Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Работа №59943

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость5630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. Нравственное самоопределение и субъективное экономическое благополучие 9
1.1 Проблема нравственного самоопределения в онтогенезе 9
1.2 Содержание понятия «социальная ценность» в трудах отечественных и
зарубежных психологов 20
1.3 Развитие представлений о субъективном экономическом благополучии в
исследованиях отечественных и зарубежных психологов 31
1.4 Теоретическая модель субъективного экономического благополучия 37
ВЫВОДЫ 40
ГЛАВА II. Организация и методы исследования 41
2.1 Организация исследования 41
2.2 Описание выборки испытуемых 43
2.3 Характеристики диагностических методик 45
2.3.1 «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности»
С.С. Бубновой 45
2.3.2 Методика «Субъективное экономическое благополучие» В.А. Хащенко
47
2.4 Статистические методы исследования 49
ГЛАВА III. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 51
3.1 Описание полученных результатов по методике «Диагностика реальной
структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой 51
3.2 Описание полученных результатов по методике «Субъективное
экономическое благополучие» В.А. Хащенко 56
3
3.3 Анализ взаимосвязи особенностей реальной системы ценностных ориентаций личности и показателей субъективного экономического
благополучия 62
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73


Психологические исследования молодежных проблем в современных условиях социальной жизни общества постепенно преобразуются из собственно академических вопросов научного познания в неотъемлемую составляющую практического освоения социальной действительности.
В современной России каждый человек по своим ценностным, социальным, культурным и политическим ориентациям находится в сложной, искаженной ситуации. Социальная дифференциация на общественные группы, субкультуры и другие группы, обусловленные, в том числе, состоянием материального благосостояния, приводит к тому, что у каждой социальной формы имеются свои потребности, интересы, цели.
Все это обуславливает искажение системы базисных предпочтений, установок, ценностей, жизненных ориентиров, которые имеют очень высокое значение в социальной жизни общества.
Социализация - это процесс превращения асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы, роли, ценности. Очевидно, что проблема социализации является центральной тенденцией среди современной молодежи.
Наряду с крайне актуальным вопросом социализации и повышением уровня нравственного, ценностного развития общества, можно так же отметить проблему субъективного экономического благополучия.
Субъективное экономическое благополучие не изучается как интегральное, целостное психологическое явление. Не анализируется также, почему одни люди удовлетворены своим материальным положением, а другие - нет в случае их объективно одинакового уровня жизни. Другими словами, психологические природа и механизмы формирования субъективного экономического благополучия в настоящее время практически не исследованы.
Так же, существует актуальная проблема измерения субъективного экономического благополучия в силу недостаточной продуманности индикаторов и способов оценки. Использование в качестве критериев материальные аспекты жизни не является целесообразным в связи с недостоверностью результатов, поскольку неоднократно обнаруживалось, что субъективная удовлетворенность экономической сферой непосредственно взаимосвязана с эмоциональным, личностным, ценностным контекстом.
В существующих подходах вопрос о природе субъективного экономического благополучия - его структуре, основных компонентах, наиболее информативных признаках, субъективных детерминантах - не рассматривается. Эта проблема отчетливо проявляется в связи с его измерением, которое в большинстве случаев сводится к оценке удовлетворенности человека материальными аспектами своей жизни. Экономический аспект субъективного благополучия чаще всего определяют в виде точки на непрерывной субъективной шкале удовлетворенности человека своим материальным благосостоянием, однако психологические механизмы категоризации в настоящее время не исследованы.
Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается требованиями, которое предъявляет нам современное общество в вопросах социально-экономической политики, а так же, нестабильностью современной российской экономики, что может оказывать негативное влияние на психологические и социальное самочувствие, а так же приводить к снижению уровня субъективного экономического благополучия.
Практическая значимость нашей работы обуславливается тем, что проблема психологических факторов формирования субъективного экономического благополучия практически не затронута во всех имеющихся на данный момент исследования в данной области. В наших теоретическом и 6
эмпирическом исследованиях мы предпринимаем попытку рассмотреть нравственное самоопределение, то есть формирование системы ценностей личности, в качестве фактора, обуславливающего становление субъективного экономическое благополучие. А так же, обнаружить и эмпирически исследовать специфическую взаимосвязь между реальными ценностными ориентирами человека и его переживании субъективного экономического благополучия.
Цель данной работы заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании нравственного самоопределения личности как фактора, обуславливающего субъективное экономическое благополучие.
Объект исследования - нравственное самоопределение.
Предмет исследования - взаимосвязь нравственного самоопределения и субъективного экономического благополучия.
Гипотезы исследования:
1. Чем выше уровень ценности материального успеха в системе ценностей личности, тем ниже оценивается субъективное экономическое благополучие.
2. Среди респондентов-мужчин показатель субъективного экономического благополучия ниже, чем среди респондентов-женщин.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему нравственного самоопределения человека в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Рассмотреть понятие экономического благополучия.
3. Обнаружить взаимосвязь между нравственным самоопределением и субъективным экономическим благополучием. 

эмпирического исследования.
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи между нравственным самоопределением и субъективным экономическим благополучием.
6. Подтвердить полученные в ходе эмпирического исследования данные посредством метода статистической обработки данных.
7. Интерпретировать и обобщить полученные результаты с целью подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного нами исследования можно утверждать, что реальная структура ценностных ориентиров, являющаяся результатом процесса нравственного самоопределения, но не его конечной точкой, является одним из значимых жизненных ресурсов человека, выступая предиктором различных аспектов регуляции жизни человека. Как уже было сказано, структура ценностных ориентаций не является какой-то конечной точкой в развитии этого аспекта структуры личности. Процесс нравственного самоопределения представляется в качестве динамической системы ценностных ориентаций, которая продолжает структурироваться и реструктурироваться на протяжении всей жизни. Система ценностей, как часть структуры личности, тесно связана со способностью человека к осознанной саморегуляции своей жизнедеятельности, к планированию жизненных целей, выбору способа их достижения, рефлексии и отношения к собственному опыту во всех сферах жизни.
Здесь же уместно сказать о том, что субъективное экономическое благополучие, как показывает наше эмпирическое исследование, коррелирует с системой ценностных ориентаций в гораздо более значительной степени, чем можно было представить, исходя из теоретического изучения исследований зарубежных авторов, посвященных данной тематике. Социальные и экономические факторы субъективного благополучия обуславливаются целым комплексом психологических явлений, и система ценностей является значительной частью этого комплекса.
То, на сколько сформирована и развита, а так же в соответствии с какими приоритетами выстроена система ценностей личности, обуславливает уровень субъективного экономического благополучия. Наше исследование показало, что в наибольшей степени уровень субъективного экономического благополучия взаимосвязан с расположением в системе ценностей личности такого ее аспекта, 70 как «высокий уровень материального положения», при чем эта связь характеризуется обратнопропорциональной корреляцией. То есть, чем больше приоритет ценности материального положения, тем ниже общий уровень субъективного экономического благополучия.
Обнаружив описанную выше взаимосвязь, нами было принято решение провести дополнительный анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных. Мы разделили выборку испытуемых на три группы в соответствии с уровнем ценности «высокий уровень материального положения»: высокий, средний и низкий показатель по данной шкале. Показатели каждой группы мы сопоставили с результатами исследования субъективного экономического благополучия и, проанализировав данные, выявили корреляцию приоритетности упомянутой ценности с отдельными шкалами, опишем наиболее значимые факторы. Обратнопропорциональная связь была отмечена только в одном компоненте субъективного экономического благополучия - благосостоянии, которое определяет уровень удовлетворенности своим финансовым и материальным положением. Прямопропорциональная корреляция была обнаружена с такими аспектами, как финансовая депривированность и экономическая тревожность. Субзначимыми шкалами стали оптимизм и адекватность.
Так же, в ходе эмпирического исследования мы проводили анализ влияния гендерного фактора на систему ценностных ориентаций, на субъективное экономическое благополучие и на взаимосвязь этих двух структур личности. Мы обнаружили существенные различия между мужчинами и женщинами в ходе исследования реальной структуры ценностных ориентаций. Таким образом, результаты здесь свидетельствует о том, что у мужчин значительно более сформирована и развита ценностная ориентация на приятное времяпрепровождение и отдых, а так же высокий социальный статус и управление людьми. При этом, у женщин в большей мере сформирована и 71
развита ценность поиска и наслаждения прекрасным в окружающем мире. В других областях никаких существенных различий обнаружено не было.
Таким образом, в нашей работе мы достигли поставленной цели, а именно - теоретически и эмпирически исследовали нравственное самоопределение личности как фактор, обуславливающий субъективное экономическое благополучие.
В ходе реализации теоретического и эмпирического исследования, нами были выполнены все поставленные задачи.
А так же, по результатам проведенного исследования, мы подтвердили гипотезу о том, чем выше уровень ценности материального успеха в системе ценностей личности, тем ниже оценивается субъективное экономическое благополучие. Вторая гипотеза о том, что среди респондентов-мужчин показатель субъективного экономического благополучия ниже, чем среди респондентов-женщин, не была подтверждена.



1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспектива исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. - М.:ИП РАН, 2002. С. 88-104.
2. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство: Пер. с англ. - М., 1999. -487 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Бубнова С.С., Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых Института психологии РАН. - 2008 - №2.
5. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. Пер с нем. / Сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. - М.:Прогресс, 1990.
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 261-165.
7. Выжлецов Г.П. Аксиология: Становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996. - №1. С.86-99.
8. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия. - Киев: Институт социологии НАН Украины, 1997.
9. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства: В 2 тт. М.: Эдиториал, 2001.
10. Журавлев А.Л. Взаимодействие социально-экономических и социально¬психологических феноменов в изменяющемся обществе // Социальная психология экономического поведения. - М.: Наука, 1999. - С. 8-27.
11.Запорожец А.В., Неверович Я.3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С.63.
12. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер, 2003. 630 с.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
14. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. -992 с.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983.
16. Максименко А.А. Стратегии экономического поведения российской молодежи. - Кострома: Изд-во ГОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. 224 с.
17. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 272 с.
18. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
19. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия: Культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. Тексты. / Сост. Е.И. Кравченко, под общ.ред.
B. И. Добренькова. - М.: МУБУ, 1996.
20. Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. - 1992.- №3 -
C. 175-182
21. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. - М.: ИП РАН, 2000.
22. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. 448с.
23. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуша. - СПб: Речь,
2005. 400 с.
24. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М., 2007. 495 с.
25. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. -320 с.
26. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002. 527 с.
27. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1998.
28. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С.37-49.
29. Социологический справочник / Под общ. ред. В.И. Воловича. - Киев: Политиздат Украины, 1990. 382 с.
30. Турецкая Г.В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 1999.
31. Угланова Е.А. Экономическое благополучие личности и качество жизни // Актуальные проблемы социальной психологии. Тверь: Лилия-ЛТД, 2001. С. 132 - 141.
32. Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу
экономического самосознания личности // Ежегодник росс. психол. общества. Материалы III Всеросс. съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 г. СПб., 2003. Т.8. - С. 164 - 168.
33. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психол. журн., 2004. №5. - С. 32 - 49.
34. Хащенко В.А., Баранова А.В. Взаимосвязь оценки качества жизни и экономико-психологического статуса личности // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, Том 1. 2004. С. 501 - 527.
35. Хащенко В.А., Шибанова Е.С. Представления о богатом и бедном человеке в различных социально-экономических условиях жизни: региональный аспект // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2004. Том 2. С. 501 - 527.
36. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер- пракс, 1995. -287 с.
37.Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной
эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол. журнал. - 1995. - Т.26. - №2. -С.25-25.
38. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1994. 534 с.
39. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
40.Экономическая психология / под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2000. 512 с.
41.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1994. - С.269-175.
42. Argyle M. Causes and correlates happiness // Well-being: The Foundations of hedonic psychology / Eds. Kahneman D., Diener E. and A. Schwarz. New York: Russell Sage Foundation, 1999. P 18.
43. Diener E., Lucas R.E. Personality and subjective well-being // Well-being: The Foundations of hedonic psychology / Eds. Kahneman D., Diener E. and A. Schwarz. New York: Russel Sage Foundation, 1999. P. 213 - 229.
44. Easterlin R.A. SWB and economic analysis: a brief introduction // J. of Economic Behavior & Organization. 2001. V. 45. P. 225 - 226.
45. HelliwellJ.F. How's life? Combining individual and national variables to explain subjective well-being. Nber Working papers, 2002.
46. Kahneman D., Diener E., Schwarz A. (eds.) Well-being: The Foundations of hedonic psychology. Russel Sage Foundation. NY, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ