Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Открытие художественной культуры Ирана в российской историографии первой половины XX века

Работа №59847

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ БОРИСА ПЕТРОВИЧА ДЕНИКЕ 6
§1.1. Казанский период в биографии Б.П. Денике: выбор научного направления 6
§1.2. Во главе первого музея народов Востока: московский период в творчестве Б.П. Денике 11
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИРАНА В КОНЦЕПЦИИ Б.П. ДЕНИКЕ 16
§2.1. Происхождение и этапы развития персидской миниатюры 16
§2.2. Живопись в монгольскую и тимуридскую эпоху XIII-XV вв 28
§ 2.3. Раннесефевидский и сефевидский периоды развития иранской живописи 44
§ 2.4. Влияние европейского искусства на иранскую живописьХУ11-Х1Х веков 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55


АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ обусловлена неослабевающим интересом современных культурологов к художественной культуре Востока, для изучения которого необходимо в полной мере ознакомиться с величайшими научными трудами историков культуры Востока.Большая гордость Казанского Университета - Борис Петрович Денике (1885-1941) - первый директор Музея культуры Востока в Москве, чье наследие на долгое время было невостребовано российским искусствоведением и культурологией.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ РАБОТЫ. Верхняя граница совпадает с началом биографии Б.П. Денике с момента его рождении в 1885 году, продолжается с историей его становления в Казанский период, с момента его поступления в Казанский университет. Жизненный путь ученого завершается в 1941 году.
Нижняя граница, если рассматривать историографию изучения его наследия растянулась с 1980-х годов до настоящего времени. Большинство работ связанных с творчеством Б.П. Денике исследователи опубликовали вначале 2000-х гг.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ:
В советской историографии имя Бориса Петровича Денике встречается крайне редко. Включение Б. Денике в общий список исследователей художественной культуры Востока не дает возможности определить роль и место его творчества в развитии советского востоковедения, не позволяет определить значение его трудов в современном искусствоведении и истории культуры Востока. После публикации статьи Б.В. Веймарна - друга и коллеги Бориса Денике в журнале «Народы Азии и Африки» , кратких упоминаний С.М. Червонной в монографии «Искусство Татарии» наступила затяжная пауза. В середине 1990-х годов о Б.П. Денике стали вспоминать в своих публикациях отечественные историки, искусствоведы и востоковедов: историк Л.А. Сыченкова , московские востоковеды Т.Г. Алпаткина и В.С. Голенищева - Кутузова , казанский искусствовед Е.П. Ключевская , московский востоковед, религиовед М.Д. Назарли . Сегодня не у кого не вызывает сомнения значительность вклада Б.П. Денике в изучении культуры Востока, но остается неисследованной его концепция живопись Ирана.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ:являются работы самого Б.П. Денике. Исследования историков, искусствоведов, востоковедов о его творчестве.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: история и этапы развития персидской миниатюры, специфика художественных школ, выделяемых Б.П. Денике
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ включает в себя письменные и визуальные источники. Первая группа источников - научное наследие Б.П. Денике: Заметки по искусству Востока // Казанский музейный вестник, 1921; «Живопись Ирана». М., 1938; «Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства», Казань, 1923; «О памятниках культуры и искусства Турфана» 1915; «Архитектурный орнамент средней Азии» М., 1939; «Сокровища русской церковной живописи», Казань, 1911.
Вторая группа источников - визуальные источники: иллюстрации в альбомах о персидской миниатюре, представленные в работах Б.П. Денике «Живопись Ирана». М., 1938, а также иллюстративный ряд из монографии советского искусствоведа Б.В. Веймарна «Классическое искусство стран ислама», Изд-е 2. М., 2002.
НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в обращении к малоизученному источнику, которым до сих пор пользуются многие в своих исследованиях по культуре Востока, полностью соглашаясь, без полного анализа текста, не указывая роль его автора в развитии изучения Ирана
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: В работе применялисьобщенаучные методы, такие как анализ, сравнение и критика источников. При изучении жизненного ученого был использован биографический метод. При рассмотрении истории художественных школ Ирана используется сравнительно-сопоставительный метод.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: осуществить историографическую реконструкцию концепции художественной культуры Ирана в Б.П. Денике.
На основании поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
• Определить роль Б.П. Денике в развитии изучения культуры Востока;
• Оценить вклад ученого в российское искусствознание и иранистику;
• Провести критический анализ историко-критических статей и публикаций, посвященных наследию Б.П. Денике;
• Выявить особенности художественных приемов школ персидской миниатюры.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.
В первой главе исследуется творческий путь Б.П. Денике по его двум основным периодам. Выделяются наиболее значимые работы Б.П. Денике.
Во второй главе анализируется художественная культура Ирана в концепции Б.П. Денике. Обращается внимание на основные школы, выделяемые Б.П. Денике, их периодизация и наивысшие стадии развития живописи Ирана.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно утверждать, что роль Б.П. Денике в развитии искусствознания, иранистики, культурологии очень значительна. Его научное наследие, в частности, концепция иранской живописи, не имеют аналогов в советской искусствоведческой науке. Своими трудами он намного опередил свое время. Б.П. Денике был первым ученым, написавшим уникальный труд по культуре мусульманского искусства на русском языке. Б.П. Денике первым предлагает новую периодизацию живописи Ирана.
Его периодизация истории миниатюры Ирана получила признание на международном конгрессе иранистов в 1935 году. Это, на мой взгляд, имеет огромное значение, характеризуя Бориса Петровича Денике как ученого, внесшего вклад не только в отечественное востоковедение и искусствознание, но и в мировую науку. Б.П. Денике в своей работе «Живопись Ирана» выступает тонким знатоком иранской художественной культуры, психологом, пытаясь анализировать даже эмоциональное состояние художников. С особым трепетом, любовью и уважением к иранскому искусству Б.П. Денике написал свою работу Живопись Ирана».
Б.П. Денике определил специфику школиранской миниатюры и характерные черты для каждого периода е развития. Благодаря чему, можно сделать выводы, что указываемые предшественниками Б.П. Денике, хронологические рамки, не в полной мере дают анализ работ и не являются столь достоверными.
По нашим наблюдениям, многие современные искусствоведы используют периодизацию иранского искусства, которую предложил Б.П. Денике. Однако они не ссылаются на труды забытого искусствоведа, и не обращаются непосредственно к текстам, как делал это Б.П. Денике. По вопросу о влиянии европейской живописи на иранскую, и об искусстве XVIII - Х1Хвв. Б.П. Денике первым из советских искусствоведов посвятил в своей книге небольшую главу, в которой уже были отмечены основные характерные черты и эволюция персидской живописи.
Особенностью работы Б.П. Денике является его общедоступный стиль написания, подробное, последовательное описание, многочисленные сравнения, анализы и доказательства своих мнений на примере источников. Борис Петрович не просто представил характеристику и стилистические особенности миниатюрных школ, но и объединил их в одно целое иранское искусство. Он первым провел эволюционное развитие живописи Ирана, не смотря на постоянное влияние извне, он выделил «чисто иранское» искусство.
Предположения Б.П. Денике, что возможными центрами персидского искусства в ХУвеке могли быть и такие города, как Самарканд и Бухара. Эти культурные центры Востока стали центрамиразвития миниатюры. Обнаруженные Б. Денике особенности развития персидского искусства дали возможность другим исследователям в дальнейшем правильно описывать особенности изобразительного искусства в регионах.
Вклад Б.П. Денике в иранистику, конкретно в изучение персидской миниатюры, очень велик, но его наследие было незаслуженно забыто после 1940-х годов. Б.П. Денике советские востоковеды, иранисты не вспоминали до 1976 года. О нем вспоминали лишь эпизодически, преимущественно коллеги, его современники, в связи с памятными датами. После 1987 года до начала 2000-х годов о Б. Денике почти не упоминали в искусствоведов. В ходе работы и изучении литературы на удалось установить, что практически в каждом научном труде, посвященном культуре Востока, Ирана, мусульманских стран, в библиографических списках встречается имя Б.П. Денике, но нет упоминания в тексте о его вкладе, его исследованиях и научных экспедициях. В основном, Б.П. Денике перечисляется в списках советских востоковедов, искусствоведов, иранистов, без удаления особого внимания его творчеству. Также, зачастую можно встретить работы, в которых использованы важные открытия Б.П. Денике, но, к сожалению, не встречается указний на его труды.
Ни в одной работе не было замечено упоминаний о том, что Б.П. Денике осуществлял переводы книг с иностранных языков, что свидетельствовало о его высоком интеллектуальном уровне и многосторонних талантах. На наш взгляд, современным искусствоведам есть чему поучиться у Б.П. Денике, его кропотливости, глубоком изучении всевозможных источников, которые тем или иным способом связаны с миниатюрами Ирана. Также, в ходе работе было отмечено, что Борис Петрович обращался не только к отечественным исследователям, но и с зарубежными иранистами, что является свидетельством его международного признания.
Научная эрудиция Б.П. Денике достойна всяческого восхищения. Ему удалось в полном объеме овладеть многими методами искусствоведческими анализа. Он превосходно знал историю, религию и культуры Востока. Он прекрасно интерпретировал средневековые миниатюры в контексте общей культурной традиции Востока. Именно Борис Петрович создал прочную основу для дальнейших исследований художественной культуры мусульманских регионов, в том числе и Ирана. Достойно оценить вклад иранского искусства в мировую художественную культуру Б.П. Денике помогли его знания о западноевропейском, русском искусстве, в которых он был большим знатоком. Он очень глубоко проник в описываемые эпохи и души иранских миниатюристов.
Б.П. Денике - это уникальный, разносторонний ученый, который имел международное признание, отличался своей последовательностью в работе и независимостью в суждениях.


1. Денике Б.П. Архитектурный орнамент средней Азии. М: Всесоюзная академия архитектуры, 1939. 227 с.
2. Денике Б.П. Заметки по искусству Востока//Казанский музейный вестник, 1921, 102 с.
3. Денике Б.П. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства. Казань, Комбинат издательства и печати ТССР 1923. 249 с.
4. Денике Б.П. О памятниках культуры и искусства Турфана. Казань. 1915. 15 с.
5. Денике Б.П. Сокровища русской церковной живописи. Тамбов, 1911. 13с.
6. Денике. Б.П. Живопись Ирана. М.: Искусство, 1938. 155 с.
7. Каталог международной выставки памятников иранской архитектуры и искусства. Л.: Эрмитаж, 1935. 278 с.
8. Письмо Ф.И. Щербатского - В.В. Радлову о пребывании в
Дарджилинге и о знакомстве с Д. Россом.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1880-
1900/Russ ind 20/181 -200/200.htm
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпаткина Т.Г., Голенищева - Кутузова В.С. «Автобиографическая канва» Б.П. Денике // Российская археология, 2002, № 2. С. 155-159.
2. Алпаткина Т.Г., Голенищева-Кутузова В.С. Автобиографическая канва Б.П. Денике //Российская археология, 2002, № 2. С. 155-159.
3. Бартельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана XI - XV вв. М.: Восточная литература РАН, 1997. 422 с.
4. Веймарн Б.В. Б.П. Денике - историк искусства Востока // Народы Азии и Африки, 1976, № 1. С. 218-227.
5. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М.: Искусство, 2002. 496 с.
6. Веймарн. Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М.: Искусство, 1973. 187с.
7. Сухарева. Н. Культура средневекового Ирана. Иваново, 1985.45с.
8. История Востока. Восток в древности. М.: Восточная литература РАН, 2002. 688 с.
9. КаптероваТ.П. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М.:Детская литература, 1989. 239с.
10. Ключевская Е.П. Искусство мусульманского Востока в трудах Б.П. Денике // Исламское искусство в Волго-Уральском регионе. Казань, 2002. С. 74-176.
11. Назарли М.Д. Два мира восточной миниатюры. Проблемы
прагматической интерпретациисефевидской живописи. М.: РГГУ, 2006. 288 с.
12.Орбели И.А. Сасандское искусство // Восток. 1924, №4.
13.Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл. Л.: Академия , 1935.
14. Стародуб Т.Х. Исламский мир: художественная культура VII-XVII вв.: : художественная культура VII-XVII вв.: архитектура. изображение, орнамент, каллиграфия. М.: Восточная литература, 2010. 254с.
15. Сыченкова Л.А. Отечественные культуроведы. Биобиблиографический словарь. Вторая половина XIX - начало 30-х гг. ХХ вв. Казань: КГУ, 1997. 86 с.
16. Сыченкова Л.А. Феномен культуры Востока в системе историко-культурного знания в Казанском университете (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков: очерки истории российской тюркологии. Казань - Абакан. 2008-2009. С.116-146.
17. Сыченкова Л.А.Б.П. Денике - историк культуры Востока // Казанское востоковедение. Современность. Перспективы. Казань, 1996. С. 34-38.
18.Червоная С.М. Искусство Татарии. М.: Изобразительное искусство, 1987. 296 с.
19.ArnoldT.W. PaintinginIslam. London, 1928. 141с.
20.Sakisian A. Les miniatures retsanes du XII au XX siecle, Paris, 1929. 179с.
21.Schlz. W. Die persisch-islamische miniaturmalerei. Leipzig, 1914. 87с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ