Введение 3
Глава 1 Государственный совет в системе органов государственной власти 5
1.1 Организационно-правовые основы Государственного совета в дореформенный период 5
1.2 Предпосылки реформ 11
Глава 2 Государственный совет после реформы 1906 года 15
2.1 Порядок формирования и структура Государственного совета 15
2.2 Функции Государственного совета 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Изучение государства на определённой ступени своего развития невозможно без анализа правового положения основных органов власти. Одним из значимых органов власти Российской империи являлся Государственный совет. Государственный совет Российской империи - уникальная управленческая структура, чья деятельность была направлена на разработку и анализ законов, вырабатываемых для российского общества на протяжении XVIII – начала ХХ столетий.
Актуальность темы исследования истории Государственного совета (1906-1917 гг.) объясняется тем, что разносторонние преобразования в экономической, политической, юридической сферах требуют переоценки исторического наследия России, анализа становления и развития органов государственной власти, эволюции формы правления российского государства, традиций и новаций в вопросах государственного управления. Кроме того, изучение статуса Государственного совета после реформы 1906 года позволяет судить о судьбе становления парламентаризма в России.
Объектом настоящего исследования является Государственный совет Российской империи.
Предметом исследования выступают доктринальные источники, посвященные рассмотрению статуса, структуры, порядка назначения и полномочий Государственного совета, как одного из высших органов власти Империи.
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей Государственного совета после реформы 1906 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть организационно-правовые основы Государственного совета в дореформенный период;
- изучить предпосылки реформ;
- исследовать порядок формирования и структура Государственного совета;
- обозначить функции Государственного совета.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания диалектический, исторический, сравнительно-правовой, формально юридический, структурно-системный, логический и другие методы.
Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных исследователей, посвященные истории Государственного совета.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первые годы двадцатого века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 - зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную Думу и реформируемый Государственный Совет, существовавший с 1810. Манифестом 20 февраля 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».
Государственный Совет должен был ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Госсовет должен был самостоятельно проверять полномочия своих членов. Государственный совет формировался путем назначения императором и выборами по определенным группам и цензам.
Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нём помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только два департамента (вместо четырёх), увеличилось число постоянно действующих комиссий. Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.
Государственный Совет пользовался правом законодательной инициативы (за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых император оставил за собой). По общему правилу, законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и по одобрению ею поступали в Государственный Совет. Но законодательные инициативы Государственного Совета должны были рассматриваться и одобряться сначала им и лишь после этого поступать в Государственную Думу. После одобрения обеими палатами законопроекты поступали на усмотрение императора. Государственный Совет и Государственная Дума получали также определенные контрольные полномочия: в установленном законом порядке они могли обращаться к министрам и руководителям государственных ведомств с запросами по поводу решений и действий этих ведомств и их чиновников в случае, если их законность вызывала сомнения.
Государственный совет обычно занимал положение арбитра между правительством и Государственной думой. Верхняя палата практически отказалась от собственной законодательной инициативы и ограничилась уменьшением радикальности реформ, не пытаясь последовательно защищать существовавшее положение и тем более повернуть законодательство в обратном направлении. Немало преобразований, в т.ч. существенных, было одобрено Государственным советом.
Таким образом, несмотря на общий консервативный подход Государственного совета к проводимым изменениям в стране, сам факт создания такого органа, фактически являющегося верхней палатой парламента, могло оказать положительное влияние на развитие государственной системы, однако этому не суждено было сбыться из-за Февральской революции 1917 года, полностью сменившей государственный порядок.
1. Манифест «Образование Государственного совета» от 1.01.1810 [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.04.2018).
2. Алиева, З.И. Реформированный Государственный Совет Российской Империи (1906-1917 гг.) и его роль в модернизации государства // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2012.- № 1. - С. 70-73.
3. Боряев, С.А. Семёнов, А.В. Государственный совет Российской Империи – Советского Союза – Российской Федерации: историографический образ // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 27. - № 2. - С. 15-22.
4. Верхогляд, А.С. Становление и развитие Государственного совета как палаты высшего законодательного органа Российской Империи // Общество: политика, экономика, право. - 2016.- № 5. - С. 163-165.
5. Исаев М.А. История Российского государства и права: Учебник. –М.: Статут, 2012. – 456 с.
6. Дегтярев, А.П. Государственный совет в России (1810-1917 гг.) и его организационно-правовые основы // Клио.- 2012. - № 5 (65).- С. 59-67.
7. Дёмин, В.А. Государственный совет Российской Империи: состав, полномочия, структура, механизм функционирования (1906-1917 гг.) автореферат дис. ... доктора исторических наук. - Моск. гос. обл. ун-т. – Москва. – 2007. 178 с.
8. Демин, В.А. Государственный совет Российской Империи в начале XX века: механизм формирования и функционирования // Отечественная история. - 2006. - № 6. - С. 74-85.
9. Задорожная, Е.В. Законопроектная деятельность Государственного совета Российской Империи в период работы Государственной Думы // В сборнике: Юридические науки: проблемы и перспективы Материалы IV Международной научной конференции. - 2016. - С. 56-57.
10. Кондратьев, С.В. Становление парламентаризма в России // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2014. - № 2. - С. 76-83.
11. Кравец, И.А. Контрольная функция Государственной Думы и Государственного совета Российской Империи: правовые основы и проблемы реализации // Право и политика. - 2015. - № 1. - С. 110-119.
12. Кулянов, Р.В. Государственный совет Российской Империи до и после реформы 1906 г. // Вестник истории, литературы, искусства. - 2016. - Т. 11.- № 11. - С. 241-260.
13. Лопатина, Н.Д. Государственный совет Российской Империи в эпоху становления парламентаризма в начале XX века // Intelligence Plus. - 2016. - № 1 (1). - С. 103-110.
14. Мальцева, И.В. Государственный совет Российской Империи в структуре монархической власти // автореферат дис. ... кандидата юридических наук. - Санкт-Петербург, - 1996. 210 с.
15. Мичурин, А.Н. Государственный совет в системе органов государственной власти Российской Империи накануне Февральской революции 1917 г. // В сборнике: Эволюция революционности и консерватизма в социальных слоях России и других государств Материалы XXIII Всероссийской научной конференции. Под редакцией С.Н. Полторака. - 2015. - С. 203-208.
16. Мичурин, А.Н. Государственный совет Российской Империи накануне политического кризиса 1915 года // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2012.- Т. 1. - № 143. - С. 178-185.
17. Мозжегоров, А.Б. Предпосылки учреждения Государственного совета Российской Империи // В сборнике: Российский исторический процесс сборник научных трудов студентов, магистров и аспирантов кафедры истории России средних веков и нового времени. - Москва, - 2016. - С. 35-39.
18. Пашенцев, Д.А. Создание Государственного совета Российской Империи как попытка реализации идеи разделения властей // Правозащитник. 2016. № 1. С. 2.
19. Полуда, О.Н. Особенности правового статуса Государственного совета в условиях становления парламентаризма в Российской Империи // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 2 (109). - С. 96-10
20. Соколов, А.Р. Раскин, Д.И. Корнева, Н.М. Михайловский, М.Г. История государственного совета Российской Империи 1801 – 1917 гг. - Санкт-Петербург, - 2008. – 324 с.
21. Толстая А.И. История государства и права России: Учебник для вузов (3-е издание, стереотипное). – М.: «Юстицинформ», «Омега-Л», 2010. – 764 с.
22. Юртаева, Е.А. Государственный совет по основным законам Российской империи 1906 года: законодательные полномочия // Журнал российского права. - 2011. - № 6. - С. 121-131.
23. Яковлев, К.Л. Государственный совет в механизме государственного управления Российской империи первой половины XIX века // В сборнике: Российская государственность: история, современность и перспективы сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 149-154.