Введение 3
1. Концептуальная основа совершенствования организационной 5 структуры управления
1.1. Принципы формирования эффективной организационной 5 структуры управления
1.2. Сравнительный анализ различных типов организационных 13 структур управления
1.3. Методы оценки эффективности аппарата управления современной 22 компании
2. Анализ практики функционирования и развития организационной 31 структуры управления ООО «Урарту»
2.1. Основы направления экономического развития предприятия 31
2.2. Анализ финансовой деятельности ООО «Урарту» 39
2.3. Оценка эффективности функционирования и развития 50 организационной структуры управления
3. Совершенствования организационной структуры управления в 64
ООО «Урарту»
3.1. Моделирование рациональной организационной структуры 64 управления.
3.2. Оптимизация затрат на содержание аппарата ООО «Урарту» 70
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных 74
мероприятий
Заключение 80
Список использованной литературы 85
Приложения 90
Изучение эффективности организационной структуры предприятия сферы услуг в последнее время стало важным направлением в проблеме оптимизации и повышения эффективности деятельности предприятия.
При этом внимание руководителей направляется на решение целого комплекса таких взаимосвязанных проблем, таких как связь между эффективностью функционирования организации и стилем управления, раскрытие критериев выбора оптимальной организационной структуры, определение сущностных характеристик и условий формирования эффективной управленческой деятельности, проблема существования единого универсального стиля или комбинаций стилей управления.
В ряде зарубежных теорий менеджмента само понятие организационной структуры по мере углубления исследования проблемы, претерпевало изменения и наполнялось новым смыслом.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем обстоятельством, что в условиях постоянно обостряющейся конкуренции на рынке ресторанных услуг, предприятиям необходимо мобильно реагировать на изменения внешней среды, быть более гибкими в трансформации от одних производственных процессов к другим, обеспечивать конкурентоспособные цены и услуги, а это возможно лишь за счет гибкого управления организации и мобилизации всех ресурсов на повышение конкурентоспособности на рынке в целом.
Целью работы является совершенствование организационной структуры ООО «Урарту».
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность, схемы и нормативную практику совершенствования организационной структуры.
2. Оценить эффективность деятельности ООО «Урарту».
организационной структуры предприятия сферы услуг.
4. Разработать мероприятий по совершенствованию организационной структуры ООО «Урарту».
5. Оценить эффективность предложенных мероприятий.
В работе использовались труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Володин В.В., Огай О.А., Нефедов Ю.В., Гэлловэй Л., Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Лобов С.В., Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф., Аносов Ю.М., Бекренев Л.Л., Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Аббата Дага А., Каплан Р. и т.д. Среди авторов, работы которых рассматриваются как классические, можно выделить таких исследователей как Беляцкий Н.П., Виханский О.С., Наумов А.И., Мильнер Б., Попов Г.Х., Файоль А., ЭмерсонГ., Тейлор Ф., Форд Г., Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Друкер П., Фаткин Л.В., Петросян Д.С., Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И., Вершигора Е.Е. и пр.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список составляет 64 источника литературы.
Практическая значимость работы состоит в разработке мероприятий направленных на повышение эффективности управления ресторанно-гостиничного комплекса ООО «Урарту».
Под организационной структурой понимается совокупность организационных элементов и взаимосвязей между ними, упорядоченных в соответствии с их ролью в процессе реализации целей системы, составляющих единое целое для выполнения функций управления и ориентированных на осуществление эффективного функционирования системы.
В зависимости от выбора вида организации управленческой деятельности происходит выбор тех или иных инструментов ее организации от сбора информации до подбора и расстановки кадров, постановки задач, оперативного планирования, организации и даже контроля ее исполнения.
Функции управления - это относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект для достижения поставленной цели. Функции управления подразделяются на два вида: общие и конкретные.
Методы расчета эффективности организационной структуры должны основываться на анализе и оценке условий управления и управленческих ситуаций, на использование правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в процессе их деятельности, поэтому к ним относятся проектирование, регламентирование, нормирование
инструктирование и технологизация управленческой деятельности.
Современные тенденции развития организационных структур включают
1. Совершенствование структуры управления организации на основе моделирования бизнес-процессов.
2. Совершенствование организационной структуры организации, ориентированной на инновации.
организационной структуры.
Организационная структура ООО «Урарту» является линейно-функциональной, и характеризуется подчинением всех направлений деятельности (гостиницы, ресторана и «бистро») одному директору.
К функциональной сфере ООО «Урарту» относиться Генеральный директор, так как он выполняет функцию по созданию подразделений и управляет бизнесом.
К территориальной сфере относиться заместитель директора по общим вопросам, финансовый директор, шеф-повар, заместитель директора по снабжению, т.к. они создают подразделение на базе определенных территории.
К продуктовой сфере относиться менеджер по снабжению, бухгалтер, повар, бармен, официанты, технический персонал. Так как у них разделение управления по отделимым видам продукции, производимой компанией.
В результате анализа эффективности организационной структуры ООО «Урарту» можно заключить, что в 2013г. наблюдается:
- дублирование коэффициента функций управления на предприятии больше нормативного значения на 0,10%, что свидетельствует о наличии в структуре звеньев выполняющих одинаковые функции;
- коэффициент концентрации составил 0,021%, что говорит о неэффективности существующей структуры, так как данный показатель близок к нулю;
- количество функций превышает нормативное значение на 2% или на 1 функцию;
- существующая организационная структура РГК «Урарту» является не рациональной;
- фактическая численность АУП намного выше нормативной;
- соотношение численности линейного и функционального персонала в больше нормативного значения на 9% или на 4 человека;
- дублирование функций специалиста по труду и заработной платы и специалиста по кадрам, а также начальника отдела маркетинга и арт- директора.
На основании анализа предпочтений сотрудников ООО «Урарту» по улучшению организационной структуры было выявлено:
1. 53% сотрудников ООО «Урарту» считают организационную структуру удовлетворительной и оценивают ее в 3 балла из 5 возможных;
2. 65% сотрудников из мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности отметили совершенствование организационной структуры, что выражается в устранении перекрёстных функции отдела маркетинга и арт-директора, специалиста по кадрам и специалиста по труду и заработной плате, а главного администратора ресторана и администраторов гостиницы и сауны;
3.35% респондентов среди наиболее эффективных мероприятий для ООО «Урарту»» выделили «децентрализацию функций руководства» и еще 55% отметили устранение дублирования функции специалистов, совершенно не согласованные их действия, которые мешают сотрудникам ООО «Урарту» осуществлять свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей.
Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ООО «Урарту» включают:
1. Снижение иерархичности структуры управления за счет включения отделов на управленческие блоки. Мероприятие направлено на устранение централизации всех функций в руках генерального директора и их дробление на функциональные сектора/блоки.
2. Устранение дублирования функций. Начальника отдела маркетинга и Арт-директора за счет введение последнего в отдел маркетинга, функциональным направлением которого является организация проведения праздников и развлекательных мероприятий на территории всего ресторанно¬гостиничного комплекса.
В рамках мероприятия также предлагается совершенствование структуры до матричного типа с маркетинговой направленностью на рынок ресторанных услуг, что в условиях высокой конкуренции является актуальным и практически значимым.
3. Разделение функционала Главных администраторов,
администраторов гостиницы и оздоровительного комплекса и закрепление их по каждому функциональному блоку.
В планируемой организационной структуре ООО «Урарту» матричного типа можно отметить следующие тенденции:
- снижение дублирования функций за счет ликвидации должности финансового директора и вменения данных обязанностей бухгалтерам функциональных подразделений;
- уменьшение централизации функций генерального директора,
- разделение функциональных блоков гостиницы, оздоровительного комплекса и ресторана;
- закрепление за каждым направлением деятельности главного администратора и устранение ротаций кадров в рамках гостиницы и сауны;
- упразднение должности финансового директора и передача его функциональных обязанностей главному бухгалтеру предприятия;
- введение арт-директора в отдел маркетинга ООО «Урарту» для избежание дублирования функций организация маркетинговых и пиар- мероприятий.
Показатели организационной структуры ООО «Урарту» до и после внедрения мероприятий включают:
1. снижение степени централизации власти в руках генерального директора на 0,08 единиц;
2. увеличение степени самостоятельности элементов организационной структуры на 0,8 условных единиц;
3. снижение показателя дублирования функций на 1,6%;
4. увеличение показателя концентрации функций управления на 0,01%.
Преобразованная структура ООО «Урарту» стала обладать следующими характеристиками и:
- тип структуры - смешанная, представляющая сочетание матричной и функциональной структур;
- управление со стороны высшего руководства - децентрализованное;
- внутрифирменное управление - централизованное;
- оценка эффективности структуры управления на основе комплексного подхода - 300 баллов после реорганизации; до реорганизации - 270 баллов.
- снижение численности сотрудников АУП на 2 человек повлекло снижение фонда отплаты труда на 385,69 тыс. руб.
Экономическая эффективность структуры управления после реорганизации составила 0,17 рубля с 1 затраченного рубля прибыли от реализации ресторанных услуг ООО «Урарту».
Следовательно, предлагаемая организационная структура эффективнее существующей.
1. Беляцкий, Н.П. Кадровый потенциал организаторов производства. Минск: Высшая школа. 2013. - 160С.
2. Вершигора,Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2015.- С. 23.
3. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Высшая школа. 2014. - С.222
4. Гвишиани, Д.М. Организация управления. - М. : Наука, 2012.- С. 124.
5. Голикова, Г.В. Изменение инвестиционного поведения: модели и методы [Текст] / Г.В. Голикова, Н.В. Голикова. - Воронеж : Научная книга, 2013. - 170 с.
6. Друкер, П. Практика менеджмента- М.: «Вильямс», 2012. - 400 с.
7. Друкер, П. Эффективное управление. М.: Фаир - Пресс, 2012.- С. 77.
8. Карпов, А.В. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2013. - 584 с.
9. Круглов М.И. Стратегическое управление компаний. - М.: Русская деловая литература, 2014. -345с.
10. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2012.-567с.
11. Мазур, И.И., Шапира, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Управление проектами. Учеб пособие/под ред. Мазура И.И.-2-е изд.-М.: Омега-М, 2012. -664 с.
12. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
организации: производственно-практическое издание / В. И.
Макарьева, Л. В. Андреева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 264с.
13. Маркетинг менеджмент. 10-е изд./Ф. Котлер.-СПб.: Питер, 2012.-800с.
14. Маркетинг менеджмент.11-е изд./ Ф. Котлер.-СПб.: Питер, 2013.-800с.
15. Маркетинг. Учеб пособие/Под ред.А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2012.-512 с.
16. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник - М.: Инфра- М, 2012.-344с.
17. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон; М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2012. - 800 с.
18. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов/под ред. А.И. Плеханова. - М.: Экономика,
2013. -677с.
19. Мир управления проектами/ под ред. А.В. Трофимова. - М.: Экзамен,
2014. -566с.
20. Моисеева, Н.К. Управление маркетингом : теория, практика, информационные технологии: учеб.пособие по спец. "Менеджмент организации", "Маркетинг" / Н. К. Моисеева, М. В. Конышева; ред. Н. К. Моисеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика,
2012. - 416 с.
21. Мухин, В.И. Основы теории управления. - М.: Экзамен, 2012.- С. 142.
22. Николайчук, В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис.-СПб.: Издательство «Питер», 2012.-608с.
23. Новаторов, Э.В. Международные модели маркетинга услуг//Маркетинг в России и за рубежом. №3.-2013.-С.15-19.
24.Основы менеджмента: учеб.пособие для студ. вузов / ред.: Г. А. Васильев. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 543 с.
25.Основы менеджмента: учебник для вузов /В.В. Щербаков,
Л.А.Мясникова, А.В. Парфенов и др. СПб.: ИД Питер. 2013. -432 с.
26.Основы теории управления / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 456с.
27. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика,
2012. -444с.
28. Песоцкая, Е.В. Менеджмент: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2012. - 345с.
29. Попов, Г.Х. Эффективное управление. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2012.- 171с.
30. Попов, Г.Х., Сильченков, А.Ф. Повышение эффективности управленческого труда: Методологические аспекты. М.: Экономика,
2012. - 250 с.
31. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. - Киев: Издательский дом «Вильямс», 2014. - 495с.
32. Похабов, В. Методика оценки эффективности системы управления на предприятии/ В. Похабов, И. Пономаренко //Маркетинг. - 2011. - № 5. - С. 102-120.
33. Правдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М.: Мысль, 2014.- С. 110.
34. Проектирование организационной структуры предприятий /Под ред. Воронова И.К. - М.: Финансы и статистика. 2012.-451с.
35. Проектирование: практическое руководство по экономическому
обоснованию проектов. - М.: ИСТ-сервис, 2014.-711с.
36. Рожков, И.Я. Менеджмент. М., 2013-412с.
37. Ромат, Е.В. Менеджмент. - СПб.: Издательство «Питер», 2011.-208с.
38. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Учеб. / Г. В. Савицкая. - М. : Инфра-М, 2012. - 336 с.
39. Санталайнен, Т., Воутилайнен, Э., Поренне, П., Ниссинен, И. Управление по результатам. М., 2012.- С. 89.
40. Светуньков, С.Г. Менеджмент. М., 2012. - 256с.
41. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организационная струткура предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2013.-566с.
42. Синяева, И. М. Менеджмент: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 061500 "Маркетинг" / И. М. Синяева. - М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2012. - 224 с.
43. Субботенко, С.Р. Менеджмент. - М.: Гелла-Принт, 2012. - 256с.
44. Товб А.В., Ципес Г.Л. Управление проектами. - М.: Олимп бизнес,
2013. -421с.
45. Толстых, Т.О. Формирование систем управления
конкурентоспособностью региональных социально-экономических кластеров [Текст] / Т.О. Толстых, Н.Н. Митина, И.В. Ищенко, Ю.В. Шеина. - Воронеж : Научная книга, 2012. - 154 с.
46. Уткин, К.А. Менеджмент.- К.:София, 2012.-143 с.
47. Файоль, А., Эмерсон, Г., Тейлор, Ф., Форд, Г. Управление - это наука и искусство. М., 2015. -52с.
48. Фарсон, Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. - К.:София,
2013. -240 с.
49. Фаткин, Л.В., Петросян Д.С. Управление финансовой организацией: Теория и практика. Москва: ИНФРА-М, 2012.- С. 52.
50. Фатхудинов, Р.А. Стратегический менежджмент.- М.: Экономика,
2013. - С.120.
51. Шеремет В.В., Павлюченко В.М., Шапиро В.Д, и др. Управление инвестициями. - М.: Высшая школа, 2012. -455с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий
52. Мильнер, Б. Кризис управления// Вопросы экономики. - 2013. - №1.- С.79.
Источники статистических данных, электронные ресурсы
53. Leadershipstyles. [Электронний ресурс] - Режим
доступа: http://changingminds.org/disciplines/leadership/styles/charismatic _leadership.htm
54. Managementstyles. [Электронний ресурс] - Режим
доступа: http://www.referenceforbusiness.com/management/Log- Mar/Management-Styles.html