ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА. 6
1.1 Лечебно-оздоровительный туризм. Курорты и их типология. 6
1.2 Организация санаторно-курортного лечения и его основные принципы. 15
ГЛАВА 2. САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ: ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ. 26
2.1 Санаторно-курортный маркетинг: понятие, цели, виды, особенности. 26
2.2 Исследование рынка санаторно-курортных услуг. 35
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА «GOLDEN», АЛУШТА). 45
3.1 Характеристика санаторно-курортного комплекса «Golden» в Алуште. 45
3.2 Мероприятия по совершенствованию маркетинговых исследований на
примере санаторно-курортного комплекса «Golden», Алушта 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ЛИТЕРАТУРА 69
Рынок услуг туризма - часть потребительского рынка, с помощью которого устанавливается связь между фирмами, действующими в сфере туризма и их возможными клиентами. Стремления таких компаний повысить собственную конкурентоспособность побуждает их изучать и анализировать рынок. В современной практике для этого применяются разнообразные способы и методы, из числа которых маркетингу отводится специальное место.
Маркетинг в туризме - это система регулирования и организации деятельности туристических фирм по разработке новых, более успешных типов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью извлечения прибыли на базе увеличения качества туристического продукта и учета процессов, происходящих на мировом туристическом рынке.
При увеличении и стабильном изменении туристического рынка конкуренция весьма высока. В условиях увеличения конкурентной борьбы предприятия должны сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. В связи с этим индустрия туризма нуждается в возрастающем количестве специалистов маркетинга, понимающих ее массовые проблемы и способных отвечать на увеличивающиеся потребности клиентов выработкой креативных стратегий, основанных на оптимальных знаниях маркетинга.
Переход санаторно-курортного комплекса на рыночные отношения обусловил важную необходимость употребления в управленческой деятельности комплекса маркетинга. Санаторно-курортный маркетинг нацелен на удовлетворение спроса потребителей посредством воплощения конкурентоспособных предложений и повышения продаж туров путем применения методов продвижения с целью извлечения наибольшей прибыли. Рыночный спрос клиентов к качественным санаторно-курортным услугам создает служба маркетинга, проводя исследования потребностей вероятных потребителей, конкурентов, конъюнктуры рынка, составляющих внутренней среды предприятия, включающая сотрудников санаторно-курортной комплекса, хозяйственную деятельность, финансы, медицинское оборудование, инвентарь и др.
Ключевой целью санаторно-курортного маркетинга является соотношение предложения организации санаторно-курортных услуг и спроса потребителей. Извлечение прибыли вместе с тем, достигается путем политики гибких и динамичных цен, для этого цены за предоставляемые санаторно-курортными предприятиями услуги должны зависеть ни только от себестоимости и нормы прибыльности, а и от сезонности, количества приобретенных одной организацией путевок, корпоративных продаж, постоянных клиентов, ассортимента услуг.
Для эффективного ведения дел, следует не только уметь оказывать качественные услуги, но и понимать, кому они нужны, почему, для каких целей. Специально для этого проводятся маркетинговые исследования. Маркетинг затрагивает потребности каждого индивидуума. В ходе этого процесса разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие конкретный уровень жизни.
В основе маркетинга содержится множество существенно различных типов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработка продукта, организация его распространения, установка стоимости, реклама. И важнейшей задачей является изучение всех упомянутых видов деятельности, чтобы сделать высокоэффективной работу маркетинга на туристических предприятиях.
Многочисленные организации рекреационно-курортной среды на сегодня еще не поняли, что маркетинговое планирование считается значительным инструментом эффективной деятельности на рынке туристических и гостиничных услуг. До сих пор имеют место давние устои и стандартные подходы, состоящие в том, что качественные услуги также будут востребованы.
Вместе с тем, по пути продвижения в цивилизованный рынок борьба между предприятиями рекреационно-туристского комплекса растет, и, чтобы достойно соперничать, каждая организация должна разработать персональную маркетинговую стратегию, заниматься задачами маркетингового планирования.
Залог успеха этих предприятий заключается в основательной организационно-последовательной работе отделов маркетинга и продаж, создавших ряд интересных маркетинговых программ, методов проведения рекламных кампаний, ярмарок, презентаций. Следовательно, на сегодняшний день, успешное маркетинговое планирование в санаторно-курортных предприятиях приобретает особую актуальность.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты маркетинговых технологий в санаторно-курортных предприятиях.
Объектом исследования является санаторно-курортный комплекс «Golden» в городе Алушта.
В дипломной работе необходимо достичь следующей цели - изучить и определить специфику санаторно-курортного маркетинга на примере деятельности санаторно-курортного комплекса «Golden» с многолетним опытом работы.
Для достижения установленной цели были поставлены и решены задачи:
-изучено содержание понятия санаторно-курортного туризма;
-рассмотрены основные принципы организации санаторно-курортного лечения;
-определены основные цели, виды, особенности санаторно-курортного маркетинга;
-на основе проделанной работы выявлена специфика санаторно-курортного маркетинга на примере санаторно-курортного комплекса «Golden».
Лечебно-оздоровительный туризм, по значимости, является основным видом туризма, потому как основан на заботе о здоровье людей, как важнейшей ценности жизни.
В мире развивается научно-технический прогресс, происходят рост в городах промышленности, что имеет, с одной стороны, позитивные, а с другой стороны, отрицательно воздействие на здоровье людей. Отмечается понижение функциональных способностей человеческого организма, что и выражается в нарушении деятельности его главных жизнеобеспечивающих систем. Наблюдаются как ухудшение здоровья населения, так и появление новых, серьезных заболеваний; существенно увеличиваются стрессовые нагрузки, а у человека накапливается физическая и моральная утомленность.
Вместе с тем, в мире прослеживается склонность к пониманию значения здорового образа жизни. Незаменимым звеном современной системы ценностей является забота о здоровье, росте жизненной активности. Увеличивается количество людей, которые стремятся поддерживать себя в хорошей физической форме наравне духовным ростом. Поменялся и отношение работодателей к персоналу.
Все вышеперечисленное, создает условия для быстрого развития лечебно-оздоровительного туризма во всем мире.
Изложенный материал показывает, что необходимо регулярно проводить в санаторно-курортных организациях многообразную маркетинговую деятельность. Начало этой деятельности лежит в разработке стратегических намерений, сборе маркетинговой информации и проведении маркетинговых исследований, на основании которых необходимо создавать своеобразный маркетинговый комплекс, направленный на различные объекты коммуникаций.
Решение данных задач допустимо исключительно в рамках специальной управленческой структуры - отдела маркетинга, призванного планировать, организовывать, координировать и контролировать различные аспекты маркетинговой деятельности в санаторно-курортной организации.
Считается, что улучшение системы маркетинга немыслимо без одновременного совершенствования общей системы управления СКП, так как функции службы маркетинга являются необходимой частью управления.
Маркетинговые службы обязаны в равной степени успешно разрешать целый ряд вопросов по реализации общепринятой концепции маркетинга, так как они являются представителями интересов организации в отношениях с клиентами. Отдел маркетинга должен найти возможность предопределять и распознавать потребности на рынке, превосходить своих конкурентов в определении тенденций развития потребностей, перерабатывая их в идеи, и активно участвовать в планировании и разработке нового курортного продукта.
Подразделения маркетинга в рекреационной организации выполняют двоякую функцию: во-первых, они действуют как агенты по сбыту для всех остальных подразделений организации, а во-вторых, выступают как представители рынка, на которых они действуют. Таким образом, подразделения маркетинга представляют не только СКО на рынке, но и рынок в СКО.
Служба маркетинга СКО является составной частью общей структуры управления, но ее нельзя рассматривать как обособленный элемент и подходить к ее созданию упрощенно. Принятие организацией маркетинговой стратегии в качестве предпринимательской стратегии неизбежно влечет изменение подходов и приемов создания и функционирования организационной структуры санатория. Это связано с тем, что в организации меняются приоритет интересов и задач во внутренней и внешней среде ее деятельности, система ответственности на предприятии, появляются новые информационные потоки, подразделение, полностью отвечающее за адекватность потребностей рынка и возможностей организации.
Важной ответственной задачей для санаторно-курортного комплекса является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб санатория, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента и совершенствованию качества предоставляемых услуг.
В первой главе раскрыты теоретические сущность и специфика санаторнокурортного туризма.
Во второй главе проведен анализ маркетинга санаторно-курортного сферы путем определения понятия, целей, видов, особенностей.
В третьей главе дана характеристика санаторно-курортного комплекса «Golden», предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговых мероприятий на предприятиях санаторно-курортной сферы.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей".
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
3. Амирханов М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и эколого-правовой статус прибрежных курортов. - М.: Экономика, 2012. - 245 с.
4. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. - М.: Экономика и жизнь, 2010. - 460с.
5. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / под ред. Бальжанова А.В., Михеевой Е.В. - М.: КНОРУС, 2010. - 119 с.
6. Архипов А.Е. Маркетинг туристских услуг: сущностные и
функциональные особенности // Вестник Алтайского государственного университета. - 2011. - №2. - С. 121-128.
7. Балабанов И.Г., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2010. - 176 с.
8. Бабкин А.В. Специальные виды туризма - Ростов-на-Дону: Феникс,
2008. - 252 с.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник для студентов вузов/ М. Б. Биржаков. - 8-е изд., перераб и доп. - М.; СПб.: Издат-во «Невский фонд», ИД «Герда», 2006., 512с.
10. Боков М., Ветитнев А., Попков В., Угрюмов Е., Шаповалов В. Менеджмент в санаторно-курортных организациях / Под науч. ред. М.А.Бокова. В 3-х частях // Учебное пособие для студентов по специальности 0611 "Менеджмент". - СПб.: СПбГУЭФ, 2007. - 230 с.
11. Брыкалов В.Н., Маркетинговые исследования спроса и предложения на рынке санаторно-курортных услуг: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Сочи, 2008. - 23 с.
12. Быкова О.Н., Методы обоснования стратегии развития санаторнокурортных комплексов региона на основе экономико-математических моделей: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Кисловодск, 2009. - 27 с.
13. Валько Т.Н., Медико-экономическое обоснование, разработка и реализация оптимальных стоимостных характеристик санаторно-курортного лечения и отдыха рекреантов в здравницах России: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - М., 2011. - 18 с.
14. Ветитнев A.M., Боков М.А., Угрюмов Е.С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. - 95 с.
15. Ветитнев А.М. Курортное дело: Учеб. пособие / А.М. Ветитнев. - М.: КНОРУС, 2011. - 528 с.
16. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг -Москва: Издательский центр «Академия», 2008
17. Винюхин А.Ю. Научное обоснование развития и совершенствования деятельности санаторно-курортных учреждений регионального значения и их потребность в ресурсах: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - Рязань, 2003. - 20 с.
18. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №12. - С. 63-68.
19. Гилберт А. Маркетинговые исследования. - СПб: «Питер», 2010. - 752 с.
20. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учеб. - М: «Финпресс», 2010. - 804с.
21. Грузиков В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: - «Инфра- М», 2012. - 305 с. Дубович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: «Финансы, учет, аудит», 2010. - 464 с.
22. Демченко В.А. Маркетинг в управлении социально-экономическим развитием региона с туристско-курортной специализацией: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Сочи, 2006. - 23 с.
23. Джанджугазова Б.А. Применение маркетинговых стратегий на предприятиях санаторно-курортного комплекса (на примере города Сочи): Дис. ...канд. экон. наук. - М., 2007. - 164 с.
24. Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме // Учебно-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2008. - 348 с.
25. Евсеев А. Стратегии реконструкции предприятий в условиях кризиса. - М.: Наука, 2011. - 155 с.
26. Ефремова М.В. Основы технологии «туристического бизнеса»: Учеб. пособие. - М.: «Ось - 89», 2011. - 478 с.
27. Журавлев В.В. Формирование системы управления качеством санаторно-курортного продукта: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Сочи, 2009.22 с.
28. Журавлева Л.Б. Учебное пособие по дисциплине «Курортное дело с основами курортологии» - Сочи, 2008
29. Зубаков В.А. Куда идем? Философия выбора будущего // «Зеленый мир» - 2011. - №8. - С. 52-60.
30. Иванов Е.М., Шварева Н.И. Оценка качества санаторно-курортной помощи. - Владивосток: Изд. Дальневосточного ун-та, 2010. - 159 с.
31. Идросов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: «Филинъ», 2012. - 258 с.
32. Ильин Н.П., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами. - М.: «Два Три», 2011. - 610 с.
33. Калмыкова Н.В. Маркетинговое обеспечение формирования и реализации целевой комплексной программы развития восстановительной медицины: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Сочи, 2009. - 19 с.
34. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2012. - 488 с.-
35. Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм.-Ростов: Феникс, 2009.
36. Кусков А.С., Макарцева Л.В. Основы курортологии: Учеб. пособие.- Саратов, 2008.
37. Лимонов В.И., Разумов А.Н., Стороженко Н.А.: Структурное формирование санаторно-курортного комплекса и регулирование рынка санаторно-оздоровительных услуг-дело всех участников рынка/Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.- 2008. -№6 - С. 3-6.
38. Матющенко Н.С. Управление конкурентоспособностью санаторнокурортной организации в условиях переходного периода: Дис. ...канд. экон. наук.- Сочи., 2007. - 152 с.
39. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. - М.: «Финансы и статистика», 2010. - 272 с.
40. Огурцов А.Н. Санаторно-курортный комплекс в системе социальной защиты населения: Дис. ...канд. экон. наук. - СПб., 2008. - 182 с.
41. Островерхов А.В. Регулирование развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: Дис. ...канд. экон. наук. - М., 2006. - 158 с.
42. Саргаева Н.Ю. Управление маркетингом санаторно-курортных услуг. - М.: «Филинъ», 2012. - 461 с.
43. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
44. Стремоусов С.Г. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций санаторно - курортной сферы: Дис. ...канд. экон. наук. - Кисловодск, 2013. - 208 с.
45. Темиров Д.С., Яйли Е.А., Организация и планирование
рекреационной деятельности. - СПб.: РГГМУ, 2014. - 268 с.
46. Туризм и гостиничное хозяйство: Учеб. пособие / под ред. ЮЛ. Шмальто. - М: ИКЦ «МарТ», 2010. - 352 с.
47. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. - 480 с.
48. Чесноков Ю.В. Маркетинг санаторно-курортных услуг в современных условиях // Международная научно-практическая конференция «Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России». г. Сочи, 1 -4 февраля 2006. 0,10 п. л.
49. Чудиновских С.А. Формирование системы маркетинговых
исследований в сфере санаторно-курортных услуг: Автореф. ...канд. экон. наук.- Сочи, 2013. - 19 с.
50. Чудиновских С.А. Формирование системы маркетинговых
исследований в сфере санаторно-курортных услуг: Автореф. ...канд. экон. наук.- Сочи, 2008. - 19 с.