ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников 13
1.1 Формирование жизненной стратегии старшеклассников как
актуальная социальная и психолого-педагогическая
проблема 13
1.2 Сущность понятия «жизненная стратегия» и классификации ее
типов 20
1.3 Возможности применения исследовательского подхода в процессе
формирования жизненной стратегии у старших школьников 26
1.4 Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса применения исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у старших школьников 32
Выводы по I главе 40
Глава II. Процесс реализации исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у старшеклассников 42
2.1 Моделирование процесса применения исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у учащихся старших
классов 42
2.2 Анализ результатов констатирующего педагогического эксперимента 47
2.3 Опытно-экспериментальная работа по реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у учащихся старших
классов и анализ ее результатов 52
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию жизненной стратегии у учащихся старших классов 56
Выводы по II главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Глава I. Теоретические основы процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников 13
1.1 Формирование жизненной стратегии старшеклассников как
актуальная социальная и психолого-педагогическая
проблема 13
1.2 Сущность понятия «жизненная стратегия» и классификации ее
типов 20
1.3 Возможности применения исследовательского подхода в процессе
формирования жизненной стратегии у старших школьников 26
1.4 Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса применения исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у старших школьников 32
Выводы по I главе 40
Глава II. Процесс реализации исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у старшеклассников 42
2.1 Моделирование процесса применения исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у учащихся старших
классов 42
2.2 Анализ результатов констатирующего педагогического эксперимента 47
2.3 Опытно-экспериментальная работа по реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у учащихся старших
классов и анализ ее результатов 52
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию жизненной стратегии у учащихся старших классов 56
Выводы по II главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Актуальность исследуемой темы состоит в том, что в последнее время в России все чаще происходят социально-экономические перемены, способствующие смене ценностных ориентаций современной молодежи. В сложившейся ситуации наблюдается пессимистический настрой молодых людей по отношению к настоящему и будущему, неготовность нести ответственность за собственный выбор, несформированность потребности самостоятельно проектировать жизненные планы, что обусловливает необходимость формирования жизненной стратегии у старшеклассников. На этапе взросления они нуждаются в помощи педагогов в определении мировоззренческой позиции, профессионального выбора, жизненных перспектив. Решению этой проблемы может способствовать реализация исследовательского подхода как условия эффективного формирования жизненной стратегии у старшеклассников. Его значимость для старшеклассников обусловлена тем, что он усиливает интерес учащихся к своей личности и деятельности благодаря их активной включенности в процесс формирования жизненной стратегии. Реализация учителем исследовательского подхода в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии способствует повышению качества и объективности результатов его педагогической деятельности.
Значительный вклад в изучение сущности понятия «жизненная стратегия» внесли К.А. Абульханова-Славская, О.С. Васильева, В.Е. Купченко, М.О. Мдивани, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник и др.
Анализ психолого-педагогической литературы способствовал выявлению противоречий на следующих уровнях:
1) социальном уровне: между потребностью общества в выпускнике школы, способном принимать решения в ситуации неопределенности и нести ответственность за свой выбор, проектировать жизненные планы, и его неготовностью к выполнению предъявляемых ему требований;
2) социально-педагогическом уровне: между социальным заказом общества на формирование жизненных стратегий у выпускников средней общеобразовательной школы и недостаточной готовностью учителей к организации этого процесса;
3) внутриличностном уровне: между требованием социальной ситуации в готовности выпускников школ к реализации жизненных целей и их недостаточной самостоятельностью; а также между желанием больше иметь и получать и психологической неготовностью старшеклассников к квалифицированному творческому труду.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: какова модель процесса применения исследовательского
подхода в ходе формирования жизненных стратегий у старшеклассников?
Необходимость в решении проблемы исследования обусловливает актуальность его темы «Исследовательский подход как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников».
Объект исследования: процесс формирования жизненной стратегии у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе.
Предмет исследования: применение исследовательского подхода как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность модели реализации исследовательского подхода в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования
жизненной стратегии у старшеклассников повысится, если будут:
1) уточнена сущность понятий «жизненная стратегия» и
«исследовательский подход»;
2) выявлена специфика и содержание процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников;
3) выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников;
4) определены критерии, показатели и уровни сформированности жизненной стратегии у старшеклассников;
5) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеклассную воспитательную работу модель и программа опытно-экспериментальной деятельности по реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненных стратегий у старшеклассников.
Задачами исследования являются:
1) уточнить сущность понятий «жизненная стратегия» и «исследовательский подход»;
2) выявить специфику и психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у старшеклассников жизненной стратегии;
3) разработать критерии, показатели, уровни сформированности жизненной стратегии у старшеклассников;
4) разработать модель реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у старшеклассников;
5) разработать программу опытно-экспериментальной работы, направленную на формирование жизненной стратегии у старшеклассников, внедрить ее в учебно-воспитательный процесс класса и определить её эффективность.
Методологической базой исследования являются: исследовательский подход в образовании (В.И. Загвязинский, А.И. Савенков и др.) и др.; положения об индивидуальности личности (Л.И. Божович, М.А. Холодная и др.); сущность и содержание личностного самоопределения школьников (А.Г. Асмолов, И.С. Кон и др.); теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
В работе были использованы взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, мысленный эксперимент, моделирование;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, ранжирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка.
База исследования: 16 общеобразовательных школ РТ, РУ, Бардымского района Пермского края и г. Вологда.
Новизна исследования заключается в выявлении социальных, психологических и педагогических факторов, влияющих на формирование у старшеклассников жизненной стратегии, а также психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у старшеклассников жизненной стратегии.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировке авторских определений понятий «жизненная стратегия» и «исследовательский подход»; выявлении критериев, показателей и характеристике уровней сформированности жизненной стратегии у старшеклассников; разработке модели реализации исследовательского подхода в ходе формирования у старшеклассников жизненной стратегии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научно-методические материалы и диагностический инструментарий могут быть использованы классными руководителями в процессе формирования жизненной стратегии у старшеклассников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: использованием разнообразных источников психолого¬
педагогической информации, опорой на методологию педагогического исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе и логике исследования, количественного и качественного анализа его результатов.
Личное участие в исследовании заключается в выявлении факторов формирования у старшеклассников жизненной стратегии; в предложении новых определений понятий «жизненная стратегия» и «исследовательский подход»; выявлении критериев, их показателей и характеристике уровней сформированности жизненной стратегии у старшеклассников; разработке модели изучаемого процесса и программы формирующего эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Факторы, влияющие на процесс формирования жизненной стратегии у старшеклассников: социальные (социальный заказ, семья, социальная зрелость, востребованность профессии, круг общения, СМИ); психологические (мотивационный фактор, сформированность самосознания, психологическая активность) и педагогические (взаимодействие школы и семьи, теоретическая и методическая готовность учителя к процессу формирования жизненной стратегии у старшеклассников, использование учителем педагогической диагностики).
2. Определение понятия «жизненная стратегия» - это осознанно спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы на будущее, основанные на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях необходимых для самопродвижения личности и улучшения качества жизни, выстроенные в соответствии с индивидуальным интеллектуально-творческим потенциалом и жизненным опытом, которые позволяют личности занять позицию активного субъекта своей жизни.
3. Определение понятия «исследовательский подход», которое рассматривается как «методически эффективный способ выявления тенденций развития и прогнозирования результатов деятельности учащихся, способствующий активизации их личностной позиции в контексте решения и анализа проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе».
4. Психологические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования жизненной стратегии старшеклассника (устойчивая внутренняя мотивация; учет возрастных и индивидуальных особенностей; обеспечение их психологической защищенности; ведущий вид деятельности и учет его специфики; готовность и способность обучающихся к личностному самоопределению; их стремление к самоутверждению; избирательное отношение к жизненным целям и планам и т.д.) и педагогические условия (высокий уровень профессиональной компетентности учителя; его готовность совместно с учеником к проектированию индивидуального маршрута его жизненной стратегии; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у старшеклассников жизненной стратегии и др.).
5. Критерии сформированности у старшеклассников жизненных стратегий и их показатели: мотивационно-целевой критерий (наличие мотивации к проектированию жизненной стратегии; умение выдвигать цель и сформированность мотивации к её достижению); содержательно-смысловой критерий (осознание сущности жизненной стратегии, её содержательная наполненность и отношение старшеклассника к процессу формирования у него жизненной стратегии); организационный критерий (планирование жизненной стратегии и выбор его способов, готовность старшеклассника к реализации жизненной стратегии); операционно-деятельностный критерий (овладение старшеклассниками умениями и способностями по выбору средств, способов и технологий конструирования жизненных стратегий и стремление к их применению и совершенствованию); оценочный критерий (отношение к будущему, самостоятельность, степень самореализации), рефлексивно¬прогностический критерий (рефлексия собственного поведения; степень ответственности за выбор жизненной стратегии; предвидение и прогноз личных и социально значимых последствий своих действий).
6. Модель применения исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у учащихся старших классов.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (2015 г.) - поисково-теоретический - была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, проанализированы подходы ученых к её решению, разработана программа исследования, определены понятийный аппарат и методы исследования.
II этап (2016 г.) - опытно-экспериментальный - подготовлен и
проведен констатирующий эксперимент, разработана модель реализации исследовательского подхода в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии и программа опытно-экспериментальной работы; осуществлена их апробация во внеклассной воспитательной работе средней школы.
III этап (2016-2017 гг.) - обобщающий - обобщены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы; осуществлена количественная и качественная обработка полученных данных; сформулированы выводы; апробированы результаты исследования.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации основных результатов исследования.
1. Илаева Р.А. Влияние социальных и психолого-педагогических факторов на формирование жизненной стратегии старшеклассников // Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей вузов «Исследовательские инициативы студенческой молодежи как социальная практика современного профессионального образования» / под ред. Н.С. Ефимовой. - М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2016. - С. 80-83.
2. Илаева Р.А. Возможности реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у старших школьников // Материалы Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия современной молодежи: педагогика и психология» / Под ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. - С. 86-88.
3. Илаева Р.А. Конспект воспитательного внеклассного мероприятия «Каким я вижу себя в будущем?» // Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация. Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - Киров, 2016. URL: https://open-lesson.net/6109.htm.
4. Илаева Р.А. Конспект воспитательного внеклассного мероприятия «Кем я вижу себя в будущем?» // Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация. Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - Киров, 2016. URL: https://open-lesson.net/6110.htm.
5. Илаева Р.А. Характеристика критериев и показателей сформированности жизненных стратегий у старшеклассников // Материалы Международной научно-практической конференции «Новая наука: современное состояние и пути развития» - Оренбург, 2016. - С. 53-54.
6. Илаева Р.А. Модель процесса применения исследовательского подхода
в ходе формирования жизненной стратегии у учащихся старших классов // Материалы Международной научно-практической конференции
«Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации». - Пенза, 2016. - С. 271-274.
7. Илаева Р.А. Психолого-педагогические условия повышения уровней сформированности у старших школьников жизненной стратегии в процессе внеклассной воспитательной работы учителя // Pedagogical Sciences. - VOL 1, NO 5(5), 2016. - Budapest, Hungary, 2016. - С. 11-14.
8. Илаева Р.А., Савина Н.Н. Сущность жизненной стратегии и ее типологии // Современные проблемы науки и образования (перечень ВАК). -
2016. - № 6.
9. Илаева Р.А. Моделирование как эффективный метод преобразования внеклассной воспитательной деятельности учителя // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». - Елабуга, 2016. - С. 204-208.
10. Илаева Р.А. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию жизненной стратегии у учащихся старших классов // Коллективная монография. Современные социально-экономическиепроцессы: проблемы, закономерности, перспективы / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 187-194.
11. Илаева Р.А. Исследовательский подход как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников // Сборник тезисов работ участников XI конференции обучающихся «Национальное Достояние России. - М.: НС «Интеграция», 2017. - С. 553-554.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция (18 апреля, 2016 г., г. Елабуга).
2. Итоговая научно-образовательная конференция (17 апреля, 2017 г., г. Елабуга).
Участие в конкурсах:
1. Конкурс ЕИ КФУ «Студент-исследователь» - I место (3 декабря 2016 г., ЕИ КФУ, г. Елабуга).
2. Всероссийский открытый конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» - Диплом 2 степени (05-07 апреля 2017 г., вторая сессия, очный этап).
3. Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу - I место (13 апреля 2017 г., ЕИ КФУ, г. Елабуга).
4. Конкурс на лучшую научную статью - I место (14 апреля 2017 г., ЕИ КФУ, г. Елабуга).
5. Конкурс на лучшую научную работу студентов КФУ 2017 года (17 мая 2017 г., КФУ, г. Казань).
Значительный вклад в изучение сущности понятия «жизненная стратегия» внесли К.А. Абульханова-Славская, О.С. Васильева, В.Е. Купченко, М.О. Мдивани, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник и др.
Анализ психолого-педагогической литературы способствовал выявлению противоречий на следующих уровнях:
1) социальном уровне: между потребностью общества в выпускнике школы, способном принимать решения в ситуации неопределенности и нести ответственность за свой выбор, проектировать жизненные планы, и его неготовностью к выполнению предъявляемых ему требований;
2) социально-педагогическом уровне: между социальным заказом общества на формирование жизненных стратегий у выпускников средней общеобразовательной школы и недостаточной готовностью учителей к организации этого процесса;
3) внутриличностном уровне: между требованием социальной ситуации в готовности выпускников школ к реализации жизненных целей и их недостаточной самостоятельностью; а также между желанием больше иметь и получать и психологической неготовностью старшеклассников к квалифицированному творческому труду.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: какова модель процесса применения исследовательского
подхода в ходе формирования жизненных стратегий у старшеклассников?
Необходимость в решении проблемы исследования обусловливает актуальность его темы «Исследовательский подход как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников».
Объект исследования: процесс формирования жизненной стратегии у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе.
Предмет исследования: применение исследовательского подхода как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность модели реализации исследовательского подхода в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования
жизненной стратегии у старшеклассников повысится, если будут:
1) уточнена сущность понятий «жизненная стратегия» и
«исследовательский подход»;
2) выявлена специфика и содержание процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников;
3) выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников;
4) определены критерии, показатели и уровни сформированности жизненной стратегии у старшеклассников;
5) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеклассную воспитательную работу модель и программа опытно-экспериментальной деятельности по реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненных стратегий у старшеклассников.
Задачами исследования являются:
1) уточнить сущность понятий «жизненная стратегия» и «исследовательский подход»;
2) выявить специфику и психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у старшеклассников жизненной стратегии;
3) разработать критерии, показатели, уровни сформированности жизненной стратегии у старшеклассников;
4) разработать модель реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у старшеклассников;
5) разработать программу опытно-экспериментальной работы, направленную на формирование жизненной стратегии у старшеклассников, внедрить ее в учебно-воспитательный процесс класса и определить её эффективность.
Методологической базой исследования являются: исследовательский подход в образовании (В.И. Загвязинский, А.И. Савенков и др.) и др.; положения об индивидуальности личности (Л.И. Божович, М.А. Холодная и др.); сущность и содержание личностного самоопределения школьников (А.Г. Асмолов, И.С. Кон и др.); теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
В работе были использованы взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, мысленный эксперимент, моделирование;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, ранжирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка.
База исследования: 16 общеобразовательных школ РТ, РУ, Бардымского района Пермского края и г. Вологда.
Новизна исследования заключается в выявлении социальных, психологических и педагогических факторов, влияющих на формирование у старшеклассников жизненной стратегии, а также психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у старшеклассников жизненной стратегии.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировке авторских определений понятий «жизненная стратегия» и «исследовательский подход»; выявлении критериев, показателей и характеристике уровней сформированности жизненной стратегии у старшеклассников; разработке модели реализации исследовательского подхода в ходе формирования у старшеклассников жизненной стратегии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научно-методические материалы и диагностический инструментарий могут быть использованы классными руководителями в процессе формирования жизненной стратегии у старшеклассников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: использованием разнообразных источников психолого¬
педагогической информации, опорой на методологию педагогического исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе и логике исследования, количественного и качественного анализа его результатов.
Личное участие в исследовании заключается в выявлении факторов формирования у старшеклассников жизненной стратегии; в предложении новых определений понятий «жизненная стратегия» и «исследовательский подход»; выявлении критериев, их показателей и характеристике уровней сформированности жизненной стратегии у старшеклассников; разработке модели изучаемого процесса и программы формирующего эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Факторы, влияющие на процесс формирования жизненной стратегии у старшеклассников: социальные (социальный заказ, семья, социальная зрелость, востребованность профессии, круг общения, СМИ); психологические (мотивационный фактор, сформированность самосознания, психологическая активность) и педагогические (взаимодействие школы и семьи, теоретическая и методическая готовность учителя к процессу формирования жизненной стратегии у старшеклассников, использование учителем педагогической диагностики).
2. Определение понятия «жизненная стратегия» - это осознанно спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы на будущее, основанные на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях необходимых для самопродвижения личности и улучшения качества жизни, выстроенные в соответствии с индивидуальным интеллектуально-творческим потенциалом и жизненным опытом, которые позволяют личности занять позицию активного субъекта своей жизни.
3. Определение понятия «исследовательский подход», которое рассматривается как «методически эффективный способ выявления тенденций развития и прогнозирования результатов деятельности учащихся, способствующий активизации их личностной позиции в контексте решения и анализа проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе».
4. Психологические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования жизненной стратегии старшеклассника (устойчивая внутренняя мотивация; учет возрастных и индивидуальных особенностей; обеспечение их психологической защищенности; ведущий вид деятельности и учет его специфики; готовность и способность обучающихся к личностному самоопределению; их стремление к самоутверждению; избирательное отношение к жизненным целям и планам и т.д.) и педагогические условия (высокий уровень профессиональной компетентности учителя; его готовность совместно с учеником к проектированию индивидуального маршрута его жизненной стратегии; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у старшеклассников жизненной стратегии и др.).
5. Критерии сформированности у старшеклассников жизненных стратегий и их показатели: мотивационно-целевой критерий (наличие мотивации к проектированию жизненной стратегии; умение выдвигать цель и сформированность мотивации к её достижению); содержательно-смысловой критерий (осознание сущности жизненной стратегии, её содержательная наполненность и отношение старшеклассника к процессу формирования у него жизненной стратегии); организационный критерий (планирование жизненной стратегии и выбор его способов, готовность старшеклассника к реализации жизненной стратегии); операционно-деятельностный критерий (овладение старшеклассниками умениями и способностями по выбору средств, способов и технологий конструирования жизненных стратегий и стремление к их применению и совершенствованию); оценочный критерий (отношение к будущему, самостоятельность, степень самореализации), рефлексивно¬прогностический критерий (рефлексия собственного поведения; степень ответственности за выбор жизненной стратегии; предвидение и прогноз личных и социально значимых последствий своих действий).
6. Модель применения исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у учащихся старших классов.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (2015 г.) - поисково-теоретический - была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, проанализированы подходы ученых к её решению, разработана программа исследования, определены понятийный аппарат и методы исследования.
II этап (2016 г.) - опытно-экспериментальный - подготовлен и
проведен констатирующий эксперимент, разработана модель реализации исследовательского подхода в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии и программа опытно-экспериментальной работы; осуществлена их апробация во внеклассной воспитательной работе средней школы.
III этап (2016-2017 гг.) - обобщающий - обобщены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы; осуществлена количественная и качественная обработка полученных данных; сформулированы выводы; апробированы результаты исследования.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации основных результатов исследования.
1. Илаева Р.А. Влияние социальных и психолого-педагогических факторов на формирование жизненной стратегии старшеклассников // Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей вузов «Исследовательские инициативы студенческой молодежи как социальная практика современного профессионального образования» / под ред. Н.С. Ефимовой. - М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2016. - С. 80-83.
2. Илаева Р.А. Возможности реализации исследовательского подхода в процессе формирования жизненной стратегии у старших школьников // Материалы Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия современной молодежи: педагогика и психология» / Под ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. - С. 86-88.
3. Илаева Р.А. Конспект воспитательного внеклассного мероприятия «Каким я вижу себя в будущем?» // Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация. Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - Киров, 2016. URL: https://open-lesson.net/6109.htm.
4. Илаева Р.А. Конспект воспитательного внеклассного мероприятия «Кем я вижу себя в будущем?» // Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация. Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - Киров, 2016. URL: https://open-lesson.net/6110.htm.
5. Илаева Р.А. Характеристика критериев и показателей сформированности жизненных стратегий у старшеклассников // Материалы Международной научно-практической конференции «Новая наука: современное состояние и пути развития» - Оренбург, 2016. - С. 53-54.
6. Илаева Р.А. Модель процесса применения исследовательского подхода
в ходе формирования жизненной стратегии у учащихся старших классов // Материалы Международной научно-практической конференции
«Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации». - Пенза, 2016. - С. 271-274.
7. Илаева Р.А. Психолого-педагогические условия повышения уровней сформированности у старших школьников жизненной стратегии в процессе внеклассной воспитательной работы учителя // Pedagogical Sciences. - VOL 1, NO 5(5), 2016. - Budapest, Hungary, 2016. - С. 11-14.
8. Илаева Р.А., Савина Н.Н. Сущность жизненной стратегии и ее типологии // Современные проблемы науки и образования (перечень ВАК). -
2016. - № 6.
9. Илаева Р.А. Моделирование как эффективный метод преобразования внеклассной воспитательной деятельности учителя // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». - Елабуга, 2016. - С. 204-208.
10. Илаева Р.А. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию жизненной стратегии у учащихся старших классов // Коллективная монография. Современные социально-экономическиепроцессы: проблемы, закономерности, перспективы / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 187-194.
11. Илаева Р.А. Исследовательский подход как условие формирования жизненной стратегии у старшеклассников // Сборник тезисов работ участников XI конференции обучающихся «Национальное Достояние России. - М.: НС «Интеграция», 2017. - С. 553-554.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция (18 апреля, 2016 г., г. Елабуга).
2. Итоговая научно-образовательная конференция (17 апреля, 2017 г., г. Елабуга).
Участие в конкурсах:
1. Конкурс ЕИ КФУ «Студент-исследователь» - I место (3 декабря 2016 г., ЕИ КФУ, г. Елабуга).
2. Всероссийский открытый конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» - Диплом 2 степени (05-07 апреля 2017 г., вторая сессия, очный этап).
3. Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу - I место (13 апреля 2017 г., ЕИ КФУ, г. Елабуга).
4. Конкурс на лучшую научную статью - I место (14 апреля 2017 г., ЕИ КФУ, г. Елабуга).
5. Конкурс на лучшую научную работу студентов КФУ 2017 года (17 мая 2017 г., КФУ, г. Казань).
В ситуации непрерывных социально-экономических изменений особую актуальность приобретает проблема формирования жизненной стратегии человека. Особые трудности в ситуациях неопределенности испытывают выпускники средней общеобразовательной школы, главное противоречие жизненной перспективы которых состоит в недостаточной самостоятельности и готовности к самоотдаче ради реализации жизненных целей. Они вынуждены перестраивать свои жизненные цели, и нуждаются в педагогической помощи семьи и школы.
В процессе анализа научно-педагогической литературы были выделены социальные (социальный заказ, семья, социальная зрелость, востребованность профессии, круг общения, СМИ); психологические (мотивационный фактор, сформированность самосознания, психологическая активность) и педагогические (взаимодействие школы и семьи, теоретическая и методическая готовность учителя к процессу формирования жизненной стратегии у старшеклассников, использование учителем педагогической диагностики) факторы, влияющие на изучаемый процесс, рассмотрена сущность понятия «жизненная стратегия», выделены ее признаки (сосредоточенность на самопродвижении личности, терминальные и инструментальные ценности- цели, создание условий для улучшения качества жизни, планирование будущего) и сформулировано его новое определение: «жизненная стратегия - это осознанно спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы на будущее, основанные на терминальных и инструментальных ценностях- целях и условиях для самопродвижения личности и улучшения качества ее жизни, выстроенные в соответствии с индивидуальным интеллектуально¬творческим потенциалом и жизненным опытом, которые позволяют личности занять позицию активного субъекта своей жизни».
Изучение типологий жизненных стратегий позволило выбрать такой тип, как «творческая уникальность» с целью ее формирования у школьников .
69
Анализ сущности исследовательского подхода позволил установить, что его применение в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности учителя и формированию у учащихся личностно значимого исследовательского опыта изучения своих индивидуальных особенностей, планов на будущее и деятельности. Нами была предпринята попытка сформулировать новое определение рассматриваемого понятия:
«исследовательский подход» - это методически эффективный способ выявления тенденций развития и прогнозирования результатов деятельности учащихся, который способствует активизациии их личностной позиции в контексте решения и анализа проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной воспитательной работе.
В процессе исследования были выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, реализация которых способствовала повышению эффективности процесса формирования жизненной стратегии у старших школьников. К психологическим условиям относятся: устойчивая внутренняя мотивация старшеклассника к конструированию жизненной стратегии; учет его возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение психологической защищенности старших школьников; учет зоны ближайшего развития; учет сензитивного периода развития; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сущность которого определяется их потребностью в личностном росте, стремлением к достижению успеха в жизни и т.д. К педагогическим условиям процесса формирования жизненной стратегии старшеклассников были отнесены владение учителем навыками социальной, проектной и исследовательской видами деятельности; высокий уровень профессиональной компетентности учителя, систематическое внесение корректив в процесс воспитательной деятельности с учетом личного опыта старших школьников; готовность учителя совместно со старшеклассником к проектированию индивидуального маршрута его жизненной стратегии; целенаправленный отбор форм, методов и средств, конструирующих ситуации поиска ценностей, их выбора и принятия решений и др.
В ходе исследования нами была разработана и реализована педагогическая модель применения исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у старших школьников общеобразовательной школы. Она включала такие блоки, как: целевой, методологический, содержательный, оценочно-результативный (см.: Приложение 1).
С целью определения состояния процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников был проведен констатирующий эксперимент в 16-ти общеобразовательных школах РТ, РУ, Пермского края, г. Вологда с использованием такого исследовательского метода, как анкетирование. В нем приняли участие 150 учителей и 225 старших школьников. В результате анализа результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что 47,10% старших школьников нуждаются в поддержке семьи и школы, что говорит о невысоком уровне сформированности их жизненной стратегии и необходимости организации воспитательной работы для устранения проблемы.
Для проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий, разработанных модели применения исследовательского подхода в процессе формирования у старших школьников жизненной стратегии была организована опытно-экспериментальная работа. Она предполагала разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование
экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов (см.: Приложение 2).
По окончании эксперимента в КГ у учащихся наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности жизненной стратегии были отнесены 20% респондентов; к среднему уровню - 70% участников
эксперимента; к низкому - 10% школьников.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы опытно-экспериментальной работы в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования у старших школьников жизненной стратегии. Результаты повторного диагностического среза, который был организован в конце формирующего эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень сформированности жизненной стратегии у учащихся ЭГ был характерен для 40% учащихся старших классов; средний - для 55% опрошенных учащихся; низкий - для 5% участников эксперимента. В КГ к высокому уровню сформированности жизненной стратегии у старшеклассников можно было отнести 20% школьников, к среднему 70% учащихся и к низкому 10% выпускников школы.
В ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования у старших школьников жизненной стратегии, что подтверждает эффективность выдвинутой гипотезы исследования, выявленных психолого-педагогических условий, а также разработанных модели и программы опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся старших классов жизненной стратегии в ходе внеклассной воспитательной деятельности.
В процессе анализа научно-педагогической литературы были выделены социальные (социальный заказ, семья, социальная зрелость, востребованность профессии, круг общения, СМИ); психологические (мотивационный фактор, сформированность самосознания, психологическая активность) и педагогические (взаимодействие школы и семьи, теоретическая и методическая готовность учителя к процессу формирования жизненной стратегии у старшеклассников, использование учителем педагогической диагностики) факторы, влияющие на изучаемый процесс, рассмотрена сущность понятия «жизненная стратегия», выделены ее признаки (сосредоточенность на самопродвижении личности, терминальные и инструментальные ценности- цели, создание условий для улучшения качества жизни, планирование будущего) и сформулировано его новое определение: «жизненная стратегия - это осознанно спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы на будущее, основанные на терминальных и инструментальных ценностях- целях и условиях для самопродвижения личности и улучшения качества ее жизни, выстроенные в соответствии с индивидуальным интеллектуально¬творческим потенциалом и жизненным опытом, которые позволяют личности занять позицию активного субъекта своей жизни».
Изучение типологий жизненных стратегий позволило выбрать такой тип, как «творческая уникальность» с целью ее формирования у школьников .
69
Анализ сущности исследовательского подхода позволил установить, что его применение в процессе формирования у старшеклассников жизненной стратегии будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности учителя и формированию у учащихся личностно значимого исследовательского опыта изучения своих индивидуальных особенностей, планов на будущее и деятельности. Нами была предпринята попытка сформулировать новое определение рассматриваемого понятия:
«исследовательский подход» - это методически эффективный способ выявления тенденций развития и прогнозирования результатов деятельности учащихся, который способствует активизациии их личностной позиции в контексте решения и анализа проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной воспитательной работе.
В процессе исследования были выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, реализация которых способствовала повышению эффективности процесса формирования жизненной стратегии у старших школьников. К психологическим условиям относятся: устойчивая внутренняя мотивация старшеклассника к конструированию жизненной стратегии; учет его возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение психологической защищенности старших школьников; учет зоны ближайшего развития; учет сензитивного периода развития; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сущность которого определяется их потребностью в личностном росте, стремлением к достижению успеха в жизни и т.д. К педагогическим условиям процесса формирования жизненной стратегии старшеклассников были отнесены владение учителем навыками социальной, проектной и исследовательской видами деятельности; высокий уровень профессиональной компетентности учителя, систематическое внесение корректив в процесс воспитательной деятельности с учетом личного опыта старших школьников; готовность учителя совместно со старшеклассником к проектированию индивидуального маршрута его жизненной стратегии; целенаправленный отбор форм, методов и средств, конструирующих ситуации поиска ценностей, их выбора и принятия решений и др.
В ходе исследования нами была разработана и реализована педагогическая модель применения исследовательского подхода в ходе формирования жизненной стратегии у старших школьников общеобразовательной школы. Она включала такие блоки, как: целевой, методологический, содержательный, оценочно-результативный (см.: Приложение 1).
С целью определения состояния процесса формирования жизненной стратегии у старшеклассников был проведен констатирующий эксперимент в 16-ти общеобразовательных школах РТ, РУ, Пермского края, г. Вологда с использованием такого исследовательского метода, как анкетирование. В нем приняли участие 150 учителей и 225 старших школьников. В результате анализа результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что 47,10% старших школьников нуждаются в поддержке семьи и школы, что говорит о невысоком уровне сформированности их жизненной стратегии и необходимости организации воспитательной работы для устранения проблемы.
Для проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий, разработанных модели применения исследовательского подхода в процессе формирования у старших школьников жизненной стратегии была организована опытно-экспериментальная работа. Она предполагала разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование
экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов (см.: Приложение 2).
По окончании эксперимента в КГ у учащихся наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности жизненной стратегии были отнесены 20% респондентов; к среднему уровню - 70% участников
эксперимента; к низкому - 10% школьников.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы опытно-экспериментальной работы в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования у старших школьников жизненной стратегии. Результаты повторного диагностического среза, который был организован в конце формирующего эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень сформированности жизненной стратегии у учащихся ЭГ был характерен для 40% учащихся старших классов; средний - для 55% опрошенных учащихся; низкий - для 5% участников эксперимента. В КГ к высокому уровню сформированности жизненной стратегии у старшеклассников можно было отнести 20% школьников, к среднему 70% учащихся и к низкому 10% выпускников школы.
В ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования у старших школьников жизненной стратегии, что подтверждает эффективность выдвинутой гипотезы исследования, выявленных психолого-педагогических условий, а также разработанных модели и программы опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся старших классов жизненной стратегии в ходе внеклассной воспитательной деятельности.
Подобные работы
- Особенности и специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Изучение жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки (Возрастная и педагогическая психология, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Жизненные стратегии студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Объекты этнотуризма как средство формирования этнокультурно-
ориентированной личности
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017



