обучения композиционным навыкам на занятиях по декоративной росписи с учащимися начальных классов
1.1 Использование приемов композиции в декоративно-прикладном
искусстве на занятиях по декоративной росписи 7
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство формирования композиционного навыка на занятиях по декоративной росписи 16
Глава 2.Экспериментальная работа по формированию композиционных навыков у младших школьников на занятиях по декоративной росписи
2.1 Определение уровня композиционных навыков у младших школьников 23
2.2 Содержание занятий по народной кистевой росписи с целью формирования композиционных навыков у обучающихся начальной школы 32
Глава 3. Этапы создания творческой части дипломной работы
3.1 Творческая часть дипломной работы 41
3.2 Выполнение творческой части дипломной работы 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Это связано не только с расширением области знания, но и темпами, которое это расширение набирает с каждым годом. Реформы в образовании также связаны с возрастающей глобализацией, с развитием общества и многими другими более мелкими причинами, тесно связанными с указанными выше.
На уроках по изобразительному искусству в начальной школе первостепенной задачей является формирование композиционных умений и навыков. Научить ребенка использовать различные простейшие основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества. Необходимость решения данной задачи становится особенно явной, когда мы говорим об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение лучших результатов в создании художественного образа.
По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Т.С. Камарова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина и др.), ребенок уже с первых этапов своего развития начинает пользоваться отдельными средствами изобразительного языка [9, с.54]. На практике малоизвестны способы обучения детей младшего школьного возраста использованию элементарных правил и приемов композиции. Детские рисунки становятся менее выразительными, дети теряют интерес к рисованию и другим видам изобразительного творчества[9, с.201].
Поэтому проблема развития композиционных навыков у младших школьников принадлежит к числу наиболее актуальных.
Также, актуальность проблемы формирования композиционных навыков младших школьников обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. От цели усвоения конкретных предметных умений в рамках отдельных учебных дисциплин начальное общее образование переходит к цели развития личностных, познавательных умений школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию. Повышаются требования к результатам освоения младшими школьниками предмета «Изобразительное искусство», ими становятся - понимание красоты как ценности, необходимость в художественном творчестве и общении с искусством, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе, оценке произведений изобразительного искусства, в различных видах художественной деятельности.
Таким образом, перед современным образованием стоит важнейшая задача - научить каждого человека быть успешным и удачливым, другими словами - обладать высоко развитыми творческими способностями. Особенно внимательно к творческим способностям относится художественное образование, так как воспитание творческой личности - одна из задач обучения изобразительному искусству, музыке, танцу, литературе. Пристально изучает творческие способности психология, предлагая всевозможные тренинги, методики, но конкретных адаптированных, систематизированных методик для конкретных дисциплин, тем, заданий не существует. В этом и состоит основное противоречие исследуемой нами проблемы. Проблема же звучит следующим образом: каковы методические особенности формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи?
Целью нашей работы является обоснование и апробирование педагогической технологии, направленной на формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Объектом исследования является процесс формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Предметом исследования является формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Гипотеза исследования звучит следующим образом: формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи будет эффективна, если:
• будет выбран и определён подход к понятию и структуре формирования композиционных навыков;
• методики, упражнения формирования композиционных навыков будут адаптированы к занятиям по декоративной росписи;
• будет разработана методическая система формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Перед нами стояли задачи:
1) выявить в научной, методической, психологической литературе, насколько полно отражены теоретические основы обучения композиционным навыкам на занятиях по декоративной росписи с учащимися начальных классов;
2) определить объём знаний по декоративной росписи в рамках дисциплины «декоративно-прикладное искусство» учащихся начальных классов;
3) разработать методические приемы формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Методологической базой нашей работы являются теоретические исследования Н. А. Дмитриевой, Б. Р. Раушенбаха, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.
Практическая значимость заключается в том, что разработано экспериментальное содержание уроков изобразительного искусства для начальных классов, целью которых является формирование композиционных навыков у младших школьников на занятиях по декоративной росписи.
В процессе работы мы пользовались следующими методами исследования:
1. Изучение и анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;
2. Изучение школьной документации, педагогические наблюдения, анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся (рисунков) и творческих работ;
3. Наблюдение за деятельностью учащихся;
4.Экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Бутовская СОШ» Белгородской области Яковлевского района.
На уроках по изобразительному искусству в начальной школе первостепенной задачей является формирование композиционных умений и навыков. Научить ребенка использовать различные простейшие основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества. Необходимость решения данной задачи становится особенно явной, когда мы говорим об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение лучших результатов в создании художественного образа.
По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Т.С. Камарова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина и др.), ребенок уже с первых этапов своего развития начинает пользоваться отдельными средствами изобразительного языка [9, с.54]. На практике малоизвестны способы обучения детей младшего школьного возраста использованию элементарных правил и приемов композиции. Детские рисунки становятся менее выразительными, дети теряют интерес к рисованию и другим видам изобразительного творчества[9, с.201].
Поэтому проблема развития композиционных навыков у младших школьников принадлежит к числу наиболее актуальных.
Также, актуальность проблемы формирования композиционных навыков младших школьников обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. От цели усвоения конкретных предметных умений в рамках отдельных учебных дисциплин начальное общее образование переходит к цели развития личностных, познавательных умений школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию. Повышаются требования к результатам освоения младшими школьниками предмета «Изобразительное искусство», ими становятся - понимание красоты как ценности, необходимость в художественном творчестве и общении с искусством, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе, оценке произведений изобразительного искусства, в различных видах художественной деятельности.
Таким образом, перед современным образованием стоит важнейшая задача - научить каждого человека быть успешным и удачливым, другими словами - обладать высоко развитыми творческими способностями. Особенно внимательно к творческим способностям относится художественное образование, так как воспитание творческой личности - одна из задач обучения изобразительному искусству, музыке, танцу, литературе. Пристально изучает творческие способности психология, предлагая всевозможные тренинги, методики, но конкретных адаптированных, систематизированных методик для конкретных дисциплин, тем, заданий не существует. В этом и состоит основное противоречие исследуемой нами проблемы. Проблема же звучит следующим образом: каковы методические особенности формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи?
Целью нашей работы является обоснование и апробирование педагогической технологии, направленной на формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Объектом исследования является процесс формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Предметом исследования является формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Гипотеза исследования звучит следующим образом: формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи будет эффективна, если:
• будет выбран и определён подход к понятию и структуре формирования композиционных навыков;
• методики, упражнения формирования композиционных навыков будут адаптированы к занятиям по декоративной росписи;
• будет разработана методическая система формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Перед нами стояли задачи:
1) выявить в научной, методической, психологической литературе, насколько полно отражены теоретические основы обучения композиционным навыкам на занятиях по декоративной росписи с учащимися начальных классов;
2) определить объём знаний по декоративной росписи в рамках дисциплины «декоративно-прикладное искусство» учащихся начальных классов;
3) разработать методические приемы формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Методологической базой нашей работы являются теоретические исследования Н. А. Дмитриевой, Б. Р. Раушенбаха, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.
Практическая значимость заключается в том, что разработано экспериментальное содержание уроков изобразительного искусства для начальных классов, целью которых является формирование композиционных навыков у младших школьников на занятиях по декоративной росписи.
В процессе работы мы пользовались следующими методами исследования:
1. Изучение и анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;
2. Изучение школьной документации, педагогические наблюдения, анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся (рисунков) и творческих работ;
3. Наблюдение за деятельностью учащихся;
4.Экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Бутовская СОШ» Белгородской области Яковлевского района.
Современные технические средства, информационные, материальные, духовные создают благоприятные условия исследователю для изучения интересующих его проблем. Ему доступны многие формы эксперимента: он может работать с различными категориями населения, современное пространство не ограничивает учёного. Более того доступны различные методы для решения задач и проблемы исследования. Все эти факторы поднимают на высокий уровень современную науку. Поэтому именно сейчас становятся особо актуальными вопросы развития каждой личности. Высокие достижения цивилизации предъявляют высокие требования и к уровню готовности: необходимо освоить все духовные и материальные ценности, изучить культуру поколений. Высокая степень эффективности на каждой ступени обучения - обязательное. Однако, вместе с тем предъявляются и высокие требования к творчеству. К сожалению, не всегда процесс формирования и развития творческих способностей управляется и направляется. Данная ситуация не принимает тотальный характер, многие, такие как Альтшуллер, подходят к проблеме со всей серьёзностью и научностью подхода, создавая «новую» науку - «науку управления творчеством». Некой долей консерватизма отличается и современная начальная школа, в которой ещё не все области заполнены продуманной эффективной методикой. Ещё не успела она «вобрать» в себя такие разработки, как система языка изобразительного искусства, методики развития колористического и живописного видений, над которыми активно работают в Белгородском государственном университете на педагогическом факультете на кафедре изобразительного искусства. Но это только один вуз, а следует активно изучать исследования в других российских вузах, а также исследования в области методики изобразительного искусства вообще по всему миру.
Наша работа была посвящена особенностям формирования композиционным навыкам учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи. Поисковый эксперимент выявил наличие недостатков занятий кистевой росписи:
• наличие «шаблонов» в работах обучающихся;
• отсутствие в методическом арсенале преподавателей системы приёмов и методов формирования композиционным навыкам.
Именно констатирующий эксперимент показал нам пути формирования композиционным навыкам детей средствами кистевой росписи. Наши наблюдения показали, что это исчерпывающая структура, которая позволяет контролировать процесс творчества. Знание системы подразумевают не только знания её компонентов и связей между ними, а также связей этой системы с другими, даже, на первый взгляд, неявных. В нашем случае система - это язык изображения, операциональный компонент - владение данной системой. Зная средства росписи, владея ими, мы можем создать совершенно неповторимый, абсолютно новый продукт, который будет интересен зрителю. Самое главное, что в процессе осуществления нашей методики формирования композиционных навыков средствами росписи, которая показала себя достаточно эффективной, у детей пока ещё на уровне подсознания накапливаются потенциальные ресурсы для успешной творческой деятельности в любой сфере жизни.
В процессе поискового и формирующего экспериментов нами были проведены ряд уроков декоративно-прикладного искусства, посвящённых хохломской росписи, результатом которых стала методика развития творческих способностей в форме системы упражнений и итоговой работы по мотивам народного промысла.
Таким образом, в ходе всего исследования нами были решены поставленные проблемой задачи, подтверждена гипотеза. На наш взгляд, мы можем говорить о положительных результатах нашего исследования.
Наша работа была посвящена особенностям формирования композиционным навыкам учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи. Поисковый эксперимент выявил наличие недостатков занятий кистевой росписи:
• наличие «шаблонов» в работах обучающихся;
• отсутствие в методическом арсенале преподавателей системы приёмов и методов формирования композиционным навыкам.
Именно констатирующий эксперимент показал нам пути формирования композиционным навыкам детей средствами кистевой росписи. Наши наблюдения показали, что это исчерпывающая структура, которая позволяет контролировать процесс творчества. Знание системы подразумевают не только знания её компонентов и связей между ними, а также связей этой системы с другими, даже, на первый взгляд, неявных. В нашем случае система - это язык изображения, операциональный компонент - владение данной системой. Зная средства росписи, владея ими, мы можем создать совершенно неповторимый, абсолютно новый продукт, который будет интересен зрителю. Самое главное, что в процессе осуществления нашей методики формирования композиционных навыков средствами росписи, которая показала себя достаточно эффективной, у детей пока ещё на уровне подсознания накапливаются потенциальные ресурсы для успешной творческой деятельности в любой сфере жизни.
В процессе поискового и формирующего экспериментов нами были проведены ряд уроков декоративно-прикладного искусства, посвящённых хохломской росписи, результатом которых стала методика развития творческих способностей в форме системы упражнений и итоговой работы по мотивам народного промысла.
Таким образом, в ходе всего исследования нами были решены поставленные проблемой задачи, подтверждена гипотеза. На наш взгляд, мы можем говорить о положительных результатах нашего исследования.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ НА
ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ АВТОРСКИХ РАБОТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Формирование профессиональных компетенций у студентов ХГФ на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора (Московский Государственный Областной Университет)
Магистерская диссертация, технология конструкционных материалов. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - Декоративное панно «Хохломская роспись»
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022



