Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №59576

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования коммуникативной компетентности у учащихся
старших классов 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«компетенция», «компетентность» в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативной
компетентности у учащихся старших классов 14
1.3. Формы и методы формирования коммуникативной компетентности
у учащихся старших классов 27
Выводы по I главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности в подростковом
возрасте 41
2.1. Организация и методики исследования 41
2.2. Формирующая программа по формированию коммуникативной
компетентности у учащихся старших классов 47
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по формированию
коммуникативной компетентности у учащихся старших классов 54
Выводы по II главе 60
Заключение 63
Список использованной литературы 67


Актуальность исследования. В современном обществе умение эффективно выстраивать взаимодействие и общение является одним из главных критериев успешной личности. Человек взрослеет и входит в социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения в подростковом возрасте и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных ситуаций. Данный процесс является необходимым для полноценного развития личности ребенка, и в то же время сложным, так как уже с момента рождения на ребенка возлагается многообразие социальных ролей и функций. Для успешного протекания данного процесса необходима помощь извне. Сюда можно отнести помощь взрослых, сверстников, воспитателей в воспитательных учреждениях и в целом всего общества. С того дня как человек появляется на свет, он активно с помощью взрослых и самостоятельно приобретает общественные опыт, способствующий раскрытию всего потенциала подростка, подготовке к успешному обучению в школах, а в последствии и ко взрослой жизни.
Актуальность проблемы изучения коммуникативной компетентности и формирование ее у учащихся старших классов обусловлена, прежде всего, тем, что сегодняшний мир, состоящий из всевозможных средств коммуникаций, требует, от людей в целом и подростков в частности, особых навыков коммуникаций и компетентности в области общения.
Под компетентностью принято считать - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Это слово, как и многие другие, происходит от латинского языка и означает - подходящий, знающий, соответствующий, способный, надлежащий - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого, как следствие, является авторитетным и веским [1].
В психологическом словаре компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия [3].
Л.Ш. Лозовский утверждает, что компетентность - область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами [2].
«Компетентность» в свою очередь определяется как
соотносящийся по значению с существительным «компетенция», связанный с ним, свойственный компетенции, характерный для него. А что же такое компетенция?
Компетенция — базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности; совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности; неаддитивная, синергетическая система знаний, умений, навыков и способностей, объединенных ее ключевым системообразующим элементом (конфигуратором) и направленных на решение определенных задач деятельности
Коммуникативность - произошло от латинского и означает - соединяющийся, сообщающийся - положительное нравственно-этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, к установлению контактов, связей, отношений. Внешне это качество проявляется как общительность, как умение собирать вокруг себя людей. Данное качество основывается на способности человека чувствовать поле психологической совместимости с партнером. Иногда употребляется термин «коммуникабельность», преимущественно как синоним, но иногда как вспомогательное понятие для обозначения черты характера (коммуникабельный человек) с акцентом на владение технологией коммуникативности.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя
коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения и межличностного.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс
общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление
процессами общения в коммуникативной ситуации.
Коммуникативность - это важный показатель для эффективного общения. Тенденции настоящего времени диктуют нам то, что мы обязаны хорошо владеть своей речью и понимать основные законы успешного межличностного общения, нам просто необходимо уметь налаживать контакты с другими людьми и выстраивать доверительные и благоприятные отношения. Наш век назван информационным веком, и для того чтобы быть в курсе всего того, что происходит в мире и в ближайшем окружении современному человеку необходимо быть коммуникативным. Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения [3].
Наличие хорошо развитого уровня коммуникативной компетенции в деятельности учащихся старших классов делает их более продуктивными в своей работе и деятельности. Ученик старших классов должен не только хорошо учиться, но и владеть навыками общения для поддержания хороших отношений с людьми, которые его окружают. Ни для кого не секрет, что для успешного выполнения учебной деятельности необходима благоприятная среда, которая в какой-то степени формируется благодаря поддержанию благоприятного общения, как между самими учащимися, так и между педагогом и учащимися. Необходимо, чтобы как педагоги, так и учащиеся способствовали благоприятному общению во время образовательного процесса. Педагог, находясь в хороших отношениях со своими учениками, может оказывать влияние на многие ситуации, возникающие в коллективе учащихся. Так как при таких отношениях он может быть всегда в курсе всех тенденции и настроений коллектива учеников и вносить коррективы для предотвращения, возможно, не приятных ситуаций. Для тех, кто пренебрегает данными знаниями, считая их маловажными, могут возникнуть проблемы в межличностных отношениях с учащимися и коллегами. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.Ф.Корниенко [23], Р.В.Гришина [12], Н.А.Ощуркова [28],Т.Ф.Ефремова [18],О.А.Ахвердова [5], Р.С.Немов [27], А.И.Жуков [19], Г.Г.Ушкова [40],А.А.Бодалев [7], П.К.Анохин [4]. Сегодня проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетентности у учащихся вызывают беспокойство и администрации учебных заведений и у родителей учащихся.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку коммуникативно компетентного ученика старших классов, который способен понять и оценить нехватку данных умений и взять на себя ответственность за свое поведение в обществе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования коммуникативной компетентности у учащихся старших классов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативной компетентности у учащихся старших классов.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у учащихся старших классов.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования коммуникативной компетентности у учащихся старших классов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования коммуникативной компетентности у учащихся старших классов будет эффективным, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия
«коммуникативная компетентность»;
-учитывать возрастные особенности формирования
коммуникативной компетентности у учащихся старших классов;
-организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Эффективное взаимодействие»;
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность и содержание понятий: «компетенция»,
«компетентность», «коммуникативная компетентность».
2) Определить особенности коммуникативной компетентности у учащихся старших классов.
3) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы формирования коммуникативной
компетентности у учащихся старших классов.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие категории «компетентность и компетенция» ( Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков,
A. В. Хуторской).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ педагогической и
психологической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: наблюдение, беседы с учащимися; диагностическое тестирование с использование таких методик как: методика диагностики коммуникативной компетенции - тест «Коммуникативные навыки» - Л. Михельсон и тест «Коммуникативные и организаторские склонности»
B. В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
Опытно-экспериментальной базой стала группа учащихся средней общеобразовательной школы №9 с углубленным изучением английского языка. Выборку составили учащиеся старших классов в возрасте 15-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных
условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и экологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; побирались методика опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия со студентами, будущими педагогами, с целью формирования у них коммуникативной компетентности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования коммуникативной компетентности у учащихся старших классов, данные формы и методы в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Эффективное взаимодействие»
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программ «Эффективное взаимодействие» может помочь в практике образовательных учреждений среднего образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основании проведенного исследования по теме «Формирование коммуникативной компетентности у учащихся старших классов» мы можем сформулировать следующие выводы:
Существуют различные формы и методы развития способности к эффективному взаимодействию у подростков. В нашей работе мы подробно рассмотрели такие из них, как тренинг, метод мозгового штурма, ролевые игры, дискуссию, деловые игры, круглый стол.
Данные формы и методы позволяют подросткам учиться работать в коллективе, учат отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы, грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, грамотно высказывать свое мнение, что в конечном итоге позволяет подростку овладеть способностью к разрешению конфликтных ситуаций.
Наблюдая за жизнедеятельностью подростков в коллективе на констатирующем этапе, мы выяснили, что в группе преобладает дружелюбие, но в то же время присутствует холодность, непродуктивность в коллективных делах, неудовлетворенность группой, неуспешность и скука равнодушие, а также присутствовала доля агрессивности.
На основе результатов констатирующего этапа эксперимента и теоретического осмысления проблемы нами была разработана программа «Эффективное взаимодействие» с использованием таких форм и методов, как дискуссия, деловая игра круглый стол, метод мозгового штурма игра тренинг и т.д.
Данная программа позволила подросткам научиться работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы, грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, грамотно высказывать свое мнение, что в 63
конечном итоге позволяет старшекласснику овладеть способностью к эффективному взаимодействию с окружающими его людьми.
Развитие коммуникативных умений — процесс развития мотивации и стремления к эффективному взаимодействию Я-концепции, развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия. Основная идея развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов - это создание специально организованных условий для развития активной гражданской позиции и актуализации коммуникативного потенциала личности. Развитие коммуникативных умений у учащихся старших классов происходит через самопознание и коррекцию их в процессе педагогической диагностики личностного развития, формирование у учащихся старших классов положительного опыта взаимодействия путем применения на занятиях методов социально-психологического тренинга, закрепления
компетентного поведения в моделируемых ситуациях группового взаимодействия и профессиональной деятельности. Главная особенность процесса формирование коммуникативной компетентности у учащихся старших классов - этапный характер, соответствующий логике развития рассматриваемого динамического образования личности.
Основной формой реализации коммуникативного потенциала учащихся старших классов является активное включение его в общественно полезную деятельность. Учась в старших классах, ученики могут попробовать себя в общественно-полезной деятельности, например, через волонтерские движения, развить коммуникативные навыки через игру. Еще одна очень эффективная и часто применяемая форма работы по развитию коммуникативных навыков у учащихся старших классов - социально-психологический тренинг. На наш взгляд, наибольшего эффекта по развитию коммуникативной компетентности у учащихся старших классов можно добиться при сочетании сразу нескольких форм и методов работы. Таких как, например, психологический тренинг с моделированными ситуациями и ролевыми играми, или общественно полезная деятельность с периодичными мозговыми штурмами и командным взаимодействием.
Нами была разработана программа по развитию коммуникативной компетентности у учащихся старших классов, состоящая из 12 занятий. На каждой из наших совместных встреч, мы вместе с учащимися старших классов прорабатывали, шаг за шагом, по одному из аспектов, составляющих психологический портрет человека, который будет компетентным в общении. В программу были включены такие темы, как самооценка, принятие и понимание себя, ценности и целеполагание, ораторское искусство, тайм - менеджмент, разбор конфликтов и многое другое. Основной упор делался на развитии тех двух основных элементов, которые мы выделили для себя в самом начале исследования: коммуникативные, организаторские способности и коммуникативные умения. Основу программы составил социально-психологический тренинг, были включены такие формы работы как игры и моделирование различных развивающих ситуаций, дискуссии, мозговой штурм.
Наша исследовательская работа проводилась на базе общеобразовательной школы №9 с углубленным изучением английского языка. Выборку составили учащиеся старших классов в возрасте 15-17 лет. Использовался следующий диагностический инструментарий: Опросник «коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, В.А.Федорошин (КОС), тест «Коммуникативных умений» Л.Михельсона. На констатирующем эксперименте мы произвели изначальные замеры уровня развития трех важных показателей, влияющих на уровень развития коммуникативной компетентности: коммуникативные, организаторские способности и коммуникативные умения. Данные по методикам показали низкие результаты. После реализации разработанной программы нами снова были собраны данные по ранее заявленным трем методикам. Результаты испытуемых отличались от первоначальных данных до проведения этапов программы - они были на порядок выше. Позже мы проверили свою гипотезу методом математической статистически: t- критерий Стьюдента для зависимых выборок. Во всех случаях, кроме одного, t эмп было больше t кр при уровне значимости меньше 0,05, что говорит о наличии различий между показателями констатирующего и контрольного. Разработанная программа по развитию лидерских качеств у студентов показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
В результате проверки полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента мы установили, что в группе испытуемых после проведения формирующего эксперимента произошли существенные сдвиги (изменения). Мы определили, что изменения являются не случайным, т.е. сдвиги в показателях группы произошли по причине проведенного формирующего эксперимента.
Экспериментальная проверка эффективности развивающей программы «Эффективное взаимодействие», осуществлявшейся в обстановке, которая естественна для участников, поспособствовала тому, что мы смогли прийти к следующему выводу - программа достаточно эффективна. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука,1980. - 288 с.
2. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. - М.: Провсещение, 2009. - 168c.
3. Анохин П.К.. Избранные психологические труды : Психологический журнал. -2008. №2. - 104-116с.
4. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - СПб.: военно-медицинская академия, 1999. - 86 с.
5. Ахвердова О.А., Козлова Э.М. Психология стресса. Учебное пособие. - Ставрополь: СГУ, 2007. — 374 с.
6. Басова Н.В., Педагогика и практическая психология / Н.В. Басов. - Ростов н/Д, 2010. - 416 с.
7. Бодалев А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев. - Рязань, 1994. - 198 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 196 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2005. - 263 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика- Пресс, 1996. -124с.
11. Горьковая И.А. Эффективность копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением/ И.А. Горьковая. В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2013. С.238
12. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе / Н.В.Гришина. - СПб: Питер, 2007. - 216 с.
13. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон, А.В.Петровский. - М.: Просвещение, 2009. - 386с.
14. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А.Джерелевская. - М.: Смысл, 2008.
15. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И.Донцов. - М.: Изд- во МУ, 2004. - 304 с.
16. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 368 с.
17. Ельников Н.М. Общая психотерапия. - Мн.: Выш.шк., 2007. - 464с.
18. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка/ Т.Ф. Ефремова. - В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
19. Жуков А.И. Физиология эмоций. - Л., 2007.- 478c.
20. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зиль- берман // Очерки психологии труда // под ред. Е.А. Милеряна. М.: Наука, 1974. С.138-172.
21. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально¬
психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - СПб: Речь, 2007. - С. 143
22. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. / Я.Л. Коломинский. - 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 2016.— 223 с.
23. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследо¬вания: Учебное пособие / А.Ф.Корниенко. - Казань: КГПУ, 2000.
24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. - М.: Изд-во МУ, 2005. - 207 с.
25. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах / Э.Э.Линчевский - СПб: изд-во Военмеха, 2007. - 256 с.
26. Меньшова В.Н. Конфликтология / В.Н.Меньшова. -
Новосибирск: изд-во СибАГС, 2006. -184 с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психоло¬гическое исследование с элементами математической статистики / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 632 с.
28. Ошуркова Н.А. Конфликты в коллективе и способы их разрешения / Н.А.Ощуркова. - М.: Просвещение,2005. - 258 с.
29. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б.Д.Парыгин. - СПб: Наука, 2007 - 192 с.
30. Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения) / А.В.Пищелко. - Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 2006. - 126 с.
31. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П.Платонов. - СПб: Речь, 2007. - 184 с.
32. Подласый И.П. Педагогика / И.П.Подласый. - М.: Владос, 2006. - 458 с.
33. Потанина Г.М. Конфликт: борьба, взаимодействие,
сотрудничество / под ред. Г.М.Потанина. - Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 2007. - 342 с.
34. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс; науч. ред. Е. И. Николаева ; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 814 с.
35. Робер М. - Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы/ Робер М. - Л., Тильман Ф. —М.: Прогресс, 1988. с. 137.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 383 с.
37. Сарычев С.В. Педагогическая психология : краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб. : Питер , 2012. - 223 с.
38. Скотт Дж. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - СПб: ВИС, 1994.
39. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика / Э.А.Уткин. - М.: Тандем, 2005. - 272 с.
40. Ушакова Г.Г., Бесхмельницина Е.А. Гармонизация стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков с отклоняющимся поведением/ Г.Г. Ушакова., Е.А. Бесхмельницина. В сборнике: Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г. В 7 частях. ООО «АР-Консалт». 2013. С.95-97.
41. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
42. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития/ Д.Шеффер.- СПб.: Питер, 2003. - 727с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ