Введение 3
Глава I. Арктика в глобальном мире 11
1.1 Глобализация и концепция устойчивого развития 11
1.2. Процессы глобализации Арктики. Регионализм Арктики.
Новые формы управления и сотрудничества 15
1.3. Основная характеристика и современное положение коренных народов Севера 19
Глава II. Опыт зарубежной Арктики и решение вопросов социально-экономического развития 24
2.1. Опыт Североамериканских стран в социально-экономическом развитии
Арктических территорий 24
2.2. Опыт Скандинавских стран. Развитие промышленности и
взаимодействие с коренными народами. Норвегия 39
Глава III. Социально-экономическое развитие народов Российской Арктики 46
3.1. Промышленное освоение АЗФР и самобытность хозяйственной
деятельности и жизни народов крайнего Севера 46
3.2. Современные проблемы интеграции хозяйственной деятельности
народов Крайнего Севера в экономическую систему РФ 52
3.3. Возможные варианты и перспективы дальнейшего развития региона.
Варианты интеграции и арктического управления 58
Заключение 65
Список источников и литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что процессы глобализации все более активно и углубленно охватывают арктическое пространство, затрагивая уклад жизни людей, который проживают в Арктике. Во-первых, огромные запасы нефти и газа, других природных ресурсов, таких как уголь, платина, золото и др., активно разрабатываются арктическим странами и их партнерами. Во-вторых, в связи с разработкой нового транспортного маршрута (Северный морской путь), который становится все более доступным из-за глобального потепления, с каждым годом все большая часть Северного Ледовитого океана все больше доступен для судоходства, что существенно сократит расстояние и время доставки грузов морем, а, следовательно, и расходы на их транспортировку. Закономерно, что Арктика вовлекается в глобальные процессы, выходя за рамки регионального взаимодействия.
Однако, развитие северных территорий невозможно без полноценной реализации имеющегося социально-экономического потенциала, поскольку для эффективного управления развитием северных территорий необходимо иметь представление о потенциале, возможностях, условиях и способах приведения его в действие.
Автор считает, что регион Арктики — это прежде всего его коренные жители, имеющие свой традиционный уклад жизни, ведение хозяйства и взаимодействия с окружающей средой. Многие новые акторы, включая неарктические страны обращают внимание на этот регион и, в конечном итоге, происходит все большее вмешательство в жизнь и уклад его местного населения. Социально-экономическое развитие народов Севера неотрывно связано с их культурной и народной идентичностью, которая отражает в совокупности уникальную систему устройства жизни людей в нетипичных и суровых для проживания условиях. Уникальный жизненный уклад, приемы природопользования, унаследованные от предков и адаптированные к крайне суровым условиям выживания объединяет коренных жителей Арктики. Без сомнения, Арктика сегодня вступает в активную фазу интеграции в мировую экономику, традиционный уклад жизни претерпевает изменения и интеграцию в современную экономику. Эти тенденции ведут с одной стороны к появлению новых форм управления в регионе, повышению социального и научного обеспечения, но также к различным деструктивным последствиям в жизни народов Арктики.
Наибольшее неприятие со стороны общин коренных народов вызывает нерациональное использование ресурсов, а также бытовое загрязнение леса и тундры, огромное количество отходов — промышленных и бытовых, которые становятся причиной гибели популяций оленей и других промысловых видов .
Нужно отметить, что в последнее время изменилось отношение к народам Севера: на международном уровне приняты важные нормативно-правовые документы, защищающие интересы и права коренных народов. Работает Постоянный форум коренных народов мира. В Конституции РФ особо выделена статья, посвященная гарантиям прав народов Севера в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Приняты несколько федеральных законов, непосредственно касающихся народов Севера. На федеральном уровне также неоднократно утверждались государственные программы их социально-экономического развития. Принята соответствующая концепция, а в утвержденной Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» среди приоритетов предусмотрены сохранение культуры народов Севера и повышение качества их жизни. При полномочном представителе президента в Сибирском федеральном округе 10 лет работает консультативно-экспертный совет по делам этих народов, ежегодно в разных регионах России 9 августа проводится установленный Генеральной Ассамблеей ООН Международный день коренных народов мира (International Day of the World's Indigenous People), одна из задач которого состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к проблемам и правам коренных народов.
Хотя Арктика имеет различные уровни управления, в том числе местных, субнациональных, национальных, субрегиональных, региональных и международных, наиболее актуальными для целей данного исследования являются региональное управление и международное влияние на региональный порядок.
В настоящее время Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ, здесь и далее) и местности, к ним приравненные подвергаются активному промышленному освоению, что несет огромный потенциал для развития российской экономики и не может не затрагивать жизнь коренного населения. Например, Российский Север в настоящее время составляет 47% запасов древесины, а также 80% природного газа и 50% нефти. В резком контрасте с этими цифрами, только 8,1% от населения страны проживает в данном районе , включая коренные народы и общины. При этом, регион характеризуется именно наличием высокой концентрации коренных малочисленных народов. Положение осложняется тем, что промышленная деятельность началась до того, как были приняты соответствующие правовые нормы, защищающие интересы коренных народов . Уровень жизни коренных народов проживающих в сельской местности и в традиционных общинах ниже средне российского, а уровень безработицы в 1,5-2 раза выше, чем в остальной части страны . В то же время, для России необходимо, чтобы не только российские, но и международные компании сотрудничали и разрабатывали формы координации с местными компаниями с целью преодоления экономического или культурного барьера с местным правительством и населением. Таким образом, необходимо выработать конкретные меры, способствующие без ущербной для развития и адаптации коренных народов Севера к новым социально-политическим и экономическим условиям, сложившимся в России к началу XXI века и продолжающимся до сих пор.
Объектом исследования в работе являются коренные народы Крайнего Севера.
Предмет исследования: Инструменты социально-экономического развития Арктического региона.
Целью данного исследования является определение основных форм и способов социально-экономического развития коренных народов Российского Севера в условиях глобализации.
Для достижения цели исследования, автором были поставлены задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные положения принципов устойчивого развития в глобализирующемся мире.
2. Охарактеризовать специфику арктического региона.
3. Выявить вовлеченность коренных народов Севера в экономическую систему российского общества и глобализационный процесс.
4. Осветить опыт стран Северной Америки и Скандинавии в решении вопросов социально-экономического развития общностей коренных народов Севера.
5. Определить характер взаимодействия рынка и отраслей традиционного природопользования, возможности их сосуществования и необходимости сохранения традиционных хозяйственных методов в Арктике.
6. Проанализировать варианты возможных структур управления экономики этносов.
Степень научной разработанности темы. Проблемам освоения территорий Крайнего Севера и взаимодействия с коренными народами посвящены работы многих российских и зарубежных ученых. Проблемы адаптации коренных народов к условиям глобализации Арктики рассматривались такими учеными как: В. Н. Конышев, А. А. Сергунин, A. А. Алимов, Н.П. Копцева, А.М. Зенько, А. В. Головнёв, Л. П. Вэлло, B. И. Сморчкова, Дж. Грейвс и др. Авторы рассматривают основополагающие факторы, повлиявшие на изменения в самобытной жизни коренных народов, показывают степень глобализационных процессов в Арктике, институционально-правовую базу защиты жизни и деятельности КМНС как в России, так в зарубежной Арктике. Эти исследователи описывают основные тенденции развития взаимодействия между коренными народами и промышленными компаниями, а также дают основную характеристику современной АЗРФ.
Стратегии по социально-экономическому развитию региона и политике зарубежных стран в Арктике, а также методику управления арктическими территориями в совокупности с проблемы перехода к устойчивому развитию коренных народов в АЗРФ изучались такими исследователями как: Д.Д. Максимова, А.А. Алимов, С.Х. Хакназаров, В. А. Тишкова, О. П. Коломиец, К.Б. Клоков, А.Н. Ямсков, А.К. Несолена, В.Н.Конышев и А.А. Сергунин, М.И. Рыхтик и др. Они анализируют этапы государственной политики развития арктических территорий, начиная с 2000-х. и по настоящее время, рассматривают перспективы экономического сотрудничества России с другими циркумполярными странами, подчеркивают важность поддерживания в политике принципов устойчивого развития и защиты прав КМНС, описывают основные тенденции развития взаимодействия между коренными народами и промышленными компаниями, а также дают основную характеристику современной АЗРФ. Однако, по мнению автора исследования, в работах этих ученых уделено недостаточно внимания опыту и перспективам сотрудничества России с зарубежными странами Арктики по вопросам КМНС, по заимствованию Россией опыта североамериканских и североевропейских стран в вопросах устойчивого развития территорий и проживающего там населения.
В современной российской научной литературе не описываются методы, которые могли бы быть переняты у западных коллег, а также не в полной мере проанализированы причины неудач подобного внедрения западного опыта в российской АЗРФ.
В целом, при всем внимании отечественной и зарубежной политической науки к арктической проблематике, возникла настоятельная необходимость научно-практического осмысления тех перспектив, которые связаны с ролью Севера в жизни России и ролью России в жизни коренных малочисленных народов Арктики. Данное обстоятельство определило новизну исследования, которая представлена использованием документов и материалов ранее не вводимых в научный оборот, в комплексном подходе к анализу современного состояния жизни и деятельности коренных народов российской Арктики, а также государственной политики в отношении КМНС в сравнении с коренными народами других стран в условиях глобализации региона с анализом перспектив устойчивого развития в повестке дня на 2030 год.
Для комплексного изучения вопросов социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера автор использовал следующие методы исследования: системный, ценностно-нормативный и сравнительно-исторический подходы. В контексте системного подхода используются аналитические приемы выявления структурных признаков традиционной целостности общества коренных малочисленных народов Севера: его культуры, этнологии истории развития и взаимодействия с государственным управлением. Этот подход позволил выявить системно-структурные принципы организации, сохранения и трансляции традиций коренных малочисленных народов Севера. Структурно-функциональный подход применен при анализе аспектов, определяющих специфику и единство традиционных форм хозяйственной жизни коренных народов. Сравнительно-исторический подходы учитывались в процессе установления социокультурного генезиса традиций коренных малочисленных народов Севера.
Территориальные рамки исследования: Арктический регион.
Хронологические рамки исследования: с 2000х годов по 2018 год.
Структура ВКР. Работа структурирована в трех главах. Первая глава посвящена теоретической основе, в ней описываются тенденции глобализации в Арктике, основные направления развития арктического региона, анализ промышленного освоения зарубежной и российской Арктики. Описываются методы взаимодействия региональных и международных форм управления.
Во второй главе дана характеристика социально-экономического развития зарубежной Арктики. Рассмотрен опыт балансировки между интересами коренных народов Арктики и промышленного освоения стран Северной Европы (Норвегия), а также Канады и США. Основные методы и формы управления регионом Арктики.
В третьей главе основное внимание будет уделено коренным народам российской Арктики, их правовому положению и степени вовлеченности в российскую экономику. А также будут рассмотрены основные проблемы социального и экономического развития данного региона, возможная имплементация методов зарубежного регулирования и поддержки развития Северных регионов России.
Теоретическая значимость определяется возможностью продолжения углубленного исследования в рамках данной проблемы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее отдельные положения связаны с новизной исследования и могут быть использованы в практической работе в виде материалов к семинарам, методических указаний.
В ходе проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Современная Арктика подвержена воздействию процессов глобализации, поскольку в той или иной степени она интересна не только арктическим, но и многим неарктическим государственным и негосударственным акторам. Это создает дополнительную нагрузку на экологическую систему региона, что в свою очередь ведет к негативным последствиям в жизни коренного населения Арктики. Вследствие этого необходима разработка мер по обеспечению региональной экологической безопасности. Согласно концепции Устойчивого Развития, в Арктике, как и в других регионах планеты, следует выстраивать стратегию социально-экономического развития с обязательным учетом поддержания экологической составляющей.
2. В последние десятилетия внимание со стороны множества государств мира к региону объясняется открытием практически глобальных запасов нефти, газа и других природных ресурсов, а также новых более эффективных способов добычи этих ресурсов. Это, в свою очередь, требует усовершенствования правовых аспектов в такой деятельности с учетом географических, экологических, социальных, этнокультурных и других особенностей региона для оптимального восполнения потребностей заинтересованных государств в ресурсах без негативных последствий для Арктики. В этом отношении большую роль играет Арктический Совет, одна их основных целей которого и является координация и контроль над окружающей средой и природными ресурсами Арктики.
3. Развитие экономической деятельности, приход крупных промышленных компаний в Арктику без достаточного правового регулирования неизменно ведет к нарушению традиционной хозяйственной деятельности малочисленных коренных народов Арктики. Деградация почв, сокращение ареалов выпаса оленей, изъятие исконных земель у племен аборигенов, порча промысловых рек и сокращение земельных, растительных и животных ресурсов происходит повсеместно в Российской Федерации, а также в некоторых частях зарубежной Арктики.
4. При поддержке Арктического Совета, с учетом опыта западных арктических стран, а также опыта самих аборигенных народов Арктики в сфере природопользования необходимо продолжать внедрять принципы политики Устойчивого Развития в экологическом и социально-экономическом направлениях.
5. В современной России существует необходимость найти сбалансированную модель совместного развития для промышленности и традиционной жизни КМНС; это одно из базовых направлений глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития человечества в целом. Опыт и знания КМНС в сфере природопользования способны внести свой вклад в развитие, как российской экономки в целом, так и общих задач по достижению целей устойчивого развития. В тоже время в России до сих пор существует проблема недостаточного внимания к вопросам социально-экономического и культурного развития коренных народов Севера. Помощь представителям народов циркумполярной цивилизации часто осуществляется по остаточному принципу в связи с их малой численностью и низкой степенью участия в социальных процессах.
6. Управление глобализационными процессами, происходящими в Арктике в настоящее время, осуществляется через такие организации как Арктический Совет и различные ассоциации КМНС, призванными следить за благополучием и устойчивым развитием региона, что оказывает положительное воздействие на политику государства и деятельность добывающих компаний. Так, такие корпораций по добычи нефти и газа, как Газпром или ЛУКОЙЛ, которые нацелены на мировой рынок, включают в свою практику взаимодействие с представителями КМНС, обсуждение вопросов недропользования, а также прямые выплаты ущерба и компенсаций.
7. Несмотря на то, с учетом исторических, географических, экономических, правовых и других особенностей в России крайне сложно полностью перенять модель социально-экономического развития Севера других стран, все же некоторые положения постепенно включаются в российскую практику. В современной России необходимо развивать практику выплат МКНС субсидий и отчисления с прибыли от добычи ресурсов. Необходимо также развивать самоуправление территориями, занятыми представителями этнических групп, проживающих в северных регионах страны, а также должен быть повышен контроль над соблюдением своих обязательств со стороны добывающих компаний, которые работают в Арктике. Вместе с тем, КМНС России, а также региональные правительства должны совместно работать для повышения уровня вовлеченности в государственные процессы управления, а также в глобальный процесс. Обеспечение гарантий и получение компенсаций, а также справедливое включение экономической деятельности КМНС в структуру экономики РФ должна поддерживаться усовершенствованной системой правовой, организационной и инфраструктурной поддержкой защиты прав КМНС на свои исконные земли и ресурсы. Именно это позволит создать действительно влиятельный представительный орган КМНС, а также понимание значения коренных народов в социальной структуре страны.
1. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов [Электронный ресурс] / принята резолюцией 61/295 Генер. Ассамблеи ООН 61/295 от 13 сентября 2007 года. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/indigenous rights.shtml(дата обращения: 20.05.2019).
2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. / [Эл. доступ] Официальный сайт правительства Российской Федерации // URL:http://static.government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0 A3wZm8.pdf. (Дата обращения 25.03.2019).
3. Текст Концепции Устойчивого развития ООН. [Эл. ресурс] Официальный сайт ООН // URL:http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/riodecl.shtml(дата обращения: 15.12.2018).
4. Федеральный закон от 30.04. 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Российской Федерации». (В ред. Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ). - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, № 27, ст. 3947.
5. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». [Эл. доступ] URL: http://base.garant.ru/182356(дата обращения: 12.04.2019).
6. Alaska Population Estimates. [Эл.доступ] /Alaska Department of Labor andWorkforce Development. URL:http://www.live.laborstats.alaska.gov/pop/(дата обращения: 20.04.2019).
7. Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle — CARA. [Эл. ресурс] U.S. Geological Survey. 2008. URL: http://energy.usgs.gov/RegionalStudies/Arctic.aspx(дата обращения: 10.12.2018).
8. World Directory of Minorities and Indigenous Peoples. [Эл. Ресурс] URL: https://minorityrights.org/minorities/inuit-and-alaskanatives/(дата обращения: 04. 05. 2019).
Литература
9. Арктическая зона России в социально-экономическом развитии страны. / И. И. Меламед [и др.]. [Эл. доступ] Власть. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-zona-rossii-v-sotsialno- ekonomicheskom-razvitii-strany(дата обращения: 01.05.2019). - 6 с.
10. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Сотрудничества в сфере сохранения природного и культурного наследия во внешней культурной политике (на примере деятельности ЮНЕСКО в Арктике). Ученые записки российского государственного гидрометеорологического университета, № 19. 2011. - С. 169-178.
11. Винокурова У. А. Циркумполярная цивилизация: идеи и проекты. The circumpolar civilization: ideas and projects / У А. Винокурова. // М-во культуры Российской Федерации, ФГОУ ВПО "Арктический гос. ин-т искусств и культуры". - Якутск: АГИИК, 2011. - 311 с.
12. Витязева В.А., Котырло Е.С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера. / под ред. Директора Института социально-экономических и нергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН Лаженцева В.Н.// Сыктывкар. 2007. - 292 с.
13. Волков А.В. Чукотка и Аляска: возможности и развитие. Часть II./ [Эл.доступ] Портал про развитие Арктики go.arctic. URL: https://goarctic.ru/work/chukotka-i-alyaska-vozmozhnosti-i-razvitie-chast-ii/( дата обращения 10.04.2019)
14. Головнёв А. В. Этноэкспертиза на Ямале: ненецкие кочевье и газовые месторождения. /отв. ред. А.В. Головнев // — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2014. - 232 с.
15. Голомидова П. С., Сабуров А. А. Государственная политика в отношении коренных народов Аляски: исторический обзор и современные проблемы / П.С. Голомидова.// [Эл. доступ] АиС. 2016. №25. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-otnoshenii-korennyh-narodov-alyaski. (дата обращения: 15.04.2019). -17с.
16. Добролюбова Н.А. Исследования российской Арктики: прошлое, настоящее, будущее./ обл. науч б-ка им.Н.А. Добролюбова, - Архангельск. РГО, 2008. - 280 с.
17. Додин Д.А. Проблемы устойчивого развития российской Арктики и пути их решения / М-во природ. ресурсов РФ, Рос. акад. наук, Всерос. научно-исслед. ин-т геологии и минерал. ресурсов Мирового океана (ВНИИО кеангеология). - М.: Геоинформцентр, 2003. - 59 с.
18. Журавель В.П. Права коренных народов российской Арктики: проблемы и решения./ [Эл. ресурс] Арктика и Север. 2018. № 30. URL: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.76 . (дата обращения: 08.05.2019) - 21с.
19. Иванов В.М., Николаева В.Д. Актуальные проблемы Института уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера./
В.М. Иванов, В.Д. Николаев// Научный журнал «Апробация» №4(31). Якутск. 2015.
20. Каторин И. В. Формирование Арктической зоны РФ как фактор развития
региона: постановка вопросов (на примере Архангельской области) / И.В. Каторин. [Эл.ресурс] АиС. 2018. №31. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/f ormirovanie-arkticheskoy-zony-rf-kak-faktor-razvitiya-regiona (дата
обращения: 15.05.2019).
21. Кондратьева В. И., Лукин Ю. Ф. Арктика: перспективы устойчивого развития/ [Эл.ресурс] АиС. 2015. №18. URL:https://cyberleninka.ru/article/n /arktika-perspektivy-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 15.12.2018).
22. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Стратегии иностранных государств в Арктике: общее и особенное./ [Эл.ресурс]RUSSIANCOUNCIL.RU: Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic Antholo..(дата обращения: 20.11.2018).
23. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в условиях глобальной трансформации (на материале Красноярского края). Ч.1 Концептуальные и методологические основы исследования. Этнокультурная динамика коренных малочисленных народов Красноярского края. / Ответ. редактор Н.П. Копцева -Краснорск.: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 640 с.
24. Кряжков В. А. Правовое регулирование отношений между коренными малочисленными народами Севера и недропользователями в Российской Федерации / В.А. Кряжков. // Государство и право. № 7. 2014. - С. 27-31.
25. Лашов Б.В. О государственной поддержке традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Арктики. / Б.В. Лашов. // Известия Русского географического общества. - 2016. - Т. 148, вып. 4. - С. 77-84.
26. Максимова Д. Д. Проблемы освоения северных регионов и Арктики во внешней политике Канады: дисс. ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Д.Д.Максимова; Ин-т Соединенных штатов Америки и Канады РАН. - М.: 2011. - 183 с.
27. Малов В. Ю., Ионова В. Д. О прогнозировании развития северных и арктических регионов России./ В.Ю. Малов, В.Д. Ионова. // Региональная политика России в современных социально-экономических условиях: географические аспекты : материалы IX науч. совещ. по приклад. географии, Иркутск, 21-23 апр. 2009 г.
28. Несоленая А.К. Политический механизм обеспечения национально-государственных интересов в Арктике: российский и зарубежный опыт: автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / А.К. Несоленая; Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ) МПС РФ. - М.,2014. - 214с.
29. Павленко В. И. Основные принципы сбалансированного социально-экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации / Павленко В. И., Меламед И. И., Куценко [и др.]. // Власть, 2017. Том. 25. № 6. - 11 с.
30. Пименова. Н. Н. Механизмы социокультурных изменений коренных этносов Севера и Сибири : социально-философский анализ / дисс. ... кандидата философских наук: 09.00.11./ Н.Н. Пименова; — Красноярск: СФУ 2015. - 183 с.
31. Проблемы перехода к устойчивому развитию районов расселения коренных народов российской Арктики / Клоков К.Б., Красовская Т.М., Ямсков А.Н. [и др.] - М.: Ин-т этнологии и антропологии, 2001. - 23 с.
32. Рекреационное природопользование как фактор устойчивого развития районов Российской Арктики. Севастьянов Д.В. [и др.]; под ред. Севастьянов Д.В. [и др.] // География и природные ресурсы. 2015. №4. Pp. 90-97.
33. Рехин А. В. Проблемы социально-экономического развития северных регионов России (На примере коренных малочисленных народов Севера): Дис. ... канд. экон. Наук, 08.00.05 А.В. Рехин; /М.: 2004. - 202 с.
34. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / Под редакцией В. А. Тишкова; авторский коллектив: В. А. Тишков, О. П. Коломиец, Е. П. Мартынова, Н. И. Новикова, Е. А. Пивнева, А. Н. Терехина; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.; СПб.: Нестор-История, 2016. -272 с.
35. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения: тез. докл. V междунар. науч.-практ. конф. (Апатиты, 8-10 апр. 2010 г.) / ред. кол.: Ф. Д. Ларичкин (пред.) и др. - Апатиты : Кол. науч. центр РАН, 2010. - 220 с.
36. Семушнин Д. Из жизни норвежских оленеводов: с саамами не все в порядке./ [Эл. доступ] Информационное агентство EADaily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/12/20/iz-zhizni-norvezhskih-olenevodov-s-saamami-ne-vse-v-poryadke. (Дата обращения 15.04.2019).
37. Сморчкова В., Харлампьева Н. Социальные инновации в арктических муниципалитетах как фактор устойчивого развития./ В.И. Сморчкова, Н.К. Харламьева. //Арктика XXI век. Гуманитарные науки . 2015. №1 (4). - 10с.
38. Соколова Ф. Х. Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры. // [Эл. доступ] АиС. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korennye-malochislennye-narody-arktiki- kontsept-sovremennoe-sostoyanie(дата обращения: 16.04.2019). - 19с.
39. Сутырин С. Воробьева. И. Globalization and the Arctic.[Эл. доступ] Encyclopedia of the Arctic. 2005. URL: http://worldec.ru/content/articles/article-18.pdf(дата обращения: 13.03.2019).
40. Хакназаров С.Х. К вопросу о взаимодействии коренных народов Севера и промышленных компаний на примере Югры / [Эл.доступ]: Арктика и Север. 2018. № 30. URL: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.120 ( дата обращения: 28.05.2019) - 14с.
41. Якель. Ю.Я. Территории традиционного природопользования. Быть или не быть? //Альманах «Мир коренных народов. Живая Арктика» № 30. М.: Копи. РУ., 2014. С. 46-49.
42. Alimov A. A. Social and economic aspects of the development of the Arctic region's indigenous population in the framework of the sustainable development concept // [Эл.доступ]: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/social-and- economic-aspects-of-the-development-of-the-arctic-regions-indigenous- population(дата обращения: 04.04.2019).
43. Arctic Interest and National Interest Become Synonymous at AFN Conference, Challenges at America’s Northernmost Border. [Эл. доступ] Оф. Сайт Федерации коренных жителей Аляски /The Alaska Federation of Natives (AFN) 2018. URL:https://www.nativefederation.org/priorities/(дата обращения 20.04.2019).
44. Barnhardt С. A history of schooling for Alaska native people. [Эл. доступ] Journal of American Indian Education, 2001, Volume 40, Number 1.Fall. URL: http://www.ankn.uaf.edu/curriculum/Articles/CarolBarnhardt/HistoryofSchooli ng.html (дата обращения: 20.04.2018).
45. Blank S. Exploring the Significance of China’s Membership on the Arctic Council// China Brief: Vol. 13. URL:http://www.j amestown.org/program s/chinabrief/single/(дата обращения: 17.01.2018).
46. Cultural Identity, Mental Health, and Suicide Prevention: What Can We Learn from Unangax Culture? / Sean R. O’Rourke // Arctic anthropology 55(1). 2018. Pp. 119-141.
47. Demographic and economic disparities among Arctic
regions.
/Клоков, К. Б. [и др.] // [Эл.ресурс] Polar Geography. URL:https://doi.org/10.1080/1088937X.2015.1065926 2015. ( дата обращения: 28.05.2019).
48. Elliott J. An introduction to sustainable development./ J. Elliot.// Routledge. 4 edition, 2012. - 384 р.
49. Foucault М. “Space, Knowledge and Power” in: Foucault M. Power: The Essential Works / ed . by J. D. Faubion. N. Y.: New Press, 2001. 386 р.
50. Freeman M. M.r. Arctic Indigenous Peoples in Canada / [Эл. ресурс] The Canadian Encyclopedia URL:https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/aboriginal-people-arctic24.10.2017 ( дата обращения: 05.04.2019)
51. Goldsmith S. The Remote Rural Economy of Alaska. [Эл. ресурс]/ (Anchorage: Institute of Social and Economic Research). URL:https://kidscount.alaska.edu/ISER/Publications/u ak/uak remoteruraleconomyak.pdf(дата доступа: 02.04.2019)
52. Greaves J. Constructing In/Security in the Arctic: Polar Politics, Indigenous Peoples, and Environmental Change in Canada and Norway. / J. Greaves // Thesis in conformity with the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. 2016. - 306 p.
53.Ikonen. E. Arctic Governance from Regional and International Perspectives: Addressing the Effectiveness of the Arctic Council as a Regional Regime. [Эл. ресурс] Master Thesis 2015. URL:http://arcticjournal.com/opinion/1524/arctic-council-vs-world(дата обращения 07.12.2018). - 130с.
54. Karlsbakk J. The Saami Parliament needs veto power./ [Эл. доступ] Интернет агентство BarentsObserver.com. URL:https://barentsobserver.com/ru/saamskomu-parlamentu-neobhodimo-pravo-veto-10-11. (Дата обращения 10.04.2019)
55. Kim B. The participation of Russian households in the informal economy: Evidence from VTsIOM data. Economics of Transition, 10(3), -30 c.
56. Klokov K. B., Khrushchev S. A., Bocharnikova A. V. Ehnoecological Assessment of the Impact of Industrial Development on the Traditional Natural Management of Indigenous Peoples of the North: Theoretical and Methodological Approaches. [Эл. доступ] Regional Research of Russia, 3(2),
2015. URL:https://link.springer.com/article/10.1134/S20799705-10 p.
57. Knecht, S. Arctic regionalism in theory and practice: from cooperation to Integration? / S. Knecht // [Эл. доступ] Arctic Yearbook 2013. Northern Research Forum: Akureyri URL:http://www.arcticyearbook.com/2013-10-01-09-03-59(07.12.2018).
58. Kohler J. Globalization and sustainable development: Case study on international transport and sustainable development. /J. Kohler // The Journal of Environment & Development, 23(1), 2015. -36p.
59. Lanteigne M. The Arctic Council vs the World? / M. Lanteigne// [Эл. ресурс] The Arctic Journal. 2015. URL:http://arcticjournal.com/opinion/1524/arctic-council-vs-world(дата обращения: 07.12.2018).
60. Minority Rights Group International. Inuit and Alaska Natives. [Эл. Ресурс] World Directory of Minorities and Indigenous Peoples// URL:
https://minorityrights.org/minorities/inuit-and-alaska-natives/ (дата
обращения: 04. 05. 2019).
61. Roderick. L. Do Alaska Native People Get Free Medical Care? And other frequently asked questions about Alaska Native issues and cultures, Anchorage: University of Alaska Anchorage and Alaska Pacific University, 2008, - 100 p.
62.Sevastyanov D.V. Arctic Tourism and Recreational Nature Management - a new Vector of Northern Territorie s Development / «Россия в глобальном мире». Альманах. / под ред. О.К . Павловой // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого/ № 10 (33) 2017. - 21с.
63.Sevunts L. Census 2016: Nunavut leads Canada’s population growth. 08.02.2017 [Эл. ресурс] Eye on the Arctic. URL:http://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2017/02/08/census-2016-nunavut-leads-canadas-population-growth/(дата обращения 16.04.2019).
64. The respond by the Sami Parliament of Norway on the UNPFII Questionnaire
2016. [Эл.ресурс] Официальный сайт Организации Объединенных Наций./ URL:https://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/2016/NGOIndigenous/Sami-Parliament-of-Norway-eng.pdf(дата обращениия 10.04.2019).
65. The Status of Alaska Natives Report 2004 Volumes I - III// L. Leask, J. Angvik, L. Howe, B. Saylor, D. Marshall. [Эл. доступ.] Institite of Sotial and Economic Research. URL:https://iseralaska.org/publications/?id=108705.01.2004 (дата обращения: 08.04.2019).
66. Ulturgasheva O., Rasmus S., Morrow P. Collapsing the Distance: Indigenous-Youth Engagement in a Circumpolar Study of Youth Resilience. / O. Ulturgasheva, S. Rasmus, P. Morrow. // ARCTIC ANTHROPOLOGY, Vol. 53, No. 1, 2016. pp. 84-94.