РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава I. Дидактическая игра как средство обучения 6
1.1 Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников 6
1.2 Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики 11
1.3 Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе 20
Выводы по I главе 35
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по внедрению дидактических игр по информатике в начальной школе с использованием информационных технологий 38
2.1. Использование информационных технологий при разработке дидактических по информатике в начальной школе 38
2.2. Педагогическая организация внедрения комплекса дидактических игр с
использование информационных технологий на уроках информатике в начальной школе 41
2.3. Рекомендации к разработке дидактических игр по информатике в начальной школе с использованием информационных технологий 45
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 66
Глава I. Дидактическая игра как средство обучения 6
1.1 Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников 6
1.2 Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики 11
1.3 Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе 20
Выводы по I главе 35
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по внедрению дидактических игр по информатике в начальной школе с использованием информационных технологий 38
2.1. Использование информационных технологий при разработке дидактических по информатике в начальной школе 38
2.2. Педагогическая организация внедрения комплекса дидактических игр с
использование информационных технологий на уроках информатике в начальной школе 41
2.3. Рекомендации к разработке дидактических игр по информатике в начальной школе с использованием информационных технологий 45
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 66
Одна из главных проблем обучения в начальной школе- это резкая смена игровой деятельности ребенка на учебную. Формирование учебной деятельности зачастую не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и поэтому весьма болезненно воспринимается им. Для того, чтобы переход от игровой деятельности к учебной был плавным можно применять возможности игровых дидактических компьютерных технологий [6, с. 45].
Игра очень созвучна природе ребенка и поэтому в самых различных системах обучения ей отводится особое место. С появлением на свет и до наступления зрелости ребенок уделяет большое внимание играм. Игра для него - не только интересное времяпровождение, но и метод моделирования внешнего, взрослого мира, в ходе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений с ровесниками.
Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительную роль: игра для них - учеба, труд и серьезная форма воспитания. Игры, способствующие формированию внимания, восприятия, мышления, памяти, развитию творческих способностей, ориентированы на умственное развитие ученика в целом.
Дидактическая игра представляет собой одну из уникальных форм обучения, которая дает возможность сделать работу учеников интересным и увлекательным не только на творческо-поисковом уровне, но и их будничные шаги в процессе изучения материала, осуществляемых в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.
Значимость игры в настоящее время увеличивается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Радио, видео, телевидение, сети интернет в последние годы обрушивают обширный объем информации.
Актуальность выбранного нами исследования подтверждается тем что в современном образовании главными задачами учителя начальной школы является формирование самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одна из форм обучения, развивающая подобные умения - дидактическая игра, которая способствует практическому применению знаний, приобретенных на уроке и во внеучебное время.
Проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности использования информационных технологий для разработки и использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
Целью данной работы является выявление и обоснование возможности разработки дидактических игр с использованием информационных технологий, как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения информатики.
Объект исследования: дидактическая игра младших школьников в процессе изучения информатики.
Предмет исследования: возможности применения информационных технологий для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности в процессе изучения информатики.
Гипотеза исследования: предположение о том, что содержание отдельных тем предмета «Информатика» в начальной школе определяет необходимость применения дидактических игр, которые способствуют активизации познавательной деятельности учеников и ведут к более сознательному усвоению знаний. Использование последних увеличит качество и прочность усвоения знаний учеников том случае, если: игры отбираются и проектируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с задачами и целями уроков; применяются в комбинации с другими формами, приемами и методами, эффективными в процессе изучения материала; четко организуются; соответствуют познавательным возможностям и интересам учеников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
использования информационных технологий для разработки и
использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
2. Определить особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе;
3. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников в процессе изучения информатики.
Теоретико-методологической основой данной работы являются труды таких ученых, как А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: представленные в работе игровые формы могут быть использованы учителем начальных классов, с целью формирования умственных способностей учащихся при обучении информатике.
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.
Игра очень созвучна природе ребенка и поэтому в самых различных системах обучения ей отводится особое место. С появлением на свет и до наступления зрелости ребенок уделяет большое внимание играм. Игра для него - не только интересное времяпровождение, но и метод моделирования внешнего, взрослого мира, в ходе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений с ровесниками.
Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительную роль: игра для них - учеба, труд и серьезная форма воспитания. Игры, способствующие формированию внимания, восприятия, мышления, памяти, развитию творческих способностей, ориентированы на умственное развитие ученика в целом.
Дидактическая игра представляет собой одну из уникальных форм обучения, которая дает возможность сделать работу учеников интересным и увлекательным не только на творческо-поисковом уровне, но и их будничные шаги в процессе изучения материала, осуществляемых в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.
Значимость игры в настоящее время увеличивается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Радио, видео, телевидение, сети интернет в последние годы обрушивают обширный объем информации.
Актуальность выбранного нами исследования подтверждается тем что в современном образовании главными задачами учителя начальной школы является формирование самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одна из форм обучения, развивающая подобные умения - дидактическая игра, которая способствует практическому применению знаний, приобретенных на уроке и во внеучебное время.
Проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности использования информационных технологий для разработки и использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
Целью данной работы является выявление и обоснование возможности разработки дидактических игр с использованием информационных технологий, как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения информатики.
Объект исследования: дидактическая игра младших школьников в процессе изучения информатики.
Предмет исследования: возможности применения информационных технологий для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности в процессе изучения информатики.
Гипотеза исследования: предположение о том, что содержание отдельных тем предмета «Информатика» в начальной школе определяет необходимость применения дидактических игр, которые способствуют активизации познавательной деятельности учеников и ведут к более сознательному усвоению знаний. Использование последних увеличит качество и прочность усвоения знаний учеников том случае, если: игры отбираются и проектируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с задачами и целями уроков; применяются в комбинации с другими формами, приемами и методами, эффективными в процессе изучения материала; четко организуются; соответствуют познавательным возможностям и интересам учеников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
использования информационных технологий для разработки и
использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
2. Определить особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе;
3. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников в процессе изучения информатики.
Теоретико-методологической основой данной работы являются труды таких ученых, как А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: представленные в работе игровые формы могут быть использованы учителем начальных классов, с целью формирования умственных способностей учащихся при обучении информатике.
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.
Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
Особую значимость в настоящий момент приобретает применение средств ИТ в организации процесса обучения.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основных задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий для разработки и
использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
2. Определить особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе;
3. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников в процессе изучения информатики.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были выявлены наиболее важные психолого-педагогические возможности игры в процессе обучения, которые могут быть широко использованы при изучении курса «Информатика» в начальной школе»
Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в определение особенностей использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе
В процессе решения второй задачи мы выделили такие особенности как:
8. Повышение интереса к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются при помощи игры.
9. Формирование внимания, наблюдательности, мышления, развития памяти, инициативы.
10. Организация поэтапной отработки во время игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях.
11. Стимуляция формирования чувства внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможности оказания помощи своему партнеру.
12. Поддерживание внимания, что в следствие ведет к глубокому и прочному пониманию изученных понятий.
13. Улучшение отношений между участниками игры и учителем.
14. Повышение самооценки участников.
В процессе решения третьей задачи, которая заключалась в опытно-экспериментальной работе, нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №125» Советского района г. Казани.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан методический комплект дидактических игр на уроке информатики с использованием информационных технологий. В реализации комплекта принимали участие все ученики 3 «Г» класса.
Проведя работу по внедрению дидактических игр в урок информатики нами были сформулированы такие рекомендации по разработке дидактических игр с использованием информационных технологий, как:
1. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
2. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
3. Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель исследования. Мы выявили и обосновали возможности разработки дидактических игр с использованием информационных технологий, как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения информатики.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.
Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
Особую значимость в настоящий момент приобретает применение средств ИТ в организации процесса обучения.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основных задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий для разработки и
использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
2. Определить особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе;
3. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников в процессе изучения информатики.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были выявлены наиболее важные психолого-педагогические возможности игры в процессе обучения, которые могут быть широко использованы при изучении курса «Информатика» в начальной школе»
Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в определение особенностей использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе
В процессе решения второй задачи мы выделили такие особенности как:
8. Повышение интереса к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются при помощи игры.
9. Формирование внимания, наблюдательности, мышления, развития памяти, инициативы.
10. Организация поэтапной отработки во время игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях.
11. Стимуляция формирования чувства внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможности оказания помощи своему партнеру.
12. Поддерживание внимания, что в следствие ведет к глубокому и прочному пониманию изученных понятий.
13. Улучшение отношений между участниками игры и учителем.
14. Повышение самооценки участников.
В процессе решения третьей задачи, которая заключалась в опытно-экспериментальной работе, нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №125» Советского района г. Казани.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан методический комплект дидактических игр на уроке информатики с использованием информационных технологий. В реализации комплекта принимали участие все ученики 3 «Г» класса.
Проведя работу по внедрению дидактических игр в урок информатики нами были сформулированы такие рекомендации по разработке дидактических игр с использованием информационных технологий, как:
1. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
2. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
3. Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель исследования. Мы выявили и обосновали возможности разработки дидактических игр с использованием информационных технологий, как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения информатики.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Роль информационных технологий в воспитании младших школьников (на примере первоклассника)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Информационные технологии при формировании лексических навыков
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ИКТ-компетентности школьника на элективных курсах по географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023



