Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ЖАНР КОМПЛИМЕНТ В КОМЕДИЯХ ШЕКСПИРА

Работа №59185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Понятие речевого жанра и его виды 6
1.2. Комплимент как речевой жанр 13
1.2.1. Понятие комплимента и его функции 13
1.2.2. Разновидности комплимента 20
1.3. Изучение языка У Шекспира 23
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Интерактивно-функциональная семантика высказываний комплимент.
2.1 Эмпатическая функция комплиментарных высказываний 27
2.1.1 Оценка внешнего облика 27
2.1.2 Оценка внутренних качеств 35
2.2 Этикетная функция комплиментарных высказываний 39
2.2.1 Оценка внутренних качеств 40
2.2.2 Оценка внешнего облика 47
2.2.3 Оценка близких собеседника 49
2.3 Манипулятивная функция комплиментарных высказываний 51
Выводы по Главе 2 56
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Словари 64
Список сокращений источников примеров


Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу комплимента в качестве одного из речевых жанров на примерах комедий Уильяма Шекспира.
Исследователи области исторической прагматики особенно заинтересованы в изучении ранненовоанглийского языка на материале произведений Шекспира, так как речь героев ассоциируется в большей степени с устной, а не с письменной речью того времени. Следовательно, ознакомление с языком Шекспира особенно актуально при рассмотрении разговорной речи ранненовоанглийского периода.
Таким образом, объектом исследования послужили речевые ситуации, выделенные в тексте комедий У Шекспира, в которых реализуется речевая тактика «комплимент».
Материалом исследования послужили 113 случаев употребления речевого жанра комплимент в 11 комедиях У! Шекспира.
Актуальность работы заключается в том, что исследование проведено в русле современной исторической прагматики, являющейся объектом пристального внимания ученых с начала XX века.
Цель работы заключается в исследовании природы комплимента как коммуникативного явления через рассмотрение интерактивного функционирования данного речевого события в динамике ситуаций речевого взаимодействия персонажей в комедиях У Шекспира.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных лингвистов к вопросу о понятии речевого жанра и его основных разновидностей;
2. Дать определение понятию комплимент и составить его типологию;
3. Определить основные функции комплимента;
4. Дать характеристику языка У. Шекспира;
5. Разработать классификацию комплиментов в ранненовоанглийском языке на материале языка У. Шекспира;
6. Провести функционально-семантический анализ комплиментов на основе высказываний героев комедий У Шекспира.
При проведении исследования были использованы материалы научных работ М.М. Бахтина, К.Ф. Седова, А.Г., Третьяковой Т.П., Н.И. Формановской, В.Е. Гольдина и других видных отечественных и зарубежных филологов и лингвистов.
Предметом исследования послужили функциональные особенности комплимента в английском языке в качестве одного из жанров речевого этикета.
Использовались такие методы, как: метод прагмадингвистического описания, структурного анализа, а также исследовательские приемы систематизации и классификации анализируемого материала.
Работа состоит из введения, теоретической главы и исследовательской главы под названием «Интерактивно-функциональная семантика комплиментарных высказываний», а так же выводов по каждой из глав, заключения, списка использованной литературы и списка сокращений и источников примеров.
Во введении обозначаются актуальность работы, устанавливается цель исследования и задачи, необходимые для ее достижения. Указывается объем собранного материала и имена филологов и лингвистов, чьи работы стали основой текущего исследования.
В первой главе, состоящей из трех разделов, затронуты теоретические основы исследования: изучается речевой жанр, его разновидности, дается определение понятию комплимента, рассматривается его сходство и различия с другими речевыми жанрами и определяются его основные функции.
Во второй главе, состоящей из трех разделов, представлены наиболее репрезентативные примеры комплимента, взятые из комедий Шекспира в процессе подбора материала исследования, их функциональная классификация.
В заключении подводится итог проведенному исследованию, устанавливается, была ли реализована установленная цель, выполнены ли необходимые для этого задачи.
В списке использованной литературы приводятся наименования всех научных работ, материалы которых послужили базой данного исследования.
Список словарей представляет собой список словарей и справочников, из которых были взяты определения и характеристики терминов, представленных в настоящей работе.
В списке сокращений источников примеров представлен список комедий У. Шекспира, послуживших материалом исследования, и сокращенные обозначения их названий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В проведенном исследовании была предпринята попытка изучить интерактивное функционирование речевого жанра комплимент в коммуникативных ситуациях взаимодействия персонажей в комедиях У Шекспира, так как в последнее время возрос интерес к анализу коммуникативных аспектов исторических текстов.
Проанализировав основные подходы к изучению такого явления, как РЖ, мы пришли к выводу, что каждый РЖ включает в себя три компонента: тематическое содержание, стиль и композиционное построение. При этом РЖ отличается от РА тем, что он имеет более сложное речевое построение и имеет диалогичную природу, поэтому в ситуациях рассмотрения комплимента всегда будет присутствовать характеристика ситуации общения и образы адресанта и адресата.
В результате исследования понятия комплимента, мы установили, что комплимент представляет собой речевой жанр с положительной оценочной семантикой, коммуникативной целью которого является положительно повлиять на эмоциональное состояние собеседника и установить с ним гармоничные отношения. Комплимент может выполнять различные функциями, основными из которых являются эмпатическая, этикетная и манипулятивная.
Анализ речевых ситуаций комплимента на материале шекспировских текстов выявил, что более всего в ранненовоанглийский период была представлена эмпатическая функция, реализуемая в ситуациях признания в любви, сочувствия и проявления эмоций. Такие высказывания отличаются эмоциональностью и направленностью на оценку внешности адресата. Следующей по количеству представленных речевых ситуаций комплимента функцией является этикетная. Комплимент, выполняющий этикетную функцию, является частью таких коммуникативных тактик, как приветствие, обращение, благодарность, извинение, просьба, согласие, наставление, предложение, и наиболее представлен в ситуациях, когда объектом комплимента становятся черты характера, ум или профессиональные качества собеседника. Наконец, наименьшую группу комплиментов в комедиях У! Шекспира представляют манипулятивные комплименты, встречающиеся в ситуациях, когда говорящий хочет обратить внимание собеседника на себя, воодушевить на подвиг или попросить о выполнение какого-либо задания.
В связи с положительным воздействием комплимента на собеседника, данный речевой жанр может быть использован в качестве выражения эмоций говорящего, соблюдения этикетных норм эпохи или с целью повлиять на поведение адресата в будущем.



1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Изд.3, доп, 2009 — 120 с.
2. Анна Вежбицка. Речевые жанры // Жанры речи. - Вып. 1. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 99 — 112.
3. Баева Г.А. Историческая прагмалингвистика как особое направление в изучении языков // Очерки по исторической прагматике германских языков. СПб., 2012. - 7-20 с.
4. Байбурин А.К., Топорков Ф.Л. У истоков этикета. Л. 1990
5. Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
6. Бахтин М.М., Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с
7. Бахтин М.М., Эстетика словесного творчества. / Сост. С.Г. Бочаров, примеч С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986,445 с
8. Бирр-Цуркан Л. Ф. Единицы речевого этикета и их функционирование в средневерхненемецком языке: дис.... канд. филол. наук. СПб., 2007. С. 7.
9. Бирр-Цуркан Л.Ф. Развитие речевого этикета в средневерхненемецком языке // Очерки по исторической прагматике германских языков. СПб., 2012. - 68-104 с.
10. Бобенко А.В. Функционирование комплимента в американском варианте английского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04.- Благовещенск, 2001.- 197 с.
11. Богданова Т.В. Прагматические компоненты перформативных высказываний в комедиях В. Шекспира. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук специальность 10.02.04 <Герм. яз.> /Богданова Татьяна Владимировна; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт- Петербург, 2008. - 24 с.
12. Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа // Жанры речи. - Вып. 2. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 85 — 101
13. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993.-172 с.
14. Гловинская М. Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
15. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения // Жанры речи. - Вып. 2. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 4 - 6.
16. Дементьев, В.В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность / В.В. Дементьев // Жанры речи. - Саратов, 1999. -С. 157-177.
17. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. — М.: Знак, 2010. — 600 с.
18. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. - Вып. 1. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 8 — 13.
19. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 288 с.
20. Карасик, Слышкин 2007 — Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Постулаты коммуникативной лингвистики // В.И. Карасик Языковые ключи. Волгоград, 2007.
21. Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение // Stylistyka VIII. Opole, 1999.
22. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история (проблема языкового изменения) // Новое в лингвистике. Вып.3. М., 1969. С. 143 — 343.
23. Леонтьев, В.В. Женские комплименты в английской лингвокультуре Текст. / В.В. Леонтьев // Вестник ВолГУ Сер. 2: Языкознание. Вып. 1.
- 2001. - С. 118-123.
24. Мальцева Н.Б. Человек и похвала. Коммуникативные и когнитивные
аспекты. // Язык человека. Человек в языке - СПб: Филологический
факультет СПбГУ, 2012. - С. 92 — 119
25. Микеладзе Н.Э. Елизаветинский театр-коммуникатор, или Об искусстве «смотреть ушами» // Шекспировские чтения / Науч. Совет РАН «История мировой культуры», - М.: Наука, 2006. - С. 32-50
26. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.
27. Морозов М. М. Избранные статьи и переводы. - М., 1954. С. 93 — 148.
28. Седов К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 188 — 195.
29. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 28 — 32.
30. Третьякова Т.П. Развитие речевого этикета в английском языке // Очерки по исторической прагматике германских языков. СПб., 2012.¬104-146 с.
31. Федоров С.Е. Титулованная знать и династия в раннестюартовской Англии // Нобилитет в истории старой Европы — Спб.: Издательский дом СПбГУ, 2010, - 364 с.
32. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - Вып. 1. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 66 — 88.
33. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007. С. 35.
34. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно¬прагматический подход. - М., Рус. яз., 2002. - 216 с.
35. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Науч.-попул.
- М.: Высш. шк., 1989 — 159 с.
36. Хороший тон в светской жизни. М., 1996.
37. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США. М., 1983.
38. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Вып. 1. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 88 — 99.
39. Bradbrook M.C.Themes and Conventions in Elizabethan Tradegy. Cambridge, 1964.
40. Culpeper J., Kyto M. Data in Historical Pragmatics. Spoken Interaction Re(cast) As Writing. Journal of Historical Pragmatics 1 (2), 2000. - P 175¬199.
41. Hymes, D.H. On communicative competence // Sociolinguistics /Ed. by
J.B. Pride and J.Holmes. - Harmondsworth, England: Penguin. 1972. - P 269-293
42. Jespersen O. Growth and Structure of the English Language. Leipzig, 1938.
43. Taylor G. Reinterpreting Shakespeare: A Cultural History from the Restoration to the Present. Amsterdam / Philadelphia, 1990.
Словари
1. АРУС - Англо-русский учебный словарь CollinsCOBUILD. В 2т. Т.1: А — L. - М.: Астрель: АСТ, 2006, - 1583, [1] с.
2. ИЭС - Историко-этимоологический словарь русского языка 13 500 слов: Т. 1-2. 2-е изд. стереот. - М.: Рус. яз. 1994. - 560, [2] с.
3. ИЭС - Историко-этимоологический словарь русского языка 13 500 слов: Т. 1-2. 2-е изд. стереот. - М.: Рус. яз. 1994. - 623, [1] с.
4. СРЯ - Словарь русского языка Т. 1-4 / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984 (МАС)
5. Словарь социолингвистических терминов.— М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ