Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов на занятиях физической культуры

Работа №86884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ № 1212 города Москвы
Выборка: по 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) из 4-х классов (12-13 лет).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятие скоростно-силовых способностей и их особенности 7
1.2. Методика развития скоростно-силовых особенностей 11
1.3. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста 15
1.4. Применение специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей 20
1.5. Выводы 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 4-Х КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ методики развития координационных и силовых способностей у младших школьников 33
3.2. Анализ результатов исследования 38
3.3. Рекомендации по повышению скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов 40
3.4. Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики воспитания скоростных способностей у учащихся 4-х классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание процесса воспитания скоростно – силовых способностей̆ школьников на уроках физической̆ культуры.
2. Рассмотреть средства, способствующие воспитанию скоростно- силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
3. Представить опыт реализации средств воспитания скоростно-силовых способностей школьника на уроках физической культуры.
4. Выполнить анализ результатов опытно- экспериментальной работы по воспитанию скоростно – силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс воспитания скоростных особенностей у учащихся 4 классов на занятиях физической культурой будет эффективным в том случае, если:
– разработать специальный комплекс физических упражнений и подвижных игр, направленных на воспитание скоростных способностей и включить его в структуру урока;
– повысить интерес учащихся к занятиям с помощью подвижных игр и эстафет с элементами легкоатлетических упражнений.
Методы исследования: теоретический̆ анализ методической̆ и психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, тестирование; опытно - экспериментальная работа; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема физического воспитания детей̆ школьного возраста играет важную роль в современной̆ системе образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие основных двигательных качеств школьников и их скоростно-силовых навыков является залогом их здорового организма в будущем.
С первых уроков в школе особое внимание должно уделяться быстроте, скорости, то есть преодолению за счет мышечных усилий внешнего сопротивления. В случае, если самые благоприятные периоды для развития таких качеств упущены, организм едва ли будет иметь возможность восполнить утраченные возможности.
Таким образом, для развития скоростно-силовых качеств школьников в учебную программу необходимо включать беговые, прыжковые и специальные физические упражнения. При этом крайне важно учитывать возрастные и половые показатели и особенности обучающихся, за счет которых возможно подобрать соответствующие эффективные программы обучения, в свою очередь являющиеся залогом здоровья и правильного роста организма человека.
Экспериментальная работа велась в двух классах. В одном классе (4А), учащиеся которого составляли контрольную группу уроки проводились в соответствии с существующей программой по физическому воспитанию, основанная на одном виде спорта (баскетбол). Учащиеся 4Б класса составили экспериментальную группу, которая занималась по стандартной программе (как 4А класс), но в структуру урока был включен комплекс физических упражнений и подвижных игр из разработанных нами методик, направленной на воспитание скоростных способностей.
Содержание экспериментального материала состояло из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо обязательно для каждого ученика, базовый компонент, иначе называемый ядром, составлял основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуре и не зависел от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры была обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ, специализации учителя физкультуры. В зависимости от условий работы учитель мог сам подбирать многие упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приемами, развивать физические способности учащихся.
Эффективность развития скоростных способностей учащихся опытной группы изучалась при выполнении основных требований к методике построения урока, с использованием разработанного комплекса физических упражнений и подвижных игр.
В разработанную нами методику входили физические упражнения и подвижные игры, направленные на различные формы проявления быстроты:
– воспитание быстроты двигательной реакции;
– воспитание быстроты выполнения одиночного движения;
– упражнения для развития частоты движений;
– упражнения на развитие комплексного проявления быстроты. Основы организации и проведения сравнительного эксперимента отвечали всем необходимым научно-методическим и теоретическим требованиям. Данные обработки результатов трех тестов («Бег 30 м», «Бег с высоким подниманием бедра на месте за 15 сек.», «Передача мяча в парах за 15 сек.») показали различия между результатами экспериментальной и контрольной групп на 28,1 %.
Таким образом, результаты исследования различных авторов, а также собственные данные позволяют утверждать, что применение средств и методов физического воспитания, направленных на развитие скоростных способностей, должна опираться на возрастно-половые особенности данного качества. Поэтому в 4-х классах для развития скоростных качеств подбор средств должен быть направлен главным образом на повышение собственно скоростных способностей, предпочтение отдается играм, упражнениям, выполняемым с большой частотой движения.
Проблема развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте весьма актуальна и для ее решения существует множество способов.
Автор пришел к такому выводу проанализировав научно- методическую литературу, но, к сожалению, в учебном процессе не уделяется достаточное внимание целенаправленному развитию скоростных способностей.
На основе вышесказанного была разработана методика решения данной проблемы, предполагавшую использование трех методов развития быстроты: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. При разработке методики учитывались анатомо-физиологические особенности развития данного возрастного периода, а также ФГОС и прочие нормативно-правовые акты в сфере образования.
Анализ внутригрупповых различий результатов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО контрольной группы на втором этапе исследования выявил достоверные изменения в результатах челночного бега и поднимании туловища из положения лежа на спине, которые обучающиеся выполнили лучше на 4,52% и 10,61% (р<0,05) соответственно.
Обучающихся основной группы выполнили нормативы ГТО по сравнению с первым этапом исследования лучше на 14,26% – бег на 1000 м , на 6,25% – челночный бег, на 14,42% – прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа на спине – на 24,6% (р<0,05).
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что используемая внеурочная программа курса «Готов к труду и обороне» в исследуемой гимназии оказывает положительное воздействие на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей младших школьников и может быть рекомендована как эффективное средство укрепления здоровья и развития двигательных способностей обучающихся среднеобразовательных школ



1. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е. А. Багнетова. – М. : Феникс, 2016. – 256 с.
2. Варфоломеева, З.С. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Е.В. Максимихина, С.Е.Шивринская. – М.: Флинта, 2012.
3. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. М.: Логос, 2002. 276 с.
4. Виноградов, П. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – путь к здоровью и физическому совершенству / П. А. Виноградов, А. В. Царик, Ю. В. Окуньков. — Москва : Спорт-Человек, 2016. — 234 с.
5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогу- нов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия, 2016. – 224 с.
6. Демьянов, О. Н. Механизмы эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в образовательную практику общеобразовательных учреждений на основе развития мотивации / О. Н. Демьянов, Д. А. Фетисов // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. - 2014. – С.48-49.
7. Драндров Г.Л., Пауков А.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2018. No 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=27410 (дата обращения: 28.01.2022).
8. Евтин А.Б., Соколов В.В., Реутова О.В. Формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников в процессе дополнительных занятий спортивной направленности //
9. Захаров, Е.Н. Методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 368с.
10. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М. : Просвещение, 2016. – 224 с.
11. Каинов А.Н., Курьерова Г.И. Рабочие программы. физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания школьников. Учитель, 2019 169 с.
12. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей младшего школьного воз- раста. М.: Просвещение, 2002. 144 с.
13. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М.: Эксмо, 2006. 512 с.
14. Кожевников В.С. Дифференцированное планирование основных средств тренировки футболистов 15-16 лет в подготовительном периоде на основе учета их биоэнергетических типов: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2011. 168 с.
15. Королева И. В. Подвижные игры: учеб. пособие. Вологда: ВоГУ, 2014. 104 с.
16. Любимова, З. В. Возрастная физиология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М. : Владос, 2003. – 304 с.
17. Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений [Текст]. / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с. : ил. – ISBN 978-5-09-028994-8. – Текст : непосредственный.
18. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 1997. – 125с.
19. Назаренко, Л. Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / Л.Д. Назаренко Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, No. 1 (34), 2015, с. 117-124.
20. Папандопуло И. Р., Томилин К. Г. Развитие скорост- ных качеств у легкоатлетов 10–12 лет с использованием игрового метода // Образование России и актуальные вопро- сы современной науки : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. Пенза : РИО ПГАУ, 2020. С. 41–44.
21. Попереков В. С. Развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет с учетом типологических свойств их нервной системы: дис. ... канд. пед. наук. Санкт- Петербург, 2015. 200 с.
22. Ращупкин Г. В. Физическая культура школьнико. СПб.: Нева, 2004. 303 с.
23. Садыкова С.В., Кузьмин А.А. Роль и значение ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. No 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=27308 (дата обращения: 28.01.2022).
24. Семенова, Т. Актуальные проблемы физического воспитания детей младшего школьного возраста: монография / Т. Семенова. – М. : LAP Lambert Academia Publishing, 2017. – 120 с.
25. Симонов С.Н., Колесниченко Н.А., Демец И.М. Закономерности возрастной динамики двигательных способностей школьников // Меди- цина и физическая культура: наука и практика. 2020. Т. 2. No 1 (5). С. 62– 75.
26. Симонов С.Н., Частихин А.А., Гулин А.В., Апокин В.В. Многомерный непараметрический анализ морфологических факторов возрастной динамики двигательных способностей школьников // Теория и практика физической культуры. 2016. No 9. С. 83-85.
27. Синергетическое моделирование сенситивных периодов развития двигательных способностей школьников / С.Н. Симонов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. No 1. С. 83–86.
28. Современные проблемы науки и образования. 2018. No 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27824 (дата обращения: 28.01.2022).
29. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — 8-е изд. — Москва : Спорт-Человек, 2018. — 620 с.
30. Средства воспитания скоростных способностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://studopedia.ru/3_72517_sredstva- vospitaniya-skorostnih-sposobnostey.html
31. Строшкова, Н. Т. Развитие скоростных качеств школьников 10-12 лет, занимающихся легкой атлетикой / Н. Т. Строшкова, Ю. Г. Караманов, В. П. Строшков // Место и роль физической культуры в современном обществе : материалы V Всероссийской научно-практической конференции,, Севастополь, 26–29 мая 2021 года / Министерство науки и образования РФ, Севастопольский государственный университет. – Севастополь: Интерактивные технологии, 2021. – С. 233-240.
32. Тарабрина, Н. Ю. Анализ физической подготовленности школьников Крымского региона к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Н. Ю. Тарабрина, Е. Ю. Грабовская, В. А. Иванов // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. – 2018. – No 1. – С. 143-145.
33. Тимушкин А. В. Мониторинг состояния здоровья детей в общеоб- разовательной организации // Актуальные проблемы безопасности жизнедея- тельности детей и пути их решения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 404—409.
34. Тимушкин А. В. Основы научно-методической деятельности: учеб. по- собие. Балашов: Николаев, 2004. 64 с.
35. Тимушкин А. В., Чесноков Н. Н., Чернов С. С. Физическая культура и здоровье: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2004. 139 с.
36. Федоренко, Л. П. Методика развития детей школьного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, 2018. – 239 с.
37. Фокин Г. Ю. Физическое воспитание учащихся 1—4 классов: пособие для учителей, студентов педвузов. М.: Школьная Пресса, 2003. 160 с.
38. Хамитов, М. И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО [Текст] / М.И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т.12. – No2. – С. 107-116.
39. Чернецов М.М. Индивидуализация процесса физической подготовки юных футболистов 8-12 лет на основе дифференциации соматических типов: дис. ... канд. пед. Наук. Смоленск, 2010. 156 с.
40. Шафеев, В. Р. Возможности воспитания скоростных и скоростно-силовых способностей школьников с помощью подвижных игр / В. Р. Шафеев // Актуальные проблемы экопрофилактики в образовательной среде : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию научно-практической концепции "Экопрофилактика", Саратов, 10–11 сентября 2021 года / Под редакцией А.В. Викулова, Д.В. Воробьева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 279-285.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ