Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №60309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания использования дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность и содержание понятия «дидактическая игра» 7
1.2. Особенности сенсорного развития в младшем дошкольном
возрасте 17
1.3. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
средствами дидактической игры 27
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 41
2.1. Выявление исходного уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 41
2.2. Описание работы по использованию дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста 51
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 60
Выводы по 2 главе 67
Заключение 70
Литература 73
Приложения 79


Актуальность темы исследования. Младший дошкольный возраст представляет собой такой этап развития человеческой личности, в ходе которого происходит активное формирование и развитие процессов ощущения и восприятия человека, становление познавательной деятельности детей. Одним из важнейших компонентов данного процесса является сенсорное развитие ребенка, представляющее собой развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, пространственном расположении).
Важность данного процесса определяется тем, что именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорные способности, таким образом, становятся
фундаментом дальнейшего умственного развития ребенка, а сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания окружающего мира.
Именно поэтому развитие сенсорной культуры ребенка становится сегодня одной из основных задач, решить которую призвана вся сфера современного российского дошкольного образования: от успешности процесса ознакомления детей младшего школьного возраста с сенсорными эталонами, а также от эффективности их усвоения зависит становление интеллектуальных способностей дошкольников, их эстетическое развитие, реализация творческого потенциала, успешность школьного обучения.
Цель исследования: провести комплексное теоретическое и практическое исследование возможностей использования дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью определены следующие задачи
исследования:
- провести изучение сущности и содержания понятия
«дидактическая игра»;
- рассмотреть особенности сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте;
- исследовать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры;
- провести опытно-экспериментальное исследование по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Объект исследования: процесс развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство
сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза опытно-экспериментального исследования состоит в предположении о том, что использование дидактических игр является эффективным средством сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие аспекты проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры нашли свое отражение в работах отечественных авторов.
В них, в частности, раскрыты такие вопросы, как: особенности развития сферы восприятия детей дошкольного возраста (Т.Б. Башаева, Т.В. Ендовицкая, И.В. Мелехина), психофизиологические особенности младшего дошкольного возраста (Е.П. Ильин, В.М. Смирнов), процесс формирования сенсорной культуры ребенка (В.П. Вартан, Л.А. Венгер, Е.А. Янушко), сущность и специфика дидактической игры (А.А. Акчулпанова, А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец), возможности использования дидактической игры как средства сенсорного развития дошкольников (Л.А. Венгер, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева) и другие вопросы.
В процессе исследования нами были использованы следующие основные методы: теоретические - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, ранжирование и классификация и другие; эмпирические: эксперимент, измерение, сравнение, описание; диагностические методики на выявление уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (уровень сформированности сенсорных эталонов дошкольников, а также исследование познавательного компонента их сенсорного развития).
Базой исследования стало МБДОУ Детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района республики Татарстан. Испытуемыми стали двадцать воспитанников первой младшей группы указанного дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы могут быть использованы работниками в области дошкольного образования, педагогами начального звена школы, психологами и другими специалистами для осуществления теоретической или практической деятельности в сфере ознакомления с сенсорными
эталонами дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и применении методических материалов программы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами на базе дошкольного образовательного учреждения.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и практической, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы, а также приложениями.
Во введении обосновываются научный аппарат, методология и методы исследования, раскрыты его цель и задачи, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основания использования дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» раскрывается сущность и содержание понятия «дидактическая игра»; особенности сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте; сенсорное развитие детей посредством дидактической игры.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование по использованию дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» произведено описание и анализ результатов опытно-экспериментального исследования по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
В заключении представлены основные результаты проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа - «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» - имеет теоретико-практический характер и имеет в качестве своей цели комплексное изучение особенностей и возможностей использования дидактических игр в процессе сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Цель работы реализовывалась в четырех задачах, сформулированных нами в ее Введении, в соответствии с которыми осуществлялось данное исследование.
Первой задачей работы стала необходимость изучить сущность и содержание понятия «дидактическая игра».
Мы показали, что дидактические игры представляют собой «вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания».
Изучение оснований для классификации дидактических игр позволило нам говорить о том, что, в соответствии с содержанием обучения, выделяют следующие их разновидности: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. В зависимости от материала, использующегося в игровом процессе, дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно¬печатные и словесные игры.
Второй задачей работы стало рассмотрение особенностей сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Анализ психолого¬педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что младший дошкольный возраст становится истоком сенсорных способностей, которые в будущем не только станут основой интеллектуального развития, но и сформируют готовность ребенка к последующему успешному школьному обучению, создадут необходимые предпосылки для развития разнообразных талантов, связанных с творческой деятельностью.
Третьей задачей работы стало исследование возможностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. В ходе решения данной задачи нами был сделан вывод о том, что для развития каждого вида восприятия существует особая, своеобразная система применения дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствии с этапами возрастного развития дошкольников.
Наконец, четвертой задачей работы стало осуществление и анализ рещультатов опытно-экспериментального исследования по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Результаты диагностики уровня развития представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах на констатирующем этапе показали, что многие из детей младшего дошкольного возраста знают большинство основных цветов, умеют называть основные геометрические фигуры, умеют сравнивать предметы по величине, младшие дошкольники умеют осуществлять основные действия с геометрическими фигурами и цветами, сопоставляют предметы по форме и величине в целях решения познавательных задач. В то же время, дети часто допускают ошибки при выполнении такого рода заданий, им требуется помощь взрослого даже после демонстрации верного решения.
Работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры предполагала проведение десяти дидактических игр-занятий, в ходе проведения которых обнаружились значительные позитивные изменения в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Повторная диагностика показала, что после осуществления этой работы большинство из дошкольников знают основные цветов, называют геометрические фигуры, умеют безошибочно сравнивать предметы по величине, дети научились выполнять основные действия с геометрическими фигурами и цветами, правильно сопоставлять предметы по форме и величине в целях решения познавательных задач. Лишь небольшая часть детей допускает незначительные ошибки при выполнении заданий, связанных с наименованиями основных сенсорных эталонов.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи, поставленные нами перед данной работой, были решены, а цель - достигнута. Гипотеза опытно-экспериментального исследования была подтверждена.
Данное исследование может быть продолжено путем изучения других средств сенсорного развития дошкольников. Кроме того, в дальнейшем может быть проведен сравнительный анализ эффективности различных педагогических технологий, направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.


1. Акчулпанова А.А. Теория и практика игры. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://bspu.ru/course/33501/34612,
свободный. Дата обращения: 07.12.2015.
2. Баркова Л.П. Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру // Образование и воспитание. - 2015. - № 4. - С. 26 - 28.
3. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: Владос, 2001. - 183 с.
5. Богомолова М.И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века // Научное мнение. - 2013. - №
11. - С. 193 - 198.
6. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 240с.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1991. - 160с.
8. Бондаренко Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 4. - С. 39 - 45.
9. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Флинта, 2003. - 95 с.
10. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Минск.: БрГУ, 2007. - 82 с.
11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
12. Волкова Т.И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 279 - 281.
13. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,
B. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 208 с.
14. Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16 - 29.
15. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - №6 - 2003. - С. 21 - 26.
16. Дядюрина Н. Выше радуги // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 2. - С. 16 - 17.
17. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания //Дошкольное воспитание. . - № 10. - 2008. - С.4 - 9.
18. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в
воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. - М.:
Просвещение, 1978. - 213 с.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
20. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. -
C. 72 - 76.
21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику //
Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 76 - 78.
23. Клюева Е.В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных эталонах // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 60 - 65.
24. Колодина М.С. В гостях у Бабушки-Загадушки: занятие по сенсорному воспитанию во второй младшей группе // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 11. - С. 66 - 70.
25. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 352 с.
26. Костина Л.М. Основные черты концепции интегративной игровой концепции // Интеграция образования. - 2004. - № 1. - С. 131 - 135.
27. Кругликов В.Н. Методы активного обучения. - СПб: ВИТУ, 1998. - 260 с.
28. Лекторский В.А. Восприятие // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т.1. - М. : Мысль, 2010. - 744 с.
29. Лучшева С.Н. Воспитание сенсорной культуры ребенка в
современных образовательных программах // Педагогическое мастерство. Всероссийский электронный журнал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.pedm.ru/categories/10/articles/183, свободный. Дата
обращения: 08.12.2015.
30. Маланов С.В. Включение речевых функций в организацию перцептивных процессов у детей дошкольного возраста // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 76 - 84.
31. Мелехина И.В. Сенсорное развитие - фундамент умственного
развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская
площадь, 2014. - С. 136 - 139.
32. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. - Челябинск: Изд-во ЧГУ,
2011. - С. 140 - 146.
33. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого¬
социальный институт, 2005. - 288 с.
34. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
35. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: развитие
восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 115 с.
36. Полякова А.А. Наблюдение и экспериментирование как методы сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 66 - 72.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. - № 6241. - 25.11.2013. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 18.10. 2015.
38. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
39. Смирнов В. М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 304 с.
40. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1982. - 98 с.
41. Трифонова Е.В. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте // Современный детский сад. - 2011. - № 2. - С. 2 - 7.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
43. Фоменко Т.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные задачи педагогики». - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 53 - 55.
44. Формирование познавательной активности дошкольников. Сборник научных трудов. - Шадринск: Издат-во Шадринского гос. ун-та, 1992. - 360 с.
45. Хохрякова Ю.М. Всему свое время, или Проблема соотношения сенсорного и математического развития детей раннего и дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №
12. - С. 30 - 37.
46. Чердонова А.С. Мелкая моторика как движущая сила развития ребенка // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной Российской детской психологии. Якутск, 4 - 5 апреля 2013 г. - Киров, МЦНИП, 2013. - 249 с. - С. 85 - 88.
47. Чичканова Ю.Н. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М. Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении // Образование в сфере искусства. - 2014. - № 2. - С. 116 - 120.
48. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста : диагностика, игры, упражнения. - Ростов на/Д: Феникс, 2006. - 251 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.
50. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - №3. -
2012. - С. 38 - 43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ