Введение 3
Глава 1. Память как средство 6
1.1. Платон. Припоминание как путь к истине 6
1.2. Августин. Память как область поиска Бога 8
1.3. Гегель. Самопознание духа через воспоминание (die Er-innerung) 10
Глава 2. Время: три трактовки 14
2.1. Анри Бергсон. Время и понятие «длительности» 19
2.2. Эдмунд Гуссерль. Время и «абсолютный временной поток» 22
2.3. Мартин Хайдеггер. Обыденное время и временность Dasein 26
Глава 3. Память, время, субъект 32
3.1. О субъекте: постоянство изменения 32
3.2. Связь между памятью и временем 36
Заключение 41
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Обращение к памяти и времени и обращение с этими понятиями сегодня является темой не только актуальной, но и прагматической. Память и время издавна играли в жизни человека одну из ключевых ролей. Обратив взор на ход истории, вряд ли удастся найти какую-либо деятельность или науку, для которой память и время не являлись бы во многом определяющим фактором. Непостижимость и загадочность этих понятий всегда заботили самые выдающиеся умы человечества. Проблематика данных понятий породила написание немалого количества трудов, но тем не менее спустя сотни лет тема памяти и времени нисколько не потеряла своей актуальности. О памяти и времени много сказано и много написано. Но обширность темы и её востребованность в современном мире позволяют указать на актуальность работы, в которой прослеживаются смыслы, с которыми память и время сопряжены в традиции философского знания. Не менее важной и интересной представляется возможность понаблюдать какую роль играют память и время в бытии субъекта.
В наследии Платона можно отыскать огромное количество научных проблем, которые и сегодня составляют такую дисциплину, как философия. Именно здесь сформулированы те проблемы, которые либо принимались философами в последующие эпохи, либо же подвергались критическому рассмотрению. Многоплановое же учение Августина во многом повлияло на развитие западной философии. А выдающаяся фигура Гегеля и его философская система до сих пор вдохновляют новые поколения мыслителей. Философия начала ХХ века характеризует себя как некую сумму знаний накопленных многовековой историей развития западной мысли. Она встала на пороге создания нового типа мироощущения человека, который был связан как с появлением новых потребностей, так и с изменением жизни в целом. Одними из главных представителей, оказавших значительное влияние на философию ХХ века являются французский философ, представитель интуитивизма Анри Бергсон, немецкий философ, создатель «фундаментальной онтологии» Мартин Хайдеггер, а так же основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль. И, несомненно, обращение к их исследованиям заслуживает особого внимания. Смысловая наполненность трудов этих философов даёт огромную возможность рассмотреть ту реальность, где на первом месте стоят жизнь и существование человека. Попытка исследовать смысл бытия, описать те формы, в которых оно являет себя миру составляет суть их работ. Важно отметить, что вопрос о времени, так или иначе, становится практически центральным у каждого из представленных учёных.
Попытка разобраться в сущности памяти и времени, рассмотреть их составляющие ставят перед собой представленные философы. Ведь и по сей день, память и время со всех сторон окружающие нас, остаются мало исследованными и захватывающими разум явлениями.
Представленная дипломная работа исследует разработанные в истории философии концепции понимания того, что такое память и время, какую роль они играют в формировании субъективности.
Объект исследования. Объектом исследования являются тексты Платона, Августина, Гегеля, Бергсона, Гуссерля и Хайдеггера.
Предмет исследования. Понятия памяти и времени во взглядах представленных философов.
Цель данной работы состоит в демонстрации различных подходов к исследованию памяти и времени и их роли в формировании субъективности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1) На основе литературы изучить понятие памяти в текстах Платона, Августина и Гегеля;
2) Рассмотреть и описать понятие времени в понимании Бергсона, Гуссерля и Хайдеггера.
3) Раскрыть проблему сущности субъекта, а так же проследить связь между памятью и временем.
В работе широко используются такие аналитический метод, а так же метод сравнений и аналогий.
Методологическую и теоретическую основу для исследования в дипломной работе составили непосредственно труды Платона, Августина, Гегеля, Анри Бергсона, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, помогающие раскрыть сущность понятий памяти и времени; научные труды отечественных и зарубежных авторов в области философии.
Структура дипломной работы. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа включает три главы, введение, заключение и список литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает значимость работы.
В первой главе даётся описание понятия памяти как припоминания истины в трактовке Платона; роль памяти в познании Бога у Августина; воспоминания (die Er-innerung) как пути самопознания духа у Гегеля.
Во второй главе описывается понятие времени в представлении Анри Бергсона, раскрывается термин длительности как сущностного ощущения времени; рассматривается представление Мартина Хайдеггера об обыденном понимании времени и раскрытию понятия временности в от-бытия; раскрывается путь Эдмунда Гуссерля от обычного времени к абсолютному временному потоку.
В третьей главе поднимается вопрос о том, кто такой субъект и проводится связь между памятью и временем.
В заключении подводятся итоги проведённой работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме и перспективы последующих исследований.
Большинство процессов, будь то движение, изменение, да и сама жизнь происходят во времени. Но стоит лишь попытаться постичь его природу - как оно сразу же ускользает в самый последний момент. Неизменный, безостановочный ход времени каждую секунду переносит человека от только свершившегося прошлого к настоящему моменту и без промедления к будущему. Неоднократно исследованные, но всё так же малопрояснённые понятия памяти и времени с незапамятных времён и по сей день являются невероятно важными аспектами изучения в человеческой жизни.
Подводя итоги первой главы можно сделать вывод о том, что в представленных концепциях каждого из мыслителей, память выступает как средство для постижения высших ступеней сущего: будь то припоминание истины у Платона, познание Бога через память у Августина, или постижение духом самого себя с помощью воспоминания у Гегеля.
Если подводить итоги второй главы, то исходя из проделанной работы, следует отметить, что отличительным моментом в бергсоновском понимании времени можно назвать оригинальность его подхода к проблематике времени с точки зрения его свойств без включения категории пространства. Но такой подход может быть как сильной, так и слабой стороной и он заключается в полном отделении времени от пространства и невозможности применения к нему математических аспектов счёта. Если время не соотносимо с пространством, это ещё не значит, что его нельзя каким-либо образом измерить или поделить. В данном случае можно провести аналогию, например, с температурой воздуха. Человек внутренне может ощутить температуру, так же, как и время, но в данном случае ничто не мешает ему пользоваться термометром для её измерения, и тогда, совершенно естественно, встаёт вопрос, почему же при измерении времени не воспользоваться часами? Бергсону свойственно занимать довольно крайние позиции, к примеру, восхвалять интуицию и пренебрегать интеллектом, рассматривать время, полностью отделяя его от пространства.
Гуссерль в своём исследовании проводит нить от объективного времени к субъективному, вливающемуся в «абсолютный временной поток». Схватывание же потока происходит внутри человека, являясь точкой отсчёта как для момента Теперь, так и для ретенции и протенции. Следование от одного момента Теперь к следующему моменту Теперь создаёт законченный поток, который имея связь с событием, всегда оставляет его храниться в памяти человека, тем самым обеспечивая единство временного потока.
Хайдеггер рассматривает время как бесконечную последовательность «теперь», где все моменты переходят один в другой и сам процесс этого перехода не уловить. Прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино и образуют собой экстатически-горизонтальную временность. Забота представляет собой изначальную временность составляющую основу экстазисов прошлого, настоящего и будущего, не существующих один без другого. Из временности и экстазисов, открытых к своим собственным схемам-горизонтам выходит темпоральность, служащая истоком понимания бытия.
Объединяющим моментом во всех трёх представленных концепциях видится изначальное желание так или иначе осуществить разделение времени, причём, как правило, в основном на обычное, повседневное и то, которое протекает внутри сознания человека, оно неуловимо и схватывается лишь интуитивно . Истинно е существование человека, как полагают философы, пролегает именно в этих моментах. Так или иначе, каждый из представителей трёх направлений стал новатором в рассмотрении проблематики времени и выдвинул идеи, выходящие далеко за пределы своего поколения.
Третья глава представила собой размышление о том, кто такой субъект, а так же прослеживание связи между памятью и временем.
На основание проведённой работы, было выяснено, что представляет собой память и время в понимании каждого из представителей философской мысли, а именно Платона, Августина, Гегеля, Анри Бергсона, Мартина Хайдеггера и Эдмунда Гуссерля, а также раскрыто их содержание. Перечень рассмотренных тем и авторов мог бы быть продолжен, но для того, чтобы указать, что тематика памяти и времени всегда была актуальна и остаётся таковой до сих пор, данных указаний вполне достаточно. Проделанная работа не столько подводит к завершению исследования, сколько расставляет наметки для последующих изысканий, которые, безусловно, помогут рассмотреть данную тематику глубже и, возможно, выявить новые аспекты в данной области.
1. Августин Аврелий Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий.: Пер. с латин. - М.: Республика, 1992 - 335 с. - (Человек в исповедальном жанре).
2. Алигьери Данте Божественная комедия. Новая жизнь / Пер. с ит. М. Лозинского, А. Эфроса. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2013. - 786 с. - (Иностранная литература. Большие книги).
3. Аристотель Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
4. Бергсон А. Длительность и одновременность. 2-е изд. - М.: «Добросвет», «Издательство “КДУ” », 2013. - 160 с.
5. Бергсон А. Материя и память. Собр. соч. т. 3, СПб., 1909.
6. Бергсон А. Непосредственные данные сознания: Время и свобода воли. Пер. с фр. Изд. 4-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2012. - 224 с.
7. Блауберг И. И. Анри Бергсон. - М. : Прогресс-традиция, 2003. - 672 с.
8. Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о Земле: Пер. с англ. / Сост. и послесл. В. И. Скурлатова. - М. : Правда, 1987. - 656 с., ил.
9. Бродский И. А. Избранное / Иосиф Бродский. - М. : Колибри, Азбука- Аттикус, 2012. - 848 с.
10. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука , 2000 - 495 с. (Серия «Памятники философской мысли»).
11. Гегель Г .В .Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3 Философия духа. Отв. Ред. Е. П. Ситковский. Ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. М., «Мысль», 1977. 471 с.
12. Губин В. Д. Человек в поисках Родины. М.: РГГУ, 2010. 264 с.
13. Гуссерль Эд. Собрание соч. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. Пер. с нем. / Сост., вступ. статья, пер. В.И. Молчанова - М. : Издательство «Гнозис», 1994.
14. Дугин А. Г Мартин Хайдеггер. Философия другого начала. - М.: Академический проект, 2010. - 391 с.
15. Инайят-хан Хазрат Гаян: песнь суфия / Хазрат Инайят-хан ; пер. С англ. С. Романенко. - 4-е изд. - М.: Амрита, 2013. - 128 с. - (Мудрость суфиев).
16. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Мысль, 1994. - 591, [1] с.
17. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / Пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2014. - 157 с. - (Философские технологии).
18. Кьеркегор С. Понятие страха / Пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2014. - 217 с. - (Философские технологии).
19. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. - СПб: Ювента, Наука - 607 с.
20. Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. - М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 456 с.
21. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.- корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. - 750 с.
22. Павлов Е. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. 2-е изд. / Евгений Павлов; авториз. пер. с английского А. Скидана. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 224 с.
23. Паткуль А. Б. Время как горизонт понимания бытия в фундаментальной онтологии Horizon Феноменологические исследования Том 1 (1) 2012. с. 28-48.
24. Платон Собрание сочинений в 4 т. - М.: Мысль, 1994. - 654, [2] с. - (Филос. Наследие).
25. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд- во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.
26. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия ХХ века). 728 с.
27. Сартр Жан Поль Тошнота: [роман] / Жан Пол Сартр; пер. с франц. Ю.Я. Яхниной. - Москва: АСТ, 2014. - 317 , [3] с. - (Эксклюзивная классика).
28. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
29. Сунягин Г. Часы и осознание необратимости времени / Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов / Ред.-сост. В. Кузнецов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012. - 363 с. - (Концепции).
30. Тертуллиан Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. - М.: Издательская группа «Прогресс», Культура, 1994 - 448 с.
31. Уитроу Дж. Естественная философия времени: Пер. с англ. / Общ. ред. М. Э. Омелъяновского. Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 400 с.
32. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - М.: Академический Проект, 2013. - 460 с. - (Философские технологии).
33. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. с нем. А. Г. Чернякова. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 2001.
34. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Пер. с немецкого И. Инишева. - Минск: Пропилеи, 2000. - 192 с.
35. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике: Популярный этюд. Изд. 2-е. - М.: ЛЕНАНД, 2016. - 128 с. (Из наследия мировой психологии.)
36. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб. : Высшая религ.-философ. школа, 2001. - 460 с.
37. Элиот Т. С. Стихотворения и поэмы : [сборник; перевод с английского] / Томас Стернз Элиот. - Москва: АСТ, 2013. - 605, [3] с.