Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к школе детей с ЗПР в инклюзивном образовании (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №58980

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы35
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула.
Исследование проводилось в марте-апреле 2018 года. В эксперименте принимали участие дошкольники с задержкой психического развития экспериментальной подготовительной группы инклюзивного типа в возрасте 5-7 лет в количестве 10 человек, а также 10 детей с ЗПР коррекционной группы.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения инклюзивного подхода к образованию детей с ЗПР 5
1.1 Понятие и принципы инклюзивного процесса обучения 5
1.2 Психолого-физиологические особенности детей с задержкой психического развития 9
1.3 Особенности дошкольного инклюзивного процесса обучения детей с задержкой психического развития 13
2.1 Организация исследования 16
2.2 Анализ уровня подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения 19
2.3 Анализ полученных результатов исследования 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Подготовка детей с ЗПР к школе в условиях инклюзивного процесса обучения – одно из основных условий успешной интеграции дошкольников с ограниченными возможностями в учебное учреждение совместно с нормально развивающимися сверстниками, однако технология данного процесса все еще недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Объект исследования - инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности подготовки к школе детей с ЗПР в инклюзивном образовании.
Цель исследования. Выявить теоретические и практические особенности подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия и принципы инклюзивного процесса обучения.
2. Раскрыть понятие психолого-физиологических особенностей детей с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности дошкольного инклюзивного процесса обучения детей с задержкой психического развития.
4. Провести анализ уровня подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения.
Методологической основой исследования являются работы об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении коррекции, обучения и развития ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула.
Исследование проводилось в марте-апреле 2018 года в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования установлено, что подготовка детей с ЗПР к школе в условиях инклюзивного процесса обучения дает более высокие показатели по основным проблемным характеристикам, таким как повышение уровня внимания и мышления. Эмоциональная подготовка к школе у детей, занимавшихся в инклюзивной группе также выше показателей детей из группы коррекции. На основании полученных данных можно сделать вывод, что оптимальные условия, способствующие эффективной подготовке к школе детей с ЗПР дает инклюзивное обучение.
Целью данного исследования являлось изучение теоретических и практических особенностей подготовки к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивного процесса обучения. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы были выявлены основные принципы инклюзивного процесса обучения в целом и в частности на дошкольном уровне. Также определены и учтены особенности детей с задержкой психического развития при сопоставлении ряда особенностей подготовки детей с ЗПР к школе.
Проведенный в ходе работы анализ готовности детей к школе доказал, что принцип инклюзивного процесса обучения реально работает по сравнению с устаревшими коррекционными группами и способен давать высокие результаты.
Сегодня детям с ЗПР вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное обучение и лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу, они являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп дошкольников с ОВЗ.
В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор наиболее рациональных программ и методов обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Ребенок в условиях инклюзивного обучения получает обучение, сопоставимое с уровнем процесса обучения здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Результаты проведенной работы наглядно демонстрируют положительные стороны инклюзивного процесса обучения, которое сейчас является наиболее актуальным по сравнению с устаревшими методиками коррекционного.



1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и обучение №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
2. Алехина С.В. Инклюзивное обучение в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в обучение - вклад в будущее». - С.102
3. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. М.: «Школьная книга», 2015. – С. 136
4. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное обучение - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика процесса обучения в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. - С. 206
5. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное обучение. - 2010. - № 3. - С. 14-20.
6. Винзер М. Эра инклюзии: фрагмент главы из книги М. Винзер "От интеграции к инклюзии" / Винзер М.// Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 11-20.
7. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16), 2013. – С. 17-20.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
9. Гонтаренко И. В., Азлецкая Е. Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 71–75
10. Давыдова Л. Н. Общие переживания объединяют : нравственное воспитание в инклюзивной среде / Л. Н. Давыдова, М. Колокольцева //Здоровье детей. – 2012. - № 1. - С. 49-51.
11. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / Сост. Н. Д. Денисова. Волгоград: Учитель, 2013. C. 184-191.
12. Запорожец А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.
13. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
14. Инклюзивное обучение. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132
15. Ковалев Е. В. "Инклюзия" и "интеграция" : один в поле не воин /Е. В. Ковалев, М. С. Староверова //Директор школы. - 2010.- № 9. - С. 46-52.
16. Кожина, О. И., Харитонова, Е. А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития// Перспективы науки и процесса обучения. – 2014. - №2. – С. 126-128.
17. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. С. 4–10.
18. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2006. – 176с.
19. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского / Е.Е. Кравцова // Национальный психологический журнал. – 2012(б). – № 1(7) – С. 61-67.
20. Микляева Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2013. – 160с.
21. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) обучение: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С.15-26.
22. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 126
23. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Обучение» - 2006. - С. 223
24. Пенин Г.Н. Инклюзивное обучение как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С.47.
25. Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного процесса обучения. Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. –№ 1. – С.42-54.
26. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного процесса обучения // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200
27. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
28. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С.136.
29. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова (соавт. Поляков А.М., Горудко Т.В., Гаврилко Т.И., Винникова Е.А.). — Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
30. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного процесса обучения: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск, 2013. − 110 с.
31. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ