Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современное состояние санаторно - курортного комплекса Республики Татарстан

Работа №54395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы санаторно - курортного
дела 7
1.1. Санаторно-курортный комплекс: теория вопроса 7
1.2. История развития санаторно-курортного комплекса в России 12
1.3. Основные методы курортологического анализа 19
ГЛАВА 2. Современное состояние санаторно - курортного комплекса Республики Татарстан 28
2.1. Характеристика санаторно-курортного комплекса Татарстана 28
2.2. Анализ перспективных направлений развития санаторно -
курортного комплекса РТ. 40
2.3. Маркетинговые исследования санаторно-курортного
комплекса РТ. 44
ГЛАВА 3. Перспективные направления развития
санаторно курортного комплекса 54
3.1. Концептуальные предложения по развитию санаторно-курортного потенциала Татарстана 54
3.2. Разработка мероприятий по продвижению санаторно-курортного комплекса Татарстана 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ЛИТЕРАТУРА 75
ПРИЛОЖЕНИЕ


Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и одним из важнейших разделов национальной системы здравоохранения, позволяющих целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Еще созданная в СССР оригинальная санаторная система подразумевала общедоступность для всех слоев населения, чему способствовало постановление Совета министров СССР «О передаче профсоюзам хозрасчетных санаториев, курортных поликлиник и домов отдыха» (1960). В наши дни российское государство рассматривает санаторно-курортное дело как важнейшее звено в системе социальных мер по укреплению здоровья нации. Такие большие ставки на данный вид лечения и реабилитации определяются эффективным использованием лечебных факторов, существующих научных разработок и кадрового потенциала, российских традиций, многолетнего практического опыта. Татарстан занимает здесь ведущие позиции, развивая и совершенствуя санаторно-курортную систему. Санаторно-курортная сфера в России традиционно является составной частью государственной социальной политики и важным разделом системы здравоохранения. Сохранение потенциала курортной сферы и развитие курортного комплекса - одна из важнейших общенациональных задач, решение которой будет способствовать восстановлению и укреплению здоровья людей, снижению преждевременной смертности, инвалидизации населения, увеличению средней продолжительности и качества жизни.
Санаторно-курортное лечение является важной формой медицинской реабилитации: основная функция санаторно-курортных организаций -
восстановление здоровья людей, их реабилитация. Помимо восстановления здоровья граждан (реабилитации) санаторно-курортные организации призваны поддерживать нормальное состояние практически здоровых граждан - важнейшим направлением в системе государственного здравоохранения сегодня
становится медицинская профилактика. Особенно остро ощущается ее необходимость в последние годы, когда в динамике показателей общественного здоровья населения Российской Федерации стали превалировать негативные тенденции увеличения заболеваемости и смертности.
Россия обладает огромным и уникальным потенциалом, богатейшими климатическими и рекреационными ресурсами для создания современной санаторно-курортной индустрии, способной привлечь отечественных и иностранных туристов. Однако в результате произошедших изменений в экономике страны отечественный санаторно-курортный комплекс значительно утратил свою материально-техническую базу, а также отстал по качественным и технологическим показателям обслуживания от стандартов, принятых в мировой практике. Это обусловлено, с одной стороны, свертыванием финансовой поддержки Фонда социального страхования санаторно-курортных организаций, с другой стороны, увеличением численности индивидуальных потребителей, приобретающих курортные услуги за собственные средства и поэтому предъявляющих совершенно иные требования к уровню санаторного обслуживания.
Известно, что в условиях административно-командной экономики санаторно-курортный комплекс развивался исключительно за счет государственных средств, вследствие чего не ставились задачи осуществления рентабельной деятельности. Рыночные преобразования привели к тому, что сегодня более 63% российских здравниц уже не являются бюджетными и функционируют на условиях самоокупаемости. Санаторно-курортный продукт в большем объеме стал реализовываться посредством рынка, где конкуренцию ему составляют услуги SPA, Welness и др.
Санаторно-курортный комплекс всегда входил полноправной составляющей в комплексные региональные планы развития региона. Учитывая, что санаторно-курортный комплекс продолжает выполнять социальную функцию государства, последнее обеспечивает его частичное финансирование за счет внебюджетных фондов и различных целевых программ. Однако, функция государства в финансировании санаторнокурортного комплекса крайне мала, поэтому санаторно-курортные учреждения оказались перед необходимостью обеспечения загрузки своих лечебных мощностей за счет собственных маркетинговых мероприятий, подчиняясь законам рыночного хозяйства. Жизнеспособность каждого конкретного предприятия стала определяться ориентацией на приемы, методы и правила рыночного хозяйствования, что потребовало значительной диверсификации предоставляемых услуг, расширения функций и подсистем функционирования санаторно-курортного комплекса.
В новых условиях санаторно-курортные учреждения вынуждены самостоятельно утверждаться на рынке. Достижение рентабельного функционирования курортных учреждений представляется возможным только с учетом предоставления качественных разнообразных услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных потребностей, что требует тщательного анализа и пересмотра основных подходов в управлении санаторными учреждениями, перехода от госпитальной формы функционирования к сервисной, поиска путей повышения конкурентоспособности.
Все вышеизложенное определило актуальность выбранной темы для написания ВКР.
Цель данной ВКР - исследовать рынок санаторно-курортных услуг региона и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию конкурентоспособности санаторно-курортных услуг в здравницах Татарстана.
В соответствии с поставленной целью в ВРК необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы предоставления санаторно-курортных
услуг;
- выявить особенности рынка санаторно-курортных услуг в России;
- оценить потенциал развития санаторно-курортных услуг Татарстана;
- провести анализ услуг, предоставляемых в санаториях-профилакториях РТ;
- разработать рекомендации по развитию санаторно-курортных услуг для санаториев-профилакториев РТ;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является санаторно - курортная система Татарстана.
Предметом исследования является система организации и предоставления санаторно-курортных услуг.
При написании курсовой работы использованы труды отечественных и зарубежных авторов.
Методы исследования:
• Метод статистического анализа, соответствие медицинских профилей санаторно - курортных учреждений заболеваний населения.
• Метод составления каталогов курортных учреждений в соответствии с
адаптационным радиусом курортов, показание и противопоказание
гидроминеральных ресурсов курортов для лечения конкретных потребителей санаторно - курортных услуг.
В процессе выполнения ВКР были использованы методы сбора (анкетирование, анализ управленческой отчетности предприятия) и обработки (математические, статистические) информации.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что предложения и рекомендации, сформулированные и рассмотренные в ней, могут быть использованы с целью повышения эффективности предоставления санаторно-курортных услуг исследуемого санаторно-курортном учреждения. Практическая новизна: состоит в разработке концепции развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная ВКР посвящена особенностям предоставления и развития санаторно-курортных услуг в регионе.
Первая глава ВКР носила теоретический характер, в ней были рассмотрены теоретические основы предоставления санаторно-курортных услуг.
Мы сделали выводы, что санаторно-курортное дело занимает пограничное место между здравоохранением и туризмом, так как в него вовлекаются как специалисты медики-курортологи, так и специалисты в области туризма. В связи с этим предоставление санаторно-курортных услуг в последнее время именуют лечебным туризмом, а санаторно-курортное лечение - это медицинская помощь, осуществляемая на основе использования природных лечебных факторов.
Исходя из представленных данных в первой главе, можно сделать вывод, что лечебный туризм имеет свою специфику, ему присущи 4 основные функции:
1. лечебно-профилактическая,
2. реабилитационная,
3. превентивно-валеологическая,
4. анимационно-рекреационная.
Различают два вида санаторно-курортных учреждений по наличию лечения:
- санатории и пансионаты с лечением,
- санатории-профилактории.
Проанализировав российскую санаторно-курортную отрасль, сделали вывод, что она получила свое развитие еще во времена СССР. Основная масса санаториев и курортов в России построена и эксплуатируется еще с тех времён, часть из них была ранее ведомственными санаториями-профилакториями крупных промышленных предприятий.
Мы пришли к мнению, что в отличие от западной курортной системы она изначально являлась доминирующей в туризме и потому имеет самую распространенную сеть учреждений отдыха и наиболее мощную материально - техническую базу. Курортное дело в нашей стране в советское время было поставлено на серьезную основу как в области планомерного изучения и охраны природных лечебных ресурсов, так и в организации лечебного процесса на курортах.
Таким образом, рынок санаторно-курортных услуг России продолжает активно развиваться и в наши дни. Он испытал вместе с рынком туристических услуг негативное влияние мирового экономического кризиса, а и вместе с ним же активно восстанавливается.
Так же выявлено, что данному виду услуг присуща ярко выраженная сезонность. Так традиционно наибольшее количество санаторно-курортных услуг оказывается в период с июня по сентябрь, при всём этом самыми загруженными месяцами являются июль и август.
Отмечено, что основными особенностями современной ситуации с предоставлением санаторно-курортных услуг в России являются:
- снижение роли государства в управлении и развитии санаторно-курортного комплекса,
- несформировавшаяся структура источников его финансирования;
- осуществление хозяйственной деятельности санаторно-курортными учреждениями с использованием рыночного механизма;
- санаторно-курортные учреждения находятся в подчинении различных министерств и ведомств.
Во второй главе ВКР был проведен анализ курортологического потенциала и современного состояния санаторно-курортной отрасли в республики Татарстан. 
совершенствования и развития санаторно-курортных услуг.
Исследовав Приволжский федеральный округ (ПФО), территориально в который входит Татарстан, сделали вывод, что на территории ПФО функционирует 283 санатория и других учреждений данной отрасли. Наибольшее их число располагается в республике Башкортостан (46), а наименьшее - в Мордовии (9).
Татарстан, несмотря на стремительные темпы роста региональной экономики, массовым инвестициям извне, а также специальной программе по развитию туризма в республике, является аутсайдером на рынке санаторно-курортных услуг.
Потенциал санаторно-курортного комплекса Татарстана можно оценить как высокий с точки зрения природных факторов, однако для его дальнейшего развития и наращивания необходимы как поддержка со стороны правительства, так и внедрение и развитие современных форм и видов санаторно-курортного обслуживания и повышение качества предлагаемых услуг. Только в тандеме усилий со стороны руководства республики и коллективов санаторнокурортных учреждений возможно формирование и развитие полноценного и экономически эффективного санаторно-курортного комплекса региона.
На основании полученных данных анализа в третьей главе были определены концептуальные предложения по развитию курортного дела в Татарстане, а именно:
1. Содействие развитию активных и новых видов санаторно-курортного обслуживания.
2. Подготовка и внедрение адаптированной к международным и отечественным стандартам менеджмента качества серии ИСО 9001:2008 нормативно-правовой базы в процесс управления санаторно-курортным комплексом. 
3. Создание рекламно-информационного продукта, обеспечивающего продвижение национальных санаторно-оздоровительных услуг на основных направлениях рынка оздоровительного туризма.
Третья глава ВКР была посвящена вопросам развития предоставления санаторно-курортных услуг в Республике Татарстан и на исследуемом предприятии.
Для продвижения санаторно-курортного комплекса Татарстана разработали рекламную кампанию для одного санатория-профилактория (ОАО «Казаньоргсинтез»).
Рекламную кампанию следует проводить до начала высокого сезона, чтобы заинтересовать и привлечь как можно больше отдыхающих в период высокого сезона. В рекламную кампанию по продвижению услуг рекомендуется включить следующие мероприятия:
1. Баннерная реклама санаторно-курортных услуг на федеральном почтовом сервере www.mail.ru с переходом на сайт санатория-профилактория (100 тыс. руб./мес.).
2. Баннерная реклама концеренц-пакета на сайте электронной газеты Бизнес-онлайн (40 тыс. руб./мес.).
3. Контекстная реклама услуг отеля в системе Яндекс-директ (30 тыс. руб./мес.).
4. Имиджевая печатная реклама тура выходного дня в каталоге «Семья» (40 тыс. руб./мес.).
5. Имиджевая печатная реклама тура выходного дня и наиболее популярных санаторно-курортных услуг в каталоге «Выбирай. Казань» (50 тыс. руб./мес.).
Итого общие затраты на проведение рекламной кампании по продвижению услуг санатория-профилактория ОАО «Казань-оргсинтез» могут составить 260 тыс. руб./мес.
Разработали отдельный проект интернет - продвижения медицинских услуг санатория-профилактория ОАО «Казаньоргсинтез» по медицинским каналам.
Цель проекта: Получение новых профильных коммерческих пациентов.
Преимущества проекта:
• Продвижение главного конкурентного преимущества санаториев- медицинских программ
• Цена контакта значительно ниже, чем в Яндекс Директ(см. табл. 3.3)
• Рост эффективности за счет многократного воздействия на целевую группу клиентов благодаря продвижению одновременно по 5 популярным каналам.
• Элемент PR, как фактор, повышающий доверие к материалу. Одно дело, когда люди заходят на ваш сайт, и другое- когда встречают материалы о том, как здорово вы лечите по всему интернету, на популярных медицинских порталах и в медицинских центрах.
Поистине, бессмертным можно назвать лишь один тип рекламы — это сеть Интернет. Размещенное на успешном ресурсе объявление останется там навсегда и в любой момент будет доступна при поиске в поисковой системе.
На основе полученных данных, сделали следующие выводы о путях развития санаториев РТ- это:
1. Решение вопроса о возможности привлечения инвестиций и других форм вложения капитала при условии эффективного их использования для обновления и развития материально-технической базы здравницы.
2. Активнее привлекать на санаторное лечение средства добровольного медицинского страхования, предложить Министерству здравоохранения и Фонду социального страхования направить средства на профилактику болезней и реабилитацию пациентов в санаториях, санаторно-курортным учреждениям сотрудничать со страховыми компаниями, туристическими фирмами, постоянно участвовать на ярмарках путевок и выставках, напрямую работать с предприятиями и физическими лицами, шире использовать средства рекламы
3. Расширять перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств социального страхования
4. Шире практиковать местные формы продажи путевок: скидки, продажа путевок в кредит, дисконтные карты.



I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон N 132- ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 29.06.2015.
2. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 №2300-1 (с изменениями от 13.07.2015)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации части 1,2,3,4.- М: Омега- Л, 2015.- 176с.
4. ГОСТ Р51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»
5. Р 50.3.005- 2003 «Система сертификации ГОСТ Р. Временный порядок сертификации менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 900 1-2001 (ИСО 9001:2000)»
II. Специальная литература
6. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме. Практикум: Учебное пособие. / Л.В. Баумгартен. - М: КНОРУС, 2011 - 288с.
7. Бобырева, О.В. Менеджмент курортного хозяйства : учебное пособие / О.В. Бобырева. - Симферополь: Таврия, 2012.- 120с.
8. Брыкалов В.Н. Маркетинговые исследования спроса и предложения на рынке санаторно-курортных услуг: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Сочи, 2014. - 23 с.
9. Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. Учебное пособие. / А.М. Ветитнев. - М.: Медицина, 2011. - 224 с.
10. Ветитнев А.М. Современная концепция маркетинга санаторнокурортных услуг / А.М. Ветитнев. // Менеджер здравоохранения. - №3. - 2015.
С. 23-27.
11. Ветитнев A.M. Удовлетворенность потребителей как главный элемент качества санаторно-курортных услуг/ А.М. Ветитнев. // Стандарты и качество. - 2014. - N 7. - С. 54-57.
12. Ветитнев, A.M., Боков, М.А., Угрюмов, Е.С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. / А.М. Ветитнев, М.А. Боков, Е.С. Угрюмов. - Сочи: РИО СГУТиКД. - 2012. - 95 с.
13. Виноградова, М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина. - М.: Дашков и К,
2015. - 289 с.
14. Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации. - Здравоохранение Российской Федерации, 2015, N 2, с.3-7.
15. Денисов И., Мовшович Б. Семейное воспитание и профилактика. - Врач, 2015, N 1, с.4-8.
16. Джанджугазова Б.А. Применение маркетинговых стратегий на предприятиях санаторно-курортного комплекса (на примере города Сочи): Дис. канд. экон. наук. / Б.А. Джанджугазова. - М., 2012. - 164 с.
17. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие; 2-е изд. / М.А. Жукова. - М.: Кнорус. - 2013. - 192 с.
18. Капитонов В.Ф. Медико-демографическая характеристика некоторых типов семей. - Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2013, N 1, с.7-12.
19. Кликич, Л.М. Эволюция сферы услуг: особенности, закономерности, формы государственного регулирования: дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Л.М. Кликич. - Уфа, 2015. - 313 с.
20. Коблев, РМ. Совершенствование процессов управления конкурентными преимуществами санаторно-курортных организаций // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). - 2010. - Т.8. - ч.3. -Ростов-на- Дону: изд-во ЮФУ
21. Коблев, Р.М. Управление санаторно-курортным комплексом в условиях рыночных отношений / Р.М. Коблев // Журнал «Аспирантов и докторантов». - Курск, 2010.
22. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуен, Дж. Мейкенз /Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 787 с.
23. Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов / М.И. Круглов. — М.: Русская Деловая Литература, 2011. — 768с.
24. Лесник, А.Л., Смирнова, М.Н. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. / А.Л. Лесник, М.Н. Смирнова. - М.:ООО «САС ПЛЮС». - 2012. - 126 с.
25. Никитина О.А. Особенности функционирования санаторнокурортного комплекса // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5 - С. 3438
26. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2011 . - 608с.
27. Савельева, Н.А Управление конкурентоспособностью фирмы / Н.А. Савельева. - М.: Феникс, 2013. - 382с.
28. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник./ Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2011. - 288с.
29. Саргаева Н. Оценка качества санаторно-курортных услуг и приоритетные направления их повышения. / Н. Саргаева. // Вестник КарГУ - Караганда. - 2012. - №2. - С. 32-35.
30. Стремоусов С.Г. Организационно-экономические факторы
обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций санаторно- курортной сферы: Дис. канд. экон. наук. / С.Г. Стремоусов. - Кисловодск, 2014. - 208 с.
31. Романова Г. Для туристической индустрии России актуальна проблема соотношения цены и качества - Интервью ректора Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 02.08.2011
32. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / А.В. Сорокина. - М., Альфа-М, 2012. - 264с.
33. Уокер, Дж. Р ВВЕДЕНИЕ в гостеприимство: учебник / Дж. Р. Уокер. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463с.
34. Фатхутдинов, РА. Стратегический маркетинг. Учебник. 9-е изд., испр. и доп. / РА. Фатхутдинов. - М.: Дело, 2011. - 448с.
35. Фатхутдинов, РА. Управленческие решения / РА. Фатхутдинов. - М.: М.: Инфра-М, 2013. - 314с.
36. Хряков, В.С. Санаторно-курортный комплекс: социально
экономические аспекты функционирования и развития / В.С. Хряков. - М.: Человек и Труд. - 2011. - № 1. - С.7-9.
37. Экономика предприятия (фирмы) / Под.ред.проф.Позднякова В.Я., доц. Прудникова В.М. - М.: ИНФРА-М. - 2012. - 319 с.
38. Экономика предприятия / Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2011. - 767 с.
III. Текущий архив
39. Устав санатория-профилактория от 15.05.2005 г.
40. Положение о предприятии или о его структурных подразделениях
41. Положения о повышении квалификации. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ