Философия государства Карла Шмитта
|
Введение 2
I. Генезис понятия «суверенитет» 5
1.1. Аспекты политической власти 5
1.2. Учение о суверенитете Жана Бодена и Томаса Гоббса 11
II. Суверен и суверенитет в философии государства Карла Шмитта 15
2.1. Крайний (исключительный) случай 18
2.2. Чрезвычайное положение 19
2.3. Понятие политического 22
2.4. Решение 29
2.5. Фигура суверена и его характеристики 34
III. Деполитизация и нейтрализация. Конец эпохи государств 36
3.1. Критика правового государства в работах Карла Шмитта 39
3.2. Критика парламентского государства законодательства 44
3.3. Тотальное государство и тоталитаризм 52
3.4. Порядок больших пространств 59
Заключение 62
Список литературы 64
I. Генезис понятия «суверенитет» 5
1.1. Аспекты политической власти 5
1.2. Учение о суверенитете Жана Бодена и Томаса Гоббса 11
II. Суверен и суверенитет в философии государства Карла Шмитта 15
2.1. Крайний (исключительный) случай 18
2.2. Чрезвычайное положение 19
2.3. Понятие политического 22
2.4. Решение 29
2.5. Фигура суверена и его характеристики 34
III. Деполитизация и нейтрализация. Конец эпохи государств 36
3.1. Критика правового государства в работах Карла Шмитта 39
3.2. Критика парламентского государства законодательства 44
3.3. Тотальное государство и тоталитаризм 52
3.4. Порядок больших пространств 59
Заключение 62
Список литературы 64
Государственная философия Карла Шмитта все чаще и чаще становится объектом пристального внимания, как в России, так и за рубежом. С каждым годом растет число публикаций, в которых предпринимается попытка осмысления наследия этой спорной фигуры немецкой правовой мысли. Так, с момента смерти Карла Шмитта число публикаций о нем выросло в десятки раз, а каждый месяц выходит еще две-три новые книги. И это касается не только стран Нового и Старого света, но также и стран Азии, Океании и др.
При всем при этом, нельзя сказать, что политико-правовая теория Карла Шмитта осмыслена в России на достаточно глубоком уровне. Серьезных исследований в российской науке существует не так много: всего было защищено 4 кандидатских диссертации, последняя из которых - в 2013 году.
Тем не менее, государственная философия Карла Шмитта представляет для отечественной правовой мысли и юридической практики непреходящий интерес. Так, взятый В. В. Путиным курс на построение так называемого «многополярного мира» и основы, заложенные в «Стратегию национальной безопасности» могут быть существенно дополнены новыми аргументами исходя из теории международных отношений, развиваемой Карлом Шмиттом.
В тоже время проблема суверена, являющаяся одной из центральных в настоящей работе, представляет собой не просто проблему определения субъекта суверенитета, речь идет о самой настоящей мифологии, об онтологическом корне любой политической власти. Решить проблему суверена означает в этом смысле решить проблему власти вообще. Кроме того, понятие «суверенности» или «суверенитета» является ключевым в теории государства и права.
Естественно, данная работа не претендует на окончательное и полное раскрытие «тайны власти», однако в ней предпринимается попытка решить несколько основополагающих проблем, которые лежат в основании политической теологии Карла Шмитта, центральной фигурой которой являлся суверен.
Во-первых, задачей настоящей работы является анализ основных элементов определения суверенитета Карла Шмитта, а именно: «решения», «крайнего случая» и «чрезвычайного положения» в связи с понятием «политического», с целью определить их политико-правовую природу. Важность рассмотрения именно вопроса о суверенитете в связи с философией государства Карла Шмитта связана с тем, что согласно учению немецкого юриста, именно суверенитет является одним из отличительных признаков государства. Помимо этого, сама постановка темы как «философии государства» означает «радикализацию» вопроса о государстве, т.е. обращение к его истоку, которым, согласно теории Карла Шмитта, является именно суверенитет как пограничное, политико-правовое понятие. Кроме того, безусловной научной новизной настоящей работы является рассмотрение критики Карлом Шмиттом правового государства и государства законодательства через призму «движения нейтрализации» и в контексте дискуссии о правовом государстве среди юристов Третьего Рейха. Наконец, в настоящей работе предлагается рассмотрение концепции «тотального государства», которое не получило освещения в отечественной литературе.
Для выполнения указанных задач были проанализированы основные вехи в становлении понятия суверенной власти в контексте католической мысли и в работах Томаса Гоббса и Жана Бодена, как мыслителей, наиболее повлиявших на становление государственной философии Карла Шмитта. Также была рассмотрена современная русскоязычная и зарубежная литература по теме диссертации.
При всем при этом, нельзя сказать, что политико-правовая теория Карла Шмитта осмыслена в России на достаточно глубоком уровне. Серьезных исследований в российской науке существует не так много: всего было защищено 4 кандидатских диссертации, последняя из которых - в 2013 году.
Тем не менее, государственная философия Карла Шмитта представляет для отечественной правовой мысли и юридической практики непреходящий интерес. Так, взятый В. В. Путиным курс на построение так называемого «многополярного мира» и основы, заложенные в «Стратегию национальной безопасности» могут быть существенно дополнены новыми аргументами исходя из теории международных отношений, развиваемой Карлом Шмиттом.
В тоже время проблема суверена, являющаяся одной из центральных в настоящей работе, представляет собой не просто проблему определения субъекта суверенитета, речь идет о самой настоящей мифологии, об онтологическом корне любой политической власти. Решить проблему суверена означает в этом смысле решить проблему власти вообще. Кроме того, понятие «суверенности» или «суверенитета» является ключевым в теории государства и права.
Естественно, данная работа не претендует на окончательное и полное раскрытие «тайны власти», однако в ней предпринимается попытка решить несколько основополагающих проблем, которые лежат в основании политической теологии Карла Шмитта, центральной фигурой которой являлся суверен.
Во-первых, задачей настоящей работы является анализ основных элементов определения суверенитета Карла Шмитта, а именно: «решения», «крайнего случая» и «чрезвычайного положения» в связи с понятием «политического», с целью определить их политико-правовую природу. Важность рассмотрения именно вопроса о суверенитете в связи с философией государства Карла Шмитта связана с тем, что согласно учению немецкого юриста, именно суверенитет является одним из отличительных признаков государства. Помимо этого, сама постановка темы как «философии государства» означает «радикализацию» вопроса о государстве, т.е. обращение к его истоку, которым, согласно теории Карла Шмитта, является именно суверенитет как пограничное, политико-правовое понятие. Кроме того, безусловной научной новизной настоящей работы является рассмотрение критики Карлом Шмиттом правового государства и государства законодательства через призму «движения нейтрализации» и в контексте дискуссии о правовом государстве среди юристов Третьего Рейха. Наконец, в настоящей работе предлагается рассмотрение концепции «тотального государства», которое не получило освещения в отечественной литературе.
Для выполнения указанных задач были проанализированы основные вехи в становлении понятия суверенной власти в контексте католической мысли и в работах Томаса Гоббса и Жана Бодена, как мыслителей, наиболее повлиявших на становление государственной философии Карла Шмитта. Также была рассмотрена современная русскоязычная и зарубежная литература по теме диссертации.
Проделанный анализ концепции суверенной власти в своем историческом развитии, а также в философии государства Карла Шмитта, приводит к следующим выводам:
1) Ведущая роль auctoritasв определении суверенитета приводит с логической необходимостью к отрицанию «народного суверенитета» в рамках государственной философии Карла Шмитта.
2) Решение суверена, которому отдана ключевая роль при определении субъекта суверенитета тождественно решению о «друге» и «враге» в рамках понятия политического в силу тождества «крайнего случая» и «серьезного оборота дел», приводящего к актуализации политического конфликта.
3) Было доказано тождество решения о чрезвычайном положении и решения о друге и враге. Это тождество, в свою очередь, привело к осознанию неточности воззрений итальянского философа Джорджо Агамбена, согласно которому чрезвычайное положение представляет собой политико-правовую пустоту, «аномию». В действительности, чрезвычайное положение означает актуализацию «политического», высвобождение полноты власти с целью преодоления крайнего (исключительного) случая.
4) Совокупный анализ работ Карла Шмитта приводит к выводу о невозможности его однозначного отнесения к классическому юридическому позитивизму (этатизму), что свойственно некоторым отечественным авторам. Такой вывод базируется на том, что государство является лишь исторической формой политического единства, а не идеалом политического существования народа и единственным законодателем и основой права. Основа права, с точки зрения Карла Шмитта, действительно, лежит вне права, в области политического решения суверена, однако, сам немецкий юрист не считает политическое единство однозначно и абсолютно тождественным государству.
5) Критика правового государства Карлом Шмиттом относится исключительно к «нормативистскому» пониманию правового государства и лежит в русле общей критики либерализма и системы «безличной» легальности.
6) Отнесение Карла Шмитта к сторонникам тоталитаризма, разделяемое некоторыми авторами, подвергнуто обоснованному сомнению, так как анализ работ немецкого юриста показал, что на этот вопрос невозможно дать однозначный ответ.
7) Теория международного права Карла Шмитта приводит к построению так называемого «плюриверсума» или «многополярного мира», что соответствует современным тенденциям российской и мировой политики.
1) Ведущая роль auctoritasв определении суверенитета приводит с логической необходимостью к отрицанию «народного суверенитета» в рамках государственной философии Карла Шмитта.
2) Решение суверена, которому отдана ключевая роль при определении субъекта суверенитета тождественно решению о «друге» и «враге» в рамках понятия политического в силу тождества «крайнего случая» и «серьезного оборота дел», приводящего к актуализации политического конфликта.
3) Было доказано тождество решения о чрезвычайном положении и решения о друге и враге. Это тождество, в свою очередь, привело к осознанию неточности воззрений итальянского философа Джорджо Агамбена, согласно которому чрезвычайное положение представляет собой политико-правовую пустоту, «аномию». В действительности, чрезвычайное положение означает актуализацию «политического», высвобождение полноты власти с целью преодоления крайнего (исключительного) случая.
4) Совокупный анализ работ Карла Шмитта приводит к выводу о невозможности его однозначного отнесения к классическому юридическому позитивизму (этатизму), что свойственно некоторым отечественным авторам. Такой вывод базируется на том, что государство является лишь исторической формой политического единства, а не идеалом политического существования народа и единственным законодателем и основой права. Основа права, с точки зрения Карла Шмитта, действительно, лежит вне права, в области политического решения суверена, однако, сам немецкий юрист не считает политическое единство однозначно и абсолютно тождественным государству.
5) Критика правового государства Карлом Шмиттом относится исключительно к «нормативистскому» пониманию правового государства и лежит в русле общей критики либерализма и системы «безличной» легальности.
6) Отнесение Карла Шмитта к сторонникам тоталитаризма, разделяемое некоторыми авторами, подвергнуто обоснованному сомнению, так как анализ работ немецкого юриста показал, что на этот вопрос невозможно дать однозначный ответ.
7) Теория международного права Карла Шмитта приводит к построению так называемого «плюриверсума» или «многополярного мира», что соответствует современным тенденциям российской и мировой политики.
Подобные работы
- Суверенность, свобода и политический романтизм в контексте XX века
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Аналитика терроризма в современной французской философии
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО СТРУКТУРАЛИСТСКОГО МАРКСИЗМА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Концепт Империи в теоретическом осмыслении глобального миропорядка (Саратовский государственный университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Империя: теоретико-правовая характеристика (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Влияние идеологического фактора на международные отношения в середине XX века (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОГО В
СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



