Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные факторы формирования образа России в представлениях японских студентов

Работа №133441

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие «образ страны» в социологии и научные подходы к его исследованию 12
§ 1. Образ страны в структуре коллективных представлений и в общественном мнении. 13
§ 2. Определение и составляющие «образа страны» 21
§ 3. Социальные факторы, влияющие на формирование образа страны 28
§ 4. Существующие методики исследования образа государства. 32
Глава 2. Каналы формирования образа России в Японии 36
§1. Исторические факторы формирования образа России в Японии 36
§ 2. Литературный фактор формирования образа России в представлениях японцев 50
§ 3 Образ России в японской массовой культуре (на примере аниме и манга) 62
§ 4 Образ России в японских СМИ 72
Глава 3. Эмпирическое социологическое исследование «Образ России в представлениях японской молодежи» 80
§ 1. Программа и ход исследования 80
§ 2. Основные результаты 85
Заключение 106
Список использованной литературы 110
Приложение 1. Анкета на японском языке 124
Приложение 2. Анкета на русском языке 129


Актуальность исследования факторов, влияющих на формирование представлений определенной социальной группы об образе страны, обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, образ страны в настоящее время является важным элементом международных отношений. Так, например, в Концепцию внешней политики Российской Федерации 2016 года включено несколько пунктов, указывающих на необходимость создания и продвижения элементов положительного образа нашей страны, включая «популяризацию русской культуры и исторического наследия, усиление роли России в международном гуманитарном пространстве, укрепление российских СМИ в глобальном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы» . Подчеркивают необходимость продвижения объективного образа России за рубежом и представители МИД России. Косвенно указывает на то, что для России важно продвижение своего образа за рубежом, и факт проведения в последние годы целого ряда перекрестных годов культуры между Россией и другими странами , в частности, в 2018 году прошел год России в Японии и год Японии в России. Кроме того, активно поднимается тема образа страны и его продвижения в прессе и научной литературе в контексте влияния крупных международных мероприятий на международный образ страны, в которой оно проводится , например, о влиянии Чемпионата мира по футболу 2018 на образ России за рубежом . Так, один из исследователей называет это мероприятие «инструментом мягкой силы» России.
Во-вторых, особенно значимо понимание того, как образ отражается в сознании жителей Японии. В настоящий момент российско-японские отношения носят сложный характер. С одной стороны ― неразрешенный территориальный спор между Россией и Японией, отсутствие мирного договора между странами создают неблагоприятный фон для формирования образа России в Японии, особенно под влиянием публикаций в СМИ, связанных с этой конфликтной темой. В мае 2019 г. переговоры между странами и активные попытки нахождения решения вопроса о заключении мирного договора активизировались, состоялся третий раунд российско-японских переговоров по проблеме мирного договора, которые ведутся в соответствии с договоренностью об ускорении диалога по данной теме, которая была достигнута в ноябре 2018 г. в Сингапуре. Поэтому именно сейчас особенно важно формирование позитивного образа России в Японии как одного из важных фактора налаживания отношений между странами. Однако точечного исследования, призванного определить особенности образа России в представлениях японцев, еще не проводилось.
В-третьих, актуальны исследования представлений студенчества как социально активной группы, в большей степени открытой для восприятия новой информации и более расположенной к переменам, как группы, формирующей костяк будущей политической силы Японии. О социальной активности японской молодежи говорит, например, деятельность японского подразделения крупной некоммерческой организации «Японская молодежная палата» (JCI). Палата является одной из базовых организаций правящей Либерально-демократической партии, и в рамках ее деятельности, в частности, функционирует «Общество дружбы России и Японии». Таким образом, исследование факторов, влияющих на представления о России японского студенчества, может стать важной частью программы продвижения положительного образа России в Японии (и других странах). На вклад молодежных обменов в развитие международных отношений Россия и Япония обращают внимание уже сейчас ― об этом говорит, например, деятельность Российско-японской комиссии по молодежным обменам, которая уже на протяжении 20 лет работает над созданием ежегодных программ русско-японских молодежных обменов .
Целью исследования является выявление социальных факторов, оказывающих влияние на формирование образа России в представлениях японской молодежи, а также составляющих этого образа.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:
- выявление историко-социологического контекста формирования образа России в Японии;
- выявление основных факторов формирования образа России в представлениях японских студентов;
- установление особенностей влияния на образ России социального содержания японской литературы (на примере ряда произведений XVIII, XIX и XX века);
- выяснение направлений влияния массовой культуры на формирование образа России в Японии на основе проведения контент аналитического исследования японских аниме и манга, являющихся значимой частью массовой культуры Японии;
- выяснение особенностей влияния японских СМИ на формирования образа России на примере крупных новостных порталов Японии Yahoo! Japan Corporation и Асахи Симбун;
- проведение эмпирического исследования по выявлению элементов образов страны в представлениях респондентов, включая разработку инструментария и анализ результатов.
Объект исследования ― студенты высших учебных заведений Японии, являющиеся подданными этой страны.
Предмет исследования ― элементы образа России, сформированные в коллективных представления студентов вузов.
Для раскрытия темы магистерской диссертации осуществлены как теоретические, так и эмпирические исследования.
Методологической основой работы выступают концепции коллективных представлений Э. Дюркгейма и Б. А. Грушина , социологическая концепция внешнего образа страны, разрабатываемая группой социологов из Ярославля под руководством И. Ю. Киселева, а также концепция «социальных стереотипов У. Липмана и «мягкой силы» Д. Ная.
В диссертации также использованы следующие методы эмпирического исследования: опрос в форме анкетирования и качественный контент-анализ.
В качестве источников для теоретической части работы использованы научные труды по проблематике массового сознания, коллективных представлений, стереотипов, образа (или имиджа) страны в международных отношениях, образа России в Японии и Японии в России и культурного обмена между странами, истории российско-японских отношений , японской литературы, аниме .
В качестве эмпирической основы работы выступают материалы японской прессы (электронные версии) электронных периодических изданий, ряд японских произведений элитарной и массовой культуры ― литературные произведения, а также аниме и манга, данные эмпирических исследований, проведенных автором диссертации: пилотажного, осуществленного в 2016 г. в японском университете Иватэ (префектура Иватэ, город Мориока): «Интерес японской молодежи к русской литературе», и основного, проведенного в 2018-2019 годах при написании диссертации: «Образ России в представлениях японских студентов». Основной опрос проводился на японском языке дистанционно. Инструментарий был разработан с учетом результатов аналогичных исследований, а также специфики интернет-опросов. Помощь в оформлении электронной анкеты и получении первичных результатов по ней была предоставлена ресурсным центром Научного парка СПбГУ «Центр социологических и Интернет-исследований» .
В ходе исследований была выдвинута и доказана следующая научная гипотеза. Образ России, сформированный у основной массы японских студентов, характеризуется большим количеством стереотипов и малым количеством фактических знаний о современной российской действительности. Основными факторами, влияющими на формирование образа России в представлениях японских студентов являются СМИ (особенно Интернет-издания СМИ), информация, предоставляемая в учебных заведениях, а также личные контакты с русскими и русской культурой.
Гипотеза подтвердилось. Основными факторами, влияющими на формирование образа страны в глазах японских студентов, являются сведения, почерпнутые из сети Интернет и из СМИ. Немного менее значимыми, но также важными являются отражение России в массовой культуре Японии и личные контакты японских студентов с русскими и русской культурой (в частности, во время поездок в страну).
Результаты исследования позволяют сделать более детализированные выводы и провести ранжирование изучаемых факторов. В формировании образа России, в сознании японских студентов достаточно важен исторический фактор, связанный с историей русско-японских отношений, а также отражение российских реалий в японской культуре (художественной литературе, аниме и манга, играх и т.д.). Наиболее позитивные представления о России свойственны тем японским студентам, кому доводилось лично бывать в России или же общаться с русскими ― то есть личные контакты с представителем другой культуры и с самой культурой являются наиболее значимым социальным фактором формирования внешнего образа страны. Менее стереотипизированный и более точный образ России формируется в сознании представителей той социальной подгруппы японских студентов, которая имеет более тесные личные связи с представителями России.
Работа обладает определенной научной новизной, а именно впервые проведено исследование социальных факторов, влияющих на формирование образа России в представлениях японских студентов, для этого впервые применен дистанционный опрос с использованием возможностей Ресурсного центра Социологические и интернет-исследования СПбГУ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что установлена закономерность между фактором наличия личных контактов японских студентов с русскими и их пребывания в России с образом России, который складывается в их сознании. Так, те студены, кто лично бывал в России и общался с русскими, дают более высокую оценку России (в частности, ее туристической привлекательности, привлекательности для жизни, перспективы русско-японских отношений) чем те, чей образ России сформирован опосредованно и не подкреплен личными впечатлениями.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявление ряда конкретных факторов, влияющих на формирования образа России может быть использовано для создания рекомендаций, методик, на основе которых центры культурного обмена между странами, дипломатические учреждения России в Японии, учебные заведения, некоммерческие организации, нацеленные на сотрудничество с Японией, могут сформировать и уточнить стратегию по продвижению образа России. Разработанная автором диссертации социологическая методика исследования образа государства может быть применена в исследовательских проектам, посвященных другим странам.
По результатам исследования сформулирован ряд практических рекомендаций представителям русской дипломатической миссии в Японии, центрам по международному обмену, комитетам по внешним связям городов РФ и другим учреждениям, имеющим отношение к продвижению образа России за рубежом, включающий в себя, например, указание на необходимость активного развития программ молодежных обменов, позволяющих русской молодежи общаться с ровесниками из других стран, а также дающих иностранной молодежи возможность посетить Россию.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, а также приложений.
В первой главе рассматривается место «образа страны» в структуре коллективных представлений, определение и составляющие «образа страны», а также социальные факторы, влияющие на его формирование и существующие методики исследования образа страны.
Во второй главе представлен анализ различных факторов формирования образа России в Японии, таких, как исторический фактор, фактор японской литературы, фактор массовой культуры Японии на примере аниме и манга, а также содержится контент-анализ публикаций японских СМИ с упоминанием России (на примере интернет-изданий Яху! Джапан и Асахи Симбун). Третья глава излагает результаты эмпирического социологического исследования об образе России в представлениях японской молодежи.
Некоторые результаты исследований изложены в докладах на научных конференциях и опубликованы в научных изданиях: IX-я конференция молодых японоведов «Новый взгляд» (ВШЭ), Международная научно-практическая конференция «Россия ― Япония: политика, история и культура» (КФУ), Международная конференция, посвящённая 150-летию революции Мэйдзи в Японии (СПбГУ) .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образ страны и факторы, влияющие на его формирование, исследуется в настоящее время в разных научных областях. На наш взгляд, у социологии большой потенциал для проведения теоретических и эмпирических исследований в области образов, формирующихся у определенной социальной группы. На примере исследования, посвященного образу России в среде японской молодежи, мы постарались обосновать это утверждение, и продемонстрировать то, как могут осуществляться подобные исследования.
В качестве теоретической базы исследования нами была использована концепция «коллективных представлений», впервые предложенная одним из основателей «понимающей социологии» Эмилем Дюркгеймом в 1893 году. Позднее к этому понятию обратился французский психолог Серж Московичи, который более детально проработал концепцию социальных представлений, как формы социального познания, которая предполагает когнитивную активность индивидов и групп, особый способ осмысления и интерпретации реальности. Таким образом, социологическая концепция Дюркгейма дополнилась подробностями посредством психологических исследований, в чем проявился междисциплинарный подход к социальным представлениям.
Одной из форм существования коллективных представлений, которое часто становится объектом исследований, является «общественное мнение» ― понятие, которое впервые было использовано Габриэлем Тардом, означающее мнение группы людей, основанное на восприятии ими однотипной информации. В структуре представлений есть различные элементы, одним из которых являются представления о месте своей страны в мире и о других странах (внешний и внутренний образы страны). В нашем исследовании нас интересует внешний образ страны ― это представление о стране, которое формируется в сознании представителя другой страны.
Россия и Япония – территориально близкие страны, однако они поздно начали дипломатические отношения, и за этот относительно короткий период дважды выступали по разные стороны баррикад в военных действиях, что не могло сказаться на отношениях стран. Однако нужно отметить, что не смотря на периоды ухудшения отношений и территориальные споры, существующие по сей день, культурные взаимоотношения стран в разные исторические периоды были достаточно благотворны – так, на японскую культуру оказало большое влияние русская литература, в Японии достаточно известны русский балет и русские композиторы. Для того, чтобы посмотреть, под воздействием каких факторов складывался образ России в Японии, мы рассмотрели исторический контекст его формирования, а также провели ряд исследований по выявлению черт образа России в разных сферах японской действительности – литературе, поп-культуре (аниме и манга), СМИ.
В результате удалось выяснить, что общий уровень частотности упоминания России в японских СМИ ниже, чем упоминания других значимых стран – США и Китая, то есть можно предположить, что в японском обществе существует относительный недостаток информации о России. Кроме того, поводы, в связи с которыми Россию упоминают в японских СМИ (на примере крупных новостных порталов), в основном несут в себе негативную окраску (связанные, например, с вооруженными конфликтами или проблемой территориальных споров), и реже – нейтральную и позитивную (в основном такие новости относятся к спорту, реже – к культуре). Перекрестный год России в Японии и Японии в России также мало освещается в средствах массовой информации Японии.
Что касается образа России в культуре (элитарной и массовой), то здесь можно отметить такие характерные черты, как все, что связано с зимой и холодом (холод, снег, мороз), некоторые географические объекты (Москва, Владивосток, Сибирь), яркие женские образы (наделенные видной красотой), а также спорт, спецслужбы и организованная преступность («русская мафия»). Нередко также встречается советская атрибутика, что заставляет предположить, что в сознании части японской общественности Россия все еще заметно ассоциируется с советским прошлым.
Для того, чтобы подтвердить выявленные во второй главе черты образа России в Японии и проследить их динамику, нами было проведено эмпирическое социологическое исследование «Образ России в глазах японской молодежи». В результате проведения анкетного опроса, в котором приняло участие 50 респондентов – студентов японских вузов до 25 лет, были сделаны следующие выводы:
1. Основными факторами, влияющими на формирование образа страны в глазах японских студентов, являются сведения, почерпнутые из сети Интернет и из СМИ. Немного менее значимыми, но также важными являются отражение России в массовой культуре Японии и личные контакты японских студентов с русскими и русской культурой (в частности, во время поездок в страну).
2. Общий уровень осведомленности о России японских студентов достаточно невысок – даже студенты, изучающие русский язык, используют ограниченный круг источников информации о России, куда не входит, например, современная русская литература или кино, мероприятия, связанные с Россией или русской культурой.
3. Среди японской молодежи наблюдается интерес к России и русской культуре – респондентами были достаточно высоко оценены туристическая привлекательность России и потенциал японо-российских отношений. Нужно отметить, что большинство респондентов были в России, многие из них изучают русский язык – это немногочисленная группа японских студентов, то есть они не являются репрезентативной выборкой, но при этом их мнение ценно тем, что подкреплено личным опытом.
4. Оценки относительно туристической привлекательности России и перспектив японо-российских отношений тех, кто лично бывал в России, в целом выше оценок тех, кто в России не был. Это позволяет предположить, что личное взаимодействие японцев с русскими и российской действительностью положительно влияет на образ России, формирующийся в их представлениях.
5. В культурном плане наибольший интерес для японцев представляет история России, сценическое искусство, архитектура, изобразительное искусство, литература.
Эмпирическая часть исследования была подтверждена практической – действительно подтвердилась гипотеза о том, что японцы, лично побывавшие в России, оценивают ее выше, чем те, кто в России не был. Подтвердилось и влияние на образ России в представлениях японских студентов других факторов, таких, как СМИ и Интернет, а также учебные заведения.
Таким образом, можно предположить, что широкое развитие межкультурного сотрудничества между Россией и Японией, связанное с ознакомлением японской молодежи с русской культурой, программами поездок по обмену и встреч русской и японской молодежи, более широкое освещение разных сторон российской истории, культуры и искусства и повседневности в японских СМИ (и вообще распространение о России объективной информации на японском языке), а также проведение в Японии мероприятий, связанных с русской культурой и современностью, может стать важным вкладом в формировании позитивного образа России в Японии.



1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 20.09.2018)
2. Портсмутский мирный договор [Электронный ресурс] // Хронос. – 2000. – URL: http://www.hrono.info/dokum/portsmut1905.html (дата обращения: 11.09.2018)
3. Симодский договор между Россией и Японией [Электронный ресурс] // Хронос. – 2000. – URL: http://hrono.ru/dokum/1800dok/1855simod.php (дата обращения: 11.09.2018)
4. Конвенция об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией (Пекин) 20 янв. 1925 г. [Электронный ресурс] // Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842 – 1925). – М.: Издание Института востоковедения им. Н.Н. Нариманова, 1927. – 219 с. – URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1840-1860/Sb_dog_Dal_vost/81-100/94.htm (дата обращения: 11.09.2018)
5. Санкт-Петербургский договор с Японией (1875) [Электронный ресурс] // Ю. В. Ключников и А. Собакин. Часть I // Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. – М., 1925. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Санкт-Петербургский_договор_с_Японией_(1875) (дата обращения: 11.09.2018)
6. Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии [Электронный ресурс] // Фонд Архива внешней политики Российской Федерации. 2019. – URL: https://www.prlib.ru/item/370124 (дата обращения: 11.09.2018)
7. Токийская декларация о Российско-японских отношениях [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/608800 (дата обращения: 11.09.2018)
Научная литература:
8. Александров, A.A. Великая победа на Дальнем Востоке. Август 1945 года: от Забайкалья до Кореи / А. А. Александров. – М.: Вече, 2004. – 416 с.
9. Киселев, И.Ю. Образы государства в международных отношениях: механизмы трансформации / И.Ю. Киселев // – Полис. Политические исследования. – 2003. – № 3. – С. 50-57.
10. Андреева, Г. М., Зарубежная социальная психология XX столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская ― М.: Аспект Пресс, 2001. – 289 c.
11. Ашин, Г.К. «Массовая культура»: теоретическое понятие и социальная реальность / Г.К. Ашин, А.П. Мидлер // США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. Кн. 2 / под ред. В.Н. Иванова и Ю.Н. Давыдова. – М.: Наука, 1988. – 350 с.
12. Берендеев, М.В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов / М.В. Берендеев // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – Вып. 6. – С. 98.
13. Бовина, И.Б. Стратегии исследования социальных представлений / И.Б. Бовина // Социологический журнал. – 2011. – № 3. – С. 5-23.
14. Великая Отечественная война 1941 ― 1945 гг. (в 12 тт.). том 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны / редколл., гл. ред. С. К. Шойгу. – М.: Кучково поле, 2013. – 178 с.
15. Военнопленные в СССР. 1939-1956. Документы и материалы / Сост. М.М. Загорулько, С.Г. Сидоров, Т.В. Царевская; Под ред. М.М. Загорулько. – М.: Логос, 2000. – 1120 с.
16. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. ― М., 2003. ― 446 с.
17. Глинская, И.Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов: Монография / И.Ю. Глинская – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 146 с.
18. Горшков, М. К. Общественное мнение: История и современность / М. К. Горшков. – Москва: Политиздат, 1988. – 198 с.
19. Гравер, А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования / А.А. Гравер // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. – № 3 (19). – С. 29-45.
20. Гринёв, И.В. Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа страны: автореф. дис. ... канд. философ. наук / И. В. Гринев. – М., 2009. – 24 с .
21. Гришачев, С.В., История российско-японских отношений: XVIII ― начало XXI века. / С.В. Гришачев. – М. : Аспект Пресс, 2015. – 336 с.
22. Грушин, Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. / Б.А. Грушин. – М. : Политиздат, 1987. – 368 с.
23. Гудков, Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. Авторский сборник. / Л.Д. Гудков – М.: Новое литературное обозрение, 2004 г. – 816 с.
24. Гуленок, П.А. Аниме-туризм: использование элементов мультипликационных фильмов субъектами туристической деятельности для развития внутреннего туризма в Японии. / П.А. Гуленок // ЯПОНИЯ: 150 лет революции Мэйдзи. Исследования российских и зарубежных учёных, посвящённые 150-ой годовщине революции Мэйдзи. – СПб: Art-xpress, 2018. – C. 354-362.
25. Гуленок, П.А. Интерес японской молодежи к русской литературе / П.А. Гуленок // Сборник по результатам IX конференции молодых японоведов «Новый взгляд», 2017 (в печати).
26. Гуленок, П.А. Стереотипы в образах России и русских / П.А. Гуленок // Россия – Япония: политика, история и культура: сборник статей и докладов участников международной научно-практической конференции. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2018. – C. 60-66.
27. Денисова, А. Семантика субкультуры «аниме» [Электронный ресурс] // Аналитика культурологи. ― 2009. – № 2 (14). – URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/394-article_22-6.html (дата обращения 30.12.2017).
28. Дергунова, Н. В. Теории Пола Лазарсфельда вне власти времени / Н. В. Дергунова, М. Ю. Завгородняя. // Власть. – № 8 – 2014 – C. 123-126.
29. Добреньков, В.И. История социологии / В.И. Добреньков. ― М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.
30. Дюркгейм, Э. (1991б). О разделении общественного труда // Дюркгейм Э.; Пер. с фр. А. Б. Гофмана. – М.: Наука, 1991. – 576 c.
31. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания / Э. Дюркгейм. – Москва; Екатеринбург // История психологии. XX век : [хрестоматия] / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – 5-е издание. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 352-386.
32. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания // История психологии. XX век: хрестоматия. / Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – с.
33. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. – 352 с.
34. Емельянова, Т. П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. – 2001. – Т.22, № 6. – С. 39-47.
35. Ермакова, Л.М. Описания Японии в старописьменной русской культуре XVII века./ Л.М. Ермакова // Acta Slavica Iaponica. – 2001. – С. 175-203.
36. Зайцев, Д.М. Инцидент Хвостова и Давыдова: взгляд из Японии / Д.М. Зайцев // Вестник ДВО РАН. ― 2005. ― № 4. ― С. 39-47.
37. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов / Д.Н. Замятин. – СПб.: Алетейя, 2003. – 331 с.
38. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук. / Д.Н. Замятин // Социологическое обозрение. – 9(3). – С. 26-50.
39. Зиланов В. К. Русские Курилы: история и современность. Сб. докум. по истории формирования русско-японской и советско-японской границы / 3иланов В. К., Кошкин А. А., Латышев И. А., Плотников А. Ю., Сенченко И. А. //. М.: Algoritm, 2002. – 400 с.
40. Золотухина, О. А. О влиянии русских классиков на японскую литературу после 1868 года [Электронный ресурс] / О.А. Золотухина // Молодежь и наука. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section052.html (дата обращения: 19.05.2019)
41. Игнатьев, А.Ю. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии / Панкрухин А.П., Игнатьев А.Ю. // Корпоративная имиджеология. – 2008. – № 02 (03). – С. 8-15.
42. Катасонова, Е. Л. Японские военнопленные в СССР: большая игра великих держав / Е.Л. Катасонова. – М.: Ин-т востоковедения РАН; Крафт+, 2003. – 432 с.
43. Киселев И. Ю. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений. / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова // Полис. Политические исследования. – 2004. – № 4. – С. 116-125.
44. Киселев, И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы / И. Ю. Киселев // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2007. – С.253-260
45. Клименко, Д.А. Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России) / Д.А. Клименко // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. –№1. – 2010. – С. 165-182.
46. Коваленко, И. И. Очерки истории коммунистического движения в Японии до Второй мировой войны / И. И. Коваленко. – М: «Наука», 1979. – 273 с.
47. Колоскова, Е.Е. Русские военнопленные в Японии. 1905 г. Документы РГАКФД [Электронный ресурс] / Е.Е. Колоскова // Отечественные архивы. – № 6. – 2005. URL: http://portal.rusarchives.ru/publication/prisoner_japan.shtml (дата обращения: 14.04.2019)
48. Кон, И. Социология личности / И. Кон. – Москва: Политиздат, 1967. – 383 с.
49. Конрад, Н.И. Японская литература. От Кодзики до Токутоми. / Н.И. Конрад. – М.: Наука, 1974. – 567 с.
50. Коробейников, В.С. Идолы века (Средства массовой информации и капитализм) / В.С. Коробейников – М.: Молодая гвардия, 1972 – 272 с.
51. Кошкин, А.А. Россия и Япония: Узлы противоречий. / А.А. Кошкин. – М.: Вече,2010. – 498 с.
52. Кутаков, Л.Н. Москва-Токио: очерки дипломатических отношений, 1956-1986 / Л.Н. Кутаков. – Москва: Международные отношения, 1988 – 272 с.
53. Латышев, И.А. Япония, японцы, японоведы / И.А. Латышев. – М.: ФЭРИ-В, 2001. – 828 с.
54. Левицкий, Н. А. Русско-японская война 1904–1905 гг. / Н.А. Левицкий. – СПб., 2003. – 672 с.
55. Ливенцев, Д. В. Военная пропаганда в период русско-японской войны 1904 ― 1905 гг. / Д. В. Ливенцев // Сова: научный журнал. – Воронеж, 2012. – №4 (15). – С. 25-32
56. Липман, У. Общественное мнение. / Уолтер Липман.– М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
57. Литвинова, Е. Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия / Е. Н. Литвинова // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 95-98.
58. Лябухов, И.В. О Соотношении понятий «имидж государства» и имидж страны» (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] / И.В. Лябухов // Изв. Алтайск. гос. ун-та. 2011. – № 4-1. – URL: http://izvestia.asu.ru/2011/4-1/pols/TheNewsOfASU-2011-4-1-pols-03.pdf (дата обращения 12.04.2019).
59. Малинкин А.И. Социология знания М. Шелера и К. Манхейма: сравнительный анализ методологий / А.И. Малинкин // Вопросы философии. – 2015. – № 11 – С. 175-186.
60. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры. / К. Манхейм. – М.; СПб.: Университетская книга, 2000. . ― 501 с.
61. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества [Электронный ресурс] / Герберт Маркузе; пер. на русский язык: А. Юдин. – М., 2003: Центр гуманитарных технологий. – URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5440 (дата обращения: 14.06.2018)
62. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. / Г. Маркузе. ― М., 1994. ― 368 с.
63. Мельникова, И. В. Музыка как символ русско-японского партнерства / И. В. Мельникова // Япония и Россия: национальная идентичность сквозь призму образов. СПб: Петербургское Востоковедение, 2014. – С .116-142.
64. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. ― М.: АСТ, 2006. – 880 с.
65. Минигалиева, М.Р. Социальные представления: структуры и характеристики: Ракурсы и аспекты исследования социальных представлений в современной социальной психологии (Социальные представления, издание 2, дополненное и исправленное) / М.Р. Минигалиева. ― Saarbrucken: LAP, Lambert Academic Publishing, 2012. ― 257с.
66. Митико, И. Репрезентации колониализма ― русские и японцы в Маньчжурии / Икута Митико // Япония и Россия: национальная идентичность сквозь призму образов. – СПб: Петербургское Востоковедение, 2014. – С. 68-95.
67. Митькина О.В. Социологические проблемы изучения общественного мнения. Учебное пособие для студентов специальности социология всех форм обучения / О.В. Митькина. – Владивосток: ФГБОУ ВПО Дальрыбвтуз,. 2008. – 132 с.
68. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения. / В.А. Михайлов. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 60 с.
69. Михайлова, Ю. Д. Война длиною в целый век: лубок, литография, карикатура / Ю.Д. Михайлова // Япония и Россия: национальная идентичность сквозь призму образов. – СПб: Петербургское Востоковедение, 2014. – С .38-67.
70. Монастырёва О.В. Методы продвижения образа страны в практике «Международного радио Китая»: функциональные и творческие характеристики вещания на русском языке : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.10. [Электронный ресурс] / О.В. Монастырева // Благовещенск, 2011. – URL: http://www.dissercat.com/content/metody-prodvizheniya-obraza-strany-v-praktike-mezh duna rodno go-radio-kitaya (дата обращения: 17.09.2018).
71. Най Дж. Soft power, или «мягкая сила» государства [Электронный ресурс] / Дж. Най // Восток: альм. – 2006. – № 5 (41). – URL: http: // www. situation. ru /app / j_art_1165. htm (дата обращения 07.07.2018)
72. Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. / Т.В. Науменко. – Спб.: Питер, 2005. – 288 с.
73. Нахо, И. Взаимные образы русских и японцев (по фольклорным материалам / И. Нахо // Вестник Евразии. – 2004. – N 1. – с. 117-121.
74. Некрасова Н. А. Мировоззрение как объект философской рефлексии / Некрасова Н. А., Некрасов С. И. // Современные наукоёмкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 20-23.
75. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 288 с.
76. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 223с.
77. Романова А. Российско-японские отношения: история и современность [Электронный ресурс] / А. Романова // Молодой ученый. – 2016. – №17.1. – С. 112-116. — URL https://moluch.ru/archive/121/33596/ (дата обращения: 13.04.2019).
78. Семененко И. С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности / И. С. Семененко // Полис. – 2008. – № 5. – С. 7-18.
79. Сидорская И.В. «Образ» или «имидж» страны: что репрезентируют СМИ [Электронный ресурс] / И.В. Сидорская // Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики: сборник материалов научного семинара. – Псков, 2015. – С. 64-84. URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/123210/1/статья_Псков_Сидорская.pdf (дата обращения: 16.07.2018)
80. Смирнова, А.Г. Образ государства во внешней политике и международных отношениях / А.Г. Смирнова. – Спб: Изд. СПбГУ, 2011. – 240 с.
81. Тард Г. Мнение и толпа. / Г. Тард. ― М.: КСП+, 1999. – С.257.– 408 с.
82. Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства / К.И. Телегина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 12 (50). – C. 191-194.
83. Фомин, И.В. Образ государства как предмет политического дискурс-анализа / И.В. Фомин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. – ВШЭ. Москва. 2014. – 170 с.
84. Фролов, Е.В. Политический имидж институтов государственной власти России: современное состояние и перспективы совершенствования : дис. канд. полит. наук / Е.В. Фролов. – М., 2006. – 171 с.
85. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. –СПб: Высшая религиозно-философская школа, 2001. – 446 c.
86. Хомченко, О.А. Образ России и русского в глазах иностранных студентов: данные эмпирического исследования [Электронный ресурс] / О.А. Хомченко // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 7. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69943 (дата обращения: 11.01.2018)
87. Чугров, С.В. Образ России в Японии и образ Японии в России: Рабочая тетрадь 33/2016 / С.В. Чугров; Российский совет по международным делам (РСМД). – Москва: НП РСМД, 2016. – 64 с.
88. Шалина, И. В. Первые японцы в России в конце XVII-XVIII вв. и начало русско-японского межкультурного взаимодействия: диссертация ... кандидата исторических наук: 24.00.01 / И.В. Шалина. – Иркутск, 2006. – 204 с.
89. Шелер, М. Феноменология и теория познания / М. Шелер. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – С. 197–258.
90. Щавелева, М.Б. Некоторые аспекты влияния массовой культуры на общественное сознание / М.Б. Щавелева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2009. – С. 76-80.

Публицистическая литература:
91. Бамбук и береза. Военнопленные Русско-японской войны 1904-1905 гг. Ukraine [Электронный ресурс] // Государственный музей политической истории России, 2004-2019. – URL: http://www.polithistory.ru/visit_us/view.php?id=13511 (дата обращения: 3.05.2019).
92. Бандарин, Ф. Олимпиады заканчиваются, а образ страны остается Ukraine [Электронный ресурс] // Архсовет Москвы, 2013–2017. – URL: https://archsovet.msk.ru/article/ot-pervogo-lica/franchesko-bandarin-olimpiady-zakanchivayutsya-a-obraz-strany-ostaetsya (дата обращения: 15.02.2019).
93. В плену у сакуры: в Мацуяме снимают фильм о любви русского военнопленного и японской девушки Ukraine [Электронный ресурс] // Infox.TV, 2019. – URL: https://infox.tv/videos/39274/v-plenu-u-sakury-v-macuyame-snimayut-film-o-lyubvi-russkogo-voennoplennogo-i-yaponskoy-devushki-r/ (дата обращения: 15.02.2019).
94. Волкова, Е. Сотрудничество МГУ с Молодежной палатой Японии Ukraine [Электронный ресурс] / Е. Волкова // МГУ имени М.В.Ломоносова, 1997–2019. – URL: https://www.msu.ru/news/sotrudnichestvo_mgu_s_molodezhnoy_palatoy_yaponii.html (дата обращения: 6.04.2019)
95. Гостеприимные и душевные или ленивые и нетрезвые: что россияне думают о самих себе? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ, 2013–2019. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9158 (дата обращения: 15.03.2019)
96. Дворкович: мы изменили образ России благодаря ЧМ-2018 Ukraine [Электронный ресурс] // Газета.Ru, 1999-2019. – URL: https://www.gazeta.ru/sport/worldcup2018/news/2018/07/10/n_11767405.shtml (дата обращения: 20.01.2019)
97. Корабли и люди: Русско-японская война [Электронный ресурс] // Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева, 2013—2019. – URL: http://arseniev.org/events/10093/ (дата обращения: 3.05.2019).
98. Ленин, А. Чему России полезно поучиться у Японии [Электронный ресурс] / А. Ленин // Российская газета. – 2014 – URL: https://rg.ru/2014/02/12/yaponia-site.html (дата обращения: 5.09.2017)
99. Лёфман, Х. Каков же истинный образ России? [Электронный ресурс] / Х. Лёфман // ИноСМИ.ru, 2000-2019. – URL: https://inosmi.ru/politic/20180704/242666052.html (дата обращения: 20.02.2019)
100. Макаров, А. «Пропаганда искажает образ России». Иностранным журналистам нравится организация ЧМ-2018 [Электронный ресурс] // Спорт День за Днем, 2013–2017. – URL: https://www.sportsdaily.ru/articles/propaganda-iskazhaet-obraz-rossii (дата обращения: 5.12.2018)
101. МИД считает необходимым улучшить продвижение объективного образа России 2018 [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня», 2019. – URL: https://ria.ru/20180723/1525121593.html (дата обращения: 6.04.2019)
102. Никольский, А. Инфантино: ЧМ-2018 меняет образ России на Западе [Электронный ресурс] / А. Никольский // Аргументы и Факты, 2009. –URL: http://www.aif.ru/football2018/around/infantino_chm-2018_menyaet_obraz_rossii_na_zapade (дата обращения: 20.10.2018)
103. Нумано, М. В Японии очень мало знают о реальных русских людях: интервью Татьяны Шабаловой [Электронный ресурс] // Литературная газета. – 2014. – № 1-2. – С.11
104. Образ России [Электронный ресурс] // Testograf.ru. 2014 – 2019. – URL https://www.testograf.ru/ru/novosti/obraz-rossii.html (дата обращения 07.02.2019)
105. Образ России внутри и извне. Представления россиян о своей стране и о том, как её воспринимают в мире [Электронный ресурс] // Фонд Общественное Мнение. 2003-2019. – URL: https://fom.ru/Mir/14167 (дата обращения: 15.03.2019)
106. Россия и Корея: образы стран по данным сравнительного исследования, 2017 [Электронный ресурс] // Сеул: Ихван, 2017. – 104 c. – URL: https://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/izdanija_publikacii/knigi/knigi_avtorov_vciom_i_rossijskih_uchenyh/rossija_i_koreja_obrazy_stran_po_dannym_sravnitelnogo_issledovanija/ (дата обращения: 14.01.2019)
107. Россия и Япония утвердили план молодежных обменов на 2019 год [Электронный ресурс] // Национальный Совет молодежных и детских объединений России. [Москва]. 2008 – 2016. URL: http://youthrussia.ru/news/rossiya-i-yaponiya-utverdili-plan-molodezhnyx-obmenov-na-2019-god (дата обращения: 7.04.2019)
108. Сакон, Т. Военнопленные в период Русско-японской войны 1904-1905 года. [Электронный ресурс] – ОКНО В ЯПОНИЮ: E-mail бюллетень Общества "Россия-Япония", 2002. – URL: http://ru-jp.org/sakon.htm (дата обращения: 14.04.2019)
109. Сигэки, Х. Японская сакура и русская береза [Электронный ресурс] // Русский мир.ru/. – 2008. – URL: https://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/66529/ (дата обращения: 5.09.2018).
110. Сметанина, С. Хасимото и Ельцина связала «Трудная дружба» [Электронный ресурс] / Светлана Сметанина // Коммерсантъ : газета. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/192892 (дата обращения: 5.09.2018).
111. Сотрудничество МГУ с Молодежной палатой Японии [Электронный ресурс] //МГУ имени М.В.Ломоносова. – URL: https://www.msu.ru/news/sotrudnichestvo_mgu_s_molodezhnoy_palatoy_yaponii.html (дата обращения 30.01.2018)
112. Такамаса, С. Глобальные перспективы японских аниме [Электронный ресурс] // Nippon.com. ― Nippon Communications Foundation. – URL: https://www.nippon.com/ru/in-depth/a03901/#auth_profile_0 (дата обращения 30.01.2018).
113. Тестограф.ру. Образ России. [Электронный ресурс] // Тестограф.ру. – URL: https://www.testograf.ru/ru/novosti/obraz-rossii.html (дата обращения 30.01.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ