Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Работа №29211

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
693
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы нравственного воспитания детей посредством художественной литературы 6
1.1. Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика возрастных
особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста 14
1.3. Художественная литература как средство и метод нравственного
воспитания детей дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством художественной
литературы 40
2.1. Диагностика и результаты нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 40
2.2. Специфика использования художественной литературы в
нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Динамика уровня нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 59
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложение 69


В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых теоретико, так и практических работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного вoспитaни - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в философии образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я.А. Коменский, и: К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Исходя из данной проблемы, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучение специфики использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников, в процессе деятельности по развитию речи.
Гипотеза исследования: художественная литература будет способствовать нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и включена в программу по развитию речи старших дошкольников;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых;
- внесение элементов художественной деятельности в различные виды детской деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие нравственного воспитания в психологопедагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Определить воспитательный потенциал художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.
4. Разработать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); беседа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Экспериментальное исследование показало, что художественная литература эффективно способствует нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
1. отобрана художественная литература по содержанию нравственных ценностей и включена в программу по развитию речи старших дошкольников;
2. совместное участие в данном процессе детей и взрослых;
3. внесение элементов художественной деятельности в различные виды детской деятельности.
Актуальность проблемы нравственного воспитания старших дошкольников связана, как мы уже говорили с четырьмя положениями: общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера; само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку; знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современной обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.
Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих моральноэтических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер.
Дифференцированный подбор примеров из художественной литературы и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию.
Результаты экспериментальной работы подтвердили правильный выбор методики формирования представлений о нравственных категориях детей старшего дошкольного возраста.



1. Алиева Т. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание.1996. №2, с. 62-73.
2. Артемова Л.В. Формирование общественной направленности ребенка в дошкольной игре. Киев. 1998.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 1968.
4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987
5. Бондаренко В.Т. O варьировании пословиц со структурой односоставных предложений //Русский язык в школе 1990 №2.
6. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. Сб. научн. тр. АПН ССР НИИ дошк. восп.
7. Волков Г.Н Этнопедагогика - М, 1999.
8. Воспитание гуманных чувств у детей(В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская, С. А. Ладывир и др.; под редакцией Л.Н. Прокашенко,В.К. Котырло. Киев 1987.
9. Воспитание личности ребенка дошкольного возраста. Пермь,1976.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. // Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение. 1980.
11. Г ригорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001
12. Карандашев Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Минск. БГУ.1981.
13. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1974.
14. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром (АПН ССР, НИИ дошк. Восп. М. Педагогика. 1988.
15. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М. 1963.
16. Константинов Н.А. История педагогики. М..1982.
17. Лаврентьева Г.А. Культура общения дошкольников. Киев. 1988.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996
19. Люблинская А.А. O моральных представлениях и моральных привычках. // Дошкольное воспитание. 1966. №5.
20. Мурашева O., Михайлова М. Заглянуть внутрь себя/ Дошкольное воспитание. 1997. №8.
21. Нравственное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина и др. Под раед Н.А.Ветлугиной. М: Просвещение, 1989.
22. Нравственное воспитание дошкольников: сборник научных
трудов Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн для воспитателей детск. сада. М: Просвещение,1989.
23. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. М: Просвещение, 1986.
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
25. Плеханов Г.В. История в слове. - М.: Современник, 1988
26. Подласый И.П. Педагогика М.. 1999.
27. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. 1996. №3, с. 10-14.
28. Пономаренко Т.О. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания // Дошкольное воспитание, 1996. с. 15-19.
29. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж. Пед.соч. 1.т. М..1981.
30. Сенько Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. Минск: Нар асвета, 1991.
31. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 - с.26-37
32. Стрелкова Л.П. Войди в тридесятое царство Учебно-методическое пособие для детск дошк учрежд инач. Школы. М.: Новая школа, 1995.
33. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. М..1979.
34. Урунтаева Г. A Психолого-педагогические задачи в курсе детской психологии, 1997. №4, с. 80-82.
35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М. Издат. центр «Академия». 1997.
36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Как я расту Советы психолога родителям: Просвещение: АО «Учебн лит-ра», 1996.
37. Федоренко Л.П., Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1977.
38. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990
39. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ