Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула.
Исследование проводилось в марте-апреле 2018 года. В эксперименте принимали участие дошкольники с задержкой психического развития экспериментальной подготовительной группы инклюзивного типа в возрасте 5-7 лет в количестве 10 человек, а также 10 детей с ЗПР коррекционной группы.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения инклюзивного подхода к образованию детей с ЗПР 5
1.1 Понятие и принципы инклюзивного процесса обучения 5
1.2 Психолого-физиологические особенности детей с задержкой психического развития 9
1.3 Особенности дошкольного инклюзивного процесса обучения детей с задержкой психического развития 13
2.1 Организация исследования 16
2.2 Анализ уровня подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения 19
2.3 Анализ полученных результатов исследования 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Подготовка детей с ЗПР к школе в условиях инклюзивного процесса обучения – одно из основных условий успешной интеграции дошкольников с ограниченными возможностями в учебное учреждение совместно с нормально развивающимися сверстниками, однако технология данного процесса все еще недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Объект исследования - инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности подготовки к школе детей с ЗПР в инклюзивном образовании.
Цель исследования. Выявить теоретические и практические особенности подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия и принципы инклюзивного процесса обучения.
2. Раскрыть понятие психолого-физиологических особенностей детей с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности дошкольного инклюзивного процесса обучения детей с задержкой психического развития.
4. Провести анализ уровня подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения.
Методологической основой исследования являются работы об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении коррекции, обучения и развития ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула.
Исследование проводилось в марте-апреле 2018 года в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.
В ходе проведенного исследования установлено, что подготовка детей с ЗПР к школе в условиях инклюзивного процесса обучения дает более высокие показатели по основным проблемным характеристикам, таким как повышение уровня внимания и мышления. Эмоциональная подготовка к школе у детей, занимавшихся в инклюзивной группе также выше показателей детей из группы коррекции. На основании полученных данных можно сделать вывод, что оптимальные условия, способствующие эффективной подготовке к школе детей с ЗПР дает инклюзивное обучение.
Целью данного исследования являлось изучение теоретических и практических особенностей подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы были выявлены основные принципы инклюзивного процесса обучения в целом и в частности на дошкольном уровне. Также определены и учтены особенности детей с задержкой психического развития при сопоставлении ряда особенностей подготовки детей с ЗПР к школе.
Проведенный в ходе работы анализ готовности детей к школе доказал, что принцип инклюзивного процесса обучения реально работает по сравнению с устаревшими коррекционными группами и способен давать высокие результаты.
Сегодня детям с ЗПР вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное обучение и лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу, они являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп дошкольников с ОВЗ.
В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор наиболее рациональных программ и методов обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Ребенок в условиях инклюзивного обучения получает обучение, сопоставимое с уровнем процесса обучения здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Результаты проведенной работы наглядно демонстрируют положительные стороны инклюзивного процесса обучения, которое сейчас является наиболее актуальным по сравнению с устаревшими методиками коррекционного.
1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и обучение №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
2. Алехина С.В. Инклюзивное обучение в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в обучение - вклад в будущее». - С.102
3. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. М.: «Школьная книга», 2015. – С. 136
4. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное обучение - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика процесса обучения в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. - С. 206
5. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное обучение. - 2010. - № 3. - С. 14-20.
6. Винзер М. Эра инклюзии: фрагмент главы из книги М. Винзер "От интеграции к инклюзии" / Винзер М.// Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 11-20.
7. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16), 2013. – С. 17-20.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
9. Гонтаренко И. В., Азлецкая Е. Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 71–75
10. Давыдова Л. Н. Общие переживания объединяют : нравственное воспитание в инклюзивной среде / Л. Н. Давыдова, М. Колокольцева //Здоровье детей. – 2012. - № 1. - С. 49-51.
11. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / Сост. Н. Д. Денисова. Волгоград: Учитель, 2013. C. 184-191.
12. Запорожец А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.
13. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
14. Инклюзивное обучение. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132
15. Ковалев Е. В. "Инклюзия" и "интеграция" : один в поле не воин /Е. В. Ковалев, М. С. Староверова //Директор школы. - 2010.- № 9. - С. 46-52.
16. Кожина, О. И., Харитонова, Е. А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития// Перспективы науки и процесса обучения. – 2014. - №2. – С. 126-128.
17. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. С. 4–10.
18. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2006. – 176с.
19. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского / Е.Е. Кравцова // Национальный психологический журнал. – 2012(б). – № 1(7) – С. 61-67.
20. Микляева Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2013. – 160с.
21. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) обучение: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С.15-26.
22. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 126
23. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Обучение» - 2006. - С. 223
24. Пенин Г.Н. Инклюзивное обучение как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С.47.
25. Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного процесса обучения. Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. –№ 1. – С.42-54.
26. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного процесса обучения // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200
27. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
28. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С.136.
29. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова (соавт. Поляков А.М., Горудко Т.В., Гаврилко Т.И., Винникова Е.А.). — Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
30. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного процесса обучения: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск, 2013. − 110 с.
31. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200