Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кросс-культурные различия в психо-социальном развитии младенцев России и Вьетнама

Работа №100893

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исследование психо-социального развития детей младенческого возраста 8
1.1. Обзор отечественных и зарубежных теорий психического развития 8
1.2 Психо-социальное развитие младенца 15
1.3 Обзор отечественных и зарубежных методик исследования развития младенцев 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Теоретические и эмпирические подходы к изучению факторов, влияющих на развитие детей 32
2.1 Обзор отечественных и зарубежных исследований общекультурных факторов,
влияющих на развитие детей 32
2.2 Обзор отечественных и зарубежных исследований кросс-культурных различий
развития детей 36
2.3 Кросс-культурные особенности факторов, влияющих на развитие детей России и Вьетнама 42
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Экспериментальное исследование кросс-культурных различий в психо-социальном развитии младенцев России и Вьетнама 50
3.1 Организация эмпирического исследования 50
3.2 Описание выборки исследования 51
3.3 Обоснование выбора методов и методик 52
3.4 Анализ и интерпретация результатов 60
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В

С развитием транспортной системы и межкультурной коммуникации, доступность переселения в другие страны возросла. Сегодня мы живем в многонациональной стране, и разные культурные традиции сказываются на рабочем процессе, общении между людьми, криминогенной обстановке и единстве общества.
По данным Росстата за 2017 год, Вьетнам занял первое место среди стран дальнего зарубежья, жители которых прибыли в Российскую Федерацию. С 2010 года по 2018 наблюдается рост численности въезжающих Вьетнамских граждан более чем в полтора раза, часть из которых прибыли с целями трудоустройства. Кроме трудовых мигрантов, есть школьники, студенты и аспиранты.
Известно, что именно детский возраст - это тот период, когда возможно эффективно скорректировать, сформировать важные области детского развития, что будет влиять на их адаптацию в обществе в дальнейшем.
Следовательно, исследования кросс-культурных различий развития человека, в частности младенца, являются актуальными в наше время.
Научная проблема и степень её разработанности.
Исследованиями в области психологии развития занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как: А. Бине, А. Адлер, Дж. Болдуин, К. Бюлер, Ш. Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Б. Аркин, С. Холл, В. Штерн, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.
Большой вклад в изучении, уточнении, понимании психического развития человека внесли, зарубежные ученые: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, Х. Вернер, Л. Кольюерг, Б. Скиннер, Э. Эриксон и др.; отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, 3 B. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, C. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Помимо созданных теорий психического развития человека, концепций и моделей, были созданы на их основе диагностические методики, возрастные периодизации.
С 50-х годов зарубежными психологами ведутся кросс-культурные исследования: B.C. Blount, E.J. Padgug, R.E. Brown, F. Halpern, W.A. Caudill, H. Weinstein, J.S. Chisholm, R.H. Woodson, E.M. Da Costa-Woodson, D.L. Clark, J.R. Kreutzberg, F.K.W. Chee, V.K. Das, N.L. Sharma, P.R. Dasen, L.H. Eckensberger, S. Ervin-Tripp, C.A. Ferguson, G.E. Finley, O. Layne, J.L. Fischer, N.A. Fox, D.G. Freedmann, N.C. Freedmann, S. Goldberg, и другие.
В зарубежной психологии с 2016 по 2020 год, кросс-культурные различия младенцев изучали: Kirchhoff, V. Woldarsky, Xie, H., C.J Yeh, W. Li и др.; X. Lin; M. Finno-Velasquez, H.L. MacMillan, C.-H. Chiu, L. Bozicevic, J.R. Lowe, L. Shneidman, E. Parlato-Oliveira, J. Buzhardt, M. Del Giudice; J. Redshaw, K. Dorn, W.W.Y. Tso, M. Kobayashi, M. Soderstrom, M. Köster, C. Farkas и др., W. Wang, M. Fuertes, V. Glover, S.D.M. Schaik и другие.
В отечественной психологии вопросами кросс-культурных различий младенцев занимались: М. И. Лисина, С. Ю. Киселев, А. А. Шведовская, И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина, О. А. Карабанова, А. Г. Лигостаева, И. Г. Морозова, Е.В. Ефремова, О. В. Митина, А. Ю. Варга и другие.
Современные кросс-культурные исследования младенцев (с 2016 по 2020 года) продолжают сбор данных в различных сферах детского развития, но сейчас появились направления, связанные с адаптацией, валидизацией и разработкой методов и методик. Помимо этого достаточно большая группа исследований включает влияние поведения, отношения, взаимодействия родителя на ребенка и наоборот. Происходит глубокая проработка причинно-следственных связей.
В современных исследованиях наблюдается фокусирование внимания на взаимодействие диады «значимый взрослый-ребенок» с помощью метода видео наблюдения: М.А. Лаврова, Л.В. Токарская; С.Л. Рубченя, Bennetts S.K., Mensah F.K., Green J., Hackworth N.J., Westrupp E. M., Reilly S. Mothers.
Однако, на сегодняшний день не существует исследований, посвященных кросс-культурным различиям детей России и Вьетнама кроме опубликованных результатов в рамках нашего гранта.
Объект: психо-социальное развитие младенцев.
Предмет: кросс-культурные различия в психо-социальном развитии младенцев Росии и Вьетнама.
Исходя из этого, сформулирована цель: выявить различия в психо-социальном развитии младенцев России и Вьетнама
Прописаны задачи:
1. проанализировать отечественные и зарубежные теории психического развития, методики исследования психического развития младенцев, кросс-культурные исследования различий развития детей;
2. подбор методов исследования (экспертное наблюдение и опрос);
3. проведение диагностики психо-социального развития с помощью выбранных методов;
4. проведение сравнительного анализа между данными психо-социального развития российских и вьетнамских младенцев.
Гипотеза исследования: младенцы России и Вьетнама имеют значимые различия в психо-социальном развитии со стороны: ухода за собой, саморегуляции, проявления эмоций к предмету и взрослому, вербальной коммуникации.
Теоретико-методологической основой исследования: культурно-историческая теория Выготского, концепция онтогенетического развития психики в общении М.И. Лисиной, общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных.
Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
• Эмпирические методы (для оценки детско-родительского взаимодействия использовалась методика «БЗР!» (И. Н. Галасюк и Т. В. Шинина) [10], для оценки развития младенцев использовались опросник «Вау1еу-111» (Н. Бэйли, С. Гринспен и коллектив авторов) [55]);
• Методы обработки данных: количественный, качественный, статистический анализ (И-критерий Манна-Уитни; Ковариационный анализ ЛПСОУЛ).
Научная новизна работы: данное исследование - это одна из первых попыток найти различия между Россией и Вьетнамом
Теоретическая и практическая значимость исследования.
На основе анализа психологической литературы обобщены и проанализированы сведения о развитии детей, в том числе результаты существующих кросс-культурных исследований детей, а также описана специфичность выборки.
Проведено эмпирическое исследование с последующим его анализом на специфической выборке испытуемых. В первую очередь, результаты данного исследования дают возможность родителю более экологично для ребенка взаимодействовать с ним. Помимо этого, результаты данного исследования позволят психологам, работающим с младенцами типично и атипично развивающимися, повысить качество работы с семьями, имеющими таких детей и разработать подходящие сопровождающие и коррекционные методики, основанные на кросс-культурных особенностях. А также, результаты данного исследования позволяют ученым приблизиться к формулированию общечеловеческих принципов развития ребенка (третий этап кросс-культурных исследований в сфере детского развития).
Данное исследование является частью лонгитюдного исследовательского проекта при поддержке гранта Российского научного фонда РФФИ.№ 19-513-92001 19.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы в количестве 77 источников, 3 приложения. Объём работы — 68 страницы печатного текста, который содержит 1 таблицу.
В рамках исследования имеется публикация:
1. «Различие маркеров детско-родительского взаимодействия у
детей с типичным и атипичным развитием» (2019).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по теме исследования показал, что на данный момент существует большое количество теорий, моделей, подходов, объясняющий развитие психики в онтогенезе. Также, разработано большое количество методик для диагностики развития младенцев, имеющих в основе разную теоретико-методологическую базу и обширный инструментарий. Обнаружено достаточно много исследований на тему кросс-культурных различий детей. В каждой из рассмотренных нами тем требуется провести дополнительные исследования и анализ уже имеющихся результатов, доработать классификации, модели развития детей, а также методики диагностики, для соответствия запросам времени и новым открытиям.
В данной работе впервые освещены кросс-культурные особенности младенцев России и Вьетнама с использованием методики научного наблюдения и опросника, что дает возможность в будущем сформулировать подход к сопровождению развития детей, опирающийся на кросс- культурный аспект, чем объясняется новизна и актуальность исследования.
В ходе работы были пройдены следующие этапы:
1. Проанализированы отечественные и зарубежные теории психического развития, методики исследования психического развития младенцев, кросс-культурные исследования различий развития детей, сформулированы выводы;
2. Сделано обоснование выбора методов и методик. Эмпирические методы: для определения психо-эмоционального развития, выбрана методика на основе видеонаблюдения ECPI и опросник нервно-психического развития детей Bayley-III . Методы математической статистики: U-критерий Манна- Уитни и ковариационный анализ ANCOVA;
3. Проведена диагностика психо-эмоционального развития у 10 российских типично развивающихся младенцев и 9 вьетнамских типично развивающихся младенцев без отягощенного анамнеза из полных семей с помощью методики ЕСР1 и Вау1еу-111;
4. Проведён сравнительный анализ между данными психо-социального развития российских и вьетнамских младенцев.
В результате:
1) Результаты статистической обработки при помощи И-критерия Манна-Уитни, показали что в маркере«средства общения предмет +», а также по шкалам «уход за собой» и «саморегуляция» есть статистически значимые различия с 99% вероятностью. А по маркерам «эмоциональные переживания к предмету +» и «эмоциональные переживания к взрослому +», а также по шкале «социальная среда» зона неопределенного результата с 95% вероятностью.
2) По результатам статистической обработки при помощи ковариационный анализ (ЛЖХ)УЛ) выявлено достоверное влияние фактора «среда» на пять переменных: маркеры: «средства общения предмет +», «эмоциональные переживания предмет +», «эмоциональные переживания к взрослому +», а также по шкалам «уход за собой», «саморегуляция». У Российской выборки показатели достоверно выше.
3) Полученные результаты можно проинтерпретировать следующим образом:
По шкалам ЕСР1 (ребенок):
- Российские младенцы проявили больше эмоций в мимике и крупной моторике в период взаимодействия с предметом или взрослым, вероятно, по причине того, что во вьетнамской культуре не принято ярко проявлять эмоции, что, скорее всего, демонстрируют вьетнамские родители при общении с младенцем.
- Вьетнамские младенцы показали меньшее количество по длительности использование вербальных средств общения при самостоятельном взаимодействии с предметом. Предположительно, это связано с меньшим проявлением эмоций младенцами, которые могли сопровождаться вербаликой, возможно имеет влияние факт более частого совместного взаимодействия младенцев и взрослых в период игры с предметами, а также определенную роль играет коллективистская культура вьетнамского общества в противовес индивидуалистической российской.
По шкалам Bayley-III:
- Навыки ухода за собой и саморегуляции у российских детей выше, предположительно, по причине того, что российские дети чаще всего играют в игры, связанные с когнитивным развитием, а вьетнамские дети чаще играют в игры, развивающие бытовые навыки. Вероятным фактором, повлиявшим на результаты мог быть фактор, связанный с представлениями родителей о идеальном ребенке (для российских родителей - «удобный» ребенок, для вьетнамских - всесторонне развитый). Также, одной из причин могла быть местность, в которой развиваются младенцы (преимущественно сельская у вьетнамских семей и городская у российских).
4) . Гипотеза: младенцы России и Вьетнама имеют значимые различия в психо-социальном развитии со стороны: ухода за собой, саморегуляции, проявления эмоций к предмету и взрослому, вербальной коммуникации, подтверждена. Исследование кросс-культурных различий психо - эмоционального развития младенцев России и Вьетнама можно считать успешно завершённым.
В заключении, хотелось бы отметить, что изучая кросс-культурные особенности детей, мы имеем возможность разработки новых способов профилактики нарушений в развитии, программ сопровождения адекватных культурным особенностям детей. Однако, имея в исследовательском арсенале такой объем методик, необходимо провести сравнительные исследования между этими методиками диагностики развития детей, а также провести подтверждение результатов настоящего исследования аналоговыми методиками.



1. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1986. № 1. - С. 28-40.
2. Ахутина Т.В. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые
данные [Электронный ресурс]/ Т.В. Ахутина, К.В. Засыпкина, А.А. Романова// Вопросы психолингвистики. 2013. №17. ПВЬ:
ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/ргебро8у1к1-1-гапп1е-е1ару-гагуй1уа-гесй1-поууе- йаннуе (дата обращения: 04.04.2020).
3. Бакушкина Н.И. Использование шкал Бейли (Вау1еу-111) для оценки нейрокогнитивного развития детей в норме и при патологии [Электронный ресурс]/ Н.И. Бакушкина, С.Ю. Киселев, О.А. Львова, Е.В. Сулейманова, И.В. Туктарева// Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. №1. ПВЬ: ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/18ро17ОУате-зЬка1- Ьеу11-Ьау1еу-ш-Шуа-о1депк1-неугокодшйунодо-гагуй1уа-4е1:еу-у-ногше-1-рп- ра!о1одй (дата обращения: 6.04.2020).
4. Беспамятных Н.Н. Методология кросс-культурного анализа: базовые концепты, направления и перспективы исследований / Н.Н. Беспамятных // Наука. Релнгя. Сустльство. 2008. № 1. - С. 11 - 19.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.
Бим-Бад // Словарь. 2002. [Электронный ресурс].
иВк:ййрз://ребадод1са1_Шс1юнагу.аса4еш1с.ги/2733/%П0%А0%П0%В5%П0% ВА%В0%В0%В0%ВБ%В0%В8%В 1 %82%Э 1 %83%Э0%ВВ%Э 1 %8Б%Э 1 %8 6%Э0%В8%Э0%В8 %Э 1 %82%Э0%В5%В0%ВВ%Э 1 %80%Э0%В8%Э 1 %8Б (дата обращения: 02.04.2020).
6. Большой энциклопедический словарь. 2000. [Электронный
ресурс]. ИВЕ:
Нир>: 21с.аса4еш1с.ги41с.п>1'епс3р 250230 %В0%А0%В0%90%П0%97%П0% 92%Э0%98%Э0%А2%Э0%98° оЭ0%95 (дата обращения: 02.04.2020).
7. Бондаренко О.М. Обзор диагностических методик для выявления
детей группы риска раннего возраста / О.М. Бондаренко // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2016. [Электронный ресурс].
URL:href="http://scienceforum.ru/2016/article/2016022975">http://scienceforum.r u/2016/article/2016022975(дата обращения: 30.03.2020 ).
8. Борги А.М. Теории и объяснения в психологии [Электронный ресурс]/ А.М. Борги, Ч. Фини // Теоретичн дослщження у психологй. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teorii-i-obyasneniya-v-psihologii(дата обращения: 03.04.2020).
9. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: адаптивная физическая культура. Э.Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2012. - 144 с.
10. Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «Оценка детско- родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ECPI- 2.0): практ. пособие — 2-е изд. И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. М.: Юрайт, 2018. - 223 с.
11. Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета. В.С. Гончаров. 2005. - 235 с.
12. Горкин А.П. «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия». А.П. Горкин. М.: Росмэн, 2006 - 560 с.
13. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. М. А. Гулина. СПб.: Питер. 2008 - 400 с.
14. Дидье Ж. Философский словарь. Международные отношения. Ж. Дидье. М. 2000. - 544 с.
15. Донцов Д.А. Методология и методики психологического
исследования познавательных процессов детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]/ Д.А. Донцов, П.В. Сабанин // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №6-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metodiki-psihologicheskogo- issledovaniya-poznavatelnyh-protsessov-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 30.03.2020).
16. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. В.П. Дудьев. М.: ВЛАДОС. 2008. - 366 с.
17. Запорожец А.В. Условия и движущиеся причины психического развития ребенка/ А.В. Запорожец// 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/files/93136/vestnik_psyobr_2012_n4_Zaporozhets.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
18. Игишев К.Е. Большая психологическая энциклопедия/ К.Е.
Игишев // 2008. [Электронный ресурс].
URL:https://psychology.academic.ru/1031/%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B D%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 08.04.2020);
19. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребёнка : энциклопедия : пер. с англ. / Р. Кайл //. - Санкт-Петербург Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК, Нева, Олма-Пресс, 2002. - 416 с.
20. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский //. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. - 512 с.
21. Киселев С.Ю. Комплексный подход в диагностике нейрокогнитивных функций у детей, имеющих риск развития расстройств аутистического спектра/ С.Ю. Киселев, О.А. Львова, Н.И. Бакушкина// Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). — С. 113-121.
22. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика / А.И. Кобзарь// М.: Физматлит, 2006. — 238 с.
23. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров //Академия. М. 2005.
24. КонсультантПлюс Некоммерческая электронная версия http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/(дата обращения: 04.04.2020).

25. Корсини Р. Психологическая энциклопедия [Электронный
ресурс]/ Р. Корсини, А. Ауэрбах // 2006.
URL: https: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/903/%D0%A0%D0%B0%D 0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D0%B5_%D 1 %87%D0%B5%D0 %BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%28human_developmen t%29 (дата обращения: 02.04.2020).
26. Косенкова Е.Г. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему [Электронный ресурс]/ Е.Г. Косенкова, И.М. Лысенко, Г.К. Баркун, Л.Н. Журавлева //. Журнал: охрана материнства и детства. №: 2 (20). Издательство: Витебский государственный медицинский университет (Витебск). 2012. С: 113-118. ISSN: 1608-9375.
27. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг // Серия «Мастера психологии». Спб.: Питер, 2001. — 992 с.
28. Краснова О.В. Врожденность факторов и предопределенность
этапов в теориях психического развития: достоверность положений подтверждается [Электронный ресурс]/ О.В. Краснова, А.А. Краснов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vrozhdennost-faktorov-i-
predopredelennost-etapov-v-teoriyah-psihicheskogo-razvitiya-dostovernost- polozheniy-podtverzhdaetsya (дата обращения: 29.03.2020).
29. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2. т. Т. 1. / А. Н. Леонтьев // М., 1983. 392 с.
30. Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический
процесс и психическое развитие/ Й. Лингарт// 1983. [Электронный ресурс]. URL: http://voppsy.ru/issues/1984/845/845152.htm(дата обращения:
02.04.2020).
31. Мацумото Д. Человек, культура, психология/ Д. Мацумото// Удивительные загадки, исследования и открытия. М. 2008. 672 с.
32. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко //. Прайм-ЕВРОЗНАК. М. 2003. 464 с.
33. Мулик А.Б. Факторы формирования ориентировочно¬
исследовательского поведения человека/ А.Б. Мулик, Е.Н. Кочубеева // Logos et Praxis. №6. 2007. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-orientirovochno- issledovatelskogo-povedeniya-cheloveka(дата обращения: 04.04.2020).
34. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров // М.: Компания Спутник+. 2006. - 191 с.
35. Пальчик А.Б. Лекции по неврологии развития/ А.Б. Пальчик // М: «МЕДпресс-информ», 2012. - 368с.
36. Петрова В.Н. Развитие ребенка в игре [Электронный ресурс]/
В.Н. Петрова// 2017. URL:
http: //detskij sadraduga. edusite. ru/DswMedia/bro shyuradlyadlyavospitateleypsixol ogiyaipedagogikaigrovogorazvitiyadoshkol-nikovrazvitievigredetey.pdf (дата
обращения: 04.04.2020).
37. Погожина И.Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах / И.Н. Погожина // Психологическая наука и образование. Том 8. № 3. 2016. С. 16¬31.
38. Подгорбунская Е. В. Особенности периодизации человека в
некоторых странах мира / Е. В. Подгорбунская // Вестник экспериментального образования. 2017. №4 (13). 2017. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-periodizatsii-zhizni- cheloveka-v-nekotoryh-stranah-mira(дата обращения: 01.04.2020).
39. Равич-Щербо И. В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко // М.: Аспект-Пресс, 1999. - 447 с.
40. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии/ В. Романова // Вопросы психологии / Ред. Е.В. Щедрина. 1997. №5 сентябрь-октябрь. - с. 118-130.
41. Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М. И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. №2. [Электронный ресурс]. НЕЕ: ййрз://суЬег1ешнка.ги/агйс1е/н/коп1дер1ыуа- дене/хза-оЬзсйешуа-ш-х-Изтоу (дата обращения: 05.04.2020).
42. Ткаченко К.С. Психология. А-Я/ К.С. Ткаченко //Словарь- справочник / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. - 448 с.
43. Токарская Л.В. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия/ Л.В. Токарская, М.А. Лаврова // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 86—92.
44. Токарская Л.В. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста: коллективная монография/ Л.В. Токарская, М.А. Лаврова, Н.И. Бакушкина, И.Н. Галасюк, Я.И. Коряков, О.Н. Пасечник, А.Б. Пальчик// Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ". 2019. - 206 с.
45. Толковый словарь по психологии. 2013. [Электронный ресурс]. ПРЕ:
ййрз://рзусйо1оду__б1с1юпагу.асабеш1с.ги/6495/%П0%9Б%П0%А1%В0%98%В 0%А5%В0%9Е%В0%А1%В0%9Е%В0%А6%В0%98%В0%90%В0%9В%В0 %АС%В0%9В%В0%9Е%В0%95_%В0%А0%В0%90%В0%97%В0%92%В0% 98%Э0%Л2%Э0%98%Э0%95 (дата обращения: 8.04.2020).
46. Туракулова Ф.А. Биологические и социальные факторы развития ребенка [Электронный ресурс]/ Ф.А. Туракулова, М.Ш.К. Хушназарова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. №2 (7). ПРЕ: ййрз://суЬег1ешнка.ги/агйс1е/н/Ью1од1сйезк1е-1-зо1з1а1пуе- 1ак1огу-га7УЙ1уа-геЬенка (дата обращения: 05.04.2020).
47. Туровская Н.Г. Неврологическая и психологическая оценка развития ребенка первого года жизни [Электронный ресурс]/ Н.Г. Туровская, О.В. Курушина, В.В. Деларю // Вестник ВолГМУ. 2015. №4 (56). иРЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nevrologicheskaya-i-psihologicheskaya-otsenka- razvitiya-rebenka-pervogo-goda-zhizni(дата обращения: 30.03.2020).
48. Фандо Р.А. Многовековой спор о роли наследственности и воспитания в развитии личности: история вопроса/ Р.А. Фандо // ИСОМ.
2018. №4-1. [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/mnogovekovoy-spor-o-roli-nasledstvennosti-i- vospitaniya-v-razvitii-lichnosti-istoriya-voprosa(дата обращения: 29.03.2020).
49. Филиппова Л. И. Обзор современных методов диагностики развития детей раннего возраста/ Л. И. Филиппова ZZ Problems of modern education : materials of the VIII international scientific conference on September 10-11, 2017. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 114 с.
50. Фрухт Р.В. Сравнительный анализ шкал развития детей первого года жизни [Электронный ресурс]/ Р.В. Фрухт, В.А. Тонкова-Ямпольская, A.A. Доскин ZZ Материалы XLVI научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (16-24 апреля 2018 г.) / под общ. ред. В.Д. Альперович; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 644 с. URL: http:ZZapp.sfedu.ru/sitesZdefaultZfilesZpage_attach/sbornik_nedeli_nauki_app_2018. pdf (дата обращения: 05.04.2020).
51. Шинина Т.В. Маркеры детской инициативы: оценка
видеозаписей детско-родительского взаимодействия/ Т.В. Шинина ZZ Материалы VIII международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста (ECCE 2019)». М.: Изд-во Московского университета.
2019. С. 140-141.
52. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
[Электронный ресурс].
URL: https: ZZpsychology_pedagogy.academic.ru/14315Z%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D 1 %81 %D0%B 8%D1%85%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 02.04.2020).
53. Ярощук Т.Г. Периодизация развития детей от 0 до лет в пределах возрастной нормы / Т.Г. Ярощук, В.Н. Олейник // Справочное пособие. Иркутск: ГАУ ИЩ ЦПММиСП, 2018. с -39.
54. Bayley D.B. Individual and team consensus ratings of child functionings/ D.B. Bayley, V. Buysse, R.J. Simeonsson // Dev. Med. Child Neurol. 1995. Vol. 37. - P. 246-259.
55. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development, third edition/ N. Bayley // San Antonio, TX: Harcourt Assessment; 2006.
56. Byiers B. J. International Review of Research in Developmental
Disabilities 5 International Review of Research in Developmental Disabilities [Electronic resource]/ B. J. Byiers, F. J. Symons //. Chapter Four - Issues in Estimating Developmental Level and Cognitive Function in Rett Syndrome. Author links open overlay panel.Volume 43, 2012. P. 147-18. URL:
https://doi.org/10.1016/B978-0-12-398261-2.00004-0 (date of access: 07.04.2020).
57. Casaer P. Age specific Approach to 118 Neurological Assesment in the first year of life / P. Casaer, L. Lagae // Acta Pediatrica Japonica. 1991. Vol.33. - №2. - P.125-138.
58. Degen H. F. The nature-nurture controversy in social and historical
perspective [Electronic resource]/ H. F. Degen // Psychology, Science, and Human Affairs: Essays in Honor of William Bevan, 2019. pp. 89-99. DOI:
10.4324/9780429303340-6. 2019. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 84924991337&doi=10.4324%2f9780429303340- 6&partnerID=40&md5=b0c451425baaaae6175e95f884974dd4 (date of access: 04.04.2020).
59. Galasyuk I.N. Interaction between a significant adult and a toddler: evaluation and psychotherapy, cross-cultural aspect./ I.N. Galasyuk, T.V. Shinina, S.Y. Kisilev, O.V. Mitina, A.Y. Varga // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Moscow, Lomonosov Moscow State University, 2-5 July, 2019). Moscow: Moscow University Press, 2019. P. 391-392.
60. Goldhaber, D. The nature-nurture debates: Bridging the gap
[Electronic resource]/ D. Goldhaber // The Nature-Nurture Debates: Bridging the Gap, pp. 1-178. DOI: 10.1017/CBO9781139022583. 2012. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 84923555099&doi=10.1017%2fCBO9781139022583&partnerID=40&md5=83c5f 922d9f7fbd626790dbb54b5277c (date of access: 04.04.2020).
61. Ho E.S. Ailu: An affordable sensorized toy for detection of neuro and motor delays in infants [Electronic resource]/ E.S. Ho, W. Torres, L. Prosser, M.J. Johnson // IEEE International Conference on Rehabilitation Robotics, 2019-June, pp. 994-999 2019. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 85071156714&doi=10.1109%2fICORR.2019.8779523&partnerID=40&md5=223 8072a18ea6b742d7711d5c05d70d4 DOI: 10.1109/ICORR.2019.8779523 (date of access: 04.04.2020).
62. Ispa J. M. Maternal intrusiveness, maternal warmth, and mother¬toddler relationship outcomes: Variations across low-income ethnic and acculturation groups. / J .M .Ispa, M .A .Fine, L .C Halgunseth, S. Harper, J . Robinson, L. Boyce, C. Brady-Smith // Child Development, 2004. Vol. 75, no. 6, pp. 1613—1631.
63. James R. Infant Mental Health. / R. James, E. Gary, E. Hiram M. Lawrence // Journal Volume 6, Issue 4. Research Article Maternal perceptual style and mother-infant play behavior First published: Winter 1985. C. 2-4.
64. Lickliter. R. Towards a Truly Developmental Epigenetics [Electronic
resource]/ R. Lickliter, D.C. Witherington // Human Development, 60 (2-3), pp. 124-138. DOI: 10.1159/000477996. 2017. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 85029749357&doi=10.1159%2f000477996&partnerID=40&md5=328bc47475ee5 b45d7731bfebf09e553 (date of access: 04.04.2020).
65. Lim. Cultural differences in emotion: East-West differences in emotional arousal level/ Lim, Nangyeon // Integrative Medicine Research. 5. 2016. 10.1016/j.imr.2016.03.004.
66. Mestechkina T. Parenting in Vietnam. [Electronic resource]/ T. Mestechkina, Son, Nguyen, Shin, Jin. // 10.1007/978-94-007-7503-9_5. 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/301987136 (date of access: 01.04.2020).
67. Moore D.S. The Developmental Systems Approach and the Analysis
of Behavior. [Electronic resource]/ D.S. Moore // Behavior Analyst, 39 (2), pp. 243-258. 2016. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-
84995482125&doi=10.1007%2fs40614-016-0068- 3&partnerID=40&md5=03b7766cabe0b533608d1ec4c156f4ff (date of access: 04.04.2020).
68. Moore. D.S. The Potential of Epigenetics Research to Transform
Conceptions of Phenotype Development. [Electronic resource]/ D.S. Moore // Human Development, 60 (2-3), pp. 69-80. 2017. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 85029741000&doi=10.1159%2f000477992&partnerID=40&md5=9cefc3a2e30db b2ef055554949b15ab1 (date of access: 04.04.2020).
69. Panksepp J. Neuro-Evolutionary Foundations of Infant Minds: From
Psychoanalytic Visions of How Primal Emotions Guide Constructions of Human Minds toward Affective Neuroscientific Understanding of Emotions and Their Disorders [Electronic resource]/ J. Panksepp, A. Clarici, M. Vandekerckhove, Y. Yovell // Psychoanalytic Inquiry, 39 (1), pp. 36-51. DOI:
10.1080/07351690.2019.1549910. 2019. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-
85062092821 &doi=10.1080%2f07351690.2019.1549910&partnerID=40&md5=6d 91e7f12bd51ad88bf118ba12e37aba (date of access: 04.04.2020).
70. Prechtl. H. F. R. The Neurological Examination of the Full Term Newborn Infant / H. F. R. Prechtl // Clinics in Development Medicine. — London : Philadelphia : SIMP/Heinemann, 1977. № 63.
71. Resende B. Infants' characteristics and skills: Dissolving the nature/nurture dichotomy [Electronic resource]/ B. Resende // Trends in Psychology, 27 (1), pp. 99-111. DOI: 10.9788/TP2019.1-08. 2019. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 85063486256&doi=10.9788%2fTP2019.1- 08&partnerID=40&md5=e614b66116272dcac5bd2d989310159b (date of access: 04.04.2020).
72. Robert B. McCall Monographs of the Society for Research in Child Development / B. McCall Robert // Vol. 39, No. 2, Exploratory Manipulation and Play in the Human Infant (Jul., 1974), pp. 1-88.
73. Roth W.-M. Biology | Culture [Electronic resource]/ W.-M. Roth, A.
Jornet // Cultural Psychology of Education, 3, pp. 33-55. 2017. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 85065442711&doi=10.1007%2f978-3-319-39868- 6_2&partnerID=40&md5=bfda4a236f23bf316a885b7081b404eb (date of access: 02.04.2020).
74. Roth. W.-M. Vygotsky, Spinoza, and Cultural Psychology of
Education [Electronic resource]/ W.-M. Roth, A. Jornet // Cultural Psychology of Education, 3, pp 1-26. 2017. URL:
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 85065414514&doi=10.1007%2f978-3-319-39868- 6_1&partnerID=40&md5=43276ec38b0ca8d11d93cf48d27cec8f (date of access: 02.04.2020).
75. Shvedovskaya A.A. Cross-cultural specifics of interaction between a significant adult and a child in Russia and Vietnam/ A.A. Shvedovskaya, I.N. Galasyuk, T.V. Shinina, T. H. Nguyen, T. L. Nguyen // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Moscow, Lomonosov Moscow State University, 2-5 July, 2019). Moscow: Moscow University Press, 2019. P. 395.
76. Wiley J.C. Moral orientations in psychology: Contrasting theoretical
perspectives [Electronic resource]/ J.C. Wiley // BMC Psychology, 7 (1), 2019. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-
85062044336&doi=10.1186%2fs40359-019-0287- y&partnerID=40&md5=bbe47073f731506daa800eb0699a37e9 (date of access:
04.04.2020).
77. Zerwas S. Maternal eating disorders and infant temperament: Findings
from the norwegian mother and child cohort study [Electronic resource]/ S. Zerwas, A. Von Holle, L. Torgersen, T. Reichborn-Kjennerud, C. Stoltenberg, C.M Bulik // International Journal of Eating Disorders, 45 (4), pp. 546-555. 2012. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-
84859711326&doi=10.1002%2feat.20983&partnerID=40&md5=085011935ac9b7 5df4da15afaa32ef5b DOI: 10.1002/eat.20983 (date of access: 04.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ