ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 7
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте 7
1.2 Лепка как вид художественной деятельности и особенности её
развития на протяжении дошкольного возраста 15
1.3 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством лепки 23
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
Глава 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 32
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 32
2.2 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством лепки 37
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 41
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 7
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте 7
1.2 Лепка как вид художественной деятельности и особенности её
развития на протяжении дошкольного возраста 15
1.3 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством лепки 23
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
Глава 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 32
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 32
2.2 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством лепки 37
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 41
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время - время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Главным в реализации педагогической работы считается развитие личности, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого.
Для всестороннего развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др. считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Е.А. Флерина определяла творчество ребенка как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое подчинено работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так же впечатлений полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». Разумеется, в своей повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой, а так же широко применять собственный.
Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс развития творческих способностей у детей. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели - всестороннего развития личности.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:
- творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
- в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;
- дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.
В методологическую основу нашего исследования вошли:
- деятельный подход в развитии творческих способностей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец);
- педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.);
- положения о возможности применения нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности дошкольников (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина).
Цель - теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования лепки в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект - процесс развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста.
Предмет работы - развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством лепки.
Гипотеза исследования - регулярная организованная образовательная деятельность лепкой, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, проводимые как совместная деятельность педагога и ребёнка, являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «творческие способности» в психолого- педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте;
2. Охарактеризовать лепку как вид художественной деятельности и особенности её развития на протяжении дошкольного возраста;
3. Экспериментальным путем доказать эффективность развития основных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: методики - диагностика уровня развития
художественного творчества, основанная на методике П. Торренса; диагностика развития творческих способностей детей по методике Т.С. Комаровой;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что предложенный нами цикл ООД может быть применен на практике воспитателями ДОО для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Экспериментальной базой исследования является МАДОУ № 20 г.Чистополь.
Главным в реализации педагогической работы считается развитие личности, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого.
Для всестороннего развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др. считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Е.А. Флерина определяла творчество ребенка как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое подчинено работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так же впечатлений полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». Разумеется, в своей повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой, а так же широко применять собственный.
Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс развития творческих способностей у детей. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели - всестороннего развития личности.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:
- творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
- в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;
- дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.
В методологическую основу нашего исследования вошли:
- деятельный подход в развитии творческих способностей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец);
- педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.);
- положения о возможности применения нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности дошкольников (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина).
Цель - теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования лепки в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект - процесс развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста.
Предмет работы - развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством лепки.
Гипотеза исследования - регулярная организованная образовательная деятельность лепкой, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, проводимые как совместная деятельность педагога и ребёнка, являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «творческие способности» в психолого- педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте;
2. Охарактеризовать лепку как вид художественной деятельности и особенности её развития на протяжении дошкольного возраста;
3. Экспериментальным путем доказать эффективность развития основных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: методики - диагностика уровня развития
художественного творчества, основанная на методике П. Торренса; диагностика развития творческих способностей детей по методике Т.С. Комаровой;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что предложенный нами цикл ООД может быть применен на практике воспитателями ДОО для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Экспериментальной базой исследования является МАДОУ № 20 г.Чистополь.
Творческие способности дошкольника - это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:
- замечать то, чего не видят другие;
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
- без труда ассоциировать отдаленные понятия;
- стремление познавать;
- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Лепка дает возможность сформировать подходящую общественную и богатую согласно использованному материалу предметную среду, которая содействует формированию психологического мира ребёнка и направляет его к различной созидательной деятельности.
В ООД по лепке используется различный материал (глина, пластилин, тесто и т.д.). С их помощью у ребенка формируется внимательность, их чувственный мир, расширяется круг интересов и положительный навык общения с находящимся вокруг обществом, заполняются понимание и фантазия таинствами и загадками.
Также в ООД по лепке следует создать атмосферу взаимного доверия: самостоятельность ребят в осуществлении выбора,
безоценочности, принятия, защищенности, помощи. Взрослый при этом выступает не как педагог, а как сотоварищ. Он может помочь ребятам понять и показать собственную неповторимость, придерживаясь, правил преобразования когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения. Кроме этого, лепка ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
По итогам, полученным на контрольном этапе эксперимента и сравнительном анализе результатов констатирующего и контрольного этапов, мы можем утверждать, что лепка является эффективным средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Результаты, полученные нами в ходе опытно - экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, регулярное занятие лепкой, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, проводимые как совместная деятельность педагога и ребёнка, являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- замечать то, чего не видят другие;
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
- без труда ассоциировать отдаленные понятия;
- стремление познавать;
- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Лепка дает возможность сформировать подходящую общественную и богатую согласно использованному материалу предметную среду, которая содействует формированию психологического мира ребёнка и направляет его к различной созидательной деятельности.
В ООД по лепке используется различный материал (глина, пластилин, тесто и т.д.). С их помощью у ребенка формируется внимательность, их чувственный мир, расширяется круг интересов и положительный навык общения с находящимся вокруг обществом, заполняются понимание и фантазия таинствами и загадками.
Также в ООД по лепке следует создать атмосферу взаимного доверия: самостоятельность ребят в осуществлении выбора,
безоценочности, принятия, защищенности, помощи. Взрослый при этом выступает не как педагог, а как сотоварищ. Он может помочь ребятам понять и показать собственную неповторимость, придерживаясь, правил преобразования когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения. Кроме этого, лепка ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
По итогам, полученным на контрольном этапе эксперимента и сравнительном анализе результатов констатирующего и контрольного этапов, мы можем утверждать, что лепка является эффективным средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Результаты, полученные нами в ходе опытно - экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, регулярное занятие лепкой, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, проводимые как совместная деятельность педагога и ребёнка, являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях лепкой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития творческих способностей с помощью аппликации у детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Хабаровский педагогический колледж)
Контрольные работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на примере техники «Батик»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Аппликация из ткани как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Многопрофильный Колледж Республики Калмыкия)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



