СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения международного туризма как социального феномена 7
Глава 2. Развитие международного туризма в России 31
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования социальных факторов, влияющих на выбор направления российскими туристами 47
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 1. Программа эмпирического исследования 86
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения международного туризма как социального феномена 7
Глава 2. Развитие международного туризма в России 31
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования социальных факторов, влияющих на выбор направления российскими туристами 47
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 1. Программа эмпирического исследования 86
Данное исследование посвящено изучению социальных факторов, влияющих на принятие решений туристами в выборе направления. Его актуальность заключается в том, что в мире происходит увеличение туристских потоков, и индустрия туризма направлена на создание мест, которые становятся привлекательными для них. В то же время, политические, экономические, экологические изменения также оказывают влияние на туристские направления, и туристы вынуждены адаптироваться под них.
Таким образом, массовый туризм как социальный феномен развивается под влиянием перемен, происходящих в обществе. Поездка с целью туризма становится потребностью современного человека, в удовлетворении которой многие туристы не могут себе отказать, даже, несмотря на экономические и политические ограничения.
В современном мире практика международного туризма достигла настолько широких масштабов, что перемещения людей через национальные границы происходят постоянно и являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Так, в соответствии с данными Всемирной туристской организации, международные туристские потоки ежегодно возрастают: в целом, темпы роста прибытий увеличиваются с каждым годом на 4%, и в 2015 году число международных туристов составило 1 184 миллиона, что на 50 миллионов больше, чем в 2014 году; согласно прогнозам организации, в 2016 году этот показатель возрастёт ещё на 4%.
Исходным предназначением мобильности служило присвоение физического пространства и перераспределение капитала, она представляла собой инструментальную ценностью. В современном обществе свобода передвижения становится неотъемлемым правом людей, и мобильность сама по себе представляет ценность.
Первая гипотеза настоящего исследования заключается в том, что практика туризма является важной составляющей жизни российских туристов, и они не будут отказываться от поездок, несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию.
Вторая гипотеза работы такова, что при выборе поездки с целями туризма люди ориентируются на ряд социальных факторов, одни из которых преобладают над другими. Среди исследуемых факторов выделены следующие: стоимость поездки, информация о направлении, мотивация туриста, доступность транспорта, процедура оформления поездки, климат направления.
Цель исследования - определить социальные факторы, которыми руководствуются индивиды при выборе направления с целью туризма.
В работе были поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:
1. Выявлены социальные факторы, которые влияют на выбор туристского направления.
2. Определены характерные черты и специфические особенности сферы туризма в современной России.
3. Проанализированы и сравнены практики российских туристов в выборе туристских направлений.
Объектом данного исследования являются российские туристы, совершающие поездки в зарубежные страны.
Предмет исследования - социальные факторы, которые влияют на принятие решений туристами при выборе ими туристского направления.
Вопросы о социальной составляющей в туризме нашли отражение в научных работах второй половины ХХ века. Работы П. Сорокина, Р. Парка, Дж. Урри, З. Баумана наиболее полно отражают специфику концепции мобильного общества. Мотивационные аспекты в туризме представлены в работах Э. Кохэна, Д. Бурстина, Д. Маккеннела, Дж. Кромптона и С. Ума, Дж. Сварбрука. Существует также ряд работ, на основании которых представляется возможным раскрыть понимание сферы туризма как одной из практик потребления - П. Бурдье, З. Бауман, С. Щеглов, В. Ильин. В России проблематика туризма как социального феномена является важным предметом исследований представителей Саратовской научной школы: О. Лысиковой, Т. Черняевой, В. Ярской.
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: контент-анализ групп социальной сети «ВКонтакте» и анкетный опрос российских туристов.
Эмпирическое исследование направлено на сравнение социальных факторов, влияющих на принятие решения о направлении между туристами, выбравшими Турцию и Египет и туристами, выбравшими другие страны.
На первом этапе исследования осуществлён анализ социально-демографических характеристик участников групп социальной сети «ВКонтакте», посвящённых туризму в Турции и Египте. В проведении данного анализа был задействован ресурсный центр «Центр социологических и Интернет исследований» в предоставлении данных об участниках социальных групп. Автор данной работы выражает отдельную благодарность директору, а также сотрудникам Центра.
На втором этапе исследования проведён анкетный опрос участников групп, в котором они могли выбрать любую страну для ответов на вопросы анкеты. Всего было отобрано 100 анкет, из которых 50 респондентов отвечали на вопросы о Турции и Египте, остальные - о других странах.
Данная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена анализу теоретических подходов к изучению международного туризма как социального феномена. Во второй главе описывается и анализируется развитие международного туризма в современной России. В третьей главе произведён анализ эмпирических данных в соответствии с выбранными методами. В приложении - программа эмпирического исследования. социальных факторов, влияющих на выбор направления российскими туристами.
Таким образом, массовый туризм как социальный феномен развивается под влиянием перемен, происходящих в обществе. Поездка с целью туризма становится потребностью современного человека, в удовлетворении которой многие туристы не могут себе отказать, даже, несмотря на экономические и политические ограничения.
В современном мире практика международного туризма достигла настолько широких масштабов, что перемещения людей через национальные границы происходят постоянно и являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Так, в соответствии с данными Всемирной туристской организации, международные туристские потоки ежегодно возрастают: в целом, темпы роста прибытий увеличиваются с каждым годом на 4%, и в 2015 году число международных туристов составило 1 184 миллиона, что на 50 миллионов больше, чем в 2014 году; согласно прогнозам организации, в 2016 году этот показатель возрастёт ещё на 4%.
Исходным предназначением мобильности служило присвоение физического пространства и перераспределение капитала, она представляла собой инструментальную ценностью. В современном обществе свобода передвижения становится неотъемлемым правом людей, и мобильность сама по себе представляет ценность.
Первая гипотеза настоящего исследования заключается в том, что практика туризма является важной составляющей жизни российских туристов, и они не будут отказываться от поездок, несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию.
Вторая гипотеза работы такова, что при выборе поездки с целями туризма люди ориентируются на ряд социальных факторов, одни из которых преобладают над другими. Среди исследуемых факторов выделены следующие: стоимость поездки, информация о направлении, мотивация туриста, доступность транспорта, процедура оформления поездки, климат направления.
Цель исследования - определить социальные факторы, которыми руководствуются индивиды при выборе направления с целью туризма.
В работе были поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:
1. Выявлены социальные факторы, которые влияют на выбор туристского направления.
2. Определены характерные черты и специфические особенности сферы туризма в современной России.
3. Проанализированы и сравнены практики российских туристов в выборе туристских направлений.
Объектом данного исследования являются российские туристы, совершающие поездки в зарубежные страны.
Предмет исследования - социальные факторы, которые влияют на принятие решений туристами при выборе ими туристского направления.
Вопросы о социальной составляющей в туризме нашли отражение в научных работах второй половины ХХ века. Работы П. Сорокина, Р. Парка, Дж. Урри, З. Баумана наиболее полно отражают специфику концепции мобильного общества. Мотивационные аспекты в туризме представлены в работах Э. Кохэна, Д. Бурстина, Д. Маккеннела, Дж. Кромптона и С. Ума, Дж. Сварбрука. Существует также ряд работ, на основании которых представляется возможным раскрыть понимание сферы туризма как одной из практик потребления - П. Бурдье, З. Бауман, С. Щеглов, В. Ильин. В России проблематика туризма как социального феномена является важным предметом исследований представителей Саратовской научной школы: О. Лысиковой, Т. Черняевой, В. Ярской.
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: контент-анализ групп социальной сети «ВКонтакте» и анкетный опрос российских туристов.
Эмпирическое исследование направлено на сравнение социальных факторов, влияющих на принятие решения о направлении между туристами, выбравшими Турцию и Египет и туристами, выбравшими другие страны.
На первом этапе исследования осуществлён анализ социально-демографических характеристик участников групп социальной сети «ВКонтакте», посвящённых туризму в Турции и Египте. В проведении данного анализа был задействован ресурсный центр «Центр социологических и Интернет исследований» в предоставлении данных об участниках социальных групп. Автор данной работы выражает отдельную благодарность директору, а также сотрудникам Центра.
На втором этапе исследования проведён анкетный опрос участников групп, в котором они могли выбрать любую страну для ответов на вопросы анкеты. Всего было отобрано 100 анкет, из которых 50 респондентов отвечали на вопросы о Турции и Египте, остальные - о других странах.
Данная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена анализу теоретических подходов к изучению международного туризма как социального феномена. Во второй главе описывается и анализируется развитие международного туризма в современной России. В третьей главе произведён анализ эмпирических данных в соответствии с выбранными методами. В приложении - программа эмпирического исследования. социальных факторов, влияющих на выбор направления российскими туристами.
В данном исследовании возрастающая популярность поездок с целями туризма в современном обществе объясняется при помощи обращения к концепциям общества мобильности и общества «текучей современности», согласно которым необходимость перемещений в пространстве становится неотъемлемой частью повседневной жизни, а также практик потребления, когда туристы, находясь под воздействием создаваемых «приманок» сферой туризма, оказываются в погоне за новыми местами для поездок.
В настоящее время потребность в путешествиях и свобода передвижения сконструирована обществом и является элементом повседневной жизни индивида. Туристы отправляются в поездки, так как они перестают чувствовать себя комфортно в том месте, где они живут и работают. Ими движет стремление избавиться от временных трудностей, возникших вследствие привычного образа жизни; они устали от механизированной и бюрократизированной работы, которая не приносит удовольствие. Членами современного общества движет желание сменить окружающую их обстановку: офисы, заводы, жилые дома, недостаток человеческого общения, автодорожная инфраструктура, редкие встречи с природой, - всем этим элементам обыденной жизни они ощущают необходимым найти замену.
Следует заметить, что риск для безопасности индивида в виде политической нестабильности, экологических угроз, а также экономические кризисы не становятся причиной для прекращения поездок, так как индивиды в современном обществе привыкли адаптироваться к негативным явлениям и находят альтернативные варианты.
Получается, что направления туризма становятся товарами в современном обществе, и индивиды ориентируются на набор факторов при выборе туристских мест. Процесс принятия решений в туризме отличается следующими особенностями: поиск информации по большей части зависит от персональных рекомендаций и личного опыта; важным фактором является имидж места назначения, предполагаемый риск при осуществлении выбора более высок, чем у других товаров.
Туризм в современном российском обществе является последователем советского туризма, его основными отличиями являются: переход от социальной составляющей к коммерческой; в приоритете сотрудников индустрии туризма является развитие выездного туризма, а не внутреннего; ценности патриотизма уступили место гедонистическим ценностям.
Практики поездок прочно укрепились в жизни российских граждан - с каждым годом перемещения с целями туризма из Российской Федерации в другие страны возрастает. Самыми популярными массовыми направлениями являлись Турция и Египет, но в связи с вводом ограничений на поездки в эти страны осенью 2015 года, российские туристы оказались без привычных им пляжных курортов.
Сформировалась ситуация, при которой туристские операторы занимаются переориентацией туристов на другие места отдыха, а государственные власти стремятся привлечь граждан к поездкам внутри страны, в связи с чем, российские туристы оказались перед выбором.
Основными социальными факторами, которыми руководствуются туристы при выборе направления являются: стоимость поездки, осведомлённость о направлении, климат, процедура оформления поездки и доступность транспорта, а также мотивация самих туристов.
Отмечается, что российские туристы стали более избирательны в выборе направлений, они требовательны к качеству оказываемого сервиса и готовы выделять значительную часть своего бюджета на совершение поездок.
Результаты анкетного опроса показали, что жители России выбирали отдых в Турции и Египте по причине соотношения «цена-качество» и климата стран, их мало интересовала культура, общение с местными жителями и другими туристами. Кроме того, туристы были достаточно осведомлены об отдыхе в этих странах, благодаря советам знакомых и личному опыту, на основании которых они неоднократно возвращались в эти места. Популярными каналами информации становятся интернет-источники: социальные сети, форумы туристов, блоги путешественников.
Отмечается, что поездки в Турцию и Египет не являлись самыми бюджетными вариантами, так как туристы, посещавшие другие страны, отметили, что тратили меньшее количество денежных средств.
Важным показателем является то, что респонденты не против совершить повторную поездку с целями туризма в страну, которую они выбрали для ответов на вопросы анкеты. Так, 70% участников опроса готовы ещё раз посетить Турцию и Египет, из оставшихся 30% лишь треть опрошенных опасается за личную безопасность.
Таким образом, российские граждане не планируют отказываться от поездок с целями туризма в другие страны - они стремятся посетить как можно больше направлений и готовы находить замену полюбившимся курортам. Однако, в то время как представители власти убеждают граждан выбирать отдых внутри страны, российские туристы предпочитают поездки за границу.
В настоящее время потребность в путешествиях и свобода передвижения сконструирована обществом и является элементом повседневной жизни индивида. Туристы отправляются в поездки, так как они перестают чувствовать себя комфортно в том месте, где они живут и работают. Ими движет стремление избавиться от временных трудностей, возникших вследствие привычного образа жизни; они устали от механизированной и бюрократизированной работы, которая не приносит удовольствие. Членами современного общества движет желание сменить окружающую их обстановку: офисы, заводы, жилые дома, недостаток человеческого общения, автодорожная инфраструктура, редкие встречи с природой, - всем этим элементам обыденной жизни они ощущают необходимым найти замену.
Следует заметить, что риск для безопасности индивида в виде политической нестабильности, экологических угроз, а также экономические кризисы не становятся причиной для прекращения поездок, так как индивиды в современном обществе привыкли адаптироваться к негативным явлениям и находят альтернативные варианты.
Получается, что направления туризма становятся товарами в современном обществе, и индивиды ориентируются на набор факторов при выборе туристских мест. Процесс принятия решений в туризме отличается следующими особенностями: поиск информации по большей части зависит от персональных рекомендаций и личного опыта; важным фактором является имидж места назначения, предполагаемый риск при осуществлении выбора более высок, чем у других товаров.
Туризм в современном российском обществе является последователем советского туризма, его основными отличиями являются: переход от социальной составляющей к коммерческой; в приоритете сотрудников индустрии туризма является развитие выездного туризма, а не внутреннего; ценности патриотизма уступили место гедонистическим ценностям.
Практики поездок прочно укрепились в жизни российских граждан - с каждым годом перемещения с целями туризма из Российской Федерации в другие страны возрастает. Самыми популярными массовыми направлениями являлись Турция и Египет, но в связи с вводом ограничений на поездки в эти страны осенью 2015 года, российские туристы оказались без привычных им пляжных курортов.
Сформировалась ситуация, при которой туристские операторы занимаются переориентацией туристов на другие места отдыха, а государственные власти стремятся привлечь граждан к поездкам внутри страны, в связи с чем, российские туристы оказались перед выбором.
Основными социальными факторами, которыми руководствуются туристы при выборе направления являются: стоимость поездки, осведомлённость о направлении, климат, процедура оформления поездки и доступность транспорта, а также мотивация самих туристов.
Отмечается, что российские туристы стали более избирательны в выборе направлений, они требовательны к качеству оказываемого сервиса и готовы выделять значительную часть своего бюджета на совершение поездок.
Результаты анкетного опроса показали, что жители России выбирали отдых в Турции и Египте по причине соотношения «цена-качество» и климата стран, их мало интересовала культура, общение с местными жителями и другими туристами. Кроме того, туристы были достаточно осведомлены об отдыхе в этих странах, благодаря советам знакомых и личному опыту, на основании которых они неоднократно возвращались в эти места. Популярными каналами информации становятся интернет-источники: социальные сети, форумы туристов, блоги путешественников.
Отмечается, что поездки в Турцию и Египет не являлись самыми бюджетными вариантами, так как туристы, посещавшие другие страны, отметили, что тратили меньшее количество денежных средств.
Важным показателем является то, что респонденты не против совершить повторную поездку с целями туризма в страну, которую они выбрали для ответов на вопросы анкеты. Так, 70% участников опроса готовы ещё раз посетить Турцию и Египет, из оставшихся 30% лишь треть опрошенных опасается за личную безопасность.
Таким образом, российские граждане не планируют отказываться от поездок с целями туризма в другие страны - они стремятся посетить как можно больше направлений и готовы находить замену полюбившимся курортам. Однако, в то время как представители власти убеждают граждан выбирать отдых внутри страны, российские туристы предпочитают поездки за границу.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Влияние политических факторов на международные туристические потоки
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Социальные факторы формирования образа России в представлениях японских студентов
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Международный туристский маркетинг (Социально-культурный сервис и туризм, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие международного туризма между Россией и Казахстаном (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ, ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА ЯПОНЦЕВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РФ И ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТА «ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



