ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО 5
§1.1. Предпосылки и факторы возникновения педагогических идей 5
А. С. Макаренко. 5
§1.2. Педагогические идеи А. С. Макаренко. 9
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ А. С. МАКАРЕНКО 13
§2.1. Понятие коллектива. Виды коллективов и стадии их развития. 13
§2.2. Сущность и особенности концепции воспитания детей в коллективе
А. С. Макаренко. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Коллектив — повседневная среда жизнедеятельности каждого индивида. В коллективе происходит усвоение социальных норм и передача культурных ценностей и традиций, реализуется потребность людей в общении, формируются черты характера и особенности поведения и т.д. Доказано, что человек не может нормативно развиваться вне общества. В процессе жизнедеятельности люди становятся членами многих коллективов, направленных на различные виды деятельности; одним из них является учебный. Сложно недооценивать влияние учебного коллектива на развитие умственных способностей и психологических сторон личности. Именно поэтому так важно грамотно выстраивать учебный и воспитательный процессы, ведь в образовательных учреждениях закладывается фундамент для успешного будущего ребёнка.
В связи с расширением сфер влияния информационных технологий в повседневной жизни людей (в частности, с развитием социальных сетей) в современном обществе замечается тенденция к индивидуализации и дезинтеграции (разобщённости) коллективов. Этому особенно подвержены представители младшего поколения, дети и подростки, которые всё чаще предпочитают «живому» общению провождение времени в сети Интернет. Люди замыкаются, отгораживаются от окружающего мира. В свете вышесказанного идеи советского педагога А. С. Макаренко о воспитании детей в коллективе могут быть полезны и актуальны для современной школы.
Противоречие возникает из-за того, что в современной педагогике существует потребность в исследовании концепции воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко, но его идеям и наследию в теории и практике воспитания уделяется недостаточно внимания.
Проблема исследования - в чём состоит сущность концепции воспитания детей в коллективе советского педагога А. С. Макаренко?
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать концепцию воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко.
Объектом исследования выступает педагогическое наследие А. С. Макаренко.
Предметом исследования является концепция воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач:
1. Выявить предпосылки и факторы возникновения педагогических идей А. С. Макаренко;
2. Проанализировать и дать сущностную характеристику педагогическим идеям А. С. Макаренко;
3. Рассмотреть понятие коллектива А. С. Макаренко, его виды и стадии развития;
4. Проанализировать сущность концепции воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, комплекс общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение и т.п.).
Практическая и теоретическая значимость исследования. Несмотря на тенденцию к индивидуализации образования, подавляющее большинство детей продолжает обучаться в коллективах. Анализ педагогических идей А. С. Макаренко может быть полезен преподавателям начальной школы, классным руководителям, а также педагогам дополнительного образования и иным работникам образования, работающим с постоянными детскими коллективами.
В ходе работы цель исследования была достигнута - подробно рассмотрена и изучена концепция воспитания детей в коллективе А. С. Макаренко. Опираясь на анализ литературы и комплекс общетеоретических методов исследования, удалось решить все поставленные задачи. Выявлены предпосылки и факторы влияния на появление педагогических идей А. С. Макаренко; проанализированы его педагогические идеи, дана их сущностная характеристика; широко рассмотрено понятие коллектива, его виды и стадии развития в соответствии с системой, разработанной А. С. Макаренко; выполнен анализ сущности концепции воспитании детей в коллективе А. С. Макаренко.
Определённо, А. С. Макаренко был человеком своей эпохи. В 1917 году он поддержал революцию, идеи коммунизма были ему близки, и всю свою жизнь он старался воспитывать достойных граждан для своего государства. Говорить о том, возможно ли с точностью применять его воспитательные методы в сегодняшней педагогической практике, довольно сложно, поскольку они во многом были обусловлены идеологией, официально принятой в стране в те времена. Однако тенденции, которые прослеживаются в современном обществе, дают основания для обращения к педагогическим трудам А. С. Макаренко.
Кроме того, можно смело предположить, что современная социальная ситуация имеет некоторое сходство с положением вещей в первой половине XX века. Из письма А. С. Макаренко в Совнарком УССР: «Наш теперешний беспризорный - это не продукт классового распада, а продукт распада семьи. Семья распадается теперь гораздо больше, чем раньше. Причин тому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного жительства, более напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий». Это заставляет задуматься о том, чтобы пересмотреть своё отношение к подходам воспитательной работы Макаренко.
Вклад, внесённый А. С. Макаренко в методику воспитания, сложно недооценивать. Неслучайно фонд ЮНЕСКО в 1988 году принял решение отнести А. С. Макаренко к числу педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Возможным направлением дальнейших исследований по этой теме может быть разработка технологий воспитания детей в коллективе, которые бы соответствовали современным реалиям, последним образовательным стандартам и социальному заказу, или рассмотрение уже имеющихся и применяющихся в широкой практике воспитательных технологий и оценка их эффективности.
1. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.): принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобрен Советов Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/)
2. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании”: фед. закон Рос. Федерации от 13.01.1996 г. №12-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 12.07.1995 г.: одобрен Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 05.01.1996 г. (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/)
3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования Рос. Федерации от 11.02.2002 г. №3 93 (http://docs.cntd.ru/ document/901816019)
4. Джуринский А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.
5. Латышина Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2008. - 526 с.
6. Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - СПб.: Питер,
2015. - 288 с.
7. Макаренко А. С. Максим Горький в моей жизни / А. С. Макаренко. - Directmedia, 2015. - 527 с.
8. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. - Ижевск.:Удмуртия, 1988. - 608 с.
9. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 4 томах / А. С. Макаренко. - М.: Правда, 1987. - 2208 с.
10. Пискунов А. И. История педагогики и образования / А. И. Пискунов. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.
11. Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А. А. Фролов. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 417 с.
12. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов - М.: Гардарики,1999. - 520 с.
13.Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. Справочник / В. В. Эрлихман - М.: Русская панорама, 2004. - 176 с.