ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 7
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте 7
1.2 Лепка как вид художественной деятельности и особенности её
развития на протяжении дошкольного возраста 15
1.3 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством лепки 23
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
Глава 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 32
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 32
2.2 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством лепки 37
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 41
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время - время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Главным в реализации педагогической работы считается развитие личности, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого.
Для всестороннего развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др. считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Е.А. Флерина определяла творчество ребенка как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое подчинено работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так же впечатлений полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». Разумеется, в своей повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой, а так же широко применять собственный.
Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс развития творческих способностей у детей. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели - всестороннего развития личности.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:
- творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
- в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;
- дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.
В методологическую основу нашего исследования вошли:
- деятельный подход в развитии творческих способностей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец);
- педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.);
- положения о возможности применения нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности дошкольников (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина).
Цель - теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования лепки в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект - процесс развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста.
Предмет работы - развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством лепки.
Гипотеза исследования - регулярная организованная образовательная деятельность лепкой, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, проводимые как совместная деятельность педагога и ребёнка, являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «творческие способности» в психолого- педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте;
2. Охарактеризовать лепку как вид художественной деятельности и особенности её развития на протяжении дошкольного возраста;
3. Экспериментальным путем доказать эффективность развития основных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: методики - диагностика уровня развития
художественного творчества, основанная на методике П. Торренса; диагностика развития творческих способностей детей по методике Т.С. Комаровой;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что предложенный нами цикл ООД может быть применен на практике воспитателями ДОО для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Экспериментальной базой исследования является МАДОУ № 20 г.Чистополь.
Творческие способности дошкольника - это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:
- замечать то, чего не видят другие;
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
- без труда ассоциировать отдаленные понятия;
- стремление познавать;
- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Лепка дает возможность сформировать подходящую общественную и богатую согласно использованному материалу предметную среду, которая содействует формированию психологического мира ребёнка и направляет его к различной созидательной деятельности.
В ООД по лепке используется различный материал (глина, пластилин, тесто и т.д.). С их помощью у ребенка формируется внимательность, их чувственный мир, расширяется круг интересов и положительный навык общения с находящимся вокруг обществом, заполняются понимание и фантазия таинствами и загадками.
Также в ООД по лепке следует создать атмосферу взаимного доверия: самостоятельность ребят в осуществлении выбора,
безоценочности, принятия, защищенности, помощи. Взрослый при этом выступает не как педагог, а как сотоварищ. Он может помочь ребятам понять и показать собственную неповторимость, придерживаясь, правил преобразования когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения. Кроме этого, лепка ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
По итогам, полученным на контрольном этапе эксперимента и сравнительном анализе результатов констатирующего и контрольного этапов, мы можем утверждать, что лепка является эффективным средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Результаты, полученные нами в ходе опытно - экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, регулярное занятие лепкой, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, проводимые как совместная деятельность педагога и ребёнка, являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1. Акулина, Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н.А. Акулина // Изобразительное искусство в школе: журнал. 2014. - №5 . - С. 62-77.
2. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев - СПб: Изд-во РХГИ, 2007. - 464 с.
3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина: Монография. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
4. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб: Союз, 1997. - 96 с.
5. Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в декоративной лепке / В.Н. Гурвиц // Наука и школа: журнал. - 2013. - №4. - С. 125-127.
6. Джонс, Сьюзи Детское рукоделие. Развиваем творческие способности / Сьюзи Джонс. - М.: Эксмо, 2014. - 128 с.
7. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: Метод. пособие. / Н.В. Дубровская - СПб: «Детство-Пресс», 2004. - 125 с.
8. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176с.
9. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
10. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста /А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1964. - 75 с.
11. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Козакова. - М.: Сфера, 2006 - 192 с.
12. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства / С.К. Кожохина - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.
13. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова - М.: 2005. - 117 с.
14. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. / Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2013 - 160 с.
15. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания / Т.С. Комарова. - М.: Зимородок: Карапуз, 2006. - 415 с.
16. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Метод. пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
17. Лейтес, Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий [Электронный ресурс]/ Н.С. Лейтес// Вопросы психологии - 2007. - № 4
18. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2005. - 144с.
Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/vp041982/VP041982.html
19. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - Дубна: Феникс +, 2006. - 108 с.
20. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина - М.: Книжная палата, 2013.
21. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук - М.: АСТ, 2000. - 125 с.
22. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук - М.: АСТ, 2000. - 144с.
23. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка / А.А. Люблинская - 3-е изд.стереотип. - СПб.: Союз, 2009. - 539с.
24. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина -10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608с.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. - М.: ACADEMIA, 2006. - 606 с.
26. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
27. Парамонова, Л.А. Творческое художественное конструирование / Л.А. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - С. 76-84
28. Погодина, С.В. Детское художественное творчество: стратегия развития дошкольника / С.В. Погодина // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012 .- №2 .- С. 10-15.
29. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В Я. Романова - 2-е издание. - М.: ЧеРо, 2002. - с.209-214
30. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский - Ярославль: Академия развития, 2008. - 192 с.
31. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. - М.: КНОРУС, 2013. - 280 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
33. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 с.
31. Теплов, Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - с. 262 - 272
34. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
35. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. - 2-е издание, расширенное. - М.: МПСУ, 2008 - 656 с.
36. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие
для студ. учреждений высш. проф. образования. / Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
37. Усова, А.П. Об организации обучения дошкольников / Усова А.П. // Дошкольное образование - 2003.№ 6. - с. 56-58.
38. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 с.
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - 3-е изд. стереотип.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 360с.
40. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.