ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования студенческого самоуправления
§ 1.1. Студенческое самоуправление как научная проблема 7
§ 1.2. Формы проявления общественно-политической
активности молодежи 15
ГЛАВА 2. Опыт реализации студенческого самоуправления
§ 2.1. Отечественный опыт студенческого самоуправления 19
§ 2.2. Зарубежный опыт студенческого самоуправления 28
ГЛАВА 3. Перспективы развития студенческого самоуправления в
Российской Федерации
§ 3.1. Проблемы студенческого самоуправления в Российской Федерации 38
§ 3.2. Пути совершенствования студенческого самоуправления
в Российской Федерации 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Вовлечение молодежи в созидательную деятельность на благо политического, социально-экономического и духовного развития России в настоящее время является задачей государственной важности. Молодежь обладает значительным инновационным, творческим потенциалом, является стратегическим социально-демографическим и трудовым ресурсом государства. На фоне продолжающегося сокращения численности населения Российской Федерации численность молодежи за последние двадцать лет возросла с 32,3 млн до 33,7 млн человек и продолжает увеличиваться [13].
Мысль о важной роли молодежи в построении будущего России неоднократно звучала в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина. Президент неоднократно подчеркивал, что от позиции молодежи в общественно-политической и экономической жизни, ее активности и уверенности в завтрашнем дне будет зависеть темп и направление развития нашего государства.
Наиболее многочисленной и значительной по роли в системе общественного воспроизводства социальной группой является студенческая молодежь. В связи с чем важнейшей государственной задачей является обеспечение условий, необходимых для эффективной самореализации студенческой молодежи, развития ее общественно-политической активности, лидерских качеств, которые в будущем позволят молодому человеку активно участвовать в общественно-политической жизни страны.
Одной из наиболее эффективных форм развития общественно-политической активности студенческой молодежи является студенческое самоуправление. Богатая история студенческого самоуправления имеется как в зарубежных странах (Германия, Дания, Норвегия и др.) [66], так и нашей стране. Однако, в отличие от западноевропейского опыта, отечественные традиции студенческого самоуправления недостаточно исследованы как в теоретическом, так и в практическом отношении. Этим обусловлена актуальность выбранной темы магистерской диссертации.
Степень научной разработанности. Проблема студенческого самоуправления как формы молодежной активности исследуется в рамках различных социально-гуманитарных наук - социологии, психологии, истории, педагогики, политологии. Молодежь как социально-демографическая группа с присущими ей специфическими особенностями и интересами рассматривается в работах И.С. Кона, И.М. Ильинского, Е.Н. Малик, Э.В. Чекмарева, Ю.А. Зубок, П.И. Бабочкина, Ю.П. Волкова, Б.Н. Ручкина, В.Т. Лисовского, A. Тарасова [5, 10, 14, 15, 23, 47, 52, 57, 65].
Общественно-политическая активность молодежи получила отражение в трудах таких ученых как И.Н. Гуковой, П.В. Забелина, О.А. Коряковцевой, B. К. Криворученко, Д.А. Кузьмичева А.П. Скробов, А.С. Бушуева, К.В. Харченко, Т.В. Черкасова.
Студенческому самоуправлению посвящены работы И.Б. Акиньшина, A. Апокина, М.В. Артюхова, Т.Н. Мироновой, Е.В. Бабаевой, В.А. Гневашева, B. Б. Зотова, Ю.В. Всемирновой, И.А. Трушиной, Ю.В. Честюниной, В.А. Лукова, О.Ю. Отрокова, Р.А. Пупыкина, И.С. Халитовой, А. Хромова, А.В. Шмидт, А.А. Бахаев, А.С. Зубкова.
Проблема студенческого самоуправления как формы общественно-политической активности молодежи является наименее разработанной в научной литературе, чем обусловлен выбор темы данной магистерской диссертации.
Научная проблема заключается в необходимости повышения эффективности реализации студенческого самоуправления в РФ и недостаточной теоретической изученностью опыта реализации студенческого самоуправления.
Объект исследования - общественно-политическая активность молодежи.
Предмет исследования - студенческое самоуправление как форма общественно-политической активности молодежи.
Цель исследования - выявить особенности функционирования и развития студенческого самоуправления в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие студенческого самоуправление с точки зрения политической науки;
2. систематизировать формы проявления студенческого самоуправления;
3. выявить приоритетные формы студенческого самоуправления в РФ;
4. проанализировать зарубежный опыт;
5. выявить проблемы студенческого самоуправления в РФ;
6. предложить пути совершенствования.
Теоретико - методологическую основу составили: анализ, синтез, системный метод, нормативный метод, контент-анализ, ивент-анализ.
Эмпирической базой послужили: Закон СССР № 2114-I от 16 апреля 1991 года «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», Конституция РФ, Указ Президента Российской Федерации №456 от 12 апреля 1999 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики, Указ Президента Российской Федерации № 325 от 6 апреля 2006 г. «О мерах государственной поддержке талантливой молодежи», Федеральный закон №98 от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», проект федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» внесённый депутатами Государственной Думы А.М. Буратаевой, В.В. Рязанским, Е.Е. Блохиным, проект федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» внесенный Орловским областным Советом народных депутатов, распоряжение Правительства Российской Федерации № 2403-р от 29 ноября 2014 г. «Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также региональное законодательство, регулирующие вопрос молодежи и молодежной политики в субъектах Российской Федерации, ведомственные материалы и статистические данные.
Научно-практическая значимость работы - результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе; выводы и предложения, представленные в магистерской диссертации, могут быть использованы в работе органов государственной власти занимающееся молодежной политикой.
Апробация: материалы были представлены в виде докладов на V и VI международном Симпозиуме молодых ученых (в рамках Международной научной конференции «Культура. Политика. Понимание») в 2017 и 2018 годах.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка источников и литературы.
В выпускной квалификационной работе проведено исследование студенческого самоуправления как формы общественно-политической активности молодежи.
При написании диссертации проанализировано понятие студенческого самоуправления с точки зрения политической науки, выявлены теоретические и практические формы молодежного и студенческого самоуправления, определены приоритетные его формы, особенности функционирования и развития студенческого самоуправления в Российской Федерации.
В процессе изучения теоретического материала и практических форм участия молодежи в студенческом самоуправлении, удалось выявить существенные проблемы и недостатки молодежного и студенческого самоуправления в Российской Федерации на законодательном, нормативно - правовом и практическом уровне.
Для совершенствования и оптимизации студенческого самоуправления предложен комплекс мер, которые позволят существенно повысят уровень и эффективность молодежного и студенческого самоуправления. Предложные меры базируются на опыте субъектов Российской Федерации в области молодежной политики и учебных заведений, зарубежном опыте.
Результаты исследования значительно повысили степень научной разработанности студенческого самоуправления и общественно - политической активности молодежи как научной проблемы.
Данная выпускная квалификационная работа представляет научно - практическую ценность, за теоретическую значимость исследования, научную новизну и возможности применения комплекс мер по повышению уровня и эффективности молодежного и студенческого самоуправления на практике.
1. Акиншина И. Б. Модель студенческого самоуправления в системе высшего образования Г ермании / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/model- studencheskogo-samoupravleniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-germanii (дата обращения 10.05.2018).
2. Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / Вопросы экономики №6. - 2008. - 98-110 с.
3. Артюхов М.В., Миронова Т.Н. Теоретические и содержательные подходы к студенческому самоуправлению / Вестник Кемеровского государственного университета № 2 (46). - Кемерово, 2011. - 58-63 с.
4. Бабаева Е.В. Студенческое самоуправление в вузах
Москвы: автореферат дис. кандидата исторических наук : 07.00.02. /
Российский университет дружбы народов (РУДН). - Москва, 2013.
5. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы,
мероприятия / Социально-гуманитарные знания №1. - 2006. - 281-285 с.
6. Бушуев А. С. «Голосуй или проиграешь!»: предвыборная кампания 1996 г. и российская молодёжь / Власть. - Москва, 2011. № 6. 46-50 с.
7. Бушуев А. С. Молодёжь и выборы в регионах России: возможна ли смена установок? (на примере Республики Татарстан) / Российское электоральное обозрение. - 2008. № 1. - 64 с.
8. Вестник молодёжного парламента №1. Сборник информационно аналитических материалов / Информационный вестник Молодёжного парламента ЧР-Грозный -2006. - 20 с.
9. Всемирнова Ю.В., Трушина И.А., Честюнина Ю.В. Участие в
студенческом самоуправлении как фактор профилактики распространения идеологии экстремизма и радикализма в молодежной среде / Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие. Материалы VII международного симпозиума: Российское психологическое общество, Российская академия образования. - Москва, 2016. - 87-91 с.
10. Волков, Ю.П. Социология молодежи: учебное пособие / Под редакцией: Ю.П. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 576 с.
11. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодёжной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» № 6 (ноябрь - декабрь). - 2011.
12. Горелова И.Е. Студенческое самоуправление в современной высшей школе / В мире научных открытий № 3-4. - 2010. - 51-53 с.
13. Ильинский. И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Теория. История / И.М. Ильинский. - Москва: Голос, 2003. - 696 с.
14. Ильинский И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны / Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. - 5-17 с.
15. Ирина Ж.Б. Мы учились думать: о студенческом движении НГУ 1960-х. часть 1 / Культура и искусство № 3. - 2016. - 291-308 с.
16. Забелин, П.В. Молодежная политика. Стратегии, идеи, перспективы / - Москва: Луч, 1998. - 123 с.
17. Забелин П. В., Феофанов К. А. Национальная безопасность и государственная молодежная политика. / - Москва : «Луч», 2001. - 119 с.
18. Заслонкина О.В. К вопросу о студенческом самоуправлении в образовательном учреждении / Экономические и гуманитарные науки № 6 (221). - Москва, 2010. - 3-6 с.
19. Зеленин А. Определение возрастных рамок молодежи / Государственная служба №3. - 2008 - 105-140 с.
20. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Б. Зотов. - 3-е изд. - Москва: Голос, 2006. - 560 с.
21. Калашникова С.М., Мугдусян Т.В. Отношение студентов к студенческому самоуправлению / Проблемы модернизации современной России. Сборник научных трудов; под редакцией В.В. Галкина. - Воронеж,
2011. - 27-29 с.
22. Карл Мангейм. Диагноз нашего времени / - 2012.
23. Кон И. С. Социология молодёжи. / В кн.: Краткий словарь по социологии. - Москва, 1988.
24. Луков С. В. Анализ рекомендаций Тематической группы ООН (UNTG) по молодёжной политике (2010 г.) / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» № 6 (ноябрь — декабрь). - 2011.
25. Луков В. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России / Молодежь и общество на рубеже веков. - Москва: Голос, 1999. - 186 с.
26. Медведев К. Е. Глобализация как аспект конструирования государственной молодежной политики / Концепт. - 2013. - № 05 (май). - 99 с.
27. Мусурманкулов Ф. У., Абдурахмонов Х. Аспекты молодежной политики в эпоху глобализации / Молодой ученый. - 2013. - № 7. - 348-351 с.
28. Намлинская О. О. Научно-практическая конференция «Молодёжная политика и молодёжное движение в России: 15 лет перемен» / Знание. Понимание. Умение. № 3. - 2005. - 233-234 с.
29. О государственной поддержке талантливой молодежи: Закон Белгородской области от 09.01.1996 г.
30. О молодежи: Закон города Москвы № 4 от 28 января 2004 г.
31. О молодежи: Закон Швеции от 1 июля 1991 г.
32. О поддержке молодежи в Белгородской области: Закон
Белгородской области от 26.09.2013 г.
33. О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине: Закон Украины №2998-XII от 5 февраля 1993 года.
34. Об общих началах государственной молодежной политики в СССР Закон СССР от 16 апреля 1991 года № 2114-I.
35. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г.
36. Об основах государственной молодежной политики: Закон
Республики Беларусь №65 от 7 декабря 2009 г.
37. Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
38. О молодежи и государственной молодежной политике ЧР / Закон молодежи от 8 мая 2008 г.
39. Облонков, К.В. Проблемы социально-трудовых отношений в Г ермании и роль государства в их разрешении / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.trud.ru/ton (дата обращения 10.05.2018).
40. Отроков О. Ю., Пупыкин Р.А. Молодёжное самоуправление в России на современном этапе: основные признаки, функции и уровни деятельности / Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU, 2017. №129.
41. Плотников А.Д. Региональная молодежная политика: анализ, проблемы, перспективы / - Москва: Компания Дмитрейд График Групп, 2005. - 239 с.
42. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2014. - 17-18 с.
43. Положение молодёжи в системе образования России. / Москва: Рособразование, Университет дружбы народов. - 2004.
44. Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации. 2000—2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. - Москва, 2002. - 303 с.
45. Положение молодёжи в России. Аналитический доклад / Москва: Машмир-ЮНЕСКО, 2005.
46. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 102. - 2004.
47. Ручкин, Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества / Б.Н. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Печников Социальногуманитарные знания. - 2006. - №1. - 155-160 с.
48. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся / Дискуссия № 6 (47). - 2014. - 96103 с.
49. Сафирова Н.И. Молодежная политика в России - взаимодействие всех субъектов общества / ПТиПУ №3. - 2008. - 119-126 с.
50. Скробов А. П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ / Социально-гуманитарные знания. - 1998. - № 3. - 14 с.
51. Совбез ООН признал радикализацию молодёжи угрозой стабильности / Новости / Режим доступа: Finance.UA.
52. Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. / СПб.: Изд-во СПбГУ. - 1996.
53. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
54. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dmp.mgopu.ru (дата обращения 10.05.2018).
55. Стратегия государственной молодежной политики в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 10-24 с.
56. Суховская, А. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в небольших муниципальных образованиях / Управление персоналом. - 2008. - №10. - 45-46 с.
57. Тарасов А. Молодёжь как объект классового эксперимента. / - 2011.
58. Технологии социальной работы / учебник общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
59. Халитова И.С. Студенческое самоуправление как фактор формирования корпоративной культуры / Гуманитарные науки. Психология и педагогика. - 2008.
60. Харченко К. В. Настольная книга специалиста по молодёжной политике / Учеб. пособие. ISBN 978-5-9904599-1-5. - Москва, 2013. -168 с.
61. Харченко К. В. Белгородская модель программно-целевого регулирования молодёжной политики / Муниципальная власть № 3. - 2009. 6670 с.
62. Хромов А. Студенческое самоуправление в России: первые шаги / Качество образования № 4. - 2013. - 18 с.
63. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Социологические исследования. - 2007. - № 3. - 104-109 с.
64. Шмидт А.В., Бахаев А.А., Зубкова А.С. Психологические составляющие лидерской компетентности студентов, участвующих в студенческом самоуправлении / Антропологические основы профессионально-личностного становления будущих специалистов в условиях молодежных объединений. Материалы международной научно-практической конференции: Федеральное агентство по образованию, Дальневосточный государственный университет, Институт педагогики и образования. - 2010. - 316-319 с.
65. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Осипова Г.В. - Москва: ИСПИ РАН, 1995. - 786 с.
66. Kommunique der Konferenz der europaischen Hochschulministerinnen
und - minister am 19. September 2003 in Berlin / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/Communique dt.pdf (дата
обращения 10.05.2018).