Маркетинговые технологии в санаторно-курортном предприятии (на примере курортного комплекса «Golden», Алушта)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА. 6
1.1 Лечебно-оздоровительный туризм. Курорты и их типология. 6
1.2 Организация санаторно-курортного лечения и его основные принципы. 15
ГЛАВА 2. САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ: ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ. 26
2.1 Санаторно-курортный маркетинг: понятие, цели, виды, особенности. 26
2.2 Исследование рынка санаторно-курортных услуг. 35
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА «GOLDEN», АЛУШТА). 45
3.1 Характеристика санаторно-курортного комплекса «Golden» в Алуште. 45
3.2 Мероприятия по совершенствованию маркетинговых исследований на
примере санаторно-курортного комплекса «Golden», Алушта 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ЛИТЕРАТУРА 69
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА. 6
1.1 Лечебно-оздоровительный туризм. Курорты и их типология. 6
1.2 Организация санаторно-курортного лечения и его основные принципы. 15
ГЛАВА 2. САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ: ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ. 26
2.1 Санаторно-курортный маркетинг: понятие, цели, виды, особенности. 26
2.2 Исследование рынка санаторно-курортных услуг. 35
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА «GOLDEN», АЛУШТА). 45
3.1 Характеристика санаторно-курортного комплекса «Golden» в Алуште. 45
3.2 Мероприятия по совершенствованию маркетинговых исследований на
примере санаторно-курортного комплекса «Golden», Алушта 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ЛИТЕРАТУРА 69
Рынок услуг туризма - часть потребительского рынка, с помощью которого устанавливается связь между фирмами, действующими в сфере туризма и их возможными клиентами. Стремления таких компаний повысить собственную конкурентоспособность побуждает их изучать и анализировать рынок. В современной практике для этого применяются разнообразные способы и методы, из числа которых маркетингу отводится специальное место.
Маркетинг в туризме - это система регулирования и организации деятельности туристических фирм по разработке новых, более успешных типов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью извлечения прибыли на базе увеличения качества туристического продукта и учета процессов, происходящих на мировом туристическом рынке.
При увеличении и стабильном изменении туристического рынка конкуренция весьма высока. В условиях увеличения конкурентной борьбы предприятия должны сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. В связи с этим индустрия туризма нуждается в возрастающем количестве специалистов маркетинга, понимающих ее массовые проблемы и способных отвечать на увеличивающиеся потребности клиентов выработкой креативных стратегий, основанных на оптимальных знаниях маркетинга.
Переход санаторно-курортного комплекса на рыночные отношения обусловил важную необходимость употребления в управленческой деятельности комплекса маркетинга. Санаторно-курортный маркетинг нацелен на удовлетворение спроса потребителей посредством воплощения конкурентоспособных предложений и повышения продаж туров путем применения методов продвижения с целью извлечения наибольшей прибыли. Рыночный спрос клиентов к качественным санаторно-курортным услугам создает служба маркетинга, проводя исследования потребностей вероятных потребителей, конкурентов, конъюнктуры рынка, составляющих внутренней среды предприятия, включающая сотрудников санаторно-курортной комплекса, хозяйственную деятельность, финансы, медицинское оборудование, инвентарь и др.
Ключевой целью санаторно-курортного маркетинга является соотношение предложения организации санаторно-курортных услуг и спроса потребителей. Извлечение прибыли вместе с тем, достигается путем политики гибких и динамичных цен, для этого цены за предоставляемые санаторно-курортными предприятиями услуги должны зависеть ни только от себестоимости и нормы прибыльности, а и от сезонности, количества приобретенных одной организацией путевок, корпоративных продаж, постоянных клиентов, ассортимента услуг.
Для эффективного ведения дел, следует не только уметь оказывать качественные услуги, но и понимать, кому они нужны, почему, для каких целей. Специально для этого проводятся маркетинговые исследования. Маркетинг затрагивает потребности каждого индивидуума. В ходе этого процесса разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие конкретный уровень жизни.
В основе маркетинга содержится множество существенно различных типов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработка продукта, организация его распространения, установка стоимости, реклама. И важнейшей задачей является изучение всех упомянутых видов деятельности, чтобы сделать высокоэффективной работу маркетинга на туристических предприятиях.
Многочисленные организации рекреационно-курортной среды на сегодня еще не поняли, что маркетинговое планирование считается значительным инструментом эффективной деятельности на рынке туристических и гостиничных услуг. До сих пор имеют место давние устои и стандартные подходы, состоящие в том, что качественные услуги также будут востребованы.
Вместе с тем, по пути продвижения в цивилизованный рынок борьба между предприятиями рекреационно-туристского комплекса растет, и, чтобы достойно соперничать, каждая организация должна разработать персональную маркетинговую стратегию, заниматься задачами маркетингового планирования.
Залог успеха этих предприятий заключается в основательной организационно-последовательной работе отделов маркетинга и продаж, создавших ряд интересных маркетинговых программ, методов проведения рекламных кампаний, ярмарок, презентаций. Следовательно, на сегодняшний день, успешное маркетинговое планирование в санаторно-курортных предприятиях приобретает особую актуальность.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты маркетинговых технологий в санаторно-курортных предприятиях.
Объектом исследования является санаторно-курортный комплекс «Golden» в городе Алушта.
В дипломной работе необходимо достичь следующей цели - изучить и определить специфику санаторно-курортного маркетинга на примере деятельности санаторно-курортного комплекса «Golden» с многолетним опытом работы.
Для достижения установленной цели были поставлены и решены задачи:
-изучено содержание понятия санаторно-курортного туризма;
-рассмотрены основные принципы организации санаторно-курортного лечения;
-определены основные цели, виды, особенности санаторно-курортного маркетинга;
-на основе проделанной работы выявлена специфика санаторно-курортного маркетинга на примере санаторно-курортного комплекса «Golden».
Маркетинг в туризме - это система регулирования и организации деятельности туристических фирм по разработке новых, более успешных типов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью извлечения прибыли на базе увеличения качества туристического продукта и учета процессов, происходящих на мировом туристическом рынке.
При увеличении и стабильном изменении туристического рынка конкуренция весьма высока. В условиях увеличения конкурентной борьбы предприятия должны сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. В связи с этим индустрия туризма нуждается в возрастающем количестве специалистов маркетинга, понимающих ее массовые проблемы и способных отвечать на увеличивающиеся потребности клиентов выработкой креативных стратегий, основанных на оптимальных знаниях маркетинга.
Переход санаторно-курортного комплекса на рыночные отношения обусловил важную необходимость употребления в управленческой деятельности комплекса маркетинга. Санаторно-курортный маркетинг нацелен на удовлетворение спроса потребителей посредством воплощения конкурентоспособных предложений и повышения продаж туров путем применения методов продвижения с целью извлечения наибольшей прибыли. Рыночный спрос клиентов к качественным санаторно-курортным услугам создает служба маркетинга, проводя исследования потребностей вероятных потребителей, конкурентов, конъюнктуры рынка, составляющих внутренней среды предприятия, включающая сотрудников санаторно-курортной комплекса, хозяйственную деятельность, финансы, медицинское оборудование, инвентарь и др.
Ключевой целью санаторно-курортного маркетинга является соотношение предложения организации санаторно-курортных услуг и спроса потребителей. Извлечение прибыли вместе с тем, достигается путем политики гибких и динамичных цен, для этого цены за предоставляемые санаторно-курортными предприятиями услуги должны зависеть ни только от себестоимости и нормы прибыльности, а и от сезонности, количества приобретенных одной организацией путевок, корпоративных продаж, постоянных клиентов, ассортимента услуг.
Для эффективного ведения дел, следует не только уметь оказывать качественные услуги, но и понимать, кому они нужны, почему, для каких целей. Специально для этого проводятся маркетинговые исследования. Маркетинг затрагивает потребности каждого индивидуума. В ходе этого процесса разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие конкретный уровень жизни.
В основе маркетинга содержится множество существенно различных типов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработка продукта, организация его распространения, установка стоимости, реклама. И важнейшей задачей является изучение всех упомянутых видов деятельности, чтобы сделать высокоэффективной работу маркетинга на туристических предприятиях.
Многочисленные организации рекреационно-курортной среды на сегодня еще не поняли, что маркетинговое планирование считается значительным инструментом эффективной деятельности на рынке туристических и гостиничных услуг. До сих пор имеют место давние устои и стандартные подходы, состоящие в том, что качественные услуги также будут востребованы.
Вместе с тем, по пути продвижения в цивилизованный рынок борьба между предприятиями рекреационно-туристского комплекса растет, и, чтобы достойно соперничать, каждая организация должна разработать персональную маркетинговую стратегию, заниматься задачами маркетингового планирования.
Залог успеха этих предприятий заключается в основательной организационно-последовательной работе отделов маркетинга и продаж, создавших ряд интересных маркетинговых программ, методов проведения рекламных кампаний, ярмарок, презентаций. Следовательно, на сегодняшний день, успешное маркетинговое планирование в санаторно-курортных предприятиях приобретает особую актуальность.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты маркетинговых технологий в санаторно-курортных предприятиях.
Объектом исследования является санаторно-курортный комплекс «Golden» в городе Алушта.
В дипломной работе необходимо достичь следующей цели - изучить и определить специфику санаторно-курортного маркетинга на примере деятельности санаторно-курортного комплекса «Golden» с многолетним опытом работы.
Для достижения установленной цели были поставлены и решены задачи:
-изучено содержание понятия санаторно-курортного туризма;
-рассмотрены основные принципы организации санаторно-курортного лечения;
-определены основные цели, виды, особенности санаторно-курортного маркетинга;
-на основе проделанной работы выявлена специфика санаторно-курортного маркетинга на примере санаторно-курортного комплекса «Golden».
Лечебно-оздоровительный туризм, по значимости, является основным видом туризма, потому как основан на заботе о здоровье людей, как важнейшей ценности жизни.
В мире развивается научно-технический прогресс, происходят рост в городах промышленности, что имеет, с одной стороны, позитивные, а с другой стороны, отрицательно воздействие на здоровье людей. Отмечается понижение функциональных способностей человеческого организма, что и выражается в нарушении деятельности его главных жизнеобеспечивающих систем. Наблюдаются как ухудшение здоровья населения, так и появление новых, серьезных заболеваний; существенно увеличиваются стрессовые нагрузки, а у человека накапливается физическая и моральная утомленность.
Вместе с тем, в мире прослеживается склонность к пониманию значения здорового образа жизни. Незаменимым звеном современной системы ценностей является забота о здоровье, росте жизненной активности. Увеличивается количество людей, которые стремятся поддерживать себя в хорошей физической форме наравне духовным ростом. Поменялся и отношение работодателей к персоналу.
Все вышеперечисленное, создает условия для быстрого развития лечебно-оздоровительного туризма во всем мире.
Изложенный материал показывает, что необходимо регулярно проводить в санаторно-курортных организациях многообразную маркетинговую деятельность. Начало этой деятельности лежит в разработке стратегических намерений, сборе маркетинговой информации и проведении маркетинговых исследований, на основании которых необходимо создавать своеобразный маркетинговый комплекс, направленный на различные объекты коммуникаций.
Решение данных задач допустимо исключительно в рамках специальной управленческой структуры - отдела маркетинга, призванного планировать, организовывать, координировать и контролировать различные аспекты маркетинговой деятельности в санаторно-курортной организации.
Считается, что улучшение системы маркетинга немыслимо без одновременного совершенствования общей системы управления СКП, так как функции службы маркетинга являются необходимой частью управления.
Маркетинговые службы обязаны в равной степени успешно разрешать целый ряд вопросов по реализации общепринятой концепции маркетинга, так как они являются представителями интересов организации в отношениях с клиентами. Отдел маркетинга должен найти возможность предопределять и распознавать потребности на рынке, превосходить своих конкурентов в определении тенденций развития потребностей, перерабатывая их в идеи, и активно участвовать в планировании и разработке нового курортного продукта.
Подразделения маркетинга в рекреационной организации выполняют двоякую функцию: во-первых, они действуют как агенты по сбыту для всех остальных подразделений организации, а во-вторых, выступают как представители рынка, на которых они действуют. Таким образом, подразделения маркетинга представляют не только СКО на рынке, но и рынок в СКО.
Служба маркетинга СКО является составной частью общей структуры управления, но ее нельзя рассматривать как обособленный элемент и подходить к ее созданию упрощенно. Принятие организацией маркетинговой стратегии в качестве предпринимательской стратегии неизбежно влечет изменение подходов и приемов создания и функционирования организационной структуры санатория. Это связано с тем, что в организации меняются приоритет интересов и задач во внутренней и внешней среде ее деятельности, система ответственности на предприятии, появляются новые информационные потоки, подразделение, полностью отвечающее за адекватность потребностей рынка и возможностей организации.
Важной ответственной задачей для санаторно-курортного комплекса является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб санатория, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента и совершенствованию качества предоставляемых услуг.
В первой главе раскрыты теоретические сущность и специфика санаторнокурортного туризма.
Во второй главе проведен анализ маркетинга санаторно-курортного сферы путем определения понятия, целей, видов, особенностей.
В третьей главе дана характеристика санаторно-курортного комплекса «Golden», предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговых мероприятий на предприятиях санаторно-курортной сферы.
В мире развивается научно-технический прогресс, происходят рост в городах промышленности, что имеет, с одной стороны, позитивные, а с другой стороны, отрицательно воздействие на здоровье людей. Отмечается понижение функциональных способностей человеческого организма, что и выражается в нарушении деятельности его главных жизнеобеспечивающих систем. Наблюдаются как ухудшение здоровья населения, так и появление новых, серьезных заболеваний; существенно увеличиваются стрессовые нагрузки, а у человека накапливается физическая и моральная утомленность.
Вместе с тем, в мире прослеживается склонность к пониманию значения здорового образа жизни. Незаменимым звеном современной системы ценностей является забота о здоровье, росте жизненной активности. Увеличивается количество людей, которые стремятся поддерживать себя в хорошей физической форме наравне духовным ростом. Поменялся и отношение работодателей к персоналу.
Все вышеперечисленное, создает условия для быстрого развития лечебно-оздоровительного туризма во всем мире.
Изложенный материал показывает, что необходимо регулярно проводить в санаторно-курортных организациях многообразную маркетинговую деятельность. Начало этой деятельности лежит в разработке стратегических намерений, сборе маркетинговой информации и проведении маркетинговых исследований, на основании которых необходимо создавать своеобразный маркетинговый комплекс, направленный на различные объекты коммуникаций.
Решение данных задач допустимо исключительно в рамках специальной управленческой структуры - отдела маркетинга, призванного планировать, организовывать, координировать и контролировать различные аспекты маркетинговой деятельности в санаторно-курортной организации.
Считается, что улучшение системы маркетинга немыслимо без одновременного совершенствования общей системы управления СКП, так как функции службы маркетинга являются необходимой частью управления.
Маркетинговые службы обязаны в равной степени успешно разрешать целый ряд вопросов по реализации общепринятой концепции маркетинга, так как они являются представителями интересов организации в отношениях с клиентами. Отдел маркетинга должен найти возможность предопределять и распознавать потребности на рынке, превосходить своих конкурентов в определении тенденций развития потребностей, перерабатывая их в идеи, и активно участвовать в планировании и разработке нового курортного продукта.
Подразделения маркетинга в рекреационной организации выполняют двоякую функцию: во-первых, они действуют как агенты по сбыту для всех остальных подразделений организации, а во-вторых, выступают как представители рынка, на которых они действуют. Таким образом, подразделения маркетинга представляют не только СКО на рынке, но и рынок в СКО.
Служба маркетинга СКО является составной частью общей структуры управления, но ее нельзя рассматривать как обособленный элемент и подходить к ее созданию упрощенно. Принятие организацией маркетинговой стратегии в качестве предпринимательской стратегии неизбежно влечет изменение подходов и приемов создания и функционирования организационной структуры санатория. Это связано с тем, что в организации меняются приоритет интересов и задач во внутренней и внешней среде ее деятельности, система ответственности на предприятии, появляются новые информационные потоки, подразделение, полностью отвечающее за адекватность потребностей рынка и возможностей организации.
Важной ответственной задачей для санаторно-курортного комплекса является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб санатория, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента и совершенствованию качества предоставляемых услуг.
В первой главе раскрыты теоретические сущность и специфика санаторнокурортного туризма.
Во второй главе проведен анализ маркетинга санаторно-курортного сферы путем определения понятия, целей, видов, особенностей.
В третьей главе дана характеристика санаторно-курортного комплекса «Golden», предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговых мероприятий на предприятиях санаторно-курортной сферы.



