ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МОЗАИКЕ 6
1.1. История мозаики 6
1.2. Виды мозаики 11
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОЗАИКЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
2.1. Место и роль обучения мозаике в системе «Школа-колледж-ВУЗ» 18
2.2. Методические рекомендации для преподавателей по обучению учащихся
мозаике 23
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЕРБА В ТЕХНИКЕ МОЗАИКИ 29
3.1. Разработка художественной концепции панно в технике мозаики 29
3.2. Технологическая последовательность изготовления герба в технике
мозаики 37
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно - формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебновоспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.
Получение учащимися дополнительного образования в области художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, они знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности. Мозаика, как вид декоративно-прикладного искусства, являясь частью мировой культуры, впитавшие в себя опыт многовекового творчества, открывают необычный и прекрасный мир, далёкий от обыденности.
В современной художественной отечественной практике мозаика остается востребованным искусством, о чем свидетельствует выставки, проходящие в крупнейших городах России, наличие фондов и школ мозаики. Так, например, собрание современного мозаичного искусства Фонда Исмаила Ахметова насчитывает более 300 экспонатов и является крупнейшим в мире. Высокий уровень технологических возможностей, сотрудничество с лучшими художниками и архитекторами позволяют Фонду Исмаила Ахмедова решать самые разные задачи, создавать объекты, которые могут не только украсить музейные собрания и интерьеры, но и взаимодействовать с городской средой. Фонд Исмаила Ахметова большое значение придает
образовательным программам, включающим гранты для начинающих художников на стажировки в России и Италии. В подмосковном Балабаново действует арт-резиденция фонда, где есть все необходимые условия для творчества художников и производства работ.
Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, в работе с детьми, приобретает особую значимость, и исследование особенностей обучения мозаике становится наиболее актуальным.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Предмет исследования: обучение мозаике в учреждениях
дополнительного образования.
Цель исследования - изучение методики обучения учащихся мозаике в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, историю и виды мозаики.
2. Рассмотреть место и роль обучения мозаике в системе «Школа- колледж-ВУЗ».
3. Разработать методические рекомендации для преподавателей по обучению учащихся мозаике.
4. Спроектировать и изготовить герб в технике мозаики.
Для достижения цели, поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, специальной литературы по вопросам мозаики; проектирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей по обучению учащихся мозаике, которые могут быть использованы преподавателями в системе дополнительного образования, а также в проектировании и изготовлении герба в технике мозаики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Любое проявление культуры несет в себе высокий духовно- нравственный потенциал, чем объясняется ее неповторимая глубина. Сегодня перед современной школой, в социально-культурной деятельности, перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи воспитания чуткого и доброжелательного отношения к человеку; любви к своему дому, к своему народу, к Родине; трудолюбия как творческого отношения к любой деятельности.
Формируя духовную потребность, тягу личности к творчески преобразовательной деятельности, искусство формирует способности личности к творчеству. Сформировавшись, способность к творчеству становится тем качеством личности, которое определяет постоянную духовную нацеленность её на совершенствование и самосовершенствование, способствует активной деятельности по реализации задуманного образа.
Искусство открывает красоту мира, бесконечную в своём многообразии поэзию природы, оно совершает величайшее чудо, приобщая детей к эмоциональному опыту прошлых эпох, побуждает к посильному отражению полученных впечатлений в практической изобразительной деятельности. Восприятие искусства несёт в себе разные чувства, и сопровождается различными переживаниями. Следовательно, чем сильнее эстетическое переживание, тем очевиднее, активнее созидание.
Для всестороннего развития личности ребенка, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в получение дополнительного образования. Ведь такая деятельность помогает ребенку реализовать себя.
На занятиях в кружках по мозаике происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Ведь данный вид искусства формирует окружающую человека материальную предметнопространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало.
Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.
Цель исследования достигнута, задачи исследования реализованы:
1. Изученаы литература по теме исследования, история и виды мозаики.
2. Рассмотрены место и роль обучения мозаике в системе «Школа- колледж-ВУЗ».
3. Разработаны методические рекомендации для преподавателей по обучению учащихся мозаике.
4. Спроектирован и изготовлен герб в технике мозаики.
В первой главе «Теоретические основы содержания обучения мозаике» рассмотрены история мозаики, виды мозаики. Во второй главе «Особенности обучения мозаике в учреждениях дополнительного образования» проанализированы место и роль обучения мозаике в системе «Школа- колледж-ВУЗ», представлены разработанные нами методические рекомендации для преподавателей по обучению учащихся мозаике. В третьей главе «Проектирование герба в технике мозаики» представлены разработка художественной концепции панно в технике мозаики и технологическая последовательность изготовления.
1. Басов, А.И. Мозаика из пластика / А.И. Басов // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 87.
2. Гайдуков, Е.Н. Декоративные программы напольных мозаик Херсонеса: Литургический аспект / Е. Н. Гайдуков // Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. Вып. 14, 2005. - С. 80-87.
3. Дюгурова, Т.В. Великолепие мозаики Софии Киевской / Т.В. Дюгурова // Современная высшая школа: инновационный аспект. -
2008. - № 1. - С. 86-96.
4. Ефимов Б.А., Кульков О.В., Смирнов В.А., «Материаловедение. Отделочные работы» - М.: «Академия», 2010 г.
5. Жмакин, О.А. Методика обучения мозаике. Изготовление деталей, сборка мозаики / О.А. Жмакин // Школа и производство, 2017. - № 2. - С. 4246.
6. Жмакин, О.А. Изготовление изделий, декорированных мозаикой / О.А. Жмакин // Школа и производство, 2015. - № 8. - С. 23-25.
7. Журбина, Е.В. Сюжеты и образы в мозаиках римской Африки / Е.В. Журбина
8. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2010. - № 1. - С. 108-119.
9. Завражин Н.Н., «Технология отделочных строительных работ» - М.: Академия», 2013г.
10. Звездина, Ю.Н. Образ гирлянды в мозаиках Неаполя и Равенны IV- VI веков / Ю.Н. Звездина // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2009. - Т. 184. С. 201-208.
11. Иванова, Е.А. Техника мозаики. Применение мозаики в ландшафтной архитектуре / Е.А. Иванова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2010. - № 4-6. - С. 52-55.
12. Литвинова, Т.В. Мозаика из обрезков газеты / Т.В. Литвинова // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 65-66.
13. Лубенников, И. Новая мозаика в Московском метро / И. Лубенников // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2005. - Т. 40. - № 3. -
С. 96-98.
14. Куликов О.Н., Е.И. Ролин «Охрана труда в строительстве» - М.: «Академия», 2014 г.
15. Кутейникова, Н.С. Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXI вв. / Н.С. Кутейникова. - СПб.: Знаки, 2005. - 504 с.
16. Миллз, Т. Искусство Мозаики / Т. Миллз. - М.: Арт-Родник. - 2007. - 256 с.
17. Мухина, Т.С. Комбинирование материалов для мозаик / Т.С. Мухина // В сборнике: Современная техника и технологии - Сборник докладов XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - 2014. - С. 261-262.
18. Орецкая, И.А. О стиле мозаик собора Сан-Джусто в Триесте / И.А. Орецкая // Античная древность и средние века. - 2013. - Т. 41. - С. 183202.
19. Петрова, И.В. Общая технология отделочных строительных работ: учеб. - М.: «Академия», 2010 г. - 184 с.
20. Райе, Д.Т. Искусство Византии / Д.Т. Райе. - М.: Слово, 2002. - 254 с.
21. Руденко В.И., Современные материалы для евроремонта: Практические советы по выбору и применению, Изд.: Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 156с.
22. Рябинова С.В. Развитие художественного мышления у студентов промышленного отделения ФИИД на занятиях живописи / С.В. Рябинова // Архитектура и дизайн. Теория и практика. - Вестник Оренбургского государственного университета, 2007. - С. 195-200.
23. Рябинова С.В. Роль живописи в профессиональном становлении будущих художников ДПИ / С.В. Рябинова // Современные тенденции развития ДПИ и дизайна : межвуз. сб. науч. тр. - Москва-Магнитогорск : МаГУ, 2008. - С. 125-129.
24. Сосновская, И. Мозаики Musivum в Казанском кремле / И. Сосновская // Декоративное искусство. - 2014. - №5/416. - Режим доступа: http://www.fondartproject.ru/artprocess/mozaiki-musivum-v-kazanskom-kremle/
25. Терехович, М. Мозаика сегодня / М. Терехович // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2009. - № 4. - С. 79-81.
26. Файзрахманова, А.Л. Обучение студентов мозаике (на примере создания декоративных портретов) / Файзрахманова А.Л. // В сборнике: Традиции и инновации в подготовке детей и молодежи к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства Материалы Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 190-193.
27. Фролов В.А. История технологии монументальной мозаики в России / В.А. Фролов // Дизайн. Материалы. Технология. - 2007. - № 2. - С. 165-171.
28. Черноус, Г.Г. Производственное обучение по профессии «Облицовщик-плиточник». - М.: Академия, 2011. - 238 с.
29. Что означает герб Татарстана. - Режим доступа: http: //chtooznachaet.ru/gerb_tatarstana.html
30. Эмалевая мозаика Манджоса Режим доступа: http://www.mosaics- mandjos.ru
31. Янушевич, З.В. Изображение плодов и растений на мозаиках Херсонеса / З.В. Янушевич // Российская археология. - 2003. - № 2. - С. 8391.
32. Laurel Skye Designs. - Режим доступа: http://www.laurelskye.com/laurelskye.com/Laurel Skye.html