ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. История и теория искусств как компонент профессионального мышления дизайнера.
1.1. Терминологическая система предметных областей «изобразительное
искусство» и «дизайн» 14
1.2. Историческая оценка дизайна как вида художественной
деятельности 30
1.3. Стилистический анализ артефактов как фактор формирования профессиональной компетентности 48
Выводы по главе 1 65
ГЛАВА II. Педагогический потенциал истории и теории искусства в формировании компетентности дизайнера.
2.1. Компетентностный подход в обучении бакалавра-дизайнера:
регламентация в ФГОС, РУП, ОП 67
2.2. Эстетическое наполнение профессиональных компетенций бакалавра-
дизайнера 77
2.3. Формирование компетенции дизайнера на занятиях по истории и теории
искусства 90
Выводы по главе II 100
ГЛАВА III. Методические подходы для формирования профессиональной компетенции бакалавра-дизайнера на занятиях истории и теории искусства.
3.1 Программа исследования «Экспертная оценка методического подхода для формирования профессиональной компетентности бакалавров-дизайнеров средствами истории и теории искусства» 106
3.2. Результаты исследования «Экспертная оценка методического подхода для формирования профессиональной компетентности бакалавров- дизайнеров средствами истории и теории
искусства» 108
3.3. Визуализация первоначальной материальной формы и среды существования артефакта как средство понимания художественного
образа 117
Выводы по главе III 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
Сегодня дизайнер принимает участие в формировании практически всего, что окружает человека, от его компетентности зависит, будет ли среда окружающая нас соответствовать современным потребительским требованиям и нести эстетическую составляющую. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью формирования четко определённых компетенций дизайнера при его обучении, и формирования у него профессионального вкуса, широкого кругозора, мировоззрения, художественного мышления. Дизайнер должен профессионально ощущать взаимосвязь процессов жизнедеятельности людей и эволюции формообразования предметов с эстетическими представлениями эпохи. Он должен иметь представление об истории развития предметно-пространственной среды и понимать принципы ее развития. Так же дизайнер должен быть способен применить эти знания на практике. Уже начиная с XIX века, общество фактически не имеет единого стиля эпохи. На смену большому стилю пришел пестрый мир эклектики XIX века, который сменился отнюдь не менее пестрой картиной эстетизма XX века. Сегодня мы находимся, по сути, в стадии очередного этапа историзма, используя достижения предыдущих эпох, как исторических, вплоть до XVIII века включительно, так и эклектических XIX века, а так же модернизма и постмодернизма XX века. Несмотря на то, что со времен создания этих стилей прошло много времени, эпохи их актуальности ушли в историю, мировоззрение людей изменились, обществу уже нужны другие ценности. Если сейчас кажется, что прямое обращение к классическим стилям можно воспринимать как нонсонс или исторический анахронизм, то нам представляется, что не менее архаичным может быть расценено повторение и эклектические цитаты модернизма, а так же и его приемника - постмодернизма. Нам представляется, что, так же как и в прошлом
нынешнему обществу нужны другие, новые ценности, которые наиболее адекватно могли бы отразить состояние современного мира.
Средства для этого, как нам видеться, заложены в потенциале науки истории и теории искусства, так же в процессе обучения студенты могут рассматривать историю развития предметно-пространственного мира человека с точки зрения дизайна. Изучение истории развития предметно-пространственной среды должно происходить в рамках дисциплин истории и теории искусства, истории интерьера, истории архитектуры, истории дизайна, истории декоративно-прикладного искусства в целом и костюма в частности. Средствами искусствоведения возможно прямое или косвенное формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций дизайнера. Изучение истории предметно-пространственного мира, художественных форм, исторических стилей, в которых эти формы развивались должно происходить вместе с историей и четким осознание структуры их генезиса. Так же эта дисциплина имеет основополагающий потенциал в формировании художественного мышления и развитии эстетического вкуса. А наличие эстетического вкуса у дизайнера имеет определяющее значение как прививка против «китча». На наш взгляд такой подход поможет сформировать у будущих дизайнеров уровень, соответствующий современным требованиям профессиональной
компетентности.
Степень изученности проблемы: Этот вопрос в художественном образовании ставился всегда и в разное время разные культуры отвечали на него по-разному. Одни полагали, что искусство и формообразование структуры художественного образа всего окружающего мира должно вбирать в себя предшествующее, синтезировать или, переработав, рождать что-то новое. Другие отвергали историческое формообразование, полагая, что оно портит восприятие дизайнера, оказывает влияние на его творения, не позволяя создать что-то принципиально новое, идущее чисто от функции и потребности человека. Так во ВХУТЕМАСе запрещалось изучение 5
«прекладничеста», чтобы не засорять восприятие студентов. Рассуждения по поводу дизайна как культурного явления велись еще со 2-ой половины XIX - начала XX веков. Стоит отметить в этой связи работы мастеров предметного искусства, художников, архитекторов и теоретиков искусства: Г.Земпера, Дж.Рёскина [41], Г.Рида, Дж.Глоага, У.Морриса, посвященные проблеме соотношения развивающегося предметного художественного творчества и технического прогресса, проблеме художественно-эстетического освоения новых материалов и технологий, а также историческим закономерностям формообразования в искусстве. Дизайн как вид искусства дизайн рассматривался известными представителями эстетической теории - Т.В.Адорно, А.Банфи, Ю.Боревым, М.С.Каганом и др. Необходимо отметить работы «Дизайн как он есть» В.Л. Глазычева «Дизайн и культура» В.Л. Пигулевского В.О., диссертацию С.А. Муртазиной «Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"».
При изучении исследований в области обучения дизайну нами отмечен ряд противоречий:
• Между необходимостью формирования компетентности дизайнеров и
отсутствием осознания необходимости интегрированного изучения истории и теории искусства с другими дисциплинами, формирующими
профессиональную компетентность дизайнера.
• Между признанием роли истории и теории искусства в дизайне с одной стороны и неоднозначностью трактовки самого понятия дизайна и его взаимосвязи с искусством в целом с другой.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне можно выразить в виде научной проблемы заключающейся в том, что изучение истории и теории изобразительного искусства может подавить творческую индивидуальность, авторская неповторимость будет потеряна под грузом знаний прошлых стилей и эпох.
Цель исследования: выявление потенциала науки истории и теории искусства при формировании компетентности дизайнера.
Объект исследования образовательный процесс в вузах по направлению дизайна.
Предмет исследования педагогические условия формирования
компетентности студентов - дизайнеров при обучении в вузе с использованием потенциала науки истории дизайна.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы заключающейся в том, что изучение истории и теории изобразительного искусства может подавить творческую индивидуальность, авторская неповторимость будет потеряна под грузом знаний прошлых стилей, и эпох и определить тему диссертационного исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров средствами наук истории и теории искусства».
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: Формирование профессиональных компетенций студентов дизайнеров средствами потенциала науки истории и теории искусства будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1. Если будет организовано интегрированное изучение истории и теории искусства в которых будет особенно выделана роль исторических стилей, их эстетических основ
2. Формирование компетенции будет основано на анализе исторических объектов и предметно-пространственных сред, артефактов, являющихся характерными образцами наиболее содержательного формообразования той или иной эпохи. Данные примеры прошлого. С их логикой формообразования, позволят выработать современные принципы дизайна, которые позволят наиболее адекватно решить художественные образ вещи с корреляцией к конкретным условиям современности.
3. В процессе обучения должно происходить осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности людей, а так же принципиальное понимание новаций каждой эпохи.
4. Специально разработанными заданиями будет формироваться способность применить эти знания и принципы при решении современной дизайнерской задачи.
5. Будет обеспечена компетентность педагогического состава необходимая для преподавания истории и теории искусства.
6. Будет соответствующее обеспечение визуальным материалом и техническим оборудованием для его демонстрации.
Конструктивному достижению цели исследования способствует решение следующих задач:
1. Рассмотреть терминологическая система предметных областей «изобразительное искусство» и «дизайн».
2. Проанализировать историческую оценку дизайна как вида художественной деятельности
3 Рассмотреть стилистический анализ артефактов как фактор формирования профессиональной компетентности
4. Рассмотреть компетентностный подход в обучении бакалавра- дизайнера и компетенции, регламентированные в ФГОС, РУП, ОП
5. Выявить эстетическое наполнение профессиональных компетенций бакалавра-дизайнера.
6. Проанализировать средства формирование компетенции дизайнера на занятиях по истории и теории искусства
7. Собрать визуальный материал, демонстрирующий исторические формы и среды
8. Разработать программу исследования «Экспертная оценка педагогических условий формирования профессиональной компетентности бакалавров-дизайнеров средствами истории и теории искусства»
9. Провести опрос экспертов по оценке педагогических условий формирования профессиональной компетентности бакалавров-дизайнеров средствами истории и теории искусства.
Методологической основой диссертации стали работы зарубежных и отечественных культурологов, философов, эстетиков и искусствоведов, изучавших становление дизайна как особого культурного феномена в контексте процессов социокультурных изменений, в том числе В.О. Пигулевского, В.Л. Глазычева и др. Труды по истории искусства Э. Гомбриха, Д. Вазари, Э. Пановского. Труды по истории интерьера Матюниной Д.С.,Ч. Мак-Коркодэйла и др. Работы по педагогике А.М. Ааронова, А.В. Хуторского и др.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические - анализ исторической, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, изучение учебной, программной и нормативно-правовой документации, педагогическое моделирование;
б) метод экспертной оценки - опрос с целью выявления эффективности различного рода визуальных материалов в процессе преподавания истории и теории искусства и обоснованности их использования.
Научная новизна исследования заключается в том, что студенты- дизайнеры в процессе прохождений курса будут рассматривать историю развития предметно-пространственного мира человека с точки зрения дизайна. Изучение истории развития предметно-пространственной среды будет происходить в рамках дисциплин истории и теории искусства, истории интерьера, истории архитектуры, истории костюма и др. интегрировано с предметами, формирующими профессиональные компетенции дизайнера, такими как формообразование, эргономика, колористка, дизайн и т.д. Изучение истории предметно-пространственного мира, исторических стилей должно происходить вместе с изучением историей стилей, периодами их существования, исторических объектов и предметно-пространственных сред в них. Необходимо показать, как удачные наиболее характерные образцы сочетают все элементы формообразования дизайна. В процессе интегрированного обучения должны формироваться художественное мышление, осознаваться взаимосвязь процессов жизнедеятельности людей и процессов формообразования, накапливаться знания об истории развития предметно-пространственной среды и понимания принципов ее развития. Так же должна развиваться способность применить эти знания и принципы при решении современной дизайнерской задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в развитие педагогической теории в вопросах формирования компетентности дизайнера, заключающийся в том, что мы обосновали точку зрения, что дизайн существовал на протяжении всей истории человечества, хотя термина такого и не было. Формообразование объектов и организация предметно-пространственных сред всегда осуществлялось согласно одним и тем же принципам и критериям. В том числе всегда подразумевалась возможность их тиражирование, и этот фактор был одним из основных.
Мы пытались изучить оценку, которую дают преподаватели истории искусства и дизайна, значимости изучения изобразительного искусства. Результаты нашего экспертного опроса могут служить для дальнейшей разработки данного вопроса.
Наша оценка дизайна как творческой составляющая изобразительного искусства, уходящая в глубокое прошлое, позволяет расширить значимость дизайна в общественной жизни человека вообще. Мы ставим вопрос о специфическом изучении изобразительного искусства максимально приближенного к природе дизайна, с тем, чтобы студент не просто запоминал конкретные произведения искусства, а с тем, что бы он понимал , какой потенциал они несут для его формирования. В случае если компетенции дизайнера будут сформированы на высшем уровне, изучение истории искусств внесет значительный вклад в формирование его компетентности, а так же в развитие его способности к творческой деятельности. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований в этой области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при обучении студентов-дизайнеров в Вузах. Собранный нами пакет визуальных материалов может использовать как сопровождающий визуальный ряд в процессе преподавания дисциплины история искусств.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базах Приволжского Федерального университета» института филологии и межкультурной коммуникации высшей школы искусств им. Салиха Сайдашева на кафедре дизайна и национальных искусств, Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан, Национальной художественной галереи «Хазине», Казанского государственного университета культуры и искусств, филиала Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова в городе Казани и Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) сотрудников культурной сферы и искусства (ИДПО СКС).
На защиту выносятся следующие положения:
- прогностическая модель формирования компетентности студентов- дизайнеров в ВУЗе или училище, которая заключается в интегрированном изучении наук истории и теории искусства вкупе с другими дисциплинами, формирующими профессиональные компетенции дизайнера.
- потенциал искусствоведения при формировании компетентности дизайнера, заключающийся в изучении истории предметно-пространственного мира, исторических стилей вместе с историей и условиями времени их существования. Исторические объекты и предметно-пространственные среды, являющиеся достойными образцами удачного формообразования, могут стать объектами для изучения. Эти науки дают возможность проследить историю взаимодействия человека с этими объектами и средами и дают возможность осознать взаимосвязь процессов жизнедеятельности людей с процессами формообразования и принципами ее развития. Так же они формируют вкус студентов - дизайнеров и способность решать современные дизайнерские задачи.
- педагогические условия формирования проектных навыков, которые заключаются в том, что будет обеспечен соответствующий методический материал и обеспечена необходимая компетентность педагогического состава для преподавания истории и теории искусства с другими дисциплинами, формирующими профессиональные компетенции дизайнера.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфа, заключения и приложений, библиографии.
Апробацией результатов нашей исследовательской деятельности могут научно-исследовательские служить статьи, опубликованные с 2015 по 2016 годы:
Публикация в журнале рецензируемом РИНЦ:
1. Еманова Ю.Г., Журавлева О.П., Яо М.К. Доиндустриальная
эпоха: дизайн или не дизайн/Ю.Г.Еманова, О.П. Журавлева, М.К.
Яо//Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России :научный журнал.- 2015.-
декабрь.- №2 (8).- С.9-14.
А так же участие в конференциях:
2. Журавлева О.П. Яо М.К.Роль теории и истории искусства в формировании компетентности дизайнера//Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры: материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 19¬21 ноября 2014 года)/Отв. ред.: Р.Ф. Салахов, Л.Х.Кадыйрова, С.Д.Бородина.- Казань: Отечество, 2015.- С. 71-75.
3. Яо М.К., Еманова Ю.Г., Журавлёва О.П. Эстетические и
утилитарные аспекты дизайна//Многогранный мир традиционной культуры: проблемы изучения, сохранения и современной интерпретации: Материалы научно-практической конференции в рамках Международного конкурса- фестиваля традиционной художественной культуры «Этномириада» (Казань, 11 октября 2015 г.)/ КазГИК.- Казань, 2015.- С. 134-136.
Таким образом, мы пришли к выводам, хотя традиционно дизайн не считаются искусством и даже противопоставляется ему, воспринимать его стоит именно как вид искусства. Так как, если задуматься, качественный дизайн в утилитарных целях не всегда востребован, а современный дизайн удовлетворяет потребность человека в эстетике. Кроме того, проанализировав понятия и сущностные черты дизайна, формальные критерии по которым определяется дизайнерский объект, так же
проанализировав историю развития предметно-пространственного мира человека, мы пришли к выводу, что дизайн существовал с начала создания человеком первых предметов. Большинство принципов, применяемых дизайнерами сегодня, в той или иной мере применялись при организации сред и создании объектов на протяжении всей истории человечества.
Многие исторические артефакты, будучи одновременно и объектами искусства, являются достойными примерами удачного формообразования. Их анализ будет полезен при формировании компетентности современного дизайнера. Поняв движущие силы в их формообразовании и развитии, можно еще немного понять и саму природу человека. Понять, как человек мыслит и чего хочет от предметов, которыми себя окружает, и как в свою очередь они формируют его жизнь - на наш взгляд, это и есть ключ к успешному дизайну.
По-нашему мнению стоит шире смотреть на природу дизайна и признать, что и в доиндустриальную эпоху дизайн как таковой существовал, хотя термина такого и не было. Просто условия производства были иными, запросы к создаваемым предметам были разными, задачи ставились другие и решались с разным успехом (как в принципе и сейчас). И может быть эти решения нам сейчас непонятны, но они работали в свое время соответственно мировоззрению своей эпохи. Дизайн закрывал другие потребности общества и не всегда был массовым.
Мы считаем, что стоит начинать изучать формообразование именно из древности. Потому, что изучение чисто психологических и физиологических особенностей человека как представителя биологического вида, конечно, имеет огромное значение для дизайна, но только в течение длительных периодов времени можно наблюдать процесс использования объектов и его результаты. В истории можно лучшим образом проследить взаимосвязь формы и функции, формы и самовыражения, формы и образа жизни и т.д.
Предметно-пространственная среда всегда созвучна своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. Развитие многообразных искаженных направлений в искусстве, всегда созвучно своей эпохе. Вся история искусств, архитектуры, развитие предметно¬
пространственной среды в общем представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох происходила борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями. Однако при всей изменчивости форм в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки - композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени. В свою очередь стиль формировался образом жизни и мироощущением человека в конкретное время.
Так же дисциплина история и теория искусства несет в себе значительный потенциал для развития компетентности бедующего дизайнера. Она формирует художественное мышление, кругозор, фантазию, способность воспринимать и создавать художественный образ. В процессе изучения дисциплины у учащихся развивается непосредственно эстетический вкус, способность воспринимать и понимать прекрасное во всем его многообразии, оценивать эстетичное и уродливое объективно, а не согласно своим эстетическим представления. Она необходима в качестве прививки против «китча» для дизайнера.
Кроме того посредством истории и теории искусства возможно формирование компетенций, определённых как необходимые ФГОС. Это касается как общекультурных, так и непосредственно профессиональных компетенций. В формировании одних из них роль истории и теории искусства может быть весьма значительной, других косвенной, даже если эта дисциплина не формирует некоторые компетенции напрямую, она способствует общему развитию специалиста. Последовательное изучение истории и теории искусств, непосредственно формирует способность к генерированию новых идей для удовлетворения актуальных потребностей. Это происходит благодаря осознанию и прочувствованию взаимосвязи между процессами жизнедеятельности и формообразованием. Именно такой результат и предполагается высоким уровнем формирования компетенции дизайнера по окончании изучения дисциплины.
Пласт информации об искусстве и формообразовании прошлых эпох не задавит творческой индивидуальности у будущего дизайнера в случае , если компетенции его будут сформированы до высокого уровня. То есть он будет иметь представление об основных закономерностях развития теоретических, исторических, культурных и творческих аспектов изобразительного искусства и дизайна, сможет увидеть взаимосвязь различных видов искусства и определить, какое влияние они оказали на развитие современного дизайна. Ориентируется в научно-методической и искусствоведческой литературе и способен подобрать необходимую информацию и использовать для проектной деятельности различные творческие источники. В этом случае деятельность его будет творческой. Лишь если уровень развития его компетенций будет низким, его деятельность будет подражательной.
Для большей эффективности образовательного процесса по данной дисциплине, по нашему мнению, необходимо использовать визуальные материалы. Согласно полученным нами результатам экспертного опроса разные виды визуальных материалов вызывают у них различную оценку относительно их эффективности и достоверности. Если графическое видение в виде научных реконструкций не вызывает сомнения у экспертов, то, например, творческие разработки любого рода как правило вызывают настороженную оценку. Однако по нашему мнению они будут эффективны, если использовать их, сопровождая примечаниями, суть которых, в том что художественное произведение могут не столько реконструировать прошлое сколько предлагают их современную, как правило, нравственную оценку. Иными словами, художественные реконструкции могут использоваться для моделирования актуальности художественного содержания произведения. Четверо из пятерых вполне определённо высказываются за использование музыкальных произведений, что в очередной раз убеждает нас в синтетическом характере художественного образа. В качестве приложения практически все отмечают, что главным способом изучения искусства является непосредственный контакт с произведениями.
Практически все, безусловно, считают одним из основных средств изучения самостоятельную работу по сбору и анализу информации, однако существует необходимость разработки методики самостоятельной работы. Использование студентами ресурсов Интернета для поиска информации так же является сложной проблемой. С одной стороны интернета действительно позволяет познакомиться с визуальным образом практически любого объекта изобразительного искусства. Однако большую проблему представляют собой большое количество неправильных или заведомо ложных материалов. Разработка методики анализа подлинных, фальсифицированных и неверных должна стать темой специальных исследований.
По нашему мнению, изучению истории и теории искусства должно уделяться особое внимание. Эта дисциплина так же важна для формирования компетентности дизайнера, как и дисциплины, формирующие его профессиональные компетенции, такие как эргономика, формообразование, колористика и т.д. Сам процесс преподавания должен постоянно коррелироваться с другими курсами, формирующими профессиональную компетентность дизайнера. Ведь в большинстве случаев на практике выходит так, что действия преподавателя направлены лишь на формирование низкого уровня, в этом случае подражательности не избежать.
1. Абаимова Е.Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен [Текст] / Е.Л. Абаимова : дисс. канд. фил. наук: 24.00.01.- Ростов-на- Дону.- 2009.- 147с.
2. Алексинский Д. П. Всадники воины. Кавалерия Европы/ Д. П. Алексинский, К.А. Жуков, А.М. Бутягин, Д.С. Коровкин.- М., АСТ; СПб.: Полигон, - 2005.-487, [1] с.:ил.,80 л. ил.
3. Ахремко В. А. Стили интерьера в дизайне типовых квартир / В. А. Ахремко. - Москва: Эксмо, - 2014.- 224 с.: ил.
5. Блеген Карл, Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака. Серия:
Загадки древних цивилизаций/ Карл Блеген.- М.: Изд.-во
Центрполиграф, 2004,-363 с.
6. Брайсон Б. Краткая история быта и частной жизни/ Б Брайсон, пер с англ. Т. А. Трефиловой.- М.: АСТ, -2014.- 637 с.
7. Буймистру Т.А. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии/ Т.А. Буймистру - М.: Издательство «Ниола-Пресс»,- 2010. -236 с.
8. Вейс Г. История культуры народов мира. Древний Рим. Возвышение и упадок империи/Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо, -2005.-144 с., ил.
9. Вейс Г. История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации/ Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо, - 2005.-144 с., ил.
10. Вейс Г. История культуры народов мира. Истоки Европейской цивилизации/ Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо, 2005.-144 с., ил.
11. Вейс Г. История культуры народов мира. Великие христианские государства. Англия. Франция. Германия/ Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо, - 2005.-144 с., ил.
12. Вейс Г. История культуры народов мира. Расцвет Византии. Арабские завоевания/ Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо, - 2005.-144 с., ил.
13. Вейс Г. История культуры народов мира. Великое переселение народов. Готы. Гунны. Славяне. Германцы/ Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо,-2005.-144 с., ил.
14. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы/ Г. Вейс.- М.: Изд.-во Эксмо,- 2005.-144 с., ил.
15. Винклер П.П. фон Все о холодном оружии/ П.П. фон Винклер М.: Изд.- во: Астрель. - 2013.- 640 с.
16. Геташвилли Н.В. Леонардо/ Н.В. Геташвили - М.: ОЛМА-ПРЕСС
образование, 2005.- 128 с.- (Галерея гениев)
17. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев.- М.: Издательство "Европа",-2006. — 320 с.
18. Грошкова Л.Г. Основные проблемы исследования древнего стеклоделия// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА».-2016.-С. 142-154.
19. Губайдулина Л.Э. Теория «Времен года» и ее значение в процессе
формирования компетентности дизанера // Сохранение художественно¬исторической среды современного города как духовного фактора культуры: Материалы международной научно-практической
конференции (Казань. 19- 21 ноября 2014 года/ отв. Ред Р.Ф. Салахов, Л. Х. Кадыйрова, С.Д. Бородина,- Казань; Отечество,-2015. - С. 128-132.
20. Еманова Ю.Г., Журавлева О.П., Яо М.К. Доиндустриальная эпоха: дизайн или не дизайн/Ю.Г.Еманова, О.П. Журавлева, М.К. Яо//Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России :научный журнал.- 2015.- декабрь.- №2 (8).- С.9-14.
21. Жмырова Е.Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи [Текст] / Е.Ю. Жмырова: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02.-Тамбов.-2008. - 210с.
22. Журавлева О.П. Яо М.К.Роль теории и истории искусства в формировании компетентности дизайнера//Сохранение художественно-
исторической среды современного города как духовного фактора культуры: материалы Международной научно-практической
конференции (Казань, 19-21 ноября 2014 года)/Отв. ред.: Р.Ф. Салахов, Л.Х.Кадыйрова, С.Д.Бородина.- Казань: Отечество, 2015.- С. 71-75.
23. Иттен Й. Искуссто цвета / Й. Иттен.- М.: Изд.- во: Д.Аронов ,-2010.- 96 с.
24. Кес Д. Стили мебели / Д. Кес - М.: Книга по Требованию,-2012. - 298 с.
25. Кар гром С. Тайный язык искусства. Иллюстрированный путеводитель по сюжетам, персонажам и символам западноевропейского искусства/ Сарра Кар Гром; пер с англ. яз. Э.Ш. Гараевой. - Москва: Астрель,- 2012.-255 с.
26. Ковешникова Н.А. История дизайна: учеб. пособие / Н.А. Ковешникова.- М.:Издательство «Омега-Л»,- 2011.-256 с.:- (Университетский учебник).
27. Кантор К. Правда о дизайне: Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985: история и теория/ Карл Кантор.-М,: Анир, -1996.-279 с.
28. Куллен П. Уориндер к. Философия цвета в интерьере/ Пенни Куллен, Кэролин Уоррендер.- М.: Перевод и издание на русском языке «Издательская группа «Контэнт»,- 2008.-167 с.
29. Котельникова Т.М. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство/ пер. с ит. Котальниковой Т.М.- М.: Астрель: АСТ, - 2011.- 414, [2] с., ил.
30. Лидвелл У., Холден К., Батлер Д. Универсальные принципы дизайна / У. Лидвелл , К. Холден, Д. Батлер .-Пер. А. Мороз.- СПБ.: Питер,- 2012.¬272 с.: ил.
31. Маилян Л.Р. Справочник современного дизайнера/ Л.Р. Маилян и др. под общ. ред. проф. Л.Р. Маиляна.- Ростов н/Д ;Феникс,-2014.- 431 с: ил.. [12] л. ил.
32. Мак-Коркодэйл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней / Ч. Мак-Коркодэйл.- М.: Изд.- во «Искусство».- 1990.- 248 с.
33. Маттезини С. Воины Рима. 1000 лет истории. Организация. Вооружение. Битвы / С. Маттезини. - М.: Изд.-во: АСТ .-2013.- 216 с.
34. Матюнина Д.С. История интерьера: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Дизайн архитектурной среды» / Д.С. Матюнина.- Волгоград: Изд.-во Парадигма, -2012.- 552+16 с.
35. Минервин Г.Б. и др. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Минервин, Д 44 В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. — М.: «Архитектура-С», - 2004, 288 с, ил.
36. Муртазина С.А. «Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"» [Текст] / С.А. Муртазина: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08.- Казань.- 2012.- 202 с.
37. Непомнящий Н.Н., Леонардо да Винчи. Опередивший время/ Н.Н. Непомнящий.-М: Изд-во: Вече.- 2014,- 272 с. ил.
38. Норман Д. Дизайн привычных вещей/ Дональд А. Норман; пер.с англ. Б. Л. Глушака.- М.: Манн, Иванов и Фербер,-2013.- 272 с.
39. Овинникова Ю.А. Эстетика: курс лекций./ Ю.А. Овинникова, В. Б. Рожковский - Ростов н/Д: Изд.-во Феникс 2008.- 350 с.
40. Окшотт Э. Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса/
Э. Окшотт, - Пер. с англ. М.К. Якушиной.- М.: ЗАО Центрополиграф, -
2004. - 398 с.
41. Орлов, А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие [Текст]/А.И. Орлов. - М.: ИВСТЭ, -2002. - 224 с.
42. Петрякова П. А. Технологическое образование: проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы: коллективная монография / под общ. ред. П.А. Петрякова. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. — 288 с.
43. Перегудов, Ф.И., Тарасенко, Ф.П. Введение в системный анализ [Текст]/ Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасеноков. - М.: Высшая школа,-1989 - 182 с.
44. Пигулевский В. О. Дизайн и культура / В.О. Пигулевский.- М.: Изд.-во «Гуманитарный центр»,- 2014.- 316 с.
45. Попова С. Н. Стиль и интерьер / С. Н.Попова.- М.: Астрель: АСТ,-2009.- 367 с.
46. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: учебное пособие/ В.Ф. Рунге.- М.: Архитектура - С,- 2006. - 160 с. ил.
47. Рёскин Дж. Лекции об искусстве / Дж. Рескин. М.: Изд. маг. «Книжное дело»,-1900.-319 с.
48. Тухбатуллина Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: монография / Л.М. Тухбатуллина, Л.И. Гурье. - Казань, 2010.
49. Сидельников, Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования / Ю.В. Сидельников. - М.: ИМЭМО АН СССР,-1990. - 220 с.
50. Уэйшенк С. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание/ С.
Уэйшенк.- СПб.: Питер, 2015.-272 с.: ил.- (Серия «Библиотека
специальста).
51. Шлиман Г., Илион. Город и страна троянцев. Том 2/ Генрих Шлиман.- М.: Изд.- во: Центрполиграф, 2009,- 550 с.
52. Щапова Ю.Л., «Очерки истории древнего стеклоделия»/Ю.Л. Щапова, - М.:Изд.-во МГУ,-1983.-200 с. 56с в скабк
53. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию/ У. Эко. - СПб.: Симпозиум.-2006.-540 с.
54. Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция/ К. Элам.- СПБ.: Питер,- 2012.-112 с.
55. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. Художественные направления и стили/ Е.В. Яйленко. - Ростов-на-Дону: ОЛМА-ПРЕСС Образование, -
2005. -128 с.
56. Яо М.К. Методическая специфика преподавания истории искусств //
Педагогика худ. Образования: история, методология, практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием, посвящ. 50-летию ф-ту худ. образ. ТГГПУ) (г. Казань, 9-10 дек. 2010 г.): в 2
ч./М.К.Яо, Ю.Г. Еманова- Казань: ТГГПУ, 2011. - Ч.1. - С. 412-416.
57. Яо М.К., Еманова Ю.Г., Журавлёва О.П. Эстетические и утилитарные
аспекты дизайна//Многогранный мир традиционной культуры:
проблемы изучения, сохранения и современной интерпретации:
Материалы научно-практической конференции в рамках Международного конкурса-фестиваля традиционной художественной культуры «Этномириада» (Казань, 11 октября 2015 г.)/ КазГИК.- Казань, 2015.- С. 134-136
58. Яо М.К., Еманова Ю.Г. Пробуждение творческой активности методом погружения в искусство/М.К. Яо, Ю.Г. Еманова //Актуальные проблемы теории искусства и художественного образования: сб. науч. трудов. Вып. 3/ Отв. ред.: З.М.Явгильдина, Г.И.Батыршина, Л.Г.Сафиуллина, Г.Р.Муртазина.- Казань: ИФИ КФУ, 2013.- С. 93-97.
Б)
59. Еманова Ю.Г., Яо М.К., Конькова Д.В., Депутатова А.П.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5; [Электронный ресурс] URL: http://www.science-
education.ru/119-15053 (16.05.16)
60. Дизайн и современность. Размышления о новом и старом в типографике
ХХ века. Часть 1 [Электронный ресурс] URL:
http://www.advertology.ru/article31001 .html (15.04.16)
61. Известник [Электронный ресурс] URL: http://interesnik.net/karfagen/ (12. 01.16)
62. Культура и культурология справочник [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.artap.ru/cult/x_eklektikos.htm (15.05.16)
63. Парадокс Кондорсе. - Электронный ресурс: [Режим открытого доступа]
http://ru.wikipedia.org/wiki/napagoKC KoHgopce (15.06.16)
64. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) "бакалавр") [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-1.pdf (20.05.16)