ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 16-17 ЛЕТ 8
1.1 Физиологические основы развития скоростно-силовых качеств в молодом
возрасте 8
1.2Методические основы развития скоростных качеств у легкоатлетов 14
1.3 Методические основы развития силовых качеств у легкоатлетов 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 16-17 ЛЕТ 30
2.1 Характеристика выборки исследования, диагностика скоростно-силовых
качеств у легкоатлетов 16-17 лет 30
2.2 Программа по воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 1617 лет и ее реализация 43
2.3 Результаты работы 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Подготовка резервов в лёгкой атлетике является важнейшей задачей всех физкультурных и спортивных организаций. Эта подготовка, в основном, производится в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР), спортивных классах общеобразовательных школ.
Развитие скоростных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяет успех выступления в соревнованиях по легкой атлетике.
Быстрота как двигательное качество - это комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные возможности атлета. Чем быстрее нарастает сила, тем больший эффект может быть достигнут в скоростно-силовых упражнениях: спринтерском беге, прыжках и метаниях.
Поэтому скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
Целенаправленное и высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются только тогда, когда вы знаете конкретные требования и характеристики движений и свои лимитирующие звенья при выполнении избранного вида. Постоянно ориентируйтесь на них при выборе соответствующих комплексов специальных подготовительных упражнений. В этом случае вы сможете индивидуально подобрать средства, которые отвечают специфике проявляемых вами качеств в основном - соревновательном упражнении.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение процесса воспитания скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет.
Объект исследования - процесс воспитания скоростно-силовых качеств.
Предмет исследования - условия эффективности воспитания скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет.
Гипотеза исследования: реализация специально - разработанной программы, включающей комплекс упражнений позволит эффективно повысить уровень развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет. Предлагаемая программа основана на двух факторах: 1) введение специальной программы скоростно-силовой подготовки по круговому методу с акцентированным воздействием на группу мышц, наиболее активно участвующих в выполнении прыжковых действий;2) боле четкое дифференцирование программы для легкоатлетов различных направленностей (прыгунов, спринтеров, метателей).
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств у легкоатлетов.
2. Изучить актуальный уровень развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет.
3. Реализовать работу по воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- методы математической статистики.
Методики исследования: педагогические тесты «Прыжок в длину с места», «Прыжок вверх с места», «Прыжок вверх после трех шагов», «Прыжок вверх после трех шагов с достижением максимальной высоты», «Время и скорость пробегания 9-метрового отрезка», «Скорость пробегания 30-метрового отрезка» [16].
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Объем работы составляет 57 страниц печатного текста, не включая приложение.
Исследование на тему «Воспитание скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет» позволило решить ряд задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что скоростно-силовые возможности спортсмена зависят от собственно мышечной силы, быстроты и точности выполнения упражнений, гибкости, координации, ловкости, умения эффективно расслабить мышцы, от волевых усилий, причем все эти качества наиболее эффективно проявляются и совершенствуются в подростковом возрасте до 14 лет.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы, как отмечалось выше, спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения, возможно, чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Главными задачами силовой подготовки юных спортсменов являются укрепление мышц всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять усилия динамического и статического характера в различных условиях. Вместе с тем следует уделять определенное внимание силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, которые имеют важное значение в избранном виде спорта. К ним относятся упражнения, сходные по структуре и характеру проявления нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательного упражнения.
Для решения второй задачи мы провели констатирующую диагностику скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17 лет с помощью семи педагогических тестов: «Прыжок в длину с места», «Прыжок вверх с места», «Прыжок вверх после трех шагов», «Прыжок вверх после трех шагов с достижением максимальной высоты», «Время и скорость пробегания 9метрового отрезка», «Скорость пробегания 30-метрового отрезка» [16].
Результаты констатирующего этапа исследования показали преобладание среднего и недостаточного уровня развития скоростносиловых качеств легкоатлетов из обеих групп.
На третьем этапе была реализована программа. Отличие ее от программы, предложенной в ДЮСШ, кратко описанной нами в п 2.1., заключалась в том, что предлагаемая программа совершенствования скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 16-17, основана на двух факторах: 1) введение специальной программы скоростно-силовой подготовки по круговому методу с акцентированным воздействием на группу мышц, наиболее активно участвующих в выполнении прыжковых действий;2) боле четкоедифференцирование программы для легкоатлетов различных направленностей (прыгунов, спринтеров, метателей).
На третьем этапе исследования проводили контрольную диагностику, которая показала, что на констатирующем этапе легкоатлеты из экспериментальной группы в основном показывали средний и ниже среднего уровень развития скоростно-силовых качеств, то на контрольном этапе в основном преобладали дети со средним и выше среднего уровнем развития скоростно-силовых качеств. Легкоатлеты из контрольной группы в основном показывали средний и ниже среднего уровень развития скоростно-силовых качеств, на контрольном этапе ситуация не изменилась существенно.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алабин В.Г. 2000 упражнений для легкоатлетов: Учебное пособие для физкультурных учебных заведений. - Харьков: Основа, 20144. - 120 с.
2. Бег на средние и длинные дистанции // Легкая атлетика. - 2014. - № 7/8. - С. 2-6 : рис. - Продолж. Начало: № 3/4, № 5/6.
3. Безруких Н.А. Возрастная физиология / Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 128 с.
4. Блоцкий С.М., Горовой В.А. Структура построения
индивидуализированного тренировочного процесса юных бегунов на этапе начальной специализации //
ВесшкМазырскагадзяржаyнагапедагаriчнагаyшверсiтэтаiмя I. П. Шамякша. - 2013. - №4 (41). - С. 71-76 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.m/article/№/stmktura-postroe№iya- i№dividualizirova№№ogo-tre№irovoch№ogo-protsessa-yu№yh-begu№ov-... (14.03.2016).
5. Бобкова Е. Н. Развитие элементарных и целостных форм скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития // Теория и практика физической культуры . — 2013 .— № 6 .— С. 30.
6. Боген М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям : теория и методика; предисл. П. Я. Гальперина .— Изд. 3-е .— М. : URSS, 2011 .— 191.
7. Бульбанович С.В., Короткова С.В. Разработка проекта дополнительного образования школьников, занимающихся в секции легкой атлетики // Царскосельские чтения. - 2015. - № XIX. - С. 201-205 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.ru/article/№/razrabotka- proekta-dopol№itel№ogo-obrazova№iya-shkol№ikov-za№imayuschihsya-v- sektsii-... (14.03.2016).
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
9. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической подготовки в лёгкой атлетике // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 105-108 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.ru/artide/№/osobe№№osti-spetsial№oy- fizicheskoy-podgotovki-v-lyogkoy-atletike (14.03.2016).
10. Габриелян К., Ермолаев Б. Расчет режимов применения средств скоростно-силовой подготовки и принцип динамического соответствия // Легкая атлетика. - 2015. - № 3/4. - С. 18-20.
11. Германов Г.Н., Цуканова Е.Г., Попова И.Е. Технология модельно
целевого конструирования тренировочных заданий при развитии локальной мышечной выносливости у юных бегунов на средние дистанции // Учен. зап. ун-та Лесгафта. - 2011. - № 3. - С. 30-37 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.ru/artide/№/teh№ologiya-model№o-tselevogo-
ko№stmirova№iya-tre№irovoch№yh-zada№iy-pri-razvitii-lo... (14.03.2016).
12. Годик М. А. Спортивная метрология.— М. : Физкультура и спорт, 1988.— 191 с.
13. Гойхман П., Сосина Е. Подготовка ног спортсмена // Легкая атлетика. - 2015. - № 9/10. - С. 32-34 : рис. - Продолж. Начало: № 9-12, 2014; №1-8, 2015. - Продолж. следует.
14. Головко Н. Г. Особенности планирования тренировки бегунов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 4. - С. 29.
15. Грузных Г.М., Кондрацкий И.А., Игуменов В.М. Организационно - методические формы применения упражнений борца в учебнотренировочном процессе // Пути совершенствования учебной, производственной практики и курса специализации: Тез. Докл. XI научно- мет. конф. - Омск, 1985. - С. 23-28.
16. Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
17. Клименко В. Упражнения с гантелями // Легкая атлетика. - 2012. - № 1/2. - С. 30-31.
18. Клименко, В. На гимнастической стенке/ Василий Клименко // Легкая атлетика. - 2011. - № 7/8. - С. 32-33.
19. Клименко В. Парные упражнения //Легкая атлетика. - 2011. - № 3/4. - С. 24-25.
20. Клименко В. Упражнения с гантелями //Легкая атлетика. - 2012. - № 1/2. - С. 30-31.
21. Клименко В. Упражнения с ядром //Легкая атлетика. - 2011. - № 11/12. - С. 25.
22. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. -2013. - №7. — 2-5.
23. Кофман, Л.Б. Детско-юношеский спорт и физическое воспитание молодежи. М.: ТерраСпорт, 2013. - С. 26 - 38.
24. Лотоненко, А.В. Управление физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации: автореф. дис... канд. пед. наук / А.В. Лотоненко. - Воронеж, 2013. - 32с.
25. Межуев В.Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома // Физическая культура в школе. - №4 - 2014. - С. 3- 19.
26. Михалев В.И., Аикин В.А., Корягина Ю.В. Зарубежный опыт совершенствования тренировочного процесса в легкоатлетических скоростно-силовых дисциплинах // Науч.-спорт. вестн. Урала и Сибири. -
2014. - Т. 2, № 2. - С. 58-64.
27. Никитушкин В. Г. Современная подготовка юных спортсменов. Глава №4 - Развитие физических качеств юных спортсменов // Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009. - С. 51 - 69.
28. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / [Л. Е. Любомирский и др.] ; под ред. Л. Е. Любомирского .— М. : Педагогика, 1989 .— 189.
29. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать/ Н.Г. Озолин. - М.: АСТ-Астрель, 2014. - 228 с.
30. Оганджанов А.Л., Мосина Е.И., Цыпленкова Е.С. Научнометодические аспекты беговой подготовки квалифицированных легкоатлетов-прыгунов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 6. - С. 14-18.
31. Панова О. С. Целесообразные направления совершенствования методических основ системы подготовки спортивного резерва в спринтерских дисциплинах легкой атлетики // Теория и практика обществ. развития. - 2015. - № 9. - С. 211-214 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.ru/artide/№/tselesoobraz№ye-№apravle№iya- sovershe№stvova№iya-metodicheskih-os№ov-sistemy-podgotov... (14.03.2016).
32. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - М.: Советский спорт, 2015. - 820 с.
33. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки : [учебное пособие].— Киев : Вища школа, 1984 .— 349.
34. Рожин Н.Н., Уваров В.П. Методическая концепция подготовки спортсменов в спортивной борьбе // Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Матер.науч. конф. - Хабаровск, 2012. - С. 272-274.
35. Ромашов A.B. Физиологические особенности мышечной деятельности: Учебное пособие. — Смоленск: СГАФКСТ, 2007. 88 с.
36. Семенов В. Завершая учебный год: уроки легкой атлетики в 10-11-м классах // Спорт в школе - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 17-19 .
37. Смирнов Ю.И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология : учебник для студентов педагогических вузов по специальности 033100 - физическая культура. — М : Academia, 2000 .— 227.
38. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология. - СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2011. - 188 с.
39. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М.: ФИС, 2001. - 423с.
40. Томпсон П. Д. Л. Введение в теорию тренировки: официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Питер Дж. Л. Томпсон; Межд. ассоц. легкоатлет. федераций. - [2-е изд.]. - Москва : Человек, 2014 [т.е. 2013]. - 191 c.(1466783 - ОХДФ)
41. Томпсон П. Д. Л. Развитие физических качеств // Легкая атлетика. - 2012. - № 3/4. - С.2-5 : фот. - Продолж. Начало: № 1-12, 2011; № 1/2, 2012.
42. Тухватулин P.M. Мышечная сила и основы методики ее воспитания у спортсменов: Учебное пособие. Смоленск, 2000. - 39 с.
43. Федоров В.И., Чикуров А.И., Радаева С.В. Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основе использования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия // Вестн. Томского гос. унта. - 2012. - № 361. - С. 148-152 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.ru/artide/№/povyshe№ie-effektiv№osti-podgotovki- legkoatletov-spri№terov-№a-os№ove-ispolzova№iya-s... (14.03.2016).
44. Физиология человека : учебник для институтов физической
культуры / под общ. ред. Н. В. Зимкина .— 5-е изд. — М. : Физкультура и спорт, 1975 .— 495.
45. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М. : Физкультура и спорт, 1974 .— 230.
46. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : [учебное пособие для студентов вузов], обучающихся по специальности «Физическая культура» / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов .— 7-е изд., стереотип. — М. : Academia, 2009 .— 478.
47. Шабанов И.Н. Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции // Учен. зап. ун-та Лесгафта. - 2012. - № 2. - С. 166-170 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http: //cyberl e№i№ka.ru/artide/№/taktika-prime№e№iya-pryzhkovyh-
uprazh№e№iy-v-spetsial№oy-podgotovke-yu№yh-begu№iy-№a-... (14.03.2016).
48. Шиндина. И.В., Шамонин В.А. Методика спортивной подготовки
юных легкоатлетов спринтеров // Scie№ceTime. - 2015. - № 7 (19). - С. 258262 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://cyberle№i№ka.ru/article/№/metodika-sportiv№oy-podgotovki-yu№yh- legkoatletov-spri№terov (14.03.2016).
49. Шолих М. Круговая тренировка : (теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке) : [пер. с нем.].— М. : Физкультура и спорт, 1966 .— 165.
50. Чайковский В.С. Перспективные технологии и методики в спорте, физической культуре и туризме: сб. материалов Всерос. науч. - практ. конф., 22-24 окт. 2002г. - ЧГИФК, 2012. - 309с.