Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

Работа №107905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Конституционный суд РФ: отдельные вопросы организации и
деятельности 8
1.1 Понятие, состав и порядок образования Конституционного Суда
Российской Федерации 8
1.2 Структура и организация Конституционного суда Российской
Федерации 15
1.3 Полномочия и основные принципы деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации
2 Решения конституционного суда РФ 30
2.1 Понятие и виды решений Конституционного Суда РФ 30
2.2 Роль и место решений КС РФ в системе правовых источников 33
2.3 Воздействие актов КС РФ на конституционное право 37
3 Проблемы деятельности конституционного суда РФ и пути их решения 43
3.1 Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ и
причины их неисполнения 43
3.2 Соотношение решений Конституционного Суда РФ с решениями
Европейского суда по правам человека 50
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 68


В Конституции, как главном законе любого государства, закреплены обязанности, которые должны выполнять все органы и структуры государства, а также органы местного самоуправления и должностные лица. Говоря о Конституционном Суде РФ, необходимо отметить, что его основная задача заключается в осуществлении конституционного правосудия. Конституционный суд является современным институтом, который имеет как свои плюсы, так и минусы.
Верховенство Конституции является важным условием для нормального функционирования правового государства. Это было доказано временем. Конституция служит главным законом, которому подчиняются все действующие законы в системе нормативно-правовых актов. Для того, чтобы это условие выполнялось, необходимо, чтобы соблюдались все действующие на территории страны законы.
Поэтому необходимо точное соблюдение конституционной законности всеми субъектами конституционного права (государством, государственными органами, физическими и юридическими лицами), а также взаимодействие всех органов власти. Поэтому правовая охрана и защита Конституции играет немаловажную роль.
Несмотря на то, что основной составляющей правовой защиты Конституции, служит КС, ответственность за соблюдение правовой защиты возложена также и на публичную власть, и на должностные лица. Президент страны служит Гарантом Конституции. На Федеральное Собрание, Правительство, субъекты Федерации (их законодательные и исполнительные органы), органы федерального и регионального уровня возложен дополнительный функционал по конституционному контролю.
Поэтому длительное время конституционный контроль существовал формально. Интерес к данной теме, теме конституционного контроля и его значимости в современных условиях, встал перед государством в 1980-х годах, когда начала прослеживаться тенденция поисков путей создания правового государства.
Поэтому в настоящее время данная тема актуальна, потому что не всегда принимаемые законы идут в соответствии с положениями Конституции.
Целью работы является изучение правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ, КС), его влияния на законотворчество иных судов, таких как Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, уставных и военных и иных судов, входящих в судебную систему государства, иных государственных органов.
Для достижения поставленной цели общими задачами являются:
- проанализировать историю зарождения и становления института Конституционного Суда РФ;
- понять, какое место в структуре органов самоуправления занимает Конституционный суд, а также какую роль он играет в системе судебных органов и государственной власти;
- проанализировать функции Конституционного Суда Российской Федерации, какими полномочиями он наделен, а также определить его сферы влияния;
- понять на какие сферы общественной, политической и законодательной жизни оказывает свое влияние Конституционный суд;
В качестве объекта исследования данной работы выступают отношения в обществе, которые формируются между конституционным судопроизводством и контролем. Если говорить о предмете исследования, то в нашем случае речь пойдет о полномочиях, которые закреплены за Конституционным Судом РФ на законодательном уровне.
В качестве теоретической базы для своего исследования были выбраны разные общественно-политическая и научно-монографическая литература. Кроме того, во время написания работы были изучены разные материалы, нормативно-правовые акты, РФ, а также других стран. Кроме этого во время написания работы были изучены работы российских ученных, таких как: И.Н. Барцица, С.А. Авакьяна, Н.В. Витрука, Г.А. Т.М. Шамбы, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева, В.А. Туманова, В.Г. Стрекозова, А.И. Экимова, И.С. Яценко.
Степень научной разработанности. Немало ученых, работающих на территории РФ, посвятили свои работы проблемам осуществления Конституционным Судом Российской Федерации судебного конституционного контроля. Благодаря этим трудам, была проанализирована работа КС, исследована проблематика сущности его решений.
Развитие российского законодательства последних лет, обнажило ряд проблем, основанных на современной Конституции России, стоит отметить, что в целом российская правовая система сформирована на основе современной Конституции России. При этом современный этап развития российского законодательства сохраняет проблематику несоответствия некоторых законодательных актов Конституции, а значит ряд вопросов, касающихся компетенций КС и его места в правовой системе России требуют более тщательного рассмотрения.
Методологической основой работы является комплексный подход. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ литературных источников; системный метод; формально-юридический; сравнительно-правовой и др.
Структура работы определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. Общий объем работы 75 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Впервые в истории России, богатой традициями беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от произвола власти. Надо учесть, что это самый совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие.
Необходимость создания некого контрольного органа целью которого было бы восполнение недостающего парламентского контроля, но при этом выполняющего судебную функцию было понятно еще в период самодержавия в России. Конечно, в тот период не предполагалось создание Конституционного Суда. Однако, необходимость контролировать множество законов, принимаемых Российской Империей, назрела уже тогда. Да и в период правления Коммунистической партии СССР предполагалось создание подобного органа конституционного контроля. Обусловлено это было тем. Что при принятии нормативно-правовых актов и их последующее воплощение в жизнь, часто связано с правовыми столкновениями и правовыми конфликтами. Для разрешения этих конфликтов в большинстве демократических государств создаются суды со специальной юрисдикцией (например, арбитражные трибуналы, трудовые суды и т.д.). Мы же рассматриваем такой судебный орган на примере Конституционного Суда РФ.
Следует отметить, что изучение истории становления данного института на основе источников, позволило сделать вывод о том, что фактором, спровоцировавшим их возникновение является то, что в государстве, особенно в том, которое стоит на пути построения правового государства, всегда принимается огромный массив нормативно-правовых актов. Их обилие и разнообразность, а также, несовершенство юридических техник, пробелы законодательства не всегда позволяют говорить о их значимости, необходимости и соответствии Основному закону государства. Конечно, в том случае, если таковой имеется. Да и само множество принимаемых законов. Срочность их введения в действие не всегда сопровождается их качественной подготовкой и всесторонним рассмотрением при принятии. В данном случае нельзя сбрасывать со счетов и политический аспект. Зачастую, принятие нормативно-правового акта, сопровождается лоббированием со стороны правящих партий, преследующих собственные интересы и опирающихся на собственные амбиции.
В России, вступившей на путь построения правового государства, институт конституционного контроля формировался достаточно тяжело. Безусловно, существовало понимание того, что в России, как правом государстве существует необходимость введения института конституционного контроля. Но изучение иностранной литературы, опыта зарубежных стран, ставило вопрос: в какой именно форме, из сложившихся, он будет существовать. Именно для решения таких вопросов и был создан Конституционный Суд РФ.
В зарубежной практике сложились две основные модели конституционного контроля: контроль за законами, подлежащими применению в конкретном деле, так называемая американская модель, и европейская модель, когда суд вправе объявить о неконституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела.
Достаточно серьезно подойдя к историческому изучению вопроса, основываясь на традициях России, изучении опыта зарубежных демократических стран Россия выбрала введение конституционного контроля с созданием судебного органа, обладающего специальной юрисдикцией для этих целей. Таким судебным органом стал Конституционный Суд РФ.
Российская Федерация избрала второй путь - введение конституционного контроля как формы, более свойственной для этой сферы отношений.
Как отмечает Е.А. Ершова: «Создание в Российской Федерации специализированного судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда РФ явилось логическим завершением начатых ещё в советское время крупномасштабных государственно-правовых преобразований, направленных на утверждение демократических институтов, идей правового государства и гражданского общества, укрепление позиций судебной власти в нашей стране. Важнейшую роль в обеспечении режима конституционной законности играют решения Конституционного Суда РФ. Вместе с тем обозначились и определённые проблемы, связанные, например, с квалификацией правовых позиций Конституционного Суда РФ как одного из источников российского права». Естественно, создание Конституционного Суда РФ, наделение его правомочием осуществлять конституционный контроль, нашло свое отражение в нормативно-правовых актах.
Проанализировав существующую правовую базу, которой закладывается основа конституционно-правового статуса Конституционного Суда РФ, следует отметить, что она является достаточно полной по своему содержанию и раскрывает его правовой статус полностью. Прежде всего следует отметить, что основа деятельности данного института закладывается Конституцией РФ. Далее, положение института раскрывается и детализируется в ряде федеральных конституционных законов. К которым относятся Федеральные конституционные законы: «О судебной системе в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации». «О статусе судей в Российской Федерации». Анализ данных нормативно-правовых актов показал логичность в правовом статусе данного института, законность и правомерность осуществления им конституционного контроля, его форм. Нельзя не отметить тот факт, что любое решение Конституционного Суда РФ не является ординарным. Нормы, содержащиеся в его решениях, изначально оказывают огромное влияние на развитие национального законодательства. По своей юридической значимости, они могут преобладать над нормативно- правовыми актами исходящими не только от законодателя, но и над нормами, которые содержатся в подзаконных актах, исходящих от органов государственного управления. Более того, следует признать тот факт, что решения органа конституционного контроля вполне могут стоять выше по юридической значимости, чем акты Президента РФ.
Однако, при проведении исследования я столкнулся с тем, что в последнее время значительно сократились его полномочия, уменьшилась сфера его контроля за нормативно-правовыми актами, исходящими от исполнительной ветви власти. Если ранее Конституционный Суд РФ мог контролировать и проверять акты, исходящие не только от Президента, но и министерств и ведомств, то на сегодня такой возможности у него нет. А как показывает практика, именно исходящие от них нормативно-правовые акты зачастую идут в разрез с положениями Конституции и законов.
С.П. Маврин наделяет правовую позицию КС двумя базовыми признаками: всеобщность характера, несущее ограничительное или расширительное толкование правовых норм;
К достоинствам Конституционного Суда следует отнести то, что он не связан жёсткими рамками со своими ранее созданными правовыми позициями. При рассмотрении дела и проверки поставленных вопросов на конституционность, суд может прийти к заключению. Которое носит диаметрально противоположенный характер. При этом Конституционный Суд РФ может отстраниться от ранее принятой точки зрения. Это показывает, что для него нет один раз и навсегда установившегося взгляда на проблему. В связи с динамичным изменением действительности. Событиями. Которые существенно могут изменить положение вещей, правовых позиций, отдельные нормы права могут найти совершенно новое толкование. Как указывает Е.А. Ершова, при этом правовая позиция Конституционного Суда РФ сохраняет свою силу. Но Конституционный суд может возвратиться к ней в будущем. Тогда, возможно, она более будет соответствовать действительности, а также отражать события, непосредственно происходящие в государстве на данный конкретный момент.
Следует особо подчеркнуть, что в результате исследования мы пришли к заключению о том, что любая позиция, которую занимает Конституционный Суд РФ, является официальной, поскольку исходит от соответствующего государственного органа, каковым он является. А поскольку эта позиция является официальной - она является обязательной для всех представительны, исполнительных и судебных органов российского государства. Более того, обязательным это является и для органов местного самоуправления, частных и должностных лиц.
Все это подводит к заключению, что деятельность Конституционного Суда РФ не сводится к даче только рекомендаций. Обязательный характер его заключений свидетельствует об обратном.
Данная точка зрения может быть подкреплена так же и тем, что в последнее время существенно возросло обращение граждан и юридических лиц защитой своих позиций именно в российский орган конституционного контроля. Об этом прямо говорят приводимые нами цифры, взятые со статистической отчетности. Представленной на сайте Конституционного Суда РФ, в этом заключается принципиальное отличие Конституционного Суда РФ от остальных судебных органов. Этим объясняется и то, что только Конституционный Суд РФ вправе осуществлять контроль в установленных законом формах и пределах над органами представительной и исполнительной, а не только судебной, власти. В данном смысле он сам представляет высшую государственную власть.
Отдельно хотелось бы остановиться на организации деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ наделен Конституцией, Федеральными конституционными законами правом на информационную и кадровую политику в рамках организации своей деятельности. Как и любой государственный орган федерального значения, он имеет свою имущественную базу. Основу которой составляет федеральная собственность.
Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. И в рамках своих полномочий он осуществляет управление той материальной базой, которая сформирована для него государством с учетом особенностей осуществляемой им деятельности.
В качестве вывода, проанализировав существующую правовую базу, которой закладывается основа конституционно-правового статуса Конституционного Суда РФ, следует отметить, что она является достаточно полной по своему содержанию и раскрывает его правовой статус полностью. Прежде всего следует отметить, что основа деятельности данного института закладывается Конституцией РФ. Далее, положение института раскрывается и детализируется в ряде федеральных конституционных законов. К которым относятся Федеральные конституционные законы: «О судебной системе в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации». «О статусе судей в Российской Федерации».
Анализ данных нормативно-правовых актов показал логичность в правовом статусе данного института, законность и правомерность осуществления им конституционного контроля, его форм. Стоит отметить, что любое решение Конституционного Суда РФ не является ординарным. Нормы, содержащиеся в его решениях, изначально оказывают огромное влияние на развитие национального законодательства. По своей юридической значимости, они могут преобладать над нормативно-правовыми актами, исходящими не только от законодателя, но и над нормами, которые содержатся в подзаконных актах, исходящих от органов государственного управления. Более того, следует признать тот факт, что решения органа конституционного контроля вполне могут стоять выше по юридической значимости, чем акты Президента РФ.



1. Андреева, Г.Н. Конституционное право / Г.Н. Андреева. - М.:
Эксмо, 2020. - С. 43.
2. Арбузкин, А.М. Конституционное право / А.М. Арбузкин. - М.: Инфра- М, Норма, 2016. - 272 с.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько. - М.: Книжный дом, 2020. - С. 58.
4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. - 152 с.
5. Витрук Н. В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. - 2019. - № 10. - С. 119 - 134.
6. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право / Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким- Кимэн, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, ТК Велби, 2019. - С. 78.
7. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно- распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст) // ИПК Издательство стандартов. - 2003.
8. Григонис, В.П. Конституционное право / В.П. Григонис. - М.:
Питер, 2016. - 192 с.
9. Данилов, С.Ю. Конституционное право в схемах / С.Ю. Данилов. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2020. - С. 217.
10. Ершов, В. А. Конституционное право / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - С. 21.
11. Закон РСФСР от 06.05.1991г. «О Конституционном Суде РСФСР»// «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» - 1991. - № 19. - ст. 621 (Утратил силу в связи с принятием Постановления СНД РСФСР от 12.07.1991 № 1598-1, которое ввело в действие Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» в новой редакции).
12. Закон СССР от 23.12.1989 «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР». - 1989. - № 29. - ст. 572 (Фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12.12.1993).
13. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - ст. 1792.
14. Иванников, И.А. Конституционное право / И.А. Иванников. - М.: Дашков и К°, 2020. - С. 37.
15. Ильин, Ю. Д. Государственное (конституционное) право / Ю.Д. Ильин. - М.: Юркомпани, 2020. - 432 с.
16. Исаев М.А. История российского государства и права: Учебник / М.А. Исаев — М.: Статут, 2018. - С. 67-69.
17. Конституционное право / ред. М.В. Баглай. - М.: Норма, 2019. - 819 с.
18. Кондратович, Н. М. Конституционное право. Ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Кондратович. - М.: ТетраСистемс, 2020. - С. 90.
19. Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2017. - С. 43.
20. Конституционное право России. - М.: АСТ, Сова, 2019. - С. 50.
21. Конституционное право России. - М.: АСТ, Сова, 2019. - 160 с.
22. Конституционное право. - М.: АСТ, Сова, ВКТ, 2020. - 618 с.
23. Конституционное право. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 728 с.
24. Кряжков В.А., Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России / Под ред. В.А. Кряжкова. - М.: Наука, 2017. - С. 34.
25. Курак, А. И. Конституционное право / А.И. Курак, А.В. Марыскин. - М.: Гостехиздат, 2016. - 292 с.
26. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. - 2016. - № 6. - С. 45.
27. Нудненко, Л. А. Конституционное право / Л.А. Нудненко. - М.:
Юрайт, 2018. - 592 с.
28. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 257 «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
29. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 25.10.2018) // Вестник Конституционного Суда РФ». - № 1. - 2011.
30. Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
31. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.12.1993 - № 52. - ст. 5086.
32. Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1741 «Вопросы
Конституционного Суда Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
33. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - ст. 1.
34. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
35. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 27. - ст. 2710.
36. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
37. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
38. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - ст. 2757.
39. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
40. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
41. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - ст. 1447.
42. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - ст. 1.
43. Философия права: Учебное пособие / Отв. ред.: Н.Н. Черногор, О.Ю. Рыбаков; Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - М.: Статут, 2018. - С. 34-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ