Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Работа №51749

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические и методические основы исследования экономического развития региона 7
§ 1.1. Понятие, теоретические и методологические основы экономического развития региона 7
§ 1.2. Развитие и факторы оказывающие влияние на устойчивое развитие региона 18
Глава 2. Анализ и проблемы экономического развития регионов в России... 39 § 2.1. Государственные программы и опыт управления устойчивым
социально-экономическим развитием регионов в России 39
§ 2.2. Анализ экономического развития и перспективы региона на примере
Республики Крым 59
Заключение 88
Список литературы 92


Одним из ключевых комплексных показателей динамики национального хозяйства является экономический рост регионов. Он отражает изменения как материально-вещественной, так и социальной составляющих благосостояния регионов в процессе его развития.
В связи с этим, достижение высоких и стабильных темпов экономического роста регионов является важнейшей проблемой современной экономической науки, в особенности в условиях глобализации, которая подвергает испытаниям не только экономические системы различных государств, но и теоретико-методологическую базу, призванную обеспечить решение этой проблемы.
Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.
В 2014 году произошло одно из важнейших событий, изменившее расстановку государственных границ на политической карте мира, - вхождения Республики Крым и города Федерального назначения Севастополя в состав Российской Федерации в качестве отдельных административных единиц. Появилась необходимость финансового обеспечения еще одного региона, что в условиях, введенных ведущими мировыми державами санкций, а также начавшегося спада цен на нефть, ощутимо отразилось на состоянии бюджета страны. Запланированный бюджет пришлось пересматривать с учетом реалий сложившейся политической и экономической конъюнктуры в сторону сокращения некоторых статей расходов и переадресации направления бюджетных средств, необходимых на развитие нового субъекта Федерации.
С целью поиска наиболее мягкого и эффективного способа решения текущих финансовых проблем Федерального округа Крым и выработки подходов к реализации процессов налоговой и общей экономической интеграции нового субъекта в РФ необходимо изучить его экономическое состояние и определить перспективы развития.
Изучению проблем устойчивого сбалансированного развития посвящено достаточно большое количество трудов российских и зарубежных ученых. Большое внимание проблемам устойчивого развития мировой системы уделено в работах В.И. Вернадского, В.И. Данилова-Данильяна, Д. Медоуза, Дж. Форрестера и др.
Вопросам развития национальных социально-экономических систем посвящены труды Н.Т. Агафонова, Н.П. Ващекина, Р.А. Исляева, В.А. Лося, В.М. Матросова и др.
Исследованию различных аспектов функционирования региональных социально-экономических систем, в том числе касающихся обеспечения развития регионов, посвящены работы М.Б. Алексеевой, М.Г. Ганопольского,
A. Г. Гранберга, О.А. Грунина, М.А. Гусакова, Г.Д. Дроздова, В.А. Ильина, Э.Н. Кроливецкого, С.В. Кузнецова, А.Н. Ларионова, А.М. Малинина,
B. В. Окрепилова, О.С. Пчелинцева, В.Е. Рохчина, А.А. Румянцева, В.В. Циганова, И.Н. Шургалиной и др. Большой вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Г. Беккер, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, Т.Шульц.
Целью дипломной работы является изучение процессов развития региона на примере Федерального округа Крым.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и теоретические основы экономического развития региона;
- осветить устойчивое развитие как основу экономического развития региона;
- рассмотреть государственные программы социально-экономического развития регионов в России;
- провести анализ социально-экономического развития Федерального округа Крым на текущий момент;
- выявить направления и перспективы развития Федерального округа Крым.
Объектом исследования является Федеральный округ Крым.
Предметом исследования выступают социально-экономические
отношения, возникающие в процессе сбалансированного развития региона.
Теоретической основой проведенного исследования являются работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области теории экономического роста, аналитические разработки и научно-методические материалы.
Методологической основой работы являются многомерный экономико-статистический анализ, абстрактно-логический анализ, а также графические и табличные приемы визуализации материалов исследований.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, данными Территориальных органов федеральной службы государственной статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Идеи устойчивого сбалансированного развития человечества появились еще в 1960-1970-х гг., когда ряд экологических и социально-экономических проблем стали угрожать жизни современных и будущих поколений (концепция sustainable development). Однако трактовка понятия «устойчивое сбалансированное развитие» остается все ещё дискуссионной. Одни авторы акцентируют свое внимание исключительно на экологической составляющей, другие наоборот - понимают это определение слишком широко - в контексте политических, экономико-социальных, экологических, культурологических, морально-этических и прочих параметров.
В работе под устойчивым сбалансированным развитием региона понимается сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической подсистем региона в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в долгосрочной перспективе на основе гармоничного сочетания интересов человека и общества, способствующее повышению устойчивости национальной социально-экономической системы в целом на принципах федерализма.
Среди факторов, оказывающих влияние на устойчивое сбалансированное развитие региона, выделяются группа природно-экологических факторов, группа общественно-политических факторов, группа экономических факторов и группа социальных факторов.
Общественно-политические факторы оказывают влияния на формирование экономической, социальной, бюджетной, инновационной и инвестиционной политики.
Экономические факторы должны учитывать в экономической, инвестиционной, инновационной и бюджетной политике.
Социальные факторы оказывают огромное влияние на развитие общества и учитываются при формировании экономической, социальной, миграционной, экологической политики.
Таким образом, все эти группы факторов оказывают влияние на формирование социальной политики, что говорит об огромной роли влияния человека в устойчивом сбалансированном развитии региона.
Единого, обязательного для всех регионов форм устойчивого развития быть не может. Но в настоящее время повышается роль региона в процессе развития страны, а значение территориального фактора в развитии российского общества становится общепризнанным. Различие в уровне социально-экономического развития регионов привносят свое уникальное качество в процессы развития России. В условиях российской действительности экономические и политические явления, формально схожие в мировом масштабе, приобретают новые качества.
Наглядно уровень развития региона нами продемонстрирован на примере Федерального округа Крым.
Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 с учетом результата общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.
В 2014 году на экономику Крыма и Севастополя наиболее сильное влияние оказывали факторы, вызванные переходным периодом:
- Формирование законодательной базы. Были приняты основные законы о системе исполнительных органов государственной власти, об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении. Сформированы новые законодательные органы (Госсовет РК и заксобрание г. Севастополя), правительство, прошли выборы в местные советы. Завершается процесс кадрового обновления как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
- Адаптация системы налогообложения, банковской системы и казначейского учета РФ. В частности, приняты нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения. Продлен ранее установленный Мораторий на отмену штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату налогов.
- Сложности процесса регистрации и перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйствования. В этой связи Совет Федерации РФ в декабре 2014 года одобрил закон, продлевающий срок перерегистрации юридических лиц в Крыму и Севастополе до 1 марта 2015 года.
- Изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов, фактически отсутствует ж/д сообщение, традиционный подход в виде использования паромов исчерпал себя);
- Потеря традиционных рынков сбыта;
- Расширение сотрудничества торговых предприятий Крыма с товаропроизводителями из других регионов РФ;
- Перезаключение договоров (контрактов) и выработка новых хозяйственных взаимоотношений предприятиями Крыма и Севастополя.
- Закрытие ворот для привлечения инвестиций. Исключением являются инвестиции из России и очень узкий перечень стран, являющихся сторонниками и поклонниками России и ее президента.
В качестве основного комплексного программно-целевого механизма решения указанных социально-экономических задач Крымского федерального округа предлагается федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", позволяющая сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающая согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемый конечный результат в установленные сроки.
Анализ возможных сценариев создания на территории Республики Крым ОЭЗ показал, что с учетом его географических и природных особенностей, а также экономического и человеческого потенциала, наиболее целесообразным представляется создание на его территории портовой и туристко-рекреационной зон. Создание игорной зоны, с учетом близости полуострова к игорной зоне «Азов-Сити» и с учетом транспортных проблем в настоящее время неэффективно.
В условиях продолжающейся стагнации российской экономики и продолжающегося оттока капитала из России (по данным ЦБ РФ, чистый отток капитала из России в 2015 г. составил 62,7 млрд. долл. США, а за пять лет с 2008 по 2012 гг. - 357,9 млрд. долл. США, что сопоставимо с доходами федерального бюджета в 2015 г. (примерно 428 млрд. долл. США) [66]), финансирование проектов по социально-экономическому развитию Крыма приведет к росту дефицита российского бюджета. Учитывая негативную реакцию большей части мирового сообщества на присоединение Крыма к России, привлечь иностранные инвестиции в «крымские проекты» будет практически невозможно, что является еще одним фактором финансового риска проекта по развитию крымского региона.



1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. - 26.04.2016. - №4. - ст. 445.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»). Распоряжение Правительства РФ от
17.11.2008. №1662-р (ред. от 08.08.2009) // «Собрание законодательства РФ»,
24.11.2008, №47, ст. 5489.
3. Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 // «Собрание законодательства РФ», 19.12.2014, №51, ст. 7542.
4. Артюхов В.В., Забелин С.И., Лебедева Е.В., Мартынов А.С., Мирутенко М.В., Рыжков И.Н. Рейтинги устойчивого развития регионов Российской Федерации. - М.: «Интерфакс», 2014. - 96 с.
5. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. - М.: Экзамен, 2015. - 384 с.
6. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития для России // Вестник МГГУ: СЭТ. - 2015. №1. - С. 8-18.
7. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. - М.: Акрополь, ЦЭПР, 2014. - 60 с.
8. Бодряшов Е.С. Базовые ориентиры как основа мониторинга устойчивого экономического развития региональных хозяйственных систем // Российское предпринимательство - 2015. - №8. - С. 153-158.
9. Васильева А.С. Пятифакторная модель устойчивого социально-экономического развития // Креативная экономика . - 2014. - 34(64). - С. 3-9
10. Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методологические подхода / под ред. В.В. Окрепилова. - СПб.: Наука, 2013. - 240 с.
11. Ганапольский М.Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии и социокультурный контекст. // Учебное пособие. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2013. - 64 с.
12. Ганопольский, М.Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2014. -№ 1-2. - С. 4.
13. Гатауллин Р.Ф., Р.Р. Гатауллин Р.Р., Гатауллина С.Р. Критерии и факторы устойчивого экономического развития // Вестник ВЭГУ. - 2013. - №2. - С.13-21
14. Гневко В.А., Рохчин В.Е. Условия устойчивости развития региона как сложной хозяйственной системы // Российской предпринимательство. - 2015. - №12. - С. 52-56.
15. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2016. - 495с.
16. Грацинская Г.В., Пучков В.Ф. Методология оценки инвестиционного климата в регионах. - СПб.: Изд-во СПбГУТД, 2012. - 220 с.
17. Грунин О. А. Основы теории и практики экономической безопасности: учеб.пособие / О.А. Грунин, С.О. Грунин. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 92 с.
18. Гусаков М.А. Инновационное развитие экономики: региональный аспект // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2016. - №1. - С. 39-48.
19. Двинских М.Н. Формирование человеческого капитала как фактор устойчивого социально-экономического развития региона // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 56-59.
20. Долятовский В. А. Моделирование процессов управления региональной экономикой. - Воронеж: Истоки, 2011. - 286 с.
21. Жукова В.В. Анализ факторов, влияющих на устойчивое развитие региона // Вестник ТИУиЭ. - 2015. - №1. - С.15-18
22. Заборовская О.В. Условия формирования и развития человеческого капитала в регионе: методология анализа и оценки. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2015. - 138 с.
23. Заборовская О.В. Формирование и развитие человеческого капитала в регионе. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2015. - 155 с.
24. Зубаревич Н.В. Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания // Журнал SPERO. - 2014. - №9. - С. 7-22.
25. Иванов В.А. Методологические основы устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. - 2015. - №2. - С. 50-59.
26. Игнатьева Е.Д., О.С. Мариев Методологические основы анализа устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Вестник УГТУ-УПИ. - 2014. - №5. - С.56-66
27. Ильин В. А. Проблемы развития региона в условиях глобального кризиса // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №1. - С. 78-87
28. Индикаторы устойчивого развития России (эколого¬экономические аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2011. - 220 с.
29. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим
потенциалом региона: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
30. Коломиец И.Н. Формирование факторов устойчивого развития региона // Вестник Российской академии естественных наук. - 2014. - №3. - С. 49-51
31. Корчагин Ю.А. Современная экономика России. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 670 с.
32. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения. - Воронеж: ЦИРЭ, 2015. - 144с.
33. Кретинин В. А. Управление региональной экономикой: механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию / В. А. Кретинин, Т. Д. Омарова, Н. В. Чайковская. - Муром: Муром. ин-т Владимир. гос. ун-та, 2015. - 213 с.
34. Лаженцев В.Н. Экономический федерализм и региональная политика // Федерализм. - 2014. - № 3. - С. 37-50.
35. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы. Монография. - М.: Экономика, 2012. - 702 с.
36. Маршалова А. С. Управление экономикой региона / А. С. Маршалова, А.С. Новоселов. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. - 404 с.
37. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2012. - 654 с.
38. Морошкина М.В. Исследование различий развития российских регионов на основе динамики и уровня валового регионального продукта // Экономика, тренды и управление. - 2016. - №1. - С. 64-90.
39. Найденова Р.И. Формирование системы управления устойчивым развитием региона. // Российское предпринимательство. - 2014. - №8. - С. 110-113.
40. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 655 с.
41. Окрепилов В.В. Устойчивое развитие административно-территориальных образований / В.В. Окрепилов, Г. Иванова // Стандарты и качество. - 2015. - № 5. - С. 38-40
42. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - СПб.: Питер, 2016. - 416 с.
43. Перфилов В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2. - С. 264-266.
44. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука, 2014. - 258 с.
45. Пчелинцев О.С. Региональные условия экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №3. - С. 53-69
46. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. Ред. Е.Б. Костяновская. - СПб.: Наука, 2016. - 618 с.
47. Региональная экономика: учеб.пособие / К.Н. Юсупов [и др.]. - М.: Кнорус, 2014. - 232 с.
48. Семенова Т.Ю. Формирование системы показателей устойчивого развития крупного города // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2(22). - С. 290-294.
49. Скотаренко О.В. Проблема устойчивого развития в России и за рубежом // Вестник МГТУ. - 2014. - Том 14. - №1. - С. 34-37.
50. Сорокина Н.С. Система индикаторов устойчивого
сбалансированного развития региона // Ползуновский альманах. - 2014. - №4/2 - С. 224-228
51. Стратегические приоритеты социального развития регионов: проблемы формирования и выбора / под ред. С.В. Кузнецова. ИПРЭ РАН. - СПб.: ГУАП, 2012. - 290 с.
52. Стратегическое управление развитием экономики в пределах федеральных округов Российской Федерации. Теоретические и методологические аспекты / В.Е. Рохчин, А.Э. Далгатова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 135 с.
53. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
54. Факторы устойчивого развития регионов России / И.В. Должикова [и др.]: монография. Новосибирск: ЦРНС - Издательство «СИБПРИНТ». - 2015. - 216 с.
55. Федеральные округа России: Региональная экономика: учеб.пособие / под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. - М.: КНОРУС,
2016. - 352 с.
56. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 416 с.
57. Анализ экономического положения, угроз и перспектив развития Крыма после присоединения к России. - 2015 [Электронный ресурс] URL: http://crimeagreeneconomy.ru/images/data/gallery/1_9014_Analiz_ekonomichesko go_polozheniya_Krima.pdf]
58. Дохолян А.С. Проблемы устойчивого развития экономики региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/99-4975.
59. За счет чего живет экономика Крыма [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ». - 2014. - №34. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2418407
60. Лаптев Н.И. Оценка устойчивости развития региона // Проблемы и перспективы современной науки. - 2015. - Том 3. - №1. [Электронный ресурс]. URL: http://tele-conf.ru/aktualnyie-problemyi-ekologii-i-bezopasnosti- zhizned/otsenka-ustoychivosti-razvitiya-regiona.html
61. Социальный атлас российских регионов. Интегральные индексы // Независимый институт Социальной политики. [Электронный ресурс]. URL: http://atlas.socpol .ru/indexes/index_life. shtml
62. О решениях по итогам совещания об актуальных вопросах
социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации.
URL: http://government.ru/orders/11310
63. Официальный сайт Государственного комитета государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
64. Официальный сайт Министерства экономического развития
Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:
http://economy.gov.ru/minec/main
65. Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности
Республики Крым: рискованный актив [Электронный ресурс] //
URL: http://raexpert.ru/researches/regions/krim_2014/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ