Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения ценностей с точки
зрения кросс-культурных факторов 6
1.1 Сущность ценностей и основные теории ценностей в психологии 6
1.2 Кросс-культурные факторы формирования ценностных предпочтений 19
Выводы по 1 главе 47
Глава 2. Исследование кросс-культурных различий ценностей современных
студентов 49
2.1 Описание методик и выборки исследования 49
2.2 Результаты исследования 52
Выводы по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы 67
Сложность проведения кросс-культурных исследований обусловлена наличием проблем, связанных с методологическими и процедурными аспектами психологической диагностики. Вместе с тем, актуальность данных исследований с каждым годом возрастает: происходит глобализация рынка мировой экономики, наблюдается тенденция активизации взаимодействия и связей различного уровня между носителями разных культур, имеющих разные ценностные ориентации, убеждения и вероисповедания. Поэтому, именно на почве культурных различий часто возникают разного рода противоречия, недопонимания, напряжения и конфликты.
Система ценностных ориентаций личности развивается в конкретных социокультурных условиях и отражают ценностные ориентации того или иного общества. Очевидно, что общественные ценностные ориентации оказывают серьезное влияние на индивидуальные ценностные ориентации, транслируя на них историко-культурную специфику.
Возможно, разрешению этих противоречий и налаживанию позитивного, конструктивного общения и взаимодействия между представителями разных культур, могут помочь сравнительные межкультурные, или кросс-культурные исследования ценностных ориентаций, как наиболее важного, «ядерного» образования личности.
В сравнительных межкультурных исследованиях ценностных ориентаций психологи применяют разнообразные методы. Проблема выбора метода исследования ценностных ориентаций представителей разных культур очень сложна и интересна. С одной стороны, исследование ценностных ориентаций сопряжено со многими проблемами. С другой стороны, дополнительные сложности в формировании подхода прибавляет специфика межкультурных исследований [3].
Категория «ценностей» вошла в научную проблематику во второй
4 половине XIX века и первоначально исследовалась в работах Р.Г. Лотце, Г. Риккерта, М. Вебера.
В американской научной школе проблема ценностей и ценностных ориентаций активно изучалась в работах В. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Фэриса и Дж.Г. Мида, Т. Парсонса, У. Л. Колба, В. Франкла, А. Маслоу и др.
В западноевропейской науке проблема ценностей и ценностных ориентаций развивалась в исследованиях таких авторов, как Р. Инглехарт, Х. Клагес, Е. Олдемейер, М. Рокич, Б. Шледер и др.
Исследования в области ценностных ориентаций проводились многими видными отечественными учеными. Среди них наибольший вклад внесли С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович,
А.Н. Леонтьев, А. Здравосмыслов, Ф.Е. Василюк, В.А. Ядов, Б.Ф. Ломов, В.Г. Алексеева, А.Г. Асмолов, Б.И. Додонов, Е.И. Головаха, Л. И. Анцыферова и др.
Однако, проблема исследования еенностей среди молодежи на основе кросс-культурных различий по-прежнему остается малоизученной.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: какова специфика ценностей студенческой молодежи в рамках кросс-культурных различий?
Объектом исследования становятся ценности современной студенческой молодежи.
Предмет исследования - кросс-культурные различия в ценностях современной студенческой молодежи (на примере молодежи Средней Азии и России).
Цель исследования - определить общее и особенное в ценностях студенческой молодежи, принадлежащей к разным этнокультурным группам.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические подходы к ценностям в теории психологии,
2) провести исследование кросс-культурных различий в системе ценностей студенческой молодежи из Средней Азии и России,
2) выявить специфику структуры ценностей студенческой молодежи из Средней Азии и России.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме
исследования, исследование, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые сделана попытка сравнить ценности молодежи из России и Средней Азии.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные результаты и выводы могут внести вклад в дальнейшее исследование по выявлению кросс-культурных различий в системе ценностей современной студенческой молодежи.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
При анализе литературы по теме исследования было выявлено, что система ценностей лежит в основе самоопределения личности. В студенческом возрасте формируется мировоззрение, а также определяются сами ценностные ориентации, которых будущий специалист будет придерживаться в течение долгого времени. Как показало наше исследование, ценности, которые были выдвинуты в предполагаемой гипотезе исследования, а именно ценность «доброта» и «безопасность», подтвердили свое положение, только на уровне индивидуальных приоритетов. К этому уровню относятся те ценности, которые являются руководящими в жизни человека, т.е. принципы, которых он придерживается.
1. В теоретической части работы мы попытались проанализировать современное состояние проблемы изучения ценностно-смысловой сферы личности и проблемы изучения активности в рамках концепции интегральной индивидуальности. Многообразие подходов к пониманию схожих по смыслу ценностных дефиниций привело нас к необходимости выдвинуть свое понимание взаимосвязи этих категорий и представить его в виде структурной схемы, на данном этапе носящей больше дедуктивный, нежели индуктивный характер, однако позволяющей наглядно представить взаимодействие элементов ценностно-смысловой сферы.
2. Опираясь на подход С.Л. Рубинштейна к пониманию направленности личности как имеющей две стороны: содержательную и динамическую, - которые следует рассматривать в единстве как две стороны одного процесса, мы изучали структуру ценностно-смысловой сферы личности, которая является неким «следом», «застывшим слепком», результатом действия смыслообразующей активности.
3. В целом результаты исследования поддерживают выдвинутую нами гипотезу.
Стоит отметить, что в группе студентов из Азии данные ценности значительно преобладают над показателями, полученными в ходе исследования другой группы. Также было выявлено, что ценность «гедонизм» является статистически важной в рамках нашей работы. Высокие показатели по «гедонизму» означают не только стремление к личным удовольствиям, но и важность положительного подкрепления, связанного с хорошо выполненной работой.
В начале исследования также была выдвинута гипотеза о различиях ряда свойств у студентов. Они также получили свое подтверждение в ходе эмпирической части исследования.
Полученные результаты полностью подтвердили выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.
Перспективой данного исследования мы видим более глубокий анализ содержания личностных особенностей студентов.
1. Алишев Б.С. Психологическая теория ценностей (системно-функциональный подход): Дис. ... докт. психол. наук. - Казань, 2002.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1997.
4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. - М.: Медицина, 1971.
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития
личности // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 426-433.
6. Аристофан. Облака // Античная драма. М.: Художественная литература, 1970.
7. Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно- смысловой сферы личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.
8. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. - 1998. - № 1. - С. 4753.
9. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. - С. 2382.
10. Богданчиков С.А. К.Н. Корнилов о конфликте двух экспериментально- психологических школ и внутренний конфликт К.Н. Корнилова // Мир психологии. - 2005. - № 2. - С. 165-172.
11. Бодунов М.В. Экспериментальное исследование психомоторного и интеллектуального уровней активности // О стимуляции активности учащихся в учебной деятельности. Процесс обучения. Тезисы докладов межреспубликанской конференции: психология активности человека и проблемы обучения. - Часть I. - Целиноград, 1976. - С. 13-14.
12. Божович Л.П. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
13. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.
14. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации личности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. М.: Институт психологии РАН, 1994. - С. 144157.
15. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2006.
16. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.
17. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989.
18. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. - 1993. - № 4. - С. 46-55.
19. Витютина Т.А. Ценностно-смысловая сфера больных шизофренией. Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 17. С. 241-258.
20. Волочков А.А. Исследование активности субъекта бытия в Пермской научной школе: этапы, итоги и перспективы исследования // XXIII Мерлинские чтения: «Активность - индивидуальность - субъект»: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 110-летию со дня рождения B.C. Мерлина, 2-4 октября 2008 г. - Пермь, 2008. - С. 11-14.
21. Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников). Дис. ... к.психол.н. Пермь, 1997.
22. Волочков А.А. Целостная активность субъекта
жизнедеятельности: теоретические модели и результаты исследований (Электронный ресурс). - Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University Reading/2008/VIII/uch 2008 VIII 00021.pdf.
23. Воронова Е.Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность. - Пермь: ПГПУ, 2008.
24. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собрание сочинений. В 6 тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
25. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 88-93.
26. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1991.
27. Гуревич К.М., Раевский A.M. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 29¬38.
28. Гусева Г.А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих. Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1999.
29. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студентов. - Автореф. дис. ... докт.психол.наук. - Новосибирск, 2009.
30. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности //
Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 2. - С. 3-13.
31. Двойнин A.M. Специфика ценностно-смысловых ориентаций
православной молодежи // Психологический журнал. 2011. № 5. C. 2335.
32. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе
психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. - С. 56-88.
33. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996.
34. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.: Алетейя, 1996.
35. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998.
36. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. - 1974. - № 5. - С. 67-76.
37. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Журнал Высшей школы экономики: Психология. - 2006. - Том 3. - № 3. - С. 3-34.
38. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. - М.: Смысл, 1993.
39. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. - СПб.: Питер, 2010.
40. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995.
41. Журавлёв А.Л., Дробышева Т.В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. 2010. № 5. C. 5-16.
42. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012 а. № 1. C. 3039.
43. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
44. Журавлева Н.А. Экономико-психологические характеристики личности с разным типом ценностных ориентаций // Психологический журнал. 2012 б. № 6. C. 34-49.
45. Забелина Е.В. Беспомощность в структуре интегральной индивидуальности и ее связь с коммуникативной активностью: на материале исследования подростков. - Дис. ... канд.психол.наук. - Ярославль, 2009.
46. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. - М.: ИП РАН, 2005. - С. 9-44.
47. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
48. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
49. Калугин А.Ю. Адаптационная функция ценностно-смысловой сферы личности // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы // Материалы Всероссийской научной конференции (21-22 ноября 2013 г.). - М.: ИП РАН, 2013. - С. 353-362.
50. Калугин А.Ю. Психометрический анализ двух вариантов
российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций» Э. Шострома // Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология. - Пермь, 2012. - № 3 (11). - С. 140-147.
51. Калугин, А.Ю. Психометрический анализ двух «ценностных» методик- аналогов: «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и опросник «Аксиологическая направленность личности» А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной / А.Ю. Калугин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1 (45). С. 62-79.
52. Калугин А.Ю. Сравнительный анализ типов ценностной
направленности личности российского студенчества (на примере исследований 2000 и 2012 гг.) // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В.
Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. М.: МАКС Пресс, 2013.
53. Калугин А.Ю., Волочков А.А. Сравнительный анализ двух российских адаптаций методики «Опросник личностных ориентаций» Э. Шострома // В мире научных открытий. - 2014. - № 3.3. (51). - С. 1541-1555.
54. Кампанелла Т. Поэтика // Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1981. С. 173-215.
55. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия // Психологическая диагностика. 2011. № 4. С. 4-114.
56. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. - Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007.
57. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2011. - № 1. - С. 168-181.
58. Красильников И.А. Психодиагностические возможности методики М- ЦД (модификация методики «УСЦД» Е.Б. Фанталовой) при
72 исследовании внутриличностного конфликта // Известия Саратовского университета. 2007. Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2. С. 69-73.
59. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 1992.
60. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2 изд. М.: Смысл, 2006.
61. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ: сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. VI вып. М., 1996 б. С. 5-23.
62. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: АН СССР, 1957.
63. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
64. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 2. С. 37-67.
65. Шрейбер Т.В. Детерминанты смыслообразующей активности личности: На материале исследования старших школьников. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ижевск, 2006.
66. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19-1. - С. 82-97.
67. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997.
68. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change. Sun-Francisco: Jossey-Bass, 1968.
69. Schwartz S.H. Universals in the Content and Structure of Values: Theory and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. M. Zanna. New York: Academic Press, 1992. Vol. 25. P. 1-65.