Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАТЕЛИ ШАМАНИЗМА НА АЛТАЕ Г.Н. ПОТАНИН И А.В. АНОХИН

Работа №89466
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметархеология
Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I. Исследовательская деятельность Г.Н. Потанина
по изучению Алтая и религиозных воззрений его населения 17
1.1. Пребывание и изыскания Г.Н. Потанина на Алтае 17
1.2. Результаты изучения Г.Н. Потаниным шаманизма у алтайцев 25
Глава II. Изучение А.В. Анохиным шаманизма алтайских племен... 33
2.1. Жизнь и научная деятельность А.В. Анохина на Алтае 33
2.2. Выявленные особенности шаманизма 45
Заключение 54
Список источников и литературы 58
Приложение 65


Актуальность: Невзирая на высокий уровень научного и технического прогресса, значительную роль в жизни современного общества продолжает иг¬рать религия. Фундаментальные изменения, произошедшие на рубеже XX-XXI вв. на постсоветском пространстве, привели к росту религиозного само-сознания населения. Религия, при этом, стала не только идеологией, призван-ной заполнить духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, но и средством выражения национальной идентичности многих народов, прожи-вающих на территории Российской Федерации. Таким образом, с конца XX в. продолжает набирать силу тенденция к возрождению некогда уничтоженных верований, одним из центров данного процесса является Республика Алтай.
Различные внешние и внутренние факторы, среди которых наибольшее значение имеют окраинное положение, переселенческое движение и деятель-ность Алтайской духовной миссии, сформировали современный поликонфес- сиональный облик региона, где одновременно функционируют христианские, мусульманские и буддистские религиозные организации. Их деятельность, од-нако, не смогла остановить процесс реставрации на территории Республики Алтай языческих верований. Так, по данным Росстата за 2016 г., большая часть этнических алтайцев (81%) считают себя приверженцами традиционных рели¬гий, в том числе, шаманизма .
Известный этнограф и исследователь культуры алтайских инородцев, Ле¬онид Павлович Потапов, отмечал: «Четкого критерия, на основании которого предлагается то или иное определение шаманизма... не дается. Нет четкого оп¬ределения и того, какое понятие вкладывает ученый в термин «религия», когда рассматривает шаманизм с этой точки зрения. Не меньшие различия обнаружи¬ваются в литературе и во взглядах ученых на причины породившие шаманизм, на время и место его появления» .
По мере накопления и изучения материалов шаманизм определяли как знахарство, колдовство, идолопоклонство, комплекс верований и обрядов, ар-хаическую технику экстаза, примитивную или древнюю спиритическую рели-гию, раннюю универсальную стадию развития религии, философской основой и теологией которой являлся анимизм . В современных исследованиях сформи¬ровалось отношение к шаманизму как к ранней форме религии, основанной на вере в существование духов, населяющих окружающий мир, и в особого по¬средника - шамана, который в состоянии транса обеспечивает возможность вхождения в контакт людей и духов .
Название верования происходит от наименования служителя культа - «шамана», и в настоящий момент является общепризнанным. Однако вопрос о первоначальном значении этого слова и языковой принадлежности довольно дискуссионный. Ряд исследователей относят его к языку эвенков, на котором «саманом» называли «мудрого человека» или «того, кто знает» . Другие исто-рики подчеркивают его тунгусское происхождение (от глагола «знать») или даже древнеиндийское (в значении «бить себя») .
Невзирая на то, что шаманизм - явление универсальное, свойственное многим народам мира, именно в Сибири оно существовало в наиболее ярких формах вплоть до первой половины XX в., до вмешательства государства в тра¬диции этнических меньшинств. Возрождение уничтоженных в советский пери¬од форм алтайского язычества происходит на основе сохранившихся семейных устоев, эпоса и этнографических данных. В связи с этим актуальность приобре¬тают материалы, собранные путешественниками и этнографами на рубеже Х1Х-ХХ вв. Большую роль в деле сохранения наследия алтайских инородцев в данный период сыграли известные исследователи Григорий Николаевич Пота¬нин и Андрей Викторович Анохин, жизнь и научная деятельность которых ока¬зались тесно переплетены.
Таким образом, актуальность данной работы связана, во-первых, с воз-растанием значения исследований в области истории отдельных субъектов страны, во-вторых, с тенденцией к возрождению на территории Республики Алтай традиционных верований.
Историографический обзор. Этнографические сведения, зафиксирован¬ные в трудах Г.Н. Потанина и А.В. Анохина, легли в основу многих исследова¬ний по истории региона и религиозных воззрений его населения. Следует отме¬тить некоторые из них: «Этнография народов Алтая и Западной Сибири» , «Ал¬тайский шаманизм» , «Алтайцы» , трехтомная коллективная монография «Ре¬лигиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии» и мн. др.
Невзирая на это, история исследования религиозных воззрений алтайцев Г.Н. Потаниным и А.В. Анохиным долгое время не привлекала внимание исто¬риков, лишь в конце XX - начале XXI вв. стали появляться работы, в которых Алтай выступает отдельным объектом научных изысканий ученых.
Следует отметить несколько причин, объясняющих долгое отсутствие ис¬следований по вопросу изучения Алтая. Первая причина заключается в ограни¬ченности источниковой базы. Огромное наследие А.В. Анохина, включающее этнографические данные, статьи, письма, нотные тетради, рисунки, валики с зафиксированными на них звуками камлания и экспедиционные дневники, рас¬средоточено по различным музеям страны (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук, Томский областной краеведче¬ский музей им. М.Б. Шатилова, Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина и др.). Кроме того, Институт по изучению народов СССР (ИПИН) после смерти ученого не только не выполнил возложенные на него обязанности по публикации сохранившихся работ А.В. Анохина, но и фактиче¬ски ограничил к ним доступ алтайских ученых . Краткие биографические дан¬ные Андрея Викторовича в трудах различных авторов повторяют друг друга. В связи с этим призыв С. Томышева, опубликованный в 1989 г., до сих пор не по¬терял своей актуальности: Андрея Викторовича Анохина следует «вернуть из забытья» .
Вторая причина кроется в противоречивости личности другого исследо-вателя, Г.Н. Потанина. Этнограф, публицист, известный общественный деятель, он воспринимался имперской властью как революционер, а рожденное в кругах интеллигенции движение сибирского «сепаратизма» - как опасность существо¬вавшему режиму . Парадокс: в советские годы Григория Николаевича стали обвинять в контрреволюционности идей, имела место тенденция к разделению его научной деятельности и общественно-политической. Об этом писал М.В. Шиловский: «Даже в работах, претендующих на отображение всего творческо¬го пути Г.Н. Потанина, говорится лишь об одном из указанных направлений его жизни. Так, В.А. Обручев скороговоркой упоминает о его участии в общест¬венной жизни. В то же время в монографии М.Г. Сесюниной вообще не затра¬гиваются его научные занятия, хотя и признаются заслуги» . «Замалчивание» одной из сторон жизни Потанина негативно сказывалось на исследовательской деятельности советских ученых. Историографического анализа работ по изуче¬нию Г.Н. Потаниным Алтая и религиозных воззрений инородцев также состав¬лено не было, однако, возрастающее значение исследований в области регио¬нальной истории придает данной теме все большую актуальность.
Жизни и научной деятельности Г.Н. Потанина посвящена обширная ли-тература, которую традиционно принято делить по хронологическому принци-пу на дореволюционную, советскую и современную. А.Л. Захаренко историо-графию советского периода делит еще на два этапа: 1920-1940-е гг., для кото-рых характерно негативное отношение к личности исследователя и сокращение количества работ о нем, и 1950 - сер. 1980-х гг., когда тенденция к «замалчива¬нию» деятельности Г.Н. Потанина постепенно преодолевается . Важную черту, так называемой, «потанинской историографии» отметили в своей работе А.М. Салагаев и В.М. Крюков: «Потанин был «расщеплен» - появились маленькие и удобные для обозрения фигуры: Потанин-путешественник, Потанин-
фольклорист, Потанин-публицист, Потанин-областник» . Таким образом, на-учную литературу, посвященную Григорию Николаевичу, представляется воз-можным по тематике распределить в несколько групп.
Самые значительные труды биографического характера были написаны В.А. Обручевым (1947 г.) , А.М. Салагаевым и В.М. Крюковым (2004 г.) и М.В. Шиловским (2004 г.) . Данные работы содержат ценную для нашего ис-следования информацию о жизни Григория Николаевича во время службы на Бийской оборонительной линии, его знакомстве с природой и населением Ал-тая и отдыхе на известных алтайских курортах.
«Потанину-путешественнику» посвящены труды Ю.Н. Бессонова и В.Я. Якубовича (1947 г.) и В.А. Обручева (1953 г.) , в которых был детально опи¬сан маршрут экспедиций Григория Николаевича, их состав и мн. др.
Общественно-политическая деятельность Г.Н. Потанина получила отра-жение в работах советских историков И.М. Разгона (1965 г.) и М.Г. Сесюни- ной (1969 г.)22 , не лишенных идеологического окраса. Новой вехой в изучении наследия Григория Николаевича стала работа М.В. Шиловского, призванного лидера в исследовании областничества, определившего эволюцию этого дви¬жения, его специфику в различные периоды, а также программные установки .
О «Потанине-фольклористе» писали М.К. Азадовский (1958-1963 гг.) и Я.Р. Кошелев (1962 г.) . Советские историки отмечали особую роль Григория Николаевича как инициатора в деле собирания сибирского фольклора, однако, к его гипотезе о восточном происхождении эпоса европейских народов относи¬лись критически. Лишь на современном этапе труды Потанина стали предме¬том серьезного научного анализа. Л.И. Шерстова в своей работе отметила, что «...его новаторские этнологические идеи оказались неоцененными современ¬никами и почти не понятыми потомками» .
В статье историков Н.М. Дмитриенко и Э.И. Черняка впервые была осве¬щена деятельность Г.Н. Потанина в музеях Омска, Кяхты, Иркутска, Минусин¬ска и Томска . Монография Э.В. Екеевой и Э.А. Белековой, посвященная исто¬рии формирования музейных фондов, содержит ценные сведения о передаче Потаниным в дар музеям принадлежностей шаманского культа .
Ряд статей, посвященных исследовательской деятельности Григория Ни-колаевича на Алтае, появился в конце XX - начале XXI вв. Так, известный краевед М.Ф. Розен написал очерк, в котором отметил, что часть материалов, извлеченных Потаниным из архивов Омска, относилась к истории Алтая .
Историк М.В. Шиловский в своих публикациях описал отдых Григория Николаевича на алтайских курортах, историю его знакомства с нравами мест-ного купеческого и инородческого населения . Личная переписка Потанина стала важным источником для реконструкции событий, связанных с судебным разбирательством над бурханистами .
Хроника и итоги пребывания Г.Н. Потанина на Алтае более подробно были изложены в статье Г.Г. Кравченко. Автор отметил три основные причины посещения Алтая - военная служба (1852-1856 гг.), экспедиции (1863-1864, 1877-1879 гг.) и поездки на отдых (1908-1915 гг.), - перечислил труды, посвя¬щенные этому краю, связав их с различными периодами пребывания. Данная работа - большой шаг в деле систематизации сведений о деятельности Потани¬на на Алтае, однако истории изучения религиозных воззрений Г.Г. Кравченко большого значения не придал .
Одной из последних работ, призванной оценить вклад Григория Николае¬вича в изучение региона, стала статья Н.М. Дмитриенко и И.А. Голева, в кото¬рой был охарактеризован начальный этап исследовательской деятельности По¬танина, его первое знакомство с флорой и фауной Алтая и культурой местного населения .
Труды о жизни и деятельности этнографа и композитора, А.В. Анохина, стали появляться лишь спустя полвека после его смерти. Известный на Алтае композитор, Владимир Федорович Хохолков, сыгравший большую роль в изу¬чении деятельности Андрея Викторовича и её популяризации, вспоминал, как
впервые выступил в Новосибирской консерватории (1985 г.) с докладом о твор¬честве Анохина и был удивлен тем, что имя этого исследователя было присут¬ствующим совершенно неизвестно .
Много лет собирал материалы о жизни и музыкальном творчестве Андрея
Викторовича известный искусствовед и музыкальный критик Виктор Михайло¬вич Миненко. Рукописный вариант составленного им биографического очерка (1977 г.) в настоящий момент хранится в фонде Государственного музея исто¬рии литературы, искусства и культуры Алтая . Последняя статья об Анохине, его музыкальных произведениях и активной общественной деятельности, напи-
санная Миненко, была издана в 1987 г. на страницах газеты «Алтайская прав¬

Систематизация сведения об Анохине-композиторе началась по инициа-тиве В.Ф. Хохолкова. Он не только кропотливо собирал материалы в музейных фондах, библиотеках и научных архивах Барнаула, Ленинграда, Москвы, Том¬ска и Горно-Алтайска, но и записывал воспоминания его современников и уче¬ников, которые были опубликованы им в одном из выпусков журнала «Кан- Алтай», посвященном юбилею А.В. Анохина .
В статье сборника «Фольклорное наследие Горного Алтая» (1989) Влади¬мир Федорович рассказал об «анохинских архивах», привел данные описи, со¬ставленной после смерти этнографа, свидетельствующей о величине его насле¬дия, и выдержки из документов, подтверждающих факт передачи собранных Анохиным материалов Институту по изучению народов СССР. В данной работе Хохолков впервые задал вопрос, не теряющий своей актуальности и сегодня: «А почему такой большой материал, собранный поистине великим энтузиа¬стом, до сих пор не обработан и не опубликован?» . Помимо работ в научных журналах, перу В.Ф. Хохолкова принадлежат статьи, опубликованные в газете «Алтайская правда», посвященные музыкальной и краеведческой деятельно¬сти Андрея Викторовича .
Об Анохине-фольклористе впервые написала Н. Шатинова. Изучив мате-риалы, собранные им в путешествии по Алтаю (1910-1912), и работы В.И. Вер¬бицкого, она оценила деятельность Андрея Викторовича как собирателя фольк¬лора тюркских народов, а также сделала заключение о несостоятельности неко¬торых его суждений . Искусствовед Н.В. Виницкая изучила музыкальные ком¬позиции, написанные Анохиным, и пришла к выводу: Андрей Викторович сто¬ит у истоков рождения новой школы музыкантов-профессионалов, которые в своих произведениях используют народный фольклор. Наталья Владимировна отметила особенности творческого подхода Анохина к организации музыкаль¬ного материала, проанализировав сюиту «Хан-Алтай» и сценическую поэму «Хан-Эрлик» . Вновь к проблеме сохранения музыкального фольклора корен¬ных народов Сибири в наследии Анохина обратились культурологи Н.Т. Ул- тургашева и И.Г. Турамуратова. Они изучили основные работы этнографа и от¬метили, что Андрей Викторович рассматривал культуру любого народа как уникальный феномен мировой культуры .
Об А.В. Анохине как исследователе шаманизма одним из первых написал его ученик, Л.П. Потапов. В его статье был представлен обзор «Материалов по шаманству у алтайцев, собранных во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии». Леонид Павлович отметил как достоинства этой работы - уникальность многих сведений, - так и недостатки: описательный характер монографии, однознач¬ность материалов для всех алтайских племен . Этнографические данные, соб¬ранные Анохиным, легли в основу исследований известного российского этно¬лога Д.А. Функа по характеристике шаманизма у шорцев и телеутов. Он впер¬вые представил список работ Андрея Викторовича, посвященных религиозным воззрениям этих племен, не только опубликованных, но и хранящихся в раз¬личных архивах и музеях страны .
В статье Н.И. Разгона Андрей Викторович предстает не только музыкан-том и этнографом, но и просветителем и педагогом. Автор обратился к важной для изучения деятельности Анохина проблеме: «Об экспедициях «Анохинского кружка» осталось много легенд. Но никто не знает, сколько было таких экспе¬диций, на какие средства они проводились, где находятся собранные материа- лы» . Ответить на поставленные вопросы призвана статья Т.В. Тишкиной, в которой была представлена информация о материальном обеспечении школь¬ных экспедиций, правилах работы кружка Анохина, технике сбора материала, методах подготовки к этнографической экспедиции и мн. др. .
В 2012 г. А.В. Малиновым, профессором Санкт-Петербургского государ¬ственного университета, был подготовлен и опубликован текст «Лекций по Ал- таеведению» А.В. Анохина, а также его биография, раскрывающая деятель¬ность Андрея Викторовича, в первую очередь, как краеведа, популяризатора Алтая. Лекции были дополнены письмами ученого в Русский комитет для изу¬чения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвис¬тическом отношении, поясняющими маршруты его экспедиций .
Изучением исследовательской деятельности А.В. Анохина на современ-ном этапе занимаются студенты и сотрудники Алтайского государственного института культуры. Так, А.А. Чернова в своей статье, опираясь на письма Ан-дрея Викторовича, опубликованные Малиновым, представила сведения о неко¬торых научных экспедициях Анохина, их составе, маршрутах, финансировании, а также привела воспоминания участников этих путешествий .
Историки большое значение придают роли А.В. Анохина в формировании исследовательских кадров , популяризации этнографического краеведения , организации музейного дела на Алтае . Современный этап исследования науч¬ной деятельности Андрея Викторовича характеризуется изучением новых ис¬точников, работ этнографа, ранее неопубликованных. Так, ученые Института русской литературы совместно с сотрудниками Горно-Алтайского государст¬венного университета осуществили расшифровку нескольких валиков с текста¬ми шаманского камлания .
Представленный в данном историографическом обзоре перечень работ, посвященных деятельности Г.Н. Потанина и А.В. Анохина, далеко не полный, однако и он позволяет определить, что история изучения шаманизма у алтайцев Григорием Николаевичем и Андреем Викторовичем не стала объектом ком¬плексного исследования. Этому способствовали устоявшаяся в советское время тенденция к «расщеплению» деятельности Г.Н. Потанина и недостаток источ¬ников, позволяющих реконструировать творческую биографию Андрея Викто¬ровича Анохина.
Цель исследования: выявление, систематизация и представление сведе-ний об особенностях и результатах изучения Г.Н. Потаниным и А.В. Анохиным шаманизма алтайских племен.
Исходя из этого, обозначены следующие задачи работы:
1. Рассмотреть жизни и деятельность Г.Н. Потанина и А.В. Анохина на Ал¬
тае.
2. Проанализировать труды исследователей, посвященные Алтаю и религи-озным верованиям его населения.
3. Изложить результаты изучения и особенности шаманизма у алтайских племён.
Объект исследования: религиозные воззрения алтайских племен в конце XIX - начале XX вв.
Предмет исследования: результаты изучения шаманизма Г.Н. Потани-ным и А.В. Анохиным.
Территориальные рамки исследования охватывают ареал расселения алтайских племен во второй половине XIX - начале XX вв.: территория Г орно- го Алтая (до революции входила в состав Бийского уезда Томской области, с 1922 г. - Ойротская авт. область), часть современного Алтайского края и терри¬торий сопредельных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Казах¬стана .
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1850-х гг., когда Г.Н. Потанин занялся изучением природы и населения края и написал свой первый труд «Полгода в Алтае» , до смерти А.В. Анохина в 1931 г. во время этнографической экспедиции Ойротского музея .
Источниковую базу исследования можно объединить в несколько групп: труды Г.Н. Потанина и А.В. Анохина, содержащие сведения об Алтае и верова¬ниях коренного населения, музейные материалы и электронные ресурсы.
Первая группа источников включает: монографии: «Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполн. в 1876-1877 г. по поруч. Имп. Рус. геогр. о-ва чл. сотр. оного Г.Н. Потаниным (1883)», «Материалы по шаманству у алтайцев...» (1924), «Лекции по Алтаеведению» (2012); статьи Г.Н. Потанина в газете «Сибирская жизнь»; работы в этнографических сборни¬ках: «Юго-Западная часть Томской губернии в этнографическом отношении» (1864), «Алтай» (1884 г.), «Инородцы Алтая» (1884 г.), «Аборигены Алтая» (2009).
Вторая группа представлена рукописями, хранящимися в Личном фонде А.В. Анохина в Государственном музее истории, литературы, искусства и куль¬туры Алтая: «Краткий биографический очерк» (1983) и «Различные сведения о родственниках Анохина» (1986), составленные Виктором Мефодьевичем Ано¬хиным, внучатым племянником композитора. Данные рукописи - результат его работы по определению даты и места рождения Андрея Викторовича .
К третьей группе источников относятся электронные ресурсы: официаль-ный сайт Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, содержащий сведения о материалах личного фонда Андрея Викторовича Анохина, а также фотографии исследователя и посвященной ему музейной экс- позиции ; официальный сайт Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, который располагает этнографической коллекцией, собранной уче¬ным, ведет активную работу, направленную на популяризацию его наследия, с 1994 г. проводит научную конференцию «Анохинские чтения» .
Методологическая основа исследования построена на нескольких взаи-модополняющих друг друга методах научного познания, позволяющих выявить сходства и различия в концепциях ученых: анализ, сравнение, обобщение. По¬мимо них в работе использовался биографический метод. С позиций этого под¬хода исторический процесс рассматривается как результат деятельности вели¬ких людей, т. е. на первый план выходит личностный аспект . Данный метод необходим для систематизации информации о жизни Г.Н. Потанин и А.В. Ано¬хина на Алтае и их деятельности по исследованию шаманизма.
Новизна работы: Г.Н. Потанин и А.В. Анохин внесли большой вклад в сохранение культурного наследия алтайских инородцев, однако обобщающих работ, посвященных изучению Григорием Николаевичем Потаниным и Андре-ем Викторовичем Анохиным Алтая и религиозных воззрений его населения, до сих пор не существует. Кроме того, сведений о личной жизни Анохина, его се¬мье совсем немного, а данные о его научной деятельности порой противоречат друг другу, поэтому составление наиболее полной биографии этнографа пред¬ставляется важной задачей исследования.
Апробация: основные положения по теме работы были представлены в виде докладов на занятиях по дисциплине «Научно-исследовательский семи-нар-3» и на конференциях: XII Межрегиональной научно-практической студен-ческой конференции «Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ» (Барнаул, 2019 г.); VII Ре-гиональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2020 г.). Имеется публикация по теме исследования в сборнике «Материалов ЬХ Российской ар-хеолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых с между-народным участием» (2020 г.) .
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Творческая, научная и общественная деятельность Григория Николаевича Потанина и Андрея Викторовича Анохина были тесно связаны с Алтаем, уни¬кальным регионом, населению которого удалось сохранить самобытную куль¬туру, ставшую объектом исследований многих поколений историков, этногра¬фов и фольклористов.
Пребывание Г.Н. Потанина на Алтае связывают с тремя сторонами его жизни: военной службой, экспедициями и поездками на отдых. При любой воз¬можности он занимался исследовательской работой, стремился зафиксировать как можно больше сведений о природе региона и нравах коренного населения. Знакомство Григория Николаевича с Алтаем состоялось благодаря службе на Бийской оборонительной линии, свои первые впечатления о нем он изложил в статье, опубликованной в 1859 г. . Начинающий исследователь привел физи¬ко-географическое описание региона, охарактеризовал природно¬
климатические условия, растительный и животный миры, хозяйственные заня-тия населения и его традиции.
В дальнейшем Алтай неоднократно становился отправным пунктом экс-педиций Г.Н. Потанина по Китаю и Монголии и объектом исследования. Гри-горий Николаевич изучал родоплеменной состав алтайского населения, народ-ные легенды, предания, сказки, пословицы и поговорки. Большое количество уникальных сведений о жизни алтайцев было зафиксировано Потаниным в «Очерках Северо-Западной Монголии...» , различных этнографических сбор¬никах .
В течение жизни Григорий Николаевич сотрудничал со многими перио-дическими изданиями. Наиболее успешной и продолжительной была его работа в газете «Сибирская жизнь», статьи из которой также стали источниковой базой нашего исследования. Однако значительная часть опубликованных Григорием Николаевичем материалов была подписана псевдонимами: «Ав.», «Авесов», «Авсеев», «Г. П-н», «Чуец», «Ч.», «Л.», «Корреспондент», а некоторые публи¬ковались вовсе без подписи. В связи с этим выявление статей Потанина в пе¬риодических изданиях остается важной задачей для изучения его научной дея- тельности .
Выявленные и проанализированные нами работы Григория Николаевича, посвященные Алтаю, позволяют оценить его роль в изучении края, представить результаты исследования религиозных воззрений населения. Потаниным были зафиксированы предания инородцев о высших и низших духах и рассказ кама о путешествии в царство Эрлика, описаны ритуальные принадлежности шаман¬ского культа (маньяк, бубны и колотушки), процесс камлания и обряды жерт¬воприношения. Следует обратить внимание на предложенное Г.Н. Потаниным деление алтайских шаманов на две категории: мистиков и позитивистов.
Велика роль Григория Николаевича в деле собирания алтайского фольк-лора как инициатора и организатора. Потанин одним из первых среди своих со¬временников обратил внимание на, так называемый, «инородческий вопрос». В своей статье в 1914 г. он указал: «Изучение шаманства и собирание народных преданий имеет значение не для одного только прогресса науки. Оно требуется в интересах возрождения инородческих племен. В особенности же важно со¬брать сведения об их религиозном творчестве, потому что религиозная мысль более чем другая властвует над умами» . Изучение истории и культуры си¬бирских народов стало главным направлением как научной, так и общественно¬политической деятельности Потанина. Стараниями Григория Николаевича на¬чалось планомерное этнографическое изучение Алтая. При поддержке Потани¬на к сбору и интерпретации фольклорного и антропологического материалов приступил Андрей Викторович Анохин.
Алтай стал главной темой творчества композитора и этнографа А.В. Ано¬хина, владеющего в совершенстве алтайским языком. В данной работе была предпринята попытка составить наиболее полную биографию исследователя, охарактеризовать периоды его пребывания на Алтае. Андрей Викторович с 1908 г. и до самой смерти в 1931 г. как самостоятельно, так и по поручению Русского географического общества совершал экспедиции в Горный Алтай, участниками которых были не только художники и исследователи, но и студен¬ты, школьники. В ходе полевых работ А.В. Анохиным использовались различ¬ные способы фиксации информации: письменные источники дополнялись ри¬сунками, фотографиями, аудиозаписями, сделанными на фонографических ва¬ликах. Участие Андрея Викторовича в устройстве выставок, чтении просвети¬тельских лекции позволяет занести его имя в число основателей краеведческого движения на Алтае.
Труд Анохина «Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии» был признан непревзойденной работой по количеству полевых записей и переводов на русский язык шаманских тек- стов . Автор детально описал шаманскую одежду, бубен, колотушки, сопро¬водил это описание рисунками, зафиксировал редкий вариант мифа о сотворе¬нии мира, а также родословные алтайских шаманов, их имена и возраст. Ано¬хину удалось записать предания о высшем и низшем божествах, их сыновьях, местах обитания и уникальные шаманские мистерии, представляющие собой чистую импровизацию камов. Основываясь на сведениях, собранных Андреем Викторовичем, можно сделать вывод о социально-экономическом положении служителей культа на Алтае, их быте, месте в общественной иерархии.
Благодаря экспедициям А.В. Анохина этнографические собрания некото¬рых музеев страны были пополнены ритуальными предметами алтайских ино¬родцев. На сегодняшний день богатое наследие Андрея Викторовича находится в нескольких музеях страны: Музее антропологии и этнографии им. Петра Ве¬ликого Российской академии наук, Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина, Государственном музее истории литературы, искусства и куль¬туры Алтая, Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова.
На данный момент в биографии этого известного алтайского композитора и этнографа немало белых пятен: почти отсутствует информация о первых го¬дах его жизни и семье, деятельности с 1916 по 1918 гг. Следует отметить, что объем сохранившихся уникальных текстов, принадлежащих перу Анохина, значителен. Их публикация, несомненно, смогла бы существенно расширить представления современных исследователей об алтайском шаманизме. Издание рукописей А.В. Анохина, как писал А.В. Малинов, станет лучшим памятником этому первому алтаефилу .



Источники
Государственный музей истории литературы,
искусства и культуры Алтая
Личный фонд композитора, этнографа
и педагога Андрея Викторовича Анохина
1. Основной фонд (ОФ). Единица хранения (Ед. хр.) № 53417. Крат-кий биографический очерк. На 2 л.
2. ОФ. Ед. хр. № 53392. Различные сведения о родственниках А.В. Анохина». На 18 л.
3. ОФ. Ед. хр. № 53445. А.В. Анохин. На 12 л.
4. Анохин А.В. Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. 1927. №5. С. 162-167.
5. Анохин А.В. Лекции по алтаеведению. СПб., 2012. 166 с.
6. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л., 1924. 147 с.
7. Анохин А.В. О школьных экспедициях на Алтай // Просвещение Сибири. Новосибирск, 1927. № 3. С. 69-73.
8. Анохин А.В. Композитор Андрей Викторович Анохин: Сказание об Алтае: фольклор. записи и авт. произведения: для инстум. и вокал. Исполнения. Горно-Алтайск, 1989. 116 с.
9. Анохин А.В. Аборигены Алтая // Краеведческие записки. Барнаул, 2009. Вып. 8. С. 13-60.
10. Потанин Г.Н. Алтайский кам // Сибирская жизнь. 1909. № 39. С. 3
11. Потанин Г.Н. Инородцы Алтая // Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. В 12 т. Москва, 1884. Т. 11. С. 253-272.
12. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты пу-тешествия, исполн. в 1876-1877 г. по поруч. Имп. Рус. геогр. о-ва чл. сотр. оно¬го Г.Н. Потаниным. СПб., 1883. Вып. 4. 1052 с.
13. Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. СПб., 1859. №9. С. 61-134.
14. Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. СПб., 1859. №12. С. 245-302.
15. Потанин Г.Н. Шаманы и шаманисты // Иллюстрированное прило-жение к газете «Сибирская жизнь». 1903. № 110. С. 3-4.
16. Потанин Г.Н. В Чемальском тупике (В аиле у шаманки Саатан) // Сибирская жизнь. 1910. № 141. С. 3.
17. Потанин Г.Н. В Чемальском тупике (окончание) // Сибирская жизнь. 1910. №142. С. 3.
18. Потанин Г.Н. Юго-Западная часть Томской губернии в этнографи-ческом отношении // Этнографический сборник. СПб., 1864. №6. С. 1-154.
19. Письма Г.Н. Потанина [Сост. А. Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский]. Иркутск, 1989. Т. 3. 296 с.
Библиографический список
20. Азадовский М.К. История русской фольклористики. В 2 т. М., 1963. Т. 2. 363 с.
21. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современ-ное развитие: коллективная монография / Екеев Н.В. [и др.]. Горно-Алтайск, 2014. 463 с.
22. Безертинов Р.Г. Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство»: учебное пособие. Казань, 2006. 164 с.
23. Бессонов Ю.Н., Якубович В.Я. По Внутренней Азии. Ч. Валиханов и Г. Потанин. М., 1947. 78 с.
24. Богочанова А.В. Вклад А.В. Анохина в дело формирования этно-графических кадров на Алтае» // Шестые искусствоведческие снитковские чте-ния: Сборник материалов XIV научно-практической конференции, посвящен-ный 57-летию Государственного художественного музея Алтайского края. Бар¬наул, 2016. С. 172-176
25. Ваганова И.В. Г.Н. Потанин и газета «Сибирская жизнь»: грани со-трудничества // Вестник Томского Государственного университета. История. Томск, 2011. №2. С. 83-86.
26. Виницкая Н.В. Традиции алтайского фольклора в творчестве рус-ского композитора А.В. Анохина // Социокультурное взаимодействие алтайско¬го и русского народов в истории Государства Российского: труды Всероссий¬ской научно-практической конференции (Бийск, 27-30 сентября 2006 г.). Бийск, 2006. С. 31-33.
27. Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Вклад Потанина в музейное дело Сибири // Вестник Томского государственного университета. История. Томск, 2016. № 404. С. 67-76.
28. Дмитриенко Н.М., Голев И.А. Вклад Г.Н. Потанина в изучение при¬роды и населения Алтая // Актуальные вопросы истории Сибири. Двенадцатые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: сборник научных ста¬тей. Барнаул, 2019. С. 202-206.
29. Екеева Э.В., Белекова Э.А. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев. Горно-Алтайск, 2018. 119 с.
30. Еркинова Р.М. А.В. Анохин и Г.И. Чорос-Гуркин у истоков форми¬рования музейных коллекций // Анохинские чтения: материалы Пятой науч. конф., посв. 90-летию НМА. Горно-Алтайск, 2008. С. 6-18.
31. Ермакова Л.И. Андрей Викторович и его исследование «Аборигены Алтая» // Краеведческие записки. Барнаул, 2009. Вып. 8. С. 11-12.
32. Захаренко А.Л. Общественно-политическое и культурное наследие Г.Н. Потанина: учебное пособие. Павлодар, 2009. 353 с.
33. Кан-Алтай. 1994. № 3. 24 с.
34. Кравченко Г.Г. Г.Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания // Вестник Томского Государственного университета. История. Томск, 2011. №2. С. 44-48.
35. Кошелев Я.Р. Г.Н. Потанин // Русская фольклористика Сибири (XIX - начала XX вв.). Томск, 1962. С. 158-188.
36. Кнорре К.Б. Современный алтайский шаманизма в контексте на-циональной религиозной политики Республики Алтай // Вестник РГГУ. М., 2016 г. № 12. С. 89-114.
37. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учебное пособие. Екатеринбург, 2010. 608 с.
38. Миненко В.М. Гражданский подвиг музыканта // Алтайская правда. 1987. 4 окт. С. 4.
39. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические и социально-экономические отношения (XVIII-XIX вв.): автореф. дис... д.и.н. М., 1995. 38 с.
40. Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин [1835-1920]: Жизнь и деятельность. М., 1947. 288 с.
41. Обручев В.А. Путешествия Потанина. М., 1953. 191 с.
42. Попов В.Л. Алтайский пленник // Алтайская правда. 1999. 15 окт. С. 12.
43. Потапов Л.П. Андрей Викторович Анохин как исследователь ша-манства у алтайцев // Проблемы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1987. С. 138-150.
44. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Ленинград, 1991. 319 с.
45. Путеводитель по фондам и собраниям Государственного музея ис-тории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул, 2009. 247 с.
46. Разгон И.М., Плотникова М.Е. Г.Н. Потанин в годы социалистиче-ской революции и гражданской войны в Сибири // Вопросы истории Сибири. Томск, 1965. Вып. 2. С. 138-153.
47. Разгон Н.И. 125 лет со дня рождения ученого-этнографа и компози¬тора А.В. Анохина // Страницы истории Алтая. Барнаул, 1994. С. 86-90.
48. Религиозные деноминации в Республике Алтай: коллективная мо-нография / Екеев Н.В. [и др.]. Горно-Алтайск, 2015. 480 с.
49. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: коллективная монография. В 3т. / П.К. Дашковский [и др.]. Барнаул, 2014. 214 с.
50. Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая (XVII - начало XX века). Барнаул, 1996. 191 с.
51. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: опыт осмысления лич-ности. Новосибирск, 1991. 228 с.
52. Салагаев А.М., Крюков В.М. Потанин, последний энциклопедист Сибири: опыт осмысления личности. Томск, 2004. 208 с.
53. Сесюнина М.Г. Сибирское областничество XIX века в работах со-ветских историков // Доклады третьей научной конференции кафедр общест-венных наук, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Томск, 1969. С. 59-64.
54. Сонин П. В интересах возрождения племен // Сибирская Старина: краеведческий альманах. Томск, 1995. № 10. С. 28-30.
55. Тишкина Т.В. Школьные этнографические экспедиции под руково-дством А.В. Анохина и их результаты // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2001. Вып. 4. С. 61-64.
56. Томышев С. Вернуть из забытья // Звезда Алтая. 1989. 15 дек. С. 6.
57. Ултургашева Н.Т., Турамуратова И.Г. Проблемы сохранения музы¬кального фольклора и этноконфессиональных традиций коренных народов Си¬бири: к истории вопроса // Миссия конфессий. М., 2018. №35. С. 936-949.
58. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М., 2005. 399 с.
59. Хохолков В.Ф. Доктор краеведения // Алтайская правда. 1989. 16 окт. С. 3
60. Хохолков В.Ф. ... И зазвучала алтайская опера // Алтайская правда. 1984. 14 окт. С. 4.
61. Хохолков В.Ф. Композитор Андрей Анохин // Барнаул. 2007. № 1. С. 126-136.
62. Хохолков В.Ф. Сокровищница духовной культуры алтайцев // Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989. С. 116-124.
63. Чернова А.А. Этнографические экспедиции А.В. Анохина как со-ставляющая его научной деятельности // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета. Бар-наул, 2015. С. 239-241.
64. Чернова А.А. Вклад А.В. Анохина в становление и развитие школь¬ного краеведческого движения на Алтае в начале XX века // Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов научно-практической конференции к 50-летию массового движения школьных музеев на Алтае. Барнаул, 2016. С. 59-62
65. Чернова А.А. Этнограф А.В. Анохин как организатор этнографиче¬ского краеведения на Алтае в 1920-е годы // Всероссийская научно¬практическая конференция «IV ядринцевские чтения». Омск, 2017. С. 449-451.
66. Чернова А.А. 150 лет со дня рождения этнографа, музыканта, обще¬ственного деятеля А.В. Анохина (1869-1931) // Алтайский край, 2019 г.: кален¬дарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2018. С. 87-91.
67. Шаповалов А.В. Шаманизм как религиозная система. Новосибирск, 2005. 111 с.
68. Шатинова Н. А.В. Анохин - этнограф и фольклорист // Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1982. С. 103-110.
69. Шерстова Л.И. Этнографическая проблематика в труде Г. Н. Пота-нина «Очерки Северо-Западной Монголии». Непреходящая актуальность и со-временное восприятие // Вестник Томского государственного университета. История. Томск, 2011. № 2. С. 15-18.
70. Шиловский М.В. Сибирское областничество во второй половине XIX -начале XX века: диссертация... доктора исторических наук: 07.00.02. Но-восибирск, 1992. 446 с.
71. Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженность и преданность науке». Г.Н. Потанин: биографический очерк. Новосибирск, 2004. 244 с.
72. Шиловский М.В. Г.Н. Потанин в Бийске и Горном Алтае в 1870¬х гг. // Горный Алтай: ист. сб. Бийск, 2003. Вып. 7. С. 107-112.
73. Шиловский М.В. Г.Н. Потанин и Горный Алтай в томский период его жизни (1902-1916) // Горный Алтай: ист. сб. Бийск, 2003. Вып. 7. С. 113-117.
74. Этнография народов Алтая и Западной Сибири: монография / Ок-ладников А.П. [и др.]. Новосибирск, 1978. 226 с.
75. Ямаева Е.Е., Тискинек А.К., Власов А.Н. Юрей. Расшифровка вали¬ков А.В. Анохина: К проблеме сохранения и использования нематериального культурного наследия Горного Алтая //Международный научно¬исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». Белго¬род, 2016. №4. С. 70-71.
Электронные ресурсы
76. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gmilika22.ru/
77. Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://musey-anohina.ru/index.php/ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ