Введение 2
1. Теоретические основы краудфандинговых технологий 4
1.1 Виды краудфандинга 4
1.2 Роль краудфандинга в формировании инвестиционного потенциала 8
1.3 Стимулирующие факторы и ограничения развития краудфандинга. Риски
краудфандинга 10
2. Особенности использования моделей краудфандинга в России и за рубежом 17
2.1 Возможности применения краудфандинговых технологий в развивающихся
странах 17
2.2 Анализ перспективности краудфандинга на примере Kickstarter 20
2.3 Перспективы развития краудфандинга в России 27
3. Применение краудфандинговых технологий на примере малого бизнеса 31
3.1 Бизнес-план проекта 31
3.2 Оценка рациональности использования краудфандинга. Организация
проекта на краудфандинговой платформе 42
3.3 Расчет экономической эффективности. Учет риска при использовании
краудфандинговой кампании 56
Заключение 65
Список использованной литературы 69
На сегодняшний день самым актуальным вопросом, который стоит перед человеком, начинающими свой бизнес или какой-либо проект - это вопрос при-влечения финансирования для их реализации. Конечно, отличная идея и проду-манная технология воплощения идеи - тоже вещи необходимые, но талантливый человек может придумать с десяток хороших идей, каждая из которых имеет шанс стать всемирно популярной. Но если нет денег - вы не продвинетесь ни на шаг к своей бизнес-мечте. Традиционные формы привлечения капитала, такие как кре¬дит, могут решить данные проблемы, однако начинающим компаниям и индиви¬дуальным предпринимателям может быть проблематично взять кредит на хоро¬ших условиях. Проблема поиска капитала послужила толчком для развития новых моделей финансирования проектов, одной из которых является краудфандинг.
Краудфандинг — это коллективное сотрудничество людей, обладающих не¬большим количеством свободных денежных средств, которые добровольно объ¬единяют денежные и прочие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.
За последние 3 года краудфандинг совершил прыжок от небольших сборов для реализации венчурного проекта до многомиллиардного рынка с обширным инвестиционным потенциалом. Объём рынка краудфандинга по итогу 2015 года должен составить 34,4 миллиарда долларов, а к 2020-му году — более 100 милли¬ардов. Причина роста популярности краудфандинга заключается в простой схеме работы, при которой владелец небольшой суммы свободно имеющихся денежных средств самостоятельно выбирает проект для финансирования.
Объектом исследования в данной работе является краудфандинг как метод финансирования инвестиций.
Целью работы является анализ существующих технологий краудфандинга, как метода финансирования для предприятия малого бизнеса и разработка мето¬дики организации подобного финансирования на краудфандинговой площадке.
Предметом исследования является оценка значимости и функционирования краудфандинга как метода финансирования инвестиций и его организация на предприятии малого бизнеса
Задачи работы:
1. Описать принцип работы краудфандинга и изучить существующие виды краудфандинга;
2. Обозначить роль краудфандинга в формировании инвестиционного по¬тенциала;
3. Рассмотреть преимущества и недостатки, обозначить риски при исполь¬зовании краудфандинга;
4. Оценить применяемость метода краудфандингового финансирования как в России, так и за рубежом;
5. Провести анализ успешной зарубежной краудфандинговой платформы;
6. Проанализировать перспективы развития рынка краудфандинга в России;
7. Рассмотреть краудфандинг как метод финансирования инвестиций в проект стартапа и рассчитать экономию на затратах при его использова¬нии по сравнению с альтернативным источником финансирования;
8. Сформулировать последовательность действий учета риска при органи¬зации краудфандинговой кампании на предприятии малого бизнеса
Краудфандинг является способом привлечения денег в форме пожертвований или инвестиций от нескольких лиц. Существует 3 различные технологии краудфандинга, в основном расходящиеся в зависимости от пожертвования денег: классический краудфандинг, краудинвестинг и благотворительность. Наиболее популярной и часто используемой технологией краудфандинга и в России, и на западе является благотворительность, в которой люди вносят финансовый вклад в проект без ожидания финансовой доходности от этого взноса. Однако необходи¬мо помнить, что, во-первых, все потенциальные инвесторы должны испытывать чувство удовлетворения от помощи благому делу, а во-вторых - по окончании проекта необходимо представить доказательства эффективности использования средств.
Данный способ финансирования имеет целый ряд преимуществ, среди кото¬рых наиболее значимыми представляются такие как: облегчение поиска инвесто¬ра, увеличение скорости развития компании за счет упрощения привлечения ка¬питала, создание базы потенциальных покупателей во время сбора средств, а так¬же увеличение информированности населения в целом и целевого рынка в част¬ности о скором выходе продукта компании. Более того, краудфандинг позволяет проверить жизнеспособность продукта или идеи на самой ранней стадии, без угрозы понести большие финансовые потери. К тому же, крупные инвесторы и бизнес-ангелы получают возможность увидеть перспективный проект, имеющий амбициозных создателей, уже получивший некую сумму денег и интерес потен¬циальных клиентов.
Для существования хороших краудфандинговых платформ требуется больше, чем просто наличие предпринимателей и желающих инвесторов. Ключевой сти¬мулирующий фактор - построение краудфандинговой экосистемы, которая вклю¬чает в себя проработанную и эффективную нормативно-правовую базу, возмож¬ность регулировать рынок онлайн, развитие социальных медиа и проникновение их в бизнес. Все это требует серьезного рассмотрения политических и научных экспертов.
На развитие краудфандинга в стране также оказывают большое влияние та¬кие факторы, как мировосприятие и миропонимание населения, принятые соци¬альные нормы и эффективность местного самоуправления. Краудфандинговые платформы чаще всего возникают и хорошо развиваются в странах с высоким ко¬эффициентом доверия населения, низкой стоимостью выхода на рынок и адекват¬ной защитой прав инвесторов.
На краудфандинговых площадках вкладчики в основной своей массе - обыч¬ные интернет-пользователи, не претендующие на дивиденды или долю в бизнесе, которые ко всему прочему не готовы инвестировать пусть даже небольшие сред¬ства в малопонятные проекты. Это обуславливает привлекательность краудфан¬динга для предпринимателей, но в то же время и обязует их разрабатывать инте¬ресный и понятный продукт.
Наиболее привлекательными для российских пользователей являются твор¬ческие проекты, такие как написание интересной книги, игры или фильма. Также хорошие показатели демонстрируют социальные проекты, такие как Тугеза, По- моги.огд, Мой учитель, Электронный благотворительный ящик и другие. Еще од¬на российская особенность, - поддержка важных научных проектов, на которые не дало деньги государство. Среди последних - сбор 2 000 000 рублей для проведе¬ния экспедиции к океанскому дну и 1 500 000 на создание установки, передающей энергию по земной коре.
Наибольшее количество пожертвований приходится на самый старт проекта и к концу установленного срока сбора средств, причем чаще преуспевают проек¬ты с выбранной продолжительностью сбора средств в 30 дней, а не 60 или 90. Предпринимателям важно уметь описать свою идею кратко, интересно и понятно, сделать сбор средств максимально удобным для пользователей, а также постоянно работать над привлечением людей к инвестированию в проект.
Невысокий уровень развития краудфандинга в России по отношению к за-падным странам обуславливается демографической ситуацией в стране, низким коэффициентом доверия населения, относительно слабым распространением электронной коммерции и практически полным отсутствием регулирующей нор¬мативно-правовой базы. Однако краудфандинг в Российской Федерации как мо¬дель финансирования показывает стабильный рост. Количество платформ неуклонно растет, суммарные сборы российских краудфандинговых сервисов по¬вышаются из-года в год, люди становятся все более восприимчивыми к этому способу привлечения средств. Более того, несмотря на более низкий уровень жиз¬ни, средняя сумма инвестирования одного человека в России уже составляет око¬ло 1000 рублей, что выше, чем в западных странах [12].
Краудфандинг во всем мире и в России в частности уже превратился из не-большого эксперимента в хороший рабочий инструмент и сейчас имеет самые ра¬дужные перспективы. Эта новая, не до конца освоенная модель финансирования, отличающаяся массовой доступностью и простотой, в будущем продолжит разви¬ваться, набирать популярность и привлекать инвесторов.
В ходе работы обозначена методика организации краудфандинга, включая метод обоснования бизнес-идеи (составление бизнес-плана), метод оценки рацио¬нальности использования краудфандинга (расчет цен различных источников фи¬нансирования инвестиций), метод представления проекта на краудфандинговой платформе (алгоритм), метод оценки выгодности использования краудфандинга в сравнении с альтернативным источником финансирования (расчет экономии на затратах) и метод учета риска при организации краудфандинговой кампании (оценка риска с финансовой стороны с использованием формулы математическо¬го ожидания).
На примере бизнес-проекта показано использование данных методических основ для организации краудфандинга.
Стоит также добавить, что краудфандинг может быть полезен не только для стартапов и малых предприятий, но и для любой другой существующей организа¬ции, которые могут быть заинтересованы в расширении ассортимента их продук¬ции или модернизации продукции. В результате организация получит не только финансовую помощь, но и расширит свою аудиторию и на этой основе получит информацию о потенциальных клиентах нового продукта.
Результаты данного исследования могут быть использованы при выборе ме¬тода финансирования предприятия, а также авторами различных проектов при ор¬ганизации краудфандинговой кампании.
1. Прямые и венчурные инвестиции в России 2013, 2014, 2015 годов. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека портала «Венчурная Россия», 2016. - Режим доступа: http: //www.allventure.ru/lib/
2. Agrawal, A, Catalini, C, Goldgard, A 2011, ‘The Geography of Crowdfund¬ing’, NET Institute Working Paper No. 10-08, University of Toronto, viewed 17th April 2013.
3. ЛИота, R. (2012) ’7 Reasons to Avoid Crowdfunding’, Fox Business, Small Business Center, 23 October.
4. Belleflamme, P, Lambert, T, and Schwienbacher, A 2012, ‘Crowdfunding: Tapping the Right Crowd’, CORE Discussion Paper No. 2011/32, viewed 12th April 2013.
5. Bernhard Jr., K. (2013) ‘Why Crowdfunding fits in with Angels, VCs’, Up¬start Business Journal, 9 August.
6. Blanding, M. (2013) ‘Crowdfunding a Poor Investment?’, Harvard Business School Working Knowledge, 1 July.
7. Crowdfunding’s Potential for the Developing World. 2013. infoDev, Finance and Private Sector Development Department. Washington, DC: World Bank.
8. Cunningham, W. M. (2012) The Jobs Act: Crowdfunding for small business and startups, New York: Press.
9. Fullen, S. (2006) How to Get the Financing for Your New Small Business, Ocala: Atlantic Publishing Group, Inc.
10. Lister, 2010, ‘Send Me the Money’ Entrepreneur, Vol 38. Issue 9, p84, viewed 5th April 2013, Business Source Complete.
11. Othmar M. Lehner (2013): Crowdfunding social ventures: a model and re-search agenda, Venture Capital: An International Journal of Entrepreneurial.
12. Ordanini A., Miceli L., Pizzetti M., Parasuraman A., 2011, ‘Crowdfunding: transforming customers into investors through innovative service platforms’, Journal of Service Management vol.22, (pp.443-470), viewed 9th April 2013.
13. Torrens, Dr. 2012, ‘Big Issues (A Special Report) — Should EquityBased Crowd Funding Be Legal?’, Wall Street Journal, Eastern edition, 19 March, viewed 12th April 2013, Proquest.
14. Whitla, P. 2009. “Crowdsourcing and Its Application in Marketing Activ i- ties.” Contemporary Management Research 5.
15. Воробьева О.И., Миньков С.Л. Краудфандинг: интернет-сервис народ¬ного финансирования / Воробьева О.И., Миньков С.Л., -М.: Современные науко¬емкие технологии, 2014.
16. Независимое издание RusBase [Электронный ресурс]: статья
«Краудфандинг в России» от 06.08.2012г. - Официальный сайт издания RusBase, 2016. - Режим доступа: http: //rusbase. com/news/kraudfanding-v-rossii/
17. Юридический журнал «Закон» [Электронный ресурс]: статья
«Краудфандинг — инновационный инструмент инвестирования» от 05.2014. - Официальный сайт издательской группы «ЗАКОН», 2016 - Режим доступа: https://zakon.ru/
18. Джейсон Р. Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств / Джейсон Рич, - М.: И-Трейд, 2015
19. Официальный сайт краудфандиговой площадки «Kickstarter», 2016. [Электронный реcурс]. - Режим доступа: http: //www.kickstarter.com/
20. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Краудфандинг,2016. -Официальный сайт Wikipedia, 2016 - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Краудфандинг
21. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Краудин-
вестинг,2016. -Официальный сайт Wikipedia, 2016 - Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Краудинвестинг
22. Nir Vulkan, Thomas Astebro, Manuel Fernandez, Equity crowdfunding: A new phenomena - Оксфордский университет, научная статья, 11.2015.
23. Crowdfunding’s Potential for the Developing World. 2013. info Dev, Fi¬
nance and Private Sector Development Department. Washington, DC: World Bank., - Crowdfunding risks - fraud, failure and fulfillment
24. Краудфандинговая платформа Boomstarter. //
http: //boomstarter. ru/termsof-use
25. Краудфандинговая платформа Planeta.ru. //
http: //planeta.ru/welcome/agreement.html
26. Гусева Д., Малыхин Н., Краудфандинг: сущность, преимущества и рис¬ки // Электронный журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики - Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/