Институт ротации в антикоррупционном механизме на государственной службе: современное состояние и перспективы развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 6
1.1. Антикоррупционная политика на государственной службе
1.2. Цели, сущность института ротации государственного
служащего и его правовая основа 11
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТАРОТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО 22
2.1. Порядок осуществления ротации государственного гражданского служащего 22
2.2. Проблемы осуществления ротации государственного гражданского служащего 34
2.3. Возможные пути совершенствования и перспективы
развития института ротации государственного гражданского служащего 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 57
Приложение 2
1. РОТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 6
1.1. Антикоррупционная политика на государственной службе
1.2. Цели, сущность института ротации государственного
служащего и его правовая основа 11
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТАРОТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО 22
2.1. Порядок осуществления ротации государственного гражданского служащего 22
2.2. Проблемы осуществления ротации государственного гражданского служащего 34
2.3. Возможные пути совершенствования и перспективы
развития института ротации государственного гражданского служащего 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 57
Приложение 2
Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия государством выбран курс на проведение реформирования, а также повышения эффективности функционирования системы органов исполнительной власти. Это обусловлено тем, что одним из приоритетных направлений государства является предотвращение коррупционных связей в органах исполнительной власти и совершенствование кадровой политики.
Одним из механизмов способных реализовать данные задачи является ротация гражданских служащих, которая проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции.
Институт ротации государственных гражданских служащих введен в российскую систему органов исполнительной власти относительно недавно и при его применении на практике возникают вопросы и определенные проблемы реализации. Практика вскрывает недостатки правового регулирования данного института и подсказывает направления совершенствования его правовой основы. В связи с этим тематика выпускной квалификационной работы выбрана исходя из необходимости изучения данного нововведения, анализа его эффективного действия, целей и сути института ротации, а также выделения возможных пробелов и способов их устранения.
Объектом исследования выступают правоотношения, которые возникают при применении института ротации к государственному гражданскому служащему.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие антикоррупционный механизм ротации государственных гражданских служащих, практики их реализации, а также материалы правоприменительной практики в этой сфере.
Целью исследования является определение содержания ротации, её целей, выявление проблем реализации механизма, внесение предложений по совершенствованию института ротации государственного гражданского служащего в российском служебном праве.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. определение антикоррупционной политики государства, целей и содержания института ротации государственного служащего;
2. анализ правовой основы ротации государственных гражданских служащих;
3. рассмотрение порядка ротации государственного гражданского служащего;
4. выявления пробелов в законодательстве, которые влияют на практику применения института ротации и выдвижение предложений относительно их преодоления.
Методологическая основа исследования. Цели и задачи исследования определили его методы. Для получения научного результата использовался комплекс методов научного познания: формально-юридический, статистический методы, анализ и синтез, и другие методы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: А.А. Белевич, Г.А. Борщевский, В.И. Гладких, А.А. Дёмин, В.А. Кондрашкин, Е.С. Кутузова, Ю.Н. Трифонов, А.Ф. Ноздрачев, Е.Е. Румянцева, Д.А. Схакумидова, У.Ш. Хусаинов, Е.М. Халимова, Е.А. Барбашова и др.
Нормативно-правовая база исследования. В настоящее время в России регулирование антикоррупционного механизма ротации государственных служащих закреплено в нормативных правовых актах. Анализируя Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих», постановление Правительства РФ «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», приказ Минтруда России «Об утверждении методики определения предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации», предоставляется возможность уяснения целей и необходимости введения исследуемого института, механизма и условий его реализации, а также выделения возможных пробелов применения ротации на практике.
Теоретическая и практическая значимость исследования данной сферы общественных отношений заключается в выявлении пробелов законодательного регулирования института ротации государственного гражданского служащего, которое в последствии влияет на его применение на практике, а также на права и гарантии государственного служащего.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Одним из механизмов способных реализовать данные задачи является ротация гражданских служащих, которая проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции.
Институт ротации государственных гражданских служащих введен в российскую систему органов исполнительной власти относительно недавно и при его применении на практике возникают вопросы и определенные проблемы реализации. Практика вскрывает недостатки правового регулирования данного института и подсказывает направления совершенствования его правовой основы. В связи с этим тематика выпускной квалификационной работы выбрана исходя из необходимости изучения данного нововведения, анализа его эффективного действия, целей и сути института ротации, а также выделения возможных пробелов и способов их устранения.
Объектом исследования выступают правоотношения, которые возникают при применении института ротации к государственному гражданскому служащему.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие антикоррупционный механизм ротации государственных гражданских служащих, практики их реализации, а также материалы правоприменительной практики в этой сфере.
Целью исследования является определение содержания ротации, её целей, выявление проблем реализации механизма, внесение предложений по совершенствованию института ротации государственного гражданского служащего в российском служебном праве.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. определение антикоррупционной политики государства, целей и содержания института ротации государственного служащего;
2. анализ правовой основы ротации государственных гражданских служащих;
3. рассмотрение порядка ротации государственного гражданского служащего;
4. выявления пробелов в законодательстве, которые влияют на практику применения института ротации и выдвижение предложений относительно их преодоления.
Методологическая основа исследования. Цели и задачи исследования определили его методы. Для получения научного результата использовался комплекс методов научного познания: формально-юридический, статистический методы, анализ и синтез, и другие методы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: А.А. Белевич, Г.А. Борщевский, В.И. Гладких, А.А. Дёмин, В.А. Кондрашкин, Е.С. Кутузова, Ю.Н. Трифонов, А.Ф. Ноздрачев, Е.Е. Румянцева, Д.А. Схакумидова, У.Ш. Хусаинов, Е.М. Халимова, Е.А. Барбашова и др.
Нормативно-правовая база исследования. В настоящее время в России регулирование антикоррупционного механизма ротации государственных служащих закреплено в нормативных правовых актах. Анализируя Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих», постановление Правительства РФ «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», приказ Минтруда России «Об утверждении методики определения предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации», предоставляется возможность уяснения целей и необходимости введения исследуемого института, механизма и условий его реализации, а также выделения возможных пробелов применения ротации на практике.
Теоретическая и практическая значимость исследования данной сферы общественных отношений заключается в выявлении пробелов законодательного регулирования института ротации государственного гражданского служащего, которое в последствии влияет на его применение на практике, а также на права и гарантии государственного служащего.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В современной России под ротацией государственных гражданских служащих понимают «горизонтальное» перемещение гражданского служащего с одной равнозначной должности государственной службы на другую, обеспечивающее эффективное управление кадровым составом. Целью данного института выступает, прежде всего, предупреждение и пресечение коррупционных связей.
Несомненно, антикоррупционные механизмы способствуют постепенному снижению преступлений и правонарушений коррупционной направленности. Данный вывод мы делаем на основании статистических данных Генеральной прокуратуры РФ за январь- февраль 2020 года и данным компании «Трансперенси Интернешнл» за 2020 год. Ротация государственного служащего позволяет исключить оседлость чиновников, которая может порождать коррупционные ситуации.
Данный институт был детально проработан субъектами законодательной инициативы, предусмотрено не только его правовое закрепление и введение в правовую систему Российской Федерации, но регламентация порядка её проведения, материальной и социальной составляющих. Сформирована нормативно-правовая база института ротации, предусматривающая законодательный и подзаконный уровни правового регулирования.
Несмотря на глубокую разработку, институт ротации находится на этапе развития, в настоящее время невозможно сделать вывод о его окончательной сформированности.
При практической реализации ротации начали возникать проблемы, которые обусловлены имеющимися пробелами в законодательстве, и свидетельствуют о необходимости внесения следующих поправок в имеющиеся положения:
1. Пункт первый статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предлагаем дополнить следующим определением: «Ротация гражданского служащего - это горизонтальное перемещение служащего с одной должности на другую в пределах одного государственного органа либо перевод из одного государственного органа в другой - как на федеральном, так и на региональном уровне».
2. Необходимо скорректировать нормы, касающиеся финансового и жилищного обеспечения государственного служащего, подвергнутого ротации.
3. В целях повышения эффективности института ротации и качества управленческой деятельности лица, подвергнутого ротации, уточнить сроки заключения служебного контракта в сторону их увеличения до 10 лет.
4. Предусмотреть нормы, направленные на обеспечение содействия трудоустройства, а также устройства в образовательные учреждения членов семьи по новому месту службы государственного служащего, подвергнутого ротации.
5. В целях решения проблемы соответствия профессионального уровня государственного служащего, подвергнутого ротации, профиля имеющегося у него образования, его должностным обязанностям при переводе дополнить часть 3 статьи 62 «Профессиональное развитие гражданского служащего» вышеназванного федерального закона пунктом 6, который будет предусматривать, что ротация гражданского служащего является основанием для участия в мероприятиях по профессиональному развитию.
Представляется, что высказанные предложения будут способствовать повышению эффективности института ротации государственного гражданского служащего, а также улучшению положения членов его семьи, которые ротируются вместе с ним.
Таким образом, ротация государственного служащего, один из важных антикоррупционных механизмов, благодаря которому реализуется одно из важных направлений государственной политики - борьба с коррупцией. Данный механизм в большей степени способствует предупреждению и недопущению коррупционных ситуаций.
Полагаем, что полноценное воплощение данного института в системе органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней, позволит снизить уровень коррупционных преступлений и правонарушений и повысить эффективность государственного управления.
Несомненно, антикоррупционные механизмы способствуют постепенному снижению преступлений и правонарушений коррупционной направленности. Данный вывод мы делаем на основании статистических данных Генеральной прокуратуры РФ за январь- февраль 2020 года и данным компании «Трансперенси Интернешнл» за 2020 год. Ротация государственного служащего позволяет исключить оседлость чиновников, которая может порождать коррупционные ситуации.
Данный институт был детально проработан субъектами законодательной инициативы, предусмотрено не только его правовое закрепление и введение в правовую систему Российской Федерации, но регламентация порядка её проведения, материальной и социальной составляющих. Сформирована нормативно-правовая база института ротации, предусматривающая законодательный и подзаконный уровни правового регулирования.
Несмотря на глубокую разработку, институт ротации находится на этапе развития, в настоящее время невозможно сделать вывод о его окончательной сформированности.
При практической реализации ротации начали возникать проблемы, которые обусловлены имеющимися пробелами в законодательстве, и свидетельствуют о необходимости внесения следующих поправок в имеющиеся положения:
1. Пункт первый статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предлагаем дополнить следующим определением: «Ротация гражданского служащего - это горизонтальное перемещение служащего с одной должности на другую в пределах одного государственного органа либо перевод из одного государственного органа в другой - как на федеральном, так и на региональном уровне».
2. Необходимо скорректировать нормы, касающиеся финансового и жилищного обеспечения государственного служащего, подвергнутого ротации.
3. В целях повышения эффективности института ротации и качества управленческой деятельности лица, подвергнутого ротации, уточнить сроки заключения служебного контракта в сторону их увеличения до 10 лет.
4. Предусмотреть нормы, направленные на обеспечение содействия трудоустройства, а также устройства в образовательные учреждения членов семьи по новому месту службы государственного служащего, подвергнутого ротации.
5. В целях решения проблемы соответствия профессионального уровня государственного служащего, подвергнутого ротации, профиля имеющегося у него образования, его должностным обязанностям при переводе дополнить часть 3 статьи 62 «Профессиональное развитие гражданского служащего» вышеназванного федерального закона пунктом 6, который будет предусматривать, что ротация гражданского служащего является основанием для участия в мероприятиях по профессиональному развитию.
Представляется, что высказанные предложения будут способствовать повышению эффективности института ротации государственного гражданского служащего, а также улучшению положения членов его семьи, которые ротируются вместе с ним.
Таким образом, ротация государственного служащего, один из важных антикоррупционных механизмов, благодаря которому реализуется одно из важных направлений государственной политики - борьба с коррупцией. Данный механизм в большей степени способствует предупреждению и недопущению коррупционных ситуаций.
Полагаем, что полноценное воплощение данного института в системе органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней, позволит снизить уровень коррупционных преступлений и правонарушений и повысить эффективность государственного управления.
Подобные работы
- Государственная служба РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2011 - РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Правовые противодействия коррупционной деятельности в системе исполнительной власти: на примере Южного федерального округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовое администрирование налога на добавленную стоимость
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Теоретико-методологическое исследование ротации кадров
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - Мошенничество в сфере государственных оборонных заказов и государственных оборонных закупок (Московский государственный юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Актуальные проблемы противодействия коррупции в России
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024



