Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении реализации социальных прав граждан (РАНХ и ГС)

Работа №59008

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

юриспруденция

Объем работы27
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Правовые основы участия Конституционного суда РФ в обеспечении реализации социальных прав граждан 5
1.1 Конституционный Суд как высший судебный орган 5
1.2 Судебная защита социальных прав граждан 7
2 Деятельность Конституционного суда РФ в социальном обеспечении 11
2.1 Практика Конституционного Суда в защите социальных прав граждан 11
2.2 Пенсии и конституционное правосудие 16
Заключение 22
Список использованных источников 25


Снижение гарантий реализации россиянами конституционных прав касается всей социальной сферы.
Сложность функционирования системы социального обеспечения в любом государстве заключается в ее имманентной зависимости от финансово-экономической ситуации в стране. На фоне кризисных явлений все сильнее вступают во взаимное противоречие две тенденции – снижение экономических возможностей для развития системы социального обеспечения и потребность в принятии неотложных экономических мер, выделении дополнительных финансовых ресурсов в целях сохранения уровня жизни граждан, являющихся получателями различных видов социального обеспечения. В сложной экономической ситуации особенно востребованной представляется деятельность Конституционного Суда РФ, который может принимать независимые решения по вопросам социального обеспечения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в процессе участия Конституционного Суда в вопросах обеспечения реализации социальных прав граждан. Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие участие Конституционного Суда в социальной политике государства и его решения.
Целью работы является рассмотрения роли Конституционного Суда России в обеспечении реализации социальных прав граждан. Для достижения цели были определены следующие задачи:
- определить Конституционный Суд как высший орган судебной власти;
- изучить суд как способ защиты социальных прав граждан;
- проанализировать практику Конституционного Суда в защите социальных прав граждан;
- выделить виды социальной поддержки безработных граждан;
- рассмотреть Конституционное правосудие как способ защиты в процессе реализации прав на пенсионное обеспечение.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, относятся к основам конституционного строя. Каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Несмотря на четкие предписания Конституции, они далеко не в полной мере реализуются на практике.
Для защиты и восстановления нарушенных социальных прав граждане могут обращаться в различные органы. Допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т. п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки. Существуют формы защиты, которые связаны с реализацией общественного контроля. Административный порядок защиты преимущественно проявляется через защиту социальных прав в процессе обжалования действий (бездействия) органов власти, должностных лиц в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам. Однако наиболее действенной формой защиты социальных прав выступает судебная защита. Споры, связанные с защитой социальных прав, разрешаются как Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, так и судами общей юрисдикции.
Конституционный Суд РФ - это особый орган судебного контроля. В его решениях, как справедливо отмечается в юридической литературе, важен не только окончательный вывод, но и обоснование этого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд часто делает обобщения, которые оказывают влияние и на разрешение многих дел, и на развитие социального законодательства.
Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина.
Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, но и имеют значение ориентиров для законодателя, т. е. связаны именно с реформированием социального законодательства. Суд своими решениями и содержащимися в них правовыми позициями способствует последовательному развитию социального законодательства в направлении гармонизации интересов граждан и публичных интересов, с тем чтобы не допускать произвольного, необоснованного отказа от предоставления мер социальной защиты и в то же время учитывать экономические и финансовые возможности государства.
Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на Конституционное и муниципальное право правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем решения Конституционного Суда, несмотря на юридическую силу это лишь дополнение к нормам действующего



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Материалы практики

3. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 509-О «По запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 3.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 № 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» в связи с жалобой гражданина Н.Д. Пирожкова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 5.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2014 № 20-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В.Ф. Лякина» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 6.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2015 № 11-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Т.Н. Шаешниковой» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 4.

Литература

8. Абакумова Е.Б., Кательников Н.Е. Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации как высшего органа судебной защиты // Войска национальной гвардии российской федерации в системе органов обеспечения безопасности. Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 123-127.
9. Андриченко Л.В. Проблемы социальной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 9 (237). С. 5-17.
10. Аракчеев В.С. Политика двойных стандартов в российском пенсионном праве и законодательстве // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 26. С. 100-113.
11. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. 544 с.
12. Гусев А.Ю. Роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан в области социального страхования // Российская юстиция. 2015. № 10. С. 50 - 53.
13. Егужокова И.З. К вопросу о судебной защите социальных прав граждан Российской Федерации // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 123-126.
14. Истомина Е.А. Правовой механизм управления социальными рисками. Екатеринбург, 2018. 240 с.
15. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / Отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
16. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2015. 349 с.
17. Миронова Т.К. О роли Конституционного Суда в расширении сферы действия законов о социальном обеспечении // Вопросы российского и международного права. 2015. № 1-2. С. 72-102.
18. Миронова Т.К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 8A. С. 103-113.
19. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: Монография / Отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. 284 с.
20. Страшун Б.А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1. С. 106 - 120; № 3. С. 94 - 113.
21. Сыченко Е. В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение. М., 2014. 140 с.
22. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование социальной сферы // Социальное законодательство: науч.-практ. пособие. М., 2005. С. 1-22.
23. Хабриева Т. Я. Российская конституционная модель социального государства // Конституции, закон и социальная сфера общества. М., 2009. С. 3-11.
24. Ходусов А.А. Конституционная защита социальных прав и свобод // Евразийская адвокатура. 2017. № 2 (27). С. 52-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ