Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обучения композиционным навыкам на занятиях по декоративной росписи с учащимися начальных классов
1.1 Использование приемов композиции в декоративно-прикладном
искусстве на занятиях по декоративной росписи 7
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство формирования композиционного навыка на занятиях по декоративной росписи 16
Глава 2.Экспериментальная работа по формированию композиционных навыков у младших школьников на занятиях по декоративной росписи
2.1 Определение уровня композиционных навыков у младших школьников 23
2.2 Содержание занятий по народной кистевой росписи с целью формирования композиционных навыков у обучающихся начальной школы 32
Глава 3. Этапы создания творческой части дипломной работы
3.1 Творческая часть дипломной работы 41
3.2 Выполнение творческой части дипломной работы 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Это связано не только с расширением области знания, но и темпами, которое это расширение набирает с каждым годом. Реформы в образовании также связаны с возрастающей глобализацией, с развитием общества и многими другими более мелкими причинами, тесно связанными с указанными выше.
На уроках по изобразительному искусству в начальной школе первостепенной задачей является формирование композиционных умений и навыков. Научить ребенка использовать различные простейшие основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества. Необходимость решения данной задачи становится особенно явной, когда мы говорим об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение лучших результатов в создании художественного образа.
По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Т.С. Камарова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина и др.), ребенок уже с первых этапов своего развития начинает пользоваться отдельными средствами изобразительного языка [9, с.54]. На практике малоизвестны способы обучения детей младшего школьного возраста использованию элементарных правил и приемов композиции. Детские рисунки становятся менее выразительными, дети теряют интерес к рисованию и другим видам изобразительного творчества[9, с.201].
Поэтому проблема развития композиционных навыков у младших школьников принадлежит к числу наиболее актуальных.
Также, актуальность проблемы формирования композиционных навыков младших школьников обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. От цели усвоения конкретных предметных умений в рамках отдельных учебных дисциплин начальное общее образование переходит к цели развития личностных, познавательных умений школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию. Повышаются требования к результатам освоения младшими школьниками предмета «Изобразительное искусство», ими становятся - понимание красоты как ценности, необходимость в художественном творчестве и общении с искусством, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе, оценке произведений изобразительного искусства, в различных видах художественной деятельности.
Таким образом, перед современным образованием стоит важнейшая задача - научить каждого человека быть успешным и удачливым, другими словами - обладать высоко развитыми творческими способностями. Особенно внимательно к творческим способностям относится художественное образование, так как воспитание творческой личности - одна из задач обучения изобразительному искусству, музыке, танцу, литературе. Пристально изучает творческие способности психология, предлагая всевозможные тренинги, методики, но конкретных адаптированных, систематизированных методик для конкретных дисциплин, тем, заданий не существует. В этом и состоит основное противоречие исследуемой нами проблемы. Проблема же звучит следующим образом: каковы методические особенности формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи?
Целью нашей работы является обоснование и апробирование педагогической технологии, направленной на формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Объектом исследования является процесс формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Предметом исследования является формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Гипотеза исследования звучит следующим образом: формирование композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи будет эффективна, если:
• будет выбран и определён подход к понятию и структуре формирования композиционных навыков;
• методики, упражнения формирования композиционных навыков будут адаптированы к занятиям по декоративной росписи;
• будет разработана методическая система формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Перед нами стояли задачи:
1) выявить в научной, методической, психологической литературе, насколько полно отражены теоретические основы обучения композиционным навыкам на занятиях по декоративной росписи с учащимися начальных классов;
2) определить объём знаний по декоративной росписи в рамках дисциплины «декоративно-прикладное искусство» учащихся начальных классов;
3) разработать методические приемы формирования композиционных навыков у учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи.
Методологической базой нашей работы являются теоретические исследования Н. А. Дмитриевой, Б. Р. Раушенбаха, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.
Практическая значимость заключается в том, что разработано экспериментальное содержание уроков изобразительного искусства для начальных классов, целью которых является формирование композиционных навыков у младших школьников на занятиях по декоративной росписи.
В процессе работы мы пользовались следующими методами исследования:
1. Изучение и анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;
2. Изучение школьной документации, педагогические наблюдения, анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся (рисунков) и творческих работ;
3. Наблюдение за деятельностью учащихся;
4.Экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Бутовская СОШ» Белгородской области Яковлевского района.
Современные технические средства, информационные, материальные, духовные создают благоприятные условия исследователю для изучения интересующих его проблем. Ему доступны многие формы эксперимента: он может работать с различными категориями населения, современное пространство не ограничивает учёного. Более того доступны различные методы для решения задач и проблемы исследования. Все эти факторы поднимают на высокий уровень современную науку. Поэтому именно сейчас становятся особо актуальными вопросы развития каждой личности. Высокие достижения цивилизации предъявляют высокие требования и к уровню готовности: необходимо освоить все духовные и материальные ценности, изучить культуру поколений. Высокая степень эффективности на каждой ступени обучения - обязательное. Однако, вместе с тем предъявляются и высокие требования к творчеству. К сожалению, не всегда процесс формирования и развития творческих способностей управляется и направляется. Данная ситуация не принимает тотальный характер, многие, такие как Альтшуллер, подходят к проблеме со всей серьёзностью и научностью подхода, создавая «новую» науку - «науку управления творчеством». Некой долей консерватизма отличается и современная начальная школа, в которой ещё не все области заполнены продуманной эффективной методикой. Ещё не успела она «вобрать» в себя такие разработки, как система языка изобразительного искусства, методики развития колористического и живописного видений, над которыми активно работают в Белгородском государственном университете на педагогическом факультете на кафедре изобразительного искусства. Но это только один вуз, а следует активно изучать исследования в других российских вузах, а также исследования в области методики изобразительного искусства вообще по всему миру.
Наша работа была посвящена особенностям формирования композиционным навыкам учащихся начальных классов на занятиях по декоративной росписи. Поисковый эксперимент выявил наличие недостатков занятий кистевой росписи:
• наличие «шаблонов» в работах обучающихся;
• отсутствие в методическом арсенале преподавателей системы приёмов и методов формирования композиционным навыкам.
Именно констатирующий эксперимент показал нам пути формирования композиционным навыкам детей средствами кистевой росписи. Наши наблюдения показали, что это исчерпывающая структура, которая позволяет контролировать процесс творчества. Знание системы подразумевают не только знания её компонентов и связей между ними, а также связей этой системы с другими, даже, на первый взгляд, неявных. В нашем случае система - это язык изображения, операциональный компонент - владение данной системой. Зная средства росписи, владея ими, мы можем создать совершенно неповторимый, абсолютно новый продукт, который будет интересен зрителю. Самое главное, что в процессе осуществления нашей методики формирования композиционных навыков средствами росписи, которая показала себя достаточно эффективной, у детей пока ещё на уровне подсознания накапливаются потенциальные ресурсы для успешной творческой деятельности в любой сфере жизни.
В процессе поискового и формирующего экспериментов нами были проведены ряд уроков декоративно-прикладного искусства, посвящённых хохломской росписи, результатом которых стала методика развития творческих способностей в форме системы упражнений и итоговой работы по мотивам народного промысла.
Таким образом, в ходе всего исследования нами были решены поставленные проблемой задачи, подтверждена гипотеза. На наш взгляд, мы можем говорить о положительных результатах нашего исследования.
1. Адамчик М. В. Энциклопедия рисования. - Минск.: Харвест, 2010
2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994
3. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель / Г. С. Альтов. - М.: Детская литература, 1989
4. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М.: Наука, 2001
5. Альтшуллер Г.С. Современное состояние Теории Решения Изобретательских Задач (рукопись) / Г.С. Альтшуллер, Г.Л. Фильковский - Баку, 1975
6. Альтшуллер Г.С., Дерзкие формулы творчества, в Сб.: Дерзкие формулы творчества/Сост.: А.Б. Селюцкий - Петрозаводск: Карелия, 1987
7. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач/ Г.С. Альтшуллер - Петрозаводск, "Скандинавия", 2003
8. Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи / Г.С. Альтшуллер, А.Б. Сeлюцкий - Петрозаводск: Карелия, 1980
9. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство». СПб., 2002
10. Бадаев В. С.Русская кистевая роспись /В. С.Бадаев -Владос.1992
11. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисование, живопись, композиция. Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2109. «Черчение, рисование и труд».-2-е изд.,перераб. / Г. В. Беда -М.: Просвещение, 1981
12. Вислова В. В. Проблемы композиции: Сборник научных
трудов [Текст]/В. В. Ваислова-М.: Изобразительное искусство, 2000
13. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева- М.: Искусство, 1986
14. ЖегаловаС. К. Русская народная живопись - М.: Прикладное искусство, 2003
15. Каган М. Морфология искусства / Каган М. Жанр: монография Издательство: Искусство, 1972
16. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту, СПб., 2003
17. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция. Пособие для вузов / Г.М. Логвиненко - М.: Владос, 1992
18. Ростовцев Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] / Н. М. Ростовцев- М., 1974
19. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений - 3-е изд., стереотип. [Текст] / Н. М. Сокольникова - М.: Издательский центр «Академия», 2006
20. Соколова Я. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш.
учебных заведений. - М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2002
21. Уткин К.И. Народные художественные промыслы: Учебник для Проф. учебных заведений. / К.И.Уткин - М.: Высшая школа, 1992
22. Шорохов Е. Н. Композиция. Учеб.пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и рисования» [Текст] / Е. Н. Шорохов, Н. Г. Козлов - М.: Просвещение, 1978
23. Шорохов Е. Н. Композиция: Учеб.для студентов худож.- граф. фак. пед. институтов - тов.- 2-е. изд., перераб. и доп. [Текст] / Е. Н. Шорохов - М.: Просвещение, 1986
24. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство Методическое пособие 1—4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, 2002
25. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 2004
26. http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova IZO 1-4kl metod/index.html