Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИБИРСКИЙ ШАМАНИЗМ: АРХАИЧНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ПОСТРОЕНИИ МИРА

Работа №59345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НЕНЕЦКИЙ ШАМАНИЗМ 11
1.1 Ненецкие представления о построении мира 11
1.2 Образ ненецкого шамана 19
1.3 Культы, обряды и традиции ненецкого шаманизма 26
ГЛАВА II. ЯКУТСКИЙ ШАМАНИЗМ 33
2.1 Космогония якутов 33
2.2 Шаман в культуре якутов 41
2.3 Ритуальная традиция в якутском шаманизме 47
ГЛАВА III. ЧУКОТСКИЙ ШАМАНИЗМ 52
3.1 Устройство вселенной в культуре чукчей 52
3.2 Роль чукотского шамана в религиозной жизни народа 58
3.3 Религиозные обряды и культы чукчей 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 71

Актуальность исследования. Народы, находящиеся на ранних стадиях развития, представляют неподдельный интерес для науки. На сегодняшний день народы близкие в своем развитии с древними этапами развития человечества постепенно исчезают. Это обусловлено различными причинами, главной среди которых является включение население планеты в общемировые процессы. Достижения науки и техники, а также тесное международное сотрудничество стирают этнокультурные различия. Народы, которые еще не так давно были на первобытной стадии развития, теперь быстрыми скачками преодолевают огромную дистанцию в развитии относительно высокоразвитых народов. Сегодня мы можем видеть, что народы более низкого уровня развития пользуются благами достижений научно-технической революции. Народы и этносы Африки, Южной Америки и Крайнего Севера теряют свой первозданный культурный облик и в большей своей массе практически не отличаются от передовых народов. Эти народы представляют кладезь материала, который возможно использовать для реконструкции образа жизни и культуры древних людей. Материальные находки на памятниках археологии дают нам лишь небольшую долю информации для воссоздания образа первых людей. Религиозные верования оставшихся на стадии первобытности народов нельзя назвать такими уж примитивными. Ознакомившись подробнее с ранними религиозными верованиями можно прийти к выводу, что они имеют сложную разветвленную структуру, которая мало в чем уступает современным религиям.
Таким образом, с точки зрения исторического опыта изучение материалов по данной теме, а также их обобщение позволяет выйти на новый уровень знаний по актуальным проблемам, которые представляют неподдельный интерес со стороны ученых-этнологов.
Объект исследования - ранние формы религии.
Предметом исследования выступает шаманизм народов Сибири таких как: ненцы, якуты и чукчи.
Целью работы является изучение архаичных и инновационных компонентов в традиционных представлениях о построении мира ненецкого, якутского и чукотского народов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить общее и особенное в ненецкой, якутской и чукотской космогонии;
2. Определить место шамана в социальной и религиозной жизни сибирских обществ;
3. Проследить архаичные и инновационные пласты в традиционных верованиях ненцев, якутов и чукчей.
4. Определить направление развития сибирского шаманизма, его зависимость от факторов социально-экономического характера.
Хронологические рамки исследования - период со второй половины XVIII века по первую половину XX века.
Географические рамки исследования охватывают север Сибири и Дальнего Востока, то есть территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа, республики Якутия и Чукотского автономного округа.
Источниковую базу исследования составили сборники фольклорных материалов народов Сибири, таких как ненцы, якуты и чукчи. Для ранних работ характерен банальный сбор материала с последующим обобщением и выходом в свет. Работу Я.И. Линденау нельзя оставить без внимания. Данная работа содержит описание народов Сибири, которые встречались исследователю на пути его следования. Работа является одной из самых ранних. В ней приводятся отрывочные данные по этнографии якутов и тунгусов. Якуты были описаны подробнее других народов. Стоит отметить, что информация приведена в хаотичном порядке. Прослеживается нечеткая логика изложения материала. Одной из дореволюционных работ имеющей в себе этнографические данные по ненецкому народу является труд Ю.И. Кулешевского . Работа представляет путевые записки. Кулешевский не ставил перед собой задачу сбора этнографического материала. Главной целью исследователя был поиск новых северных путей. Но все же информация, которая была собрана во время поисков актуальна по сей день. В дореволюционный период стоит выделить исследовательскую деятельность Г.В. Ксенофонтова. Ксенофонтов являлся выходцем из якутского народа. Его главный труд «Шаманизм» содержал в себе описание особенностей и ритуалов якутского шаманизма . Материал изложенный в работе представляет из себя набор схожих мифов и легенд в интерпретации различных групп якутов. Работа не опирается на методологическую базу, но информация, приведенная в ней, представляет интерес для ученых- этнографов. В ходе исследования мы не можем пройти мимо труда А.А. Попова. Работа «Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа» содержит в себе 31 песнь якутского шамана при камлании, а также записанные со слов рассказы о легендарных шаманах. Работа по сбору данного материала была проделана еще в начале XX века. Сегодня эта работа пользуется вниманием со стороны этнографов. Для нас важным источником в понимании сибирского шаманизма служит сборник « Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки» составленный под руководством Г.А. Меновщикова. Данный сборник является первой широкой публикацией фольклорных материалов народов Чукотки. В нем содержится самое большое количество материла по устной традиции чукчей, который позволяет нам более детально подойти к изучению чукотского шаманизма. Основным трудом А.В. Головнева по изучению ненцев является работа «Кочевники тундры: ненцы их фольклор». Работа содержит авторские версии появления ненцев и их этноистории. В работе представлены материалы устной традиции ненцев. Головнев отразил в своем труде историю ненцев, которую они сами запомнили. Труды Головнева сегодня являются самыми свежими по данной теме и отвечают требованиям современной науки.
Таким образом, выбранные нами источники позволяют нам в полной мере изучить особенности шаманизма у сибирских народов. Материалы устной традиции в представленных сборниках отражают модель вселенной в представлениях ненцев, якутов и чукчей. Также мифы, сказки и легенды содержат моментов, которые дополняют друг друга и сопутствуют более ясному понимаю шаманизма народов Сибири.
Степень изученности проблемы. Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что данная тема нашла отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Конечно, огромный вклад был внесен отечественными этнографами, которые предприняли большое количество попыток изучить и систематизировать накопленный материал. Исследование верований народов Сибири можно условно разделить на два этапа:
1. Дореволюционный;
2. Советский.
Среди дореволюционных исследований следует выделить работу Т. Лехтисало. Его работа содержит описание определенного количество мифов ненецкого фольклора. В работе не приводится анализ сюжетов мифов. В дореволюционный период вклад в изучение верований народов Сибири внес В.Г. Богораз. Богораз исследовал чукчей. Его труд содержит описание чукотской модели вселенной, обычаев и традиций. Автор часто уделяет повышенное внимание мелким деталям. Описание религиозных компонентов не опирается на какую-либо методологическую основу, но, даже учитывая это, труд актуален по сей день и является основой в изучении чукотского шаманизма.
В советские годы началось серьезное научное исследование всех народов СССР. Учитывая политику в области религии, ключевое внимание исследователи уделяли шаманству коренных народов. Если касаться ненцев, то здесь стоит сказать о работах Л.В. Хомич. Главный ее труд «Ненцы» содержит в себе материалы, собранные во время этнографических экспедиций. Хомич ставила перед своим исследованием сбор максимально возможного количества материала по фольклору, религии и быту ненцев. Работа имеет строгую структуру. Все материалы систематизированы и подкреплены научной основой. Труды Хомич являются основой в изучении различных сфер жизни ненцев. Работа по изучению ненцев после Хомич продолжили А.В. Головнев и Л.А. Лар. Лар Л.А. в своем труде «Шаманы и боги» очень подробно описал все характерные особенности ненецкого шаманизма. Лар этнически происходит из ненецкого народа, что в свою очередь позволяет нам с доверием относиться его работам. Его работа содержит подробное описание модели вселенной, шаманства и обрядов. Данная работа опирается на методологическую основу.
Если рассматривать исследования, касающиеся якутского шаманизма, то здесь стоит выделить труды А.И. Гоголева. Для нас представляет интерес его работа «Истоки мифологии и традиционный календарь якутов». В работе внимание уделено космогоническим мифам и поискам параллелей в индоевропейских мифах. Исследование основывается на эпосе олонхо. Сегодня работы Гоголева являются передовыми в изучении традиционных верований якутов.
Обращая внимание на чукотский шаманизм, стоит сказать об исследованиях И.С. Вдовина. Его главное работой по данной теме является «Очерки истории и этнографии чукчей». В данной работе затрагиваются проблемы этнической истории, хозяйственной деятельности и религии. В работе нашло отражение влияние христианства на традиционные верования чукчей. Работа является актуальной по наш день.
Таким образом, исследования отечественных ученых-этнографов представляют для нас неподдельный интерес. Данные работы являются фундаментальными для изучения сибирского шаманизма и поиска новых ранее неоткрытых аспектов по данной теме.
Методологическая база исследования. При написании работы мы руководствовались историко-сравнительным методом, который позволяет вскрывать сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств, а также проводить сравнение. К методологической основе данного научного исследования относятся методологические положения, как мировой, так и отечественной этнографической мысли.
Объективность и историзм изучения всех процессов, отношений являются общенаучными принципами, при помощи которых исследована данная проблема, где под объективностью подразумевается анализ этнографического материала по теме исследования, а под историзмом имеется в виду анализ каждого исследуемого факта в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, единстве прошлого и настоящего.
В работе применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Использовались также специально-исторические методы: системный и сопоставительный сравнительный. Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Сегодня ситуация вокруг данной темы сложилась определенным образом. Последние несколько лет не выпускается исследований касаемых сибирского шаманизма. Тем более не проводились сравнения шаманства указанных нами народов относительно друг друга. Существующие последние труды не затрагивают данной темы масштабно, а лишь делают акцент на определенных деталях Таким образом, актуальность темы исследования, ее масштабность, недостаточность разработанности в отечественной этнографии дают основание тому, что выпускная квалификационная работа работа несет в себе научную новизну.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал можно использовать при организации факультативов по истории в средних и высших образовательных учебных учреждениях. Возможно использование результатов данной выпускной квалификационной работы при изучении истории коренных народов Крайнего Севера.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список источников и литературы. Выбор такой структуры работы был обусловлен необходимостью проследить изменения в основных компонентах шаманизма сибирских народов на примере ненцев, якутов и чукчей. Такая структура работы позволяет увидеть изменения в традиционных представлениях с запада на восток.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках нашего исследования мы изучили архаичные и инновационные компоненты в традиционных представлениях народов Сибири. Для работы над данным исследованием мы взяли для рассмотрения шаманизм таких народов как ненцы, якуты и чукчи. В ходе исследования мы решили поставленные задачи.
Рассматривая представления ненцев, мы активно использовали произведения устной традиции, в которых отражена модель вселенной. Согласно ненецкой мифологии вселенная имеет вертикальное деление.
Главными элементами вселенной являются Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний и Нижний мир имеют по девять уровней. На каждом уровне размещены сверхъестественные существа. Эти существа имеют иерархию. Во главе всех существ стоит бог Нум, которому противопоставлен глава Нижнего мира Нга. Согласно ненецким поверьям они ведут постоянную борьбу, но главное условие существования вселенной - это гармония между добром и злом. Средний мир населяют духи-покровители, которые являются хозяевами объектов природного характера. Существа носят антропоморфный и зооморфный характер.
Служители культа - шаманы, являются не только людьми совершающими ритуалы, но и важными социальными фигурами. Шаманы у ненцев сформировали сложную систему шаманства. У ненцев в древние времена существовала практика массового шаманства. Шаманами могли быть женщины. Ко времени прихода русских поселенцев женское шаманство исчезло. Все шаманы относились к служителям Верхнего мира. Чтобы стать шаманов, необходимо наличие нескольких признаков среди которых «шаманская болезнь». Многовековой опыт шаманов выразился в сложной иерархии внутри шаманства. Переход из одной категории в другую сопровождался рядом ритуалов и одобрением других более опытных шаманов.
Христианство оказало влияние на ненецкий шаманизм. Тесные связи с русским население привели к тому, что среди сверхъестественных существ стали появляться христианские святые. Началось изменение самой иерархии божеств. Ненецкий пантеон стал постепенно выстраиваться в монотеистический.
Якутский шаманизм также представляет неподдельный интерес. Якуты выработали сложную модель строения вселенной, которая включала деление на Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний и Нижний мир имеют по девять уровней. У якутов существует горизонтальное деление. Восток и юг места обитания добрых существ. Каждый уровень населяют сверхъестественные существа. Во главе существ стоит бог Юрюнг Айыы Тойон. Если у ненцев наблюдается противостояние двух равных богов, то у якутов нет бога сильнее Юрюнг Айыы Тойона. Многие сведения касающиеся описания населения уровней миров утеряны. В модели вселенной якутов существует много пробелов, которые не заполнены до сих пор. Существа носят в большинстве антропоморфный характер, но имеют место и зооморфные существа. По поверьям якутов в мире идет постоянная борьба добра и зла, но в количественном отношении нет гармонии между ними. Зло проникло на небо.
Якутское шаманство устроено намного проще ненецкого. Чтобы стать шаманом у якутов необходимо наличие шаманской болезни. Шаманство имеет деление на белое и черное. Белые шаманы служат добрым существам, а черные наоборот. Женщины могут быть шаманами. Шаманство носит наследственный характер. Внутри черного и белого шаманства не существует иерархии. Якутский шаман, так же как и ненецкий, для полноправного статуса шамана должен пройти обряд посвящения. У якутов очень закрытое шаманство в отношении информации касающейся обрядовой части. У якутов не наблюдается процесс обучения и передачи опыта от опытного к молодому шаману.
Христианство не оказало значительного влияния. Якуты совмещали поклонение христианским святым с принесением жертвенных подношений своим традиционным божествам. Огромное влияние оказали взаимоотношения с русским населением. Сегодня значительная часть якутского народа говорит на русском языке. Это привело в забытье многие произведения устной традиции.
Чукотский шаманизм является одним из ярких примеров ранней стадии развития форм религий. Чукчи выработали различные модели вселенной. Определенной модели не существовало. Каждый род имел свою. Каждая модель включала в себя Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний и Нижний мир могли иметь различное количество уровней. Такая неопределенность не позволяет в полной мере рассмотреть сверхъестественные существа населяющие их. Но у чукчей существовали сверхъестественные существа высшего ранга. Они не пользовались таким вниманием как духи-покровители. Чукчи считали, что они самодостаточны и жертвы им не требуются. Существа имели антропоморфный и зооморфный характер. Как и у ненцев и якутов, чукотские божества были не природного характера, их основное предназначение помощь людям.
Чукотское шаманство носило массовый характер. Женщины и мужчины в одинаковом количестве могли стать шаманами. Шаманом мог стать любой желающий. Каждая семья имела своего шамана. Чукотские шаманы могли самостоятельно постигать искусство общения с духами, но более квалифицированными были шаманы перенявшие опыт более старых служителей культа. Огромное распространение у чукчей получило использование галлюциногенных веществ при совершении камланий.
Христианство не смогло оказать значительного влияния на чукотский шаманизм. Христианские миссионеры довольно поздно появились в местах проживания чукчей. Незнание языка чукчей не способствовало христианизации местного населения. Результаты, достигнутые христианскими священниками, были стерты годами советской власти.
При общем рассмотрении шаманизма у трех разных народов можно сказать, что чем ближе к западу, то тем больше и быстрее наблюдаются изменения. Ненцы оказались под значительным влиянием русских переселенцев, что отразилось в изменениях в шаманизме. Якуты хоть и оказались под меньшим влиянием, но социально-политические изменения в жизни Российской империи и СССР оставили неизгладимый отпечаток на якутах в целом. Изменения в чукотском шаманизме тяжело проследить. Отдаленность чукчей от крупных населенных пунктов русских позволило сохранить шаманизм практически в первоначальном виде. Современная ситуация на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, республики Якутия и Чукотского автономного округа говорит нам о необходимости как можно скорее зафиксировать ключевые моменты ранних форм религии. Демографическая ситуация в данных регионах Российской Федерации плачевна. Уменьшение количества населения народов негативно отразится на этнографических исследованиях Крайнего Севера России.



1. Головнев, А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор / А.В. Головнёв. - Екатеринбург: УрО РАН, 2004. - 344 с.
2. Евладов, В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. / В.П. Евладов. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992. - 281 с.
3. Кушелевский, Ю.И. Северный полюс и земля Ялмал / Ю.И. Кулешевский. - М.: Книга по требованию, 2012. - 181 с.
4. Ксенофонтов, Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. - М.: Наука, 1977. - 246 с.
5. Ксенофонтов, Г.В. Шаманизм. Избранные труды / Г.В. Ксенофонтов. - Якутск: Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992. - 318 с.
6. Линденау, Я. И.Описание народов Сибири. Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока / Я. И. Линденау. - Магадан: Магаданское книжное издательство, 1983. - 176 с.
7. Попов, A.A. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа / А.А. Попов. - Новосибирск: Наука, 2006. - 484 с.
8. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки / сост. Г.А. Меновщиков. - М.: Наука, 1974. - 646 с.
9. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. / сост. Т. Ю. Сем. - СПб.: СПбГУ, 2006. - 664 с.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Алексеев, H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 1984. - 232 с.
2. Анисимов, А.Ф. Космологические представления народов Сибири / А.Ф. Анисимов. - М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. - 106 с.
3. Богораз, В. Г.Чукчи: Религия / В.Г. Богораз. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 216 с.
4. Бравина, Р.И Погребальный обряд якутов / Р.И. Бравина. - Якутск: Издательство Якутского университета, 1996. - 230 с.
5. Бурыкин, А.А. Вера в духов. Сколько душ у человека / А.А. Бурыкин. - СПб.: Азбука, 2007. - 317 с.
6. Бурыкин, А.А. Шаманы. Те кому служат духи / А.А. Бурыкин. - СПб.: Азбука, 2007. - 288 с.
7. Васильев, В. Е. Костюм светлого шамана по материалам якутских этнографов / В.Е. Васильев // Молодой ученый. - Чита.: Молодой ученый, 2011. - Т. 2. - С. 89 - 91.
8. Васильева, Н. Д. Якутское шаманство 1920-1930-е гг. / Н.Д. Васильева.
- Якутск: ИГИ АН РС, 2000. - 141 с.
9. Вдовин, И.С. Влияние христианства на религиозные верования чукчей и коряков / И.С. Вдовин // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л.: Наука, 1979. - С. 86 - 115.
10. Вдовин, И. С. Очерки истории и этнографии чукчей / И.С. Вдовин. - М. - Л.: Наука, 1965. - 404 с.
11. Вдовин, И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей / И.С. Вдовин // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976. - С. 217 - 254.
12. Вдовин, И.С. Религиозные культы чукчей / И.С. Вдовин // СМАЭ. - Л.: Наука, 1977. - Т. 33. - С. 117 - 171.
13. Винокуров, В.В. Иччи в якутском героическом эпосе Олонхо / В.В. Винокуров // Эпосоведение. - Якутск: Издательство ЯГУ, 2017. - № 3. С. 38 - 51.
14. Гаврильева, Р. С. Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века / Р.С. Гаврилова. - Новосибирск: Наука, 1998. - 144 с.
15. Гоголев, А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А.И. Гоголев. - Якутск: Издательство ЯГУ, 2002. - 104 с.
16. Гоголев, А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры / А.И. Гоголев.- Якутск: Издательство ЯГУ, 1993. - 200 с.
17. Головнёв, А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / А.В. Головнёв. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 606 с.
18. Головнёв, А. В. Путь к Семи Чумам / А.В. Головнёв // Древности Ямала. - Екатеринбург: УрО РАН, 1999. - № 1. - С. 208 - 236.
19. Диксон, О. Древняя мудрость шаманов / О. Диксон, А. Фрай. - СПб.: Диля, 2005. - 224 с.
20. Диксон, О. Мистерии Мухомора. Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике / О. Диксон. - М.: Велигор, 2005. - 64 с.
21. Диксон, О. Шаманские ритуалы и боевые практики / О.Диксон, И. Ядне. - М.: МСП, 2006. - 208 с.
22. Друри, Н. Шаманизм / Н. Друри. - М.: Зодиак, 2000. - 144 с.
23. Евсюгин, А.Д. Ненцы архангельских тундр / А.Д. Евсюгин. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1979. - 157 с.
24. Ефимова, Е.М. Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVIII - XIX веков / Е.М. Ефимова // Известия РГПУ им. А.И. Герцина.
- СПб.: Издательство РПГУ им А.И. Герцена, 2007. - № 40. - С.69 - 74.
25. Жеребина, Т.В. Сибирский шаманизм / Т.В. Жеребина. - СПб.: Амфора, 2009. - 626 с.
26. Константинов, И.В. Происхождение якутского народа и его культуры / И.В. Константинов. - Якутск: Бичик, 2003. - 92 с.
27. Лар, Л.А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя Я / Л.А. Лар. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2003. - 173 с.
28. Лар, Л. А. Устройство мира космоса и великих богов в мировоззрении ненцев / Л.А. Лар // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 13. - URL:http://e-koncept.ru/2015/85392.htm. (дата обращения: 28.03.2018).
29. Лар, Л.А. Шаманы и боги / Л.А. Лар. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998.
- 126 с.
30. Лехтисало, Т. Мифология юрако-самоедов / Т. Лехтисало. - Томск: Издательство ТГУ, 1998. - 136 с.
31. Мелетинский, Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора / Е.М. Мелетинский // Фольклор. Поэтическая система. - М.: Наука, 1977. - С. 23 - 41.
32. Михайловский, В. М. Шаманство: Сравнительно-этнографические очерки / В. М. Михайловский. - Тюмень: Мандр и Ка, 2004. - 127 с.
33. Новик, Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур / Е.С. Новик.- М.: Восточная литература, 2004.
- 304 с.
34. Прокофьева, Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири / Е.Д. Прокофьева // СМАЭ. - Л.: Наука, 1971. - Т. 27. - С. 5 - 100.
35. Пушкарёва, Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок / Е.Т. Пушкарева. - М.: Мысль, 2003. - 287 с.
36. Романова, Е.Н. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной/ Е.Н. Романова. - М.: ИЭА РАН, 1997. - 200 с.
37. Симченко, Ю.Б. Обычаи и обряды, связанные с рождением и смертью у чукчей Севера Камчатки / Ю.Б. Симченко // Этнодемографические особенности воспроизводства народов Севера России. - М.: Наука, 1996. - С. 17 - 20.
38. Смоляк, A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение / А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1991. - 276 с.
39. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М.: Политиздат, 1990. - 622 с.
40. Фролов, Б.Л. Представление о числе 7 у народов Сибири и Дальнего Востока / Б.Л. Фролов // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск: Наука, 1974. - С. 294 - 303.
41. Харитонова, В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий / В.И. Харитонова. - М.: Наука, 2006. - 372 с.
42. Харнер, М. Дж. Путь шамана или шаманская практика / М.Дж. Харнер.
- М.: Палантир, 1994. - 110 с.
43. Харючи, Г.П. Священные места в традиционной и современной культуре ненцев / Г.П. Харючи. - СПб.: Историческая иллюстрация, 2013. - 160 с.
44. Хомич, Л. В. Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев / Л.В. Хомич // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л.: Наука, 1979. - С. 12 - 28.
45. Хомич, Л.В. Ненцы / Л.В. Хомич. - М. -Л.: Наука, 1966. - 339с.
46. Хомич, Л.В. Ненецкие предания о сихиртя / Л.В. Хомич // Фольклор и этнография. - Л.: Наука, 1970. - С. 59 - 69.
47. Хомич, Л.В. О некоторых предметах культа надымских ненцев / Л.В. Хомич // СМАЭ. - Л.: Наука, 1971. - № 27. - С. 239 - 247.
48. Хомич, Л.В. Представления ненцев о природе и человеке / Л.В. Хомич // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976, - С. 16 - 30.
49. Хомич, Л. В. Шаманы у ненцев / Л.В. Хомич // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. - Л.: Наука, 1981. - С. 42- 68.
50. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. - М.: Наука, 1974. - 402 с.
51. Элиаде, М. Шаманизм: Архаические техники экстаза / М. Элиаде. - Киев: София, 2000. - 408 с.
52. Ямада, Т. Источник добрых сил находится на востоке: Представления шаманов современной Якутии о вселенной, божествах и духах / Т. Ямада // Quaestio Rossica. - Екатеринбург: Издательство УФУ, 2015. - №2. - С. 224 - 248.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ