Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №59115

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информационные системы

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Дидактическая игра как средство обучения 6
1.1 Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников 6
1.2 Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики 11
1.3 Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе 20
Выводы по I главе 35
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по внедрению дидактических игр по информатике в начальной школе с использованием информационных технологий 38
2.1. Использование информационных технологий при разработке дидактических по информатике в начальной школе 38
2.2. Педагогическая организация внедрения комплекса дидактических игр с
использование информационных технологий на уроках информатике в начальной школе 41
2.3. Рекомендации к разработке дидактических игр по информатике в начальной школе с использованием информационных технологий 45
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 66


Одна из главных проблем обучения в начальной школе- это резкая смена игровой деятельности ребенка на учебную. Формирование учебной деятельности зачастую не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и поэтому весьма болезненно воспринимается им. Для того, чтобы переход от игровой деятельности к учебной был плавным можно применять возможности игровых дидактических компьютерных технологий [6, с. 45].
Игра очень созвучна природе ребенка и поэтому в самых различных системах обучения ей отводится особое место. С появлением на свет и до наступления зрелости ребенок уделяет большое внимание играм. Игра для него - не только интересное времяпровождение, но и метод моделирования внешнего, взрослого мира, в ходе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений с ровесниками.
Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительную роль: игра для них - учеба, труд и серьезная форма воспитания. Игры, способствующие формированию внимания, восприятия, мышления, памяти, развитию творческих способностей, ориентированы на умственное развитие ученика в целом.
Дидактическая игра представляет собой одну из уникальных форм обучения, которая дает возможность сделать работу учеников интересным и увлекательным не только на творческо-поисковом уровне, но и их будничные шаги в процессе изучения материала, осуществляемых в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.
Значимость игры в настоящее время увеличивается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Радио, видео, телевидение, сети интернет в последние годы обрушивают обширный объем информации.
Актуальность выбранного нами исследования подтверждается тем что в современном образовании главными задачами учителя начальной школы является формирование самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одна из форм обучения, развивающая подобные умения - дидактическая игра, которая способствует практическому применению знаний, приобретенных на уроке и во внеучебное время.
Проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности использования информационных технологий для разработки и использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
Целью данной работы является выявление и обоснование возможности разработки дидактических игр с использованием информационных технологий, как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения информатики.
Объект исследования: дидактическая игра младших школьников в процессе изучения информатики.
Предмет исследования: возможности применения информационных технологий для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности в процессе изучения информатики.
Гипотеза исследования: предположение о том, что содержание отдельных тем предмета «Информатика» в начальной школе определяет необходимость применения дидактических игр, которые способствуют активизации познавательной деятельности учеников и ведут к более сознательному усвоению знаний. Использование последних увеличит качество и прочность усвоения знаний учеников том случае, если: игры отбираются и проектируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с задачами и целями уроков; применяются в комбинации с другими формами, приемами и методами, эффективными в процессе изучения материала; четко организуются; соответствуют познавательным возможностям и интересам учеников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
использования информационных технологий для разработки и
использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
2. Определить особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе;
3. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников в процессе изучения информатики.
Теоретико-методологической основой данной работы являются труды таких ученых, как А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: представленные в работе игровые формы могут быть использованы учителем начальных классов, с целью формирования умственных способностей учащихся при обучении информатике.
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы сделали вывод о том, что посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.
Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
Особую значимость в настоящий момент приобретает применение средств ИТ в организации процесса обучения.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основных задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий для разработки и
использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
2. Определить особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе;
3. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников в процессе изучения информатики.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были выявлены наиболее важные психолого-педагогические возможности игры в процессе обучения, которые могут быть широко использованы при изучении курса «Информатика» в начальной школе»
Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в определение особенностей использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе
В процессе решения второй задачи мы выделили такие особенности как:
8. Повышение интереса к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются при помощи игры.
9. Формирование внимания, наблюдательности, мышления, развития памяти, инициативы.
10. Организация поэтапной отработки во время игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях.
11. Стимуляция формирования чувства внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможности оказания помощи своему партнеру.
12. Поддерживание внимания, что в следствие ведет к глубокому и прочному пониманию изученных понятий.
13. Улучшение отношений между участниками игры и учителем.
14. Повышение самооценки участников.
В процессе решения третьей задачи, которая заключалась в опытно-экспериментальной работе, нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №125» Советского района г. Казани.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан методический комплект дидактических игр на уроке информатики с использованием информационных технологий. В реализации комплекта принимали участие все ученики 3 «Г» класса.
Проведя работу по внедрению дидактических игр в урок информатики нами были сформулированы такие рекомендации по разработке дидактических игр с использованием информационных технологий, как:
1. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
2. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
3. Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель исследования. Мы выявили и обосновали возможности разработки дидактических игр с использованием информационных технологий, как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения информатики.


1. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. - М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2014. -368 с.
2. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 14-18.
3. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы «Информатика в играх и задачах» // Начальная школа. - 2014. - № 10. - С. 52-55.
4. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 19-21.
5. Аксенова Н.С. Учебно-методическое пособие по информатике
для начальной школы: пособие //
http: //www. altai. fio. ru/proj ects/group 1/potok32/site/ index.htm.
6. Алексеева А.В. Преподавание в начальных классах: психолого-педа-гогическая практика : учебно-методическое пособие / А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т. Н. Сиделева. - М. : ЦГЛ, 2013. - 208 с.
7. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - М. : Академический проект, - 2015. - 236 с.
8. Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики / Л.Л Босова // Информатика и образование. - 2011. - № 3. - С. 36-41.
9. Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников / Л.Л Босова. - М. : Информатика, 2011. - 214 с.
10. Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с младшими школьниками : статья // http: //www.ito.su/2011/ito/I/2/I-2-11.html.
11. Варченко В.И. Применение компьютерных технологий на основе ПМК «Радуга в компьютере» в дошкольном образовании / В.И. Варченко, Л.С. Сироткина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2014. - С. 78-80.
12. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева. - Ярославль : Академия развития, 2013. - 208 с.
13. Венгер Л.А. О структуре восприятия и его особенностях у детей младшего школьного возраста / Л.А Венгер // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 18-22.
14. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс / Н.К. Вино-курова. - М. : Росмэн-Пресс, 2012. - 79 с.
15. Волкова Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. - Киев : Академия, 2011. - 384 с.
16. Галкина В.В. Из опыта работы с младшими классами начальной компьютерной школы / В.В. Галкина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2014. - С. 65-69.
17. Гуровец Г.В. Дидактические игры / Г.В. Гуровец //
Преподавание истории в школе. - 2011 . - № 1. - С. 46-47.
18. Давыдова Е.В. Преподавание информатики в школе с углубленным изучением предмета / Е.В. Давыдова, Л.В. Дашкова // http: //www.psyedu/view. php?id=157.
19. Дергачева Л.М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики / Л.М. Дергачева // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2014. - С. 38-42.
20. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособ для воспитателей дет. садов / под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.
21. Дрожжина Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе 2013 . - № 3. -
С. 46-50.
22. Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании : сб. статей. - Троицк, 2015. - С. 36-40.
23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер,2010. - 312 с.
24. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педаго¬
гических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 2012. - 464 с.
25. Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми: материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М. : В. Секачёв, 2011. - 80 с.
26. Зайцева С.А. Информатика в начальных классах / С.А. Зайцева // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 10-11.
27. Зубрилин А.А. Место занимательных задач в обучении информатике / А.А. Зубрилин // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. - С. 29-32.
28. Ионова Л.А. Использование компьютерных игр / Л.А. Ионова // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 47-48.
29. Информационные технологии в обучении /
http://malutina.school3 .org/ index. php?title=metod_source&include=5.
30. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения : популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. - Ярославль : Академия развития, 2013. - 240 с.
31. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 2010.- 191 с.
32. Кащей В.В. О реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в части преподавания информатики и ИКТ / В.В. Кащей // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. - С. 48-52.
33. Козлов А.И. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс через внеклассную и факультативную работу / А.И. Козлов // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. - С. 67-73.
34. Козырев А.К. Экспериментальная программа курса информатики на факультете начального образования / А.К. Козырев // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 82-85.
35. Кольцова Е.М. Информационные и коммуникационные
технологии в начальной школе / Е.М. Кольцова //festival/1september.2015.ru.
36. Королева Т.Н. Методика преподавания информатики в
начальной школе / Т.Н. Королева. - Барнаул. -2013. - 29 с.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет : учебное пособие / Кулагина И.Ю. - М. : УРАО, 2014. - 176 с.
38. Куракин А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания / А.Т. Куракин // Структурно - системные исследования педагогических явлений и процессов. - М. : АПН СССР, 2011. - С. 101-114.
39. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Т.А. Лавриненко. - Саратов : Лицей, 2014. - 64 с.
40. Маликов С.В. Современные информационные технологии в учебном процессе / С.В. Маликов, Н.В. Маликова // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. - С. 55-62.
41. Маркин М.В. Использование компьютера при обучении в 1 классе / М.В. Маркин, И.В. Ряхинова // Начальная школа. - 2013. - № 3. - С. 48-49.
42. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Г.Д. Марцинковская. - М. : Линка-Пресс, 2012. - 176 с.
43. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2014г. - №11. -с. 87¬
44. Мойсенюк Г.О. Педагогика / Г.О. Мойсенюк. - Киев, 2011. -
365 с.
45. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе: учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей / В.С. Овчинникова. - М. : Мегатрон, 2012. - 67 с.
46. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. /Начальная школа. -№4, 2013. -с. 110¬112.
47. Перов М.В. Дидактические игры и упражнения по математике / М.В. Перов. - М. : Просвещение. 2011. - 230 с.
48. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высших педаго¬
гических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2011. - 512 с.
49. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. -2012г. №11. -с. 71-74.
50. Сизоненко Н.В. Информатика и учебный процесс в начальной школе / Н.В. Сизоненко // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. - С. 33-38.
51. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль : Академия развития, 2013. - 243 с.
52. Синявина О.В. Методические принципы совершенствования подготовки учителей начальных классов к преподаванию информатики / О.В. Синявина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. -
С. 66-72.
53. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 2011. - 144 с.
54. Хавкина Л.Я. Обучение основам программирования в среде логоримы методом разработки компьютерных игр / Л.Я. Хавкина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2015. - С. 81-85.
55. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - М. : Феникс, 2014. - 320 с.
56. «Школа 2000 ...» Концепция и программы непрерывных
курсов для общеобразовательной школы / под ред. А.А. Леонтьева. - М. : Баласс, 2012. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ