СМИ КАК ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕКИМИ КОНФЛИКТАМИ
|
Введение 3-7
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа политических конфликтов 8
1.1. Природа политического конфликта 8-16
1.2. Специфика управления политическими конфликтами 17-27
Глава 2. СМИ в политической жизни общества 28
2.1. Взаимодействие СМИ и политики 28-38
2.2. Особенности влияния СМИ на политические конфликты 39-51
2.3. Перспективы конструктивного воздействия СМИ на политические
конфликты 52-56
Заключение 57-59
Список используемых источников и литературы 60-69
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа политических конфликтов 8
1.1. Природа политического конфликта 8-16
1.2. Специфика управления политическими конфликтами 17-27
Глава 2. СМИ в политической жизни общества 28
2.1. Взаимодействие СМИ и политики 28-38
2.2. Особенности влияния СМИ на политические конфликты 39-51
2.3. Перспективы конструктивного воздействия СМИ на политические
конфликты 52-56
Заключение 57-59
Список используемых источников и литературы 60-69
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3
ХХ век ознаменовался драматическими событиями, которые изменили политическую карту мира. На сегодняшний день в силу вступил процесс глобализации, лежащий в основе современных экономических, политических и социокультурных изменений в странах. Распад Советского государства положил конец существования биполярного мира и противостояния США и СССР. Однополярный мир, во главе которого стояла Америка, не принес позитивного опыта, напротив, в мире произошли изменения со знаком минус: рост террористических группировок, локальные конфликты по всему миру, провозглашение двойных стандартов в политике и дипломатии. Российская Федерация встала на демократический путь развития, но этот процесс не принес полнейшего избавления от острых конфликтов и противоречий как внутри страны, так и за ее пределами.
Свою деструктивную лепту в повышение уровня конфликтности общества внесли и средства массовой информации (далее - СМИ). В XX и XXI веках СМИ превратились в важнейший инструмент политических кланов в борьбе за власть. Все происходящие информационные процессы формируются влиятельными средствами массовой информации и протекают они весьма интенсивно, обозначая изменения принципов и норм политической жизни. Кроме того, СМИ формируют общественное мнение по социально значимым проблемам, а также выполняют функцию стабилизатора в социуме - инструментом конструктивного управления политическими конфликтами. В то же время масс-медиа играют и отрицательную роль, поскольку порой инициируют конфликты в политической сфере.
За последние несколько лет выросла роль СМИ в качестве фактора определения сознания и поведения людей. Контент современных информационных актов оказывает заметное влияние на психологическое состояние аудитории. Масс-медиа активно воздействуют на формирование политических установок, которые влияют на поведенческие характеристики людей во время конфликтов, а также формируют стереотипы поведения общественности во время конфликтов. Однако самое главное - СМИ часто становятся инициаторами конфликтов, в том числе и политических.
Следовательно, актуальность темы исследования заключается в следующем: во-первых, высокая статистика политических конфликтов (в том числе ввиду разрушительной деятельности СМИ) вызывает необходимость научно осмыслить содержательные аспекты политического конфликта, а также оценить роль масс-медиа в политическом процессе на современном этапе. Более того, необходимо обосновать эффективный механизм управления конфликтами на уровне государств. Во-вторых, существенные преобразования в российском обществе вызывают зарождение новых общественных отношений (в политике, экономике и социуме), которые необходимо осмыслить с точки зрения новых подходов, придав новое качество политике власти, которая должна гарантировать наличие конструктивных и эффективных взаимоотношений в обществе.
Таким образом, данное исследование представляет собой теоретическое осмысление и анализ деятельности средств массовой информации в политическом поле.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема политических конфликтов в связи с деятельностью СМИ остается малоизученной на данный момент времени. Многие работы, посвященные месту и роли СМИ в системе политических конфликтов, носят фрагментарный характер и нуждаются в доработке. Тем не менее, нам удалось выделить ряд авторов, чьи исследования в той или иной степени способствовали проработке данной темы.
Основоположниками классической политической конфликтологии являются такие известные мыслители, как Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Платон. Кроме того, учение о конфликтах представлено в трудах Д. Аптера, П. Бурдье Ф. Бэкона, К. Дойча и др.
Отечественная школа политической конфликтологии также представлена рядом авторов: Е.М. Бабосов, А. Глухова А.Г. Здравомыслову, Д. П. Зеркин, Л. Н. Тимофеева.
Место и роль СМИ в политических процессах государств рассматриваются в исследованиях Д. Брайанта А.А. Гаврилова, С.А. Зелинского, С. Г. Кара-Мурзы, Э. Тоффлера.
Влияние СМИ на политические конфликты представлены в работах: В.А. Евдокимова, В.В. Ларченкова, И.И. Веселова и др.
Таким образом, актуальность темы исследования, ее значимость и степень разработанности определили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования - определить содержание деятельности средств массовой информации в ходе протекания политического конфликта.
Достижение указанной цели работы предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть и определить суть политического конфликта, его содержательные характеристики;
2. раскрыть сущность управления политическими конфликтами;
3. выявить роль СМИ в политической деятельности общества, в общем, в политических конфликтах, в частности;
4. предложить пути конструктивного функционирования СМИ в рамках управления политическими конфликтами.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что средства массовой информации в управлении политическими конфликтами могут выполняют как положительную роль, способствуя привлечению внимания к конфликту и тем самым, информируя население о причинах, ходе и поиске решений конфликта, способствуя его урегулированию и решению; так и отрицательную, предоставляя ложные сведения, усиливая в массовом сознании негативные установки по отношению к одной из сторон конфликта, тем самым усиливая возможность эскалации конфликта и т.п.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка рассмотреть деятельность СМИ в рамках конфликтологии.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Первая глава «Теоретико-методологические основы анализа политического конфликта» имеет теоретическую основу. Нами были рассмотрены различные подходы к пониманию природы политического конфликта, а также проанализирована специфика управления политическими.
Во второй главе «СМИ в политической жизни общества» мы определили возможности взаимодействия СМИ и политики; проанализировали роль СМИ в политических конфликтах на примере вооруженного политического конфликта в Южной Осетии 2008 г. и вооруженного конфликта на востоке Украины 2014 г.; также были даны рекомендации для создания конструктивного воздействия СМИ по управлению политическими конфликтами.
Свою деструктивную лепту в повышение уровня конфликтности общества внесли и средства массовой информации (далее - СМИ). В XX и XXI веках СМИ превратились в важнейший инструмент политических кланов в борьбе за власть. Все происходящие информационные процессы формируются влиятельными средствами массовой информации и протекают они весьма интенсивно, обозначая изменения принципов и норм политической жизни. Кроме того, СМИ формируют общественное мнение по социально значимым проблемам, а также выполняют функцию стабилизатора в социуме - инструментом конструктивного управления политическими конфликтами. В то же время масс-медиа играют и отрицательную роль, поскольку порой инициируют конфликты в политической сфере.
За последние несколько лет выросла роль СМИ в качестве фактора определения сознания и поведения людей. Контент современных информационных актов оказывает заметное влияние на психологическое состояние аудитории. Масс-медиа активно воздействуют на формирование политических установок, которые влияют на поведенческие характеристики людей во время конфликтов, а также формируют стереотипы поведения общественности во время конфликтов. Однако самое главное - СМИ часто становятся инициаторами конфликтов, в том числе и политических.
Следовательно, актуальность темы исследования заключается в следующем: во-первых, высокая статистика политических конфликтов (в том числе ввиду разрушительной деятельности СМИ) вызывает необходимость научно осмыслить содержательные аспекты политического конфликта, а также оценить роль масс-медиа в политическом процессе на современном этапе. Более того, необходимо обосновать эффективный механизм управления конфликтами на уровне государств. Во-вторых, существенные преобразования в российском обществе вызывают зарождение новых общественных отношений (в политике, экономике и социуме), которые необходимо осмыслить с точки зрения новых подходов, придав новое качество политике власти, которая должна гарантировать наличие конструктивных и эффективных взаимоотношений в обществе.
Таким образом, данное исследование представляет собой теоретическое осмысление и анализ деятельности средств массовой информации в политическом поле.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема политических конфликтов в связи с деятельностью СМИ остается малоизученной на данный момент времени. Многие работы, посвященные месту и роли СМИ в системе политических конфликтов, носят фрагментарный характер и нуждаются в доработке. Тем не менее, нам удалось выделить ряд авторов, чьи исследования в той или иной степени способствовали проработке данной темы.
Основоположниками классической политической конфликтологии являются такие известные мыслители, как Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Платон. Кроме того, учение о конфликтах представлено в трудах Д. Аптера, П. Бурдье Ф. Бэкона, К. Дойча и др.
Отечественная школа политической конфликтологии также представлена рядом авторов: Е.М. Бабосов, А. Глухова А.Г. Здравомыслову, Д. П. Зеркин, Л. Н. Тимофеева.
Место и роль СМИ в политических процессах государств рассматриваются в исследованиях Д. Брайанта А.А. Гаврилова, С.А. Зелинского, С. Г. Кара-Мурзы, Э. Тоффлера.
Влияние СМИ на политические конфликты представлены в работах: В.А. Евдокимова, В.В. Ларченкова, И.И. Веселова и др.
Таким образом, актуальность темы исследования, ее значимость и степень разработанности определили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования - определить содержание деятельности средств массовой информации в ходе протекания политического конфликта.
Достижение указанной цели работы предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть и определить суть политического конфликта, его содержательные характеристики;
2. раскрыть сущность управления политическими конфликтами;
3. выявить роль СМИ в политической деятельности общества, в общем, в политических конфликтах, в частности;
4. предложить пути конструктивного функционирования СМИ в рамках управления политическими конфликтами.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что средства массовой информации в управлении политическими конфликтами могут выполняют как положительную роль, способствуя привлечению внимания к конфликту и тем самым, информируя население о причинах, ходе и поиске решений конфликта, способствуя его урегулированию и решению; так и отрицательную, предоставляя ложные сведения, усиливая в массовом сознании негативные установки по отношению к одной из сторон конфликта, тем самым усиливая возможность эскалации конфликта и т.п.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка рассмотреть деятельность СМИ в рамках конфликтологии.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Первая глава «Теоретико-методологические основы анализа политического конфликта» имеет теоретическую основу. Нами были рассмотрены различные подходы к пониманию природы политического конфликта, а также проанализирована специфика управления политическими.
Во второй главе «СМИ в политической жизни общества» мы определили возможности взаимодействия СМИ и политики; проанализировали роль СМИ в политических конфликтах на примере вооруженного политического конфликта в Южной Осетии 2008 г. и вооруженного конфликта на востоке Украины 2014 г.; также были даны рекомендации для создания конструктивного воздействия СМИ по управлению политическими конфликтами.
Проведенное исследование политического конфликта как социального явления, анализ места и роли средств массовой информации в его управлении, определение стратегий действия СМИ в условиях современных политических конфронтациях позволило нам сделать ряд выводов:
во-первых, проблема существования политических конфликтов при решении насущных задач противоречивого исторического процесса, стала одной из главных, затрагивающих интересы многих государств. Изучив, различные взгляды на природу политических конфликтов, мы пришли к выводу, что политический конфликт представляет собой столкновение двух и более субъектов политики по поводу несовместимых политических интересов, целей и ценностей. Где основной причиной возникновения, данного вида конфликта, является стремление к захвату власти и политических ресурсов;
во-вторых, исследовав специфику управления политическими конфликтами, можно сделать вывод о том, что феномен политического конфликта представляет собой сложное явление, которое развивается по определенному сценарию. В своем зарождении и развитии конфликт проходит несколько этапов: от этапа возникновения, до стремительного развития и завершения. Не смотря, на всю сложность политический конфликт поддается управлению. Для управления конфликтными ситуациями субъекту управления необходимо учитывать особенности конфликта на каждом этапе его развития и предпринимать оптимальные меры по его управлению.
в-третьих, проанализировав два важных внешнеполитических конфликта с участием Российской Федерации, непосредственное участие в которых принимали СМИ как стран-участниц, так и стран-посредников, и наблюдателей, мы пришли к выводу о том, что основной функцией СМИ в ходе конфликта является не снижение его эскалации путем освещения реальной ситуации, а нагнетание конфликта. В данном случае ярко проявилась роль СМИ как основного идеологического рупора государственной власти.
В итоге можно свидетельствовать о том, что СМИ не воздействует на политические конфликты в конструктивном русле.
в-четвертых, рассмотрев вопрос о взаимодействии СМИ и политики, мы пришли к выводу, что современная политика не осуществляется вне деятельности средств массовой информации. Они становятся неизменным инструментом государственной власти по манипулированию общественным сознанием. Средства массовой информации способны как «раздувать» общественный ажиотаж вокруг определенного вопроса или проблемы, так и «гасить» нежелательные последствия со стороны социума на действия властей.
В связи с этим нами были предложены некоторые пути конструктивного взаимодействия СМИ в рамках конфликта в качестве третьей стороны. Для этого необходимо выработать ряд норм и правил, способствующих снижению эскалации конфликта:
- СМИ следует привлекать конфликтующие стороны к продуктивным переговорам, транслировать предыдущий опыт их положительного взаимодействия, а также следовать принципу плюрализма мнений - публиковать оценки ситуаций экспертами и профессионалами;
- СМИ должны привлекать общественные организации и политические институты для того, чтобы не дать конфликту разгореться сильнее, ведь последствия от политических конфликтов носят драматический характер.
Безусловно, для выхода из кризисных состояний недостаточно представление о том, что конкретно следует делать СМИ для этого. Необходимо вернуть СМИ роль «четвертой власти» в полном ее проявления, однако для этого необходима их материально-финансовая состоятельность. На сегодняшний момент это невозможно.
Кроме того, необходима переоценка места журналистов в политической и социальной жизни страны, для того чтобы вернуть СМИ в границы нравственности. Проблема журналистской этики, ответственности масс- медиа перед страной и обществом сегодня является центральной в решении функционировании СМИ в политике.
Именно поэтому необходимо восстановление журналистики в роли «народного рупора», доверительных отношений между населением, властью и СМИ через отстаивание интересов общественности, обращение внимания к первостепенным проблемам страны. Все это может помочь СМИ занять достойное место в системе российского общества будущего.
во-первых, проблема существования политических конфликтов при решении насущных задач противоречивого исторического процесса, стала одной из главных, затрагивающих интересы многих государств. Изучив, различные взгляды на природу политических конфликтов, мы пришли к выводу, что политический конфликт представляет собой столкновение двух и более субъектов политики по поводу несовместимых политических интересов, целей и ценностей. Где основной причиной возникновения, данного вида конфликта, является стремление к захвату власти и политических ресурсов;
во-вторых, исследовав специфику управления политическими конфликтами, можно сделать вывод о том, что феномен политического конфликта представляет собой сложное явление, которое развивается по определенному сценарию. В своем зарождении и развитии конфликт проходит несколько этапов: от этапа возникновения, до стремительного развития и завершения. Не смотря, на всю сложность политический конфликт поддается управлению. Для управления конфликтными ситуациями субъекту управления необходимо учитывать особенности конфликта на каждом этапе его развития и предпринимать оптимальные меры по его управлению.
в-третьих, проанализировав два важных внешнеполитических конфликта с участием Российской Федерации, непосредственное участие в которых принимали СМИ как стран-участниц, так и стран-посредников, и наблюдателей, мы пришли к выводу о том, что основной функцией СМИ в ходе конфликта является не снижение его эскалации путем освещения реальной ситуации, а нагнетание конфликта. В данном случае ярко проявилась роль СМИ как основного идеологического рупора государственной власти.
В итоге можно свидетельствовать о том, что СМИ не воздействует на политические конфликты в конструктивном русле.
в-четвертых, рассмотрев вопрос о взаимодействии СМИ и политики, мы пришли к выводу, что современная политика не осуществляется вне деятельности средств массовой информации. Они становятся неизменным инструментом государственной власти по манипулированию общественным сознанием. Средства массовой информации способны как «раздувать» общественный ажиотаж вокруг определенного вопроса или проблемы, так и «гасить» нежелательные последствия со стороны социума на действия властей.
В связи с этим нами были предложены некоторые пути конструктивного взаимодействия СМИ в рамках конфликта в качестве третьей стороны. Для этого необходимо выработать ряд норм и правил, способствующих снижению эскалации конфликта:
- СМИ следует привлекать конфликтующие стороны к продуктивным переговорам, транслировать предыдущий опыт их положительного взаимодействия, а также следовать принципу плюрализма мнений - публиковать оценки ситуаций экспертами и профессионалами;
- СМИ должны привлекать общественные организации и политические институты для того, чтобы не дать конфликту разгореться сильнее, ведь последствия от политических конфликтов носят драматический характер.
Безусловно, для выхода из кризисных состояний недостаточно представление о том, что конкретно следует делать СМИ для этого. Необходимо вернуть СМИ роль «четвертой власти» в полном ее проявления, однако для этого необходима их материально-финансовая состоятельность. На сегодняшний момент это невозможно.
Кроме того, необходима переоценка места журналистов в политической и социальной жизни страны, для того чтобы вернуть СМИ в границы нравственности. Проблема журналистской этики, ответственности масс- медиа перед страной и обществом сегодня является центральной в решении функционировании СМИ в политике.
Именно поэтому необходимо восстановление журналистики в роли «народного рупора», доверительных отношений между населением, властью и СМИ через отстаивание интересов общественности, обращение внимания к первостепенным проблемам страны. Все это может помочь СМИ занять достойное место в системе российского общества будущего.
Подобные работы
- СМИ КАК ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕКИМИ КОНФЛИКТАМИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



