Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры как элемент нестандартных уроков информатики и ИКТ в 8 классах

Работа №14696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы76 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
912
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Использование нестандартных уроков в процессе
обучения информатике и ИКТ в основной школе 5
1.1 Понятие нестандартных уроков. Виды нестандартных уроков 5
1.2 Основные формы и методы, используемые на нестандартных
уроках 10
1.3 Опыт использования нестандартных уроков
в современной методике обучения информатике 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Использование дидактических игр на уроках
информатики и ИКТ в основной школе 22
2.1 Анализ содержания курса информатики основной школы с целью
использования дидактических игр на уроках 22
2.2 Разработки уроков с применением дидактических игр 25
2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 1. Планы-конспекты уроков 60
Приложение 2. Слайды презентаций 69


С давних времен многие педагоги ведут поиск наиболее эффективных
способов для наилучшего обучения детей. Проблема поиска новых методов обучения сегодня приобретает всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Современные педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется нестандартным формам уроков, а в частности урокам, с применением дидактических игр.
В педагогике дидактические игры рассматриваются как средство обучения и воспитания. Такие игры, использующиеся в учебном процессе, не считаются забавой, и не рассматриваются как деятельность, доставляющую «удовольствие ради удовольствия». Дидактическая игра считается видом преобразующей творческой деятельности сочетающейся в тесной связи с другими типами учебной работы.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом, за счёт того, что усиливается мотивация к учению.
Несмотря на то, что накоплен достаточный опыт применения в учебном процессе нестандартных уроков, использования дидактических игр, тем не менее, в связи с обновлением федеральных образовательных стандартов происходит устаревание методик и, таким образом, проблема поиска новых способов повышения мотивации учения остается актуальной.
Следовательно, остается актуальной проблема поиска новых форм нестандартных уроков и применения на них дидактических игр.
Объект исследования - использование нестандартных уроков в процессе обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования - использование дидактических игр при проведении нестандартных уроков информатики и ИКТ в 8 классах.
Цель исследования - определить и разработать наиболее эффективные дидактические игры для использования на нестандартных уроках информатики и ИКТ для учащихся 8 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить роль нестандартных уроков в учебном процессе;
2. Рассмотреть формы и методы, используемые на нестандартных уроках;
3. Проанализировать опыт использования нестандартных уроков в современной методике обучение информатике;
4. Провести анализ содержания курса информатики основной школы;
5. Разработать нестандартные уроки с использованием дидактических
игр.
Методы исследования - анализ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке уроков, с использованием дидактических игр, и в возможности практического применения полученных результатов исследования на уроках информатики и ИКТ в основной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений и приложений на электронном носителе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенного анализа литературных источников по теме исследования можно сделать вывод о том, что нестандартные уроки были введены педагогический процесс как альтернатива традиционным. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подласым. При использовании нестандартного урока, происходит активизация психических процессов: внимания, восприятия, запоминания и, наконец, мышления в целом. Важнее всего то, что данные процессы активизируются за счет интереса к новому материалу. Главный отличительный признак нестандартных занятий - это их связь с творческой деятельностью учащихся. Нестандартные уроки используются учителями всех предметов. В дидактике определены методы и формы, которые используются на нестандартном уроке. При анализе описаний опыта и методических разработок учителей информатики были выявлены следующие, наиболее часто используемые формы уроков: 1) уроки в форме соревнований; 2) уроки «пресс-конференции»; 3) урок - сказка; 4) урок «КВН»; 5) интегрированные уроки; 6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций 7) урок - экскурсия. Такого рода уроки приближают процесс обучения к практической жизни. Ребята с удовольствием включаются в подобные формы занятия, так как им необходимо продемонстрировать не только свои собственные знания, но смекалку и творчество. Нестандартный урок предполагает введение, каких либо новых элементов. Наиболее распространенным является элемент игровой деятельности, так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока. В дидактике и в частных методиках определено понятие дидактической игры и разработаны рекомендации по их использованию на уроках. Основное назначение использования дидактических игр состоит в возможности повышать заинтересованность учащихся к изучению предмета.
Заинтересованность к предмету можно повышать, применяя различные методы, но самым привлекательным для ребят является занимательность.
Даже у самых невнимательных, слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, если использовать на уроках увлекательный материал. А наиболее интересны детям игровые формы уроков. При организации игры очень важно грамотно разработать её сценарий, сделать правильный подбор заданий и критерии оценки деятельности учащихся и обратить особое внимание на заключительный этап - анализ дидактической игры. Многие учителя информатики отмечают, что нестандартные уроки целесообразно проводить не чаще двух-трех раз в четверть, для итоговой проверки знаний, при обобщении и повторении темы. Лучше всего эти уроки проводить с использованием игр.
Проанализировав содержание курса информатики основной школы, а именно учебники, которые применяются в образовательном процессе авторов Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина, Л. Л. Босовой, мы выделили для каждой учебной темы определенные виды дидактических игр, которые целесообразно применять на итоговом уроке изучения темы. Это могут быть игры - путешествия, КВН, ролевые, интеллектуальные, поручения, загадки.
Нами были разработаны 5 планов-конспектов уроков по информатике и ИКТ для учащихся 8-х классов, с использованием дидактических игр. Уроки представлены по действующим учебникам и программам Н.Д Угриновича, И.Г. Семакина и др., Л.Л. Босовой: «Системы счисления», «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители», «Информация и информационные процессы», «Коммуникационные технологии». Все эти уроки включают использование ИКТ-технологий. Данные уроки были внедрены в учебный процесс МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, и результаты педагогического эксперимента показали, что заинтересованность у учащихся повышается.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель исследования была достигнута в полной мере. Полученные результаты можно применять на уроках информатики и ИКТ основной школы.



1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст]: монография/ В.Н. Аванесова. - Москва: Просвещение, 1992. - 215 с.
2. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст]: учебное пособие/ Н. В. Апатова. - Москва: Российская академия образования, 2004. - 224 с.
3. БаДмаева, Д. Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Д. Д. Бадмаева; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2004. - 24 с.
4. Бажович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]: возрастная психология / Л.И. Бажович. - Москва: Педагогика, 1998. - 44 с.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]: учебное пособие/ В.П. Беспалько. - Москва: изд-во Института профессионального образования МО России, 2013. - 342 с.
6. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Бобырев. - Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2009. - 275 с.
7. БороДин, М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Текст]: методическое пособие / М. Н. Бородин. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
8. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 8
класса/ Л.Л. Босова. - Москва: Бином, 2014. - 160 с.
9. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уроках математики [Текст]/ Л.И. Бочарова,
М.В. Глебова, Н. А. Цыгунова// Вестник белгородского института развития образования. - 2017. - №4(6). - С. 66-72.
10. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: метод. пособие/ А. А. Вербицкий. - Москва: Высш. Шк, 1991. - 207 с.
11. Вербицкий, А. А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст]: методическое пособие/ А. А. Вербицкий. - Москва: Современная высшая школа, 1982. - №3/39. - С. 17-21.
12. Вербицкий, А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр [Текст]: методическое пособие/ А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. - М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодежи, 2004. - 158 с.
13. Гейн, А.Г. Учебно-методический комплект по информатике для 8 класса [Текст]: учеб. пособие/ А.Г. Гейн, Н.Г. Неуймина, И.А. Волкова. - Москва: Просвещение, 2010. - 215 с.
14. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст]/ Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С.574-578.
15. Дергачева, Л. М. Особенности подготовки и проведения дидактической игры на уроках информатики [Текст]: учеб. пособие/ Л. М. Дергачева. - Москва: Информатика и образование, 2005. - 95 c.
16. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики [Текст]: метод. разработка/сост.: Л.М. Дергачева. - Москва: Информатика и образование, 2004. - 42 с.
17. Дидактические требования к разработке дидактических игр по
информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4/ (Дата
обращения: 05.03.2018).
18. Зимний, А.И. Элементы игры на уроках [Текст]: учеб. пособие/ А.И. Зимний. - Москва: Просвещение, 1997. - 33 с.
19. Зубрилин, А. А. Игровой компонент на уроках информатики [Текст]: практикум для поступления в ЭК / А.А. Зубрилин - М.: Информатика и образование, 2006. - 52 с.
20. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики [Текст]/ А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. - 2014. - №3. - С. 9-13.
21. Исмайилова, Б. И. Использование нестандартных методов обучения школьников на уроке информатики [Текст]/ Б. И. Исмайилова // Социология, психология, педагогика. - 2018. - №1. - С. 76-83.
22. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.- Пенза, 2003. - С. 43-48.
23. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст]: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Изд-во —Учитель”, 2006. - 175 с.
24. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов/ М. П. Лапчик. - Москва: Академия, 2016. - 624 с.
25. Пайгачев, Н.В. Педагогические технологии использования дидактических игр в учебном процессе [Текст]: Учебно-метод.
Пособие/ Н.В. Пайгачев. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - 104 с.
26. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках информатики [Текст]/ В.И. Пискунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №7. - С. 41-45.
27. ПоДласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - Москва: Владос-пресс, 2004. - 365 с.
28. Полчанинова, Т.В. Применение нестандартных уроков в
педагогической деятельности [Текст]/ Т.В. Почанинова// Вестник научных конференций. - 2016. - № 7. - С. 91-93.
29. Петрова, Н. Б. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]/ Н.Б. Петрова. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С, 2006. — 175 с.
30. Прашкович, Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе [Текст]: метод. рекомендации/ Н.Г. Прашкович - Москва: Арзамас, 2005. - 146 с.
31. РаДягабов, Т. Е. Роль дидактических игр как средство обучения [Текст]/ Т.Е. Радягабов // Вестник Таджикского национального университета. - 2015. - №4 (68) - С. 389 -392.
32. Салангина, Н.Я. Нестандартные формы организации уроков [Текст]/ Н.Я. Салангина, Е.А. Нещадимова// Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2014. - №1. - С. 235-240.
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
34. Селецкая, Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьника [Текст]: дис ... кандидата педагогических наук/ Селецкая Елена Эдуардовна. - Ленинград, 2007. - 239 c.
35. Семакин, И.Г. Информатика [Текст]: методическое пособие для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
36. Семакин, И.Г. Информатика [Текст]: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - Москва: Бином, 2015. —176 с.
37. Система дидактических игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf (Дата
обращения: 17.12.2017).
38. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся [Текст]: метод. пособие/ О.В. Трофимова. - Северодвинск: Завуч, 2003. - 143 c.
39. Угринович, Н.Д. Информатика [Текст]: Учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. - Москва: Бином, 2008. -160 с.
40. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе [Текст]: методическое пособие для учителя / Н. Д. Угринович. - Москва: Бином, 2008. -153 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ