Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ

Работа №58852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико - методологические основы исследования политического консалтинга 9
§1. Понятие и сущность политического консалтинга 9
§2. Субъекты, типы и функции политического консалтинга 19
Глава II. Становление политического консалтинга в России 28
§1. Этапы становления и тенденции развития политического консалтинга
в России 28
§2. Эффекты воздействия политических технологий и опыта западных
стран на трансформацию политического консалтинга в России 36
Глава III. Особенности политического консалтинга в России 44
§1. Структура российского рынка политического консалтинга 44
§2. Специфика технологий политического консалтинга в России 55
Заключение 64
Список используемой литературы 69
Приложение


Актуальность. Одним из важнейших участников избирательного процесса является политический консультант. Ему принадлежит роль «дирижирования коммуникативным оркестром аппарата службы» . Заметим, что политические консультанты представляют собой сферу специалистов, ведущих постоянную политическую «закулисную игру». Они находятся на теневой стороне политических акций, кампаний. Образ кандидата-политика, «транслируемый» общественности, является синтезированным, созданным обликом, имеющим в себе следы влияния политического консультанта, и учитывающим ожидания электората.
Начальным этапом развития политического консалтинга является период 30-х гг. XX века в США, когда произошло образование первой в истории политической фирмы «Campaign Inc.», представляющей собой прообраз современной консалтинговой организации.
Что же касается России, то для нашей действительности политический консалтинг является относительно новым явлением, сформировавшимся только в 90-х годах прошлого века. В начале пути политического консалтинга в России, основное содержание профессии сводилось лишь к регулированию и корректировке мнений об образе политика у избирателей. Основатель центра политического консалтинга «Никколо М» И.Е. Минтусов по поводу этого заявляет: «Суть профессии политконсультанта заключается в том, чтобы, оставаясь в глубокой тени, с наибольшей выгодой высветить личность заказчика» . Образ кандидата включал в себя проекцию свойств, присущих электорату. «Имидж в определенной степени идеализирует позиционируемый образ, либо преувеличивая его выгодные черты, либо наделяя его дополнительными».
Актуальность данного исследования, во-первых, обусловлена тем, что политический консалтинг, относительно новое явление в России и данный феномен мало изучен, поэтому целесообразно подробно изучить сферу политического консалтинга в России. Во-вторых, необходимо выяснить, применим ли опыт западных стран к российской действительности или все же необходимы особые механизмы реализации и функционирования политического консалтинга в России. В частности, приближающиеся выборы президента России в 2018 году обуславливают значимость данной проблемы. Потому что в штабах кандидатов в президенты работают политконсалтинговые фирмы, которые вносят огромный вклад в работу предвыборных кампаний.
Степень научной разработанности проблемы. Данной проблеме в политической науке уделяется значительное место. Многие исследователи использовали прикладные и теоретические работы ученых, которые помогли заглянуть вглубь данной проблемы. Существует большое количество работ, посвященных становлению политического консалтинга в России.
Для рассмотрения сущности политического консалтинга прежде всего, обратимся к зарубежным монографиям. До начала 80-х годов политологи уделяли недостаточно внимания сфере политического консалтинга. Несмотря на то, что работы по этой проблематике появлялись и ранее, основное их содержание сводилось к рекомендациям и советам как победить на выборах, а полноценных научных исследований не было. Политический консалтинг является объектом исследования следующих политологов: Д. Далио , Д. Фаррела , С. Медвика , Д. Ниммо , Л. Сабато , Д. Ласропа . Монографические работы данных авторов базировались на синтезе данных, полученных в ходе социологических исследований, к которым можно отнести интервью, case-study (анализ ситуации), анкетирование и др.
За последние годы отмечалось появление как переводных изданий по исследуемой тематике, так и новейших разработок российских авторов. В отечественной науке политический консалтинг рассматривается в трудах К.Э. Аксенова7 8 , О.В. Блиновой , В.Э. Гончарова , Е.В. Егоровой , И.И. Засурского , О.А. Матвейчева , Е.Г. Морозовой , Г.В. Пушкаревой , А.В. Санаева . Работы российских авторов по заданной тематике посвящены в большинстве своем психологическим аспектам, касающихся взаимодействия политического консультанта с клиентом (Е.В. Егорова), исследованию электорального поведения граждан на выборах (К.Э. Аксенов), разработке избирательных технологий и подробного их анализа (О.В. Блинова, О.А. Матвейчев, Е.Г. Морозова, Г.В. Пушкарева). Например, известнейшие во всем мире политконсультанты Джозеф Наполитан и Дерек Хатчесон в своих работах описывают основы политического консалтинга, его этапы становления в мире. В последнее время в российской политической науке начинает появляться интерес не только к практическим аспектам политического консалтинга, но и к его теоретическому осмыслению. Это обстоятельство повышает актуальность, значимость данной работы. Выявление особенностей развития политического консалтинга в России предопределило выбор темы, объекта и предмета данной работы.
Объект исследования - политический консалтинг в России.
Предмет исследования - специфика российского политического консалтинга.
Цель исследования - выявить характерные черты политического консалтинга в России.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические основы политического консалтинга.
2. Обозначить существующие классификации видов политического консалтинга.
3. Выявить этапы становления политического консалтинга в мире и в России.
4. Изучить возможности современной сферы политконсалтинговых услуг в России и политических технологий, используемых в российском политическом процессе.
5. Исследовать структуру и специфику российского рынка политического консалтинга.
6. Выявить особенности российского политического консалтинга на федеральном уровне.
Методы исследования. Основная исследовательская проблема: выживет ли политический консалтинг в существующей политической системе РФ? Чтобы ответить на данный вопрос в исследовании был использован качественный метод - экспертный опрос. В качестве экспертов выступили эксперты в области сферы политического консалтинга, а также, практические работники данной сферы - политконсультанты. Целью использования метода интервью было выяснение особенностей и проблем политического консалтинга в России. Наряду с этим методом, следует отметить другие: структурнофункциональный анализ, case-study, системный метод, исторический метод.
Гипотезы исследования:
1. Политическому консалтингу в современной России свойственно стабильное и полноценное функционирование.
2. В России применяется практика заимствования зарубежного опыта политического консалтинга.
3. В России сложилось негативное отношение (в основном среди политиков) к политическому консалтингу.
Научно-практическая значимость исследования.
Научно-практическая значимость работы выражается в том, что результаты и выводы данного исследования могут найти применение в комплексном изучении различных измерений современной политики, многоаспектных проблем функционирования политического консалтинга в рамках избирательного процесса. Идеи и выводы исследования расширяют проблемное поле целого ряда прикладных политических дисциплин, таких как политический менеджмент, политический анализ и прогнозирование, политическая реклама, РЯ в политике и государственное управление.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение феномена «политический консалтинг» дало конкретные результаты. В рамках исследования была поставлена цель - выявить характерные черты политического консалтинга в России. Для достижения цели были сформулированы задачи, выдвинуты гипотезы исследования. Чтобы лучше раскрыть заданную тему исследования был проведен экспертный опрос, который помог подтвердить и опровергнуть выдвинутые в рамках исследования гипотезы.
В первой главе были изучены интерпретации понятия «политический консалтинг», обозначены основные фирмы и личности - лидеры сферы политического консалтинга в России и в мире. Многие исследователи дают разные определения политического консалтинга. Обобщающим понятием можно назвать определение, которое предлагает Д.В. Новиков. Исследователь так обозначает политический консалтинг: «научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, политических лидеров, политических партий, групп давления в достижении целей изменения и преобразования политической ситуации, также сфера деятельности, связанная с предоставлением политическому деятелю рекомендаций, советов, помощи в разработке предвыборных кампаний, которые призваны обеспечить ему достижение определенных политических целей и задач» .
Вторая глава была посвящена изучению процесса становления российского политического консалтинга, а также роли и влиянии политических технологий на формирование и функционирование политического консалтинга в России. В современном мире управлению электоральным поведением уделяется огромное внимание. Поэтому роль политических технологий возрастает, вместе с трансформацией политической системы. Опираясь на мнения экспертов, был сделан вывод, что влияние
западных технологий на становление политического консалтинга очевидно, поскольку многие технологии и методы, используемые консультантами России, являются изобретением зарубежных ученых. Вопрос только в адаптации западных политических технологий под российскую специфику. Некоторые технологии очень гибки и поддаются некоторой трансформации и модернизации под отечественную среду. Но необходимо учитывать особенности политической культуры российского общества и довольно высокий уровень абсентеизма, который присущ значительной части населения России. Поэтому для лучшего эффекта и понимания их значения важно грамотное использование технологий и приемов политическими консультантами. Проанализировав зарубежные и отечественные источники, можно утверждать, что политический консалтинг в России развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега, например в США, где роль консультантов в политике гораздо выше. Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена, прежде всего, на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата. Американское общество предпочитает знать суть того, с чем политик идет во власть. В странах запада на политическом рынке конкурируют предвыборные программы, а не имиджи политиков, как это происходит в России. Российские послания для электората страдают идейной и тематической размытостью. Но политический консалтинг в России вынужден развиваться и соответствовать требованиям современного общества. Постепенно исчезают псевдоконсультанты, которые пришли в сферу политического консалтинга, будучи не профессионалами данной области. Политические деятели, заимствуя опыт западных стран, все больше предпочитают прибегать к
помощи профессиональных политических консультантов, нежели к применению административного ресурса.
Проводимые избирательные кампании, становятся всё более открытыми и доступными для обычных граждан. В свою очередь, общество в современном мире довольно заинтересовано в политической стабильности своего государства, поэтому возрастает интерес к политике. Главный инструмент участия граждан в политической сфере - это выборы. Поэтому, можно утверждать, что от правильно выстроенной предвыборной кампании кандидата зависит его успех и одобрение общества. Поэтому уместно говорить о профессионализации российских политических консультантов и политконсультантов, как главных помощников кандидатов на выборах. Учитывая особенности гражданской культуры, необходимо отвечать постоянно изменяющимся требованиям общества, поэтому консультанты не специализирующиеся в данной сфере не могут выжить в суровых условиях российской политической системы, а профессиональные консультанты, вынуждены совершенствоваться в рамках постоянно изменяющейся системы.
В третьей, практической части исследования, особое внимание было
уделено современной структуре и специфике российского политического
консалтинга. Особенностью российского консалтинга, прежде всего, является
направленность на формирование имиджа заказчика - «внешний» консалтинг.
Но существует тенденция к профессионализации сферы политического
консалтинга. Делается акцент не только на внешний образ заказчика, но и на
проведение сильных избирательных кампаний, привлекаются специалисты и
новые технологии. В данной части работы сосредоточилось основное
экспертное исследование по данной теме. Необходимо было выяснить, какого
нынешнее состояние рынка политического консалтинга в России и каковы
прогнозы экспертов в данной области о будущем политического консалтинга.
В вопросе о нынешнем состоянии консалтинга в России мнения экспертов
оказались неоднозначны. Первая группа выступила с защитой политического
консалтинга, утверждая, что сфера политического консультирования
66
функционирует вполне успешно и процветает. Напротив, вторая группа придерживается мнения, что сфера политического консалтинга в России находится в состоянии стагнации. И нет полноценного рынка политического консалтинга, поскольку специфика российской политической системы не допускает конкуренции, поэтому работа политических консультантов затрудняется. Но все же, рынок политического консалтинга, так или иначе, сформировался. Наметились основные лидеры-консультанты и организации сферы политического консалтинга, и был пройден сложный путь институционализации данной сферы. Заимствование опыта западных стран обусловил развитие политического консалтинга и продвижения его на политической арене России.
Анализ мнений и высказываний некоторых политических деятелей и представителей сферы политконсалтинга, подтолкнуло на выдвижение гипотезы: о негативном отношении к политическим консультантам и
консалтингу в России, которая была успешно опровергнута. В России негативного отношения к политическому консалтингу нет. Но все, же наблюдается безразличность к данной сфере среди политиков. Поскольку появление в начале 2000-х годов «жуликов» - непрофессиональных специалистов, поставило клеймо на работе всех политконсультантов. Но времена изменились, как и требования к политическим консультантам. Теперь в данной области остались в основном только профессиональные консультанты, что помогло укрепить репутацию политического консалтинга в России.
В рамках проведенного исследования экспертам был задан вопрос о
прогнозе относительно будущего политического консалтинга в России.
Прогнозы экспертов о выживании политического консалтинга на российском
политическом рынке в будущем оказались неоднозначны. Одни эксперты
утверждали, что политический консалтинг ждет светлое будущее, другие
опасались существующей политической системы, где в рамках отсутствующей
конкуренции и плюрализма политический консалтинг исчезнет. Обобщая
67
экспертное мнение, можно сделать вывод, что для развития политического консалтинга в России, нужно учитывать специфику политической системы. Необходима полноценная конкуренция политических партий, лидеров, состязательность выборов. И при должной работе политических консультантов, знании рычагов влияния на общество и при правильном применении новейших политических технологий, будущее политического консалтинга вполне позитивное.



1. Аксенов К.Э. Тайны избирательного бюллетеня / К. Э. Аксенов. - СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет, 2008. 333 с.
2. Андросова Л.А., Сиушкин А.Е. Политический консалтинг / Л.А. Андросова, А.Е. Сиушкин. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. 96 с.
3. Баширова, Я.Ф., Гутин, А.Т. Технологии политического успеха / Я.Ф. Баширова, А.Т. Гутин. М.: «Высшая школа управления», 2007. 78 с.
4. Блинова О.В. Советники: исследовательские и консалтинговые структуры России / О.В. Блинова. М: Центр политической информации, 2002. 228 с.
5. Блэк, С. Паблик рилейшенз. Что это такое? / С. Блэк. М.: Эксмо, 1990.
240 с.
6. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. Имидж лидера: технология создания и продвижения / О.В. Бухаркова, Е.Г. Горшкова. СПб: Речь, 2008. 222 с.
7. Василик М. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2001. 345 с.
8. Вуйма А. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений / А. Вуйма. СПб: Питер, 2008. 382 с.
9. Гончаров В.Э. Современное политическое консультирование / В. Э. Гончаров. СПб.: ИВЭСЭП, 2007. 220 с.
10. Гончаров В.Э. Странствующие рыцари демократии. Политические консультанты ХХ! века / В.Э. Гончаров. СПб.: ИВЭСЭП, 2014. 378 с.
11. Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е. Как делать имидж политика / Е.
В. Егорова-Гантман, Е.В. Минтусов. М.: Центр политического
консультирования «Никколо М», 1995. 237 с.
12. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы / И.И. Засурский. М.: Издательство МГУ, 2001. 288 с.
13. Зосименко И.А., Чернов В.А. Политический консалтинг: учебное пособие / И.А. Зосименко, В.А. Чернов. Ульяновск: УлГТУ, 2013. 190 с.
14. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.В. Иванченко, А.Е. Любарев. М.: Аспект Пресс, 2009. 232 с.
15. Киселев К.В. Символическая политика: власть и общество / К.В. Киселев. Екатеринбург, 2009. 190 с.
16. Кравченко В.В. Конституционное право Украины: учеб. пособие / В.В. Кравченко. 2-е изд., доп. К.: Атика, 2002. 510 с.
17. Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента / Т.Ю. Лебедева. М.: МГУ, 1995. 128 с.
18. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. М.: Планета, 1990. 80 с.
19. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. М.: Русская панорама, 2006. 680с.
20. Матвейчев О.А. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции / О.А. Матвейчев. М, Издательство МГУ, 1999. 148 с.
21. Мирошниченко А.В. Выборы : от замысла до победы : (предвыборная кампания в российском регионе) : учеб.пособие / А.В. Мирошниченко. М.: Центр, 2003. 304 с.
22. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии / Е.Г. Морозова. М.: РОССПЭН, 1999. 247 c.
23. Морозова Е.Г. Политическое консультирование и избирательный процесс / Е.Г. Морозова. М.: РЦОИТ, 2001. 127 с.
24. Новиков Д. В. Политическое консультирование: учебное пособие / Д. В. Новиков. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 108 с.
25. Охременко И.В. Электоральное поведение: теория вопроса. Учебное пособие. Ч.1. / И.В. Охременко. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. 52 с.
26. Подвинцев О.Б. «Черный PR» на выборах: мифы, реалии, методы противодействия / О.Б. Подвинцев. СПб, 2012. 47 с.
27. Поляков Л.В. Основы политического консультирования: теория и практика / Л.В. Поляков. М.: МГУ, 2004. 279 с.
28. Посадский А.П. Основы консалтинга / А.П. Посадский. М.: ГУ ВШЭ ,
2001. 238 с.
29. Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера / О.Ф. Потемкина. М.: Аспект Пресс, 2006. 98 с.
30. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебное пособие / Г. В. Пушкарева. М.: Дело, 2002. 366 с.
31. Санаев А.В. Выборы в России. Как это делается / А.В. Санаев. М.: Ось-89, 2007. 240 с.
32. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами / Ж. Сегела. М.: Вагриус, 1999. 264 с.
33. Ситников А.П., Морозова Е.Г. Справочник по политическому консультированию / А.П. Ситников, Е.Г. Морозова. - М.: ИМИДЖ-Контакт,
2002. 120 с.
34. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2000. 559 с.
35. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: В 2 т. / Под ред. М. Кубра. Пер. с нем. 2-еизд. М.: Интер эксперт, 1992. 156 с.
36. Шарков Ф.И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью»): учеб. пособие / Ф.И. Шарков. М., 2004. 458 с.
37. Юханов Н.С. PR-технологии и политическое консультирование в российской политике / Н.С. Юханов. М.: РУДН, 2008. 175 с.
38. Hutcheson D.S. How to win elections and Influence people: the development of political consulting in Post-Communist Russia // Journal of Political Marketing, 2006. № 4. 289 р.
39. Lathrop D.A. The campaign continues: how Political consultants and campaign tactics affect public policy / D.A. Lathrop. West Port: Greenwood, 2003. 335 p.
40. Nimmo D. Political Persuaders: The Techniques of Modern Election Campaigns / D. Nimmo. Englewood Cliffs: Press, 2001. 205 p.
41. Sabato L. The rise of political consultants: New ways of winning Elections / L. Sabato. N.Y.: Basic Books, 1981. 308 p.
42. Toffler A. The Third Wave / A. Toffler, пер.с англ. N.Y.: Batmanbook, 1980. 784 р.
Статьи
43. Богданова О.В. Политический консалтинг: функции, черты и сущность // Социально-гуманитарные знания. 2015. №7. 470 с.
44. Бутикова, К.О. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 5. 270 с.
45. Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика // Полис. 2013. № 1. 56 с.
46. Индексы одобрения деятельности В. Путина // Журнал «Власть». 2012. № 12. 116 с.
47. Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма. // Советник. 2002. №4. 120 с.
48. Медовников Д. Низкая конъюнктура конца истории // Эксперт. 2011. №6. 225 с.
49. Мишкенене Ю.Б., По ту сторону классического политконсалтинга // Сообщение. 2003. №4. 95 с.
50. Морозова Е.Г. От кустарничества к профессионализму: из опыта зарубежного политического консультирования // Полития. 1999. № 2. 149 с.
51. Морозова О.С. Абсентеизм как тип электорального поведения // Культура и образование. 2013. №2. 40 с.
52. Морозова Т. Имиджмейкер господин Минтусов // Литературная газета. 1999. №12. 57 с.
53. Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга). // Справочник по политическому консультированию. М.: ИНФРА-М, 2002. 430 c.
54. Насимов М.О., Паридинова Б.Ж. Консалтинг как объект политической науки // Социосфера. 2015. №4. 230 с.
Президентские выборы в России 2012 года. По данным электорального мониторинга 2011-2012 года // Власть. 2013. № 1. 80 с.
55. Пшизова С.Н. Политические консультанты в системе власти: отечественный и зарубежный опыт // Управленческое консультирование. 2009. №3. 171 с.
56. Пшизова С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем. // Полис. 2002. №1. 116 с.
57. Сазонова А.А. Этико-философские аспекты деятельности политического консультанта // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2016. №2. 341 с.
58. Сорокина Н. Пока существует хотя бы один политик // Советник. 2009. №2. 67 с.
59. Тернова М.А. PR- технологии как идеолого-коммуникативный компонент политических кампаний в России: теория и реалии // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. №2. 211 с.
60. Ткачук И.С. Основные подходы к определению сферы деятельности политического консалтинга // Общество XXI века: итоги, вызовы, перспективы. 2016. №5. 127 с.
61. Ткачук И.С., Коновалова М.А. Основные этапы развития профессионального политического консалтинга в посткоммунистической России // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016. №9. 134 с.
62. Файрушина М. З. Особенности становления и основные этапы развития политического консалтинга в федеральных и региональных избирательных кампаниях России // Вестник БГУ. 2010. №3. 849 с.
63. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1994. 180 с.
64. Шевцова Л. Как Россия не справилась с демократией: логика политического отката // Pro et Contra. 2014. № 3. 284 с.
65. Farrell D., Kolodny R., Medvic S.K Parties and Campaign Professionals in a Digital Age: Political Consultants in the United States and Their Counterparts Overseas // Harvard International Journal of Press Politics, 2001. №4. 317 р.
66. Medvic S.K. The Effectiveness of the Political Consultant as a Campaign Resource. // P.S.: Political Science & Politics, 1998. №2. 501 р.
Электронные ресурсы
67. Агиткампания заставила Путина "пахать по-западному". URL: http://minchenko.ru/press/press_1504.html свободно (дата обращения 29.03.2017).
68. Васейко А.В. Президентские выборы 2004 г. и 2012 г. Общий анализ изменений избирательной кампании В. Путина / А.В. Васейко. URL: http://www.hse.ru/mag/27364712/2013--15/83322685.html (дата обращения
29.03.2017) .
69. Владимир Путин зарегистрирован кандидатом в президенты URL: http://www.polemics.ru/articles/html (дата обращения 29.03.2017).
70. Владимира Путина признали незаменимым. URL: http://www.levada.ru/2014/05/15/vladimira-putina-priznali-nezamenimym/ (дата обращения 29.03.2017).
71. Восканян С.С. Практика политического менеджмента в России: состояние, проблемы, сценарии развития // Власть, 2015. №5. 203 с. URL: http://jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/1305 (дата обращения 22.04.2017).
72. Гиренко Ю. Кондотьеры публичной политики: политические
технологии и технологии в истории современной России / Ю. Гиренко URL: http ://www.roii.rsu.ru/men202nd20plan20issue203-06_17.pdf (дата обращения
28.03.2017) .
73. Громова О. Политконсультанты не спешат переквалифицироваться в
управдомы / О. Громова. М.: МГУ, 2004. 315 с. URL:
http://www.nr2.ru/17656.html (дата обращения 28.03.2017).
74. Единую Россию» отстраняют от президентской кампании Путина. URL: http://izvestia.ru/news/511427 (дата обращения 29.03.2017).
75. Клиенты заметно поумнели // Власть, 1999. №41. 90 с. URL: http://kommersant.ru/doc/16046 (дата обращения 27.04.2017).
76. Лоббизм как требование времени URL: http://www.dv-
reclama.ru/index.phtmp.id=2492 (дата обращения 28.03.2017).
77. Минтусов И. Е. 20 лет политконсалтингу - 20 лет «Никколо М». URL: http://www.aif.ru/politics/world/9704 (дата обращения 02.03.2017).
78. Политическому пиару в России 20 лет. URL: http://www.aif.ru/article/print/article_id/25085 (дата обращения 02.03.2017).
79. Путин отказался от дебатов. URL: http://pravdaoputine.ru/polls-2011- 2012/putin-otkazalsya-ot-debatov-gazeta-vek (дата обращения 29.03.2017).
80. Тамарин С. Г. Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий // журнал «Власть», 2013. № 2. 117 с. URL: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a59.htm, свободно (дата обращения
02.03.2017) .
81. Теория права. Государство и право. Абсентеизм и его причины. URL: http://www.auditkom.ru/absenteizm_i_ego_prichiny.html (дата обращения
17.03.2017) .
82. Чекшин А. Интервью с И. Минтусовым / А. Чекшин. URL: http://www.nikkolom.ru/2008/22_04_08_article.htm (дата обращения 22.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ