Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СЧАСТЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У СТУДЕНТОВ

Работа №99469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЧАСТЬЯ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ИХ КОРРЕЛЯТОВ 9
1.1. Проблема счастья в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Проблема психологического благополучия в психологии 19
1.3. Представление о нравственности в психологии 25
1.4. Психологический подход к понятию греха как к нравственным нормам-
запретам (на примере «семи смертных грехов») 30
1.5. Исследования связи счастья, психологического благополучия с
нравственностью 46
Выводы по Главе 1 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ
НРАВСТВЕННЫХ НОРМ 51
2.1. План эмпирического исследования и описание выборки 51
2.2. Выбор и обоснование методик 52
2.3. Анализ и интерпретация результатов 60
2.3.1. Результаты исследования счастья по методике «Обновленный
Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)» 60
2.3.2. Результаты исследования психологического благополучия по методике
«Шкала психологического благополучия К. Рифф» 62
2.3.3. Результаты исследования соблюдения нравственных норм по тестам «Алчность», «Гнев», «Гордыня», «Грех похоти», «Чревоугодие», «Зависть»,
«Уныние» (Ю.В. Щербатых) 64
2.3.4. Исследование связи счастья, психологического благополучия с
соблюдением нравственных норм 74
Выводы по Главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 115
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 124
ПРИЛОЖЕНИЕ И 128
ПРИЛОЖЕНИЕ К 132

Одной из тенденций современного этапа развития психологической науки является изучение не только негативных причин психологических проблем, а и тех характеристик личности, факторов, условий которые положительно влияют на эффективность функционирования человека, обусловливают его благополучие во всех сферах жизни. В последние два десятилетия проблема благополучия активно разрабатывается и в отечественной психологии. В основном исследования проводятся в рамках позитивной психологии. В своей основе исследователи опираются на понятийный аппарат, сформировавшийся в зарубежной психологии, а, именно, на понятия «счастье» (М. Аргайл, Е. Динер, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, А. Кроник и др.), «субъективное благополучие» (Н. Бредбер, М. Селигман, Р.М. Шамионов, Л.В. Куликов и др.), «психологическое благополучие» (К. Рифф, К. Кейес, А.В. Воронина, П.П. Фесенко, Л.В. Куликов. Е.Б. Весна, О.С. Ширяева и др.).
Единого мнения по поводу сущности и соотношения между собой этих понятий среди ученых нет. Их трактовка близка либо к гедонистическому подходу Н. Бредбера, Э. Динера, М. Аргайла, М. Селигмана, согласно которому счастье и его психологический синоним - субъективное благополучие - является субъективным ощущением и трактуется как конструкт, состоящий из когнитивного (удовлетворенность жизнью) и аффективного (баланс положительных и отрицательных эмоций) компонентов. Либо к эвдемонистическому подходу, представленному в работах К. Рифф, К. Кейес, в котором психологическое благополучие включает как субъективную, так и объективную составляющие и связывается с самореализацией личности, с ее ресурсами и положительными качествами. Различаются и методики измерения этих конструктов. Большинство авторов, однако, склоняются к мнению, что хотя счастье и психологическое благополучие и не являются тождественными, они тесно коррелируют между 4 собой на уровне эмпирических показателей и в совокупности более полно описывают сферу благополучия человека.
Универсальных рецептов счастья, благополучия для всех людей не существует, оно складывается из своеобразного для каждого индивида сочетания множества факторов [56]. Причем это сочетание динамично, оно меняется в зависимости от возраста. Поэтому в рамках данной проблематики большинство исследований посвящены определению детерминант и коррелятов благополучия. В их качестве выступают как внешние факторы, характеризующие среду обитания человека (политические, социально­экономические, экологические), так и внутренние факторы, характеризующие самого человека и его социальные связи (пол, возраст, семейное положение, темперамент, личностные характеристики, наличие свободного времени для досуга, удовлетворенность работой, мировосприятие, вера, жизнестойкость и т.д.).
Исследования показывают, что счастливые люди менее подвержены болезням, причем это связано не с врожденной конституциональной уязвимостью к заболеваниям, а скорее с психологическим здоровьем. Физиологические реакции на стресс у счастливых людей менее выражены [57] Исследования по опроснику шкал большой пятерки, показали, что счастье негативно связано с нейротизмом и позитивно - с экстраверсией, открытостью новому опыту [58]. Кроме того, фиксируется отрицательная корреляция счастья с депрессией и тревожностью. «Метод проверки переживаний» М. Чиксентмихайи выявил, что счастливые люди ощущают себя вовлеченными в деятельность и удовлетворены ею [60]. Они используют продуктивные стратегии совладания с жизненными трудностями [18]. Ряд авторов рассматривали субъективное благополучие как фактор самоактуализации, самореализации (Е.Ф. Ященко (2012) [54], Г.И. Пучкова (2003) [44], И.Д. Егорычева (2012) [19]). Важным показателем благополучия является характер межличностных отношений, например, люди, довольные своими супружескими отношениями, отношениями с друзьями в большей 5
степени удовлетворены своей жизнью [4]. Связь счастья, субъективного благополучия с ценностными ориентациями, ценностно-смысловыми образованиями доказали в своих исследованиях Д.А. Леонтьева (2006) [34], Р.М. Шамионова (2006) [51], П.П. Фесенко (2005) [52], Гаусс Э.В. (2014) [16] и др.
Несмотря на достаточно глубокую разработанность описываемой проблематики в научной литературе очень мало исследований о связи счастья или психологического благополучия с нравственностью, с нравственной направленностью личности (Т.В. Бескова (2015) [7], Т.П.
Скрипкина (2013) [47], Е.Е. Бочарова (2016) [11], Д.М. Зиновьева (2017) [22], Семенова (2014) [46]) и практически нет исследований об их связи с
соблюдением конкретных нравственных норм.
Еще Аристотель определял счастье, как «деятельность души в полноте добродетели», именно добродетель, по его мнению, ведет к счастью. Пифагор считал, что счастье надо искать внутри себя, что это награда за праведный образ жизни и мыслей. Согласно этике, именно нравственная жизнь, нравственное совершенствование, соблюдение нравственных норм может сделать человека счастливым. Вопросы нравственности в психологии в той или иной степени рассматривались во всех основных концепциях: психоаналитической (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.) [49], гуманистической (А. Маслоу, К. Р. Роджерс) [49], когнитивной (Дж. Келли) [17], поведенческой (Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон) [17]. В отечественной психологии нравственность изучали в рамках различных теорий: теория моральных отношений личности В. Н. Мясищева [2], теория самосознания личности (И. С. Кон, В. В. Столин).
Под нравственными нормами в настоящее время понимается совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе совместного проживания. По сути - это свод правил...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В век научно-технического прогресса, когда в развитых странах день ото дня свершаются как экономические, так и социальные достижения, нацеленные, казалось бы, на повышение уровня жизни людей, человек все же не становится счастливее. Что же делает человека по-настоящему счастливым на сегодняшний день?
На этот вопрос мы постарались ответить в первой главе нашей работы. Мы осуществили теоретический анализ психологической литературы на тему «счастье», его синонима «субъективное благополучие», а также «психологическое благополучие» человека.
Были изучены различные концепции субъективного благополучия как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей (М. Аргайл, М. Селигман, М. Чиксентмихайи, И.А. Джидарьян, Р.М. Шамионов, Л.В. Куликов, Е.В. Бородкина, Н.К. Бахарев, Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н. В. Гафарова и др.). В основном, авторы выделяют такие аспекты счастья, как материальное благополучие, семейное положение, любимая работа, хобби, вера в Бога, личностные характеристики и прочие внутренние факторы счастья. Также исследователи отмечают такие факторы счастья как политическая обстановка в стране, социально-экономические условия жизни, экологическое состояние окружающей среды, которые в определенной степени оказывают влияние на состояние счастья человека.
Также мы изучили различные подходы к пониманию феномена «психологического благополучия» среди отечественных и зарубежных авторов (Н. Бредберн, К. Рифф, Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко, А.В. Воронина, Л.В. Куликов, Е.Б. Весна, О.С. Ширяева, О.А. Идобаева, С.А. Водяха, Р.В. Овчарова и др.). В целом, исследователи рассматривают данный феномен как интегральный показатель, включающий такие компоненты как личностный прост, самопринятие, управление средой, цель в жизни, позитивное отношение с окружающими, а также удовлетворенность собой и собственной жизнью.
В процессе анализа психологической литературы в рамках темы счастья и психологического благополучия и их факторов нами был выявлено, что достаточно малое количество исследований посвящено связи вышеупомянутых феноменов с нравственностью, с соблюдением нравственных норм.
В связи с этим были изучены различные подходы к понятию нравственности в рамках различных зарубежных концепций: психоаналитическая (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), гуманистическая (А. Маслоу, К.Р. Роджерс), когнитивная (Дж. Келли), поведенческая (Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон). Также понятие нравственности было изучено в пределах различных отечественных теорий: теория моральных отношений личности В. Н. Мясищева, теория самосознания личности (И. С. Кон, В. В. Столин) и т.д. Также были изучены работы, посвященные нравственному самоопределению молодежи, выполненные А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой.
По причине того, что понятие нравственности вмещает достаточно большое количество качеств человека, нами было решено остановиться на изучении «семи смертных грехов» как нравственных норм- запретов с психологической точки зрения. В связи с этим нами были изучены психологические подходы к понятию греха, порока как к нравственным нормам-запретам на примере «семи смертных грехов» (Ю.В. Щербатых, Е.П. Ильин, С. Лахам). В основном, авторы рассматривают как негативные, так и позитивные стороны соблюдения норм-запретов, а также основные подходы в борьбе с негативными влияниями соблюдения норм-запретов.
Также нами были изучены немногочисленные исследования связи счастья, психологического благополучия с нравственностью (А.Н.
Поддьяков, Т.В. Бескова, Т.П. Скрипкина, И.Н. Нехорошева, Е.Е. Бочарова, М.Н. Семенова, М.Е. Пермякова, Д.М. Зиновьева). В основном, авторами были выявлены корреляции с такими компонентами нравственности, как 84
добро, зло, человечность. Также изучена связь благополучия с нравственной направленностью (отрицательная, положительная), ориентацией
(отзывчивость, сострадание, жертвенность, прощение и др.) и самоопределением в отношениях с другими людьми.
Во второй главе нашей работы изложены результаты эмпирического исследования связи счастья, психологического благополучия с соблюдением нравственных норм. Исследование проводилось среди студентов УрФУ, а также студентов Уральского колледжа технологий и предпринимательства.
Студенты в возрасте 18-20 лет не являются абсолютно счастливыми и абсолютно несчастливыми. Исследование показало, что современные студенты отличаются средним уровнем счастья. При этом каждый третий студент близок к ощущению несчастья.
Также как и ощущение счастья, психологическое благополучие студентов находится на невысоком уровне. Испытуемым характерен низкий и средний уровень психологического благополучия.
Студентам в этом возрасте в основном присущи зависть и уныние. Алчностью, гневом и пристрастием к пище отличается небольшая часть студентов. Такие пороки как гордыня и похоть вообще мало проявлены среди студентов.
В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о связи счастья с соблюдением нравственных норм, а именно, чем выше уровень алчности, гнева, гордыни, зависти, уныния, чревоугодия, тем ниже уровень счастья у студентов, подтвердилась.
При этом гипотеза, предполагающая наличие связи психологического благополучия с соблюдением нравственных норм (чем выше уровень алчности, гнева, гордыни, похоти, зависти, уныния, чревоугодия, тем ниже уровень психологического благополучия у студентов) не подтвердилась.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные данные о связи счастья и психологического благополучия с соблюдением нравственных норм носят противоречивый характер.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, а задачи решены.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психолога-консультанта. Описание системы детерминант субъективного и психологического благополучия позволяет обратить внимание психолога на основные компоненты, обеспечивающие благоприятное формирование благополучия человека. Учитывая понимание связи счастья, психологического благополучия с соблюдением нравственных норм, можно выявить новые подходы в рамках терапии, связанной с проблемами благополучия человека.
В последующих исследованиях в рамках данной тематики представляется возможным изучение связи счастья, психологического благополучия с нравственными нормами среди лиц среднего и пожилого возраста.


1. Абсатарова Т. Р. Психологическое благополучие педагога: показатели и
критерии оценивания // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. науч. статей /
Составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. - С. 102-105
2. Аверин В. А. Психология личности: учеб. пособие / В. А. Аверин. - Спб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
3. Алексеев А. П. Краткий философский словарь / А. П Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Изд-во проспект, 2004. - 496 с.
4. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - Спб.: Питер, 2003. - 270 с.
5. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин и др. // Вестник ЮУрГУ. - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 4-14
6. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий
фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. К. Бахарева; Дальневосточный Институт Психологии и Психоанализа. - Хабаровск, 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-
pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-subektivnoe- blagopoluchie-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-tolerantnosti (дата
обращения: 03.01.2018)
7. Бескова Т. В. Нормы дистрибутивной справедливости субъекта зависти / Т. В. Бескова // Вестн. Ленингр. гос. ун-та. им. А. С. Пушкина. 2012. Том 5. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/normy- distributivnoy-spravedlivosti-subekta-zavisti (дата обращения: 02.01.2018)
8. Бескова Т. В. Соотношение психологического благополучия с нравственностью и религиозностью личности / Т. В. Бескова // Вестн.
Моск. гос. обл. ун-та. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=24986839 (дата обращения: 02.01.2018)
9. Бородкина Е. В. Жизнестойкость как фактор субъективного благополучия
/ Е. В. Бородкина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов междунар. науч. заочной конф. Липецк, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http : //www. science-
conf.ru/files/arhiv/psvped1 2.pdf (дата обращения: 05.01.2018)
10. Бочарова Е. Е.. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrarv.ru/item.asp?id=16344203 (дата обращения: 04.01.2018)
11. Бочарова Е. Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие
молодежи разных этногрупп / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2 [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=26374211 (дата обращения: 04.01.2018)
12. Бояркин М. Ю., Долгополова О. А., Зиновьева Д. М., Крутова В. В., Романенко Е. В., Субочев Н. С., Юнда А. В. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография / М. Ю. Бояркин и др. // ФГОУ ВПО Волгогр. акад. гос. службы. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. - 216 с.
13. Весна Е. Б., Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности / Е. Б. Весна, О. С. Ширяева // Вестн. Ярославского гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 12. - С. 31-41
14. Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов / С.
А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70­74
15. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. - 2005 . - № 21. - С. 142-147...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ