В современном мире проблема сохранения и трансформации фольклорных традиций в российской деревне является одной из основных проблем, стоящих перед исследователями народного фольклора.
В наши дни интерес к народной культуре, крестьянству, обычаям и традициям древности вновь возрос, все, что связано со старинными обрядами и ритуалами, популярно. Городская молодежь прогуливается по улицам в стилизованной одежде и аксессуарах, модельеры и музыканты, визажисты и дизайнеры, организаторы празднеств и режиссеры, а также прочие представители творческих профессий находят вдохновение в крестьянской культуре, вводят в моду ее мотивы, приукрашивая и осовременивая их.
В научном мире все чаще проводятся конференции и семинары, практикумы, посвященные сохранению традиций разных народов, на основе их исследований создаются новые туристические объекты и маршруты, актуализируются музеи народной старины. Фольклорные фестивали и праздники в нише предлагаемых ныне тематических развлечений занимают также не последнее место. На них везут толпы туристов, иностранцам все это преподносят российской «изюминкой», нетрадиционным развлечением, опытом, позволяющим хотя бы отчасти постигнуть глубину «таинственной русской души».
Народный фольклор как огромный пласт культуры этой души, несомненно, привлекает интерес общества. Авторы занимаются изучением как локальных, так и общенациональных фольклорных традиций. Наш интерес к этой теме обусловливается ее актуальностью и стремлением сохранить подлинные старинные фольклорные образцы. Кроме того, интерес вызывает недостаточная изученность этой темы, учитывая ее локальность, так как работа ограничивается рамками небольших населенных пунктов Свердловской области.
Изучением народного фольклора, сбором информации по этой теме занимались многие авторы.
В первую очередь следует упомянуть таких титанов фольклористики, как В.Я. Пропп и В.В. Блажес, которые на протяжении всей жизни изучали фольклорные традиции в различных аспектах человеческой жизни.
С.В. Алексеев в статье «Праславянский фольклор: опыт исторической реконструкции» анализировал фольклор праславян в период пребывания на прародине. Л.Р. Борисихина в статье «Детский фольклор уральской деревни вчера и сегодня» рассматривает фольклор как одну из форм работы по воспитанию подрастающего поколения.
Большой степенью разработанности проблемы отличается исследование под редакцией А.В. Черных «Куединские былички. Мифологическое рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX-XX вв».В этой книге анализируются рассказы-былички жителей разных деревень, собранные на рубеже веков. Эта книга, написанная как результат полевых исследований, несмотря на достаточно большой временной интервал изучения, очень мала в размере. Это заставило нас задуматься над проблемой практически полного исчезновения жанра быличек, в то время как другие жанры - песни, баллады, поговорки и пословицы, частушки - достаточно хорошо разработаны и популярны среди исследователей.
Как правило, серьезно занимаются изучением умирающих, ярких фольклорных традиций, особенно ценят поныне существующие культуры, которые эти традиции продолжают. Для нас же большой интерес представляет жизнь русского фольклора в условиях XXI века, момент преломления фольклора и современности.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются фольклорные традиции в наши дни. Предмет исследования - фольклорные традиции в современной российской деревне.
Цель работы состоит в анализе сохранения и трансформации фольклорных традиций в современной русской деревне и форм их передачи в музейном измерении. В процессе достижения поставленной цели нами предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть жанровую систему традиционного фольклора и проследить эволюцию жанра быличек;
- изучить передающиеся из поколения в поколение поверья, приметы, верования в мифических существ, а также обрядово-ритуальные действа и их адаптацию к условиям современности;
- собрать полевой материал - былички и проанализировать их в соотнесении с другими быличками, с общемифологическими представлениями о ведьмах, домовых и т. п.
- осветить проблему ремифологизации, а также механизмы передачи традиций в музейном измерении
- проанализировать музейные мероприятия как способ включения архаических мифологических смыслов в современную повседневность.
Курсовая работа основана на полевых исследованиях автора и в определенной степени носит антропологический характер.
Подводя итог работе, можно сделать несколько выводов:
Анализируя сохранение и трансформацию фольклорных традиций в современной русской деревне, а также формы передачи этих традиций в музейном измерении, мы рассмотрели жанровую систему традиционного фольклора и проследили эволюцию жанра быличек на протяжении истории.
Былички как жанр прозаической поэзии зародились еще в древности с появлением устного народного творчества. Изначально как и легенды, были, бывальщины, былички несли функцию объяснения окружающей человека реальности, поэтому их главное отличие от сказок заключалось в том, что люди в них верили. С течением времени былички, как и другие жанры фольклора, претерпели значительную трансформацию, на что значительно повлияли социально-политические реформы XIX века, а в последующем столетии смена власти и глубокий кризис традиционной культуры совсем остановили или приостановили развитие жанров традиционного фольклора.
Об этом свидетельствует собранный и проанализированный нами полевой материал из некоторых населенных пунктов Свердловской области, который мы проанализировали в соответствии с классификацией рассказов и другими сюжетами.
Исходя из полученных сведений, мы делаем вывод о том, что в целом сюжеты рассказов жителей деревень Свердловской области соответствуют информации о фольклорных традициях других местностей не только Уральского региона, но и российского масштаба. Здесь нет характерных отличий в содержании от того, что мы уже знаем от исследователей разных областей народной культуры. Например, о ведающих: во всех источниках данные о ведовстве практически идентичны - передают силу ученикам, инициацию проходят в бане, имеют книгу заговоров, тяжело умирают. Рассказы о духах построек и явлении умерших также не стали исключением
- Домовых и в деревнях Свердловской области всегда задабривали, а являвшиеся умершие всегда старались навредить.
Количество собранных нами традиционных фольклорных мотивов очень мало, на основе чего мы делаем вывод о том, что в скором времени традиционный фольклор совсем может исчезнуть из повседневного обихода.
Однако нельзя сказать, что фольклор в целом как пласт культуры умрет. Весте с тем, как ушли в прошлое и родились новые мифы, фольклорные традиции и жанры эволюционировали, в частности, это относится к быличкам, которые превратились в современные городские легенды и страшилки.
Поскольку политические процессы способствовали изменению основ человеческого мировоззрения и жизненных ценностей, это привело к тому, что впоследствии, даже стремясь возродить народную культуру, люди не могут воспринимать подлинные фольклорные традиции.
Эта проблема может быть решена путем адаптации архаических мифологических смыслов к современной повседневности с помощью вербальных, предметных и деятельностных форм работы в музее традиционной направленности: обрядов и праздников, интерактивных занятий и мастер-классов.
Подытоживая работу, мы делаем вывод о том, что, хотя культурные традиции в современном мире себя почти изжили, и идея их возрождения в подлинном виде утопична, воспроизведение элементов этих традиций, их вариативная форма возможна и наиболее актуальна в наши дни.
1. Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX - ХХ вв. / сост. А.В. Черных. - Пермь: ПОНИЦАА, 2004. - 114с.
2. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре /
Э.В. Померанцева. - М : «НАУКА», 1975. - 92с.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М : Лабиринт, 2000. - 336с.
4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В.Я. Пропп. - М, 1976. - 330с.
5. Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи / И.Д. Самойлов. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 1995. - 196с.
6. Семенова М. Мы - славяне! / М. Семенова. - СПб : «Азбука-классика», 2007. - 560с.
7. Степанова Н.И. 777 заговоров сибирской целительницы / Н.И.
Степанова. - М : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 640с.
8. Толковый словарь русского языка / ред. Ожегова С.И. - М, 2004. - 478с.
9. Толстой Л. Н. Анна Каренина / Л.Н. Толстой. - М : Эксмо, 2014. - 1512с.
10. Шпренгер Я. Инститорис Г. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. - М : Амфора, 2007. - 528с.
2. Статьи из периодических изданий.
11. Алексеев С.В. Праславянский фольклор: опыт исторической
реконструкции // С.В. Алексеев // Научные труды Московского гуманитарного университета. №2, 2014. - С6-31.
12. Борисихина Л.Р. Детский фольклор уральской деревни вчера и сегодня // Л.Р. Борисихина // Музей и крестьянство ХХ века [мат-лы шестых Потоскуевских чтений 4-6 сентября 2008 г.]. - Алапаевск, 2008. - С.218-221.
13. Блажес В. В. Образцы народного творчества из репертуара знатока фольклора / В. В. Блажес, Н. В. Чагина // Фольклор Урала. — Свердловск : [Урал. гос. ун-т], 1983. — [Вып. 7]: Бытование фольклора в современности (на материале экспедиций 60-80 годов). — С. 59-64.
14. Блажес В. В. Песенно-повествовательный эпос в свете народной фольклористики / В. В. Блажес // Фольклор Урала. — Свердловск : [Урал. гос. ун-т], 1977. — [Вып. 3]: Народно-песенное творчество. — С. 95-110.
15. Ворончихина О. Как строили дома наши предки : [беседа со специалистом Свердл. обл. дома фольклора о традициях стр-ва в урал. деревнях] // Городские куранты. - 2005. - 2 сент. - С. 4.
16.Земцовский И. Жизнь фольклорной традиции : преувеличения и парадоксы // Механизм передачи фольклорной традиции / Рос. ин-т истории искусств; ответ. ред. Н. Н. Абубакирова-Глазунова. - СПб. : РИНН, 2004. - С. 5-25.
17. Корепова К.Е. Быличка и сказка (в межжанровом пограничье) // К.Е.
Корепова // Рябининские чтения [мат-лы конференции]. -
Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2011 - С. 291-293.
18. Наговицына М. П. Использование фольклорных традиций в современных массовых праздниках // Вестн. Вятского гос. гуманит. ун¬та. - 2010. - № 2. - С. 116-120.
19. Пашина О.А. Традиционная культура в советское время: механизмы адаптации // О.А. Пашина // Рябининские чтения [мат-лы конференции]. - Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2011 - С. 362-364.
20. Федорова О. Традиции не утеряны. Они не только живы, но и развиваются : [развитие фольклорных традиций в художественных коллективах Домов культуры Камышловского района] // Камышловские изв. - 2009. - 26 мая. - С. 5.
21. Христофорова О.Б. Антропологические подходы к изучению феномена колдовства // Пространство колдовства : [сб. ст.]. (Традиция-текст- фольклор. типология и семиотика. отв. ред. С. Ю. Неклюдов). - М. : [РГГУ], 2010. - с11-59.
З.Электронные ресурсы.
22. Афанасьева А. Б. Традиционный танцевальный фольклор современной
русской деревни (на материале Северо-Западной зоны РСФСР) : дис. канд. искусствоведения / Афанасьева Алла Борисовна. - Л., 1984. - 302с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/traditsionnyi-tantsevalnyi-folklor- sovremennoi-russkoi-derevni-na-materiale-severo-za...
23. Бралина С.Ж., Демьянова Ю.В. Жанровая природа современного устного рассказа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //articlekz.com/article/6435
24. Ефимова Е.С. Современная городская быличка . [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http: //www.ruthenia.ru/folklore/efimova6. htm
25.Зиновьев В.П. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин.
[Электронный ресурс]. -
http: //www.ruthenia.ru/folklore/zinoviev2. htm
Режим доступа:
26.Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства.
[Электронный ресурс]. -
http: //www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky6 .htm Режим доступа:
27. Померанцева Э.В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности. Исследование поэтики русских суеверных меморатов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ex- jure.ru/freelaw/news.php?newsid=754
28. Степанов А. К. К вопросу об авторитете «знающих» в современной
русской деревне (по материалам Русского Севера [Электронный ресурс] // Русский фольклор в современных записях : [сайт]. - [Б. м.], [2014]. - Режим доступа:
http://folk.ru/Research/stepanov_avtoritet_znayuschih.php
29. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovardalya.ru