Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема свободы совести во время Реставрации Стюартов

Работа №60314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Английские мыслители о свободе совести 11
Понимание института свободы совести. 11
Определение свободы совести в трудах Джона Локка 14
Свобода совести в мировоззрении Кларендона 24
Глава 2. Религиозная политика Карла II 29
Религиозный курс Короны в 60-е – начало 70-х годов XVII века 29
Состояние свободы совести в английском обществе в 70-х – начале 80- х годов XVII века 34
Глава 3. Конфессиональная политика Якова II 40
Смена религиозного курса Короны во второй половине 80-х годов XVII века 40
Раскол между официальной церковью и Короной 44
Заключение 52
Список источников и литературы 55


Актуальность данного исследования обусловлена тем, что свобода совести представляет собой одно из основополагающих прав человека, без которого невозможно представить ни одно демократическое государство. Как правило, её становление нередко сопряжено с появлением слоёв нонконформистов, которые в силу своего инакомыслия выпадают из «общей схемы» общественных отношений. Появление такого социального слоя связано с их дискриминацией, в результате чего нарастает социальная напряженность в государстве. И Великобритания здесь не является исключением. Ведь именно Англия оказалась первой страной, где начала происходить реорганизация ценностных ориентиров.
Определяя проблему свободы совести, необходимо исходить из содержания её характера в данный период, поскольку в современном понимании в силу системности своего характера свобода совести абсорбирует в себе все сферы жизни общества.
Важно отметить, что период Реставрации монархии Стюартов является ключевым звеном т.н. «переходного периода»1. В результате короли Карл II и Яков II были поставлены перед выбором: возвращаться к политике «старого режима», или проводить такую политику, которая сочетала бы как традиции первых Стюартов, так и изменения, произошедшие в период политических потрясений в Англии середины XVII века. Естественно, на этот выбор повлияли не только внутренние убеждения монархов, но и общеевропейские политические идеи, которые как раз в это время набирали силу. После Тридцатилетней войны (1618-1648) в Европе завершалось
«конфессиональное столетие», которое предопределило дальнейшие тенденции государственной монополизации религиозной жизни английского общества.
Научная значимость данной работы обусловлена отсутствием систематизированного труда, отражающего не только полное представление о содержании свободы совести в Англии во второй половине XVII вв. различными социальными группами, но и религиозную политику, проводимую Стюартами относительно различных религиозных групп.
Объектом данной работы выступает история Британии в период Реставрации.
Предметом является религиозная политика Стюартов свобода в 60-е – 80- е гг. XVII века.
Целью исследования настоящей работы является комплексный анализ содержания и состояния свободы совести в рассматриваемый нами период.
Достижение названной цели предполагает решение следующих задач:
 Определить содержание понятия свободы совести;
 Рассмотреть определение свободы совести раннего Английского Просвещения на примере сочинений Джона Локка;
 Выявить идеи роялистов относительно свободы совести на основе произведений Эдварда Хайда;
 Исследовать религиозную политику Карла II в 60-е – 70-е гг. XVII века;
 Рассмотреть поворот Карла II Стюарта в религиозной политике конца 70-х – начала 80-х гг. XVII века;
 Проследить основные тенденции в религиозной политике Якова II в 1685 – начале 1686 гг.;
 Определить связь между утверждением свободы совести и расколом между церковью и Короной в 1688 году.
Для всестороннего раскрытия темы выпускной квалификационной работы были применены системный подход, методы сравнительно- исторического анализа и принцип историзма.
В качестве источниковой базы исследования были использованы следующие группы источников:
 Нормативно-правовые акты;
 Источники личного происхождения.
К нормативно-правовой группе источников относятся следующие документы: «Акт о единообразии2» 1662 года, «Декларация о веротерпимости»3 1662 года, «Декларация о веротерпимости» 1672 года,
«Билль об исключении герцога Йорского из права престолонаследия» 1680 года, «Декларация о веротерпимости»6 1687 года, «Декларация о веротерпимости»7 1688 года, а также «Петиция семи епископов»8 1688 года. В этих документах отражены религиозные предпочтения государства, а также «границы», установленные относительно свободы совести.
Среди источников личного происхождения, нами были рассмотрены: труд Уильяма Блэкстоуна «Комментарии к английским законам»9, работы Джона Локка «Опыт о веротерпимости», «Послание о веротерпимости»11, сочинения Эдварда Хайда «Размышления и рассуждения о псалмах Давида»12, «О религии и политике...»13, памфлет Уильяма Пенна ««Истинно благородным: принцам, священникам и людям». Источники личного происхождения демонстрируют отношение представителей различных социальных групп к пониманию свободы совести и возможности ее применения в Англии.
Комплексный анализ данных групп источников позволит наиболее полно рассмотреть процесс формирования представлений о свободе совести. Кроме того, изучение источников личного происхождения является необходимым компонентом в изучении религиозной политики рассматриваемого нами периода, в частности, для исследования попытки провозглашения свободы совести в Англии.
Историография данной темы нельзя назвать обширной, поскольку проблема свободы совести зачастую уходит из поля зрения авторов, уступая своё место самому процессу религиозной политики Стюартов. Однако есть ряд авторов, которые в общих работах уделяют внимание вопросам, связанным с утверждением свободы совести.
Изучение религиозных противоречий во время Реставрации Стюартов в зарубежной историографии представлено в разных аспектах. Ещё просветитель Д. Юм с позиций веротерпимости затрагивал конфессиональную политику периода Реставрации Стюартов в работе «Англия под властью дома Стюартов».
В труде либерального историка Д. М. Тревельяна «История Англии от Чосера до королевы Виктории»16 обосновывается идея о том, что, политическая история Англии, рассматриваемого нами периода во многом определялась компромиссом между королем и парламентом. При этом, необходимо отметить, что роль и степень влияния обеих сторон была эквивалентной. При этом получается, что и конфессиональная политика являлась своеобразным компромиссом между королём и парламентом. Также эта проблема затрагивается в работе У. И. Черчилля «Британия в новое время: XVI – XVII века».
Английский историк прошлого века Д. Огг в своих двух монографиях «England in the Reign of Charles II»18 и «England in the Reigns of James II and William III»19, использовав ранее не привлекавшийся фактический материал, показал не только политическое и социально-экономическое развитие Англии в т.н. «реставрационный и постреставрационный» период, но и провёл анализ правления Карла II и Якова II Стюартов. Причем, следуя тенденциям вигской историографии в отношении двух монархов, а именно их критике, Д. Огг открывает новую страницу в изучении правления Карла II, отступая от догм, принятых в историографии XIX – начала XX веков.
Большое значение для работы над темой имело исследование Б.Х.Г. Уормальда «Кларендон: политика, история и религия», в котором предлагался новый подход к изучению политического и интеллектуального наследия Эдварда Хайда, ведущий в зарубежной историографии второй половины XX – начала XXI вв.
Работа С. Кута «Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II»21, в большей степени ориентирована на то, что на политику Карла большое влияние оказали те жизненные обстоятельства, которые он пережил, одним из которых являлась его жизнь в изгнании.
Конфессиональная политика также затрагивается в работе «История Великобритании» под ред. К. О. Моргана.
Говоря об отечественной историографии, также можно выделить ряд работ исследователей, в которых затрагивалась исследуемая проблема.
В книге Т. Л. Лабутиной «Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов 1660-1681» проблема свободы совести рассматривается довольно скупо. Но в статье «Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов (1660-1714)» Татьяна Леонидовна больше внимания уделила религиозной политике, изучаемой нами эпохи. Тем не менее, в последней ее работе присутствует ряд клише, характерных для советской историографии. Также стоит отметить, что она является соавтором статьи «Англия в 1660-1689 гг.».
Наиболее интересной и ёмкой работой по исследуемой тематике является монография Л. И. Ивониной «Драма династии Стюартов». В этой книге содержится интересный и современный взгляд на время правления монархов, в том числе Карла II и Якова II. В отличие от общепринятых в историографии точек зрения относительно личности этих монархов, в данной работе Людмила Ивановна отходит от общепризнанных мнений, приводя аргументы, с которыми сложно не согласиться. Кроме того, говоря о конфессиональной политике данного периода, автор исходит из того, что она была продолжением «конфессионального века». Л. И. Ивонина - автор многочисленных статей, в одной из которых была затронута тема религиозной политики Британии - «Яков II Стюарт».
Изучаемая нами тема нашла также отражение во «Всемирной истории в 24 томах» - в томе № 13 под названием «Эпоха Английской революции»28. В том же ключе религиозная политика Стюартов затронута и в «Истории Европы: в 8 т.», в частности, в томе № 4 «Европа Нового времени (XVII– XVIII вв.).
В диссертации С. М. Морозова «Эдвард Хайд, граф Кларендон, как представитель английской интеллектуальной элиты 30-70-х гг. XVII в.» уделяется внимание малоизученной части интеллектуального наследия Эдварда Хайда – религиозным сочинениям. Более подробное и последнее на сегодняшний день исследование деятельности и роли графа Кларендона в английской истории провёл А. Б. Соколов в своей книге «Кларендон и его время: Странная история Эдварда Хайда, канцлера и изгнанника».
Что касается взглядов Джона Локка на свободу совести, то они наиболее полно представлены в статье Т. Л. Белкиной и А. С. Комарова «Апология свободы совести в трудах Джона Локка».
Исследование религиозной политики и мировоззрение Якова II вызывают у современных исследователей большой интерес, в связи с чем в отечественной историографии последних лет появился ряд работ, которые затрагивают вопросы нашей темы. Так, наиболее полно религиозная политика Якова II Стюарта рассмотрена в работах К. Н. Станкова «Король Яков II Стюарт и становление движения Якобитов. 1685-1701»33 и «Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: Контрреформация или всеобщая веротерпимость?».
В целом, имеющиеся источники и историография позволяют рассмотреть проблему свободы совести во время Реставрации Стюартов в комплексе.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1660 по 1688 гг., - с восшествия на престол Карла II до Славной революции в Англии.
Структура работы построена по проблемному принципу и включает в себя введение, 3 главы и заключение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Понятие свободы совести во второй половине XVII века рассматривалось в узком смысле. Как правовой институт, свобода совести в период Реставрации Стюартов только формировалась, что объясняет не только отсутствие общей трактовки данного понятия, но и существования различных подходов к его утверждению в Англии.
Представители раннего английского Просвещения рассматривали свободу совести как неотчуждаемую категорию прав человека. При этом свобода совести являлась не только правом англичан, гарантированным государством, но и частью правосубъектности, которая не может влиять на объём прав и обязанностей подданных.
Представители роялистов не были едины в своих взглядах относительно места свободы совести в английском обществе. Одни были ярыми англиканами, которые считали «Высокую церковь» истинной и единственной в стране. Нонконформисты, по их мнению, выпадали из системы общественных отношений, и должны были быть ограничены в своих правах, признаваясь «преступниками» и «изменщиками».
Другая группа придерживалась формулы «благополучие государства превыше религиозных убеждений», рассматривая свободу совести, как инструмент осуществления религиозной политики по снижению социального напряжения, которое к этому времени достигало критического положения.
На религиозный курс Карла II и Якова II Стюартов влияли не только их убеждения или мнение приближённых к ним политических деятелей, но и внутренние процессы, общественное мнение и общеевропейские тенденции.
Так, согласно концепции «конфессионального века» (вторая половина XVI – первая половина XVII веков), введенной немецким историком Х. Шиллингом, религиозная политика Стюартов была закономерной.
«Постконфессиональный этап» как раз и выпал на правление Карла и Якова Стюартов. Данный период, рассматривается в качестве переходного, поскольку именно в это время завершался переход к обществу нового типа, которое основывалось на гражданстве и рыночной экспансии и начинался переход от конфессионального государства, основной целью которого было обеспечение «дисциплинирования подданных» путём внушения определённых форм поведения и мышления посредством религии. Главную роль в данном процессе играла церковь, которая обладала «социальной функцией принуждения людей... к соблюдению религиозных и этических стандартов соответствующих конфессиональных систем, бывших в то же время и нормами дисциплинированного, рационально организованного общества Нового времени»131. Таким образом, формирование «социальной дисциплины» а так же определённых форм поведения среди английских подданных было необходимым условием для завершения перехода к обществу нового типа. Кроме того, закономерным продолжением
«конфессионального столетия» стала борьба за власть между религиозно- политическими союзами, в ходе которой произошла Славная революция 1688 года.
Стремление Якова II утвердить свободу совести в Англии потерпело поражение, поскольку это решение опережало время, и английское общество не было готово принять его. Это объясняет причину утверждения «Акта о веротерпимости» 1689 года, т.к. он был менее либеральным, чем «Акт о веротерпимости» 1688 года. Если «Акт» 1688 года провозглашал свободу исповедания всем христианам, то «Акт» 1689 года лишь отменял некоторые законодательные акты, в отношении протестантских нонконформистов, в то время как притеснение католиков и унитариев продолжалось.
Таким образом, институт свободы совести в рассматриваемый нами период не только находился на стадии своего развития, но и прошел своего рода «апробацию», что стало важным шагом к формированию правового, светского и демократического государства, которым сейчас и является Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии.



1. A Collection of Several Tracts of the Right Honorable Edward, Earl of Clarendon . L.: Woodward, 1727. 653 p.
2. Clarendon E. H. Religion and Policy and the Countenance and Assistance each should give to the other. With a Survey of the Power and Jurisdiction of the Pope in the Dominions of the other Princes: in 2 vols. Oxford: ClarendonPress, 1811. Vol. 1. P. 5 Declaration in Favour of tolereation, 1662. [Электронный ресурс] URL: http://www.eskimo.com/~lhowell/bcp1662/intro/declaration _1662.html
3. Declaration of Incdulgence, 1672. [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20040227140532/http://www.jacobite.ca/docum ents/16870101.htm
4. Declaration of Indulgence, 1687. [Электронный ресурс]URL: https://web.archive.org/web/20040227140532/http://www.jacobite.ca/docum ents/16870404.htm
5. Declaration of Indulgence, 1688. [Электронный ресурс]URL: http://www.jacobite.ca/documents/16880427.htm
6. Exclusionbill, 1680. [Электронный ресурс] URL: http://franklaughter.tripod.com/cgi-bin/histprof/misc/exclusion.html http://www.eskimo.com/~lhowell/bcp1662/intro/uniformity_1662.html
7. Human Rights Act, 1998. [Электронный ресурс] URL:
8. Sir William Blackstone’s Commentaries on the Laws of England. [Электронный ресурс] URL: http://avalon.law.yale.edu/subject_menus/blackstone.asp
9. The Petition of the Seven Bishops, 18 may 1688. [Электронный ресурс]URL:http://www.jacobite.ca/documents/16880518.htm

10. The Uniformity Act, 1662. [Электронный ресурс] URL: http://www.eskimo.com/~lhowell/bcp1662/intro/uniformity_1662.html
11. Penn. W. Truth Exalted: To Princes, Priests and People, 1668 [Электронный ресурс]URL: https://www.britannica.com/topic/Truth- Exalted
12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод,1950. [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/konventsija-o- zashchite-prav-cheloveka-i-osnovnykh/
13. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1996. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
14. Локк Дж. Опыт о веротерпимости, 1667. [Электронный ресурс]
URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000461/index.shtml
15. Послание о веротерпимости. Локк Д.//Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 137-154.
Литература
16. Артемьева Т.В. Жизнь и странные приключения романтического принца //Международный журнал исследований культуры. 1 (30) 2018. С. 155-165.
17. Белкина Т., Комаров А. Апология свободы совести в трудах Джона Локка//Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. №2. С. 41- 44.
18. Всемирная история в 24 томах. Том 13. Минск: Литература, 1996. 560 с. 19.Гаврилова О. С. Конфессиональные противоречия при дворе Якова II в начале его правления//Международный научно-исследовательский
журнал. 2014. №2-2(21). С.22-25.
20. Ивонина Л. Драма Династии Стюартов /Людмила Ивонина. М.: ЛомоносовЪ, 2016. 320 с.
21. Ивонина Л. И. Яков II Стюарт / Л. И. Ивонина // Вопросы истории. М., 2013. № 5. С 54 - 82.
22. История Великобритании: пер. с англ./ под ред. К. О. Моргана. М.: Весь мир, 2008. 680 с.
23. История Европы: в 8 т. Том 4. М., 1994.
24. Кут С. Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II, М., 2004.
25. Лабутина Т. Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов (1660-1714) // Религиозная политика в Европе в XVI-XX вв. Смоленск: СГУ, 1998. С. 55-66.
26. Лабутина Т. Л., Кеткова И. П.. Англия в 1660-1689 гг. //История Европы: В 8 тт. Т. 4. Европа нового времени (XVI-XVI века). М., 1994.
27. Моисеенко М. А. Новый образ короля Якова II Стюарта: о книге К.Н. Станкова «Король яков II Стюарт и становление движения якобитов 1685–1701». СПб.: Алетейя, 2014. 416 с.
28. Морозов С. М. Эдвард Хайд, граф Кларендон, как представитель английской интеллектуальной элиты 30-70-х гг. XVII в.: диссертация канд. ист. Наук: 07.00.03/ Морозов Сергей Михайлович; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского] Саратов. 2016. 237 с.
29. Соколов А. Б. Кларендон и его время: странная история Эдварда Хайда, канцлера и изгнанника/А. Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2017. 472 с.
30. Станков К. Н. Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов.16685-1701.- СПб.: Алетейя, 2014. 416 с.
31. Станков К. Н. Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: контрреформация или всеобщая веротерпимость?//Вестник ПСТГУ.2019.№886. С.40-60
32. Т. Л. Лабутина Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов, 1660-1681 / Т. Л. Лабутина. М. : Наука, 1982. 207 с.
33. Лабутина Т. Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов (1660-1714) // Религиозная политика в Европе в XVI–XX вв. Смоленск, 1998.
34. Тревельян Д. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Д. М. Тревельян. Смоленск.: Русич, 2001. 614 с.
35. Фадеев И. А. Церковь Англии: проблемы конфессиональной самоидентификации. Диссертация канд. Ист. Наук. М., 2018.
36. Черчилль У. Британия в новое время: XVI – XVII века. [Электронный ресурс] URL:
https://royallib.com/read/cherchill_uinston/britaniya_v_novoe_vremya_XVI
_XVII_vv.html#0
37. Юм. Д. Англия под властью дома Стюартов. В 2 тт. СПб., 2001-2002. 38.Ogg D. England in the Reign of Charles II. . [Электронный ресурс] URL:
https://www.questia.com/read/98233635/england-in-the-reign-of-charles-ii
39. Ogg D. England in the Reigns of James II and William III.[Электронный ресурс] URL: https://www.cambridge.org/core/journals/irish-historical- studies/article/england-in-the-reigns-of-james-ii-and-
40. Schilling H. Religion, Political Culture, and the Emergence of Early Modern Society: Essays in German and Dutch History. Leiden: E. J. Brill, 1992. 434 p.
41. Wormald B. H. G. Clarendon: Politics, History and Religion 164-1660.
Cambridge: Cambridg University Press, 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ