Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО

Работа №59432

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы25
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО 5
§1.1. Предпосылки и факторы возникновения педагогических идей 5
А. С. Макаренко. 5
§1.2. Педагогические идеи А. С. Макаренко. 9
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО 13
§2.1. Понятие коллектива. Виды коллективов и стадии их развития. 13
§2.2. Сущность и особенности концепции воспитания детей в коллективе
А. С. Макаренко. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. Коллектив — повседневная среда жизнедеятельности каждого индивида. В коллективе происходит усвоение социальных норм и передача культурных ценностей и традиций, реализуется потребность людей в общении, формируются черты характера и особенности поведения и т.д. Доказано, что человек не может нормативно развиваться вне общества. В процессе жизнедеятельности люди становятся членами многих коллективов, направленных на различные виды деятельности; одним из них является учебный. Сложно недооценивать влияние учебного коллектива на развитие умственных способностей и психологических сторон личности. Именно поэтому так важно грамотно выстраивать учебный и воспитательный процессы, ведь в образовательных учреждениях закладывается фундамент для успешного будущего ребёнка.
В связи с расширением сфер влияния информационных технологий в повседневной жизни людей (в частности, с развитием социальных сетей) в современном обществе замечается тенденция к индивидуализации и дезинтеграции (разобщённости) коллективов. Этому особенно подвержены представители младшего поколения, дети и подростки, которые всё чаще предпочитают «живому» общению провождение времени в сети Интернет. Люди замыкаются, отгораживаются от окружающего мира. В свете вышесказанного идеи советского педагога А. С. Макаренко о воспитании детей в коллективе могут быть полезны и актуальны для современной школы.
Противоречие возникает из-за того, что в современной педагогике существует потребность в исследовании концепции воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко, но его идеям и наследию в теории и практике воспитания уделяется недостаточно внимания.
Проблема исследования - в чём состоит сущность концепции воспитания детей в коллективе советского педагога А. С. Макаренко?
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать концепцию воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко.
Объектом исследования выступает педагогическое наследие А. С. Макаренко.
Предметом исследования является концепция воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач:
1. Выявить предпосылки и факторы возникновения педагогических идей А. С. Макаренко;
2. Проанализировать и дать сущностную характеристику педагогическим идеям А. С. Макаренко;
3. Рассмотреть понятие коллектива А. С. Макаренко, его виды и стадии развития;
4. Проанализировать сущность концепции воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, комплекс общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение и т.п.).
Практическая и теоретическая значимость исследования. Несмотря на тенденцию к индивидуализации образования, подавляющее большинство детей продолжает обучаться в коллективах. Анализ педагогических идей А. С. Макаренко может быть полезен преподавателям начальной школы, классным руководителям, а также педагогам дополнительного образования и иным работникам образования, работающим с постоянными детскими коллективами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы цель исследования была достигнута - подробно рассмотрена и изучена концепция воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. Опираясь на анализ литературы и комплекс общетеоретических методов исследования, удалось решить все поставленные задачи. Выявлены предпосылки и факторы влияния на появление педагогических идей А. С. Макаренко; проанализированы его педагогические идеи, дана их сущностная характеристика; широко рассмотрено понятие коллектива, его виды и стадии развития в соответствии с системой, разработанной А. С. Макаренко; выполнен анализ сущности концепции воспитании детей в коллективе А. С. Макаренко.
Определённо, А. С. Макаренко был человеком своей эпохи. В 1917 году он поддержал революцию, идеи коммунизма были ему близки, и всю свою жизнь он старался воспитывать достойных граждан для своего государства. Говорить о том, возможно ли с точностью применять его воспитательные методы в сегодняшней педагогической практике, довольно сложно, поскольку они во многом были обусловлены идеологией, официально принятой в стране в те времена. Однако тенденции, которые прослеживаются в современном обществе, дают основания для обращения к педагогическим трудам А. С. Макаренко.
Кроме того, можно смело предположить, что современная социальная ситуация имеет некоторое сходство с положением вещей в первой половине XX века. Из письма А. С. Макаренко в Совнарком УССР: «Наш теперешний беспризорный - это не продукт классового распада, а продукт распада семьи. Семья распадается теперь гораздо больше, чем раньше. Причин тому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного жительства, более напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий». Это заставляет задуматься о том, чтобы пересмотреть своё отношение к подходам воспитательной работы Макаренко.
Вклад, внесённый А. С. Макаренко в методику воспитания, сложно недооценивать. Неслучайно фонд ЮНЕСКО в 1988 году принял решение отнести А. С. Макаренко к числу педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Возможным направлением дальнейших исследований по этой теме может быть разработка технологий воспитания детей в коллективе, которые бы соответствовали современным реалиям, последним образовательным стандартам и социальному заказу, или рассмотрение уже имеющихся и применяющихся в широкой практике воспитательных технологий и оценка их эффективности.



1. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.): принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобрен Советов Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/)
2. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании”: фед. закон Рос. Федерации от 13.01.1996 г. №12-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 12.07.1995 г.: одобрен Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 05.01.1996 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/)
3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования Рос. Федерации от 11.02.2002 г. №3 93 (http://docs.cntd.ru/ document/901816019)
4. Джуринский А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.
5. Латышина Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2008. - 526 с.
6. Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - СПб.: Питер,
2015. - 288 с.
7. Макаренко А. С. Максим Горький в моей жизни / А. С. Макаренко. - Directmedia, 2015. - 527 с.
8. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. - Ижевск.:Удмуртия, 1988. - 608 с.
9. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 4 томах / А. С. Макаренко. - М.: Правда, 1987. - 2208 с.
10. Пискунов А. И. История педагогики и образования / А. И. Пискунов. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.
11. Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А. А. Фролов. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 417 с.
12. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов - М.: Гардарики,1999. - 520 с.
13.Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. Справочник / В. В. Эрлихман - М.: Русская панорама, 2004. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ