Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)

Работа №73910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 11
1.1. Теоретическое обоснование проблемы развития студенческого самоуправления в условиях высшей школы 11
1.2. Опыт решения проблемы развития студенческого
самоуправления в условиях высшей школы 15
1.3. Анализ нормативно-правовой базы в области развития студенческого самоуправления в высшей школе 19
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Проблемное исследование целевых групп 24
2.2. Паспорт проекта «Создание Института тьюторов
НИУ «БелГУ»» 45
2.3. План управления проектом «Создание Института
тьюторов НИУ «БелГУ»» 52
ГЛАВА III. ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 68
3.1. Показатели реализации проекта «Создание
Института тьюторов НИУ «БелГУ»» и его социальной эффективности 68
3.2. Описание мероприятий проекта «Создание
Института тьюторов НИУ «БелГУ»» 69
3.3. Условия коммерциализации проекта «Создание
Института тьюторов НИУ «БелГУ»» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Рассматривая молодежь, как наиболее перспективную часть общества, нельзя не учитывать образовательную составляющую процесса ее становления. С развитием образовательной среды и повышением статуса молодежи в обществе, деятельность образовательных учреждений стала выходить за рамки стандартного обучения. Теперь неотъемлемой частью этого процесса является создание условий для формирования у молодых людей надпрофессиональных навыков, которые наиболее ценятся при трудоустройстве.
По данным Росстата, в Российской Федерации на начало 2015-2016 учебного года работало 896 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 4,76 млн студентов. Одним из инструментов реализации государственной молодежной политики в отношении данной категории молодежи выступает система студенческого самоуправления (далее - ССУ).
Развитие органов ССУ и личностных качеств студентов получило широкую огласку среди молодых людей и на протяжении последних несколько лет является актуальным направлением развития молодежи. Если ранее ставилась задача привлечения молодых людей к этой деятельности, то теперь молодые люди уже сами преобразовывают ее. Краткосрочные действия сменяются на долгосрочное планирование деятельности и развитие студенческого самоуправления как автономной единицы.
В связи с возрастанием интереса студентов России к ССУ, возникает вопрос о целесообразности деятельности органов студенческого самоуправления. Молодые люди, проектируя свою деятельность, испытывают необходимость в оценке их усилий и работы, но неопытность не позволяет им осуществить комплексный анализ деятельности.
Это обуславливает необходимость современного социологического анализа студенческого самоуправления в России как явления, поиска и апробации наиболее оптимальных моделей его организации, с целью активизации скрытого в таких организациях ресурса. Обобщение современной социальной практики студенческого самоуправления, с одной стороны, уточнит его общие тенденции и динамику, а с другой - позволит определить основные цели и организационную структуру студенческого самоуправления, выработать общие рекомендации к совершенствованию и развитию ССУ.
Таким образом, актуальность темы заключается в следующем:
1. Система студенческого самоуправления в университете способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности.
2. В современном обществе объективно существует потребность в постоянном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов, прошедших школу самоуправления в вузе.
3. В современных условиях сотрудничество администрации и студенчества является важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего образования. Но из-за пренебрежения администрации, этот фактор может стать сдерживающим и отрицательно сказаться на развитии органов ССУ.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема развития «молодежного самоуправления» как специального института начала подниматься в научных трудах отечественных ученых совсем недавно.
К началу XX столетия относится первая в России попытка изучения проблем студенческой молодёжи в социологическом ракурсе, предпринятая A. С. Изгоевым в работе «Об интеллигентной молодёжи» , в которой проанализированы социальные, образовательные и духовные потребности учащихся и студенчества.
Как форму развития демократических общественных отношений в студенческом самоуправлении, отличных от государственной системы управления рассматривали такие ученые-педагоги, как Н.Н. Иорданский, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, С.Т. Шацкий и др.
Весьма значительное место самоуправлению учащихся отводил в своей педагогической концепции А.С. Макаренко.
Проблемы студенческого самоуправления рассматривались учеными не только с педагогической, но и с политической точки зрения, как гарант формирования гражданской позиции у молодых людей и создания правового государства. Эти темы в своих работах поднимали такие социологи и политологи, как А. Арато, Н.Ю. Беляева, Г.Г. Дилигенский, Ю.М. Резник, B. Н. Руденкин, А.А. Федосеев и др.
Изучению различных аспектов развития студенческого самоуправления посвящены работы: О.В. Борисовой, Н.П. Бугаенко, Д.М. Мехонцевой, В.М. Певзнера, Е.Л. Сырцовой, А.С. Чернышева и др.
Молодежное самоуправление является одной из форм социальной активности молодых людей. Проблемой формирования гражданской активности личности занимались О.В. Борисова, В.Г. Бочарова, Е.С. Ганич, И.А. Дралюк, М.В. Колесникова и др .
Пути и перспективы реформирования высшего образования описаны в работах отечественных социологов В.И. Добренькова, В.И. Жукова, Г.Е. Зборовского, Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова, В.Я. Нечаева, Г.И. Осадчей, A.M. Осипова, Л.Я Рубина, М.Н. Руткевич, В.В. Серикова, B.C. Собкина, В.Г. Харчевой, Ф.Э. Шереги, Е.А. Шуклиной и других. Они внесли свой вклад в осмысление формирования современного студенческого самоуправления.
На современном этапе развития студенческое самоуправление получило активное освещение среди представителей молодежных организаций и медийных личностей. В большинстве случаев исследования проводят сами молодые люди, рассматривая возникающие проблемы и преобразовывая структуру в целом. Но практически в каждом учреждении образования, где функционирует ССУ, молодые люди не могут адекватно оценить ситуацию, в связи с давлением администрации, что приводит к искажению представлений о реальном состоянии дел.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития института студенческого самоуправления и недостаточной вовлеченностью студентов в деятельность органов студенческого самоуправления.
Объектом исследования является институт студенческого самоуправления в высшей школе.
Предметом исследования выступает развитие института студенческого самоуправления в НИУ «БелГУ».
Цель исследования заключается в выявлении основных проблем деятельности органов студенческого самоуправления.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования развития института студенческого самоуправления в условиях высшей школы;
2. Проанализировать проблему развития института студенческого самоуправления в НИУ «БелГУ» и разработать ее проектное решение;
3. Описать мероприятия проекта «Создание Института тьюторов НИУ «БелГУ»» и обосновать его социальную эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для исследования проблемы развития института молодежного самоуправления использовались следующие подходы:
1. системный подход является базой комплексного изучения проблемы развития института студенческого самоуправления в высшей школе;
2. деятельностный подход, который является основой рассмотрения сущности студенческого самоуправления;
3. синергитический подход, который был положен в основу описания понятийного аппарата ССУ.
В выпускной квалификационной работе использовались методы анализа документов, обобщения, классификации и социального проектирования. Для сбора эмпирической информации применялся метод анкетирования.
Эмпирическую основу исследования составляют:
1. нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений и работу органов студенческого самоуправления ;
2. вторичный анализ результатов социологических исследований (изучение уровня мотивации молодых людей к участию в студенческой жизни, основные сферы занятости и направления работы) ;
3. данные авторского комплексного социологического исследования, проведенного в НИУ «БелГУ». Основным методом сбора первичной социологической информации выступил метод анкетного опроса. На первом этапе выборочную совокупность составили 172 респондента - активисты органов ССУ НИУ «БелГУ». На втором этапе были опрошены эксперты из числа заместителей директоров/деканов НИУ «БелГУ» по социально-воспитательной работе, тренеров Ассоциации тренеров Российского Союза Молодежи, специалистов по работе с молодежью по направлению «Студенческое самоуправление».
4. методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях.
Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа предмета изучения, решения поставленных в исследовании задач и достижения цели.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты и материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе органов студенческого самоуправления, структурных подразделений вуза, связанных с социально-воспитательной деятельностью, учреждений по работе с молодежью, молодежных общественных объединений. Разработка проекта по созданию Института тьюторов и вовлечения студентов в деятельность органов студенческого самоуправления является одним из наиболее значимых практических результатов работы. Проект может быть принят в качестве рекомендаций по созданию и организации работы Института тьюторов в вузах Белгородской области.
Методологический и методический опыт исследования может быть использован для проведения близких по теме прикладных исследований.
Апробация результатов исследования. По теме исследования были написаны научные статьи, опубликованные в международном научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Студенческое самоуправление в современной России является одним из распространенных методов взаимодействия с молодежью, посредством вовлечения их в общественную деятельность. Навыки самоуправления, в дальнейшем которым могут пригодиться в рамках молодежного или местного самоуправления, помогают человеку сформировать свою гражданскую позицию и себя, как личность.
Можно говорить о том, что с теоретической точки зрения проблема развития института студенческого самоуправления в условиях высшей школы освещена недостаточно. Статистические данные не обновляются, а системные социологические исследования не проводятся. Важное значение играют нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и государственную молодежную политику, а также отдельные программы государственных структур и общественных организаций. Но на данный момент нормативно-правовой акт, регулирующий именно деятельность студенческого самоуправления, отсутствует.
Сознательная способность молодежи к самооценке и самоанализу является основой для проведения систематических исследований в области ССУ. В данной сфере становится важным не сам факт деятельности, а ее целесообразность. Недостаточно развитые критерии оценки деятельности ССУ являются одним из сдерживающих факторов процесса дальнейшего развития органов студенческого самоуправления.
В основном, студенческое самоуправление строится на сотрудничестве с администрацией вуза, либо косвенном подчинении органов ССУ структурным подразделением вуза. Само развитие происходит путем преобразований, как структурных, так и методических.
Практика российских вузов показывает, что сопоставление системы ССУ с системой государственного управления или управления организацией является актуальным процессом.
Основными тенденциями развития ССУ на данный момент являются: четкая структура ОССУ с классификацией студенческих объединений по направлениям деятельности; не сотрудничество, а партнерские отношения с администрацией вуза; упор деятельности на учебный процесс, а не культурно-массовые мероприятия; введение принципов менеджмента в работу ОССУ.
Для выявления проблемных точек, сдерживающих развитие студенческое самоуправления в НИУ «БелГУ» были проведены исследования среди студенческих активистов вуза, а также среди экспертов, имеющих опыт работы в ССУ.
Анализируя данные, полученные в ходе исследования, мы выделили ряд проблем, существующих в студенческом самоуправлении на данный момент. Такими проблемами являются взаимодействие с администрацией вуза, несамостоятельность органов студенческого самоуправления в их деятельности, и вовлечение студентов в студенческое самоуправление.
Поспособствовать в решении проблем и развитии ОССУ в вузе может реализация проекта «Создание Института тьюторов НИУ «БелГУ».
В рамках предлагаемого проекта проводится обучение старшекурсников основам тьюторства, командообразования, фасилитации и др. Тьюторская деятельность направлена на информирование, привлечение и вовлечение первокурсников в общественную деятельность университета. Сами тьюторы являются как субъектами, так и объектами отношений. Взаимодействуя с первокурсниками, они самостоятельно формируют навыки ответственности и личной эффективности, а также выстраивают свою гражданскую позицию, что делает их конкурентоспособными кадрами при дальнейшем трудоустройстве.
Проект позволит системно развивать кадры на каждом этапе вовлечения (первокурсник-старшекурсник), тем самым обеспечивая преемственность деятельности.
В рамках проекта формируется база вовлеченности студентов, что облегчает мониторинг активности студенчества НИУ «БелГУ», проводится сбор и анализ данных о рекрутировании студентов в деятельность ОССУ и упрощается работа, связанная со статистическими данными, касающимися деятельности ССУ и ее эффективности.



1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L
- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3) Об утверждении Основ государственной молодежной политики
Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/420237592 - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
4) Об осуществлении мониторинга системы образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №662 // СЗ РФ. - 2013. - № 22. - Ст. 3453.
5) Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497
(Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы). [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://kiro46.ru/stazhirovochnye-ploshchadki.html- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6) Письмо Минобрнауки РФ от 14.02.2014 г. №ИЛ-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1594
- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
7) Концепция развития студенческого самоуправления
[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://onedrive.live.com- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
8) Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления для дальнейших исследований [Текст] / А. Арато // Политические исследования. - 1995. - №3. - С. 48-57.
9) Баженова, Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? [Текст] / Н.Г. Баженова // Высшее образование в России - 2012. - № 3. - С. 81-86.
10) Беляева Н.Ю. Роль органов студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов [Электронный ресурс] / Н.Ю. Беляева // Режим доступа к изд.: https://cyberleninka.ru/article/n/rol- organov-studenchesko go-samoupravleniya-v-podgotovke-konkurentosposobnyh- spetsialistov - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
11) Борисова, О.В. Формирование социальной активности студентов
в условиях клубных объединений вуза [Электронный ресурс] / О.В. Борисова // Режим доступа к изд.:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-aktivnosti-studentov-v- usloviyakh-klubnykh-obedinenii-vuza- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
12) Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] /
B. Г. Бочарова. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 207 с.
13) Вострокнутов, С.И. Особенности организации самоуправления и общественной деятельности студентов в высшем учебном заведении [Текст] /
C. И. Вострокнутов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. - С. 54-61.
14) Ганич, Е.С. Об исследовании проблемы воспитания социальной
активности студентов вузов в отечественной педагогике [Электронный ресурс] / Е.С. Ганич // Режим доступа к изд.:
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-issledovanii-problemy-vospitaniya-sotsialnoy- aktivnosti-studentov-vuzov-v-otechestvennoy-pedagogike - Систем. требования: IBMPC, Internet Explorer.
15) Бугаенко, Н.П. «Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе». [Электронный ресурс] / Н.П. Бугаенко // Режим доступа к изд.: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-i-organizatsionnye- formy-razvitiya-studencheskogo-samoupravleniya-v#ixzz5H9zJbguT- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
16) Галкина, Л.В. Самоуправление - путь к формированию социально значимых компетенций. [Текст] / Л.В. Галкина // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 87-91.
17) Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология [Текст] / Г.Г. Дилигенский. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
18) Добреньков, В.И. Социология: Учебник [Текст] /
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.
19) Дралюк, И.А. Проектная деятельность как средство воспитания
социальной активности студентов. [Электронный ресурс] / И.А. Дралюк // Режим доступа к изд.: http://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost- kak-sredstvo-vospitaniya-sotsialnoi-aktivnosti-studentov#ixzz5HAP3sy00 -
Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
20) Екимова, Е.Ю. К проблеме выявления уровня эффективности
студенческого самоуправления [Электронный ресурс] / Е.Ю. Екимова // Режим доступа к изд.: http://msu-research.ru/index.php/sociology/128-
socmologej/2473-studsamoupr - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
21) Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития: монография [Текст] / В.И. Жуков. - М.: Союз, 1998. - 327 с.
22) Зборовский, Г.Е. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности: монография [Электронный ресурс] / Г.Е. Зборовский // Режим доступа к изд.: http://hdl.handle.net/10995/43856- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
23) Зборовский, Г.Е. Социология образования [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - М.: Гардарики, 2005. - 383 c.
24) Изгоев, А.С. «Об интеллигентной молодежи». [Электронный
ресурс] / А.С. Изгоев // Режим доступа к изд.:
http://www.vehi.net/vehi/izgoev.html- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
25) Иорданский, Н.Н. Основы и практика социального воспитания [Текст] / Н.Н. Иорданский. - М.: Москва, 1925. - 45 с.
26) Кащенко, В.П. Педология в педагогической практике [Текст] / В.П. Кащенко. - М.: Москва, 1926. - 31 с.
27) Кирилловых, А.А. Регулирование управленческих отношений в вузе: природа и проблемы форм реализации [Текст] / А. Кирилловых // Ректор ВУЗа. - 2011. - № 7. - С. 56-63.
28) Клецко, Н.П. Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ [Текст] / Н.П. Клецко // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 31. - С. 78-79.
29) Колесникова, М.В. Развитие социальной активности студентов в
процессе профессионального становления: на примере педагогического вуза [Электронный ресурс] / М.В. Колесникова // Режим доступа к изд.: http://www.dissercat.com /content/razvitie-sotsialnoi-aktivnosti-studentov-v-
protsesse-profession alnogo-stanovleniya-na-primer#ixzz5HAQAVr9D - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
30) Кораблева, Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. [Текст] / Г.Б. Кораблева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 109 с.
31) Кравченко, Н.П. Влияние медиасреды на формирование духовно¬
нравственных ценностей в молодежной среде [Электронный ресурс] / Н.П. Кравченко // Режим доступа к изд.: http: //www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2015/proceedings/Higher-ducation- for-21 st-Century_Round-Table-Media-education-2015.pdf - Систем. требования: IBMPC, Internet Explorer.
32) Макаренко, А.С. Моя система воспитания [Текст] /
A. С. Макаренко. - М.: АСТ, 2016. - 672 с.
33) Масленников, В.А. Организация воспитательной работы [Текст] /
B. А. Масленников // Высшее образование в России. - 2009. - № 12. - С. 75¬79.
34) Меренков, А.В. Потребности студентов вузов в дополнительном образовании. [Текст] / А.В. Меренков, А.Д. Сущенко // Вопросы образования. - 2016. - № 3. - С. 204-223.
35) Мехонцева, Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем: Монография [Текст] / Д.М. Мехонцева. - Красноярск: КГУ, 1991. - 248 с.
36) Нечаев, В.Я. Новые подходы в социологии образования социология образования [Текст] / В.Я. Нечаев // Социология образования. -
1999. - № 11. - С. 84-91.
37) Овчинников, В.В. Студенческое самоуправление в России проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Овчинников. - М.: РГСУ, 2007. - 101 с.
38) Овчинников, В.В. Студенческое самоуправление в России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. [Текст] / В.В. Овчинников. - М., 2007. - 22 с.
39) Овчинников, В.В. Организация и развитие органов студенческого самоуправления в образовательных учреждения РФ [Текст] / В.В. Овчинников, В.Э. Филиппов. - М.: РГСУ, 2005. - 67 с.
40) Осадчая, Г.И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества [Текст] / Г.И. Осадчая // Социологические исследования. - 2009. - № 2. - С. 102-107.
41) Осипов, А.М. Социология образования в России. [Текст] / А.М. Осипов, В.В. Тумалев // Социология образования. - 2004. - № . - С. 120-127.
42) Правдина, И.А. Самоуправление в студенческом коллективе [Текст] / И.А. Правдина. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 58 с.
43) Певзнер, В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.М. Певзнер. - Великий Новгород, 2006. - 21 с.
44) Резник, Ю.М. «Гражданское общество: в поисках новой модели». [Электронный ресурс] / Ю.М. Резник // Режим доступа к изд.: https://cyberlenmka.rU/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-v-poiskah-novoy-modeli- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
45) Резниченко, М.Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы [Текст] / М.Г. Резниченко // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 151-154.
46) Россолимо, Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание [Текст] / Г.И. Россолимо. - М.: Москва, 1901. - 50 с.
47) Рубина, Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. [Текст] / Л.Я. Рубина. - М.: Мысль, 1981. - С. 56-69.
48) Руденкин, В.Н. Политическая культура российской молодежи в
1990-е-2000-е гг. [Электронный ресурс] / В.Н. Руденкин // Режим доступа к изд.: http://www.dissercat.com/content/politicheskaya-kultura- rossiiskoi-molodezhi-v-1990-e-2000-e-gg#ixzz5HAVAsazl - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
49) Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное. [Текст] / М.Н. Руткевич. - М.: Гардарики, 2002. - 541 с.
50) Сидорова, И.А. Воспитание на основе сотрудничества. [Текст] / И.А. Сидорова // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 79-82.
51) Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
52) Собкин, В.С. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII [Текст] / В.С. Собкин. - М.: Центр социологии образования РАО,
2000. - 462 с.
53) Сырцова, Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов [Текст] / Е.Л. Сырцова // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 7. - С. 77-79.
54) Тетерский, С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодёжи: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С. В. Тетерский. - Тамбов, 2004. - 39 с.
55) Федосенко, В.Б. Теоретические и экспериментальные
исследования эффективности строительного производства в условиях Крайнего Севера [Электронный ресурс] / В.Б. Федосеенко // Режим доступа к изд.: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-i-
eksperimentalnye-issledovaniya - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
56) Харланова, Е.М. Социальная активность студентов: сущность понятия. [Электронный ресурс] / Е.М. Харланова // Режим доступа к изд.: https://elibrary.ru/item.asp?id=20288194- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
57) Чернышев, А.С. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. [Текст] / А.С. Чернышев. - Воронеж: ВГУ, 1990. - 104 с.
58) Шаврин, В.С. Неисчерпаемый ресурс: органы студенческого самоуправления - важнейший компонент гарантии качества 11 образования в XXI веке [Текст] / В.С. Шаврин // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 32. - С. 66-67.
59) Шарафеева, А.А. Студенческое самоуправление в современной высшей школе. [Текст] / А.А. Шарафеева // Высшее образование в России. - 2008. - № 4. - С. 127-131.
60) Шацкий, С.Т. Работа для будущего [Текст] / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
61) Шереги, Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект. [Текст] / Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков - М.: Юристъ, 1997. - 69 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ